Ббк 88. 5 Удк 316. 6 Н92
Скачать 4.23 Mb.
|
189 Правило № 1. Работайте сосредоточенно Но когда это наконец произойдет, ритуал станет посто- янной составляющей вашей жизни, вплоть до того, что если вы его вдруг пропустите, это наполнит вас чувством беспокойства . Десятилетние исследования в различных областях пси- хологической науки все как одно приводят нас к заклю- чению, что если давать мозгу регулярный отдых, это повышает качество сосредоточенной работы . Когда вы садитесь за работу, работайте упорно . Когда заканчиваете работать — заканчивайте . Возможно, среднее количество времени, которое вы тратите на ответные письма, немного пострадает, но вы более чем восполните этот пробел за счет объема действительно важной работы, которую смо- жете сделать за день благодаря способности погружаться в работу глубже, чем ваши утомленные коллеги . Правило № 2 Смиритесь со скукой Чтобы лучше понять, как овладеть искусством углублен- ной работы, я предлагаю вам посетить синагогу Кнесес Исроэл в Спринг-Вэлли, штат Нью-Йорк, в шесть утра любого буднего дня . Если вы это сделаете, то найдете на парковке по меньшей мере двадцать автомобилей . Вну- три вы встретите около двадцати пяти членов общины, работающих над текстами, — некоторые из них, возможно, будут читать молча, беззвучно произнося слова древнего языка, другие, разбившись на пары, будут погружены в беседу . В одном конце помещения вы увидите равви- на, возглавляющего дискуссию в более многочисленной группе . Это утреннее собрание в Спринг-Вэлли пред- ставляет собой лишь малую долю из сотен тысяч орто- доксальных евреев, вставших в это утро пораньше, как они делают ежедневно, чтобы исполнить центральный догмат своей веры — посвящать каждый день некоторое время изучению сложнейшей письменной традиции рав- винистического иудаизма . 191 Правило № 2. Смиритесь со скукой В этот мир меня ввел Адам Марлин, член общины Кнесес Исроэл и один из регулярных посетителей этих утрен- них собраний по изучению Священного Писания . Как объяснил мне Марлин, его цель — разбирать по одной странице Талмуда в день (хотя порой ему не удается про- двинуться даже настолько) . Зачастую он работает в паре с хаврута — партнером по изучению Писания, чтобы продвинуться в своем понимании еще ближе к пределам своих возможностей . Однако в Марлине меня интересует не столько его зна- ние древних текстов, сколько тот тип усилий, который требуется для получения такого знания . Когда я брал у него интервью, он подчеркнул, что утренний ритуал требует от него немалых усилий . «Это очень напряженная и серьезная тренировка, состоящая большей частью из чего-то вроде “углубленной работы” [о которой ты пи- шешь], — объяснил он . — Я возглавляю развивающееся предприятие, но зачастую бывает так, что за весь день именно это требует от меня самого большого умствен- ного напряжения» . Такое напряжение не становится для Марлина чем-либо экстраординарным, наоборот, оно не- отъемлемая часть его практики . Как однажды объяснил его раввин: «Ты не можешь считать, что выполнил свои дневные обязанности, если не дошел до пределов своих умственных возможностей» . В отличие от многих ортодоксальных евреев, Марлин поздно пришел к вере и начал скрупулезно изучать Тал- муд только в двадцатилетнем возрасте . Эта незначитель- ная с виду подробность оказывается существенной для нашего исследования, поскольку благодаря ей Марлин может достоверно сравнить свое состояние до и после 192 Часть II. Правила воздействия на него этой умственной гимнастики . Ре- зультат оказался для него неожиданным . Хотя Марлин имел исключительно хорошее образование, когда начинал свою практику, — он окончил три учебных заведения, вхо- дящих в Лигу Плюща, — вскоре ему довелось встретить собратьев по вере, которые могли помериться с ним ин- теллектом, несмотря на то что посещали лишь небольшие религиозные школы . «Некоторые из этих людей добились больших успехов [в профессиональной области], — рас- сказал он мне, — но их интеллект развился не благодаря какой-нибудь продвинутой школе; я понял, что главную роль здесь сыграли ежедневные занятия, начавшиеся еще в пятом классе» . Через какое-то время Марлин начал замечать положи- тельные сдвиги в собственной способности к сосредото- ченному мышлению . «За последнее время мне удалось добиться более креативного подхода в своей деловой деятельности, — говорит он . — Я убежден, что это связано с моей повседневной умственной тренировкой . За долгие годы такое постоянное напряжение развило “мускулату- ру” моего ума . Это не было моей целью, когда я начинал заниматься, однако именно таков был результат» . Опыт Адама Марлина раскрывает важную особенность углуб ленной работы, а именно: способность к интенсив- ному сосредоточению — мастерство, которое необходимо развивать . Эта мысль может показаться очевидной после того, как она озвучена, однако она довольно далеко отсто- ит от общепринятого взгляда на подобные материи . По моим наблюдениям, большинство людей относятся к не- 193 Правило № 2. Смиритесь со скукой прерывной концентрации как к навыку наподобие чистки зубов нитью — чему-то такому, о чем вы знаете, как это делать, и знаете, что это для вас полезно, но пренебрегаете этим из-за недостатка мотивации . Такое представление может быть привлекательным, поскольку оно подраз- умевает, что вы можете за один день преобразить свою профессиональную деятельность из отвлеченной в сосре- доточенную, просто если сумеете в достаточной степени себя заинтересовать . Однако такой подход не принимает во внимание то, насколько трудно бывает сфокусировать внимание и сколько часов практики необходимо, чтобы «накачать умственную мускулатуру» . Другими словами, те порывы креативности, которые Адам Марлин теперь переживает в своей профессиональной деятельности, связаны не столько с его некогда принятым решением мыслить более сосредоточенно, сколько с его готовностью ежедневно, каждое утро тренировать эту способность . Однако мы приходим к еще одному важному выводу: ваши усилия по углублению своей сосредоточенности окажутся тщетными, если вы одновременно не будете от- учать свой ум зависеть от развлечений . Так же как спор- тсменам необходимо заботиться о своем теле даже в пере- рывах между тренировками, вам будет тяжело достигнуть глубокого уровня концентрации, если в остальное время вы станете бежать от малейшего намека на скуку . Подтверждение этой идее можно найти в исследовании, которое было предпринято Клиффордом Нассом, быв- шим профессором Стэнфордского университета, извест- ным исследованиями поведенческих стереотипов в эпоху цифровых технологий . Среди прочих открытий иссле- дование Насса показало, что постоянное переключение внимания во время работы онлайн приводит к продол- 194 Часть II. Правила жительным отрицательным последствиям для мозга . Вот как Насс обрисовывает свои результаты в интервью 2010 года, данном журналисту Национального обще- ственного радио Айре Флатов: Итак, у нас есть средства, позволяющие нам раз- делить людей на тех, кто постоянно находит- ся в состоянии многозадачности, и тех, у кого это случается редко, и различия весьма существенны. Многозадачные люди не способны отфильтровывать неважное. Они практически не управляют своей па- мятью. Они хронически пребывают в отвлеченном состоянии. Они задействуют гораздо более обшир- ные области своего мозга, чем необходимо для стоя- щей перед ними задачи… Фактически, во многом это умственные калеки. И в ответ на вопрос Флатов, могут ли такие хронически отвлеченные люди распознать, что их мозг перестроен: Люди, с которыми мы беседовали, постоянно говорят: «Слушай, когда мне действительно нужно сосредо- точиться, я просто отключаюсь от всего остального, и я сфокусирован как луч лазера». Но к несчастью, в их мозге уже развились такие привычки, из-за которых это невозможно . Неважное так и липнет к ним; они попросту не могут сконцентрироваться на одной задаче. [Выделено мною. — Авт.] Насс обнаружил, что после того как ум привыкает отвле- каться в любое время, ему уже сложно стряхнуть с себя эту предрасположенность, даже когда мы действительно 195 Правило № 2. Смиритесь со скукой хотим сосредоточиться . Говоря конкретнее, если в любой момент вашей жизни, когда вам грозит скука (скажем, когда вам нужно подождать пять минут в очереди или посидеть в одиночестве в ресторане, поджидая друга), вы утешаетесь тем, что заглядываете в смартфон, это говорит о том, что, скорее всего, ваш мозг уже перестроился до такой степени, что, подобно «умственным калекам», о ко- торых говорит Насс, он уже неспособен к углубленной работе — даже если вы регулярно отводите время на то, чтобы упражняться в концентрации . При помощи правила № 1 вы научились встраивать углуб- ленную работу в свое ежедневное расписание и поддер- живать ее при помощи методик и ритуалов, благодаря которым вы сможете постоянно достигать пределов своей способности к концентрации . Правило № 2 поможет вам значительно расширить эти пределы . В основе предлага- емых ниже методик лежит ключевая идея о том, что для получения наилучшего результата от навыка углубленной работы необходима тренировка, и как уже было разъяс- нено, такая тренировка должна преследовать две цели: совершенствовать ваши способности к интенсивному со- средоточению и одновременно преодолевать вашу тягу к отвлечениям . Эти методики включают в себя разно- образные подходы, начиная с изолирования себя от отвле- кающих факторов и заканчивая овладением особой формы медитации, которые вместе дают вам внятную дорожную карту для путешествия от точки, где ваш мозг измучен постоянными отвлечениями и не знаком с концентрацией, 196 Часть II. Правила до состояния инструмента, действительно способного на лазерную фокусировку . Делайте паузы не в состоянии отвлечения, а в состоянии фокуса Многие считают, что могут в любой момент переклю- чаться между отвлеченным состоянием и состоянием концентрации, однако, как я только что показал, такое предположение чересчур оптими стично . После того как наш мозг настроился на отвлеченное состояние, он по- стоянно к нему стремится . Опираясь на этот факт, я хочу предложить методику, призванную помочь вам заново перестроить свой мозг в конфигурацию, более пригодную для устойчивого выполнения задач . Прежде чем углубиться в детали, давайте для начала рас- смотрим распространенное средство борьбы с привычкой отвлекаться, которое, впрочем, не полностью решает нашу проблему, — я имею в виду «интернет-шаббат» (иногда это еще называют цифровой детоксикацией) . Обычно это означает, что вы отводите определенное время — как правило, один день в неделю — на полное воздержание от сетевых технологий . Так же как шаббат в Торе означает период покоя и размышления, предназначенный для со- зерцания Бога и его деяний, «интернет-шаббат» должен напоминать вам о том, что вы упускаете, пока остаетесь приклеенными к экрану компьютера . Остается неясным, кто первым высказал идею интернет- шаббата, однако заслугу ее популяризации обычно отда- ют журналисту Уильяму Пауэрсу, который прореклами- 197 Правило № 2. Смиритесь со скукой ровал этот метод в своей книге 2010 года «Blackberry для Гамлета», посвященной размышлениям о технологиях и человеческом счастье . Позже Пауэрс кратко изложил свои взгляды в одном из интервью: «Делайте то, что де- лал Торо, — учитесь оставаться немного отсоединенными в нашем мире, где все соединено друг с другом; не надо избегать этого» . Множество советов по поводу борьбы с отвлечением вни- мания следуют той же общей схеме: порой необходимо находить немного времени на то, чтобы уйти от шумихи . Одни освобождают один-два месяца в году, чтобы вы- рваться из этих тенет, другие по методу Пауэрса выделя- ют один день в неделю, третьи для той же цели отводят час-другой в день . Во всех формах этот метод приносит некоторую пользу, однако если мы взглянем на проблему с точки зрения перестройки мозга, становится ясно, что интернет-шаббат не способен сам по себе излечить мозг, склонный отвлекаться . Если вы правильно питаетесь только один день в неделю, это вряд ли поможет вам сбро- сить вес, поскольку все остальное время вы по-прежнему пихаете в себя что ни попадя . Точно так же если вы толь- ко один день в неделю посвящаете отдыху от отвлекаю- щих моментов, то вряд ли сможете справиться с тягой вашего мозга к подобным стимулам, поскольку большая часть вашего времени все так же посвящена их поиску . Я хотел бы предложить альтернативу интернет-шаббату . Вместо того чтобы время от времени планировать паузу в отвлеченном времяпрепровождении, для того чтобы сфокусироваться, вам следовало бы планировать паузы в сосредоточенном времяпрепровождении, во время кото- рых вы позволите себе отвлечься несколько раз . Давайте 198 Часть II. Правила для простоты предположим, что пользование Интернетом аналогично поиску отвлекающих стимулов . (Разумеется, вы можете использовать Интернет и для сфокусирован- ной и углубленной деятельности, однако для любителя постоянно отвлекаться это довольно трудная задача .) С этой же целью допустим, что работа в отсутствие ин- тернета аналогична более сфокусированному состоянию . (И здесь, конечно, можно отыскать способы отвлечения и без выхода в Сеть, однако им сопротивляться гораздо проще .) Далее, после того как мы приблизительно определились с этими категориями, предлагаемая стратегия действует следующим образом: запланируйте заранее, когда вы бу- дете пользоваться Интернетом, после чего постарайтесь полностью избегать его все остальное время . Советую вам держать на работе блокнот рядом с компьютером . В этом блокноте записывайте следующее время, когда вам будет разрешен выход в Интернет . До тех пор пока это время не наступит, не позволяйте себе никакой сетевой актив- ности, насколько бы сильным ни было искушение . Этот метод базируется на предположении, что использо- вание отвлекающих технологий само по себе не снижает способность мозга к концентрации . Зато постоянное пере- ключение — при малейшем намеке на скуку или труд- ность — от деятельности с низким уровнем стимуляции и высокой ценностью к деятельности с высоким уровнем стимуляции и низкой ценностью понемногу обучает наш ум не признавать состояний, в которых отсутствует но- визна . Такое постоянное переключение ослабляет ум- ственную «мускулатуру», отвечающую за упорядочение множества источников информации, требующих вашего 199 Правило № 2. Смиритесь со скукой внимания . Отказываясь от Интернета (и, соответственно, не отвлекаясь), мы перестаем поддаваться пагубной тяге и тем самым укрепляем умственную мускулатуру . Так, например, если следующий выход в Интернет в ва- шем расписании запланирован через полчаса, а вы уже на- чинаете ощущать скуку и желание отвлечься, следующие полчаса, когда вы будете сопротивляться этому желанию, превратятся в тренировку вашей способности к концен- трации . Если же вы составили такое расписание на весь день, то, соответственно, вам предстоит тренироваться до вечера . Хотя идея, на которую опирается этот метод, достаточно прямолинейна, применение ее на практике может ока- заться не столь простым . Чтобы помочь вашему успеху, далее я привожу три важных замечания, которые следует принять во внимание: Замечание № 1. Этот метод работает, даже если ваша работа требует часто пользоваться Интернетом и немедленно отвечать на письма Нет ничего страшного, если от вас требуется ежедневно проводить много часов онлайн или сразу же отвечать на полученные письма, — это означает всего лишь, что ваши интернет-сессии будут более многочисленными, чем у тех, чья работа не требует постоянно быть на свя- зи . Общая продолжительность ваших интернет-сессий далеко не настолько важна, как соблюдение перио дов, проведенных вами без Интернета . 200 Часть II. Правила Представьте себе, к примеру, что за двухчасовой период между двумя совещаниями вы должны запланировать проверку почты каждые пятнадцать минут . Далее до- пустим, что такая проверка занимает в среднем около пяти минут . Следовательно, на этом двухчасовом от- резке вы должны запланировать вылазку в Интернет каждые пятнадцать минут, тогда как остальное время будет посвящено деятельности вне Сети . В этом при- мере у вас в результате окажется около девяноста ми- нут за двухчасовой период, на протяжении которых вы будете отрезаны от Интернета и отвлечений . То есть вы получите достаточно продолжительный период трени- ровки концентрации, не жертвуя возможностью быть на связи . Замечание № 2. Независимо от того, как запланированы ваши интернет-сессии, за их пределами ваша жизнь должна быть абсолютно свободна от Интернета Такую цель несложно поставить перед собой в принципе, но в суматохе нашего обычного рабочего дня мы очень скоро сталкиваемся с трудностями . Придерживаясь этой стратегии, вы неизбежно столкнетесь с ситуацией, ког- да в самом начале офлайн-периода обнаружится, что вам необходимо найти какую-то важную информацию в Интернете, чтобы продолжать работу над своей теку- щей задачей . Если до следующей интернет-сессии остает- 201 Правило № 2. Смиритесь со скукой ся довольно много времени, вы можете застрять на одном месте . В таком случае появляется искушение сдаться, быстро посмотреть нужную информацию и затем вновь вернуться в офлайн-режим . Вы должны противиться этому искушению! Интернет соблазняет: возможно, вы будете думать, что посмотрите только одно нужное вам письмо из папки входящих, но затем окажется трудно не просмотреть другие «важные» сообщения, получен- ные за последнее время . Пару раз отступите от правила, и граница между интернет-сессиями и периодами вне Интернета станет восприниматься как необязательная, проницаемая — что сильно снизит действенность этого метода . Из этого следует, что в таких ситуациях совершенно необходимо, чтобы вы не выходили немедленно из оф- лайна, даже если у вас встала работа . Если возможно, переключитесь на другую, не связанную с Интернетом деятельность до окончания периода (или, может быть, даже позвольте себе в это время немного расслабиться) . Если это никак не получается — допустим, вам необходи- мо поскорее довести дело до конца, — то в таком случае правильным подходом будет изменить расписание так, чтобы следующая интернет-сессия началась раньше . Ключевой момент здесь, однако, состоит в том, чтобы эта сессия не начиналась сразу же; заставьте себя оставить по крайней мере пятиминутный зазор . Он не слишком сильно замедлит вашу работу, но с бихевиористской точ- ки зрения он важен, поскольку разделяет ощущение — желание вый ти в Интернет — и вознаграждение в виде такого выхода . |