Главная страница
Навигация по странице:

  • 193 казалось несколько отталкивающим, раз уж оно ведет туда, к мировому здоровью, к благому Зевесову пути и благоденствию с. 24]. К теме преодоления душевного страдания обращался Марк Туллий Цицерон

  • Аниции Манлии Северине Боэции

  • аацшщаоцущшацущацй. никифоров психология здоровья (7). Ббк я


    Скачать 3.65 Mb.
    НазваниеБбк я
    Анкораацшщаоцущшацущацй
    Дата22.10.2022
    Размер3.65 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файланикифоров психология здоровья (7).pdf
    ТипПрограмма
    #748965
    страница26 из 84
    1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   84
    188 Раздел II. Физическое, психическое и соииальное здоровье ных жизненных обстоятельств. Следует отметить, что несмотря на то что к и ник и подвергались насмешкам, горожане с интересом слушали их речи. Бочка Дио­
    гена в Коринфе стала местной достопримечательностью, а самому Диогену коринфяне поставили памятник. У к и ник о в было немало последователей в I I I в. дон. э. Однако со временем это учение начинает деградировать его идеи стали использоваться для оправдания эгоизма и паразитизма. Другая философская школа, в которой решалась проблема душевного здоровья, — эпикурейская. Известно, что Эпикур (342/341 — 271/270 гг. дон. э) написал за свою жизнь немало трудов, однако до нашего времени дошли всего три письма, в которых он излагает свое учение, и отдельные высказывания, зафиксированные другими авторами. Обращаясь в своих рассуждениях кр аз н ы м предметам, он неоднократно упоминает, что главная, по его мнению, цель философствования обретение душевного здоровья. Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься философией ведь никто не бывает ни недозрелым, ни перезрелым для здоровья души [6, с. 208 ]. Эпику р называл душевное состояние, к которому должен стремиться человека тара кси ей (гр ataraxia — невозмутимость, отсутствие волнений Благополучие и счастье — не в обилии денег, не в высоте положения, ие в должностях

    каких-либо или силе, нов свободе от печали, в умеренности чувств и расположении души, полагающей всему пределы, назначенные природой [6, с. 235-236]. Достичь здоровья души, по Эпикуру, значит прежде всего освободиться от страхов перед богами и смертью. Особое внимание Эпику рак проблеме страха смерти историки объясняют биографическими обстоятельствами. Философ с детства тяжело страдал от болезней и жил в предчувствии возможной кончины. Он пришел к выводу, что освободиться от страхов помогает трезвое рассуждение, исследующее причины всякого выбора и избегания и изгоняющее лживые мнения, которые производят в душе величайшее смятение, с. 212]. Благодаря рассуждениям мудрый человек понимает, что богам нет дела до людей, а самое страшное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения, так как, когда мы существуем, смерть еще не присутствует а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем [6, с. 209]. Еще одно условие атараксии — ограничение желаний. Мудрый человек выбирает то, что удовлетворяет его насущные потребности. Удовольствие, которое он при этом получает, полезно для телесного здоровья, а привычка к скромной жизни делает его свободным от страха перед неблагоприятными случайностями Величайший плод довольства своим ограничения желаний — свобода [6, с. 224]. Эпикур предупреждал, что общественная жизнь опасна для того, кто ищет душевного покоя, отсюда его известный призыв « Живи незаметно [6, с. 2 3 6 ] . Не следует, однако, противоречить сложившимся обычаям. В частности, это касается жертвоприношений. Эпику р считал, что боги в них не нуждаются, однако мы. будем приносить жертвы благочестиво и правильно, по законам, нисколько не тревожа себя обычными мнениями относительно существ самых лучших и уважаемых. те. богов. Кроме того, мы будем свободны от всякого обвинения по отношению к высказанному мнению ведь так можно жить согласно с природой [6, с. 222-223].
    Глава 8. Душевное здоровье и культура
    189 По свидетельству современников, жизнь Эпикура соответствовала его принципам. Он владел домом и садом, в котором собирались сторонники его учения, поэтому его школу иногда называют Садом Эпикура». Посещавшие егоза н яти я образовали общину, куда входили не только ученики, но друзья, их дети, рабы и гетеры. Добровольные пожертвования поддерживали общину, жизнь в которой была весьма скромной. Пищей служили хлеб и родниковая вода, время проходило в мудрых беседах. Несмотря на физические страдания, Эпику р сохранял свое душевное здоровье благодаря философским занятиям. Марк Аврелий передает слова Эпикура, который утверждал, что, болея, он не вел спр их од ив ш ими бесед о страданиях тела, а продолжал вникать в природу первостепенных вещей, пользуясь случаем, следил затем, как мысль, участвуя в таких телесных движениях, остается невозмутимой и охраняет собственное благо ( Марк Аврелий Антонин. Размышления СПб., 1993. — С. 53). Тема душевного здоровья становится одной из ведущих в стоической философии. Это направление возникло в Афинах в III в. дон. э, получив свое название от греческого слова stoa — галерея, или портик. Под сводами расписного портика произносил свои речи основатель стоицизма Зенон из Кит и я . Идеи греческих философов были восприняты и развиты римскими авторами. Принято выделять три этапа развития стоического учения
    • древняя Стоя Ш - П вв. дон. э основные представители Зенон, Кл е ан фи Х рис и п пс ред н я я Стоя (II—I вв. дон. э Панетий и Пос и дон и й ) ;
    • поздняя Стоя ( I - I I вв. н. э Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий). Заметим, что произведения древних и средних стоиков нед о шли до нас целиком. Об их взглядах можно судить по сообщениям других античных авторов. Творения же поздних стоиков дошли в виде полных книг. Несмотря на некоторые различиям о ж но выделить общие идеи этих мыслителей относительно того, как человек может достичь душевного покоя и невозмутимости. Стоики полагали, что миром управляет Бог, который проявляет себя как универсальный вселенский Разум (Логос, законы Природы, Необходимость, Судьба, или Рок. Бог порождает Космос и воплощается во всех его частях, поэтому Космос — одушевленный целый организм. Человек, как и все в Космосе, несет в себе частицу Бога Разум есть нечто иное, как частица божественного дыхания, заложенная в человеческую плоть. Присутствие в человеке божественного Разума позволяет ему добровольно подчиняться законам, управляющим Космосом в целом и его индивидуальной жизнью в частности Высшая цель — жить в согласии с природой — согласно своей природе и общей природе, ничего не делая такого, что запрещается общим законом, а именно правильным разумом, проникающим все [2; т. 1, с. 493]. Стоики много рассуждали о страстях, классифицируя и описывая их. Например, Зенон выделял четыре вида страстей печаль, страх, вожделение, удовольствие. Все страсти, с позиций стоической философии, противоестественны, по Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию. — МС Раздел И. Физическое, психическое и социальное здоровье скольку они противны природе и противоположны здравому смыслу. Человек, поддавшийся страстям, обреченна страдание. Причины страстей материальны. Человеческое тело — оковы его духа оно отклоняет дух от истины и навязывает ему ложь. Душе приходится вести настоящую борьбу с отягчающим его телом, со страстями и забвением своей истинной божественной природы. Значительная часть текстов, написанных философами стоической школы, создана с целью помочь другому человеку или самому себе осознать, откуда берутся страсти, почему они препятствуют внутренней гармонии индивида им е ша юту становлению правильных отношений с другими людьми. Еще одна цель, неразрывно связанная с первой, — помочь в укреплении разума и обретении силы духа, правильной организации собственной жизни, чтобы она находилась в гармонии со б щи ми законами бытия. В « Нравственных письмах к Л у ц или ю » Сене­
    ки и « Размышлениях Марка Антон и я содержится много тонких психологических замечаний относительно природы душевных страданий и способов обретения душевного здоровья. Перечислим лишь некоторые идеи, высказанные этими авторами. Сене ка исходит из положения, что истинное душевное здоровье — удел мудреца. Он учит своего адресата распознавать, насколько тот достиг желаемого состояния Мудрец полон радости, весели непоколебимо безмятежен. Теперь погляди на себя. Если тыне бываешь печален, если никакая надежда не будоражит твою душу ожиданием будущего, если днем и ночью состояние твоего духа, бодрого и довольного собою, одинаково и неизменно, знай, ты достиг высшего блага, доступного человеку. Такое самочувствие может быть лишь у человека, способного ценить то, что у него есть, и не желать большего. Состояние души человека проявляется в его физическом облике и поведении. Например, некоторые ораторы заведомо допускают погрешности в речах ( их слова ничтожны, или простоваты, или бесчестны, или оскорбляют стыд чрезмерной дерзостью. Причина тут — тяжелый душевный недуг. Поэтому лечить надо душу ведь от нее у нас и мысли, и слова, от нее осанка, выражение лица, походка с. 291].

    Сенека обращает внимание на то, что душевные страдания, в отличие от телесных, могут не осознаваться человеком Каждый чем больше ими страдает, тем меньше это чувствует. Признать свои пороки — признак выздоровления с. 90]. Он различает страсти и душевные болезни Страсти — это душевные порывы, предосудительные, внезапные и безудержные от них, если они часты и запущенны, начинаются болезни-
    Болезни — это пороки застарелые и упорные, вроде скупости или чрезмерного честолюбия. Болезнь есть извращенное, но упорное суждение, — например, что нужно изо всех сил добиваться того, чего стоит добиваться лишь без траты сил...[с. 144].
    1
    Сенека Луций Анней. С. 104. — Все дальнейшие цитаты без особого указания относятся к данному изданию.
    Глава 8. Душевное здоровье и культура
    191 Человек, продвинувшийся на пути нравственного самосовершенствования, может поддаться страсти, но он недоступен для душевной болезни. Следует заботиться о своем теле настолько, насколько это нужно для поддержания его крепости Держите тело в строгости, чтобы оно не перестало повиноваться душе пусть пища лишь утоляет голод, питье — жажду, пусть одежда защищает тело от холода, а жилище — от всего ему грозящего с. 14]. Однако внешний облик не должен привлекать к себе внимание окружающих Не делай так, чтобы в одежде твоей или в образе жизни что-нибудь бросалось в глаза. Избегай появляться неприбранным, с нестриженной головой и запущенной бородой, выставлять напоказ ненависть к серебру, стелить постель на голой земле — словом, всего, что делается ради извращенного удовлетворения собственного тщеславия. Ведь само имя философии вызывает достаточно ненависти, даже если приверженцы ее ведут себя скромно что же будет, если мы начнем жить наперекор людским обычаям Пусть изнутри мы будем иными во всем — снаружи мы не должны отличаться от людей с. 9]. Над у ш е в н ы й настрой влияет окружение, и не следует создавать себе излишние трудности Есть ли что суетливей форума Но и там можно жить спокойно, если деться некуда. Хотя, если б можно было располагать собою, я бежал бы от одного вида, не только от соседства форума как есть гиблые места, подтачивающие самое крепкое здоровье, так есть места вредные для тех, чей дух хотя и благороден, но еще несовершенен и до конца не излечен с. 53]. Путешествие не помогает избавиться от душевных невзгод, поскольку человек везет с собой груз своих проблем Менять надо не небо, а душу 1... Зато когда ты избудешь эту беду, всякая перемена мест станет тебе приятна с. 52]. Неоднократно возвращается Сенека к теме дружбы, обсуждая вопрос, нуждается ли в дружеских связях истинный мудрец. С одной стороны, мудрому никто, кроме него самогоне нужен. Мудрому довольно самого себя чтобы жить блаженно, а не для того, чтобы жить. Для жизни ему многое потребно, а для блаженства только высокий и здоровый дух, презирающий фортуну с. 17]. С другой стороны мудрый человек имеет потребность в друзьях К дружбе влечет его несобственная польза, а естественная тяга. Но хотя мудрец и любит, как никто, друзей, хотя он ставит их наравне с собой, а часто и выше себя, — все же он будет верить, что его благо в нем самом с. 17]. Письма Сене к и к Л у ц или ю носят ярко выраженный дидактический характер, и хотя их автор часто ссылается наличный опыт, делает он это лишь для того, чтобы придать большую достоверность своим поучениям. Иное предназначение имеют « Размышления Марка А в ре ли я . По форме они более всего напоминают дневниковые записи. Наедине в самим собой человек размышляет о том, насколько правильно он живет критерием же выступают принятые им основы стоической

    192 Раздел II. Физическое, психическое и социальное здоровье философии, а целью — гармония с мирозданием и самим собой. Император Марк
    Аврелий Антонин был правителем, снискавшим уважение своих современников не говоря о потомках, которые читали, перечитывали и комментировали его сочинение. Его отличала снисходительность кл ю д ям и требовательность по отношению к себе. Один из мотивов его записей — рассуждения о том, как не поддаться отчаянию от собственных недостатков, стремясь к совершенству, прощать других людей, принимать без ропота все обстоятельства жизни. Вот некоторые фрагменты его книги. Остроте твоей они подивиться не могут — пусть Но ведь есть много такого, о чем тыне скажешь не дала природа. Вот и являй себя в том, что всецело зависит от тебя неподдельность, строгость нрава, выносливость, суровость к себе, несетование, неприхотливость, благожелательность, благородство, самоограничение, немногоречие, величавость. Не чувствуешь разве сколько ты мог уже дать такого, где никакой не имеет силы ссылка на бездарность и неспособность Не бросать дело с брезгливостью, не опускать рук, если редко удается тебе делать и то и это согласно основоположениям. Нет, сбившись, возвращаться снова и ликовать, если хоть основное человечно выходит, и любить ток чему возвращаешься. И не приходить к философии как к наставнику, атак, как больной глазами к губке и яйцу, а другой к мази и промыванию. Тогда не красоваться будешь послушанием разуму, а успокоишься в нем с. 25]. Каковое часто представляешь себе, такова будет и твоя мысль, потому что душа пропитывается этими представлениями вот и пропитывай ее с упорством такими представлениями, что, где живешь, там можно счастливо жить с. 26]. Другой погрешил чем-то против меня Пусть сам смотрит — свой душевный склад, свои действия. А я сейчас притом, чего хочет для меня общая природа, и делаю я то, что хочет от меня моя природа с. 27]. Жить с богами. А живет с богами тот, кто упорно показывает им, что душе его угодно уделяемое ей и что каждый делает то, чего желает его гений, коего, словно кусочек себя, Зевс каждому дал защитником и водителем. Духи разум каждого — это он с. 27]. Внимательно читая тексты философов стоического направлениям о ж но увидеть, что в них обсуждается весь круг проблем (в том числе наиболее драматические — трагическая утрата, болезнь, смерть, которые в наше время находятся в сфере внимания экзистенциальных психологов. Глубокое внутреннее сходство имеют и способы решения этих проблем. Вот какими аргументами Марк Аврелий обосновывает необходимость смирения перед горестями жизни Как говорят, что назначил Асклепий такому-то конные прогулки, холодные умывания или ходить босым, точно так скажем назначила природа целого такому-то болезнь, утрату или еще что-нибудь такое...Примем же это, как то, что предназначено Асклепи- ем. Ведь и там немало бывает горького, а мы принимаем —
    в надежде па здоровье. Так пусть достижение и свершение того, что замыслила о тебе общая природа, мыслится тобой, словно это — твое здоровье. Вот и приемли все, что происходит, хотя бы оно и
    1
    Марк Аврелий Антоний. Размышления. — СПб., 1993. — С. 23. Все дальнейшие цитаты без особого указания относятся к данному изданию.
    Глава 8. Душевное здоровье и культура
    193 казалось несколько отталкивающим, раз уж оно ведет туда, к мировому здоровью, к благому Зевесову пути и благоденствию с. 24]. К теме преодоления душевного страдания обращался Марк Туллий Цицерон
    ( 1 0 6 - 4 3 гг. дон. э. Хорошо известно Утешение, написанное им после смерти любимой дочери и обращенное к самому себе. Немало высказываний оду ш е в н ы х страданиях и душевном здоровье содержится в «Тускуланских беседах, особенно в книгах III ( « Об утешении в горе) и IV ( « О страстях. Цицерон рассуждает в духе греческих авторов, сравнивая душевные и телесные страдания и называя философию наукой об исцелении души. При этом он подчеркивает, что душевные страдания губительнее телесных, поскольку душе приходится судить о своей болезни лишь тогда, когда то, что судит, само уже больное Цицерон Марк Тулий. Избранные сочинения. — МС. Здоровье души Цицерон определяет как внутренний покой и постоянство, неподверженность любым душевным волнениям. Причины душевных страданий Цицерон усматривает в неверном мнении человека относительно того, что происходит с ним. Отсюда понятны его рекомендации, как помочь человеку, опечаленному каким-либо событием При всяком утешении первое дело объяснить, что эта беда или совсем не зло, или очень маленькое зло второе — обсудить общую участь человеческую и особенно собственную участь каждого страждущего третье — показать, что если горе не приносит пользы, то предаваться горю глупо там же, с. 294]. А вот как бороться с любовной страстью, столь опасной для душевного покоя Если кто поражен такою страстью, то для исцеления нужно показать ему, что предмет его желаний — это нечто пустое, презренное. Ничтожное, чего легко добиться в другом месте, другим способом или совсем не добиваться. Иногда полезно отвлечь его к другим занятиям, хлопотам, заботам, делам часто помогает простая перемена мест, как для плохо выздоравливающих больных но главным образом нужно убеждать человека, какое это безумие — любовь там же, с. 320]. Такая позиция, очевидно, игнорирует сложность и богатство внутренней жизни человека и вряд ли может быть продуктивной для реальной помощи в духовном росте. Следует упомянуть еще об одном ярком представителе античной философии
    Аниции Манлии Северине Боэции (ок. 4 8 0 - 5 2 4 гг.). Он жил в переломную эпоху, когда правление Западной Римской империей перешло вру к иге р м ан с к их завоевателей. Весьма сложными были взаимоотношения между Восточной и Западной Римской империями, Римом и Константинополем между ними существовали религиозные различия, которые зачастую проявлялись в форме явных конфликтов. Б о э ц и й принадлежал к старинной римской знати, получил блестящее образование и был автором оригинальных сочинений, а также переводов и комментариев трудов античных философов Пифагора, Платона, Аристотеля и других. В Средние века именно труды Б о э ц и я служили источниками философской образованности. В течение многих лет Б о э ц и й преуспевал во всех областях жизни — философии, науке, искусстве, домостроительстве, политике. Некоторое время он занимал высокое положение при дворе остготского правителя Западной Раздел II. Физическое, психическое и социальное здоровье Римской империи Теодориха. Однако по обвинению в тайных связях с Константинополем был заключен в тюрьму и приговорен к казни. В тюрьме Б о э ц и й написал труд, который в течение нескольких столетий оставался настольной книгой образованных европейцев, — трактат Утешение философией. Современный исследователь наследия Б о э ц и я так формулирует лейтмотив этой книги Непредсказуемые превратности человеческой судьбы иве ли ч и е возвышающегося над этой судьбой человеческого духа»
    1
    Н а чина е т с я трактат с поэтического выражения скорби человека, утратившего привычные радости жизни и предвидящего грядущие горести. Внезапно перед его мысленным взором появляется в облике прекрасной женщины сама Философия. Она напоминает узнику, что давно заботилась о нем, просвещая его разум. В тюрьме Философия предстает передним как целительница душевных страданий, причем, как опытный врач, применяет разные способы воздействия наб о ль ног о . Обратив внимание на то, какие сильные чувства овладели душой узника, Философия говорит Так как смятение и многие страсти гнетут тебя, и разрывают тебе сердце гнев, скорбь и печаль, то при нынешнем состоянии твоей души не подходят тебе более крепкие лекарства. Поэтому мы сперва употребим более легкие средства, чтобы опухоль, затвердевшая от волнений и тревог, размягчилась от их воздействия, и ты обрел бы силы для принятия более действенных целебных средств
    2
    З ат ем Философия задает вопросы, ответы на которые очевидны для человека, воспитанного в духе античного представления о Божественном предопределении человеческой судьбы, и заставляет узника вспомнить эти истины. Трактат состоит из пяти частей. В нем рассматриваются проблемы изменчивости Фортуны, соотношения Судьбы и Провидения, свободы воли и случайности, существования в мире зла и многие другие. Логические выкладки сопровождаются поэтическими образами. Прозаический текст перемежается стихотворными вставками. Хотя Б о э ц и й был ревностным христианином, в Утешении философией нет даже упоминания о Христе. Основа рассуждений — просвещенный и сознательный эклектизм, по словам Г. Г. Майорова, характерный также для Цицерона и других римских философов. Итак, сформулируем кратко основные положения о душевном здоровье, получившие развитие в античной философии Душевное здоровье представляет собой наилучшее состояние психики, заслуживающее высокой нравственной оценки.
    • Проявляется душевное здоровье в способности человека сохранять спокойствие, не поддаваясь страстям — печали, страху, радости, надежде — и подчиняя свои желания проявлениям Космических ( Природных или Божественных ) законов.
    1
    Майоров Г Судьба и дело Боэция // Утешение философией и другие трактаты / Боэций. — МС Боэций. Утешение философией и другие трактаты. — МС Глава 8. Душевное здоровье и культура
    1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   84


    написать администратору сайта