Главная страница

аацшщаоцущшацущацй. никифоров психология здоровья (7). Ббк я


Скачать 3.65 Mb.
НазваниеБбк я
Анкораацшщаоцущшацущацй
Дата22.10.2022
Размер3.65 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файланикифоров психология здоровья (7).pdf
ТипПрограмма
#748965
страница28 из 84
1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   84
201 более или менее мучительны для человека. Однако дальнейшее развитие духа преодолевает этот конфликт. Это единство есть теперь духовное единство, и принцип этого возврата содержится в самом мышлении. Последнее наносит рану, и оно же ее исцеляет, — пишет Гегель в другом произведении, « Наука логики. Важная работа человеческого разума состоит в том, чтобы овладеть своим физическим бытием, сделать тело податливыми удобным орудием души. В этом большую помощь оказывает привычка, которая становится, таким образом, весьма действенным проявлением растущего духа. В рассматриваемом здесь произведении Гегель неоднократно возвращается к рассуждениям о том, как дух, враз личных его проявлениях присутствующий в человеке, помогает ему справляться с физическими иду ш е в н ы ми страданиями и радостями. Исходный момент в этом процессе состоит в том, чтобы отделить непосредственное переживание, сделать его объектом внимания для субъекта, почувствовать его локализацию в определенной зоне тела, а затем выразить во внешних проявлениях смехе, слезах, стонах, телодвижениях и т. п. Наиболее совершенный способ, каким человек «овнешняет» свои внутренние ощущения, дает ему членораздельная речь.
Поэтому-то есть большой смысл в том, что в случаях смерти поются погребальные песни и выражаются соболезнования сколь ни тягостными могут они казаться или действительно быть, все-таки имеют в себе ту хорошую сторону, что посредством повторного обсуждения происшедшей утраты переносят интимную скорбь из удрученного чувства в область представления и тем превращают ее в нечто предметное, в нечто противостоящее преисполненному чувством скорби субъекту. Нов особенности поэтическое творчество обладает способностью освобождать нас от гнетущих чувств так,
Гёте часто тем восстанавливал свою духовную свободу, что изливал в стихах свою скорбь с. 125]. Заметим, что рассуждения Гегеля можно рассматривать как теоретическое обоснование многих из современных психотерапевтических приемов, суть которых состоит в канализации негативных переживаний. Однако хочется подчеркнуть, что, по Гегелю, эти переживания не уничтожаются, а утрачивают свое разрушительное влияние и претворяются посредством работы духа в богатство личности. Дух возвращает себе человеческие чувства, обусловленные несовершенством его телесной природы. И делает он это посредством развивающегося и крепнущего разума. Концепцию Гегеля вот ношении душевного здоровья можно охарактеризовать как предельно рационалистическую. Однако существовали в европейской философии Нового времени и другие взгляды. Пик одел л а Мира н дола, видный итальянский философ-гуманист, рассуждая о человеческих страстях, демонстрирует парадоксальное сочетание почтения к разуму, основополагающее для чтимых им античных мудрецов, с одной стороны, и восторг перед страстями, столь им чуждый, с другой Мы будем возбуждаться. восторгами Сократа, которые настолько выводят нас за пределы рассудка, что возносят нас и наш разум к богу. Если с помощью морали до соответствующих разумных пределов будут напряжены силы страсти так, чтобы они согласовывались между собой в нерушимой гармонии, если с помощью диалектики будет

202 Раздел II. Физическое психическое и социальное здоровье развиваться разум, то, возбужденные пылом муз, мы будем упиваться небесной гармонией (Пико делла Мирандола Дж. Речь о достоинстве человека//Эстетика Ренессанса. Антология Вт. Т. 1. - МС. В оптимистическом мировоззрении этого представителя эпохи Возрождения сила страстей не рассматривается как разрушительная для человека потому, что Пик о делла Мира н дола безгранично доверяет силе человеческого разума, астра сти оказываются для него выражением и условием полноты существования. Ф, Ниц ш е ( 1 8 4 4 - 1 9 0 0 ) яростно опровергает идею о разрушительном влиянии страстей на внутренний мир человека. Душевное здоровье для него, в отличие от античных авторов, не признаки условие нравственных достоинств, но выражение силы чувств, молодости, удовольствия от жизни. Стремление обуздать чувства с помощью разума Ниц ш е расценивает как признак душевного нездоровья и слабости и упрекает в этом христианскую мораль Ненависть к миру, проклятие аффектов, страх перед красотой и чувственностью. все это всегда казалось мне. самой опасной и жуткой из форм воли к гибели или, по крайней мере, признаком глубочайшей болезни, усталости, угрюмости, истощения, оскудения жизни. (Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм //Ницше Ф. Сочинения Вт. Т. 1. - МС. Позиция Ниц ш е — выражение концепции иррационализма, которая отрицает возможность разума в решении человеком его экзистенциальных проблем, преодолении душевных страданий и укреплении способности противостоять неблагоприятным жизненным обстоятельствам. Этак он цеп ц и я получила развитие в основном в конце XIX — начале XX вв. в трудах А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора и некоторых других мыслителей. Их работы имеют значительную ценность для понимания сложности и противоречивости внутреннего мира личности. Однако психологи, осуществляющие практическую помощь страдающему человеку, обращаются в поисках теоретических оснований кр а ц иона лист и ческой традиции, уходящей корнями в античную философию. Душевное здоровье и культура в трудах психологов ДЛЯ психолога душевное здоровье — это прежде всего гармония человека с самим собой. Нарушения взаимоотношений с окружающими людьми рассматриваются как истоки проявление внутренней дисгармонии. Соответственно усилия психолога направлены на перестройку системы отношений страдающего человека. Предполагается, что разрешение внутреннего конфликта приведет к изменению поведения в благоприятную сторону. В этом позиции психологов большинства направлений и школ совпадают. Различаются они в том, в чем именно разные специалисты усматривают истоки конфликта и какие предлагают пути его решения. Один изв аж ней ш их пунктов, который характеризует взгляды ученых и практиков, — это взаимоотношения человека и культуры. Как будет показано далее, весьма распространено мнение, что именно культура становится причиной душев-
Глава 8. Душевное здоровье и культура
203
ных страданий. В тоже время человек немо же т существовать вне культуры. Более того, индивид, не освоивший в той или иной степени культурные модели поведения, — феномен исключительный инея в ля е т с я предметом психологических штудий. У него простонет психологических проблем в цивилизованном обществе он сам становится проблемой для окружающих. Таким образом, взгляды психологов на культуру как фактор, определяющий состояние душевного здоровья человека, будут рассмотрены в этом разделе. Сопоставляя различные точки зрения, можно увидеть, что они стягиваются к двум полюсам одни психологи подчеркивают опасности, которые несет в себе культура для душевной гармонии человека, другие выявляют исцеляющий потенциал культуры. Безусловно, это лишь общая тенденция, поскольку даже те, кто представляет культуру в своих трудах как неизбежное зло, осознают обреченность человека оставаться внутри культуры и с культурой, растворенной в нем самом. С другой стороны, те, кто активно обращается к культуре как помощнице в своей работе консультанта или психотерапевта, признают негативные ее стороны. К числу ученых, обличающих культуру как источник душевных страданий, относится 3. Фр ей д . Его высказывание о том, что человек был бы гораздо счастливее, если бы культуры вообще не было, стало известным афоризмом. Однако представление о Фр ей де как овраге культуры неверно. Родоначальник психоанализа понимал культуру широко, как человеческий образ жизни, общественные установления, продукты человеческого творчества в разных сферах. Фр ей д выделял две группы причин для утраты душевного здоровья первая — угроза безопасности индивидуальному Я, вторая — противоречие между стремлением организма к самосохранению и инстинктивными влечениями. Что касается безопасности Я, она, по Фр ей д у , и обеспечивается культурой, которая снабжает человека материальными благами и дает защиту от притязаний других людей пате же блага. Вот ношении же влечений все обстоит сложнее. Защищая окружающих от покушения на их интересы, культура препятствует реализации многих желаний индивида, в том числе весьма сильных инстинктов сексуальных и агрессивных. В вынужденном отказе заключается причина недовольства культурой. Фр ей д показывает и пути выхода из этого конфликта. Первый — совершенствование культуры в направлении смягчения запретов на удовлетворение некоторых желаний достижения науки в перспективе увеличат власть человека над силами природы и облегчат удовлетворение человеческих потребностей. Второй — обогащение индивидов здоровым способом компенсации через механизм сублимации, иначе говоря — развитие способности к творческой самореализации в социально приемлемой форме. Третий развитие человеческого разума и выработка научных и практических путей осознания и преодоления психологических конфликтов. В этом отношении психоанализ можно рассматривать как явление культуры, цель которого — помочь человеку в преодолении конфликтов, порожденных столкновением природы и культуры внутри человека. А. Адлер, в отличие от Фрейда, мало пишет о влиянии культуры над у ш е в н ы й мир человека. Между тем его позицию поэтому вопросу можно понять из отдельных высказываний в разных контекстах. Смысл ее в следующем. Показатель душевного здоровья — «вписанность» индивида в рамки своей культуры, его способность добровольно осуществлять тот образ жизни, который принят в обществе.

204 Раздел II, Физическое психическое и социальное здоровье Невротик, по Адлеру, проявляет нетерпимость к требованиям со стороны общества и отвергает некоторые формы принуждения, которые нормальный человек вряд ли замечает, в том числе уважать, прислушиваться, подчиняться, говорить правду, готовиться к экзамену или сдавать его, быть пунктуальным, доверяться человеку, автомобилю, железной дороге, доверить дом, хозяйство, детей, супругу, самого себя другим людям, отдаваться домашним делам, работе, вступать в брак, признавать правоту другого, быть благодарным, заводить детей, исполнять свою половую роль или испытывать сексуальную привязанность, утром вставать, ночью спать, признавать равные права и положение другого человека женского пола, соблюдать меру, хранить верность, находиться в одиночестве. Протест против этих требований Адлер объясняет стремлением невротика решить унаследованные от детского возраста проблемы Любой невроз может пониматься как ошибочная с позиций культуры попытка избавиться от чувства неполноценности, чтобы обрести чувство превосходства с. 48]. В другой статье Адлер формулирует жизненную ориентацию душевно здорового человека так Что я должен сделать, чтобы приспособиться к требованиям общества и благодаря этому добиться гармоничного существования с. 72]. Заметим, однако, что в других работах, особенно там, где речь идет о конкретных примерах душевных страдании, Адлер негативно оценивает требования культуры как провоцирующие возникновение неврозов. Так, например, он анализирует случаи психического гермафродитизма у девушек — стремления проявлять мужские черты характера — и объясняет это тем, что в обществе мужское поведение символизирует силу и власть, а женское — слабость и покорность с. 46]. Исследуя психологические предпосылки невралгии тройничного нерва у пожилых женщин, Адлер замечает То, что наше общество ведет себя в отношении стареющей женщины не по-человече­
ски, является одной из самых прискорбных глав нашей культуры с. 143]. Однако эти замечания нес ка з ы в а ют с я на общей позиции Адлера, которую можно охарактеризовать как адаптирующую человека по отношению к культуре. Отметим, что она достаточно сильно отличается от той концепции личности, на которую опирались гуманистические психологи, хотя Адлера принято считать предшественником этого направления в психологии. Последователи Фрейда, создатели так называемого реформированного психоанализа К. Хор ни и ЭФ ром м расширили представление об истоках негативного влияния культуры на душевное здоровье, показав, что она способна провоцировать внутренний конфликт не только между биологическими влечениями и моральными установлениями, но шире — между различными потребностями и психологическими установками, сформировавшимися в человеке благодаря усвоению явных и скрытых культурных предписаний.
1
Адлер А Практика и теория индивидуальной психологии. — МС. Все дальнейшие цитаты без особых указаний относятся к данному изданию.
Глава 8. Душевное здоровье и культура
205 В своих работах Хорни четко формулирует, что она признает определяющее влияние культуры на душевное здоровье человека Неврозы порождаются не только отдельными переживаниями человека, но также теми специфическими культурными условиями, в которых мы живем. Когда мы осознаем громадную важность влияния культурных условий на неврозы, те биологические и физиологические условия, которые рассматриваются Фрейдом как лежащие в их основе, отходят па задний план, — пишет она в книге Невротическая личность нашего времени. Самоанализ, изданной в 1937 гс.
Хорни напоминает известный и хорошо обоснованный культураптропологами факт, что оценка человека как душевно здорового или нездорового зависит от стандартов, принятых в той или иной культуре поведением ы с ли и чувства, считающиеся абсолютно нормальными водной культуре, расцениваются как признак патологии в другой. Она пытается найти признаки душевного здоровья или нездоровья, универсальные для разных культур, и предлагает три таких признака ригидность реагирования (понимаемая как отсутствие гибкости в реакции на конкретные обстоятельства разрыв между потенциальными возможностями человека и их использованием наличие внутренней тревоги, или страхов, и механизмов психологической защиты. Оказывается, однако, что сами эти признаки зависят от культуры она может предписывать конкретные формы поведения и установки, которые делают человека более или менее ригидным, непродуктивным, тревожным. В тоже время культура поддерживает человека, утверждая эти формы поведения и установки как общепринятые и обеспечивая его приемами изживания страхов. В результате Хорни приходит к выводу Нормальный человек может наилучшим образом воспользоваться возможностями, предоставляемыми в данной культуре. Он не страдает сильнее, чем это неизбежно в его культуре. Невротик. неизменно страдает больше, чем нормальный человек. В действительности невротик — постоянно страдающее лицо [14, с. 21]. Для Хорни культура — это среда, в которой формируется личность и где она живет. Хорни особенно подчеркивала значение раннего воспитания итогов какой атмосфере рос ребенок в семье Я выделяла культуральные условия, продуцирующие невроза именно особые факторы в окружении ребенка, стесняющие его психическое развитие [13, с. 305]. Здесь культура рассматривается весьма узко — как набор ограничений, нарушающих естественное развитие личности. Однако такой взгляд на культуру был обусловлен традициями классического психоанализа, а также задачами Хорни как практикующего психотерапевта.
Хорни рассматривала также влияние требований культуры на взрослого человека она показывала, что происходит постепенное формирование личности в процессе взаимодействия с общественным окружением в течение многих лет. В центре ее внимания был современник, нуждающийся в психологической помощи. Она исследовала, как на его внутренний мир влияют окружающие его социально- культурные условия. Также ее интересовало, как специфические невротические установки такого человека отразились в создаваемых их культурных феноменах Раздел II. Физическое, психическое и социальное здоровье и что из культуры прошлого он заимствовал для решения чаще иллюзорного) своих психологических проблем. В книге « Невротическая личность нашего времени Хор ни специально рассматривает специфические для Америки х гг. формы тревоги и невротических защит, показывая, что они порождены определенными экономическими и социальными факторами принцип индивидуального соперничества, пронизывающий экономическую жизнь, порождает враждебную напряженность между людьми и установку на конкуренцию, ощущение эмоциональной изоляции. Внутренние конфликты порождаются также противоречиями, существующими в самой культуре это противоречием еж дура зли ч н ы ми идеалами, существующими в обществе, в том числе между соперничеством и братской любовью, которая составляет основу христианской морали, глубоко усвоенной европейским человеком между стимуляцией потребностей и фактической возможностью их удовлетворения между утверждаемой свободой человека и ее ограничениями. Хотя Хорни отмечает, что характер культуры отражается на материальных и социальных обстоятельствах жизни человека, внимание ее сосредоточено на духовной культуре. При этом феномены духовной культуры рассматриваются ею чаще всего как проявление защитных механизмов психики. В этом она наследует традицию, заложенную Фр ей дом. Хор ни справедливо утверждает, что страхи тревога присущи всем людям и всем культурам. Они могут вызываться внешними опасностями со стороны природы и других сообществ, формами социальных отношений, культурными традициями (например, страх перед демонами, нарушениями тагзу и т. п. Отвечая на эти страхи, люди изобретают различные формы защиты. В числе их Хорни называет громоотвод, страховой полис, ношение амулета, соблюдение ритуала и т. п, которые закрепляются в культуре и, как утверждает Хорни, представляют собой более целесообразный способ борьбы со страхами, чем защиты невротика, построенные иным образом [14, с. 21]. Между тем невротические защиты также остаются в культуре, которая вбирает в себя основные модели поведения, установки, идеальные образы Собственного Я, соответствующие выработанным личностью защитным стратегиям. В работах К. Хорни, особенно в последней книге « Невроз или ч нос т н ы й рост первое издание вышло в 1950 г, приводится много жизненных наблюдений, доказывающих, что описанные ею стратегии решения внутренних конфликтов включены в качестве моделей поведения в общественные нравы, подкрепляются соответствующими текстами. Так, рассматривая разные варианты стратегии ухода в отставку, она приводит стихотворение, рисующее поиск развлечений, смысл которых — бегство от реальных проблем [13, с. 244]. Понятно, что такие явные инея в н ы е культурные предписания являются контр продуктивными для душевного здоровья человека. Об этом и пишет Хорни. Она убедительно демонстрирует, как установки современной западной культуры усиливают и провоцируют внутренние конфликты личности. Однако не только современная культура может быть опасной для невротика. Как показывает Хорни, человек, выстроивший определенную конфигурацию межличностных и внутрипсихологических защит, зачастую ищет и находит подтвер-
Глава 8. Душевное здоровье и культура
1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   84


написать администратору сайта