Главная страница

аацшщаоцущшацущацй. никифоров психология здоровья (7). Ббк я


Скачать 3.65 Mb.
НазваниеБбк я
Анкораацшщаоцущшацущацй
Дата22.10.2022
Размер3.65 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файланикифоров психология здоровья (7).pdf
ТипПрограмма
#748965
страница31 из 84
1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   ...   84
219 роли защитных механизмов по сравнению со способами совладающего поведения. Защитные механизмы опасны тем, что создают благополучие за счет самообмана. Этот самообман может быть безобидным или неизбежным (например, когда правду осознавать уже поздно, так как сделать ничего нельзя, но может быть вредоносным, если он закрывает человеку перспективу дальнейшего полноценного развития. Душевное здоровье в динамической концепции рассматривается как результат более или менее продуктивного разрешения человеком задач, которые можно назвать психогигиеническими, или психопрофилактическими. В процессе жизнедеятельности человек решает эти задачи внерефлективно, не формулируя их специально, не задумываясь о сохранении душевного здоровья. Возникающие размышления о необходимости сохранить душевное здоровье свидетельствуют, как правило, о трудности жизненной ситуации. Священник, психотерапевт, ближайшее социальное окружение могут стать реальными помощниками в решении психогигиенических задач. Для многих людей мощным фактором психогигиены выступают литература и искусство. Среди широкого круга психогигиенических задач важнейшими являются следующие
• коррекция целеполагания
• оптимизация взаимодействия с социокультурной и природной средой
• повышение уровня саморегуляции. Рассмотрим эти задачи подробнее. Главная из них — коррекция целеполагания предполагает ревизию жизненных устремлений и поиск таких целей, которые могли бы создать у человека ощущение осмысленности собственного существования. Определяющая роль наличия смыслообразующих жизненных целей для душевного здоровья человека показана В. Франк лом. В соответствии сего теорией и практикой логотерапии смысл жизни каждого человека уникален и меняется на разных этапах его существования. Сама реальность ставит перед индивидом задачи, которые могут составить смысл его жизни. Важно, чтобы человек увидел эти задачи и нашел среди них те, которые позволяют ему актуализировать его собственную жизнь в ее уникальных и единственных возможностях (Frankl V., 1973, р. 44). Однако, как показывает жизненный и клинический опыт, далеко не каждому это удается. Чувство утраты смысла жизни В. Франк л называет экзистенциальной фрустрацией Он утверждает, что значительная часть современных людей страдает от этого недуга. Причину этого ученый видит в том, что некогда, в самом начале человеческой истории, у человека были подавлены глубочайшие животные инстинкты, а затем традиции, которые поддерживали его поведение, резко уменьшили свое значение, по крайней мере в отношении моральных обязательств (Ibid, р. Процесс поиска и определения смысла своей жизни чаще всего не осознается человеком. Более того, по-видимому, сам вопрос о том, что жизнь должна иметь смысл, не возникает перед тем, кто автоматически следует ориентирам, направляющим его существование, и внутренне согласен с ним, по крайней мере до той поры, пока какие-либо внешние обстоятельства не лишат его возможности стремиться к этой цели или внутренние изменения не сделают некогда желанную для него цель бессмысленной. В случае таких перемен человеку приходится осуществ-

220 Раздел II. Физическое, психическое и социальное здоровье ля т ь ревизию прежних жизненных целей и отыскивать новые, более соответствующие сложившейся внешней и внутренней ситуации. Так, например, специалисты, помогающие людям преодолевать состояние острого горя, связанного сутра той близкого человека, потерей здоровья и тому подобными событиями, отмечают, что одним из наиболее тяжелых аспектов такого переживания является утрата жизненных смыслов цели, которые прежде направляли путь, перестают существовать. Важнейшая и сложнейшая задача, которую необходимо в этом случае решить, — найти новые смыслы, не уничтожая при этом благодарного воспоминания о прежних целях, о ситуациях, когда они были значимы, о людях, к которым они были обращены. Обретение смыслообразующих жизненных целей предполагает решение более конкретных задач. Одна из них состоит в том, чтобы осознать свои глубинные склонности истинные тенденции внутреннего развития реализация которых способна дать ощущение радости и полноты жизни. Многие современные психологии психотерапевты, в первую очередь принадлежащие к гуманистическому направлению, убедительно показывают, что современная культура зачастую лишает человека не только способности воплощать свои задатки, но даже осознавать свои истинные потребности и чувства они предлагают различные способы восстановления этой способности, изначально присущей всем людям. Однако просто почувствовать и осознать свои потребности мало важно верно определить их соотношение, приоритетность, иерархию в структуре своей личности Смыслообразующие мотивы субъективно наиболее значимые для индивида, приоритетны перед мотивами, обеспечивающими фоновую жизнедеятельность. Человек, не осознающий этой иерархии, оказывается в состоянии неразрешимого внутреннего конфликта, если ситуация ставит его перед выбором между мотивами разных уровней. Тот же, кто осознает эту иерархию, способен разрешить такой конфликт, ориентируясь на приоритеты (хотя и ему не всегда легко отказываться от фоновых благ. Осознание приоритетов оставляет человеку возможность маневрирования например, он может смириться с необходимостью временно отложить творческую работу, составляющую смысли радость его жизни, для того, чтобы обеспечить необходимое материальное благополучие себе и своим близким, но сохранять при этом прежнюю структуру мотивов. Осознание иерархии мотивов — это, иными словами, осознание своей субъективной шкалы ценностей. Причем очень важно, чтобы человек имел смелость признаться самому себе в том, какова его реальная иерархия ценностей. Сделать это бывает не всегда легко потому, что в обществе в целом ив ближайшем окружении существуют определенные ожидания чего должен желать тот или иной человек, включая как общие для всех (общечеловеческие, таки специфические для его возраста, пола, социального статуса, семейной традиции и т. п. ценности. Поэтому люди часто приписывают себе ложные мотивыг поступков, боясь обнаружить несовпадение собственной системы ценностей с ожидаемой. Дело осложняется еще и тем, что иерархия мотивов не является стабильной. Она складывается в течение всей жизни в результате различных, зачастую совершенно разнонаправленных влияний. Чрезвычайно сильные мотива ц ионные комплексы формируются еще в раннем детстве. В течение всей жизни мы интериори-
Глава 8. Душевное здоровье и культура
221
зируем ожидания окружающих, ион и тоже постепенно превращаются в требования к самому себе. Наконец, существуют, на наш взгляд, ценностные ориентации, которые отражают объективные требования бытия и которые человек ощущает как истинные ценности, имеющие абсолютный характер и заданные самим Богом. Выбор мотива — внутреннее событие, определяющее дальнейшую жизнь человека как существа духовного, социального и физического. Именно поэтому столь важно правильно оценить те перспективы, которые при этом раскрываются. Так, следуя самым глубинным своим желаниям, индивид получает мощную энергетическую подпитку из сферы бессознательного. Однако этот путь может быть чреват конфликтами в социальной жизни, да и сам человек может ощущать дискомфорт из-за того, что отступил от требований своего Идеального Я. В обществе, где духовная жизнь человека находилась под контролем религии и обычая, выбор мотива диктовался традицией. Нужно было лишь научиться смиряться стем, что она приказывала делать. В современной социокультурной ситуации человек сам вынужден осуществлять сложную работу по определению своих мотива ц ионных приоритетов. Итак, продуктивное решение задачи на смысл жизни предполагает выявление истинных влечений и склонностей индивида осознание их иерархичности выделение приоритетов с учетом перспектив, которые раскрываются входе реализации тех или иных мотивов. Следующий шаг в решении этой задачи состоит в том, чтобы найти способы осуществить свои желания в реальной жизни отыскать конкретные виды деятельности и способы поведения, которые бы им соответствовали. Очевидно, и эта задача достаточно сложна. С одной стороны, потому, что общая социокультурная ситуация или те условия жизни, в которых находится человек, не всегда предоставляют ему возможность выбора своего жизненного пути в соответствии с внутренними устремлениями. Особенно этот диктат ситуации выражен в обществах бедных, где индивид вынужден бороться за физическое выживание свое и близких. С другой стороны, далеко не всегда внутренние возможности человека соответствуют его желаниям. В этом случае ограничения накладываются самой природой, и сними необходимо считаться. Например, человеку, не имеющему абсолютного слуха, вряд ли перспективно связывать свою профессиональную деятельность с музыкой, поскольку здесь ой все время будет лимитирован своим дефектом. Таким образом, обе задачи следует решать в их тесной взаимосвязи, не упуская ни одну из них. Человек, упорно стремящийся к воплощению своих желаний, не имея для этого соответствующих предпосылок, будет вновь и вновь терпеть неудачи. Тот же, кто старается достичь абсолютно чуждых для себя целей, обреченна трагедию безрадостного существования. Оптимизация взаимодействия и повышение уровня саморегуляции фактически представляют одну психологическую задачу, а именно задачу адаптации человека к требованиям, поступающим из внешней среды с учетом его собственных психологических особенностей. Обратимся к рассуждениям об адаптации Ж. Пи аж е . Исследуя когнитивные процессы, он рассматривал их развитие как результат постоянных попыток индивида адаптироваться к изменениям окружающей среды. Процесс адаптации, по
Пиаже, включает в себя два процесса ассимиляции и аккомодации. Ассимиляция

222 Раздел II. Физическое, психическое и социальное здоровье происходит, когда новый предмет или новая ситуация осваиваются с помощью уже сформированных психических механизмов. Аккомодация происходит, когда организм изменяет старые схемы деятельности для приспособления к новой ситуации. Когнитивная адаптация, подобно своему биологическому аналогу, состоит в уравновешивании, ассимиляции и аккомодации (ПиажеЖ. Теория Пи аж е // История зарубежной психологии (е гг. XX в. Тексты. - МС. Для динамической концепции душевного здоровья особенно важно, что в процессе адаптации человек не только осваивает требования окружения и подстраивается под них, но и развивает в себе новые Способности и способы деятельности, что позволяет ему по-новому действовать в проблемных ситуациях. Эта деятельность может быть направлена вовнутрь, на изменение собственной психической реальности, или вовне, на изменение взаимоотношений со средой. В таком случае говорят о, соответственно, адаптивной и адаптирующей активности. В психологической и особенно психотерапевтической литературе адаптацию рассматривают прежде всего как процесс изменения внутреннего мира человека. И это оправданно работая с клиентом, психотерапевт помогает ему изменить установки, что в дальнейшем позволяет клиенту откорригировать и внешнее поведение. Однако здесь важно рассмотреть оба аспекта адаптации. К каким же обстоятельствам приходится адаптироваться человеку Воспользуемся традиционным представлением о человеке как существе физическом, социальном, духовном и соответственно представим его живущим в окружающем мире стремя измерениями. Первое — природа с ее объективными, непреложными законами. Второе — реальные социальные отношения, та макро- и микросре­
да, в которой человек живет. Третье — принятая в его социальной и культурной общности картина мира, трактующая место человека во вселенной и другие важнейшие проблемы бытия. Душевное здоровье можно определить как динамическое равновесие человека с природой, обществом и общепринятыми представлениями обустройстве мира и предназначении человека в нем. Заметим, что в традиционных культурах причины душевного нездоровья усматриваются именно в нарушении связей человека с обстоятельствами его жизни. Так, личность, по африканским представлениям, находится на пересечении трех главных осей отношений. Вертикальная ось олицетворяет связь с прародителями, богом и другими невидимыми существами. Горизонтальная, или социальная, ось связывает личность с культурным сообществом. Третья, экзистенциальная ось трактуется как ось индивидуальной биологической жизни. Равновесие личности и, следовательно, ее психическое здоровье, зависит от равновесия этой психической вселенной. Исследователь африканской культуры А. К. Тай пишет Причина и следствие душевного расстройства. затрагивают либо вертикальную плоскость существа, его отношения с прародителями и богом, и тем самым разрушают изначальную сущность человека, либо горизонтальную плоскость опыта бытия и влекут за собой несчастье. Это расстройство никогда не бывает просто изолированными ограниченным внутренним конфликтом, так как африканская концепция взаимосвязей носит всеобъемлющий и динамичный характер (Психология в странах Черной Африки // Курьер ЮНЕСКО. - 1984. - Февраль. - С. 7-10). Динамическое равновесие спр ирод ой может быть рассмотрено по крайней мере в двух планах.
Глава. Душевное здоровье и культура
223 Человек всегда остается биологической единицей, и окружающие природные условия влияют на его самочувствие. Неблагоприятное воздействие таких факторов, как плохое питание, низкие или высокие температуры, шумит. п, создают для организма физический стресс, который может способствовать общей дезадап­
тации человека, провоцировать невротические реакции. Можно сказать, что окружающая среда бросает вызов человеческому существу, и оттого, насколько удастся индивиду приспособиться к этой среде и приспособить к себе ее, зависит не только его физическое, но и душевное благополучие. Очевидно, что культура, совершенствуя среду обитания человека, обеспечивая его полноценным питанием, теплым жильем и одеждой, способна оказать благотворное влияние и на состояние его психики. С другой стороны, культура порождает новые, так называемые техногенные опасности для здоровья. Природа воздействует на душевное самочувствие человека не только извне, но и изнутри — через состояние его физического субстрата, непосредственно данную ему телесность со всеми физическими и психофизическими процессами, в том числе болезнями, недомоганиями и т. п. Глубочайшие взаимосвязи между соматическим, психическими душевным благополучием выявлены специалистами по психосоматической медицине и психологии. Улучшая состояние индивида с помощью физических упражнений и медицины, правильного питания и т. п. культура также способна оказать благотворное влияние на душевное здоровье человека. Наконец, нельзя забывать, что человек как индивидуальное биологическое существо подвержен действию непреложных законов природы. Он рождается, созревает, стареет, умирает. В некоторой степени человеческой воле из на ни ям подвластно тока к и е формы принимает этот процесс, каковы особенности его протекания. Но он должен произойти обязательно. Это ставит перед человеком задачу правильно ответить на требования, которые предъявляет к нему его телесная природа. Культура вырабатывает и сохраняет множество способов, помогающих человеку эту задачу решить от бытовых привычек и социальных институтов дом и ров о з зрения, помогающего смириться с бегом времени и собственной бренностью. Второе измерение, или аспект реальности, по отношению к которому должен адаптироваться человек, составляет его социальное окружение, реальные люди, с которыми он взаимодействует, а также социальные группы и институты, оказывающие влияние на его жизнь. Перед личностью стоит задача — согласовать свое поведение с требованиями социальной среды. Обратим внимание, что в соответствии спр и н я ты м здесь пониманием адаптации согласование своего поведения с социальной средой не всегда означает подчинение ожиданиям окружающих. Вне которых случаях это означает изменение поведения других людей или функционирования общественных организаций или же просто смену одной среды на другую. Однако для того, чтобы быть адаптивными, действия должны быть целесообразными и приспособительными. Согласованность мнений, чувств и поступков личности со своим социальным окружением придает человеку огромную внутреннюю силу, даже в самых суровых условиях рождает чувство счастья и душевного подъема. Вот как пишет о днях блокады О. Берггольц:

224 Раздел II. Физическое, психическое и социальное здоровье Ода, мы счастье страшное открыли — Достойно не воспетое пока, — Когда последней коркою делились, Последнею щепоткой табака Когда вели полночные беседы У бедного и дымного огня. Напротив, ощущение рассогласованности собственных переживаний и поведения сокр ужа ю щи ми ведет к острому внутреннему конфликту, вызывает чувство собственной неполноценности или отвращение кок р ужа ю щи м , которые, в свою очередь, негативно оценивают поведение нарушителя сложившихся норм. Следует отметить, что такой конфликт развивается лишь в случае, когда человек непросто случайно оказался в данной среде, но связан с ней достаточно прочными узами. Социальная среда — это прежде всего реальные люди, которые обладают своими индивидуальными особенностями и с этой точки зрения являются некоей психологической реальностью, к которой должен адаптироваться тот, кто стремится обрести душевное здоровье. Достижение этой цели предполагает решение более частных задач. Среди них — осознание того, что душевная жизнь другого человека подчиняется определенным психологическим законами любая попытка навязать ему свое видение ситуации или поступки, противоречащие его внутренним тенденциям развития, обречены в итоге на провал. Необходимо также научиться видеть зоны напряжения, чреватые потенциальными конфликтами, определять причины этих конфликтов, находить пути их разрешения, совершать соответствующие поступки. Все это означает формирование психологической компетентности. К настоящему времени накоплено много знаний о теоретических основах и практических приемах совершенствования этого качества личности (Емельянов ЮН Активное социаль­
но-психологическое обучение. — Л, 1985; Петровская Л. Л Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. — Ми др. С другой стороны, поведение людей, а тем более социальных групп и общественных институтов, во многом определяется культурными моделями. Оттого, каковы эти модели, насколько они скоординированы друг с другом, помогают ли наладить согласие или разрушают его, зависит во многом душевное благополучие человека, живущего в данной среде. Третье измерение, по отношению к которому требуется адаптация личности, — то, что можно обозначить как символическую вселенную (воспользуемся здесь классической метафорой Э. Кассирера). Каждый индивид, проходящий процесс социализации и инкультурации, получает уже созданную до него систему представлений о том, что есть что в этом мире, как к этому относиться и как с этим обращаться. Наличие этих представлений отвечает глубочайшей потребности человека как родового существа в познании, а также собственной ориентации в окружении и себе самом. Важно, что эти представления нет о ль ко дают знания о явлениях, но и их оценку, они говорят не только о том как есть, но и о том, как должно быть. В том числе они содержат представления о том, в чем смысл человеческой жизни, и не только общий, но и представителя той или иной группы.
Глава 8. Душевное здоровье и культура
1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   ...   84


написать администратору сайта