Главная страница

аацшщаоцущшацущацй. никифоров психология здоровья (7). Ббк я


Скачать 3.65 Mb.
НазваниеБбк я
Анкораацшщаоцущшацущацй
Дата22.10.2022
Размер3.65 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файланикифоров психология здоровья (7).pdf
ТипПрограмма
#748965
страница32 из 84
1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   ...   84
225 Можно лишь предполагать, стоит ли за этими представлениями некая объективная реальность (вроде платоновских идей или юнговских архетипов, однако человеку они даются как факт культуры (здесь не рассматриваются случаи мистического постижения первоистоков человеческого опыта. В этих представлениях запечатлен опыт далекого и недалекого прошлого. По мере того как сам индивид получает и перерабатывает собственные жизненные впечатления, он проверяет полученные представления, вырабатывает новые. Передним встает важная задача согласовать их с мировидением и мирочувствованием, принятым в его социокультурной группе. Наличие внутреннего расхождения переживается как когнитивный диссонанс, который негативно влияет на душевное равновесие и который человек стремится преодолеть теми ли иным способом. В том случае, когда человек нет о ль ко переживает когнитивный диссонанс как внутреннее состояние, но позволяет себе проявить сомнения в правильности общепринятых представлений, это создает ему дополнительные трудности в плане адаптации его к социальному окружению. Например, его могут признать безумным, те. утратившим не только душевное, но и психическое здоровье. Так произошло с П. Я. Чаадаевым после опубликования им « Философического письма в журнале Телескоп в 1836 г, когда он было б ъ явлен умалишенным. Безусловно, такое расхождение личной позиции человека со б щеп р и н я ты м мнением не свидетельствует о нем, как психически ущербном. Как писал Г.-Д. Торо: Если человек не шагает в ногу со своими спутниками, может быть, это оттого, что ему слышны звуки иного марша (Уолден, или Жизнь в лесу. — МС. Однако резкий диссонанс этой мелодии и громко звучащей вокруг музыки, безусловно, создает значительные трудности для внутренней гармонии человека. Специалисты в области психологии личности подчеркивают, что душевное здоровьем о же т быть обеспечено лишь при наличии достаточно стабильной картины мира и общепринятой системы моральных ценностей. Субъективное отражение состояния философской дезориентации запечатлено в стихотворении Ф. Тют­
чева « Наш век Не плоть, а дух растлился в наши дни, И человек отчаянно тоскует. Он к свету рвется из ночной тени И, свет обретши, ропщет и бунтует. Неверием палим и иссушен, Невыносимое он днесь выносит. И сознает свою погибель он, И жаждет веры. Но о ней не просит. Достаточно стабильное и общепризнанное мировоззрение в течение нескольких тысячелетий человеку обеспечивала религия во всех ее формах — от первобытной магии до тщательно разработанных философско-религиозных систем. Именно религия давала большинству людей более или менее стройную картину мироздания, непререкаемую систему ценностей, формировала представления, чувства и установки с помощью тщательно разработанных обрядов, ритуалов, опираясь на богатейший практический опыт, знания в области индивидуальной и общественной психологии. Современные специалисты поп сих отер а пи и и псих оп ро фи Раздел II. Физическое, психическое и социальное здоровье лактике обнаруживают в опыте прошлого многие ценные методы лечения и предупреждения душевных страданий. Следует отметить, что в настоящее время в тех странах, где еще сильно сказывается влияние религии на сознание людей, перед врачами, получившими классическое медицинское образование, ставится задача опираться в своей работе наз на ни я традиционной космогонии, напр ед став лени я об источниках и природе здоровья и болезни. Совместно действуя, традиционные целители ив р а ч и могут дополнять друг друга, обеспечивая широкую концептуальную структуру, внутри которой человеческое поведение может быть понято, и предлагая более широкий спектр средств для страдающего человека, чем мог бы обеспечить каждый из них поодиночке пишет Дж' Весте р м ей ер C o u r s e ? // A n t h r o p o l o g y and M e n t a l H e a l t h . S e t t i n g a N e w Course. — Chi­
cago, 1976, p. 2). Практически такой подход к лечению душевнобольных уже осуществляется. В Западной Африке доктор Т. Лам б о был первым, кто установил деловые отношения с местными колдунами и знахарями, специализировавшимися в области лечения психиатрических расстройств. А в Судане два врача заключили сердечный союз с местными муллами, к которым родственники психически больного обращаются в первую очередь. Муллы теперь направляют тех, кто страдает шизофренией, на консультацию к психиатрам, асами довольно успешно врачуют больных с неврозами и истерическими реакциями (Кастерс Дж. Б Что такое психическое здоровье // Здоровье мира. — 1997. — Август. — С. 4 - 9 ) . Процесс секуляризации влечет за собой утрату многих явлений культуры, поддерживавших душевное здоровье людей от системы моральных ценностей до конкретных приемов снятия психического напряжения (исповедь, молитва и т. п. Такая ситуация сложилась, в частности, в настоящее время в высокоразвитых капиталистических странах Запада. В 1957 г. в Массачусетсском технологическом институте была проведена конференция Новые знания в области человеческих ценностей. Пом ат ер и а лам конференции издана книга. В предисловии к ней А. Маслоу пишет Этот том возникает из убеждения, что, во-первых, основной болезнью нашего времени является отсутствие ценностей во-вторых, такое состояние представляет в наше время наиболее критическую опасность, чем когда-либо в истории (Maslow A. Preface //
New Knowledge in Human Values. - N-Y., 1959. - P. VII-X). Выход из этого положения представители западной науки видят в создании научной этики, основывающейся на данных психологии, в деятельности психотерапевтов по преобразованию внутреннего мира страдающего человека, а некоторые ( например, Эрих Фр ом м ) утверждают необходимость социальных преобразований. Однако все они таки ли иначе приходят к утверждению ценности религий, прежде всего христианства, буддизма, даосизма. Так, Л. фон Берта л ан ф фи пишет С научной и исторической точки зрения представляется, что система ценностей христианства обеспечивала исключительную устойчивость и адаптивность к изменяющимся культурным структурам, — что создает предпосылки для возрождения христианства, если человечество намерено спастись от пропасти бессмысленности, самоубийства и атомного огня (Bertalanffy L. von, 1981, p. 74).
Глава 8. Душевное здоровье и культура
227 Итак, мы рассмотрели три основных измерения, по которым, в соответствии спр ед ставленной здесь концепцией душевного здоровья, происходит адаптация человека. Обратим еще раз внимание на то, что осуществление адаптации включает два процесса. Первый изменение внешней реальности (природной, социальной, духовной, которое может происходить и как активное преобразование процессов внешнего мира, и как перемещение в иную среду (смена климата, социального окружения и пр. Второй — изменение собственной психологической реальности. Как правило, эти процессы происходят одновременно, однако можно выделить, какой из них преобладает в тот или иной период времени. Разделение этих процессов важно потому, что их осуществление требует работы двух различных типов психологических механизмов. Обозначим их условно как процессы внешнего управления и саморегуляции. Для эффективной деятельности по преобразованию внешней реальности требуются развитые ментальные процессы, прежде всего интеллектуальные, а также соответствующие знания, умения и навыки. Они создаются в процессе накопления опыта взаимодействия с природной и социокультурной средой. Причем это происходит ив истории человечества, ив индивидуальной жизни каждого человека. Результатом такой деятельности становятся открытия в сфере естественнонаучного знания, обществоведения, всевозможные технологии и т. п. Для успешной деятельности по саморегуляции требуется, помимо ментальных способностей, развитость эмоциональной сферы, интуиция, знание и понимание закономерностей протекания психических процессов, умение и навыки работы сними. Культура сохраняет предписания, которые помогают ее преемникам гармонизировать свой внутренний мирна всех уровнях — от системы ценностных ориентации до психофизиологических показателей. Можно выделить несколько типов культурных предписаний, помогающих человеку обрести душевное равновесие. Один тип — идеи и образы которые помогают человеку преодолеть ограниченность собственного опыта, увидеть ситуацию сточки зрения вечности, смириться с неизбежным, а также преодолеть разрушительное чувство обиды на судьбу и людей. Такое переживание, выводящее человека за пределы собственных интересов, не может быть результатом только интеллектуальных операций. Оно предполагает духовное прозрение, ощущение мира как целого, его глубинных закономерностей и смыслов. Мощным целительным потенциалом обладает в этом отношении искусство. Другой тип предписаний включает процедуры, направленные на гармонизацию внутреннего мира личности через организацию определенного типа социального поведения. Это обряды, ритуалы, правила этикета. Наконец, культура сохраняет приемы, позволяющие регулировать психические состояния индивида, — от древней йоги до современной аутогенной тренировки. Очевидно, что эффективная саморегуляция, охватывающая все уровни человеческой психики, может происходить лишь при условии сочетания всех этих типов культурных предписаний условно говоря, мировоззрения, ритуалов и психотренинга. В течение многих тысячелетий все это давала человеку религия в различных ее формах — от первобытной магии до тщательно разработанных фи­
лософско-религиозных систем. Это позволяет современным специалистам нахо-

228 Раздел II. Физическое, психическое и социальное здоровье д и т ь во п ы те прошлого ценные методы предупреждения иле ч е ни я душевных страданий. Итак, мы описали три группы психогигиенических задач коррекции целеполагания оптимизации взаимодействия с социокультурной и природной средой повышения уровня саморегуляции. Теперь рассмотрим, при каких условиях процесс решения перечисленных выше психогигиенических задач может быть успешным. Иными словами, каковы принципы сохранения и укрепления душевного здоровья. Первый принцип объективности. Его суть в том, что принимаемые решения будут удачными, если они соответствуют реальному положению вещей, в том числе действительным свойствам индивида, характеристикам социального окружения и, наконец, глубинным тенденциям существования человеческого общества и каждого человека. Мы исходим из предположения, что есть общие тенденции развития мира, действующие на разных уровнях — от космоса как целого до мельчайших его элементов, от мира неживой природы до мира людей и общественных институтов. Человеку лав ли в а ю щи й эти тенденции в той мере, в какой они затрагивают его бытие, обретает тем самым способность конструктивно осмыслить и пережить любое событие своей жизни. Эту душевную работу человеку традиционно помогали выполнять религия, философия, литература и искусство. Второй принцип, соблюдение которого является предпосылкой успешного решения психогигиенических задач, — воля к здоровью. Этот принцип означает признание здоровья как ценности, ради достижения которой следует прилагать усилия. Реализовать же эту установку можно лишь при условии определенных знаний, умений и навыков, а также при наличии адекватных условий самосовершенствования (первое из которых — наличие свободного времени) и организации благоприятной среды обитания. Третье важнейшее условие укрепления душевного здоровья — принцип опоры на культурные традиции. В процессе культурно-исторического развития человечеством накоплен огромный опыт гармонизации внутреннего мира человека, преодоления психологических кризисов. Возможность воспользоваться этим целительным потенциалом культуры есть предпосылка сохранения и укрепления душевного здоровья. Контрольные вопросы
1. Можно ли утверждать, что дионисийские праздники и орфические мистерии, происходившие в Древней Греции, ВЫПОЛНЯЛИ психогигиенические функции, и если да, то почему
2. Раскройте смысл слов энтузиазм, эвтюмия, апатия, атараксия.

3. Что означает слово катарсис Какие психологические механизмы лежат в основе катарсиса
4. Как вы понимаете высказывание Сенеки о мудреце « Для жизни ему многое потребно, ад ля блаженства только высокий и здоровый дух, презирающий фортуну Глава 8. Душевное здоровье и культура
229
5. Каково отношение ка ф ф е к там в философии Б. Спин озы. Какое качество индивида Гегель считает проявлением душевной зрелости Как соотносятся в его концепции душевная зрелость и душевное здоровье
7. Каковы причины недовольства культурой по 3. Фр ей д у ?
8. Как культура может провоцировать утрату человеком душевного здоровья сточки зрения К. Хорни?
9. Почему, пом не ни ю ЭФ ром м а , современная западная культура неблагоприятна для душевного здоровья человека
10. Какие черты характеризуют зрелую личность по ГО л л порту и А. Масло у ?
11. А. Маслоу утверждает, что душевно здоровому человеку свойственно сопротивление аккультурации. Согласны ли вы с ним Обоснуйте свою позицию.
12. В чем сущность процесса индивидуации, описанного КГ. Юнг ом Как этот процесс соотносится с душевным здоровьем человека
13. Как связаны душевное здоровье человека и осознание им смысла своей жизни. Как влияют на душевное здоровье человека современные тенденции враз в и т и и жизнеобеспечивающей подсистемы культуры Литература

1. Ананьев Б. Г Человек как предмет познания. — СПб.: Питер, 2001.
2. Антология мировой философии Вт М, 1969.
3. Васильева ОС, Филатов ФР. Психология здоровья человека эталоны, представления, установки. — М, 2001.
4. Даниленко О. И Душевное здоровье и поэзия. — СПб., 1997 5. Маслоу АДа льни е пределы человеческой психики. — СПб., 1997.
6. Материалисты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Де мокр и таи
Эпикура. — М, 1956.
7. Оллпорт Г. В Личность в психологии. — М, 1998.
8. Рассел Б История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. — М, 2000.
9. Уайт ЛАП он яти е культуры // Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретации культуры. — СПб., 1997.
10. Франкл ВЧ ело век в поисках смысла. — М, 1990.
11. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. — М, 1992.
12. Фромм Э Человек для самого себя // Психоанализ и этика / ЭФ ром м . — М, 1993.
13. Хорни К Невроз и личностный рост. Борьба за самореализацию. — СПб., 1997.
14. Хорни К Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. — М, 1993.
15. Юнг КГ. Проблемы души нашего времени. — М, 1993.
16. Юнг КГ Структура психики и проблема индивидуации. — М, 1996.
Глава 9
ГЕНАЕР И ЗДОРОВЬЕ На здоровье как уникальное для каждой личности состояние влияет множество факторов. Тем не менее существуют определенные тенденции для различных групп населения. Сравнительно недавно различия в здоровье между женщинами им уж чинами объясняли в основном биологическими факторами. Когда была осознана потребность в изменении подхода к проблемам пола, стало ясно, что их следует реинтерпретировать в более широком контексте — контексте тендера. Это значит исследователи, предполагавшие ранее, что поведение и установки детерминированы биологическим полом (мужскими ли женским, начали понимать, что социальные и ситуационные условия оказывают на индивида большее влияние, нежели биологические признаки пола. Последнее десятилетие Всемирная организация здравоохранения развивает и рекомендует использовать именно тендерный подход к здоровью. Поэтому многие современные врачи и психологи используют в своей работе принципы тендерного подхода при решении проблем, связанных со здоровьем и мужчин и женщин. Для того чтобы осуществлять лечебные и профилактические программы, необходимо учитывать множество факторов, влияющих на здоровье. К наиболее значимым из них относят дискриминацию по признаку пола, которая прямо или косвенно влияет на оценку, диагностику, развитие, лечение и профилактику заболеваний. Тендерный подход к здоровью позволяет разрабатывать и внедрять конструктивные программы по изменению социальных факторов, следствие которых — возникновение заболевания. Пол и тендер. Пол рассматривается как описательные, биологически обусловленные переменные, которые используются для отличия женщин от мужчин. Это в основном хромосомные, репродуктивные признаки. Мы называем многие из представлений о мужчинах и женщинах половыми стереотипами, или обобщениями о поведении личности, на основании принадлежности к какой-либо группе — женской или мужской. Так как формирование стереотипов начинается с раннего детства, тов ли я ни я пола и тендера сложно отделить одно от другого. Тендер формирует социальные концепции поведения женщин и мужчин, пол же в настоящее время признан чисто описательной, а не объяснительной категорией. Тендер — одна из трудно выделяемых и мало осознаваемых категорий, по которой люди оценивают и воспринимают других. Мы рождаемся с определенными биологическими признаками мужчин или жецщин, но нас учат соответствую
Глава 9. Тендер и здоровье
231
щему поведению, установкам, ролям, отношениям, которые приняты в данном обществе и культуре для мужчин иже н щи н . Содержание тендерных характеристики поведения изменяется в зависимости от культуры, исторического времени, позиции наблюдателя и т. д. Но практически всегда и везде роль женщин оценивается субординационно по отношению к мужской. Социальная конструкция тендера способствует созданию в каждом человеке образа Я как женщины или мужчины и представлений о том, как следует себя вести. Тендер также структурирует ожидания и поведение тех, с кем мы взаимодействуем. В результате он становится само выполняющимся предписанием, которое формирует наше поведение для удовлетворения ожиданий значимых других. Важно учитывать два основных направления, связанных с тендером преувеличивающие и игнорирующие различия между женщинами и мужчинами. Рашел Хар-
Мастин и Джеан Марасек (1988) называют их альфа- и бета-предубуждениями.
Альфа-предубеэвдения предполагают, что существуют реальные и качественные различия между характеристиками, ориентациями, возможностями, ценностями мужчин и женщин. Исследователи, придерживающиеся этой позиции, поляризуют женщин и мужчин при этом поддерживаются различные роли, базирующиеся на естественном природном основании. Примеры альфа-предубеждений: концепция об особом, женском способе мышления М. F.. et al., 1986); теории он е отъем л ем ы х особенностях поведения женщин заботливости и поддержке
(Chodorow N., 1978), о их особом моральном сознании и этике. Примеры альфа-пре­
дубеждений можно найти ив социобиологии и эндокринологии. Обнаруженные здесь тендерные различия объясняются генетическим (биологическим) детерминизмом или влиянием андрогенов на функционирование мозга. Например, промискуитет и социальное доминирование мужчин интерпретируются как природные явления, уходящие корнями в генетическое выживание вида или инстинкты. На основании современных данных биологии был сделан вывод нет доказательств, что в основе различий поведения мужчин иже н щи н лежат биологические факторы (Bleier R., 1984,1988).
Альфа-предубеждения могут оказаться полезными в том случае, когда надо сформулировать новые исследовательские задачи, связанные со спецификой жизненного опыта женщин в отличие от социальной жизни мужчин. Бета- предубеждения игнорируют и минимизируют отличия между мужчинами иже н щи нами. Как правило, в психологических исследованиях игнорируются проблемы, связанные с содержанием жизни женщин. Предполагают, что исследования, основанные на мужской выборке, могут быть обобщены для объяснений поведения и переживаний женщин. Преуменьшение различий приводит к иллюзии, что женщины имеют равный с мужчинами доступ к материальным ресурсам, равные возможности в отношении работы и руководящей деятельности. Отсутствие исследований пос пе ц и фи к е формирования психологии женщин затрудняет внедрение практических антидискриминационных, лечебных, профилактических и социальных программ. Поэтому психологам следует избегать и альфа- и бета-предубеждений. Для этого важно осознавать свои тендерные стереотипы и признавать как сходство, так

1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   ...   84


написать администратору сайта