аацшщаоцущшацущацй. никифоров психология здоровья (7). Ббк я
Скачать 3.65 Mb.
|
207 ждение этим установкам в культурных предписаниях, освященных авторитетом религий или признанных философских систем. Так, человек, выбравший своей стратегией смирение, будет подкреплять свой выбор ссылкой на христианскую традицию, утверждающую ценность братской любви тот же, кто склонен к стратегии отчуждение, скоре обратится к идеалам буддизма или стоицизма. В этих случаях признанная культурная традиция будет использоваться как способ усиления психологической защиты. Заметим, что такое обращение к культуре только усиливает невротический конфликт, именно поэтому многие психотерапевты настороженно относятся к метафизическим рассуждениям своих пациентов, подозревая за ними непродуктивный способ смягчения внутренних противоречий. Б. Пери с , автор предисловия кр ус с кому изданию книги Хор ни Невроз или ч нос т н ы й рост, отметил уникальные возможности, которые дает концепция К. Хорни для специалистов-гуманитариев: литературоведов, культурологов, ре лигиоведов, философов. Разработанная ею модель развития личности, внутренних конфликтов из а щит (движение к людям, против людей и отл ю де й ) является универсальной, поэтому она может быть применена к изучению поведения человека в разных культурах Защиты, описанные Хорни, принимают различную форму в различных обществах, и различные общества благоприятствуют различным стратегиям защиты и способствуют различным паттернам внутреннего конфликта [13, с. 21J. Сам Пери с использовал концепцию Хорни как преподаватель и литературный критик для анализа работ авторов, живших в разных странах ив разные исторические периоды. Перис перечисляет работы, в которых теория Хорни служит основой для анализа деятельности исторических лиц и простых людей, живших в разных культурах. В частности, многие авторы применяли теорию Хорни для анализа американской культуры, показывая, как внутренние конфликты порождают компенсаторные защитные механизмы, образ идеального американца, а также миф об американском превосходстве, который отражается на реальной внутренней и внешней политике. Соглашаясь с этой оценкой, мы, однако, хотим заметить следующее. Сводить всю духовную культуру к продуктам деятельности механизмов защиты от психологических конфликтов, возникающих в индивидуальной человеческой жизни, неправомерно. В такой трактовке культура представляет собой воплощение пси хопатологий и не может рассматриваться в качестве средства исцеления души. Такой симптоматический взгляд на культуру (как на проявление тех или иных симптомов психопатологии) был развенчан КГ. Юнг ом. Внимательно изучая тексты Хорни, можно обнаружить, что она дифференцирует феномены духовной культуры, являющиеся продуктом и пров ока н том невротических защитите, в которых проявляется истинная мудрость, помогающая человеку на пути к самосовершенствованию. Она пишет, в частности, что многие религиозные и философские течения отстаивают отказ отличной воли, сексуальных желаний, погони зам и р с к ими благами во имя духовного роста и подвига. В отличие от невротического бегства от конфликтов в религиозных практиках поиск мира включает не отказ от борьбы и стремлений, а скорее направление к иной, высшей цели [ 13, с. 223]. 208 Раздел II. Физическое, психическое и социальное здоровье Хорни нередко указывает, что предшественниками современных психотерапевтов в понимании причин душевных страданий и путей избавления от них были мыслители прошлого, в том числе античные философы и мудрецы Древней Индии, с. 286]. Наконец, истинным гимном культуре стали слова Хорни: Как ни велика способность человека к разрушению, история все же говорит о его живом и неустанном стремлении к большему знанию о себе и мире вокруг себя, об углублении религиозных переживаний, о росте духовных сил и нравственной смелости, о больших достижениях в любых областях, о стремлении к лучшей жизни. И лучшие силы человека направляются на эти стремления. Интеллект и сила воображения помогают человеку увидеть то, чего еще не существует. Он выходит за свои границы или способен к этому всегда. У него есть ограничения, но нетвердые и неокончательные, с. 313]. Это позволяет сделать вывод, что Хорни не сводила культуру к продуктам работы защитных механизмов психики от внутренних конфликтов, но видела в ней результат реалистического разрешения сложнейших человеческих проблем. Подчеркивание же ею негативных аспектов влияния культуры на душевное здоровье обусловлено спецификой ее деятельности как практикующего врача-психотера певта, которому приходится иметь дело с людьми, утратившими свое душевное здоровье под влиянием определенных социокультурных обстоятельств. Еще один крупный ученый, рассматривавший душевное здоровье в связи с культурой, — Эри х Фр ом м . Его теоретическую платформу часто обозначают как «фрейдомарксизм». Он опирался, с одной стороны, на идею о детерминированности человеческого поведения врожденными предпосылками человеческой природы, ас другой — учитывал влияние общественной жизни и культурных моделей поведения на формирование личности. Фр ом м четко сформулировал свою позицию Человеческая натура — страсти человека и тревоги его — это продукт культуры по сути дела, сам человек — это самое важное достижение тех беспрерывных человеческих усилий, запись которых мы называем историей (Бегство от свободы // Фромм Э. Догмат о Христе. - МС. По Фр ом м у , сама природа человека предполагает наличие ряда потребностей, которые должны быть удовлетворены. Это • потребность в единстве с людьми, в социальных связях сними потребность в трансцендентализации, творчестве как способе выйти за собственные рамки, превратить себя из объекта в субъект творения • потребность в безопасности, в укорененности, узах, поддержке и тепле (первоначально обеспечиваемых матерью • потребность в идентичности, осознании себя субъектом своей жизни идея тельности • потребность в интеллектуальной ориентации в мире ив эмоционально окрашенной системе ценностей. Фр ом м показывает, что есть несколько способов, которыми может быть удовлетворена каждая из этих потребностей, причем одни благотворны для человека, а другие — разрушительны. Так, например, потребность в социальных связях Глава 8. Душевное здоровье и культура 209 может быть удовлетворена посредством подчинения или доминирования, однако оптимальными являются отношения любви, ибо лишь в любви удовлетворяется другая человеческая потребность вне зависимости и интегрирован нос т и Я. Потребность в трансцендентном может быть удовлетворена либо через творчество, либо через разрушение, — ноли ш ь творчество дает радость, в то время как деструкция причиняет страдания и себе и другими т. д. Разница между различными ответами есть разница между душевным здоровьем иду шевной болезнью, между страданием и радостью, между стагнацией и ростом, между жизнью и смертью, между добром излом. Все ответы, которые могут быть расценены как добро, имеют то общее, что они согласуются с истинной природой жизни, которая является продолжающимся рождением и ростом. Ответы (на запросы) жизни, которые соответствуют реальности человеческого существования, ведут к душевному здоровью (Fromm Е. Values, Psychology and Human Existence //New Knowledge in Human Values. - N-Y., 1959. - P. 162-163). Отмечая, что разные культуры предоставляют разные пути для удовлетворения этих потребностей, Фр ом м утверждает в конечном итоге лишь один здоровый вариант решения проблемы. Такая позиция не учитывает тех конкретно-ис торических условий, в которых формируются и живут люди. Например, ЭФ ром м говорит о необходимости чувства идентичности, осознания себя субъектом своих действий. Верным ответом на эту потребность ЭФ ром м считает полное, творческое развитие личности, независимость, способность выступить один на один с миром. В тоже время он пишет о таком известном факте член первобытного клана мог выразить свое чувство Я — чувство идентичности — через принадлежность к клану в Средние века индивид были де н тиф и ц и ров ан со своей социальной ролью в феодальной иерархии, и это чувство его неизменной ситуации было основной частью его чувства идентичности. Так можно ли отказывать в душевном здоровье людям, для которых индивидуальное самопределение было еще исторически немыслимо В работах Бегство от свободы, Иметь или быть, Человек для самого себя Фр ом м исследует, как влияют на проявление универсальных человеческих свойств социокультурные условия. При этом он особое внимание уделяет тому, какие психологические трудности создает для человека культура и как человек под влиянием этих трудностей вырабатывает установки, которые зачастую носят негативный характер. Например, в книге Бегство от свободы Фр ом м показал, что современный человек стоит перед необходимостью самостоятельно определять свои жизненные ориентиры и действовать, принимая на себя ответственность за свои поступки. Также он зачастую лишен прочных социальных связей. Не все люди справляются с бременем обретенной свободы. Фр ом м описывает три психологических механизма бегства от свободы — авторитаризм, разрушительность и автоматизирующий конформизм. Все они препятствуют развитию и счастью индивида. Для Фр ом м а важнейший показатель душевного здоровья — это способность человека реализовать заложенные в нем творческие задатки. Любой невроз — это результат конфликта между прирожденными способностями человека.и теми силами, которые препятствуют их развитию [12, с. 169]. Тенденцию к самореали- 210 Раздел II. Физическое, психическое и социальное здоровье зации Фр ом м считал заложенной в самой природе человека, поэтому критерий продуктивности он рассматривает как универсальный. Почему же невротиками часто становятся именно личности, реализующие свои творческие потенциалы, а люди, никак не проявляющие свои задатки, напротив, ощущают себя вполне благополучными Фр ом м объясняет это принятыми в обществе культурными стереотипами В наше время ущербность социально запрограммирована до такой степени, что более не воспринимается массовым сознанием как нечто презренное или даже раздражающее. Нынче нередко можно встретить человека, действующего и думающего подобно автомату. Он ведет себя целиком и полностью так, как, ему кажется, он должен себя вести, — в соответствии с ожиданиями окружающих официальные улыбки заменяют искренний смех, бессмысленная болтовня — задушевную беседу, а тупая безысходность — искреннюю печаль. О таком человеке можно сказать следующее. Первое — что он страдает от недостатка искренности и индивидуальности, что, по-видимому, невосполнимо. В тоже время он ничем, по существу, не отличается от тысяч таких же, как он. Культурные модели с запрограммированными в них социальными изъянами предохраняют большинство из них от массовых неврозов. Некоторые не вписываются в эти культурные модели тогда нарушения у них проявляются в виде более или менее тяжелых неврозов. Тот факт, что в этих случаях культурные модели не в состоянии предохранить от проявления неврозов, оказывается результатом интенсивного действия либо патологических сил, либо сил здоровья, которые сопротивляются влиянию культурных стандартов даже тогда, когда в этом нет необходимости [12, с. 171]. В этом отрывке Фр ом м критикует современную западную культуру как противоречащую человеческим задаткам. Однако и другие реально существовавшие культуры упоминаются им, как правило, для демонстрации того, как они ограничивают способность человека к самореализации. В исследовании Человек для себя Фр ом м проанализировал различные типы ценностных ориентации в связи с общественно-культурными условиями, стимулирующими их возникновение. Он выделяет четыре варианта «неплодотворных ориентации рецептивную, эксплуататорскую, стяжательскую, рыночную — и показывет, как они ограничивают способность человека к реализации своего жизненного предназначения. При этом оказывается, что каждая из этих ориентации закономерно возникает на томили ином этапе общественно-культурного развития. Таким образом, культура предстает в работах Фр ом м а главным образом как источник опасностей для душевного здоровья человека. Душевное здоровье было предметом размышлений ГО л л порта. Его подход принципиально отличался оттого, который реализован в работах психоаналитиков. Имевшие дело с людьми, нуждавшимися в психологической, а зачастую им ед и ц и нс кой помощи, Фр ей д и его последователи прежде всего фиксировали истоки и признаки утраты душевного здоровья. О л л порт же полагал, что клинический опыт мало что дает для понимания здорового человека, которого он характеризовал как зрелую личность. По Оллпорту, в течение всей жизни человек переживает процесс становления. В отличие от незрелой, или невротичной, зрелая личность функционирует автономно, те. ее мотивы обусловлены не прошлым, а настоящим, оци осознанны и уникальны. Глава 8. Душевное здоровье и культура 211 О л л порт выделил шесть черт, характеризующих зрелую личность 1) широкие границы Я, активное и увлеченное участие в трудовых, семейных и социальных отношениях 2) способность к теплым, сердечным социальным контактам, в том числе дружеской интимности и сочувствию 3) самоприятие и умение справляться с собственными эмоциональными трудностями без ущерба для окружающих 4) реалистическое восприятие людей, объектов и ситуаций, постановка реалистических целей 5) «самообъективность» — четкое представление о своих собственных сильных и слабых сторонах, чувство юмора 6) наличие системы ценностей, содержащей главную цель и придающей смысл всему, что делает человек 1 Оллпорт отмечает связь душевного здоровья человека сего отношением к религии. Он выделяет два типа религиозности — внутреннюю и внешнюю. Внешняя это привычка или традиция, которая используется для достижения каких-либо целей, например поддержания статуса, уверенности в себе и т. д. Внутренняя религиозность пронизывает всечеловеческое существование, она мотивирует человека к достижению идеального жизненного единства. Внешняя религиозность, как полагает Оллпорт, характерна для незрелой личности, человека с эгоцентрическими установками. Она разрушается, если жизненные обстоятельства слишком противоречивы, и не дает надежной психотерапевтической защиты. Внутренняя же религиозность, напротив, поддерживает человека в самых трудных обстоятельствах, хотя она не может существовать ради того, чтобы играть терапевтическую или профилактическую роль. Страждущий может стремиться только к религии, а не к лечению. Если его религия глубоко интриоризирована, психическое здоровье и спокойствие будет ему сопутствововать [7, с. 123]. О л л порт отмечает, что оба типа религиозной ориентации распространены среди приверженцев разных религий — католиков, протестантов, иудеев, мусульман, индуистов. Психическое здоровье приверженца любой конфессии будет зависеть оттого, какой ориентации — внешней или внутренней — он придерживается [7, с. 123]. Таким образом, О л л порт высказывает важную мысль о том, что культурные традиции могут наполняться различным психологическим содержанием, и именно это наполнение, общая ориентация определяют степень зрелости, те. душевного здоровья личности. Суждения Оллпорта о наличии у человека системы ценностей как важнейшем условии душевного здоровья близки взглядам В. Франк л а , который утверждает, что человек, помимо прочих потребностей, обладает глубочайшим внутренним 1 Цит. по ХъеллЛ.у ЗиглерД. Теории личности (Основные положения, исследования и применение. — СПб., 2003. - С. 288-290. 212 Раздел II. Физическое, психическое и социальное здоровье стремлением придать своей жизни как можно больше смысла. Эта «воля-к-смыс- лу» — специфически человеческое явление, ужи вот н ы х ее заменяют инстинкты. Смысл жизни каждого человека уникален и меняется на разных этапах его существования. Сама реальность ставит перед человеком задачи, которые могут составить смысл его жизни. Важно, чтобы человек увидел эти задачи и нашел среди них те, которые позволяют ему актуализировать свою собственную жизнь в ее уникальных и единственных возможностях Frankl V., 1973, р) Чувство утраты смысла своей жизни Франк л определяет как экзистенциальный вакуум, или экзистенциальную фрустрацию. Подобно тому как фрустрация иных потребностей может вести к клиническим неврозам, экзистенциальная фрустрация порождает специфический тип ноогенного невроза (от греч noos — дух, ум, смысл. Существование таких неврозов подтверждено экспериментально. Поданным, полученным с помощью специально разработанного опросника, около 20% пациентов клиник имеют ноогенный невроз по происхождению ( F r a n k l V T h e D o c t o r and the Sole. From Psyhotherapy to Logotherapy. — Bantam books. T o r o n t o - N - Y . - L . , 1971 — P. XI), a 5 5 % опрошенных не только среди пациентов, но и среди медперсонала переживают в той или иной степени экзистенциальную фрустрацию или экзистенциальный вакуум ( F r a n k l V., 1973, р. 50). Причину этого Франк л видит в том, что традиции, которые некогда поддерживали его человека. — ОД поведение, резко уменьшили свое значение, по крайней мере вот ношении моральных обязательств ( ( F r a n k l V., 1973, p.5). Настороженное отношение к культуре характеризует психологов гуманистического направления. Истоки его в том, что на Западе, как писал А. Масло у , сложилась исторически детерминированная тенденция негативно оценивать потребности человеческого существа, которые имеют так называемую животную природу. Как следствие, многие культурные институты устанавливаются для контроля, сдерживания, запрещения и подавления этой первоначальной природы человека (Maslow A. Psychological D a t a and Value Theory / / N e w Knowledge in H u m a n Va lues. — N-Y., 1959, p. 1 3 3 - 1 3 4 ) . Напротив, именно в самореализации личности, раскрытии заложенных от природы задатков и стремлений видят гуманистические психологи важнейшее условие душевного здоровья человека. А. Масло у назвал эту потребность и соответствующую ей деятельность само актуализацией. Он отождествлял самоактуализацию со зрелостью иду ш е в н ы м здоровьем человека и постулировал врожденную направленность на достижение этого состояния. Наблюдая за реальными людьми, А. Маслоу выявил характеристики, присущие, по его мнению, душевно здоровым людям ясное восприятие реальности открытость новому опыту интегрирован нос т ь , целостность, единство личности спонтанность, экспрессивность полное, продуктивное функционирование бодрость реальность Я, прочная идентичность, автономия, уникальность объективность, беспристрастность креативность; способность к любви. Субъективными переживаниями, сопровождающими процесс самоактуализации, являются интерес к жизни, счастье, ясность, радость, спокойствие, ответственность, уверенность в собственной способности справляться с проблемами. Напротив, признаками душевного неблагополучия являются тревога, отчаяние, неспособность радоваться, чувство вины и стыда перед самим собой, отсутствие цели, опустошенность, утрата идентичности (Маслоу Л. Мотивация и личность. — СПб., 1999). |