аацшщаоцущшацущацй. никифоров психология здоровья (7). Ббк я
Скачать 3.65 Mb.
|
262 Раздел N1. Образ жизни • узнайте свои возможности и делайте ток чему у вас есть призвание остальное делайте в силу своих возможностей, но всегда максимально добросовестно, честно и усердно. Шестой совет Не носите в себе свое горе и не копите неприятности Опыт человечества свидетельствует • не оставайтесь наедине со своими неприятностями и горем • горек аки счастье, надо делить с людьми исповедь облегчает горе и усиливает радость человека • ищите человека, способного вас понять и разделить ваше горе • доброжелательных и рассудительных людей немало они способны разделить и горе, и счастье • старайтесь и сами быть участливыми и сочувствующими, добрыми и человечными, милосердными и мудрыми. Вполне очевидно, что залог сохранения здоровья — здоровый образ жизни. Вполне очевидно также, что если человек не будет любить жизнь, бороться за полноценное духовное и физическое долголетие, то никакая современная наука, лекарства и рецепты не помогут. Для сохранения здоровья не следует надеяться ни на какие чудеса. Прежде всего необходима высокая культура поведения и здоровый образ жизни, высокая культура жизни и культура мысли. Контрольные вопросы 1. Что собой представляет понятие образ жизни. Каковы основные факторы, детерминирующие образ жизни. В чем сущность понятия здоровый образ жизни. Каковы основные составляющие и принципы здорового образа жизни. В чем сущность рационального питания. В чем сущность культуры питания 7. Какое влияние оказывают гиподинамия и гипокинезия на состояние организма человека 8. Каково значение двигательной активности для поддержания здоровья 9. В чем сущность личной гигиены и каково ее значение в сохранении состояния здоровья 10. Каковы основные правила закаливания организма Литература 1. Лгаджанян Я А, Ананьев В А Андреев Ю. Аи др Основы валеологии. Кн. 1,2,3. — Киев Олимпийская литература, 1999. 2. Ананьев В. А, Давиденко Д Я Петленко В Я Хомутов ГА Этюды валеологии / Под общ. ред. ДН. Давиденко. - СПб.: С П б Г ТУБ ПА Глава 10. Здоровье и образ жизни. Валеология человека. Здоровье — любовь — красота Вт. Т. 1-5. Физическое и психическое здоровье. — СПб.: Петроградский и КМ и нс к : Оракул, 1996-1997. 4. Волков В. Ю.у Ланев ЮС Петленко В Я и др Научные основы физической культуры и здорового образа жизни Под общ. ред. ДН. Давиде н ко СПб.: С П 6 Г ТУБ ПА Давиденко Д Я Зорин В. Е. у Борилкевич В. Е. и др Социальные и биологические основы физической культуры / Отв. ред. ДН. Давиденко. — СПб.: СПбГУ, 2001. 6. Дадали В. А Питание как фактор здорового образа жизни Вестник Балтийской академии. Вып. 9. — СПб.: БПАД996. 7. Селье ГО ч ер к и об адаптационном синдроме. — М Наука, 1960. Глава 11 ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В КОНТЕКСТЕ НОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ Здоровый образ жизни З О Ж ) поистине можно считать мудрой, фундаментальной основой человеческого бытия в его естественно-природной проекции к духов но-физическому совершенству каждого здравомыслящего человека. Здоровый образ жизни заложен Законами Природы. Это органичный естественный путь к взаимоусовершенствованию Человека — в Природе и Природы — в Человеке через духовное осмысление Законов Природы. Почему так важно именно сегодня высветить проблему здорового образа жизни Причин много, они носят разный характерно мы выделим главные, связанные с природой человека и его духовностью. 1. Бессилие (при ее величии) современной медицины перед обвальным ростом хронических болезней цивилизации. 2. Катастрофическое снижение сопротивляемости организма человека к воздействиям окружающей среды, им же разрушаемой. 3. Осознание полной невежественности и безответственности населения по отношению к своему личному здоровью и окружающей среде, обеспечивающей это здоровье. 4. Понимание того, что в сознании людей отсутствует мировоззренческая побудительная основа для естественной повседневной радости — от заботы о своем здоровье до процветания всего общества и Природы. 5. Собственно психологические проблемы, связанные с индивидуальным здоровьем человека, его З О Ж : 1) последовательность осмысления различных законов и механизмов здорового образа жизни, особенно важных в эпоху негативного воздействия психоэмоциональных факторов 2) состояние сознания (самосознания) современного человека. Сознание позволяет тонко понимать физическое и духовное здоровье и укреплять его обратной биологической связью. Субъективным аспектом всякого нового состояния сознания является чувство Я. Самосознание указывает на связь процессов, ощущений и представлений 1 Новое Просвещение предполагает рассмотрение жизнедеятельности человека в контексте поосфер- ного мышления. Глава 1 1 . Психология здорового образа жизни в контексте Нового Просвещения 265 1 Вундт В Очерки психологии. - МС См Мясищев В. Н Структура личности и отношение человека к действительности // Психология личности. — МС Джемс У. Психология личности. — Л, 1989. чувство Я или чувство связи всего переживаемого. Эти элементы-представ л е ни я входят в наиболее близкие отношения с Я. Они состоят из общих ощущений и представлений собственного тела, возникающих ивы деля ю щи х с я из совокупности содержания сознания, чувства и представления, тесно сливающихся с чувством нашего Я. Вундт 1 назвал это качество самосознанием. Самосознание составляют элементы, входящие в него на основе наиболее близких отношений, возникающих из общих ощущений и представлений собственного тела. Согласно законам психологического развития, эту взаимосвязь элементов можно рассматривать в трех аспектах связь волевых процессов, содержание волевых процессов, чувства и аффекты их сопровождения. Таким образом, шаг за шагом происходит самовосприятие самого себя, понимание того, чему отдавать предпочтение, чтобы быть гармоничным. Что же приоритетно для самовосприятия в движении по пути к здоровому образу жизни Я телесное ( идентификация собственного Я стел ом самоидентич ность (осознание себя как одной и той же, номе н я ю щей с ял и ч нос т ив течение всей жизни Обретение личной идентичности связано с полом, его проблемами и способами разрешения противоречий между сексуальными побуждениями и требованиями морали, а также становлением призвания и определенных жизненных целей. • Самоуважение (гордость, самолюбие) имеет огромное значение в жизни каждого человека, в его социальных связях, так как приобретает форму самолюбия и гордости, в том числе и гордости за красивое здоровое тело, здоровый Дух. Вот поэтому психическая жизнь и поведение приобретают одно из важнейших качеств Яличную определенность, интенциональность (направленность. В формировании здорового образа жизни эти приоритеты, неф икс и ров ан н ы е жестко, становятся ведущими в выражении глубинной сущности Я. Личностная и н тер и ори за ц и я (направленность вовнутрь) внешних отношений, развивающих чувство любви, и составляет благополучие, радость, осмысление страдания другого человека, влияя тем самым на благополучие образа жизни и здоровья семьи, рода, в целом — народа. Ноли ч нос т на я и н тер и ори за ц и я внешнего мира принятие все б я ) означает расширение самости ( « Я » ) за пределы органического тела индивида. Она (инте р и ори за ц и я ) имеет место тогда, когда внешние отношения становятся таким содержанием опыта, который интегрируется на высших уровнях индивидуальной организации (самосознание) и означает участие в этом опыте личностного Я. Этот феномен личностного Я получил отражение в отечественной и зарубежной психологии 266 Раздел ML Образ жизни Косвенным образом названные выше причины и приоритеты влияют на все проявления человека, в том числе и на его здоровый образ жизни. Вместе стем зеркальное Я — это и представление о том, как нас видят другие, и реакция на эти оценки, которая может выражаться в раздумьях, удовлетворении, чувстве стыда, вины и т. д. Таким образом, движение Як своему здоровью в концепции индивидуального здорового образа жизни этот а кой про и е с св сознании индивида, который представляет собой некую генерал изо ванную субъективную, ко гни т ив но -эмоциональную трансформацию реакций социальной среды на его (индивида) собственное поведение. Этот процесс в становлении здорового образа жизни очень важен, так как за последнее тысячелетие потеряна связь поколений в передаче ив повседневном использовании человеческой мудрости, накопленной веками и сконцентрированной в экосберегающих, культурно-оздоровительных и духовно-нравственных традициях, духовной культуре и философском обобщении знаний человечества. Сам же человек как часть живой природы подвергается в современном мире тяжкими с пытан и ям, что, безусловно, отражается на его здоровье и образе жизни. Новая эпоха и расцвет России требуют высвобождения природного потенциала нации. Интеллектуальный, нравственный потенциалы здоровья ( З О Ж ) являются основной характеристикой уровня развития государства, визитной карточкой культуры, а стиль жизни прямое следствие всего этого. Здесь важно отметить, что взаимосвязь человека и Вселенной подчиняется объективным законам, которые были известны людям многие тысячелетия назад, и нарушение этих законов приводит кр аз рушению здоровья. Главная идея здорового образа жизни первичная профилактика болезней тела и души. Современное духовно-энергетическое развитие человека в онтогенезе обеспечивается как на государственном уровне — через медицину, просвещение, здоровую стратегию работы государственной машины, таки каждым человеком индивидуально через его мировоззрение, миропонимание, опирающиеся на осознание единства природы и человека, знание законов природы, управляющих не только внешней ( внешний гомеостаз, но и внутренней ( внутренний гомеостаз) средой человека, его биологией, физиологией, психофизической, духовной и социальной жизнью. Поп и рани е и незнание Законов Природы поставило человечество на грань экологической катастрофы. Чтобы рази навсегда защититься от стихии глупости и воинствующего невежества, бушевавшего столетия, человек должен своевременно овладевать знаниями законов природы, понимать предложенные самой природой стратегические ориентиры, авторитет которых непререкаем, для дальнейшего продвижения к духовному здоровью. Итак, выделим аксиомы, донесенные до третьего тысячелетия лучшими умами человечества. 1. Стратегия природы есть эволюция всего сущего, всех форм жизни во времени и пространстве на пути их бесконечного совершенствования. То есть развитие жизненного потенциала здоровья человека в кризисные периоды его жизни. Глава 1 1 . Психология здорового образа жизни в контексте Нового Просвещения Татарникова Л. Г Валеология в педагогическом пространстве. — СПб.: Крис\5ас+, 1999. 2. Человек венец белково-нуклеиново-квантовой формы жизни облечен особым доверием Природы свободой совершенствовать самого себя и все вокруг себя. Еще Л а о Ц зыки тайский ученый, IV—III вв. дон. э) утверждал, что в Универсуме, где все неизменно и изменчиво, непрерывно и прерывно, едино и единично одновременно, наиболее полным выражением реальности является человек. Причем именно человек выполняет данную ему функцию он служит картиной мира (космоса, где присутствуют всего его космоса) элементы, все формы энергии. Вместе стем человек — часть социума. Именно поэтому здоровый образ жизни — показатель культуры человечества, которая возникла в процессе стремления человека познать окружающий мири сформировать свое отношение к нему, своем и ро понимание. И если мы сегодня обратимся к учителям человечества и проанализируем мудрые знания, пришедшие к нам из глубины веков и адаптированные в последующие времена великими умами человечества, то откроем великое руководство для здоровой, радостной и творческой жизни каждого человека и всего человечества в целом, которое базируется на космическом, целостном понимании природы в ее единстве с человеческим естеством. Н. Ф. Федоров, духовный учитель и наставник основоположника отечественной космонавтики К. Э. Циолковского, разработал оригинальную концепцию воспитания, сущность которой — в научном воскресении человека через расширение своего влияния на себя и мир. Влияние действует не за счет искусственных орудий, продолжающих его органы ( приставки, аза счет направленной силы ума, выдумки, расчета, озарения на самого себя, на свои органы, на их улучшение, на их своевременное обновление и восстановление через естественное направленное тканетворение», которое осуществляется человеком сознательно, те. здравое творение своего образа жизни. Особенно это важно в эпоху, когда воздействие психоэмоциональных факторов провоцирует пробуждение биологии человека и позволяет раскрыть дремлющие жизненные резервы организма. Именно такое состоянием ы называем периодом социобиологического реверса (от лат reversio — возврат. Но это возвращение не в смысле атавизма, а смысла возврата к биологическому началу, источниками которого становятся духовно-нравственные и обще ственно-исторические условия жизнедеятельности человека, а не наследственность. Гипотеза социобиологической реверсии эволюции человека строится на принципах социокультурной концепции здорового образа жизни нового тысячелетия и формирует культуру здравотворчества. Знания, необходимые для осмысления реверса ( движение к единству человека и природы это прежде всего новые исследования в области энергетического взаимодействия энергетики человека и энергии вселенной (А. Е. Акимов, Н. П. Бехтерева, И. П. Волков, В. П. Казначеев, АН. Клизовский, АИ. Субетто, Г. И. Шипов и др. Следует отметить, что до недавнего времени наука апеллировала к четырем типам взаимодействия человека и Природы гравитационное, электромагнитное 268 Раздел III. Образ жизни дальнодействующее, а также ядерные и слабые (короткодействующие, которые индивидуально воздействуют на здоровье человека. Была известна и эффективность этих взаимодействий в разных средах. Нов практике жизни человека они не учитывались прежде всего самим человеком, несмотря на то, что здоровый образ жизни имеет своей целью непросто сохранение и укрепление здоровья, его развитие в соответствии с закономерностями кризисно-адаптационных периодов, но такую осмысленную его трату, которая сама стимулирует становление потенциала здоровья и его расширенное (в рамках возможностей конкретного возраста и условий жизни) движение. Здоровый образ жизни определяют по-разному. Здоровый образ жизни это сознательная и счастливая жизнь индивида, основанная на понимании и толковании различных сфер жизненной реальности человека на основе достаточно строгих законов, дабы все более приблизить наши представления о вещах к их собственной природе. Так развертывается наше сознание [16]. Здоровый образ жизни определяется сознанием человека, вернее, его самосознанием в широком смысле слова. И это в какой-то мере парадоксально. С одной стороны, нет ничего ближе человеку его тела и его личности, своего собственного " Я " , и нет ничего, казалось бы, более важного, чем познание этого своего " Я " И, с другой стороны, нет ничего более непонятного, запутанного, неустойчивого, колеблющегося от одного состояния к другому, чем "Я [16]. Все имеет свою причину, свое основание что же касается нашего собственного Я, то парадокс заключается в том, что понятность нашего Ял ишь представление, складывающееся в исходной рефлексии. На самом же деле человек — нечто наиболее сложное в мире, поскольку человеческая общность люди) не результат клонирования некоего единого образца, а громадное разнообразие уникальных сущностных характеристик. Гегель отмечал, что познание человеком самого себя осуществляется через определенные фазы, периоды, преодоление которых есть движение к самому себе, к знанию о себе как существе, противостоящем миру и другим людям. Этот путь определяет и образ жизни. При этом ведущим, исходным способом и мотивом самопознания человека является не абстрактное созерцание некой нейтральной сущности, а, напротив, самопостижение, совершаемое под влиянием его страстей, влечений, вожделений, за которыми стоят его потребности, определяющие здоровый образ жизни. И это не безжизненное созерцание и абстракция, а принцип самой жизни. Интерес для нас представляет рассуждение о человеке Иоанна Сан-Францис- ского: Человека мучает собственное тело. Тело человеческое имеет свое собственное понимание счастья и горя, радости и печали. Телесные эмоции бывают для человека новым источником страданий и страхов [11]. Иоанн Сан- Франц и с с кий говорит, что нравственное состояние человека становится особенно трудным, когда его душа включается в какое-либо коллектив- Крикоров В. С. — др техн. наук, профессор, лауреат Государственной премии, автор томного издания Единый Космос (Владивосток Дальневосточное отделение АН СССР, 1987-2001). Глава 1 1 . Психология здорового образа жизни в контексте Нового Просвещения ное зло мира (наркотики, алкоголь, агрессию и т. д. Тогда люди начинают ненавидеть друг друга и истреблять в силу внешних признаков крови, расы, класса, происхождения или в силу различных изменяющихся идей — и это также образ жизни. Вопрос только в том, как это отражается на здоровье. В коллективном зле как образе жизни нравственная извращенность имеет больше поводов для самооправдания, хотя самооправдание психологически обычно не требует никаких поводов. Что же разрушает здоровье, по словам Иоанна Сан-Францисского? • Любовь к неверной и ничтожной славе. • Любовь к неверными быстро преходящим ценностям. • Любовь к телесным наслаждениями внешнему покою. Эти три «пре-любви» человеческие, соединяясь водном круге, концентрируются в страхе. Здоровье человека, его образ жизни напрямую связан со страхом. Страх разрушает, подтачивает силы человека. Исследуя пневматологию страха, архиепископ Иоанн (Шаховской) пишет Страх, как ветер, встречает человека на всех путях его. Чего только не страшатся люди в мире Отошедшие от своего доверия к Творцу, они строят свою земную жизнь, окруженные тревогами, опасениями, страхом, ужасом И далее Утеряв свою первую любовь (Откр., 11:4) и еще не научившись последней своей любви, человек озирался в своем огромном и холодном логовище мира и страшился. Так началась его история, которая не изжита доныне человечеством. Он стал истаивать очами от опасности, от неверности своей жизни и жизни другого человека. Злые силы стали мучить его, влечь к себе, дарить ему свои призрачные наслаждения, а после бить его, наслаждаясь его беззащитностью и омраченностью. [1, с. 137, 139, 140]. И человек привык (образ жизни курсив мой. — ГЛ и стало его посещать новое чувство радость быть злыми страшным для окружающих. И чем более он живет в своей злобной усладе ненависти к другому человеку, властности и гордости, тем более он страшится и опасается другого человека и самого себя. Подобное состояние разрушает здоровье. Чувствуя это, человек обманывает себя, живя бездушно и бесстрашно. Обман разрушает опыт и образ жизни, делает его уязвимым. Как бы человек ни организовывал свой образ жизни, он всегда зависит в той или иной степени от жизни других людей но задача и цель человека в мире состоит в том, чтобы переходить от низшего плана зависимости (от всего дурного) в высший — Духовный. Мы задуманы, а не только сотворены. Именно задуманы волей Божественной, предположены ее надеждой, что откликнемся лично на это творение именно образом жизни В каждом из насесть неповторимое человеческое лицо, образ благой воли Божией, отражение небесной любви. И всякий раз, когда мы принимаем в себя что-то наносное для нас, это вредит нами тормозит наш путь к цели основной [11]. Здоровый образ жизни это и способность/потребность раскрыть присущий именно индивиду данный изначально талант — круг физической жизни, душевных способностей, духовных возможностей |