Главная страница
Навигация по странице:

  • Гагин Ю. А Концептуальный словарь-справочник по педагогической акме- ологии. - СПб., 2000. 7. Гиппократ.

  • Давыдов Ю Этика любви им е та физика своеволия. — М, 1981. 9. Еремеева В. Д, Хризман

  • 276 Раздел III. Образ жизни promotion*

  • аацшщаоцущшацущацй. никифоров психология здоровья (7). Ббк я


    Скачать 3.65 Mb.
    НазваниеБбк я
    Анкораацшщаоцущшацущацй
    Дата22.10.2022
    Размер3.65 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файланикифоров психология здоровья (7).pdf
    ТипПрограмма
    #748965
    страница38 из 84
    1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   ...   84
    270 Раздел 111. Образ жизни Человеку дается талант. Дается не для закапывания, но разрабатывания Весь круг жизни человеческой может быть уподоблен полоске земли. Не лежать на ней должен человек, но разрабатывать ее — эту Божью Землю, жизнь, данную ему в управление, как залог лучшей жизни, лучшей Земли. Верный в малом и во многом верен будет. И вот человеку дается лишь малое. Как бы ни было велико для земных глаз его малое, каким бы великим ни величали его люди, — оно остается очень малым по сравнению стем, образом чего оно является [11, с. 113]. Но и это малое должно быть пущено в оборот на пользу всего мира. Вероятно, это и есть сущность образа жизни Здорового образа, психологической логики стиля жизни. Современный бег человечества, его интересов, его воображения и цивилизации, все ускоряющееся коловращение людей в пространстве и времени вырастают не только и не столько из социальной и культурной связи людей, но и из страшного одиночества человека в мире, от одиночества, которое человек открывает у себя и других, разрушая тем самыми себя, и других. Глубокая душевная раздвоенность, многими людьми переживаемая и сознаваемая, может быть исцелена только очищением и освящением страха, ибо уничтожить в своих переживаниях всякий признак какого-то ни было страха невозможно. Но можно возвысить свой страх. В том совершается духовное цветение человеческой личности И. Таким образом, можно сказать, что главная задача человечества на пути к здоровому образу жизни духовное цветение Какие же проблемы возникают на этом пути Человеку, пускающемуся в путь, необходимо иметь представление о том, что будет ему открываться, какие передним встанут задачи. Этот своеобразный атлас позволит выбрать направление движения и, возможно, учитывая свои новые знания, находить более удачные пути достижения целите. находить способ сохранения и разумной траты здоровья в процессе активной жизни и реализации творческих замыслов, жизненного потенциала. Жизненный потенциал определяется жизненной зрелостью (те. относительно полной готовностью человека к решению определенных жизненных задач, знанием принципов здорового образа жизни. Выделим эти принципы. Жить по законам Вселенной — первое движение к здоровому образу жизни, так как в человеке изначально заложены все уникальные свойства Вселенной.
    2. Позитивное мышление, позитивное отношение к себе и другим — второй закон здорового образа жизни. Человеку ненужны медикаментозные средства, потому что он создан по законам Вселенной и способен к самоисцелению; он обладает (должен обладать) гармонией. Но так было до тех пор, пока человек жил в гармонии со Вселенной. Сегодня следует прилагать усилия вести здоровый образ жизни, чтобы соответствовать этой гармонии.
    4. Гармоническое физическое совершенство телесной оболочки человека, приведение ее к гармонии, к красоте за счет собственных усилий и индивиду
    Глава 1 1 . Психология здорового образа жизни в контексте Нового Просвещения 271 Интеграция акмеологических, валеологических и экологических знаний как условие движения человека, его развития в гармонии. См ТатарникооаЛ. Г, Гагин Ю. А Природа и человек два аспекта сообразования/Учебно-исследовательская и практическая деятельность в современном экологическом образовании. — СПб.: Крисмас+, 2002.
    Платонов А Государственный житель. — Минск, 1990. — Сальной программы здорового образа жизни единственное условие сохранения человека как вида.
    5. Возвращение любви к каждому человеку через осмысленную любовь к себе вернет ему гармонию с миром в широком смысле этого понятия. Когда человек потерял последний дар Вселенной — любовь к ближнему (себе подобному, он перестал быть Человеком. Путь к Homo valiens
    — здравотворяще- му свою жизнь человеку — это не борьба за существование по рецептам, прописанным извне, а достижение семи точек согласия (единство логического и интуитивного, материального и духовного, гармонии с Вселенной согласие человека с Богом согласие человека с природой согласие между наукой и религией согласие между религиями согласие между народами согласие людей между собой согласие с самим собой — гармония. Достижение точек согласия — путь к истинной цивилизации и здоровому образу жизни, обеспечивающему человеку нахождение в этой новой цивилизации, живущей по Закону Вселенского излучения энергии — Закону Любви.
    6. Этот принцип интегративен — это принцип слова — звука геометрической формы и числа. Этим принципом определяется жизнь Вселенной. Данные принципы обобщают новые знания, которые человек приобретает в процессе своей жизни, дополняя и совершенствуя их номере развития науки и способности человечества освоить не только новый телефон, но и новые знания о самом себе, АВЭ-знания
    1
    Вместе стем существует и седьмой принцип социобиологического реверса, который позволяет осуществить эволюцию сознания на основе витально-аксио­
    логической концепции личности. Мы неслучайно обратились к концепции выдающегося русского ученого, доктора философских наук, академика Петровской Академии науки искусств, профессора Сержантова Василия Филипповича. Рассматривая психологическую феноменологию личностного Я, которая решает проблему характера, еще раз понимаешь, как сложен и непонятен человек прежде всего для себя самого. Но именно характер человека дает возможность определить движение к индивидуальному здоровому образу жизни. Индивидуальное формирование здорового образа жизни зависит от отраженного зеркального Я и находится в зависимости от социальной среды, но главными н тег р и р у ю щи м компонентом системы ценностных ориентации является личностный смысл жизни Л С Ж ) . А. Платонов так определяет его Смысл жизни не может быть большим или маленьким. Он непременно сочетается с вселенскими всемирным процессом и изменяет его в свою особую сторону, — вот это изменение и есть смысл жизни
    2
    Последуем за логикой раскрытия феномена Л С Ж .

    272 Раздел III. Образ жизни Человек, находясь под воздействием той или иной национальной культуры и ассимилируя ее, формирует в себе две эндоморфные психологические структуры
    1. Усваивает культуру как определенное информационное содержание. В этот показатель входят из на ни я в области здорового образа жизни. Это же содержание, отрефлексированное на личностном уровне, формирует личностную систему ценностей ( Л С Ц ) . Она становится системой императивов жизни и поведения. В этом случае содержание усвоенной (отреф- лексированной и принятой как индивидуально-личностной) культуры приобретает особое, личностно-индивидуальное структурирование, становясь системой аксиологических функций личности, главная из которых есть личностный смысл жизни. Именно Л С Ж определяет сущность здорового образа жизни индивида. Исходя из биологических и психологических посылок, философских идей, здоровый образ жизни человека третьего тысячелетия можно было бы определить последующим признакам
    1. З О Жесть стратегическая цель жизни, обеспечивающая гармонию длительных периодов индивидуальной жизни, всей жизни. З О Жесть личностная связь целей жизни индивида с жизнью вида (семьи, рода, народа — сочетание с вселенскими всемирным процессом (по А. Пла­
    тонову);
    3. З О Ж , обеспечивающий гармонию смысла жизни, дан человеку как волевое движение к логической реализации индивидуальных целей и вселенского процесса. З О Ж как смысл гармонического ощущения самого себя дан человеку в форме, характерной для всякой культуры ценностных (аксиологических) форм и проявлений. Таким образом, психология здорового образа жизни человека реализуется на основе витально-аксиологической концепции (по Сержантову), специфических принципов-законов: жить по Законам Вселенной позитивно мыслить, позитивно воспринимать себя и других усиливать волевое движение к осуществимости Я как гармоничной сущности соблюдать индивидуальную программу З О Ж ; достигать согласия с миром и собой соблюдать законы слова, звука, числа, цвета, света, геометрических форм благоговеть перед жизнью. Благоговение перед жизнью, завершающее (над ан ном этапе) свод законов, обеспечивающих реализацию здорового образа жизни, — сложное и противоречивое чувство. Диалектическая логика этого противоречия отражена отечественным философом С Франком Благоговение — это высшее, центральное и объединяющее чувство, вносящее мири успокоение в нашу душу. Благоговение есть непосредственное единство страха и любовной радости. Благоговение есть страх, преодоленный любовью и насквозь пропитанный и пр эбраженный ею (Вопросы философии. — 1990. № 6. — С. 109. Подведем итог сказанному и выведем формулу здорового образа жизни. Психология здорового образа жизни с позиций витально-аксиологической концепции личности включает следующие компоненты само-осознание

    у
    свобода
    Глава 1 1 . Психология здорового образа жизни в контексте Нового Просвещения Сержантов В. Ф Человека его природа и смысл бытия. — Л, 1990. воли как осознанная необходимость совесть и творчество как условие здорового образа жизни. Движение к здоровому образу жизни связано с осуществимостью человека. Осуществимость, те. то, что можно привести в исполнение, воплотить в действительность — имманентное свойство живого вещества, потенциала здоровья человека, его различных качеств — состоит 1) в способности к возрастанию потенциала (в соответствии с принципом возрастания внешней работы живого вещества, обоснованного Э. С. Б ау эр ом и В. ИВ ер над с к им) в самореализации потенциала. свойство осуществимости, как и явление осуществления, представляет собой двуединство становления и реализации потенциала (интеллектуального, эмоционального здоровья, индивидуальности) [4, с 86]. З О Ж — это способ жизни человека и его развития, проявление внутренней свободы как характерной детерминации, которая есть нечто иное, как самодетер­
    минация; ее сущностным проявлением служит творчество, порождение новаций. Поскольку свобода — модус жизни человека, то она не может не быть развитием, творчеством и самой личности. З О Ж также предполагает развитие периодов жизни как определенного рода новаций по отношению к прошлому и будущему
    1
    Новации же, применительно к З О Ж — это новое качество жизни, разрыв со старым, движение к самому себе, но уже новому, осознавшему свое бытие во времени. Ив заключение здоровый образ жизни, как и личность в целом, реализуется не в отдельных актах (занятие физической культурой, сбалансированное питание и т. д, следовании Законам, культурными семейным установкам, находящих свое отражение в поступках и чертах характера, а осуществляется в судьбе человека, его жизненном пути, наконец — биографии. Контрольные вопросы
    1. Здоровый образ жизни человека включает такое понятие, как совесть. Вместе стем это понятие неоднозначно. Можно ли отнести категорию совести к одному из компонентов здорового образа жизни исходя из нижеследующего высказывания Как это можно доказать Совесть — это процесс и результат сличения фактического поведения индивида со структурой его личности совесть есть переживание состояния (удаленности) собственных личностных установок индивида. от функционирующих в данном обществе и позитивно оцениваемых систем ценностей совесть. представляет собой сличение реального поведения человека с общечеловеческими нравственными чувствами стыда, милосердия, благоговения.
    2. Влияет ли отсутствие новых знаний в области человековедения на организацию индивидуального здорового образа жизни Какие это знания. Выделите и обоснуйте основные законы здорового образа жизни. Здоровый образ жизни с позиций современных знаний о человеке — это. Продолжите определение.

    274 Раздел ML Образ жизни
    5. Попробуйте на основе рефлексии данного и дополнительного материала составить индивидуальную программу здорового образа жизни. Проследите (отрефлексируйте) изменения в жизни под воздействием этой программы. Литература

    1. Анохин П. К Социальное и биологическое в природе человека / / Соотношение биологического и социального в человеке. — МС Бартини РО Соотношение между физическими величинами // Проблемы теории гравитации и элементарных частиц. — М, 1996.
    3. Бауэр Э. С Теоретическая биология. — СПб.: Росток, 2002.
    4. Вернадский В. И Биосфера и ноосфера. — М Айрис-Пресс, 2002.
    5. Воскресенский ВАЗ до ров ы й образ жизни и гигиеническое воспитание подростков. — М Знание, 1987.
    6. Гагин Ю. А Концептуальный словарь-справочник по педагогической акме- ологии. - СПб., 2000.
    7. Гиппократ. О здоровом образе жизни Клятва. Закон о враче. Наставление. — Минск, 1988.
    8. Давыдов Ю Этика любви им е та физика своеволия. — М, 1981.
    9. Еремеева В. Д, Хризман Г. Я. Мальчики и девочки два разных мира. — СПб.:
    Трускарора, 2000.
    10. Игимуратов А Семь этюдов о здоровье. — СПб.: ПИК Иоанн Сан-Францисский. Избранное. — Святой остров, 1992. — С. 33.
    12. Книга о здоровье / Под ред. Ю. П. Лисицына. — М Медицина, 1988.
    13. Космическое сознание Сер. Библиотека восточно-религиозной философии.
    14. Лаптев АКТа й на пирамиды здоровья. — СПб.: Петроградский и К, 1998.
    15. Сапунов В. Обухов В. Л Сущность человека как мост между двумя мирами. — Основы антропоэкологии. — СПб.: Химиздат, 2000. — С. 113-128.
    16. Сержантов В. Ф Характер и судьба. — СПб.: Санкт-Петербургский философский клуб, 1997.
    17. Субетто АИ Творчество, жизнь, здоровье и гармония. Этюды креативной онтологии. — М Логос, 1992.
    18. Татарникова Л. Г Педагогическая валеология. Генезис, тенденции развития. - е изд. - СПб.: P E Y R O C , 1997.
    19. Ухтомский А. АЗа с луженный собеседник. — Рыбинск Рыбинское подворье, 1999.
    20. Фромм Э Искусство любви. — Минск, 1990.
    2 1 . Юнг КГ Проблемы души нашего времени. — М Издательская группа Прогресс, «Универс», 1993.
    Глава 12 ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ Современные тенденции заболеваемости в развитых индустриальных обществах актуализировали идею индивидуальной ответственности человека за состояние своего здоровья. Ко второй половине XX в. в причинах смертности перестали господствовать острые, преимущественно инфекционные заболевания, их сменили гораздо более сложные по своей природе и трудно поддающиеся лечению хронические заболевания. Известный специалист в области восточной натуропатиче- ской медицины доктор Д и пак Чопра считает, что для современного человека болезнь — это вопрос не необходимости, а выбора природа не навязывает нам бактерии или вирусы, вызывающие сердечные приступы, диабет, рака рт р и т или остеохондроз, они являются следствием неверных действий человека
    1
    Э. Гюан и А. Дюссер ввели в оборот понятие болезни цивилизации, подчеркивая, таким образом, что многие болезни, широко распространенные в настоящее время, обусловлены особенностями образа жизни человека в современном обществе. Они выделили 4 категории таких заболеваний
    1. Болезни загрязнения (следствие техногенной деятельности индустриальных цивилизаций отравление почвы, воды, атмосферы.
    2. Болезни истощения (результат физического и нервно-психического переутомления человека.
    3. Болезни потребления (нарушение режима и структуры питания, употребление веществ, вызывающих химическую зависимость, злоупотребления лекарственными препаратами.
    4. Болезни обратной инадаптации» (вызванные рассогласованием биологических и социальных ритмов жизнедеятельности человека. Поскольку с каждым годом доля вышеназванных болезней в общей картине заболеваемости растет, еще вначале х гг. в большинстве западных стран был осуществлен радикальный концептуальный переход в политике охраны здоровья населения от рассмотрения граждан как пассивных потребителей медицинских услуг к осознанию их первичной активной роли в создании условий, способствующих сохранению здоровья. Эта новая политика, получившая название Health

    1
    Чопра Д Идеальное здоровье

    276 Раздел III. Образ жизни
    promotion*, сводилась, главным образом, к стимулированию ориентированного на сохранение здоровья поведения в сочетании с широкой системой соответствующих организационных, экономических, экологических и медицинских мер поддержки. В России прогрессивные ценности, утверждающие первичную роль личности в формировании своего здоровья, значительная часть населения пока не осознает, они еще не вошли в их культуру и деятельность. Так, например, результаты массового опроса, проведенного в Санкт-Петербурге
    2
    , свидетельствуют о том, что большая часть респондентов (54 %) склонна приписывать ответственность за свое здоровье в основном внешним, независящим от них самих, обстоятельствам жизни. И только около 25 % опрошенных в ответ на вопрос Отчего в большей степени зависит состояние вашего здоровья — отметили решающую роль собственных усилий в сохранении здоровья. Интересно, что на другой вопрос анкеты, заданный в безличной форме Кто несет ответственность за здоровье человека, около 50% респондентов убежденно ответили, что именно сам человека не государство, врачи ли семья. Можно предположить, что так называемый двойной стандарт в оценке значимости личных усилий человека в сохранении здоровья объясняется тем обстоятельством, что многие люди, в целом отдавая себе отчет в собственной ответственности за свое здоровье, считают, что в современных условиях внешние обстоятельства жизни, которые они не в состбянии контролировать (экономическая нестабильность, экологические проблемы, ограничивают их способность влиять на собственное здоровье. Таким образом, отношение к здоровью вполне может быть рассмотрено как одна из основных мишеней, на которую должно быть направлено психокоррекцион- ное воздействие специалиста, работающего в области психологии здоровья. При этом дифференцированный подход к психокоррекционной работе должен опираться на всестороннее изучение особенностей отношения человека к своему здоровью. А концепция психология отношений, в свою очередь, может быть выбрана как теоретико-методологическая основа изучения здоровья человека, так как отношение к здоровью, с одной стороны, является отражением индивидуального опыта человека, ас другой — оказывает существенное влияние на его поведение. Концепция психология отношения

    « Психология отношений как концепция зародилась вначале в. в школе В. М. Бехтерева. Ее первые штрихи были набросаны А. Ф. Лазурским и С. П. Франком в опубликованной ими в 1912 г. Программе исследований личности и ее отношении к среде. Рассматривая личность как биосоциальный организм, А. Ф. Лазур-
    Pwmotion впер. с англ. — обеспечение, продвижение.
    2
    Браун Дж, Русинова Н. Л Социокультурные ориентации сознания и отношение к индивидуальной ответственности за здоровье, автономности пациента и медицинскому патернализму // Качество аселения Санкт-Петеребурга / Отв. ред. Б. М. Фирсов. — СПб., 1996. - С. 132-159.
    Глава 12. Отношение к здоровью
    1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   ...   84


    написать администратору сайта