аацшщаоцущшацущацй. никифоров психология здоровья (7). Ббк я
Скачать 3.65 Mb.
|
213 В адрес гуманистической психологии выражалась претензия (в частности, Франк- лом, будто концепция самоактуализации настраивает человека замыкаться на себя, видеть смысл жизни в реализации своей самости, что она девальвирует мири его объекты, рассматривая их как средства для самоактуализации. Этот упрек вряд ли можно признать справедливым. Важнейшим свойством самоактуализирующих ся личностей Маслоу считает то, что все они вовлечены в конкретное дело, составляющее их призвание и служащее важнейшим ценностям бытия и некоторым другим. Служение этим ценностям составляет «самотрансценденцию», которая выступает, таким образом, необходимым условием самоактуализации. Маслоу не отрицает необходимости приспособления человека к требованиям реальности — обществу и другим людям, в том числе в активной форме — как преобразования среды, активного овладения ею. Однако он подчеркивает, что душевно здоровый человек внутренне независим от окружения, он сам свободно решает, стоит ли ему противостоять среде, пренебрегать ею или адаптироваться к ней (Maslow A. Health as a Transcendence of Environment // Essues in H u m a n Behaviour. A Best of X I P Reader for I n t r o d u c t o r y Psychology. - Toronto, 1975. - P 2 5 1 - 2 5 5 ) . Культура выступает для Маслоу как среда, которая позволяет в той или иной степени реализовать потенции, заложенные в индивиде от рождения. Именно поэтому признаком здорового человека становится сопротивление аккультурации, способность отстоять собственные тенденции развития отв ли я ни я культуры. Итак, Маслоу делает акцент на репрессивном влиянии требований культуры на развитие индивида и возможность реализации его врожденных потенциалов. Однако культура, как будет показано ниже, участвует в формировании способностей и стремлений человека и не только ограничивает возможность реализации индивидуальных задатков, но стимулирует их проявление. Заметим, что качества, которые Маслоу приписывает самоактуализирующему ся, душевно здоровому человеку, имеют конкретно-историческую природу. Очевидно, что перечисленные выше признаки душевно здорового человека характеризуют индивида, принадлежащего к современной западной культуре, основанной на протестантских ценностях — активность, предприимчивость, ответственность, успех, трудолюбие, рациональность. Таким образом, его модель душевно здорового человека ограничена рамками собственной культуры. Идеи А. Маслоу внесли огромный вклад в понимание психологических процессов становления душевно здорового человека в современном обществе и стали основой для разработки практических методов социально-психологического тренинга, как и работы его единомышленников, прежде всего КР од же р с а (Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М, 1994; Клиентоцентрированная терапия. — М К, 1997; Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практический работы. — Ми Ф. Перл за Опыты психологии самопознания ( практикум по гештальт-терапии). — М, 1993; Внутри и вне помойного ведра. — СПб., 1995). Входе занятий участники тренинга подводятся к осознанию культуры как усвоенного ими набора стереотипных моделей сознания, чувств и поведения, который можно отрефлексировать и, сделав ревизию, отказаться от непродуктивных способов деятельности. Отметим, что та же установка по отношению к культуре заложена в таких весьма авторитетных и продуктивно работа 214 Раздел N. Физическое, психическое и социальное здоровье ющих подходах, как рационально-эмоциональная психотерапия А. Эллиса, тран- зак т н ы й анализ Э. Берна, нейролингвистическое программирование и др. Большое внимание проблеме соотношения культуры и душевного здоровья уделяет КГ. Юнги др. Его взгляды будут представлены здесь в конспективной форме. Важнейшей характеристикой душевного здоровья человека является для Юнга внутренняя гармония (в его терминах — целостность) психики, которая проявляется как согласованность сознания и бессознательного. Нарушение этой целостности происходит нар аз н ы х уровнях, в том числе на уровне психических функций, личного бессознательного, коллективного бессознательного. Регулируя общественную жизнь, культура провоцирует нарушение целостности психики, создавая диссоциацию между сознанием и бессознательным. Куль тура,побуждает человека эксплуатировать одни функции и оставлять в небрежении другие, которые из-за этого деградируют заставляет вытеснять не поощряемые обществом переживания, обусловленные его личным опытом препятствует осознанию человеком смысла и истоков переживаний, обусловленных актуализацией архетипов коллективного бессознательного. Заботясь о психическом благополучии индивида, культура вырабатывает пути согласования сознания и бессознательного, в том числе подавления бессознательного ( который Юнг связывает с традицией европейского рационализма подавления сознания (он видит его в восточных религиозно-философских идеях и практиках, главным образом йоги параллельного развития и согласования сознания и бессознательного. Первые два пути ограничены тем, что один из них провоцирует рост неконтролируемых импульсов бессознательного, а второй затрудняет приспособление к окружающему миру. Третий путь открывает наиболее благоприятные перспективы для обретения душевного здоровья. Культура вырабатывает способы осуществления согласования ( интеграции) сознания и бессознательного (трансцендентной функции, по Юнгу. Основным инструментом осуществления ее является символ. Символическую природу имеют средства восстановления целостности человеческой психики, выработанные в истории культуры мифы и ритуалы, религиозные системы, произведения искусства визионерского типа. Символ также является важнейшим инструментом психотерапевтического процесса, направленного на согласование сознания и бессознательного. Из работ Юнга следует, что душевное здоровье есть результат процесса индиви- дуации; что душевно здоровым может стать лишь человек, которого он наделяет званием личности, те. тот, кто самостоятельно осуществляет трансцендентальную функцию тот, кто осмеливается погрузиться в глубины собственной души и интегрировать актуализированные переживания из сферы коллективного бессознательного с собственными установками сознания. Путь к душевному здоровью как процесс индивидуации Юнг противопоставляет другому способу регуляции психики — подчинению различного рода общественным установлениям: моральным, социальным, политическим, религиозным конвенциям. Польза конвенций состоит в том, что они защищают отдельных людей и общество ото пас нос те й , которые таит в себе проявление человеческой Глава 8. Душевное здоровье и культура 215 Самости. Юнг подчеркивал, что хотя подчинение конвенциям было закономерным для общества, в котором преобладает групповая жизнь и самосознание каждого человека как индивидуальности неразвито, в настоящее время следование общественным стереотипам несет потенциальную опасность и для внутреннего мира человека, и для его способности к адаптации. Юнг полагал, что перед культурой стоит важнейшая задача — помочь человеку в обретении душевного здоровья через развитие его сознания, интеграцию сознания и бессознательного, актуализацию Самости и осуществление процесса индивидуации. Нам представляется, что концепция Юнга, весьма продуктивная для понимания соотношения культуры и душевного здоровья человека, не лишена некоторой противоречивости. Так, Юнг определял душевное здоровье как проявление процесса индивиду а ц и и и противопоставлял ему путь следования религиозным, социальными прочим конвенциям. Однако он же много писало целительных возможностях мифов, ритуалов и религий. Далее, если согласиться с идеей Юнга, что душевное здоровьем о ж но обрести лишь развивая в себе способность слышать голос Самости и учитывать его, пришлось бы сделать вывод, что душевно здоровых людей не было в традиционных обществах, где развитие индивидуальности не поощрялось. Наконец, трудно предположить, что человеко существ ля ю щи й индивидуацию, не нуждается в какие-то периоды своей жизни в обращении к конвенциям. Проблему соотношения культуры и душевного здоровья человека в рамках юнгианской парадигмы решают культурологи, психологии практикующие терапевты. Психотерапевтические функции мифов и ритуалов в традиционных обществах стали предметом изучения многих авторов, например Э. Ной м ан а (Происхождение и развитие сознания. — М КДж. Кэмпбелла ( Тысяче лики й герой. — МКМ. Элиаде ( Священное и мирское. — М, 1994; Аспекты мифа. — М, 2000), Э. Эдингера (Эго и архетип. Индивиду а ц и я и религиозная проекция психического. — М, 2000), К. Наранхо ( Песни Просвещения. — СПб., 1997). Другое направление исследований — роль мифа в жизни современного человека — разрабатывают не только теоретики, но и практики психологической помощи. Так, Дж. Хил л м ан (Архетипическая психология. — СПб., 1996; Исцеляющий вымысел СПб., 1997) рассматривает душу как архетипические образы. Процесс созидания души он трактует как создание мифа, направляющего человеческую жизнь, а задача психотерапевта, по его мнению, состоит в том, чтобы помочь человеку изменить травмирующий миф или миф, слишком жестко определяющий цели его жизни. Задача социальной адаптации и индивидуализации в работах Хил л м ан а не ставится как таковая. Хил л м ан настраивает человека на игры со своими фантазиями. Никаких критериев выбора внутренней позиции не устанавливается, поскольку не принимается во внимание существование внешней реальности, которой позиция личности может соответствовать или не соответствовать. Более реалистичной представляется точка зрения другого последователя Юнга — А. Гуггенбюль-Крейга ( Наивные старцы. Анализ современных мифов СПб., 1997). Он также полагает, что миф отражает реальное душевное переживание Раздел II. Физическое, психическое и сои и аль но е здоровье и демифологизировать сознание в принципе невозможно. Однако он выделяет конструктивные и деструктивные мифы. Последние провоцируют неадекватное поведение индивида и общественные бедствия. Этими ф ы должны быть развенчаны или уравновешены мифами с амбивалентным содержанием. Поскольку индивидуальные мифы являются частным вариантом коллективных, долг психологии, как полагает Гуггенбюль-Крейг, — выкристаллизовать ведущие мифы современности, продемонстрировать их тенденциозность и попытаться их уравновесить. Итак, в концепции Юнга и его последователей раскрывается противоречивый характер влияния культуры на душевное здоровье человека и разрабатываются практические пути исцеления его внутреннего мира с опорой на богатое культурное наследие человечества. Душевное здоровье и его культурная детерминация динамическая концепция Излагаемая здесь концепция душевного здоровья опирается нар аз работа н ну ю Б Г Ананьевым теорию индивидуальности как системной целостности в неразрывности физических, психических и духовных ее проявлений. Индивидуальность, по Ананьеву, это относительно замкнутая система, встроенная в открытую систему взаимодействия с миром. Здесь образуется взаимосоответствие тенденций и потенций человека, самосознание и " я " — ядро человеческой личности [1, с. 328]. В тоже время именно согласованность мотивов, целей, ценностей человека стребован и ям и окружающей среды и внутренними возможностями самого человека рассматривается в философии и психологии как условие и проявление душевного здоровья. Б. ГА на н ь е в подчеркивал, что внутренний мир человека активно взаимодействует с окружением, перерабатывая опыт, полученный извне, формируя собственные позиции и убеждения, пути самоопределения, а затем в процессе эксте- р и ори за ц и и человек вносит свой собственный вклад в материальную и духовную культуру своего общества и человечества [1, с. 328]. Таким образом, состояние внутреннего мира человека, то, что мы называем душевным здоровьем, зависит от культуры, в которой он формируется и живет. Весьма выразительно говорило роли культуры Л. фон Берта л ан ф фи культура есть непросто игрушка человека как животного или роскошь интеллигенции она настоящий спинной хребет общества и, кроме многого другого, важнейший психогигиенический фактор (Вег- talanffy L. von. H u m a n Values in a Changing W o r l d // New Knowledge in H u m a n Values. - N.-Y., 1959. P. 6 5 - 7 4 ) . Уточним смысл, в котором здесь употребляется слово культура. Существует множество определений и подходов к изучению культуры. Наиболее продуктивна в данном контексте интерпретация культуры как специфически человеческого способа деятельности. Эта трактовка получила название технологической, или деятельностной. Она преобладает в трудах таких ведущих отечественных и зарубежных культурологов, как Л. Уайт [9], К. Клакхон и В. Келли, Э. С. Марка- р я н , МС. Каган, ЭВ. Соколов и др. Пос мыс л у весьма близким понятию способ деятельности являются конце п ты «паттерн поведения и культурный Глава 8. Душевное здоровье и культура 217 стереотип используемые Э. Сепиром, Р. Бенедикт, К. Гирцем и многими другими авторами. Влияние культуры на душевное здоровьем о ж но понять, лишь рассматривая ее как сложную систему, различные подсистемы которой соотносятся с функциями, выполняемыми культурой в жизни человека и общества. Основываясь на классических трудах Л. Уайта, выделим три подсистемы культуры ( мы даем им несколько иные названия жизнеобеспечивающую, социально-коммуникативную и смыслообразующую. Все эти подсистемы оказывают влияние на душевное здоровье человека, создавая, с одной стороны, внешние условия его жизнедеятельности, те. культурную среду, ас другой — формируя его внутренний мир. Жизнеобеспечивающая подсистема ориентирована на преобразование физической среды обитания человека как существа телесного, обладающего витальными потребностями, а изнутри создает в человеке специфические для каждой культуры привычки питания, ухода за своим телом и отправления иных биогенных потребностей. В зависимости от степени и характера развития жизнеобеспе чивающей подсистемы индивид получает возможность сохранять свое физическое и душевное здоровье. Реальная сложность состоит в том, что культура не только совершенствует физическую среду обитания человека, но создает новые, техногенные опасности для индивида в виде загрязнения воздуха, воды, суши, шума и иных неблагоприятных последствий научно-технического прогресса. Социально-коммуникативная подсистема создает и преобразует социальную среду обитания в различных ее проявлениях — от первичных групп до социальных институтов. На личностном плане этой подсистеме соответствуют социальные установки, регулирующее поведение человека. Качество социальной среды проявляется в том, какие отношения складываются между людьми под влиянием культурных моделей поведения, какое воздействие на его жизнь оказывают организации и глобальные социальные процессы. Социальные установки могут предотвращать или провоцировать внешние и внутренние конфликты, Смыслообразующая подсистема содержит в себе картину мира и систему ценностей, принятую в обществе, с одной стороны, и соответствующую им систему ценностных ориентации во внутреннем мире человека, с другой стороны. Оба проявления смыслообразующей подсистемы содержат в себе потенциал, гармонизирующий личность или разрушающий ее. Выделение в системе культуры трех ее подсистем и двух способов ее воплощения общественно- исторического и индивидуального) позволяет обнаружить причины утраты душевного здоровья в противоречии между содержанием различных форм существования культуры. Дисгармония внутреннего мира может быть порождена противоречием между уровнем развития материальной культуры, способами организации социальной жизни иду хо в н ы ми ориентирами, принятыми в обществе. Она проявляется на уровне субъекта как противоречивость диспозиционной концепции человека. Вторая причина, провоцирующая утрату душевного здоровья, — несоответствие между ранее сформированными в человеке диспозиция ми и реальными обстоятельствами жизни. Она порождает явление, описанное в науке как культурный шок. 218 Раздел II. Физическое психическое и социальное здоровье ДЛЯ того чтобы подробнее рассмотреть, каким образом культура оказывает влияние на душевное здоровье человека, представим здесь динамическую концепцию душевного здоровья. Она основывается на понимании человека как сложной саморазвивающейся системы, что предполагает стремление к теми ли иным целями адаптацию к окружающим условиям (включая взаимодействие св не ш ним миром и осуществление внутренней саморегуляции (Акофф Р Эмери Ф. О целеустремленных системах. — М, 1974; Анохин П. К Теория функциональной системы как предпосылка к построению физиологической кибернетики // Биологические аспекты кибернетики МС Эшби У. Конструкция мозга. Происхождение адаптивного поведения. — Ми др. Душевное здоровье — это динамическая характеристика индивидуальности она отражает и обусловливает способность человека ставить принципиально достижимые смыслообразующие цели и реализовывать их, осуществляя саморегуляцию и согласовываясь с требованиями социокультурной и природной среды. При таком понимании душевное здоровье оказывается не константой, рази навсегда определяющей человека, но характеристикой, изменяющейся на протяжении жизни и имеющей некоторый исходный уровень. Можно говорить о состоянии душевного здоровья человека аналогично тому, как говорят о состоянии его телесного, соматического здоровья, отмечая, например, что человек под влиянием условий своей жизни и деятельности утрачивает или укрепляет свое здоровье. Мера душевного здоровья человека — его способность к продуктивному преодолению сложных жизненных ситуаций. Критериями, или показателями, душевного здоровья являются адекватность деятельности человека социокультурным требованиями природному окружению • оптимальная саморегуляция, выражающаяся впер ежи ван и и внутренней гармонии (верность себе, соответствие желаний и возможностей, ощущение сообразности целей и средств, свобода от тревоги, психоэнергетический баланс • благоприятный прогноз, те. возможность человека сохранять адекватность деятельности и оптимальность саморегуляции в широкой временной перспективе. Последний критерий полезен тем, что позволяет отделить от истинно продуктивных решений такие, которые обеспечивают удовлетворительное состояние человека в настоящее время, однако чреваты негативными последствиями в будущем. Аналогом может быть, например, подстегивание организма с помощью разнообразных стимуляторов. Ситуативное повышение активности может обеспечить повышенный уровень функционирования и хорошее самочувствие. Однако в перспективе неизбежно истощение возможностей организма и, как следствие, снижение сопротивляемости вредоносным факторами ухудшение здоровья. Критерий благоприятного прогноза позволяет понять негативную оценку См Даниленко О. И Душевное здоровье как культурно-исторический феномен // Психол. журнал. — 1988. — Т. 9. — № 2. — С. 108-117; [3]; Даниленко О. И Душевное здоровье в контексте культуры Автореф. дне. докт. культурологии. — СПб., 2000. Глава 8. Душевное здоровье и культура |