Сборник статей. белгородский государственный институт искусств и культуры
Скачать 4.63 Mb.
|
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙСОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ - ПИАНИСТОВ В УСЛОВИЯХ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Л.Н. Губарева, Н.А. Смирнова Белгородский государственный институт искусств и культуры е-mail: gubarewa.ludm@yandex.ru е-mail: NASmirnova13@yandex.ru Аннотация. В данной статье рассматривается проблема профессиональной социализации студентов, решение которой невозможно без развития профессиональных способностей и профессионально важных качеств личности будущих специалистов. Ключевые слова: профессиональный, социализация, личностный, студент, развитие, навык, опыт, практика, самодисциплина, адаптация, компетенции. ABOUT SOME ISSUES OF PROFESSIONAL SOCIALIZATION OF STUDENTS - PIANISTS IN THE CONDITIONS OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION L.N. Gubareva, N.A. Smirnova Belgorod State University of Arts and Culture е-mail: gubarewa.ludm@yandex.ru е-mail: NASmirnova13@yandex.ru Abstract. This article examines the problem of professional socialization of students, the solution of which is impossible without the development of professional abilities and professionally important personality traits of future specialists. Keywords: professional, socialization, personal, student, development, skill, experience, practice, self-discipline, adaptation, competence. Подготовка квалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда в качестве преподавателей и концертмейстеров ДМШ/ДШИ и других учреждений дополнительного образования, является стратегическим направлением развития сферы среднего профессионального образования в области музыкального искусства. Высокий уровень профессиональной подготовки студента является важнейшим условием приобретения социальной защищенности в новых социально-экономических реалиях. В связи с этим трудно переоценить наличие в профессиональном учебном заведении системы управления качеством подготовки студентов, создающей предпосылки для овладения необходимыми навыками и компетенциями. Очевидно, что формирование общекультурных и профессиональных компетенций невозможно без воспитания у обучающихся навыков самостоятельности, личностного саморазвития и самодисциплины, способности к социальной адаптации в условиях повседневной жизни и профессиональной деятельности. Как известно, социализация той или иной личности осуществляется в процессе вхождения в цивилизованное общество, где происходит освоение моральных ценностей и норм поведения, приобретение социального опыта и понимание социальных ролей. Все это является первым этапом адаптации личности в процессе социализации. Второй этап характерен наличием взаимодействия личности в группе и обществе в целом. И если человек в ходе освоения социального опыта проявляет активность, то происходит его естественное вхождение в общество того или иного коллектива. В процессе обучения и приобретения опыта индивид овладевает умениями и навыками, нормами и функциями. В свою очередь, как отмечает Г.М. Цыпин «В процессе личностно – профессионального развития происходит умножение личностного потенциала… расширение круга интересов, изменение потребностей… возрастание потребности в самореализации...» [3, с.331]. Особое значение на стадии профессиональной подготовки будущих преподавателей и концертмейстеров имеет социализация в период обучения в учебном заведении, где студенты могут сопоставить уровень своих профессиональных навыков и умений с требованиями современного рынка труда, выступая в концертах, участвуя в конкурсах исполнительского мастерства, фестивалях, мастер-классах. Для профессиональной социализации музыканта важно наличие не только творчески заряженной окружающей среды, но и необходимых личностных профессионально значимых качеств, таких как способность к саморазвитию, осознание профессиональной роли и преобразованию своего внутреннего мира, приводящих к принципиально новым профессиональным результатам. Для процесса личностного становления студентов в системе профессионального образования характерны психофизиологические изменения, которые наблюдаются в человеке при овладении любым видом профессиональной деятельности - приобретение системы знаний, овладение умениями и навыками, конкретными методами практической деятельности и их постоянное совершенствование. Задачей учебного заведения является создание условий, при которых приобретенные студентами теоретические знания применяются на практике, а это невозможно без приобщения студентов к профессионально ориентированному общению, формированию у обучающихся навыков оценки профессионально значимых процессов и явлений. Одним из путей, способствующих приобретению этих навыков, является осуществление практики наблюдения: посещение (с последующим обсуждением) уроков и методических семинаров преподавателей ДМШ/ДШИ. А условия активной практики создают возможность реализации теоретических знаний в процессе занятий студентов с учащимися сектора педагогической практики и обсуждения выступлений учеников на академических мероприятиях. В ходе такого профессионального общения студенты соприкасаются с элементами деятельности, касающейся их будущей работы. Это способствует не только приобретению определенного педагогического опыта, но и играет важную роль в формировании интереса к профессии педагога – музыканта, помогает расширить представления студентов о будущей профессиональной деятельности. Воспитание специалиста, отвечающего современным требованиям, невозможно без развития его интеллектуального потенциала и расширения профессионального кругозора. Следует отметить, что для отечественной музыкальной педагогики характерен интеллектуально развивающий подход, всесторонне формирующий личность и эстетические представления обучающегося. Говоря о педагогических принципах Г.Г. Нейгауза, Б.Л. Кременштейн отмечает: «Все знакомые с педагогикой Г.Г. Нейгауза, знают, какое важное место в его работе с учениками занимал анализ музыки и исполнения, как умел он показать на конкретных примерах закономерность различных явлений искусства…» [1, с.20]. Развитию этих качеств способствует участие (в рамках исполнительской практики) в творческих проектах в форме музыкально – литературных вечеров, посвященных творчеству выдающихся пианистов прошлого и настоящего, где студенты выступают в качестве исполнителей и ведущих как в стенах учебного заведения, так в ДМШ/ДШИ города и области. Проведению таких мероприятий предшествует работа не только над концертным репертуаром, но и над содержанием сценария. В результате обучающиеся приобретают опыт концертных выступлений, получают знания о различных интерпретаторских трактовках музыкальных произведений, расширяют свой профессиональный кругозор, знакомятся с атмосферой ДМШ/ДШИ - возможно своего будущего места работы. Эффективным способом для естественного вхождения в профессиональную среду является прохождение преддипломной практики по месту будущего трудоустройства. В этих условиях профессиональная социализация происходит благодаря вхождению студентов в атмосферу, предельно близкую к их будущей педагогической или концертмейстерской работе. В ходе преддипломной практики приобретается опыт сценических выступлений, который способствует совершенствованию исполнительского мастерства студентов, навыков взаимодействия с партнерами в процессе игры в ансамбле, навыков концертмейстерского мастерства. Прохождение преддипломной практики является своеобразным итогом, в процессе которого студент должен показать умение целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения, самостоятельно осваивать сольный и ансамблевый репертуар. А также уметь осуществлять теоретический и исполнительский анализ исполняемых произведений, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений, определять и решать задачи как профессионального, так и личностного развития. В процессе профессиональной социализации студентов сложно переоценить значение личности преподавателя, который должен обладать профессионализмом, эрудицией, педагогической интуицией и тактом. Не менее важным является умение педагога использовать в образовательном процессе личностно-ориентированный подход, учитывать социально-психологические особенности студентов, своей жизненной позицией способствовать утверждению принципов толерантности. Список литературы Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано / Б. Кременштейн. – М.: Классика- XXI,2003. – С.20 Музыкальная психология и психология музыкального образования. Теория и практика / под. Ред. Г.М. Цыпина. – М: Издательский центр «Академия», 2011. –С.331 |