Сборник статей. белгородский государственный институт искусств и культуры
Скачать 4.63 Mb.
|
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ СЦЕНИЧЕСКОГО ВОПЛОЩЕНИЯ ВОКАЛЬНОГО МАСТЕРСТВАВ.Н. Железнова Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: jeleznova-alina@yandex.ru Аннотация. В данной статье рассматривается процесс воплощения сценического образа при исполнении русской народной песни. Описывается практический опыт автора, выделяются особенности изучения традиционного песенного материала, с которыми сталкивается вокалист. Статья будет интересна не только специалистам в сфере музыки, но и широкому кругу людей, любящих народную песню. Ключевые слова: русская песня, исполнитель, вокальное мастерство. PEDAGOGICAL EXPERIENCE OF STAGE IMPLEMENTATION OF VOCAL SKILLSV.N. Zheleznova Belgorod State Unversity of Arts and Culture e-mail: jeleznova-alina@yandex.ru Abstract. This article discusses the process of implementing a stage image when performing a Russian folk song. The author describes the practical experience of the author, highlights the features of studying traditional song material that the vocalist faces. The article will be of interest not only to specialists in the field of music, but also to a wide range of people who love folk songs. Keywords: russian song, performer, vocal skills. Довольно часто мы слышим народную мудрость, которая гласит – «В русской песне живет душа русского народа». С этим действительно нельзя не согласиться. Каждый раз, когда я слышу русскую песню, то она полностью завораживает меня, в сердце что-то замирает, сразу приходит осознание, что это наше родное, русское. Скорее всего, в этих композициях народно-песенного творчества привлекает слушателя именно простота, самобытность, и что самое важное – искренность, которая исходит от исполнителей.[6]. Русская песня несет в себе высокую духовную направленность, культуру нашей Родины и историю жизни прошлых поколений, которую очень важно сохранить в неизменном виде. Исполнение народной песни на сцене – это искусство, требующее знаний не только вокальной техники, но и развитие таких навыков, как актерское мастерство, ораторское искусство, хореография, сценическое движение, игра на народных инструментах[1]. Довольно трудно совмещать всѐ это во время выступления, особенно если оно сопровождается волнением, которое не всегда получается побороть. Важно понимать, что песня должна пройти через наше сердце, исполняться со всей душой, с нашими собственными переживаниями и эмоциями, тогда и зритель сможет прочувствовать всѐ то, что мы пытаемся ему донести вместе с песней[2]. Процесс работы по сценическому воплощению народной песни проходит в несколько этапов: Ознакомление с выбранной композицией, историей еѐ происхождения, местом записи, жанровыми особенностями, содержанием поэтического и музыкальных текстов, слушание лучших примеров еѐ исполнения и т.д. Разучивание материала: освоение приѐмов вокальной техники, манеры и стилистики исполнения, особенностей диалектного произношения текста. Создание сценического образа, работа над раскрытием замысла произведения, выстраивание драматургической композиции в контексте стилистики произведения. Репетиционная работа, исполнение с концертмейстером, перед зеркалом (для оценки выражения лица, позиции артикуляционного аппарата, движению рук, ног, корпуса), в сценическом костюме, с элементами хореографии, на сцене концертного зала. Железнова Алина – солистка образцового коллектива любительского художественного творчества фольклорного ансамбля «Ладушки» знает это на своем личном опыте, так как учится исполнению народной и традиционной фольклорной песни с самого детства. Я, ее мама и одновременно педагог – Железнова Валентина Николаевна, в 2005 создала свой коллектив на базе детского сада № 110 г. Курска, где Алина занимается уже на протяжении 15 лет, стараясь с каждым годом всѐ больше погружаться в народное творчество, в богатейшие сокровища русской культуры прошедших лет. В очень юном возрасте мою дочь заинтересовало искусство исполнения народной песни. Она слушала выступления великих певиц – Людмилы Зыкиной, Надежды Плевицкой, Лидии Руслановой, Ольги Воронец, Александры Стрельченко, и все они, безусловно, вдохновляли ее своим пением. Я сразу поняла, что она тоже хочет выступать на большой сцене, дарить людям русскую народную песню. На ее творческом пути было очень много конкурсов: городских, областных, всероссийских, международных, где она демонстрировала своѐ мастерство и накапливала опыт из раза в раз, становилась неоднократно победителем, получала различные награды. В возрасте 8 лет Алина получила диплом Губернатора Курской области и была удостоена своей первой Губернаторской стипендией, которую получает и по сей день. Участвуя в конкурсах, ей всѐ больше нравилось находиться на сцене, всѐ интереснее было получать личный опыт выступлений и узнавать что-либо новое, делать работу над своими ошибками после замечаний членов жюри. Это помогало Алине становиться более профессиональной исполнительницей, и подтолкнуло на продолжение обучения в колледже, связанным со сферой народного искусства. В 2018 году она поступила в Суджанский техникум искусств, который в 2019 году получил статус колледжа, а в 2020 году ему было присвоено имя Надежды Васильевны Плевицкой – нашей землячке, уроженке с. Винниково, Фатежского района, исполнительницы русской народной песни, которая первая исполнила еѐ на эстраде. Преподаватели и студенты этого учебного заведения стараются сохранять традиции Курского края. Именно в Суджанском колледже искусств существуют различные формы народного искусства во всѐм их разнообразии и богатстве: фольклорное песенное творчество, старейшее гончарное производство, узорное ткачество и ковроделие. Сейчас Алина является студенткой третьего курса отделения «Сольного и хорового народного пения», и ей очень нравится обучаться этому искусству, интересно узнавать о старинном творчестве наших предков, слушать и петь народные песни, изучать стилевые традиции различных регионов, знакомиться с особенностями быта и жизни русской глубинки. Если говорить о трудностях, с которыми приходится сталкиваться исполнителям на конкурсах и концертах, то на своѐм опыте, могу сказать, что они появляются далеко до выхода на сцену, начиная с поиска и подбора репертуара. Так как народная песня довольно многогранна, и, выбирая еѐ, нужно учитывать свои голосовые навыки и возможности диапазона, возрастные особенности, текстовые составляющие произведения и т.д. Далее идет кропотливая работа над песней на многочисленных репетициях, чтобы довести еѐ до того результата, который можно выставлять на суд профессионального жюри. Оттачивая своѐ мастерство, Алина работает перед зеркалом, которое помогает ей видеть себя, свои эмоции, речевой аппарат, выразительность взгляда, перемещение рук, танцевальные движения. Создавать образ нужно как раз во время репетиций в классе, важно пропускать его через себя. Для большего эффекта помогают элементы народного костюма (например, шаль) или традиционные инструменты (кугиклы, балалайка). Большую роль во время исполнения народного произведения играет инструментальное аккомпанирующее сопровождение. Мы – певцы русской народной песни, тесно связаны с концертмейстерами, в отличие от эстрадных вокалистов, которые поют под фонограмму. Много времени уходит на то, чтобы спеться и сыграться с аккомпаниатором, или несколькими музыкантами (например, это может быть оркестр народных инструментов). Важно почувствовать песню совместно, чтобы композиция звучала гармонично и целостно. Работая над вокальной техникой исполнения, важно поставить перед собой установку, составляющую сумму определѐнных навыков: крепкая опора звука и певческое дыхание, помогающие плавно вести фразы, сделать звуковедение более ровным; хороший артикуляционный аппарат, который отвечает за дикцию, помогает сделать текст любой песни понятным и приятным для слушателя; чистое музыкальное интонирование, высокая позиция звука; способ пения «исходя от слова», он подразумевает четкое распевание открытых (как в разговорной речи) гласных звуков; фразировка, и необходимая для этого гибкость голоса. Говоря о выборе репертуара, то Алине ближе произведения, имеющие сюжет, развитую драматургию. Именно в такие песни она полностью погружается, передает их характер в большей мере, создает сценический образ. К ним можно отнести, например, песню «Из – под камушка» в обработке В. Бурлакова, которая рассказывает целую трагическую историю. Здесь важны не только вокальные данные, но и актѐрская игра, которая нужна певцу при выступлении на сцене, так как зритель идѐт лучше на контакт, слушая и понимая, что хочет донести до него исполнитель через свой образ. Для вокалиста необходима эмоциональная отзывчивость и сопереживание слушателя. Чем выше профессионализм и сценическое мастерство певца, тем более понятно и доступно зрителю представлять то, о чем говорится в произведении. Формирование сценического образа вокалиста происходит на основе глубокого анализа музыкального и поэтического текста, а также характера и условий бытования жанра композиции. Правильное понимание темы песни поможет нам и с толкованием еѐ идеи. Каждый раз, перед выступлением, облачаясь в русский народный костюм, начинаешь чувствовать себя как-то особенно, ответственно перед памятью наших прабабушек и прадедушек, которые сохранили для нас - для своих потомков, то сокровище русской культуры, которое включает в себя предметы старины, музыкальные инструменты, утварь. Но главное, для исполнителей народной песни – это уникальный традиционный костюм, дошедший до нашего времени и сделанный своими руками, со всей душой, который мы с гордостью одеваем на выступления. Этот наряд придает нам уверенность, помогает в создании нужного образа и передачи характера произведения. По-моему мнению, плох тот исполнитель, который говорит о том, что никогда не боится и не волнуется перед выходом на сцену, это говорит о его несерьѐзном подходе к тому или иному мероприятию. Небольшое волнение присутствовать должно обязательно, но главное не переусердствовать с эмоциями, так как это может повлиять на само исполнение не в лучшую сторону. Важно, чтобы зритель получил удовольствие от происходящего на сцене, и по-доброму оценивал выступление артистов. Именно в такой обстановке хочется дарить людям радость и передавать свои эмоции в полной мере. Как мама Алины, знаю, что ей очень нравится участвовать в конкурсах, концертах, фестивалях, творческих лабораториях, мастер – классах, где собираются участники из разных уголков нашей необъятной Родины – России, а также дальнего и ближнего зарубежья. Нам посчастливилось не раз бывать на таких мероприятиях и общаться с представителями других городов и стран, которые очень интересно рассказывают о своих традициях, костюмах, песнях и танцах. Именно тогда начинается обмен опытом и познавание истории других областей и регионов. На конкурсе, для нас, в первую очередь важен не дух соперничества и получение награды, а обмен полезной информацией среди конкурсантов, их преподавателей и, конечно же, членов жюри, которые нередко проводят мастер - классы на различные интересные темы. Русское народное творчество выделяется своим огромным богатством и многообразием. Важное место в культуре каждого народа занимает именно песня, которая сопровождает человека от его рождения до смерти. Радости и печали, надежды и ожидания, мечты о счастье и о любви – всѐ это находило и находит отражение в традиционной народной песне. Содержание и характер народных музыкальных произведений определялись историческими условиями и бытом простых людей. Русские песни присутствовали во всех обрядах и считались необходимыми – во время свадьбы, убаюкивания детей (колыбельные), крещения, погребения, а также во время календарных праздников: святок (колядки), масленицы, при закликании весны (веснянки), Троицы, Ивана Купалы и др. Считалось, что если выполняются все обрядовые действия и сопровождаются особыми песнями, то будет, достигнут желаемый результат, произойдет ожидаемое «магическое действие». Русская народная песня всегда выражала в себе национальный русский характер, силу нашей любви к Родине. Это настоящее живое искусство русского народа, которое мы ценим и любим. И пока традиционная песня живет в нас, в наших сердцах, будет жить и величайшая культура нашей России. Список литературы Антипова Л.А. Концертно-исполнительская практика и сценическое воплощения фольклора. М., 1993. Калугина Н.В. О сценическом воплощении народных песен, сборник вып. 17. М., 1985. Картавцева М.Г. Школа русского фольклора. М.: МГИК, 1994. Маркова П.В., Шамина Л.В. Режиссура народной песни. М., 1984. Мешко Н.К. Искусство народного пения. Ч.1. М., 1996. Мешко Н.К. Искусство народного пения. Ч.2. М., 2000. Пушкина С.И., Чернышева М.Б., Калугина Н.В. Народная песня звучит: Методика сбора, хранения и сценического воплощения фольклора. М., 1982. |