Главная страница
Навигация по странице:

  • Подготовительная работа.

  • Материалы.

  • Грустная картина — дождик без конца (рисование) Цели.

  • ПРИШЛА ВОЛШЕБНИЦА-ЗИМА На деревья, на лужок тихо падает снежок (рисование) Цели.

  • Снежной зимой в деревеньке (рисование) Цели.

  • Березки, опушенные инеем (рассматривание картины И. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца» и последующее рисование) Цели.

  • Подготовительная работа

  • Библиотека программы детство Н. А. Курочкина дети и пейзажная живопись. Времена года


    Скачать 0.82 Mb.
    НазваниеБиблиотека программы детство Н. А. Курочкина дети и пейзажная живопись. Времена года
    Дата23.12.2019
    Размер0.82 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаKurochkina_Deti_i_peyzazhnaya_zhivopis.doc
    ТипДокументы
    #101823
    страница4 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

    «Золотая осень. Слободка»

    (рассматривание картины И. И. Левитана

    с последующим рисованием)
    Цели. Развивать у детей способность чувствовать выра­женное в картине настроение и эмоционально откликаться на него. Пробуждать светлые и радостные чувства к красоте золотой осени, желание любоваться ею. Учить внимательно рассматривать художественную картину. Развивать навыки восприятия образного языка пейзажной живописи: цвета и цветосочетаний; рисунка, передающего особенности форм, строения объектов; построения картины (ее формат, близкие и дальние планы). Дать детям представление о таком виде пейзажа, как сельский пейзаж. Обогащать и активизировать словарь детей, вводить в него лексику, обозначающую ощу­щения, эмоции, эстетические оценки. Поощрять эстетиче­ские суждения детей, развивать их творческие способности.
    Подготовительная работа. Наблюдение на прогулке за про­явлением осенних признаков в природе, разучивание стихов, пение песен об осени. Рисование на темы: «Деревенская изба», «Осенние деревья».
    Материалы. Репродукция картины И.Левитана «Золотая осень. Слободка». Материалы для рисования: альбомные лис­ты, гуашь, кисти, вода.
    Занятие. В первой части занятия дети удобно рассажива­ются перед картиной, во второй — садятся за столы, на ко­торых уже разложены принадлежности для рисования.

    Воспитатель. Дети, мы с вами знаем, что наступила осень. Сейчас ее лучшая пора — вершина осени, которую называют «золотая осень». В яркий наряд — золотой, оран­жевый, бордовый, красный — оделись деревья и кусты. Их яркая листва словно горит и светится в ясном зеленовато-голубом осеннем воздухе. Побурела, пожелтела трава, но кое-где в ее увядающей зелени еще можно встретить яркие цветочки. Редко выдаются теплые солнечные деньки. Вот о таких днях и рассказывает нам картина художника Исаака Ильича Левитана «Золотая осень. Слободка». (Дети рассмат­ривают картину, а воспитатель читает стихотворение.)

    Есть в осени первоначальной

    Короткая, но дивная пора —

    Весь день стоит как бы хрустальный,

    И лучезарны вечера...
    Где бодрый серп гулял и падал колос,

    Теперь уж пусто все — простор везде, —

    Лишь паутины тонкий волос

    Блестит на праздной борозде.
    Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

    Но далеко еще до первых зимних бурь —

    И льется чистая и теплая лазурь

    На отдыхающее поле...

    Эти замечательные стихи об осени написал русский поэт Федор Иванович Тютчев. А как рассказал об этой поре осени художник? Давайте внимательно рассмотрим это полотно. О чем эта картина? (Ответы детей.) Да, о золотой осени где-то в отдаленном уголке России — в деревеньке, окруженной по­лями, огородами, лесами. Таких уголков много в нашей стране!

    Расскажите мне, что вы видите в центре, на первом плане (показывает) — прямо перед нами, внизу картины? (Ответы детей.) Да, почти в центре картины — светло-коричневая доро­га. Она ведет к деревеньке (слободке) и дальше уходит через скошенное поле в лес. Расскажите, что нарисовано слева от до­роги? (Ответы детей.) Слева от дороги на небольшом пригорке, покрытом красноватой глиной и зеленой травкой, золотится стройная березка. Рядом с ней, справа, другое дерево, скорее всего, яблоня. Ее зеленовато-серая, коричневатая листва почти сливается с цветом крыш домов и сараев. А что мы видим слева от березки? (Ответы детей.) Да, низкие кусты оливково-коричневого тона и среди них яркое золотое пятно молодой березки.

    Посмотрим, что изображено на втором плане картины? (Показывает.) Справа от дороги — огороды, обнесенные ста­рой, ветхой серовато-сизой изгородью. За изгородью на яркой еще зелени травы видны пустые красноватые глинистые гряд­ки. Справа и слева от дороги — деревянные избы, сараи, кото­рые словно вросли в землю.

    Что мы видим за деревенькой? (Ответы детей.) Да, вдали раскинулись поля. Их желтовато-соломенный цвет сливается с розовато-фиолетовой далью лесов и неба. Небо чистое, ясное, вверху картины ярко-голубое, к горизонту становится светло-голубым и даже зеленовато-фиолетовым. Небо высокое и хо­лодное, похожее на тонкий прозрачный ледок, с легкими бело­ватыми облачками.

    Скажите, какое настроение у вас вызывает эта картина? (Ответы детей.) Да, радость от красоты, от узнавания такого знакомого нам пейзажа, восхищение мастерством художни­ка, сумевшего так показать красоту простого, казалось бы, обычного деревенского пейзажа. Скажите, а что вы чувст­вуете в картине? Тишину, спокойствие или шум ветра? (От­веты детей.) Да, мы ощущаем тишину, покой, умиротворен­ность, безмятежность. Природа словно замерла, заворожен­ная тишиной. Она потрудилась весной, летом и осенью, помогла человеку вырастить хороший урожай, преподнесла щедрые дары леса, поля, луга, огородов и сейчас отдыхает, красуется в последние теплые деньки. Прелестная картина, трогающая наше сердце своей красотой.

    Этот пейзаж можно назвать сельским пейзажем. Вам понятно почему? (Ответы детей.) Да, это изображение села, деревни, слободки и окружающей природы. Это один из видов пейзажа.

    Хотите нарисовать такой пейзаж? (Ответы детей.) Хоро­шо, садитесь за столы и попробуйте, как художники, нари­совать сельский пейзаж — деревенские домики и окружаю­щую их природу. Можно нарисовать деревья, лес, поле или огород — придумайте сами. Но не забудьте, что вы рисуете

    яркую золотую осень. Значит, нужно подобрать такие же звучные, чистые, насыщенные, яркие краски.

    Дети садятся за столы и приступают к работе. Можно не­громко включить запись какой-либо мелодии, соответствую­щей настроению пейзажа (радость, ясность, чистота звука).
    Грустная картина — дождик без конца (рисование)

    Цели. Вызвать у детей интерес к иному состоянию осени (поздняя осень), развивать способность эмоционально от­кликаться на настроение грусти, печали, переданное в сти­хах. Вызвать желание выразить это состояние с помощью цвета в пейзажном рисунке. Познакомить детей с неяркой, менее насыщенной цветовой гаммой: серые, синевато-се­рые, зеленовато-коричневые, бурые — холодные тона, со-, здающие ощущение грусти. Закрепить навыки изображения деревьев, кустов без листьев. Учить работать с палитрой, со­ставлять цветовую гамму, добавляя в яркие краски немного черного или серого цвета, получать серые, глухие, неяркие тона путем добавления в белый цвет немного черного.

    Материал. Гуашь, альбомные листы бумаги, кисти круп­ных размеров, палитра, вода.

    Подготовительная работа. Наблюдение за состоянием природы поздней осенью. Чтение стихов, рассматривание соответствующих иллюстраций.

    Занятие.

    Воспитатель. Дети, мы с вами много говорили о яр­кой, нарядной осени. Рисовали ее, рассматривали картины, иллюстрации, на которых она изображена. А сегодня пого­ворим о другой осени. Ее называют поздняя осень. Вот как о ней сказали поэты:

    Все деревья облетели,

    Зеленеют только ели.

    Днем и ночью дождик льет,

    Грязь и лужи у ворот.

    В. Мирович

    Скучная картина!

    Тучи без конца.

    Дождик так и льется,

    Лужи у крыльца.

    Чахлая рябина

    Мокнет под окном,

    Смотрит деревушка

    Сереньким пятном.

    Л. Плещеев

    Радостно ли вам от этих стихотворных картин, нарисо­ванных поэтами? Нет, конечно, грустно.

    Вот какая она разная, осень! То яркая, нарядная, громкая, то — тихая, грустная, серенькая. Сегодня мы будем рисовать такую осень. Здесь уже потребуются другие краски — не яркие, громкие, звонкие, а более холодные. Подойдите к окну, по­смотрите на небо. Какого оно цвета? Серое, с тяжелыми сине-серыми тучами, льет дождь, все листочки облетели, деревья и кусты стоят голые. Грустная картина!

    Сейчас я расскажу, как получить эти неяркие краски. У каждого из вас на столах лежат палитры, на таких палит­рах художники составляют краски. Вот и вы будете это де­лать. Чтобы получить серую краску, надо взять белую и до­бавить к ней капельку черной, размешать их (показывает). Вот и получился серый цвет. Если вы будете рисовать тучи, то возьмите синюю краску и добавьте к ней немного черной и белой, размешайте их на палитре. А можно в синюю доба­вить серую краску, и тогда синий цвет не будет такой яркий. Цвет травы поздней осенью тоже утратил яркость, он — бурый. Возьмите зеленую краску и добавьте в нее немного коричневой и желтой — получится бурый цвет. Значит, сна­чала нужно краску составлять на палитре, а только потом рисовать ею на листочке. Подумайте и приступайте к работе. (Можно включить негромко мелодию, соответствующую на­строению, например, «Осень» А. Вивальди.)

    ПРИШЛА ВОЛШЕБНИЦА-ЗИМА

    На деревья, на лужок тихо падает снежок (рисование)

    Цели. Вызвать у детей радостные переживания от встречи с первым снегом, началом зимы, с ее поэзией, выраженной в слове; желание изобразить пушистый белый снег, тихо падаю­щий с небес. Учить создавать выразительный зимний пейзаж с помощью рисунка, цвета и композиции. Закрепить умение ри­совать деревья, кусты, стога.

    Материалы. Гуашь, кисти, листы тонированной бумаги.

    Подготовительная работа. Наблюдение за снегопадом, чте­ние и разучивание стихов, пение песен о зиме, рассматривание художественных репродукций и иллюстраций, на которых изо­бражены заснеженные деревья.

    Занятие. Дети рассаживаются за столы, на которых уже лежат изобразительные материалы (листы бумаги — на столе у воспитателя).

    Воспитатель. Дети, наконец-то к нам пришла краса­вица-зима! Мы с вами любовались пушистым белым снегом, который падал крупными хлопьями, рассматривали краси­вые, изящные снежинки. А снег все тихо и медленно засы­пал землю, деревья, дома!

    ЗИМА

    Белый снег пушистый

    В воздухе кружится

    И на землю тихо

    Падает, ложится.

    И под утро снегом

    Поле забелело,

    Точно пеленою

    Все его одело.

    Темный лес что шапкой

    Принакрылся чудной

    И заснул под нею

    Крепко, непробудно...

    Д. Суриков

    Снег летает и сверкает

    В золотом сиянье дня.

    Словно пухом устилает

    Все долины и поля...

    С. Дрожжин

    Вот так красиво о первом снеге сказали поэты. А мы с вами будем сегодня художниками и нарисуем картину про то, как «На деревья, на лужок тихо падает снежок». Приду­майте свою картину. Можно нарисовать лужок со стогами сена, одно или два дерева. Они могут быть большими и ма­ленькими. Можно нарисовать несколько деревьев. Приду­майте, где будут стоять деревья — близко или далеко. Лис­точки, на которых вы будете рисовать, разного цвета, как будто это разное время дня: утро — розовые листочки, пол­день с солнышком — желтые, синие — сумерки, вечер. Вы­берите те, которые вам больше всего понравятся, и присту­пайте к работе.
    Снежной зимой в деревеньке (рисование)

    Цели. Вызвать у детей интерес к изображению зимнего пейзажа, эмоциональный отклик на поэтические образы. Развивать творческое воображение детей.

    Учить рисовать несложный пейзаж по поэтическим про­изведениям о зиме в деревне, используя рисунок, цвет, ком­позицию как средство создания выразительного образа. За­креплять навыки работы гуашью.

    Материалы. Репродукции художественных картин о зиме в деревне, художественные иллюстрации (например, Ю. Вас­нецова). Гуашь, кисти, листы тонированной бумаги.

    Подготовительная работа. Рассматривание иллюстраций, репродукций картин о зиме в деревне. Наблюдения за изме­нениями цвета снежного покрова в разное время суток, за падающим снегом, заснеженными деревьями, кустами, до­мами.

    Занятие.

    Воспитатель. Ребята, посмотрите, какое чудо за окном! Как вы думаете, почему стало так красиво? Да, наступили снежные морозные дни, выпало много снега. Он укутал белым пушистым одеялом поля, леса, дома — стало светло, нарядно и сказочно красиво! Мы с вами видели, как сверкает снег на солнце, какой он бывает разный: утром — розовый, голубова­тый, даже желтоватый от солнечных лучей, переливается блес­тящими огоньками, а когда солнышка нет, становится холод­но-голубым, в тени даже синим. А бывали вы зимой в деревне или на даче? Понравилось вам там? Расскажите, что вы виде­ли? (Рассказы детей.) Да, снега в деревне много, дома все уто­нули в снегу, к ним протоптаны тропинки через сугробы. А де­ревья стоят, укутанные снегом «по колено». Тихо, нарядно, только снег поскрипывает под ногами, чистый морозный воз­дух пахнет свежестью.

    Под голубыми небесами

    Великолепными коврами,

    Блестя на солнце, снег лежит;

    Прозрачный лес один чернеет,

    И ель сквозь иней зеленеет,

    И речка подо льдом блестит.

    А. Пушкин

    Поэт увидел эту красоту и рассказал о ней в стихах. А те­перь посмотрите. Как красиво написали зиму в деревне ху­дожники (И.Левитан «Деревня. Зима», А.Борисов «Этюд с избушками», С.Жуковский «Свежий снег», иллюстрации к потешкам Ю. Васнецова, например, к потешке «Пошел ко­тик на Торжок», «Баю-баю, баиньки» и др.).

    Видите, как нарисовали художники деревенские домики, занесенные снегом, какого цвета снег? И мы сегодня рас­скажем об этом в рисунке. Давайте нарисуем небольшие де­ревенские домики, утонувшие в сугробах, покрытые снегом деревья. Когда бывает морозно, холодно, дым из труб идет вверх — столбом. Нарисуйте ясный, морозный, солнечный, радостный день! Может быть, вы вспомните еще что-то ин­тересное, что видели в деревне или на даче зимой, расска­жите в рисунках об этом.
    Березки, опушенные инеем (рассматривание картины И. Грабаря

    «Сказка инея и восходящего солнца» и последующее рисование)

    Цели. Вызвать у детей эмоциональные переживания, свя­занные с наблюдениями за опушенными инеем деревьями, от­клик на поэтические произведения о зимней березке, покры­той снегом, желание выразительно нарисовать ее. Обратить внимание детей на способы передачи характерных признаков березы — серо-белый ствол, ниспадающие каскадом тонкие ветки. Помогать композиционно выстраивать изображение, рисовать иней и снег не только белым, но и розоватым, желто­ватым, голубоватым, сначала смешивая краски, создавая полу­тона, а затем — накладывая на изображение.

    Материалы. Альбомные листы бумаги, цветная и серая гуашь, кисти, палитры, щетинная кисточка, репродукция картины И. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца» (С.Жуковского «Иней») или иллюстрации Т.Васильевой к сборнику В.Фетисова «Зимние краски».

    Подготовительная работа. Прогулки и наблюдения за по­крытыми инеем деревьями, чтение поэтических произведе­ний о зиме, рассматривание художественных иллюстраций, изображающих заснеженные березки.

    Занятие.

    Воспитатель. Ребята, на днях мы с вами видели, как сказочно красивы деревья, когда они опушены инеем. По­мните, как мы радовались, выйдя на улицу и увидев волшеб­ный сад — словно распустились необыкновенные цветы. От солнышка снег и иней на деревьях и кустах становятся то розовым, то желтым, то голубым, а в тени — ярко-синим, переливаясь разноцветными огнями, как драгоценными ка­мешками! Нам было так радостно, весело!

    Вот такую же картину увидел художник Игорь Эммануилович Грабарь и нарисовал ее, назвав «Сказка инея и восходяще­го солнца». Посмотрите на нее. Красиво? Да, нарядная карти­на! Холодное морозное утро, солнышко только-только всхо­дит, окрашивая небо в желтовато-зеленоватые тона, снег — в розоватые, голубоватые. А деревья — это березки — все опу­шены инеем. Свисают тоненькие веточки, как нарядные гир­лянды. Снег на них и розоватый, и голубоватый, и даже сире­невый! Как интересно разместил художник березки — в центре небольшая группа молодых тоненьких деревьев, а по бокам? Мы видим только выступающие из-за краев картины ветви берез, покрытое синеватым снегом поле. Вот такой красивый пейзаж нарисовал художник. Послушайте, какое стихотворе­ние сочинил про зимнюю березку поэт Сергей Есенин:

    Белая береза

    Под моим окном

    Принакрылась снегом,

    Точно серебром.

    На пушистых ветках

    Снежною каймой

    Распустились кисти

    Белой бахромой.

    И стоит береза

    В сонной тишине,

    И горят снежинки

    В золотом огне.

    А заря, лениво

    Обходя кругом,

    Обсыпает ветки

    Новым серебром.

    Удивительно подметили художник и поэт прелесть зим­ней березки, украшенной инеем! Вот и мы сейчас, как ху­дожники, постараемся нарисовать красивую картину «Берез­ки, опушенные инеем». Подумайте, как вы положите свой листочек бумаги: вертикально или горизонтально (показы­вает). Это зависит от того, что вы будете рисовать — одну, две березки или несколько.

    Как рисовать березку, я вам покажу. (Рисует на бумаге кистью.) Начнем со ствола. Я возьму кисточку, опущу в серую краску и кончиком ее начну рисовать верхушку дере­ва, затем кисточку кладу плашмя (показывает), провожу ею, так ствол ближе к земле будет толще. Затем нужно нарисо­вать толстые, а на них — тоненькие веточки. Толстые ветви начинаются чуть выше земли, растут с разных сторон справа и слева, одна над другой — и тянутся вверх. На толс­тых ветвях нарисуем тоненькие, они мягко, округло опуска­ются каскадами вниз, как волосы у девочки. После этого можно будет нарисовать иней на веточках. Но сначала по­думайте, какие у вас будут березки — молодые или старые, прямые или чуть наклонившиеся; где растут березки — на ровном поле или на бугорке; как они растут — по одной или группами. Когда вы нарисуете березки, я покажу вам, как красиво можно изобразить иней.

    Но сначала нарисуйте разноцветное небо, не очень яркое. Это можно сделать так: возьмите на палитру немного краски (красной, желтой, зеленой) и добавьте в каждую белую гуашь, чтобы получился неяркий, нежный тон, размешайте и только тогда раскрашивайте небо и землю, покрытую сне­гом. А затем рисуйте березки. Приступайте к работе.

    По ходу занятия воспитатель оказывает детям индивидуаль­ную помощь, затем предлагает посмотреть, как можно нарисо­вать иней на веточках: берет щетинную кисть, обмакивает ее в краску (она составлена детьми на палитрах ранее для изобра­жения неба и снега, добавляет в нее немного цвета — делает чуть ярче), снимает часть краски о палитру, затем точечными ударами кисти наносит краску на веточки берез. Предлагает детям изобразить иней на своих рисунках. В конце занятия сравнивает детские работы с картиной И. Грабаря.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта