Библиотека программы детство Н. А. Курочкина дети и пейзажная живопись. Времена года
Скачать 0.82 Mb.
|
БИБЛИОТЕКА ПРОГРАММЫ «ДЕТСТВО» Н. А. Курочкина ДЕТИ И ПЕЙЗАЖНАЯ ЖИВОПИСЬ. ВРЕМЕНА ГОДА Учимся видеть, ценить, создавать красоту Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2004 Курочкина Н.А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - с. 272 / Библиотека программы «Детство». 13Б^ 5-89814-104-9 В пособии представлена методика педагогической работы по ознакомлению детей 4—7 лет с пейзажной живописью, соответствующая программе развития и воспитания детей «Детство». Предлагаются формы и приемы работы с дошкольниками по развитию их эстетического и художественного восприятия живописного пейзажа, а также собственного изобразительного творчества. Разделы пособия: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Секреты художника-пейзажиста», а также сценарии праздников, связанных с традициями русского народа, литературные произведения для детей 4—7 лет. Адресовано воспитателям дошкольных учреждений, студентам педагогических вузов и колледжей, руководителям художественных студий, родителям. Курочкина Н.А., 2003 Оформление. Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 ПРЕДИСЛОВИЕ Предлагаемая в пособии система комплексной педагогической работы строится на единстве развития художественно-эстетического восприятия и собственной деятельности детей. Полученные малышами знания о пейзаже, его средствах выразительности сразу же закрепляются в изобразительной, игровой или музыкальной деятельности. Пейзажная живопись является одним их самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства, это — высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая ее красоту. Знакомство детей с этим жанром способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Художественный пейзаж помогает развивать эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание. Пейзажная живопись способна не только доставлять радость, но и вдохновлять на творчество. Знакомство детей с пейзажной живописью можно начинать с четвертого года жизни, но для полноценного восприятия художественного образа малышам необходим запас наблюдений, опыт положительного активного отношения к окружающей природе. В данном пособии предлагаются методические рекомендации для проведения подготовительной работы, которая поможет детям научиться чувствовать природу, наслаждаться красотой, сформирует эмоциональный настрой для дальнейшего восприятия природы в художественных картинах. Работу по обучению детей восприятию пейзажной живописи следует предварять их собственной изобразительной деятельностью. Сначала дети знакомятся с эстетическими качествами и характерными особенностями отдельных объектов природного окружения: овощей, фруктов, ягод, грибов, цветов, деревьев. Это период подготовки сенсорного и перцептивного аппаратов, формирования представлений об основных средствах изобразительного языка и параметрах изображения, воспитания серьезного отношения к занятиям рисованием, лепкой, аппликацией и к продуктам своего творчества, знакомства с нормами трудового поведения, правилами работы с материалами и инструментами. Кроме того, предметное изображение необходимо для перевода детей от видения эстетических качеств отдельных объектов к видению их пространственных, временных и причинно-следственных связей в пейзаже. Особая роль в педагогической технологии принадлежит методам эмоционального настроя, «педагогической драматургии», поэтапных открытий, широких ассоциаций, воображаемым экскурсиям и путешествиям, поиску собственных решений, художественно-развивающим играм, праздникам, участию в занятиях литературных и фольклорных героев, а при анализе результатов изобразительной деятельности детей — положительной оценке каждой детской работы. Критические замечания педагог должен высказывать очень деликатно и лишь в индивидуальной форме, не забывая при этом подчеркнуть успехи и творческие находки ребенка. После окончания занятия полезно организовать выставку детских работ. Полагая, что педагогу следует ориентироваться в вопросах теории, мы приводим некоторые сведения об истории пейзажа, его видах, специфике средств выразительности. Кроме того, в пособии представлена педагогическая система, предназначенная для ознакомления детей с пейзажем и развития их творческих способностей, включающая принципы отбора картин, задачи, формы и методы работы взрослого с детьми. И хотя в основе данной педагогической системы лежит знакомство детей с пейзажной живописью, учитывая важность их полихудожественного развития, мы постарались, используя лучшие образцы культурного наследия, представить в синтезе музыкальный и живописный образы природы для формирования более глубокого и прочувствованного понимания художественного пейзажа, постижения своеобразия и единства языка разных видов искусства. Автор выражает искреннюю благодарность за предоставленные материалы и возможность проведения эксперимента педагогам детских садов С.-Петербурга: Л.А.Агафоновой — заведующей, Н. Н. Пугачевой — методисту, Н. В. Бережной — художественному руководителю, И. А. Мусетовой — музыкальному руководителю детского сада № 65 Красногвардейского района; Л. А. Лавринович — заведующей детским садом № 55 Фрунзенского района. Дорогие взрослые! Вы открываете перед детьми дверь в бесконечный и прекрасный мир искусства. И, чтобы состоялся серьезный и доверительный разговор, чтобы дети смогли острее видеть и глубже чувствовать, а их души наполнились восторгом и любовью к природе, искусству, Родине, надо отдать им свое сердце, зрение, слух, свое отношение к прекрасному и высокую любовь к жизни. Успехов вам в этом увлекательном и благородном деле! С уважением, Н. А. Курочкина. ПЕЙЗАЖ КАК ЖАНР ЖИВОПИСИ. ЕГО ВИДЫ, ОСОБЕННОСТИ И СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ Пейзаж (от фр. рауsаgе — местность, страна) — один из самых эмоциональных, самых лирических жанров изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или измененной человеком природы. Пейзажем называется также сам объект такого изображения. Наряду с понятием «пейзаж» существует понятие «ландшафт» (нем. land— земля и schaft— вид) — общий вид, панорама какой-либо местности. Однако пейзаж — это не просто изображение общих свойств природы, естественных закономерностей: времени года, суток, погоды, входящих в образную, национальную и географическую характеристику страны, местности, указывающих на специфику национальной жизни, уклада, но это — и выражение взглядов, убеждений, мыслей и чувств художника как представителя определенной эпохи. В пейзажной живописи предстает духовная атмосфера времени, совокупность ее чувств и переживаний. Однако следует отметить, что изображение природы часто используется художниками и в других жанрах живописи (портрете, жанровой, батальной, былинной живописи), служа определенным фоном, который помогает глубже раскрыть идею, смысл, характер живописного образа. В этом случае пейзаж утрачивает свое самостоятельное значение. Как жанр изобразительного искусства пейзаж имеет многовековую историю. Изображение природы встречается в египетских фресках, относящихся ко 2 тыс. до н.э. Известны целые панно с плоскостным изображением деревьев и сидящих на них птиц, Нил с лотосами и плавающими в воде рыбами. Дальнейшее развитие пейзаж получил в древнегреческих фресках, римских мозаиках, изображающих пышные сады, цветники с животными и птицами. В IV—V вв. этот жанр достиг расцвета в Азии, Китае и Японии. Художники выполняли пейзажи на шелке тушью, изображая туманные горы, водные пространства, сосны, бамбук и т.д. (символические мотивы, носящие глубокий философский смысл, олицетворяющие возвышенные душевные качества человека). В средневековой Европе пейзаж встречается в иконах, религиозных миниатюрах (сюжеты разворачиваются на тонко проработанных пейзажных фонах). В период великих географических открытий изменяется представление о пространстве, утверждается точка зрения на материальность мира, появляется масштабная соразмерность природы и человека, в это время был открыт закон линейной и воздушной перспективы, что дало возможность показать природу с ее далями. Природу стали пристально изучать. Выработанное мастерами Высокого Возрождения гуманистическое миропонимание способствовало развитию и становлению пейзажа во второй половине XVI в. и особенно в XVII в. в Европе, сначала в Италии, затем в Голландии. Если в Италии художники создают героические, романтические пейзажи с изображением руин античных зданий, причудливых по форме скал, пышных садов и долин, то пейзажи художников Голландии отличаются реалистическим изображением тучных пастбищ на бескрайних равнинах, дюн, поросших скудной растительностью, ветряных мельниц, узких улочек городов. В становление пейзажного жанра внесли вклад многие поколения художников разных стран и эпох. Каждый век приобретает новое видение, вдохновляется новыми идеями. Художники изображали те проявления природы, которые отвечали их переживаниям и взглядам. На картинах XVII в. лежит печать гуманизма, рационализма, благоговейного отношения к природе. В искусстве Ренессанса чаще всего встречаются образы весенней расцветающей природы, в барокко — мотивы осеннего увядания. Сентиментализм тяготеет к картинам вечерних, сумеречных пейзажей, в классицизме чаще встречается торжественная, спокойная природа. На полотнах художников XIX в. мы видим романтическую, бурную природу. В этот период влияние на пейзажную живопись оказали художники Англии, сочетавшие реалистическую передачу действительности с поэтическим ее восприятием. Широкое распространение пейзажная живопись получила во Франции. И в этом большую роль сыграли художники Барбизонской школы, произведения которых лирически воспроизводили картины родной природы: лесов, рек, лугов с пасущимися стадами, скромных деревушек. Барбизонцы стремились к реалистическому, правдоподобному изображению уголков своей родины, видели красоту природы. В конце XIX в. во Франции пейзажисты были заняты поиском звучных колористических решений, способа передачи своеобразия и изменчивости освещения на открытом воздухе — в зависимости от погоды, времени дня. Этим отличаются пейзажи художников-импрессионистов (по названию одной из картин Клода Моне «Впечатление. Восход солнца». «Впечатление» по-французски — impression). В России пейзаж как самостоятельный жанр живописи утвердился в XVIII в. До этого художники изображали только элементы пейзажей в иконописных композициях и книжных иллюстрациях. Первые живописцы работали в условной манере. На рубеже XVIII—XIX вв. появились произведения, в которых правдиво передавалась натура. Большим мастерством отличаются пейзажи М. Н.Михеева, Ф.Я.Алексеева, изображающие выдающиеся памятники архитектуры Москвы, Петербурга, Гатчины и Павловска. Новатором в области пейзажа стал А. А. Иванов. Он первый передал в своих картинах великолепную воздушную перспективу средствами тона и цвета при различном состоянии дня. Национальный русский пейзаж утверждался в жанровых работах А. Г. Венецианова и его учеников, которые изображали крестьянскую жизнь на фоне поэтических картин средней полосы России с ее лугами и полями спелой ржи. В творчестве А. К. Саврасова появляется новый мотив — камерный лирический пейзаж, любовно и детально повествующий о красоте скромных уголков родной природы, утверждающий русскую национальную тему. Современники увидели в пейзажах А. К. Саврасова настоящую Россию с ее проникающей в сердце красотой. Поиски средств передачи национального пейзажа определили пути художников — певца средней полосы России Ф.А.Васильева, морских просторов — И. К.Айвазовского, создателя эпических полотен, посвященных русскому лесу — И. И. Шишкина. Расцвет русской пейзажной живописи связан с именами И.И.Левитана, И. С. Остроухова, В.Д.Поленова, В.А.Серова, А. М. Васнецова, К. А. Коровина, М. В. Нестерова, В. Э. Борисова-Мусатова, П. В. Кузнецова, Н.Н.Рериха, утверждавших в русском искусстве «пейзаж настроения», проникновенный лиризм мировосприятия и острое чувство современности. Конец XIX — начало XX в. считают золотым веком русского пейзажа. Творчество художников XX в. очень разнообразно, как разнообразна и богата природа нашей Родины. Вспомним поэтические северные пейзажи А. А. Борисова, пейзажи Урала, Сибири Н. М. Ромадина, Б. Я. Ряузова; монументально-эпические пейзажи В. В. Мешкова, Б. В. Щербакова; индустриальные пейзажи А. А.Дейнеки, В. Н.Яковлева, Г. Г. Нисского. Полны света, лирики, чистоты и ясности пейзажи средней полосы России художников Н. Э. Грабаря, К. Ф. Юона, С. В. Герасимова, мастера элегического настроения В. К. Бялыницкого-Бируля и др. Природа бесконечно разнообразна. Существует великое множество пейзажных объектов, форм, и каждый их мотив неповторим, уникален. В зависимости оттого, что является объектом изображения, различают следующие виды живописного пейзажа: первозданный природный пейзаж — леса, поля, луга, реки, озера, моря. Иногда его еще подразделяют на лесной пейзаж, морской пейзаж, горный пейзаж. Следующим видом пейзажа является измененная, преобразованная человеком природа: сельский пейзаж, отражающий поэзию деревенского быта, его естественную связь с окружающей природой; городской пейзаж, изображающий организованную человеком пространственную среду — здания, улицы, проспекты, площади, набережные, парки. Иногда парковый пейзаж выделяют отдельно. Архитектурный пейзаж — ведута (от лат. videre — видеть) — близок к городскому пейзажу, но здесь художник больше внимания обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой. Индустриальный пейзаж показывает роль и значение человека — созидателя, строителя заводов, фабрик, плотин, электростанций, ажурных конструкций вокзалов и мостов, авто- и железнодорожных линий. В последние десятилетия утверждается новый вид пейзажа — космический или фантастический. В нем отражен мир, который человек уже увидел, и тот, который построен или на научных данных, или на воображении художника. Эти пейзажи показывают, как необычайно многообразна и ярка природа, как расширяются наши представления о Вселенной. Здесь реальность и фантастика идут вместе. Велики тайны и опасности, ожидающие посланцев Земли, поэтому космические пейзажи часто тревожны и смятенны. Интересным видом пейзажа является исторический пейзаж — изображение какой-либо местности в определенную эпоху, оживление в памяти давно минувшего и его эмоциональная оценка. Природа на полотнах художников, создающих разные виды пейзажей, предстает еще и в разное время года, суток, в разную погоду. По своему настроению пейзажи могут быть созвучны жанрам литературы, что позволяет отметить их лирический, романтический, эпический, драматический и героический характер. Лирический пейзаж (обычно небольшой по размеру) экспрессивен по настроению и отражает определенные чувства человека — восхищение, удовольствие, спокойствие, наслаждение красотой поэтического уголка природы (И. Ост-роухов «Золотая осень», А.Саврасов «Грачи прилетели»). Романтический пейзаж передает бунтарское начало, стремление подняться над обыденным, вызывает яркие, сильные, страстные чувства. Реальная природа переосмысливается в нем в соответствии с определенной мечтой. Это — буйство ветра, грозовые тучи, клубящиеся облака, тревожные закаты (И.Айвазовский «Волна»). Эпический пейзаж передает величественные картины природы, полной внутренней силы, особой значимости и монументальности, бесстрастного, повествовательного спокойствия (И.Шишкин «Лесные дали», А.Васнецов «Родина», Б. Щербаков «Проглянет день, как будто поневоле»). Героический пейзаж — здесь природа предстает величественной, торжественной, часто недоступной человеку (высокие горы, могучие деревья, необозримая гладь океана). Иногда на фоне этого пейзажа изображаются герои и боги. Драматический пейзаж — в этих картинах все предвещает бурю, грозу, вызывает ощущение тревоги, смятения, беспокойства (И.Айвазовский «Девятый вал», Ф.Васильев «Болото»). По манере и технике выполнения можно отметить пейзажи обобщенные — лаконичные; детализированные — подробные и декоративные. Обобщенные, лаконичные — это пейзажи, в которых художник передает природу в общих чертах, исключая конкретные детали; детализированные — очень конкретно выписаны отдельные объекты изображения: трава, цветы, части деревьев и кустов; декоративные — характеризуются яркостью, стилизованностью природных мотивов, плоскостностью изображения. Один и тот же пейзаж может быть охарактеризован разносторонне. Например, картина «Московский дворик» В. Поленова — это городской пейзаж, проникнутый тонким лиризмом, выписан очень подробно, детально. Или картина «Сказ об Урале» В. Мешкова — монументально-эпический пейзаж, изображающий мощь суровой природы Урала, его характеризует обобщенность, сказочность. Это синтетическая композиция образа северной природы. Художественные картины подчас воздействуют значительно сильнее, чем какое-либо интересное природное явление или объект. Они передают чувства и переживания языком искусства. И дело не только в том, что изображено, но и как изображено, насколько выразительно. Чтобы увидеть, что изображено, не требуется никакой художественной культуры. Но почувствовать поэзию картины, музыку ее художествен но-образного содержания, проникнуть в смысл идеи можно, если понимаешь язык искусства, т. е. те выразительные средства изображения, которые использует художник, ибо только тогда произведение начинает действовать на нас в полную силу. Живопись (живо писать) — вид изобразительного искусства — создание картин, наиболее полно и убедительно (живо) отражающих действительность. Язык, которым пользуется изобразительное искусство (изобразительно-выразительные средства), — система исторически сложившихся материальных средств и приемов создания художественного образа. Основными средствами выразительности в живописи являются: колорит — цветовая, живописная согласованность; рисунок — изображение форм окружающего нас предметного мира, их характерных особенностей; композиция — организация картины, составление, сочетание в ней элементов в единое целое, вычленение главного. От композиции зависит общее впечатление, последовательность восприятия произведения. Эти средства выразительности в любой художественной картине органично связаны, нерасторжимы, но в различных жанрах живописи они могут использоваться художником по-разному. Так, в пейзаже — в отличие от натюрморта, портрета — иное измерение пространства, оно отличается многоплановостью, многомерностью, многообъектностью, наличием линейной и воздушной перспективы. В нем всегда предстает во взаимосвязи богатое разнообразие природных и созданных человеком объектов, их форм, фактур, размеров, цветовых взаимоотношений, сезонных, климатических, временных изменений. Пейзажная картина — это всегда обобщение художником увиденного, выражение языком живописи настроения, определенной идеи. Умение «понять» реальную форму и передать ее в изображении — задача рисунка. Под словом «рисунок» подразумевают разные понятия. В прямом смысле рисунком называют одноцветное изображение, выполненное линией или штрихом графическими материалами — карандашом, углем, сангиной, иногда кистью. Но мы будем говорить о рисунке как об одном из средств художественного изображения окружающего нас предметного мира. Художественное воспроизведение форм, разработка и воссоздание характеров и является задачей рисунка. Рисунок отражает жизнь, полную движения, изменчивости, передает характерное — в зависимости от пластики форм, объемности, освещенности, тяжести и устойчивости, движения, пространства. Художник изображает самое характерное, существенное, используя для этого способы и средства изобразительности, разную технику, материалы, композиционное построение. Как бы ни были сходны между собой, однотипны по форме предметы, растения, животные, все же есть то, что при сопоставлении отличает их друг от друга, выражает их индивидуальность. Как нет одинаковых людей, так не найти и абсолютно одинаковых деревьев, цветов, травинок, облаков и т. д. Формы, размеры их стволов, веток, листьев и крон необыкновенно разнообразны, но по характерным признакам мы различаем их как зимой, так и летом. Например, береза — белоствольна, стройна, имеет развесистую крону. Множество тонких веток под тяжестью листвы, плавно изгибаясь, опускается вниз, образуя красивые ниспадающие зеленые каскады и длинные ажурные гирлянды. А дуб — могуч, высок, кряжист. Толстые, угловатые, резко изгибающиеся ветви отходят от ствола почти под прямым углом, разделяясь на концах на множество коротких тонких веток. Листья создают пышную раскидистую крону. Но и среди берез иди дубов не встретить двух одинаковых: они могут быть молодыми или старыми, стройными или корявыми и т.д. Эти отличия наряду с типичными признаками подмечает художник. То же мы видим при изображении травы, которая бывает высокой или низкой, густой или редкой, пушистой или жесткой. Поэтому художники по-разному изображают ее — то сплошным пятном, то прорисовывая отдельные растения, по-разному прорабатывая формы, линии. В пейзажах мы часто видим изображение воды: реки, озера, болота, пруды или лужицы. В спокойной воде, как в зеркале, отражаются окружающие предметы, однако цвет их менее интенсивен. При ветре поверхность воды покрывается рябью и волнами. В волнующейся воде отражения прерывисты, изломаны. Даже ясное голубое небо имеет различные оттенки: в зените оно насыщенно голубое, ближе к горизонту — бледнеет, над горизонтом — бледно-голубое или белое, а утром и вечером приобретает вблизи солнца желтые, оранжевые, красные оттенки и зеленые, синие, серо-синие, темные — в зените. Основным средством выразительности живописного пейзажа является цвет, точнее — колорит (от лат. соlоr) — гармоничная живописная согласованность в картине, ее цветовой строй. Колорит помогает художнику передать перспективу, пространство, состояние погоды, сезон, время дня, настроение автора, его чувства, отношение к изображаемому. Каждый предмет обладает основным, локальным цветом (без учета внешних влияний). Но в жизни цвет предмета: травы, дерева, неба, озера — постоянно меняется в зависимости от освещения. Поэтому художник пишет не основным, а постоянно меняющимся цветом. Он видит, как воздействует цвет одного предмета на другой, как взаимосвязаны цвета в природе. Видеть и писать в «цветовых отношениях» — основной способ живописного изображения. При написании пейзажей художники учитывают цветовую палитру каждого времени года. Так, палитру начала и середины осени составляют краски с теплым основным тоном. Очень нарядны картины, построенные на контрастах синего и оранжевого, красного, желтого; темные красно-коричневые, бордовые и фиолетовые цвета ярче и заметнее в сочетании со светлыми охристыми тонами. Основную цветовую гамму дополняют различные буро-зеленые оттенки. Для зимней палитры характерны светлые оттенки голубого, фиолетового, синевато-холодные, сверкающие тона льда, контрасты белого и черного. Розовато-лимонно-желтые холодные нежные цвета сочетаются с нейтральными серыми оттенками. Весной природа одевается в нежные и не слишком яркие наряды. Поэтому весенняя палитра состоит из мягких пастельных тонов: розового, абрикосового, кремового, голубого, светло-желтого, охристого. Краски лета сочные, яркие и радостные. В палитру лета входят травянисто-зеленые, алые, малиновые, синие, темно-желтые и оранжевые цвета с разнообразными сложными оттенками. Кроме сезонных особенностей палитры, художники знают закономерности цветосочетаний времени суток: в утреннем пейзаже много светлых холодных и голубоватых оттенков, в полуденном — контрастных, насыщенных светлых теплых и темных холодных, в вечернем — темных теплых, в ночном — очень темных холодных синеватых и зеленоватых тонов. В пасмурную погоду господствуют серые, мало насыщенные цветосочетания. Владея цветовой культурой, художники учитывают воздействие цвета на человека. Цвет может радовать, вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски, грусти, т. е. оказывать на нас эмоциональное воздействие. Успокаивают голубые, синие, зеленые тона, возбуждают — красные, пурпурные, оранжевые, желтые. Но воздействие цвета обуславливается и теми ассоциациями, которые он приобрел в практической жизни. В живописи колорит играет существенную роль. Выражение главной идеи зависит от выбора художником доминирующего цвета и подчинения ему всех остальных. Именно тогда цвет несет особую эмоциональную нагрузку, передает настроение, состояние природы, вызывает различного рода ассоциации. Композиция (лат. соmpositio — составление, сочетание, соединение) — искусство сочинения, составления различных частей в единое целое, выделение главного. «Композиция — с одной стороны, творческий процесс создания произведения искусства, от замысла до его завершения, а с другой стороны — своеобразный комплекс средств раскрытия содержания картины, основанный на законах, правилах и приемах, служащих полному, целостному и выразительному решению замысла». Композиция упорядочивает изображение и организует внимание зрителя. Наиболее характерными и часто встречающимися композиционными закономерностями являются целостность, симметрия и ритм. Целостность проявляется в построении произведения, его конструкции; симметрия — в равновесии левой и правой части картины; ритм — в повторяемости одного или нескольких элементов через определенные интервалы. Для симметрии характерно относительное спокойствие, равновесие частей, ритм передает движение. Не все закономерности, правила и свойства композиции доступны пониманию детей, но, как показывают исследования, некоторые из них, благодаря целенаправленной педагогической работе, дети осознают и используют в своей деятельности. Так, в композиции весьма существенным элементом является определение границ изобразительной плоскости форматом холста. Формат холста, который выбирает художник, — не случайность, а результат композиционных поисков. Прямоугольный горизонтальный формат создает ощущение протяженности, пространственности, иногда покоя и тишины. Вертикальная выстроенность прямоугольного холста создает ощущение движения вверх или торжественности, величия, возвышенности, приподнятости, стройности. Квадратный формат полотна (квадрат — самая устойчивая форма) создает ощущение стабильности, спокойствия, умиротворения. В композиции пейзажа большое значение имеет изображение перспективы (франц. perspective — вид, от лат. реrspicere — «ясно вижу»), которая подразделяется на воздушную и линейную. В работе с детьми используют картины с прямой перспективой, предусматривающей одну неподвижную точку схода на горизонте для всех линий, идущих в глубину. При этом величина и четкость очертаний форм объектов уменьшается по мере удаления к горизонту. Линейную перспективу характеризуют три основные составляющие: горизонт, точка наблюдения и точка схода линий к горизонту. Линия горизонта — это линия, «отделяющая небо от земли», находящаяся на уровне глаз наблюдателя и видимая как прямая горизонтальная линия. Линия горизонта, расположенная низко, сильно сокращает изображенную земную поверхность. Она помогает художнику выстроить планы — передний, средний, дальний — на двухмерном холсте создать иллюзию пространства. Элементы первого плана при низкой линии горизонта выглядят особенно монументально и величаво. Все предметы, находящиеся ниже линии горизонта, мы видим как бы сверху. При высокой линии горизонта земная поверхность широко развертывается перед зри- телем. Он видит, как элементы пейзажа, постепенно уменьшаясь, последовательно уходят вдаль. Все предметы выше линии горизонта зритель видит как бы снизу. Композиция с высоким горизонтом строится как многоплановая, поэтому в ней для передачи глубины пространства используется не резкое противопоставление предметных признаков, а постепенное их изменение от плана к плану. В пейзажах передний план часто дается направленным вглубь в виде открытой местности, как «ввод в композицию». Это помогает направить внимание зрителя на главный объект — композиционный центр пейзажа. Обычно его «сдвигают» несколько в сторону. Простор в панорамном, открытом пейзаже, развернутом по горизонтали, будет казаться неизмеримо большим, чем при наличии боковых преград в виде деревьев, зданий и других предметов. Построение пространства и объемов в пейзаже связано и с воздушной перспективой, пространственными свойствами теплых и холодных цветов, светотеневой моделировкой формы, передачей общего цветового тона полотна. Кажущиеся изменения некоторых признаков предметов под воздействием воздушной среды и пространства называются воздушной перспективой. Воздух — прозрачная среда. Но прозрачность его непостоянна, она меняется с увеличением пространства, т.е. толщиной воздушного слоя, с увеличением влажности, давления, количества частиц пыли и пр. Обволакивая предмет, воздух меняет его внешний вид. Вместе с тем художник учитывает особенности зрительного восприятия. Все детали ближнего плана воспринимаются четко со многими подробностями и фактурой, а удаленные — обобщенно. Поэтому художник контуры ближних предметов выписывает резче, а удаленных — мягче. Первый план, как правило, более энергичен по цвету, контрастам, деталям, объемности предметов. В последующих планах эти характеристики предметов становятся менее выраженными. Они смягчаются воздухом, освещением. Удаляясь от зрителя, предметы утрачивают объемность, их цвета становятся менее насыщенными и приобретают цвет воздушной дымки — голубой, молочно-белый, фиолетовый. Все ближние предметы кажутся многоцветными, а удаленные — одноцветными. Глубину пейзажного пространства художник строит также за счет передачи различного расположения предметов и объектов натуры: горы, лес, деревья, строения, частично закрывая друг друга, изменяясь в размерах, четкости, цвете, будут строить глубину изображаемого сюжета. В результате одни предметы воспринимаются стоящими близко, другие — далеко. Впечатление глубины пространства достигается и за счет перспективных изменений света и использования эффективного освещения. Глубина в изображении строится иногда от сравнительно светлого первого плана до затемненного дальнего, или от насыщенного, плотного по тону первого плана до светлых, воздушных дальних планов. Знание закономерностей, правил и приемов композиционного построения пейзажного мотива позволяет художнику на плоском холсте создать образ реального пейзажа в его пространственности, многомерности, объемности и цветовой согласованности. Одним из средств выразительности в живописи является и то, как художник накладывает цветовое пятно на полотно, т. е. техника живописи. Наибольшее распространение получила живопись масляными красками. Она отличается богатством цветовых и технических возможностей, позволяет наносить и прозрачные, просвечивающие слои красок, и густые корпусные наслоения. Мазок масляной краской бывает и резко отчетлив, и совсем незаметен. Он может быть крупным и мелким, плоским и выпуклым. По-разному положенная краска дает различные зрительные эффекты и выглядит то блестящей, то матовой, то воздушной, то уплотненной, то бархатистой, подвижно-переливчивой, а то и плотной. Художник иногда использует всю палитру, а иногда ограничивается лишь некоторыми красками, умело извлекая из них своеобразные и сильные цветообразования. Фактура письма играет не последнюю роль в воздействии на зрителя. У каждого мастера вырабатывается присущий только ему почерк, особая манера письма, о которой мы говорим «левитанов-ская», «врубелевская»... Многие живописцы писали очень гладко, неуловимыми переходами цвета в цвет. Гладкая красочная поверхность особенно характерна для произведений старых мастеров и рассчитана на рассматривание с близкого расстояния. Встречается манера плотного обобщенного письма. Такое корпусное письмо усиливает впечатление тяжести, суровости, непреклонности или придает образу динамичность. Художник Малявин наносил краски даже не кистью, а специальным ножиком-мастихином. И. Грабарь писал разноцветными мазочками, «червячками», иногда точками. Сливаясь, эти пятнышки создают впечатление вибрации света и воздуха. Художники пишут свои картины большими и мелкими, жесткими и мягкими кистями. Эти разные способы и приемы живописной техники присущи тому или другому мастеру, а иногда характерны и для целой эпохи. Таким образом, для живописного пейзажа характерны свои средства выразительности, свой язык, и мы, чтобы помочь детям глубже понять тот или иной художественный образ, смысл произведения, его настроение, постараемся обратить внимание на некоторые из них. |