Главная страница
Навигация по странице:

  • МУЗЫКА ЛЕТА «И опоясала полнеба румяной радуги дуга» (рассматривание картин «Радуга» А. К. Саврасова, А. И. Куинджи, Г. Г. Нисского и рисование)

  • Подготовительная работа.

  • «Зреет рожь над жаркой нивой» (рассматривание картин «Полдень. В окрестностях Москвы», «Рожь» И. И. Шишкина) Цели.

  • Материалы.

  • Библиотека программы детство Н. А. Курочкина дети и пейзажная живопись. Времена года


    Скачать 0.82 Mb.
    НазваниеБиблиотека программы детство Н. А. Курочкина дети и пейзажная живопись. Времена года
    Дата23.12.2019
    Размер0.82 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаKurochkina_Deti_i_peyzazhnaya_zhivopis.doc
    ТипДокументы
    #101823
    страница15 из 15
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

    Подготовительная работа. Наблюдение в природе за вет­ром, за тем, как он раскачивает ветви деревьев, рассматри­вание иллюстраций, на которых изображен весенний ветер, чтение стихов, загадывание загадок о ветре. Проведение иг­ры «О чем шумит весенний ветер?», игрового упражнения «В какую сторону клонится травка, веточки с листочками, если дует ветер?».

    Занятие. В первой части занятия дети свободно распола­гаются на ковре, во второй — рисуют за мольбертами.

    Воспитатель. Дети, я, вам загадаю загадку, а вы по­пробуйте отгадать, о ком идет речь.

    Кто в полях шумит пшеницей?

    Кто летит крылатой птицей?

    Кто играет проводами,

    Поднимает пыль клубами?

    Кто к земле деревья клонит?

    Кто волну морскую гонит?..

    А. Бродская

    Да, это ветер!

    Ветер, ветер!

    Ты могуч,

    Ты гоняешь стаи туч.

    Ты волнуешь сине море,

    Всюду веешь на просторе...

    А. Пушкин

    А сейчас внимательно послушайте еще одно очень кра­сивое стихотворение, называется оно «Зеленый Шум», и на­писал его Николай Алексеевич Некрасов.

    Идет-гудет Зеленый Шум,

    Зеленый Шум, весенний шум!

    Играючи, расходится

    Вдруг ветер верховой:

    Качнет кусты ольховые,

    Подымет пыль цветочную,

    Как облако, — все зелено:

    И воздух, и вода!

    Идет-гудет Зеленый Шум,

    Зеленый Шум, весенний шум!

    Как молоком облитые,

    Стоят сады вишневые,

    Тихохонько шумят;

    Пригреты теплым солнышком,

    Шумят повеселелые Сосновые леса;

    А рядом новой зеленью

    Лепечут песню новую

    И липа бледнолистая,

    И белая березонька

    С зеленою косой!

    Шумит тростинка малая,

    Шумит высокий клен...

    Шумят они по-новому,

    По-новому, весеннему...

    Идет-гудет Зеленый Шум,

    Зеленый Шум, весенний шум!<...>

    Понравилось стихотворение? Да, мы как будто увидели все, о чем написал поэт.

    А сейчас послушайте, как о вольном ветре рассказал ком­позитор в музыке. (Включает отрывок из сонаты «Вольный ветер» Н. Метнера. Затем беседует с детьми о том, что они услышали, почувствовали. Спрашивает, какая по настро­ению была мелодия. Интересно ли написал композитор.)

    Да, композитор рассказывает в звуках, мелодии, поэт — в словах, стихах о том, что их удивило, порадовало. Ну а ху­дожник пишет картины красками. Посмотрим произведение, которое создал Аркадий Александрович Рылов. (Открывает картину.) Полюбуйтесь картиной и подумайте, о чем же она. Что вызвало удивление и интерес художника? (Ответы детей.) Да, его привлекло состояние природы, когда над землей гу­ляет буйный весенний ветер, шумит, плещет молодой зеле­ной листвой деревьев. А как вы все-таки узнали, что это буй­ствует ветер? Посмотрите, как художник его написал. В небе ветер разрывает облака, в реке поднимает синие волны. Ли­ства деревьев, ее каскады написаны косыми мазкам и прядя­ми, расположенными по направлению ветра, и создается ощущение их движения. Помните, мы с вами тоже проводи­ли такой опыт? А как вы догадались, что это весна? Это вам подсказали краски, их тона. Какой цвет реки? Темно-синий, фиолетово-синий под косогором и — ультрамариновый вдали, а цвет листвы темно-зеленый, изумрудно-зеленый, светло-зеленый. Это все холодные тона. Они вызывают ощу­щение ясного прохладного дня, свежего ветра, бодрого ве­сеннего настроения. Есть ли в картине солнце? Как узнали?

    Расскажите, как выстроил картину художник. Есть ли здесь линия горизонта? Про что же нам больше всего захотел расска­зать художник? Расскажите, что нарисовано на переднем плане? Что на втором? А у линии горизонта? Понравилась вам картина? Как бы вы ее назвали? Художник назвал ее «Зеленый Шум». Красиво названо? Да, картина как будто вся пронизана солнцем и овеяна свежим буйным весенним ветром, радост­ным ощущением жизни повеселевшей природы.

    О весеннем шумном ветре рассказали нам поэт и худож­ник. А сейчас вы тоже попробуете нарисовать картину про ветер, который гуляет над землей. Подумайте, где же он раз­гуливает: в поле, в лесу, над речкой, над деревьями и кус­тами? Как рисовать листву деревьев и кустов под напором ветра, я вам покажу. Посмотрите, я заранее нарисовала ствол дерева (вы это уже умеете), поэтому я покажу только прием изображения листвы, трепещущей на ветру. Краска на па­литре у меня заготовлена разного цвета (вы тоже сделаете это на своих палитрах). Вот я обмакну кисть в краску сна­чала темно-зеленого тона и, прикладывая ее плашмя, косыми мазками изображу несколько каскадов листвы, затем промою кисть, опущу теперь ее в светло-зеленую краску и нарисую еще несколько прядей между темными. Вся листва от дви­жения ветра направлена в одну сторону. Заметили?

    А сейчас подумайте, что будете рисовать, сделайте снача­ла легкий эскиз карандашом, затем пропишите его краска­ми. (Дети приступают к работе. В конце занятия можно про­читать стихотворение про ветер.)
    МУЗЫКА ЛЕТА

    «И опоясала полнеба румяной радуги дуга»

    (рассматривание картин «Радуга» А. К. Саврасова,

    А. И. Куинджи, Г. Г. Нисского и рисование)

    Цели. Вызвать у детей интерес к природному явлению — радуге, к ее изображению; эмоциональный отклик на худо­жественный образ, созданный пейзажистами.

    Учить детей видеть, что об одном и том же явлении можно рассказать по-разному. Каждый художник нашел интерес­ный сюжет (радуга сияет над полем, над деревней, над рекой), свои средства выразительности: рисунок, цвет, ком­позицию. Развивать у детей умение анализировать пейзаж­ные картины, формировать доказательные развернутые эсте­тические оценки и суждения. Подводить ребят к ощущению единства поэтического, изобразительного и музыкального образа. Развивать умение использовать приобретенные зна­ния в собственной творческой деятельности.

    Материалы. Репродукции картин «Радуга» художников А.К.Саврасова, А. И. Куинджи, Г.Г.Нисского. Акварель, простой карандаш, палитры, кисти, альбомные листы бума­ги. Аудиозапись: «Лето» из 2-го концерта А. Вивальди (3-я часть — «Престо») или «Каприччио» В. Гаврилина.

    Подготовительная работа. Наблюдение за радугой, ее цве­том, объяснение причины ее возникновения (следует обра­тить внимание на то, как изменяется окружающая природа при появлении радуги).

    Занятие.

    Воспитатель. Вот и наступило долгожданное лето, стало тепло, часто светит солнышко на безоблачном голубом небе, кругом буйная зелень деревьев, кустов, травы. А знаете ли, дети, что лето длится три месяца: июнь, июль и август. Июнь — начало лета, в народе его называют Светлояр, Светозар — в это время много света и очень длинный день. Еще июнь именуют Розник, Разноцвет — из-за обилия ярких, нарядных цветов в полях и на лугах. От них в воздухе разливается пряный аромат. На Руси этот месяц именовали еще Низоком — кузнечиком, живущим низко в траве, их бывает много в эту пору и слышно, как они стрекочут. Отцвели многие деревья. Все меньше и меньше слышатся голоса пернатых — они заняты появившим­ся птенцам. Июнь — это месяц тишины.

    В это время часто идут дожди, бывают и грозы.

    В душном воздухе молчанье,

    Как предчувствие грозы,

    Жарче роз благоуханье,

    Резче голос стрекозы...

    Ф. Тютчев

    При грозе, дожде или после них в небе появляется радуга. Радуга-дуга горит на небе, переливаясь всеми цветами. На­зовите, какие же это краски? Помните: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»? А какой здесь тон самый яркий, какого больше? Молодцы, точно подметили все цвета. Дождевые капли разгораются на солнце разноцветны­ми огоньками и образуют радугу.

    Сейчас был гром, и дождь обильный

    Смочил засохшие поля,

    Омыл листву березы пыльной

    И освежил побег стебля.

    С полей несется запах хлеба

    В разгоряченное лицо.

    И опоясало полнеба

    Румяной радуги кольцо.

    К. Феофанов

    Как неожиданно и ярко,

    На влажной неба синеве,

    Воздушная воздвиглась арка

    В своем минутном, торжестве!

    Один конец в леса вонзила,

    Другим за облако ушла —

    Она полнеба охватила

    И в высоте изнемогла.

    Ф. Тютчев

    Красиво сказали поэты о радуге, а сейчас давайте посмот­рим, как о ней рассказали художники (открывает картины). Полюбуйтесь, все эти картины о радуге. (Дается время для рассматривания.) Вы обратили внимание на то, что хотя ра­дуга есть на всех картинах, на каждой она новая, сияет над разными пейзажами. Один художник написал частичку ее над деревушкой, другой — центральную часть радуги над по­лями, а третий — большую часть ее дуги — над рекой. Рас­смотрим эти картины. Вот картина Алексея Кондратьевича Саврасова (показывает). Расскажите о ней, что же интерес­ного увидел художник? Несколько сельских домиков на гор­ке, к ним ведет широкая деревянная лестница и размытая дождем серая проселочная дорога. Справа спускается с при­горка зеленая масса деревьев, ива у небольшой речушки. Яр­кая зелень лугов, темнеющие вдали синеватые тучи и, нако­нец, радуга над горкой. Это значит, что только что прошел дождь. А радуга какая интересная! Да, виден только ее край.

    Если вглядеться в картину внимательно, можно увидеть очень много деталей сельской жизни: пасущееся стадо вда­ли, птицы у реки, идущая за водой женщина с ведрами на коромысле.

    Художник нарисовал небольшой уголок России, живущий неторопливо, размеренно, спокойно, мирно. Цветовая согла­сованность в картине (холодные ярко-зеленые, изумрудные, темно-зеленые, сине-голубые тона) создают ощущение свежести, прохлады, отдохновения земли, омытой ливнем.

    Так и хочется попросить радугу:

    Ах ты, радуга-дуга

    Ты высока и туга!

    Не дай дождичка,

    Дай нам ведрышко,

    Чтобы деткам погулять,

    Чтоб теляткам поскакать,

    Нужно солнышко,

    Колоколнышко!

    Посмотрим картину Архипа Ивановича Куинджи (пока­зывает). Полюбуйтесь ею. Удивила ли вас она? Что же здесь необычного? Да, необычен колорит картины. Он очень яркий, построен на цветовых контрастах: темно-фиолетово-синеватое, с зеленоватым оттенком у горизонта небо и лимонно-желтовато-зеленые травы. Какие же цвета в радуге вы увидели? Какого тона больше? Колорит картины создает ощущение тревожности, опасности. Есть в картине солнце? Как узнали? Солнечный луч зажег радугу, высветил края ра­зорванных туч и зарумянил маленький кусочек облака в небе, а на земле лимонно-желто осветил даль. Над чем же сияет радуга? Над огромной долиной с полями и чуть вид­неющимися по ее краям возвышенностями. От переднего плана, через все поле вьется дорога, уходя далеко к горизон­ту. Расскажите о композиции картины. Где здесь линия го­ризонта? На что художник хотел обратить наше внимание? Каков формат полотна картины? О чем это нам говорит? Да, перед нами необъятные просторы земли и огромное, грозно нависшее небо. Гроза проходит, но она еще близко, наверно, можно слышать, как гулко гремит гром, время от времени небо пронзают зигзаги молний.

    Неохотно и несмело

    Солнце смотрит на поля.

    Чу, за тучей прогремело,

    Принахмурилась земля.

    Ветра теплого порывы,

    Дальний гром и дождь порой...

    Зеленеющие нивы

    Зеленее под грозой.

    Вот пробилась из-за тучи

    Синей молнии струя —

    Пламень белый и летучий

    Окаймил ее края.

    Чаще капли дождевые,

    Вихрем пыль летит с полей,

    И раскаты громовые

    Все сердитей и смелей.

    Солнце раз еще взглянуло

    Исподлобья на поля,

    И в сиянье потонула

    Вся смятенная земля.

    Ф. Тютчев

    У нас еще одна картина о радуге — художника Георгия Григорьевича Нисского. Посмотрите на нее и расскажите, что здесь интересного он увидел?

    Да, здесь как будто бы две радуги: одна — ажурный желез­нодорожный мост через большую реку, а другая — повисла в небе, начинаясь от середины моста. Это удивительное сочета­ние двух арок. Какого цвета радуга? Какого цвета в ней больше? Какого цвета небо? Правая сторона вся в сине-черно-ко­ричневых тучах. Слева небо светлее, голубеет его чистый кусо­чек, видны бело-розовые, освещенные солнцем облака, но внизу, к горизонту, темнеют синие грозные тучи. Конструкция моста — там, куда упал солнечный луч, — кажется легкой, изящной, коричневато-белой. Под мостом проходит ослепи­тельно белый пассажирский пароход, мерно рассекающий темную воду. Луч солнца зажег радугу, осветил теплоход, часть моста, низкий правый берег с зеленью деревьев и корабли вдали. Что вы скажете о композиции картины?

    А сейчас сравните картины: они все о радуге, даже назва­ние художники дали им одинаковое — «Радуга», но каждая рассказала об этом явлении по-своему. Вот и вы сейчас бу­дете художниками и нарисуете свой пейзаж с радугой. По­думайте, где она будет у вас находиться: над полями, лесами, деревней, городом? Сначала сделайте легкий эскиз простым карандашом, а потом уж пропишите и красками. (Пока дети работают, можно включить негромко музыкальный отрывок из 2-го концерта Вивальди «Лето» — 3-ю часть — «Престо» или «Каприччио» В. Гаврилина).
    «Зреет рожь над жаркой нивой»

    (рассматривание картин «Полдень. В окрестностях

    Москвы», «Рожь» И. И. Шишкина)

    Цели. Вызвать у детей интерес к живописному пейзажу, эмоционально-нравственный отклик на художественный об­раз необъятных просторов земли, возделанной человеком, ее зреющих нив — хлебном богатстве Родины, красоту и вели­чие родной земли.

    Учить детей анализировать произведения пейзажной живописи, видеть единство замысла художника и найденных им средств выразительности, зависимость средств изобрази­тельности от главной мысли (идеи) картины, используя сравнительный анализ двух произведений.

    Продолжать развивать образную речь детей, умение вы­сказывать развернутые и доказательные оценки и суждения, используя эмоциональную лексику, эстетические и искусст­воведческие термины.

    Материалы. Репродукции картин «Полдень. В окрестностях Москвы», «Рожь» И. И. Шишкина, запись музыкального про­изведения — «Лето» А. Вивальди.

    Подготовительная работа. По возможности — выйти в по­ле, рассмотреть, как растут зерновые, из чего состоит каждый колос; обратить внимание на аромат воздуха, напоенного за­пахами зреющего хлеба. Попробовать зерна, определяя их спелость. Провести беседу «Как появляется хлеб на нашем столе». Провести игры, отгадать загадки о хлебе, рассказать пословицы, поговорки о нем.

    Занятие. Дети располагаются свободно перед стендом с картинами (они пока закрыты).

    Воспитатель. Вот и наступил самый жаркий месяц ле­та — июль. Его в народе называют Грозник, Макушка лета, Страдник, Сенозарник. В древности его на Руси еще име­новали Липец, Липень — потому что в это время цветет липа. В этом месяце спеют ягоды, появляются грибы. Люди косят сено. Воздух наполнен чудным запахом трав. Жара. Поспевают на полях хлеба.

    Художник Иван Иванович Шишкин в своих картинах рассказал нам именно об этом чуде — чуде созревания ко­лосьев на бескрайних просторах нашей Родины. Хлеб — это главное богатство страны, хлеб — всему голова. Давайте рассмотрим эти картины (открывает). Что же в них общего и чем они отличаются? (Ответы детей.) Да, общее — это то, что на обеих картинах — огромные поля поспевающей ржи (из нее пекут черный хлеб). Посередине, от переднего плана, уходит вдаль дорога. На обеих картинах — голубое жаркое летнее небо с тучами. Есть ощущение палящего со­лнца. Но чтобы подчеркнуть главную мысль каждой карти­ны, художник использовал определенные изобразительные средства. Давайте их найдем. Начнем с композиции картин. Сравните их.

    Вот картина «Полдень. В окрестностях Москвы» — какой здесь формат полотна? (Вертикальный прямоуголь­ник.) Где находится линия горизонта? (Низко.) Значит, ос­новное внимание уделено высокому небу с уходящими до­ждевыми облаками. Полдень, палит солнце, жара, которая способствует созреванию хлебов. Именно это подчеркнул художник.

    Зреет рожь под жаркой нивой.

    И от нивы и до нивы

    Гонит ветер прихотливый

    Золотые переливы.

    А. Фет

    Низкая линия горизонта открывает перед нами передний план с проселочной дорогой, в красноватых глинистых ко­леях которой еще не высохла вода от недавно прошедшего летнего дождя. Уходя вдаль, дорога резко сужается и как бы продолжается за холмами чуть виднеющейся лентой реки. Близко к нам, около дороги и во ржи, хорошо видны раз­личные цветы. Мы даже узнаем их — белые ромашки, жел­товатые соцветия пижмы, голубые васильки. По дороге, от виднеющегося вдали села с церковью, идут крестьяне с граблями. По обеим сторонам дороги тянутся поля уже по­спевающей ржи (это можно определить по ее цвету: он зо­лотисто-оранжевый, с почти белыми колосками). Художник смотрит на открывающиеся просторы с какой-то возвышен­ности. Поэтому за полями ржи мы видим бескрайние дали зеленеющих лугов, полей, село. И у самого горизонта — леса, луга, бесконечная голубая даль. Итак, композиция кар­тины подчеркнула основную мысль художника: полдневная жара в окрестностях села, способствующая созреванию хлеба.

    А сейчас обратимся к другой картине — «Рожь», напи­санной этим же художником. Какова же композиция этой картины? Каков формат ее полотна? Где расположена линия горизонта? И в чем заключается ее главная мысль (идея)?

    Формат картины здесь другой — вытянутый по горизон­тали прямоугольник. Это дало возможность художнику по­казать широту полей, их простор. Линия горизонта - низ­кая, поэтому передний план с морем ржи вырастает крупно, монументально. От нижнего края картины убегает вдаль, из­виваясь и прячась за стеной ржи, полевая дорога. Движение вглубь подчеркнуто ритмом сосен, которые, как величавые гиганты, высятся среди поля и, уменьшаясь, создают ощу­щение глубины пространства. Порывы ветра словно доносят до нас шум их ветвей, клонят стебли ржи. Присутствие ог­ромных сосен усиливает ощущение могущественных сил природы. Композиция картины раскрывает нам замысел ху­дожника — рассказ об основном богатстве Родины, ее ог­ромных нивах поспевающего хлеба, выращенного челове­ком, его труде и торжестве этого труда. И. И. Шишкин на одном эскизе к этой картине написал: «Раздолье, простор, угодья. Рожь. Божья Благодать. Русское богатство». Это как гимн, величальная песнь терпеливому, хозяйственному, тру­долюбивому народу, песнь России.

    Куда ни глянь — на всем просторе

    Степных угодий и полей —

    Желтеют волны спелых ржей,

    Струясь, как золотое море.

    И. Бунин

    Дорого-любо, кормилица-нива,

    Видеть, как ты колосишься красиво,

    Как ты янтарным зерном налита,

    Гордо стоишь, высока и густа.

    Н. Некрасов

    А сейчас поговорим о колорите картин. Оба произведе­ния очень светлые, яркие, теплые, радостные, пронзительно чистые. Назовите основные цветовые тона картин. (Ответы детей.) Да, именно они создают ощущение праздничности, торжественности, умиротворенной тишины и ожидания бо­гатого урожая, благодарности земле, на которой он растет, и человеку, вырастившему его. Давайте еще насладимся пейзажами под музыку композитора Антонио Вивальди, ко­торая называется «Лето».

    Что же вам слышалось в этой мелодии? Вы почувствовали палящее солнце? (Ответы детей.) Вот так в звуках компози­тор рассказал нам об июльской жаре. Ну а художник нашел свои средства изобразительности. Понравились вам карти­ны? Замечательные, правда? Давайте оставим их в группе и будем любоваться ими. А если вы еще внимательнее к ним приглядитесь, то найдете очень много интересных деталей, о которых мы еще не говорили.
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


    написать администратору сайта