Библиотека программы детство Н. А. Курочкина дети и пейзажная живопись. Времена года
Скачать 0.82 Mb.
|
Подготовительная работа. Прогулки и наблюдения за весенними изменениями в природе, разучивание стихов и пение песен о весне. Чтение рассказа «Голубые потоки весны». Занятие. Дети свободно рассаживаются перед стендами, на которых расположены картины (они пока закрыты). Воспитатель. Дети, какое сейчас время года? Правильно, начало весны. Основные цвета весны — ярко-голубой, зеленый с многочисленными оттенками. За один сезон мы встречаем сразу четыре весны. Каждая со своим характером, своими особенностями, своим названием: весна Света, весна Воды, весна Зелени и предлетье. Вот и художники-пейзажисты пишут свои картины, наблюдая за весенним пробуждением природы. Сегодня мы посмотрим две из них (открывает картины). Полюбуйтесь ими, а я пока включу небольшую музыкальную пьесу из альбома Петра Ильича Чайковского «Времена года» — «Март». Слушайте, о чем нам рассказал композитор. (Дается время для прослушивания.) О чем же рассказала нам музыка? Что вы слышали? Вызвала ли она у вас какие-то воспоминания? А какая она по характеру: грустная, радостная, веселая, звонкая или тихая? Посмотрите на картины. Как вы думаете, соответствует ли музыка настроению, которое передали художники? Догадайтесь, какой месяц изображен на картинах? Я вам подскажу загадкой. Солнышко все ярче светит, Снег худеет, мокнет, тает. Грач горластый прилетает. Что за месяц? Кто узнает? (Март) Да, молодцы, узнали — это март. Помните, я вам читала книгу «В гостях у природы»? Что там написано о марте? «На Руси нарекли капельником. Ведь в марте всюду капель, тает снег, появляются проталины. Вот и зовут март протальником. А еще этот прекрасный весенний месяц называют утром года!» Март — месяц переломный. Еще — нет-нет, да завернут с севера холода, разыграются к ночи, а днем солнышко возьмет свое — чистой синевой блеснет небо, и лужи разольются по дорогам, и птичий гомон будет слышен с голых ветвей деревьев. Еще природа не проснулась, Но сквозь редеющего сна Весну прослышала она И ей невольно улыбнулась. Ф. Тютчев Весна идет сторонкой, Да где ж: сама она? Чу, слышен голос звонкий, Не это ли весна? Нет, это звонко, тонко В ручье журчит волна... А. Блок Но все равно весна вступает в свои права. Вот и художники в своих картинах показали, как пробуждается природа от долгого зимнего сна. Давайте внимательно рассмотрим картины. Что же интересного увидели художники в это вре-1 мя? Рассмотрим сначала картину художника Игоря Эммануиловича Грабаря. Как вы думаете, что удивило художника, вызвало его восторг и восхищение? Да, цвет снега, покрывающего долину, удивителен. Художник даже рисунок построил необычно. Посмотрите, как расположено полотно? Это вертикальный прямоугольник. Есть ли в картине небо? Нет! Как вы думаете, почему так выстроил свою кар-] тину художник? Что же здесь главное? Да, снег! И какой снег! Что удивило художника? Вызвало восторг? Конечно, яркая нарядность сверкающей на солнце снежной долины. Посмотрите на снег и скажите, какой он? Да, рыхлый, весь изрытый, шероховатый, изъеденный солнцем, на дорожках протоптанный до земли, но сверкающий, драгоценный последний мартовский снег. Как же это написать? И.Э.Грабарь придумал цветовой сплав синевы всех оттенков — от бледно-голубой, зеленовато-фиолетовой до самой темно-синей. Располагает краски в различных направлениях, сочетает точки, крупные и мельчайшие мазки, изображая неровности, — это создает впечатление бугорков, впадин в подтаявшем, ноздреватом снегу. Словно ослепительная яркая синева неба опустилась на землю! И не только синева, но и свет, частички его, отраженные то ли бесчисленными мельчайшими оплавленными льдинками, то ли крошечными капельками воды, рассеянными по всей массе затвердевшего снега. Весенний солнечный сверкающий свет пронизывает этот снежный покров. Но самое удивительное — это глубокие синие тени на снегу от невидимого нам стоящего где-то за спиной художника огромного дерева. Весь передний план занимает эта тень. Чем ближе к весне, тем ярче солнце и резче тени, голубовато-синие, зеленовато-фиолетовые, они создают ощущение яркого солнца и ослепительно голубого неба. Хотя ни солнца, ни неба, ни дерева на картине нет. Верхняя часть пейзажа — дальний план — залита насыщенным розово-желтым солнечным светом, а к переднему плану его яркость уменьшается, здесь больше теней. На снегу четко выделяются протоптанные коричневатые тропинки и проталины. Основную часть картины занимает долина, покрытая снегом, а по бокам ее художник чуть прописал коричневато-желтые стволы деревьев, между ними кое-где просматриваются деревенские домики с красноватыми крышами. Но все это на дальнем плане. Чуть выше середины картины изображена деревенская девушка с двумя ведрами на коромысле. На ней короткий зипун «в талию» глубокого синего тона, голубой платок, синий передник, розовая длинная юбка в красную, синюю, лиловую полоски — то ли вышивка, то ли узоры на ткани. Да и ведра-то у нее разноцветные! Девушка идет по протоптанной тропинке, словно танцует. Такая она яркая, нарядная! И весь пейзаж ожил, засиял! Картина получилась светлая, торжественная, пронизанная ощущением весны, солнца! Как бы вы назвали этот пейзаж? А художник назвал его «Мартовский снег». Рассмотрим еще одну картину о начале весны. Написал ее художник Исаак Ильич Левитан и назвал «Март». (Открывает картину, дает время для рассматривания.) Расскажите, что же здесь привлекло внимание художника? Да, тоже начало весны где-то за городом, наверно, на даче. Посмотрите на передний план, что здесь нарисовано? Перед нами оттаявшая желтовато-коричнево-белая от проталин дорога, ведущая к дому. Кажется, что мы ощущаем, как пахнет влажным талым снегом, веет теплом от нагретых солнцем тесаных досок деревянного дома, душистой смолой сосен. Около крыльца стоит запряженная в сани каурая лошадка, наслаждается теплыми солнечными лучами. Вы видите, как интересно построена картина: художник пишет не весь дом, а только часть его — стену и крыльцо, несколько стволов осин на фоне больших зеленых сосен. Вдали виднеется зеленый лес. Осины за крыльцом словно тянутся к солнцу. Их верхушки своей прозрачностью усиливают легкость картины. Мы словно чувствуем, что все в ней находится в движении: и верхушки деревьев, и ветки старых сосен; тень на распахнутой двери создает ощущение, что дверь раскачивается, а подтаявший снег на крыше крыльца готов с шумом упасть; лошадка медленно переступает с ноги на ногу. Назовите и покажите цвета, которые художник использовал в картине. Голубой — голубизна весеннего неба, голубовато-серый снег, голубые, сиреневые и даже синие тени. Да, лимонно-желтый — стена дома, столбы крыльца, желтовато-зеленоватый на стволах осин, рыжеватый, желтовато-коричневый в протаявшей дороге, светло-коричневый в кронах деревьев справа. Еще какой цвет есть в картине? Да, зеленый — темный и светлый — это хвоя сосен. А сейчас внимательно посмотрите на снег, как удивительно все эти цвета отражаются в нем! Цветовое созвучие картины строится на контрасте рыжеватых тонов санной дороги, проступающих сквозь холодноватые серо-голубые тона снега, на сочетании цветов освещенной солнцем стены дома, золотистых в лучах солнца осин и берез и искрящегося на свету голубовато-лилового, а в тенях — ярко-синего снежного сугроба. А есть ли человек в картине? Нет! Но мы чувствуем, что он здесь присутствует. Об этом говорят и открытая дверь дома, и снятая с окна ставня, и лошадка, ждущая своего хозяина. Понравилась вам картина? А как можно сказать, какая она? Да, радостная, светлая, солнечная! Она полна воздуха, ослепительно яркого солнца, света, предвесеннего пробуждения природы. Да, природа ожила, проснулась после долгого зимнего сна. Послушайте, как этому радуются птицы. (Включает музыкальный отрывок из оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова — «Песни и пляски птиц». Беседует с детьми о том, что они услышали, что почувствовали. Предлагает ребятам нарисовать свою весну — «Пришла весна-веснушка, веселая гостьюшка».) Ласковая весна (рассматривание картины «Весна. Большая вода» И.И.Левитана) Цели. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на весенние проявления природы, вызывать ассоциации с собственным опытом восприятия их. Учить видению художественного образа, единства содержания и языка пейзажной живописи (настроение, выраженное средствами колорита; рисунок, передающий характер предметов — деревьев и кустов; композиция картины — вертикальное положение полотна, передающее устремленность природы, деревьев к солнцу, теплу, ясному небу; средняя линия горизонта, помогающая художнику выстроить линейные планы и подчеркнуть значительность происходящего на земле и в небе). Обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой, эстетическими, искусствоведческими терминами. Подготовительная работа. Наблюдения за весенними изменениями в природе, прогулки на берег реки, озера с целью наблюдения за весенним разливом. Чтение и разучивание стихов, пение песен о весне, рассматривание иллюстраций с весенними пейзажами. Материалы. Репродукция картины «Весна. Большая вода» И. Левитана, запись музыкального отрывка из пьесы С. В. Рахманинова «Весенний поток». Занятие. Дети свободно усаживаются перед картиной (она пока закрыта). Воспитатель. Наша земля красива во все времена года, и каждое время прекрасно по-своему. Но есть в природе время, когда она пробуждается от зимнего сна и вся живет ожиданием тепла, солнца. Это время — весна. Какое нежное и ласковое слово — весна! И нет уже сна. Что-то радостное, беспокойное звучит в этом имени. Да, весна несет всем радость жизни, радость творчества, деятельности! Это чувство охватывает всех людей, и поэты пишут стихи, композиторы — музыку, художники — картины. Сейчас я прочитаю стихи о весне, а вы закройте глаза и представьте то, о чем я буду читать... Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят — Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят... Они гласят во все концы: «Весна идет, весна идет! Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперед!» Ф. Тютчев Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потопленные луга. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года. А. Пушкин Бушует полая вода, Шумит и глухо, и протяжно. Грачей пролетные стада Кричат и весело, и важно. Дымятся черные бугры, И утром в воздухе нагретом Густые белые пары Напоены теплом и светом. А в полдень лужи под окном Так разливаются и блещут, Что ярким солнечным пятном По залу «зайчики» трепещут. Меж круглых рыхлых облаков Невинно небо голубеет, И солнце ласковое греет В затишье гумен и дворов. Весна, весна! И все ей радо. Как в забытьи каком стоишь И слышишь свежий запах сада И теплый запах талых крыш. Кругом вода журчит, сверкает, Крик петухов звучит порой, А ветер, мягкий и сырой, Глаза тихонько закрывает. И. Бунин Вы увидели весну? Почувствовали, как поэты передали свое радостное настроение? Весна приходит со своей палитрой красок. Какие же цвета на ней? Сейчас мы посмотрим, как о весне рассказал художник Исаак Ильич Левитан. (Открывает картину, дает возможность детям рассмотреть ее.) Расскажите о ваших впечатлениях от картины. Что же интересного увидел художник? А вы такое видели? (Дать возможность высказаться 2—3 детям.) Да, художник увидел весенний разлив реки, затопившей пологие берега. Подошла, невзначай подступила Полых вод неоглядная сила,— Набежала из талых снегов С обогретых весною бугров... А. Коринфский Это явление называется половодьем. Полая вода — значит большая вода, когда реки вскрываются, освобождаются от льда и выходят из своих берегов. Широко, привольно и бескрайне разлилась вода, так что кажется, будто она слилась с голубым небом. Она повсюду, прозрачная, светло-голубая, как и сам воздух. Светясь нежными переливами, в воде стоят тонкие березки. Их белизну подчеркивают яркая зелень ели и темный ствол старого дерева. Они отражаются в чистом зеркале воды. Возникает ощущение, что деревья растут сразу и вверх, и вниз. Это «удвоение» мира делает пейзаж призрачным, загадочным. Крестьянские избы, амбары, оказавшиеся в воде, и те, что стоят на высоком берегу, сливаются в прозрачно-светлое целое, почти растворяясь в голубой дали. А есть ли в картине солнце? Как вы узнали? Оно не нарисовано, но по теням от деревьев в воде и на берегу мы узнаем, что это солнечный день. Солнце еще неяркое, но чувствуется его тепло. А что изображено на переднем плане, слева? Это лодка. Она стоит у согретого и позолоченного солнцем берега. Наверное, на ней и приехал художник, чтобы писать свою картину с натуры. Какие чувства возникают у вас, когда вы смотрите на эту картину? (Ответы детей.) Да, возникает чувство нежности, очарования — от весеннего пробуждения природы, радости — от чистоты и ясности картины, от ожидания тепла, буйного расцвета природы. Как бы вы назвали эту картину? Художник Левитан назвал ее «Весна. Большая вода». А сейчас послушайте музыку, которую написал композитор Сергей Васильевич Рахманинов, он назвал свою пьесу «Весенний поток». Закройте глаза и представьте себе голубое небо, бескрайние просторы воды, почувствуйте легкий веселый ветерок, теплые лучи солнышка. (Включает музыкальный отрывок. Можно предложить детям передать эту музыку в движении, показав свое настроение или представив себя легким ветерком, солнечным лучиком, березкой, слегка раскачивающейся под ветерком, легким облачком, скользящим по небу, птичкой, прилетевшей из дальних стран и радующейся возвращению на родину.) Вот уже на проталинках весенних появились первые цветочки (рассматривание картины А. М. Грицая «Подснежники» и рисование) Цели. Продолжать развивать у детей интерес к весенним явлениям в природе: голубому, чистому, высокому небу, теплым солнечным лучам, появлению капели, проталин и первым весенним цветам (подснежник, мать-и-мачеха, первоцвет). Вызвать желание создать выразительный образ весны, ее первых цветов (по поэтическим произведениям и собственным впечатлениям), используя средства изобразительности — рисунок, цвет, композицию. Продолжать формировать эстетические суждения и оценки. Материалы. Репродукция картины художника А.М. Грицая «Подснежники», акварель, гуашь, цветные мелки, пастель, бумага, кисти, палитры. Подготовительная работа. Наблюдение за весенними изменениями в природе: цветом неба, солнца, тающего снега, пробуждением деревьев и кустов от зимнего сна, рассматривание первых весенних цветов — подснежников. (Можно собрать небольшой букет и поставить его в группе.) Занятие. Дети в первой половине занятия свободно сидят, во второй — рисуют за мольбертами. Воспитатель. На нашу землю пришла Весна-красавица, в народе говорят — весна-красна. Природа радуется солнцу, теплу, освобождению от холода, расцвету жизни. Весна! Весна! И все ей радо, Как в забытьи каком стоишь И слышишь свежий запах сада, И теплый запах талых крыш. И. Бунин Деревья еще голые, но уже ожили, дышат, полны живительного сока. Весна чувствуется всюду. Воздух насыщен ароматом свежести. Ярко светит и приятно ласкает теплом солнце. «Его лучи, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями» (А.П.Чехов). На полянках и проталинках появляется первая зеленая травка и первые цветочки — подснежники. На проталине стоят, На ветру качаются, Словно звездочки горят, Лесу улыбаются. Г. Ладонщикова В саду, где березки Столпились гурьбой, Подснежника глянул Глазок голубой. П. Соловьева Так рассказали об этом цветке поэты. А теперь посмотрите, как рассказал о нем художник Алексей Михайлович Грицай в картине «Подснежники». Среди деревьев — зеленовато-белых тонких осинок, кое-где выглядывающих елей — из-под прошлогодней выцветшей, прелой травы показались нежные, хрупкие цветы — голубовато-фиолетовые подснежники. И в голом лесу с его еще блеклыми погасшими красками, лужицами от талого снега сразу повеяло весной. Какими яркими, контрастными пятнами эти цветы и их зеленые листья смотрятся на фоне бесцветной травы и замшелых пней в пробуждающемся лесу. Они мерцают в затемненном пространстве осинника, как бы приветствуя пробуждение природы, новую жизнь. Посмотрите, какой формат полотна выбрал художник -4 вертикальный прямоугольник. Как вы думаете, почему он так построил изображение? Обратите внимание на расположение деревьев, они увлекают наш взгляд вверх и в глубину, расширяя пространство. Есть ли линия горизонта в картине? На что наше внимание больше всего хотел обратить художник? Почему он все же написал кусочек неба? А вы почувствовали тонкую игру света, льющегося с неба? Он объединяет хрупкие осинки, оттаявшую землю — и возникает ощущение легкости, чистоты воздуха, радости жизни, нежности. Это время, когда пробуждаются из зимней спячки не только деревья, кусты, но и животные (медведи, барсуки, еноты) и насекомые (жучки, пчелки). Еще дуют холодные ветры И наносят утренние морозы. Только что на проталинках весенних Показались ранние цветочки, Как из чудного царства воскового, Из душистой келейки медовой. Вылетела первая пчелка, Полетела по ранним цветочкам О красной весне поразведать: Скоро ль у кудрявой березки Распустятся клейкие листочки, Зацветает черемуха душиста. А. Пушкин А сейчас послушайте музыку, она расскажет и о бегущем ручейке, и о легком весеннем ветерке, и о подснежнике, и о пчелке, летящей «о красной весне поразведать». Давайте закроем глаза и увидим: голубое небо, легкие облачка, лесную полянку, где на проталинках весенних появились первые! подснежники. Можно представить себя этим цветком, радующимся солнцу; легким ветерком, проснувшимся медвежонком или барсучонком, птичкой, пчелкой. (Включает музыкальную пьесу из цикла «Времена года» — «Апрель. Подснежник» П. И. Чайковского.) Понравилась вам музыка? Какая она? А сейчас я вам предлагаю нарисовать, как на весенних проталинах появились первые цветочки, как вылетела пчелка, вылезли жучки на солнце погреться. Придумайте свои сюжеты, но не забудьте, что это только начало весны. Еще лежит снег, бывает холодно. Значит, в природе холодного цвета больше, чем теплого. Но это радостные дни пробуждения природы к жизни, значит, должны появиться и теплые цвета (яркого солнца, желтых цветочков мать-и-мачехи, розоватых тучек). |