Библиотека программы детство Н. А. Курочкина дети и пейзажная живопись. Времена года
Скачать 0.82 Mb.
|
Игра «Подбери на своей палитре краски, которые художник использовал в картине» Цели. Развивать у детей точность и тонкость цветового восприятия, умение видеть и анализировать цветовую гамму картины. Упражнять в составлении на палитре цветосочетаний, близких колориту картины. Материалы. Репродукция художественной картины, палитра, кисти, гуашевые краски, листы бумаги. Ход игры. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть картину, сказать, о чем она, какое настроение вызывает и почему. В ходе беседы ребята выясняют, какое цветосочетание преобладает в картине (теплое, холодное, контрастное), из каких цветовых тонов оно составлено. Детям дается задание подобрать соответствующие краски на палитре. По окончании работы все палитры рассматриваются, сравниваются с цветом картины, отмечаются наиболее точно составленные. Игра «Найди картину по настроению, выраженному в музыкальном произведении» Цели. Развивать зрительное и слуховое восприятие детей, умение анализировать цветовую палитру картины и характер музыкального произведения, сопоставляя вызываемые ими ощущения, настроение. Материалы. Четыре репродукции художественных картин и соответствующие им по настроению (радостное, грустное, спокойное, тревожное; тихое, бурное, грозное и т.д.) музыкальные произведения. Ход игры. Художественные картины вывешены на стенде. Воспитатель. Дети, предлагаю вам сложное задание. Я буду включать музыкальное произведение, вы его внимательно послушайте, подумайте, какое оно по настроению: радостное, веселое или грустное, печальное, спокойное или шумное, бурное. Слушая, рассматривайте художественные картины и постарайтесь найти среди них пейзаж с похожим настроением. (По окончании звучания музыкального отрывка детям предлагается показать картину и объяснить мотив выбора. Если дети определяют картину неверно, можно включить произведение еще раз.) О чем нам может рассказать линия горизонта в пейзажной картине (рассматривание картин) Цели. Формировать у детей интерес к средствам выразительности пейзажной живописи. Развивать у них эстетическое, художественное восприятие, способность к эмоционально-эстетическим оценкам и суждениям, понимание замысла произведения, определяющего выбор художником средств выразительности. Пробуждать сопереживание настроению картины. Дать детям представление о линии горизонта как средстве изображения, помогающем передать глубину пространства, о построении планов, особенностях изображения объектов в зависимости от расположения их на ближнем, среднем и дальнем плане (линейная перспектива). Закрепить у детей полученные знания в художественно-развивающих играх: «Найди картину по модели», «Найди картину по эскизу». Подготовительная работа. Наблюдение в природе за линией горизонта с разных точек (с возвышения, с низко расположенной точки); наброски линии горизонта с натуры. Материалы. Стенд с репродукциями картин, где линия горизонта располагается по-разному («В голубом просторе» А. Рылова, «Грачи прилетели» А. Саврасова, «Золотая осень» И.Левитана, «Золотая осень» И. Остроухова, «Золотая осень» В. Поленова). Занятие. Воспитатель. Дети, мы с вами уже знаем, что художники — очень наблюдательные люди. Они любят рисовать природу, часто берут свои мольберты и идут в поле, на речку, в лес или на улицу города, села. Там они рисуют то, что видят вокруг. Это называется «рисовать с натуры». Наблюдая за природой, художники открывают интересные секреты изображения, которые помогают им создавать картины, очень похожие на реальную природу. Когда мы смотрим на эти картины, нам кажется, что и мы тоже в поле, на речке, в лесу. Какие же тайны знают художники? Что помогает им создавать такие удивительные картины? Вот об этих секретах мы и будем говорить. Кто вспомнит, какой секрет помогает передать в картине время года, время суток, состояние погоды, настроение? (Ответы детей.) Да, это использование художником цвета и цветосочетаний, цветовых созвучий. Цвет может звучать радостно, звонко или грустно, тихо, тревожно, беспокойно. Это мы запомнили. А сейчас познакомимся еще с одним секретом, который называется «Секрет линии горизонта». Первая тайна, которую мы должны узнать — что такое линия горизонта и зачем она нужна в картине. Мы с вами наблюдали и делали наброски интересной и таинственной линии, которая называется «линия горизонта». Вспомните, что же обозначает эта линия? (Ответы детей.) Да, когда мы смотрим вдаль, то видим, что в каком-то месте небо «сошлось» с землей в одну линию, за которой уже ничего не видно. Эту линию и называют линией горизонта. Художники, наблюдая природу много-много раз, заметили, что чем дальше от их глаз расположены предметы (деревья, кусты, дома), тем меньше они кажутся. И еще одна особенность: если предметы находятся близко — на переднем плане, — они просматриваются очень ярко и подробно, видны все детали (например, стволы, ветки, листья деревьев). Так же художники и рисуют: то, что расположено близко,— крупно и более ярко, а то, что далеко,— мелко, менее ярко, с меньшим количеством деталей. Давайте посмотрим на картину «Золотая осень. Слободка» Исаака Ильича Левитана. Покажите мне, где здесь линия горизонта? (Вызывает одного ребенка, который показывает указкой горизонт.) Правильно, здесь небо «сходится» с землей. Близко к нам, внизу картины, находится передний план. Вот он. (Показывает.) Расскажите, что здесь нарисовано? (Дети рассказывают.) Да, очень рельефно просматриваются травка, земля, дорога, березка, яблонька, кусты и старый забор. Они очень яркие по цвету. А если посмотрим дальше — на второй план (показывает), что здесь мы видим? Избы деревеньки, их стены и крыши, контур берез (посмотрите, стволы их чуть видны). А такие ли они яркие, как березка на первом плане? Нет, они бледнее по цвету. Теперь посмотрим на дальний план. Что мы там видим? (Показывает.) Да, светло-желтые поля, коричневую дорогу, а у самого горизонта общей массой нарисован лес — розовато-фиолетовый, желтоватый, как в дымке. Значит, в воздушном пространстве от переднего плана к дальнему предметы постепенно «теряют» детали, их контуры становятся более обобщенными, цвет бледнеет, становится менее ярким. В жизни, наблюдая природу, мы всегда видим много различных предметов: это и деревья, и трава, и кусты, и дома, иногда дорога или речка. Нарисованные в пейзаже, эти предметы могут заслонять друг друга. В этой картине березка и яблоня, нарисованные на переднем плане, закрывают дома, которые находятся на втором плане, а дома и березы второго плана закрывают поле дальнего плана. Итак, линия горизонта может помочь художнику выстроить картину, показать пространство, и то, что расположено близко, он рисует ярко, крупно, а чем дальше предметы, тем меньше по размеру и менее ярко, бледнее по цвету они на картине. Линия горизонта помогает изобразить много планов — близко, дальше, далеко. Часто в картинах художники изображают тропинки, дороги, реки. Посмотрите на картину «Золотая осень» художника Левитана. Видно ли, что речка течет вдаль? Как это художнику удалось передать? (Ответы детей.) А можно ли нарисовать речку так, чтобы она была выше линии горизонта? Почему нельзя? (Ответы детей.) Значит, если художник изображает реку, дорогу, уходящие к горизонту, он на переднем плане рисует их широкими, а дальше, ближе к линии горизонта, — все уже и уже. Но они могут доходить только до линии горизонта, потому что линия горизонта — это линия, которая показывает границу между небом и землей. Значит, линия горизонта помогает художнику выстроить картину, определить величину пространства неба и земли, наметить планы — что находится близко' что далеко, что еще дальше. Следующая тайна такая: почему художник располагает линию горизонта по-разному — высоко, по середине картины, низко. Давайте рассмотрим картину «Золотая осень» художника Василия Дмитриевича Поленова. Расскажите, о чем эта картина? Да, об осени. А какая осень? Золотая! Вершина осени. Что нам об этом говорит? Яркие, нарядные, праздничные, звонкие, теплые краски. Линия горизонта высоко, поэтому больше изображено земли, чем неба. А как вы думаете, почему так расположил линию горизонта художник? На что он хотел обратить внимание? Да, на красоту земли золотой осенью. Итак, высокая линия горизонта помогает художнику обратить наше внимание больше всего на то, что происходит на земле. Рассмотрим другую картину («В голубом просторе» А. Рылова). Попробуйте здесь определить линию горизонта — то место на картине, где небо «сходится» с землей. Как вы думаете, а почему так низко художник изобразил линию горизонта? О чем ему больше всего хотелось рассказать? О том, как красиво летят в голубом просторе неба большие белые лебеди. Они летят высоко, близко к нам, и мы видим, как движутся их мощные крылья, как вытянуты их тонкие изящные шеи, можем хорошо рассмотреть их небольшие головки. Значит, чтобы нарисовать больших летящих лебедей, художник рисует линию горизонта низко. Огромное, просторное голубое небо с легкими облаками. Кажется, что облака летят наперегонки с лебедями. Внизу картины, ниже линии горизонта, мы видим небольшую полоску темно-синего моря. Свежий ветер поднимает мелкие волны, кое-где они кудрявятся пенными барашками. Справа — большой каменистый рыжеватый остров, покрытый остатками снега, а слева — парусник. Корабль далеко, и поэтому художник изобразил его маленьким. Но видно, что корабль стремительно движется: его паруса наполнены ветром. Удивительная картина! Кругом простор, свобода, жизнь! Художник А. Рылов так и назвал свою картину — «В голубом просторе». Лебеди белые Тянутся к северу, в тундры холодные, Мчатся красивые, белые, смелые, Вечно могучие, вечно свободные! С жаркого юга, лучами спаленного, К озеру, в тень под березы плакучие, Манят их радости «шума зеленого» Свежестью бодрою, силой могучею. В. Гиляровский Мы видели картины, где линия горизонта располагается высоко и низко. Сейчас я покажу картину, а вы определите, где здесь проходит линия горизонта. (Картина «Грачи прилетели» А. Саврасова.) Кто мне покажет, где на картине земля «соединяется» с небом. Да, по середине полотна. Как вы думаете, о чем хотел рассказать художник в этой картине? О том, что пришла весна. Грачи — вестники весны. Что мы видим на переднем плане, близко к нам? Высокие корявые березы. Концы их ветвей порозовели, тянутся к солнцу. На вершинах деревьев хлопочут грачи, обживают старые гнезда, вьют новые. А что изображено дальше — на среднем плане? Небольшая белая церковь с колокольней, серые крыши деревянных домов, забор. Еще дальше — речка, луга, покрытые кое-где снегом. Художник нарисовал окраину небольшого села, каких много в России. Если я закрою небо на картине листом бумаги, это будет красиво? Нет! Тогда не видны будут вершины берез с птичьими гнездами и грачами. А если я закрою землю — опять плохо: не видно, что происходит на земле со снегом. А что же с ним происходит? Он стал рыхлым, потемнел, весь в рыжих и серых пятнах, тает. Видно, что это весна. А по твердому утреннему насту гуляет грач, собирая веточки для своего гнезда. Есть ли солнышко на картине? Есть! Об этом говорят тени от берез на снегу, розовато-желтые тона снега и верхушки облаков. Неяркий солнечный луч пробился из-за облака, позолотил сугроб, согрел розовым теплом дерево заборов и крыш, зажег тусклую медь колоколов на колокольне и купола церкви. Эта картина — ожидание тепла, яркого солнца, буйной весны! Этого ждут и земля и небо. Вот почему художник расположил линию горизонта по середине картины. Итак, линия горизонта есть почти во всех пейзажных картинах, но в зависимости от того, на что наше внимание хочет обратить художник, она может занимать на картине разное место: то опускается низко, то проходит по середине картины, то вообще забирается высоко наверх. Но бывает, что линия горизонта полностью не видна, потому что ее закрывают деревья, дома или другие предметы. (Можно поглядеть с детьми в окно, показать им, как здания закрывают горизонт.) Вот так бывает и на картинах: эта линия «прячется» от нас. Иногда линия горизонта вообще «убегает» с картины. Обычно это бывает тогда, когда художник рисует какой-то кусочек пейзажа. (Показать на примере картины «Золотая осень» И. Остроухова.) А сейчас поиграем. Я покажу вам несколько картин, где линия горизонта расположена по-разному. Я буду вести указкой до линии горизонта. Как только коснусь этой линии, вы должны хлопнуть в ладошки. (Открывает стенд, на котором 5—6 репродукций пейзажей с разным положением линии горизонта. Ведет указкой сверху вниз, если изображено больше неба, или снизу вверх, если изображено больше земли, к линии горизонта.) Итак, мы с вами сегодня узнали несколько секретов, связанных с волшебной линией — линией горизонта, которая помогает художникам создавать очень красивые картины. Вам интересно было об этом узнать? (Можно провести игру «Найди картину по модели».) Почему художник выбирает определенный формат полотна (беседа по картинкам) Цели. Развивать у детей интерес к средствам выразительности живописи, художественное видение, пространственное, образное мышление и воображение, видение единства замысла художника и средств изобразительности. Дать детям представление о том, что формат картины имеет большое значение для создания художественного образа, для передачи главной мысли художника, его чувств и переживаний. (Вертикальный формат полотна .позволяет передать величие, стремление вверх, значимость и стройность объекта или возвышенность чувств, горизонтальный формат — передать широкую панораму, протяженность, пространственность, монументальность. Квадратное построение формата обычно передает спокойствие, тишину, умиротворенность, задумчивое, лирическое настроение.) Развивать у детей умение высказываться по поводу увиденного, приводя доказательные оценки и суждения, используя образные слова и выражения. Предварительная работа. Наблюдение в природе за линией горизонта, планами с помощью видоискателя, «бинокля». Зарисовки наблюдаемых пейзажей. Материалы. Репродукции картин, расположенные на стенде в три ряда. 1-й ряд — «Февральская лазурь» И.Грабаря, «Грачи прилетели» А. Саврасова, «Осенний день. Сокольники» И.Левитана. 2-й ряд — «Лесные дали» И.Шишкина, «Гималаи» Н. Рериха, «Золотая осень» В. Поленова. 3-й ряд — «Рябинка» И. Грабаря. Занятие. Воспитатель. Дети, мы с вами уже знаем некоторые секреты художника-пейзажиста. Какие? (Ответы детей.) Да, это использование художником цвета, линии горизонта, построение планов. А сегодня я открою вам еще один секрет художника. Внимательно рассмотрите картины, которые висят перед вами. О чем эти картины? (Ответы детей.) Да, здесь пейзажи о разных временах года. Но я их поместила в три ряда. Подумай те, чем отличается каждый ряд? (Ответы детей.) Вы обратили внимание на формат картин в каждом ряду? Какую форму имеют картины в верхнем ряду? Прямоугольник, поставленный вертикально. А во втором ряду? Прямоугольник, положенный горизонтально. А в третьем ряду? Картина имеет форму квадрата. Значит, картины могут еще отличаться по формату полотна. Когда вы рисуете, вы тоже кладете листочек бумаги то вертикально, то горизонтально. Давайте рассмотрим первый ряд картин и подумаем, почему художники выбрали для изображения такой формат полотна? Вот картина «Февральская лазурь». Как вы думаете, почему художник Игорь Эммануилович Грабарь так расположил полотно (вертикально)? Про что он нам хотел рассказать? На что хотел обратить наше внимание? (Ответы детей.) На удивительную красоту белых берез, кружево ветвей на фоне февральского пронзительно-лазурного и ярко-голубого неба. Расскажите об этой картине. Что вы видите? (Ответы детей.) Да, волшебную красоту белоствольных берез! Береза, которая стоит перед нами, на переднем плане, написана плотными мазками, кажется огромной, могучей. Она пылает белейшим светом, у нее множество тонких белых ветвей. Она и тоненькие, молодые березки вокруг нее сияют еще ярче на фоне пронзительной переливчатой синевы неба, которое и снег окрашивает в голубые и ярко-синие холодные тона теней. Снег уже шероховатый, подтаявший от февральского солнышка. Утром на нем образуется наст — твердая корочка льда, сверкающая на солнце. Поражают яркие цвета синего, белого и зеленоватого снега. Цвет неба тоже удивительный: глубокий синий, переходящий в лазурный, зеленовато-желтоватый тон. Что в этой картине самое главное? (Ответы детей.) Да, березы, и особенно береза на первом плане. Художник восхищается ею, любуется ее красотой. Он вспоминал: «Когда я взглянул на березку снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью». Художник писал эту березку с натуры. Он даже вырыл небольшой окопчик — ямку, чтобы видеть ее снизу. Березы выглядят очень величаво, значительно. Они даже не умещаются на вертикальном полотне картины, их вершины выходят за его пределы. Ветви великолепных берез устремлены вверх, словно в радостном порыве приветствуют утро. Под лучами солнца загорелись рыжевато-красными красками обледеневшие прошлогодние листья. При легком дуновении ветерка они ударяются друг о Друга, издавая мелодичный хрустальный перезвон. А сейчас снова посмотрите на картину и скажите, где здесь линия горизонта? Да, она расположена низко, поэтому березы кажутся огромными, а мы как бы смотрим на них снизу. Какая яркая, какая радостная картина! Итак, художник выбрал вертикальный прямоугольный формат полотна, чтобы обратить наше внимание на величие и красоту берез. Посмотрите на картину «Грачи прилетели» Алексея Константиновича Саврасова. Сейчас вы мне скажете, почему художник выбрал такой формат полотна для своей картины. (Ответы детей.) Да, чтобы рассказать о том, что прилетели грачи — значит, наступила весна. Грачи вьют свои гнезда на вершинах берез. И чтобы мы увидели это, он близко к нам, на переднем плане, рисует корявые стволы старых берез и несколько молодых березок. Они в самом центре картины, тянутся вверх своими стволами и веточками — ждут солнца, тепла. Весна чувствуется везде — и в голубизне неба, и в желтоватом от неяркого солнца, рыхлом снегу. А вот картина «Осенний день. Сокольники» Исаака Ильича Левитана. Полюбуемся ею и подумаем: почему художник так выстроил картину? О чем же он хотел рассказать? (Ответы детей.) Да, это осенний ненастный день, тихий и задумчивый. Перед нами аллея старого парка. На переднем плане высоко в небо подняли свои вершины большие сосны, а рядом с ними, по бокам аллеи, легкие силуэты уходящих вдаль молодых кленов в осеннем уборе, с осыпающейся оранжево-коричневой листвой. В центре картины изображена серовато-зеленовато-коричневая дорога, которая, слегка изгибаясь, уходит далеко в глубь парка. По ней прямо на нас, задумавшись, идет красивая молодая женщина в темном пла- тье. Мы чувствуем волнение облаков в сером небе, влажность этого ненастного дня: даль тает в голубоватой дымке. Как бы вы назвали всю цветовую гамму картины? Яркая ли она? (Ответы детей.) Да, она неяркая, все построено на сочетании мягких, приглушенных, спокойных серебристых тонов. Художник выбрал вертикальное построение полотна картины, чтобы показать огромные размеры старого парка, его глубину, длину аллеи. Низкая линия горизонта дает возможность открыть даль, протяженность аллеи, значительность предметов на переднем плане, выделить их яркостью и рельефностью объемов. Мы чувствуем, что настроение природы созвучно настроению женщины. В природе чувствуется легкая печаль, грусть, задумчивость и тишина. Посмотрим на следующий ряд картин. Некоторые вам уже знакомы. Эту вы помните? («Золотая осень» И.Левитана). Как она называется? (Ответы детей.) Молодцы, правильно, это «Золотая осень», а написал ее тоже Исаак Ильич Левитан. Полюбуйтесь на нее и подумайте: почему художник выбрал такой формат полотна? (Ответы детей.) Да, художник хотел рассказать о том, как прекрасна земля в ярком осеннем наряде, о том, что золотая осень пришла на бескрайние просторы нашей родины. А вот картина «Лесные дали» Ивана Ивановича Шишкина. Посмотрите на нее и подумайте: про что нам рассказал художник? Что удивило и порадовало его? Почему он выбрал такой формат картины — горизонтально вытянутый прямоугольник? (Ответы детей.) Да, художник восхитился огромными просторами, покрытыми лесом, красотой лесных далей России. Широкая панорама нам открывается с вершины небольшой возвышенности. На переднем плане — поляна с группой маленьких деревьев и одинокой сосной. На освещенной солнцем траве тут и там лежат небольшие валуны. Чуть дальше резкими контурами выделяются большие ели и сосны, а за ними, на втором плане,— леса, одетые утренним туманом. Совсем далеко, на границе третьего, дальнего плана, — озеро в светлой голубовато-фиолетовой дымке, застилающей горизонт. А над всем этим — чистое голубое небо с легкими облаками. Дальний план как бы растворяется в тумане. Это придает картине таинственность. Главный. герой этой картины — лес. Художник предлагает и нам полюбоваться, восхититься его красотой и мощью, его необозримой огромностью. Как бы вы назвали этот пейзаж? Правильно, лесной пейзаж. В этом ряду у нас осталась еще одна картина. Необычная, правда? Как вы думаете, про что она? (Ответы детей.) Картина называется «Гималаи», и написал ее художник Николай Константинович Рерих. Гималаи — это самые высокие горы нашей планеты. Художник написал сияющие вершины высоких неприступных гор, занимающих громадные пространства. Горы поднимаются грядами все выше и выше. Мы ощущаем их холод, монументальность. Цвета на картине — от почти черно-синих — к голубым и к белым с желтоватыми отблесками — снегам, покрывающим вершины. Обратили внимание, какой формат у полотна? (Ответы детей.) Да, длинный, горизонтально положенный прямоугольник. Это и позволило художнику показать протяженность, величие горной страны. Художник показал только вершины гор. Этим он подчеркнул, как они высоки. Как бы вы назвали этот пейзаж? Да, горный. У нас остался последний ряд. Здесь только одна картина — «Рябинка» Игоря Эммануиловича Грабаря. Какой у нее формат холста? Да, почти квадратный. Давайте подумаем, что нам хотел рассказать художник. (Ответы детей.) Мы как будто смотрим на пейзаж сверху, из окна деревенского или дачного домика. Перед нами, на переднем плане, рябинка, вся в красных гроздьях ягод. Ее красно-оранжевая листва ажурная, очень яркая. Сквозь нее мы видим лазурное небо, зеленое поле озимых всходов, лесок и кусты, а за ними — в фиолетовой дымке — дали. Ближе к нам, на переднем плане, по бокам картины — березки развесили свои золотые косы; их вершин нам не видно из окна. В картине очень тихо, спокойно. Но основное внимание художник уделил нарядной рябинке, чтобы мы тоже полюбовались ее осенней красотой. Картина очень изящна и поэтична. Глядя на нее, хочется читать стихи. Осень. Осыпается весь наш бедный сад. Листья пожелтелые по ветру летят. Лишь вдали красуются, там, на дне долин, Кисти ярко-красные вянущих рябин. А. Толстой Художник может использовать и такой формат полотна, чтобы рассказать о небольшом пейзаже, о спокойствии и тишине, разлитой в природе. Вот, дети, мы и познакомились с еще одним секретом художника — секретом построения картины на определенном формате полотна. Форматом полотна художник может подчеркнуть главное в картине, рассказать о том, что его больше всего заинтересовало, порадовало, удивило, передать свое настроение. |