Главная страница
Навигация по странице:

  • Материалы.

  • Синий зимний вечер и лунная зимняя ночь (рисование, аппликация) Цели.

  • Песни метели (рисование) Цели.

  • Подготовительная работа

  • Почему художники по-разному пишут цвет снега (рассматривание картин) Цели.

  • Подготовительная работа.

  • «ПОЛЮБУЙСЯ, ВЕСНА НАСТУПАЕТ!» Пришла весна-веснушка, веселая гостьюшка (рассматривание картин И. Э. Грабаря «Мартовский снег»

  • Библиотека программы детство Н. А. Курочкина дети и пейзажная живопись. Времена года


    Скачать 0.82 Mb.
    НазваниеБиблиотека программы детство Н. А. Курочкина дети и пейзажная живопись. Времена года
    Дата23.12.2019
    Размер0.82 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаKurochkina_Deti_i_peyzazhnaya_zhivopis.doc
    ТипДокументы
    #101823
    страница12 из 15
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

    Зимний серенький денек

    (рассматривание картины К. А. Коровина «Зимой» с последующим рисованием)

    Цели. Продолжить работу по развитию у детей эмоцио­нальной отзывчивости на художественный образ пейзажной картины, видения средств выразительности живописи: тон­кий цветовой колорит картины (бело-серые, серовато-сире­невые тона снега и неба, серовато-коричневато-зеленые — избы и стволов деревьев). Развивать умения в составлении и использовании красок для передачи настроения в собст­венных рисунках. Обогащать словарь детей эмоциональны­ми определениями: спокойный, тихий, задумчивый, неброс­кий, мирный, пасмурный, серенький.

    Материалы. Репродукция картины К.А.Коровина «Зи­мой», гуашевые краски, альбомные листы бумаги, кисти, па­литры.

    Подготовительная работа. Наблюдение за пасмурным зим­ним днем, цветом снега и неба.

    Занятие. Дети рассаживаются перед картиной. Звучит не­громкая грустная мелодия. Дается время для рассматривания картины.

    Воспитатель. Дети, мы уже с вами видели, как по-разному художники изображают зиму: звонкую, яркую, снежную.

    Сегодня перед нами другая зима. А какая? Да, очень не­броская, неяркая, скромная, тихая, задумчивая, серенькая. Чаще всего мы и видим такую. Но посмотрите, как она кра­сива, полна спокойного благородства, мягкой прелести! Эта картина называется «Зима», и написал ее художник Константин Алексеевич Коровин. Расскажите, о чем же эта кар­тина? Да, о зиме в деревне. В центре картины перед откры­той деревянной калиткой — темная лошадка, запряженная в желтоватые сани. Чуть дальше, за ветхим частоколом — небольшой крестьянский дом. Перед ним три дерева, но нам видны только их стволы да несколько веток, вершины — где-то за границей холста. Слева мы видим просторы полей, покрытые снегом, да мутно темнеющий вдали лес. Кажет­ся — такой простой, обыденный сюжет, но с какой любовью и нежностью написал это художник! Обратите внимание на цветовой тон картины. Назовите основные краски. Да, се­ровато-жемчужные. Кажется, что здесь все серое: мглистое, серое небо, серо-белый снег, изба, плетень и деревья. Но приглядитесь внимательно, какие тонкие цветовые оттенки вплетены в основной тон: серовато-фиолетовые, голубова­тые, розовато-зеленоватые. Художник нарисовал хмурый пасмурный день, который уже переходит в сумерки. В серо­вато-сиреневатом воздухе сливаются меркнущее, сотканное из тончайших красочных сочетаний, небо и такого же цвета снег. Словно весь мир окутан густеющими сумерками, низ­ким небом, мягким снегом. Как удивительно подметил ху­дожник, что и в таком, казалось бы, неброском сюжете, се­реньком, тихом зимнем деньке есть музыка и задушевная прелесть раздумья, спокойной легкой грусти и благородной простоты. Понравилась вам эта картина?

    А сейчас попробуйте нарисовать свою картину о зимнем сереньком деньке. Сюжет придумайте сами. Это может быть денек в городе, на даче, в лесу. Хочу вам напомнить, что краски лучше всего сначала составлять на палитре, а потом переносить на рисунок.
    Синий зимний вечер и лунная зимняя ночь (рисование, аппликация)

    Цели. Вызвать у детей интерес к изображению лунной зимней ночи или синего зимнего вечера. Развивать фанта­зию, творческие способности. Учить соотносить поэтиче­ский образ с изобразительным, создавая сюжеты по литера­турным произведениям, или придумать свои, выразительно передавая образ зимней ночи или вечера, используя средства изобразительности рисунка или аппликации. Учить делать набросок, строить композицию, выделяя главное в сюжете; использовать цвет для передачи времени суток, настроения. Закреплять навыки рисования карандашом, а затем выпол­нять в соответствующем материале.

    Материалы. Гуашь, кисти, простой карандаш, палитра, листы бумаги, иллюстрации на соответствующую тему, за­пись «Лунной сонаты» Л. В. Бетховена.

    Подготовительная работа. Понаблюдать с детьми за цве­том зимнего вечера, дать задание родителям посмотреть с детьми зимний вечер или ночь, поговорить об увиденном.

    Занятие. В первой части занятия дети свободно сидят перед воспитателем, во второй — рисуют за мольбертами или столами.

    Воспитатель. Сегодня вы будете, как художники, созда­вать необыкновенную картину о зимнем вечере или лунной зимней ночи. Вы знаете, что цвет ночного или вечернего неба, снега, деревьев, домов совсем иной, чем днем — более таинст­венный. Все окрашивается в одни холодные тона, теряется цвет каждого отдельного предмета. Когда на небе круглая луна или ее часть — месяц, какого цвета бывает снег, деревья, дома, небо? Да, голубоватого, синего в тени, а на свету — зеленовато­го, зеленовато-голубого. Это холодные тона. Дома и деревья смотрятся темными силуэтами на зеленоватом фоне.

    Послушайте, как увидели поэты зимнюю ночь.

    Какая ночь!

    Мороз трескучий,

    На небе ни единой тучи;

    Как шитый полог, синий свод

    Пестреет частыми звездами.

    А. Пушкин

    Ночью в полях, под напевы метели,

    Дремлют, качаясь, березки и ели...

    Месяц меж тучек над полем сияет, —

    Бледная тень набегает и тает...

    И. Бунин

    Вечер зимний

    В небе синем

    Звезды синие зажег.

    Ветви сыплет

    Синий иней

    На подсиненный снежок.

    В. Фетисов

    Вам понравились стихи? А сейчас вы будете рисовать или создавать в аппликации «Лунную зимнюю ночь» или «Зимний синий вечер» — кто что выберет. Сюжеты могут быть разные, придумайте сами, что будете изображать: город или деревню, поле или лес. Будет ли линия горизонта и где, какие предметы будут находиться близко, а какие — далеко. Да не забудьте о цвете — вечерние и ночные краски холодные. Лучше сначала сделать набросок простым карандашом, а потом выполнить ра­боту красками. Если хотите выполнить аппликацию, то снача­ла нужно по наброску вырезать все предметы изображения, а потом составить их в сюжет и наклеить. Задание всем понятно? Приступайте к работе. (Негромко включает музыкальный от­рывок — «Лунная соната» Бетховена.)
    Песни метели (рисование)

    Цели. Вызвать у детей интерес к такому зимнему явлению, как снежная метель, пурга; эмоциональное переживание не­обычного состояния зимней погоды, стремление соотносить восприятие живописного пейзажа с собственным опытом. Раз­вивать отзывчивость на поэтический образ, сопереживание ему, желание изобразить в пейзажном рисунке услышанное, прочувствованное, развивать творческие способности, фанта­зию детей. Закреплять навыки рисования гуашью способом наложения одного цвета на другой. Развивать умение форми­ровать эмоционально-эстетические суждения, оценки, обога­щать образную речь детей. Ввести в активную речь понятия: вьюга, буря, ураган, метель, пурга, вихрь, буран, поземка.

    Материал. Гуашь цветная и белая, тонированные листы бумаги, кисти для красок, щетинная кисть, палитры. Запись музыки Г. Свиридова к кинофильму «Метель».

    Подготовительная работа. Чтение литературных произведе­ний о буране, вьюге, метели, пурге (отрывки из повести «Чук и Гек» А. Гайдара, сказок: «Снежная королева» Г.Х.Андерсена, «Двенадцать месяцев» С. Маршака и др.). Наблюдение на про­гулках за пургой, поземкой, рассматривание соответствующих иллюстраций.

    Занятие. В первой части занятия дети свободно рассажи­ваются на ковре, во второй — рисуют за мольбертами.

    Воспитатель. Дети, мы с вами знаем, что зимой бы­вает разная погода — и солнечная, и пасмурная. Может идти снег или стоять ясный морозный день. Но иногда бывают дни, когда дует сильный ветер, он поднимает с земли снег до небес, и тогда ничего, кроме этой белой пелены, не видно. Люди называют это явление — метель, буран, вьюга, пурга. В такую погоду лучше не выходить на улицу — можно заблудиться, потеряться. Плохо приходится тем, кто в пути, потому что дорогу заметает снегом, она теряется, и ничего невозможно увидеть. Мы читали об этом в рассказах и сказ­ках. Да и самим приходилось иногда идти в метель. Помни­те, как трудно было двигаться, когда яростный ветер со сне­гом дул в лицо?

    Очень славится метелями, бурями, пургой зимний месяц февраль. Помните, в сказке «Двенадцать месяцев» он при­казал ветрам, бурям, ураганам дуть, что есть мочи, а к ночи разыграться вихрям, вьюгам и буранам, крутиться, дымиться и взбить летучие снега?

    И выполняя его приказ,

    Поднялись ветры буйные,

    Сошлись с ураганами,

    В полях, лесах, играючи,

    Запели, закружилися.

    С. Дрожкин

    Зашумела, разгулялась

    В поле непогода.

    Принакрылась белым снегом

    Гладкая дорога;

    Белым снегом принакрылась,

    Не осталось следу.

    Поднялася пыль да вьюга —

    Не видать и следу.

    И. Никитин

    Поднялась буря —

    Снег сыпучий, будто тучи,

    Расстилался по земле...

    Сосны пели и шумели...

    Вьюга плакала но мгле...

    Легкой дымкой, невидимкой

    Разгулялася пурга

    И скрывала покрывалом

    Холмы, долы и луга.

    Ф. Шкулев

    Вьюга, завывая,

    Сыплет пылью снеговой;

    Грустью душу наполняет

    Ветра дикий, грозный вой.

    С. Фруг

    Буря мглою небо кроет,

    Вихри снежные крутя:

    То, как зверь, она завоет,

    То заплачет, как дитя.

    А. Пушкин

    Мчатся тучи, вьются тучи,

    Невидимкою луна

    Освещает снег летучий;

    Мутно небо, ночь мутна.

    А. Пушкин

    Да, бывает и такая зимняя погода.

    Но иногда ветер дует низовой, он метет снег только по земле, не поднимает его высоко в воздух. Такое явление на­зывают «поземка» (ветер гонит снег по земле).

    Вдоль по полюшку метелица метет. Белый снег-то все поземкою несет.

    Народная песня

    Ой, вьюга, ой, вьюга какая!

    Клубится, пылит, под ногами метет!

    С. Щипачев

    Я хочу вам предложить нарисовать сегодня зимнюю ме­тель, пургу, вьюгу или поземку. А вот где эта метель метет — вы придумаете сами. Это может быть в лесу — среди дере­вьев, или в поле — среди стогов сена. Метель бушует в деревне, городе. Хочу вам напомнить, что вы можете взять цветной лист бумаги или сами нарисуете цветной фон, он может быть разного тона. Будет ли видно небо, землю? Где пройдет линия горизонта? Но сначала следует сделать набро­сок карандашом, потом прорисовать в красках. Когда они подсохнут, возьмете белую краску и щетинную кисть. Краски на кисть надо брать немного, чуть отжав ее о край баночки с белилами, попробовать на палитре, а затем легкими движе­ниями — округлыми, прямыми или «змейкой», чуть касаясь бумаги, нарисуете вьюгу, метель или поземку. Если это метель, то нарисованные вами дома, деревья будут чуть видны из-под белой пелены. Приступайте к работе. (Можно включить музыку Г. Свиридова к кинофильму «Метель». По окончании ра­боты можно прочитать стихи, спеть песни о метелице.
    Почему художники по-разному пишут цвет снега (рассматривание картин)

    Цели. Вызвать у детей интерес к тому, как изображают снег художники, эмоциональный отклик на разнообразие ху­дожественных способов его изображения, развивать зритель­ное восприятие цвета — цветовидение. Дать детям представ­ления о влиянии на цвет снега освещенности, погоды, о вза­имодействии цветовых отношений окружающих предметов и снега; о том, что художники пишут не предметным цветом, а используют цветовые взаимоотношения.

    Материал. Репродукции картин: И. Э. Грабарь — «Февраль­ская лазурь», «Сказка инея и восходящего солнца», Г. Г. Нис­ский — «Подмосковье. Февраль», Н.К.Рерих — «Гималаи», И.И.Шишкин — «Зима», К.А.Коровин — «Зимой»; белая чашка, желтый лимон, темно-синяя ткань, белая скатерть (на столе воспитателя).

    Подготовительная работа. Наблюдения за цветом снега в разное время суток (утро, полдень, вечер), в разную погоду (пасмурно, солнечно). Чтение рассказа «Каким бывает снег»

    Занятие. Дети входят в зал и свободно рассаживаются перед стендами, на которых репродукции картин. (Звучит музыка «Январь. У камелька» П. И. Чайковского, дается время для рас­сматривания картин.)

    Воспитатель. Дети, о чем же все эти картины? Да, о волшебнице-зиме, которая пришла к нам со снегами глубо­кими, метелями и морозами, с солнечными оттепелями и пасмурными деньками. А какие же краски принесла с собой зима? Белые, синие, голубые — это главные холодные цвета. Они могут все другие цвета превращать в холодные, ледя­ные, серые, тусклые, глухие. Но могут звучать и ярко, звон­ко, празднично, нарядно.

    А кто мне ответит на вопрос: какого же цвета бывает снег? Только ли белый? Вот как об этом написали поэты:

    Весело сияет

    Месяц над селом.

    Белый снег сверкает

    Синим огоньком.

    В. Никитин

    А за чащей лесною,

    У стогов на лугу,

    Солнце рыжей лисою

    Дремлет в синем снегу.

    И. Суриков

    Значит, ночью при луне и днем в тени снег может казать­ся и синим.

    Ночью вьюга снежная

    Заметала след,

    Розовое, нежное

    Утро будит свет.

    Встали зори красные,

    Озаряя снег...

    А. Блок

    А здесь утро и красные зори окрасили снег в розовые тона.
    Сегодня — вдруг исчезло лето:

    Бело, безжизненно кругом,

    Земля и небо — все одето

    Каким-то тусклым серебром.

    А. Фет

    Поэт увидел снег другого цвета — тусклое серебро — се­роватое, пепельное.

    А сейчас давайте поставим опыт. Я достану чашку, она белая. Рядом с ней положу с одной стороны желтый лимон, а с другой — синюю ткань. Вглядитесь внимательно в цвет чашки с той стороны, где лежит ткань. Какого цвета с этом стороны чашка? Голубая! А со стороны лимона? Желто­ватая. Интересно? Да, очень. Оказывается, цвета предме­тов влияют друг на друга. Это увидели художники, и, чтобы писать предметы очень похоже, они используют этот секрет.

    Художники считают, что писать снег очень трудно. Если использовать только белый цвет, снег не получится вырази­тельным, он будет каким-то неживым, тусклым, похожим на! сметану или крем. Художники знают, что снег белый, но в природе на цвет снега оказывает влияние и время дня (утро, полдень, вечер, сумерки), и состояние погоды (пасмурная, ясная), и освещение (есть ли солнце, луна), и окружающие снег предметы.

    Вот сегодня мы и посмотрим, как же пишут снег худож­ники. Взгляните на картину Ивана Ивановича Шишкина «Зима». Расскажите, какого же цвета снег нарисовал худож­ник? Это раннее утро в густом бору. Вдали, там, где просвет между заснеженными деревьями, на солнышке, мы видим розовато-желтовато-белый снег. Близко к нам — там, где ели закрывают небо, снег коричневый, а в глубокой тени он голубоватый.

    На картине Николая Константиновича Рериха «Гималаи» цвет снега другой: на вершинах гор он чистейший, сверкаю­щий белизной, ближе к нам, в тени, ярко-синий, на свету — голубоватый.

    А что вы скажете о цвете снега на этой картине? (Демон­стрирует «Подмосковье. Февраль» художника Георгия Григорьевича Нисского.) Удивительный, розовато-фиолетовый на свету и холодно-голубой в тени. Как вы думаете, почему же здесь такой цвет снега? Какое время дня изобразил ху­дожник? Это ало-красный пылающий закат солнца в мороз­ный день окрасил снег в такие тона.

    Зимним холодом пахнуло

    На поля и на леса.

    Ярким пурпуром зажглися

    Пред закатом небеса.

    И. Бунин

    У наших зим особенная прелесть:

    Под вечер успокоится пурга,

    И хлынет свет, как будто загорелись

    Закатом подожженные снега.

    Н. Рыленков

    Посмотрим на картину Игоря Эммануиловича Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца». Расскажите о цвете снега. (Ответы детей.) Да, пастельные, нежно-розовые, чуть желтоватые от восходящего солнца тона, с легкими голубы­ми тенями от стволов берез. Снег кажется легким, воздуш­ным, нежным, прозрачным, искрящимся на солнце, перели­вающимся разноцветными огоньками и блестками.

    Но по-другому нарисовал снег этот же художник в картине «Февральская лазурь» (показывает). Здесь он яркий, звонко-лазоревый в тени, голубовато-розовый, чуть фиолетовый и даже кое-где зеленоватым на солнышке — это от цвета неба, солнца, деревьев. Он как бы вобрал в себя все краски окружа­ющего мира. Изумительно яркая, праздничная картина!

    А вот какая зима на картине художника Константина Алек­сеевича Коровина «Зимой». Совсем другая по своему звуча­нию. Какая она? Да, негромкая, тихая, спокойная, задумчивая! Обратили внимание, какого здесь цвета снег? Серый с тончай­шими оттенками фиолетово-голубовато го, зеленоватого. А по­чему он такой? Какой день нарисовал художник? Хмурый, пас­мурный, переходящий в сумерки.

    Понравилось вам наше путешествие? Художники нашли удивительные цвета, чтобы нарисовать снег, который выгля­дит как настоящий, как в природе.
    «ПОЛЮБУЙСЯ, ВЕСНА НАСТУПАЕТ!»

    Пришла весна-веснушка, веселая гостьюшка

    (рассматривание картин

    И. Э. Грабаря «Мартовский снег»

    и И. И. Левитана «Март», рисование)

    Цели. Развивать у детей способность радоваться пробуж­дению природы; вызывать ассоциации с собственным опыта том восприятия весеннего дня.

    Помочь детям понять художественный образ природы, про­сыпающейся от зимнего сна, обращая внимание на средства выразительности, использованные художниками. Формиро­вать способность сравнивать поэтические, изобразительные и музыкальные образы по настроению, выраженному в них.

    Закрепить знания детей о пейзажной живописи, обогащать образную речь. Продолжать развивать творческие способности детей.

    Материалы. Репродукции картин И.И.Левитана «Март», И.Э. Грабаря «Мартовский снег», запись музыкальных произведений: «Март» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского, «Песни и пляски птиц» из оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова, краски, альбомные листы белой бумаги, кисти, палитры.
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


    написать администратору сайта