Главная страница
Навигация по странице:

  • Подготовительная работа.

  • Юный лес, в зеленый дым одетый (рассматривание картин К. Ф. Юона «Майское утро», Н. М. Ромадина «Пейзаж в Островском» и рисование) Цели.

  • Букет нежных ландышей (аппликация и рисование) Цели.

  • Подготовительная работа

  • Идет-гудет Зеленый Шум, Зеленый Шум, весенний шум! (рассматривание картины «Зеленый шум» А. А. Рылова и рисование) Цели.

  • Библиотека программы детство Н. А. Курочкина дети и пейзажная живопись. Времена года


    Скачать 0.82 Mb.
    НазваниеБиблиотека программы детство Н. А. Курочкина дети и пейзажная живопись. Времена года
    Дата23.12.2019
    Размер0.82 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаKurochkina_Deti_i_peyzazhnaya_zhivopis.doc
    ТипДокументы
    #101823
    страница14 из 15
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

    Как птицы возвращаются из дальних стран

    (рассматривание картин А. К. Саврасова «Грачи прилетели» и А. А. Рылова «Свежий ветер»,

    рисование)

    Цели. Вызвать у детей интерес к теме изображения, эмоци­ональный отклик на нее, желание отразить свои впечатления, связанные с поэтическими произведениями и наблюдениями за прилетом птиц. Учить создавать в пейзаже выразительный образ весны и возвращающихся с юга птиц, используя средства изобразительности: рисунок, цвет, композицию, низкую ли­нию горизонта, располагая формат листа бумаги в зависимости от придуманного сюжета. Развивать умение давать эмоцио­нально-эстетические оценки и высказывать развернутые суж­дения.

    Материалы. Репродукции художественных картин А. А. Ры­лова «Свежий ветер», А. К. Саврасова «Грачи прилетели», аква­рельные краски, кисти, палитры, альбомные листы бумаги. Схемы, изображающие птиц в полете. Запись музыкальной пьесы «Март. Песнь жаворонка» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.

    Подготовительная работа. Наблюдение за весенними из­менениями в природе, за поведением перелетных и зимую­щих у нас птиц. Чтение литературных произведений по теме. Беседа о зимующих и перелетных птицах. Рассматривание иллюстраций, рисунков, изображающих разных птиц: гра­чей, скворцов, ласточек, жаворонков, журавлей, гусей и т. д; чтение стихов о весне, пение песен.

    Занятие.

    Воспитатель. Дети, мы с вами наблюдали, как раду­ется весне вся природа, пробуждаясь от сна, — и деревья, и цветы, и люди. Но сегодня мы поговорим о том, как чувст­вуют себя весной птицы. Помните, мы видели, как в теплых солнечных лучах греются воробьи, голуби, вороны, как они суетятся, купаются в лужах, громко и радостно чирикают, каркают.

    Всходит солнце над землей

    С каждым днем все выше,

    И весь день, кружась, воркуют

    Голуби на крыше.

    А. Майков

    Но весна — это радость и для птиц, которые возвраща­ются из теплых стран. Какие же птицы вернулись первыми? Да, это грачи. В народе говорят: «Грач на дворе — весна на горе», «Грач зиму расклевал». Помните, мы наблюдали в бе­резовой роще, как радуются грачи, вернувшиеся к своим гнездам? Посмотрите на картину «Грачи прилетели» Алексея Константиновича Саврасова. Мы ее уже с вами рассматри­вали. Расскажите, что же делают грачи? Где они вьют гнезда? Какое местечко нарисовал художник? А какая погода здесь изображена? (Ответы детей.)

    Вернулись домой не только грачи, но еще очень интересные птицы, их называют первыми певцами весны. Эти птички хо­рошо подражают голосам других птиц и животных. Кто же это? Да, скворцы. В народе говорят: «Увидел скворца — весна у крыльца». Мы тоже их видели и даже смастерили для них домик-скворечник. Домой летят и другие птицы. Вчера мы на­блюдали, как летят журавли. Как же они летели? Треугольни­ком, говорят — «косяком»; некоторые птицы летят караваном (друг за другом), другие — стайками. Посмотрите на картину Аркадия Александровича Рылова «Свежий ветер». Расскажите, что же это за птицы летят? А как они летят? Над чем пролета­ют? Вы обратили внимание, что художник рисовал их с очень близкого расстояния, они получились крупными. Какая здесь линия горизонта? А почему, как вы думаете, так выстроил кар­тину художник? (Ответы детей.)

    Скоро прилетят и другие птицы — жаворонки, стрижи. В народе заметили, что прилет ласточек связан с теплом.
    Ласточка примчалась

    Из-за бела моря,

    Села и запела:

    Как февраль ни злися,

    Как ты, март, ни хмурься,

    Будь хоть снег, хоть дождик —

    Все весною пахнет!

    А. Майков

    Давайте мы с вами сегодня и нарисуем этот радостный праздник — перелет птиц. Можно нарисовать, как они летят над землей, над морем, над лугом или лесом, деревнями, горо­дом. Скажите, а как следует нарисовать линию горизонта? А можно землю и не рисовать, а изобразить только одно небо.

    Если птицы опустились отдохнуть у озера или на поляне, линия горизонта может быть нарисована и высоко. Придумай­те сюжет сами, решите, как летят птицы (косяком, караваном или стайкой). Можно нарисовать птиц крупно, тогда они хоро­шо видны, а если они далеко, то будут похожи на галочки или точки (показывает). Я принесла изображения разных птиц, мо­жете рисовать, глядя на них. Но главное задание — это нарисо­вать полет птиц над землей или морем, лесом.

    (Дети приступают к работе. Можно негромко включить пьесу из цикла «Времена года» П. И. Чайковского — «Март».)
    Юный лес, в зеленый дым одетый (рассматривание картин К. Ф. Юона «Майское утро», Н. М. Ромадина «Пейзаж в Островском» и рисование)

    Цели. Вызвать у детей эмоциональный отклик на худо­жественный образ весеннего пейзажа. Соотносить художест­венные образы с собственным опытом восприятия весеннего пейзажа. Продолжать развивать у детей умение восприни­мать художественные картины, видеть единство содержания и средств выразительности живописи: рисунок; цвет; ком­позиция; формат полотна; средняя линия горизонта, укруп­няющая передний план и открывающая дали.

    Развивать творческие способности детей, учить применять знания о средствах выразительности в собственном рисунке, делая предварительный эскиз, отбирая соответствующий сюжету изобразительный материал. Учить навыкам изобра­жения ажурной листвы. Продолжать обучать детей высказы­вать развернутые эмоционально-эстетические суждения, ис­пользовать в речи образные слова и выражения.

    Материалы. Репродукция картин Н.М. Ромадина «Пей­заж в Островском», К. Ф. Юона «Майское утро», простые ка­рандаши, акварель, гуашь, кисти, щетинная кисть, палитры, альбомные листы бумаги. Запись музыкальной пьесы «Май. Белые ночи» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского.

    Подготовительная работа. Наблюдения за весенними яв­лениями в парке, на участке детского сада, в роще. Рассмат­ривание весеннего наряда деревьев и кустов, цвета листьев, неба. Пусть дети почувствуют ароматы весны. Чтение стихов о весне, пение песен, рассматривание иллюстраций.

    Занятие. В первой части занятия дети свободно распола­гаются на ковре, во второй — рисуют за мольбертами или за столами.

    Воспитатель. Весна в разгаре — май. В народе его лас­ково называют Майник, Травник, Цветень, Разноцвет. Май обряжает нашу землю в красочный наряд весеннего цвете­ния. В лесу, на лугах появляется необыкновенный ковер из самых разнообразных растений. Цветут одуванчики, лютики, ландыши, фиалки, незабудки. Лопаются почки у березы, ли­пы, клена. Деревья покрываются сочной зеленью ажурной листвы. Радует густая синева высокого неба. «И воздух чис­тый, воздух тонкий благоуханьем напоен» {К. Ф. Рылеев). В середине мая слышны трели соловья.

    Стоят обвеяны березы

    Воздушной зеленью сквозною

    Полупрозрачною, как дым.

    Ф. Тютчев

    А вот что увидел из своего окна поэт Иван Алексеевич Бунин.

    Ветви кедра — вышивки зеленым

    Темным плющем, свежим и густым,

    А за плющем кедра, за балконом —

    Сад прозрачный, легкий, точно дым:

    Яблони и сизые дорожки,

    Изумрудно-яркая трава,

    На березах — серые сережки

    И ветвей плакучих кружева,

    А на кленах — дымчато-сквозная

    С золотыми мушками вуаль,

    А за ней — долинная, лесная,

    Голубая, тающая даль.

    Такую весну увидели поэты.

    А вот что увидели художники. Посмотрите на эту картину («Пейзаж в Островском» Н. М. Ромадина). Не удивила ли вас она? Что же здесь изображено? Маленький уголок в лесу, не­большое болотце, по берегам которого растут кусты, за ними чуть видны макушки елей. Вверху картины просматривается небольшой кусочек легкого голубовато-белого, чуть желтова­того неба. Но что здесь необычного? Да, удивительно напи­сана нежная зелень кустов. Расскажите, какая она? Прозрач­ная, легкая, зеленовато-голубоватая, чуть белесая, как пух, как дымка. Она еще не очень яркая и на фоне елей смотрится нежной, пушистой, воздушной. Сквозь нее кое-где просве­чивают ветви кустов.

    Поглядите на передний план. Прямо перед нами куст вербы с пушистыми беленькими цветами-комочками, листочки вер­бы еще только разворачиваются из почек, а рядом — чудо: ма­ленькая сосенка тоже цветет — розовыми «свечками». Какая нарядная! Радуется весне, теплу! С правой стороны спускается ветка ольхи с розовато-желтыми распускающимися почками.

    А какого цвета вода в болотце? Кажется, что она тоже зазеленела. Но цвет этой зелени болотный, он более темный, чем листва. В воде отражаются кусты, голубое небо.

    Зеленое царство! Какое многообразие зеленых тонов! Все вместе создает ощущение свежести, нежности, чистоты, моло­дости, прозрачности. Кажется, что и воздух напоен ароматами молодой клейкой листвы, почек, свежей зелени. Как такое чу­до можно написать? Вот сегодня вы и попробуете это сделать. Но сначала мы посмотрим еще одну картину про весну. Напи­сал ее художник Константин Федорович Юон (картина «Май­ское утро»). Что же здесь порадовало художника? Подумайте, посмотрите, а я пока включу музыку об этом времени года.

    (Включает музыкальную пьесу из цикла «Времена года» — «Май. Белые ночи» П. И. Чайковского.) Что же вам слышалось в музыке? Что вы чувствовали? А сейчас посмотрите на карти­ну: соответствует ли ее настроение этой музыке? Расскажите, о чем же нам больше всего хотел поведать художник? Как дога­дались? Да, построение картины, расположение линии гори­зонта нам подсказало, что художник обратил внимание не только на землю в ее весеннем наряде, но и на высокое чистое небо. Какая же палитра у весны? Какие цветовые тона преоб­ладают? Зеленые и голубые. Но посмотрите внимательно на зе­леный цвет, как он разнообразен. Каких тонов в нем больше? Ярко-зеленых, изумрудных, темно-зеленых, травянистых. А цвет молодой ажурной листвы деревьев — лимонно-желтовато-зеленый, золотисто-зеленый там, где на нее падает солнечный луч; в тени цвет иной — прозрачно-зеленоватый. В этом зеле­ном царстве большое разнообразие зеленых холодных тонов. Удивителен рисунок листвы — он причудливый и сложный. Будто кто-то специально соткал это тончайшее кружево.

    На фоне яркой зелени темными, почти черными силуэ­тами резко выделяются стволы и ветки деревьев. Сквозь тон­кую листву ветвей хорошо просматриваются дали.

    А сейчас расскажите о том, как построил картину художник. Что он расположил на первом плане? Это бугор, на котором справа стоит группа деревьев. Художник, видимо, стоял очень близко к ним, и поэтому нам их вершины не видны. А что рас­положено на втором плане (показывает)? Изгиб реки, порос­шей по берегам кустами и небольшими деревцами. Сама ре­чушка нам не видна, только на излучине чуть просматривается вода. Расскажите, что вы видите с левой стороны картины? Внизу, за деревьями, крыши деревенских домов, а далее — холм, покрытый изумрудной травой. Что видим у линии гори­зонта? Извивающаяся и уходящая к горизонту река, берега ко­торой густо заросли кустарником. На самой линии горизонта, вдали, в синей дымке, — лес. Перед нами зеленая долина.

    Расскажите о небе. Какого оно цвета? Есть ли на нем обла­ка? Близко небо ярко-голубое, дальше становится более свет­лым, у горизонта даже слегка фиолетовое. По всему небу тя­нутся длинные перистые облака. Они белые, легкие. Небесный свод чист и ясен, воздух так прозрачен, что позволяет видеть очень четко даже дальние предметы. Солнце в картине не на­рисовано, но оно есть. Мы видим это по теням деревьев и по листве, которая ярко высвечивается его лучами. Это раннее утро, еще холодно. Цветовая гамма картины создает ощущение бодрости, радости встречи нового весеннего дня. Понравилась вам картина? Как бы вы ее назвали? А художник назвал «Май­ское утро». (Обе картины оставляет открытыми.)

    Сейчас я предлагаю вам стать художниками и нарисовать «Юный лес, в зеленый дым одетый», то есть нарисовать лист­венный лес, наряжающийся в ажурную листву. Подумайте, что вы будете рисовать: маленькую полянку или большие просто­ры, где будут расти деревья и кусты — на равнине или на холме. Как расположите рисунок? Сделайте сначала эскиз простым карандашом, а затем подберите изобразительный материал, чтобы создать выразительный образ юного леса. Не забудьте об основной палитре этого весеннего времени. Можно рисовать акварельными красками «по-сырому» (мы с вами уже так рисо­вали). Помните, сначала нужно слегка увлажнить бумажный лист, дать ему чуть подсохнуть, потом — прописать зелень ли­ствы (цвет зелени может быть разным — составьте его на па­литре). Когда подсохнет краска, прорисуйте кое-где стволы и ветви. Если будете рисовать гуашью, то листву можно нарисо­вать вот так (показывает — ударом полусухой щетинной кисти создает ажурную листву). Подумайте и приступайте к работе.
    Букет нежных ландышей (аппликация и рисование)

    Цели. Вызвать у детей интерес к изображению букета ландышей, эмоциональный отклик на их красоту, изящество и нежный аромат. Учить детей изображать цветок ландыша в аппликации и рисунке, передавая форму, цвет листьев, стебля, цветков, составляя в вазе красивую композицию. За­крепить навыки симметричного и асимметричного выреза­ния округлых форм, росписи, наложения одной краски на другую (при использовании гуаши) (приложение 1, рис. 8).

    Материалы. Для аппликации — цветная бумага для вы­резания (прямоугольники и квадраты), тонированные листыбумаги для фона, клей, клеевые кисти, салфетки, коробочки для обрезков. Для рисования — акварель, гуашь, пастель, кисти, палитры, бумага (цветная и белая).

    Подготовительная работа. Сходить (по возможности) на полянку, где растут ландыши, рассмотреть их, полюбоваться красотой изящных белых колокольчиков-цветков, вдохнуть их нежный аромат. Собрать букет, принести в группу, пред­ложить выбрать небольшую вазу, которая подойдет к букету по форме и цвету. Прочитать стихи о ландыше, спеть песни. Занятие.

    Воспитатель (показывает букет ландышей). Дети, как же называются эти весенние цветы? Да, это ландыши, мы с вами их собрали в лесу, на полянке.

    Распустились почки,

    Лес зашевелился,

    Яркими лучами

    Весь озолотился.

    На его окраине

    Из травы душистой

    Выглянул на солнце

    Ландыш серебристый...

    С. Дрожжин

    А поэт И. Белоусов в стихотворении «В лесу» пишет:

    Краснеют на солнце

    Сосен стволы,

    Разносится всюду

    Запах смолы.

    И ландышей белых

    Кисти висят,

    Как тонок и нежен

    Их аромат.

    Украсился майский лес скромными, удивительно нежными, но такими изящными и милыми цветами — ландышами. Давайте же внимательно рассмотрим одну веточку, соцветие. Расскажите, из чего состоит цветок? Стебелек тоненький, но прочный, он прямой, чуть загибается к вершинке. Цветочки напоминают не­большие беленькие колокольчики. Самый крупный внизу, каж­дый следующий чуть меньше предыдущего, а на самом кончике стебля небольшой беленький шарик — еще не распустившийся цветок. Мы уже отметили, что форма цветка напоминает коло­кольчик, но края у него округло-резные... Цветочки прикрепля­ются к стебельку небольшими черенками (в рисунке их можно изобразить, а в аппликации можно обойтись без них). Сколько листочков у ландыша, какие они по форме? Один-два больших, овальных, заостренных к вершине. Вы можете нарисовать не­сколько стебельков и листьев ландыша, но вырезать лучше один. Придумайте, в какую по форме и цвету вазу бы поставите свой букет. Она должна быть небольшой. Посмотрите на наши вазы (показывает настоящие). А эти я нарисовала (показывает), смот­рите, выбирайте, но можно придумать и свою вазу. Кто собирает­ся заниматься аппликацией, вспомните, что сначала нужно по­добрать материал: узкий длинный прямоугольник — для стебля, цвет у него бледно-зеленый; листочки — прямоугольники чуть меньше по размеру и темнее по цвету, а цветы — это белые квадратики, убывающие по величине, самый большой квад­рат — для вазы. Не забудьте, что сначала следует все вырезать, затем красиво разместить, потом уж и наклеивать. Для рисова­ния сделайте набросок простым карандашом — сначала вазу, затем стебли, цветы и листья. Потом все изобразите в цвете. Материалы выбирайте те, которые вам больше всего нравятся. Если пользуетесь гуашевыми красками, то нарисуйте темно-зеленые листья, дайте им слегка подсохнуть и на их фоне изо­бразите бледно-зеленые стебли, затем черенки и сами цветы. Вам все понятно? Тогда приступайте к работе. (В конце заня­тия можно прочитать стихи, загадки.)
    Идет-гудет Зеленый Шум,

    Зеленый Шум, весенний шум!

    (рассматривание картины «Зеленый шум»

    А. А. Рылова и рисование)

    Цели. Вызвать у детей отклик на весеннее радостное ожив­ление природы, удовольствие и эмоциональное сопережива­ние поэтическому образу весеннего вольного ветра, который играет молодой листвой повеселевших деревьев. Учить связы­вать поэтический образ с изобразительным и с личным опытом восприятия данного явления. Развивать зрительное и слуховое восприятие.

    Продолжать учить детей внимательно и последовательно рас­сматривать пейзажную картину, видеть единство содержания и средств выразительности: рисунок, передающий характер деревьев, их состояние под влиянием ветра, цвет и цветосочетания, характеризующие весеннее время года, прохладную свежесть солнечного дня, бодрое и радостное оживление при­роды; композицию — прямоугольный формат полотна, вытя­нутый по горизонтали, с высокой линией горизонта, более яркий и крупный передний план, средний, изображающий хо­лодно-синюю реку, и чуть видный дальний план — луга и леса.

    Обогащать речь детей эстетическими, искусствоведчески­ми терминами, формируя образность оценок и развернутость суждений.

    Учить использовать полученные знания в собственном творчестве, создавая выразительный образ наступившей вес­ны, используя соответствующие изобразительные материалы; изображать весенний ветер путем косого примакивания кис­тью плашмя.

    Материалы. Репродукция картины «Зеленый шум» А. А. Рылова, гуашь, акварель, кисти, палитры, простые карандаши, альбомные листы бумаги. Изображение дерева и его веток. За­пись музыкального отрывка из сонаты «Вольный ветер» Н. Метнера.
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


    написать администратору сайта