Библиотека программы детство Н. А. Курочкина дети и пейзажная живопись. Времена года
Скачать 0.82 Mb.
|
Игра «Найди картину по модели (линия горизонта, формат картины)», «Найди по эскизу (набросок композиции)» Цели. Продолжать формировать у детей интерес к средствам выразительности живописи, эстетическое и художественное восприятие, эмоциональную отзывчивость на живописность образа. Развивать целенаправленность и целостность художественного видения, учить замечать в пейзаже общее, главное, существенное; устанавливать взаимосвязь явлений, объектов в линейной перспективе, видеть их изменяемость по величине, заслоняемость. Закрепить у детей знания о линии горизонта, ее роли, расположении в художественной картине. Дать представление о наброске (быстро, бегло выполненном рисунке; эскизе — обобщенном наброске композиции, построении рисунка). Развивать умение давать эстетические оценки, высказывать суждения с использованием сенсорных, эстетических и искусствоведческих терминов. Обогащать словарь детей терминами: линия горизонта, планы, эскиз, набросок, композиция. Материалы. Репродукции шести картин разных форматов с расположенной по-разному линией горизонта (низкая, средняя, высокая). У воспитателя — модели линий горизонта и эскизы, выполненные к представленным репродукциям картин. Подготовительная работа. Наблюдения в природе за линией горизонта и линейной перспективой, многоплановостью, создание карандашных набросков наблюдаемых пейзажей. По возможности, наблюдение за работой художника, рисующего с натуры. Занятие. Дети свободно сидят перед стендом, на котором репродукции картин (он закрыт). Воспитатель. Дети, про какой интересный секрет художника мы узнали на прошлом занятии? Я вам подскажу загадками: И летом и зимой Между небом и землей, Хоть всю жизнь к нему идти — Он все будет впереди. (Горизонт) Бежать, бежать — не добежать, Лететь, лететь — не долететь. (Горизонт) Про что же это говорится в загадках? Да, про горизонт. Так какой же секрет мы узнали? О чем? О линии горизонта. Что это за волшебная линия? Когда мы глядим вдаль, то видим линию, где небо «сходится» с землей, — это и есть линия горизонта. Для чего ее рисуют художники? (Ответы детей.) Да, линия горизонта нужна художнику, чтобы нарисовать пейзаж, похожий на настоящую природу. Она помогает показать, что находится на земле, близко к художнику — передний план, что расположено дальше — средний план, а что у самого горизонта — дальний план, а также — что находится в небе. Линия горизонта помогает выстроить (нарисовать) изображения всех предметов так, как мы их видим. Если предметы близко, то мы видим их очень ясно и подробно: не только стволы деревьев, но и ветви, листочки, широкую дорогу, речку. А если они дальше, то кажутся меньше и видна только их общая форма — например, только стволы и кроны деревьев, дорога и речка — сужаются к горизонту. В пейзажах предметов всегда очень много: это деревья и кусты, речка или озеро, иногда дома. Часто один предмет заслоняет другой, и мы видим только часть его. Художник так и рисует их, как видит: дом, а за ним часть дерева, его вершину. Большие кусты, а за ними — часть реки. (Показывает детям на картинах.) В зависимости от планов изменяется и цвет предметов. Близко он яркий, а дальше становится менее ярким и более холодным. Скажите, а почему художник рисует линию горизонта по-разному (высоко, низко, по середине полотна)? (Ответы детей.) Да, это зависит от того, о чем нам хочет рассказать художник, что показалось ему очень красивым или необычным на земле и в небе. Молодцы! Вы правильно поняли секрет художника-пейзажиста! А сейчас мы поиграем в игру «Узнай картину по модели линии горизонта». Я буду показывать вам модели картин — карточки, на которых изображена только линия горизонта, а вы смотрите внимательно и найдите те картины, на которых она расположена так же. (Последовательно показывает модели с различным расположением этой линии, дети находят картины, объясняют свой выбор, размещают модель перед соответствующим рядом картин.) Молодцы. Этот секрет художника вы запомнили хорошо. А сейчас поговорим еще об одной тайне художников. Прежде чем создавать большую картину, художник решает, как ее нарисовать, где будут располагаться детали, что будет главным, как выстроить картину, то есть продумывает ее композицию (это слово обозначает объединение всех частей в единое целое, выделение главного). Художник часто делает набросок с натуры (быстро и бегло выполненный рисунок предметов) или эскиз (обобщенный набросок композиции), то есть выстраивает расположение линии горизонта и общие планы, определяет, что будет близко, а что далеко. Сейчас я буду показывать эскизы, а вы, внимательно на них посмотрев, попробуйте найти картину, к которой художник их сделал. (Показывает эскизы, а дети их соотносят и располагают под соответствующей картиной. Сравнивают эскиз и картину, объясняют свой выбор.) ЗИМНИЕ НАПЕВЫ Какая она, зимушка-зима? (беседа с последующим рисованием) Цели. Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы. Развивать художественное восприятие пейзажных картин, видение содержания и средств выразительности живописи: цветосочетания зимней природы, вызывающие соответствующие им настроения; рисунок, передающий характер образов; композиционные построения картин. Развивать умения давать эстетические оценки, суждения, соотносить по настроению образы живописи, музыки, поэзии, художественной прозы. Обогащать словарь детей эмоционально-оценочной лексикой, эстетическими и искусствоведческими терминами. Подготовительная работа. Наблюдение за зимними явлениями в природе. Рассматривание репродукций картин о зиме, разучивание стихов и песен, прослушивание музыкальных произведений, посвященных зиме. Материалы. Репродукции картин, акварельные краски, бумага, кисти, палитры. 1-я часть. Беседа и рассматривание картины «Зима» И. Шишкина. Дети свободно сидят перед стендом, на котором помещена картина (она пока закрыта). Воспитатель. Отшумела ярко-желтой листвой золотая осень. Бирюзовое небо заволокли сизые, серые облака. Холодно, дождливо, грязно. Гонит ветер бесконечные гряды туч. Прошел и ноябрь, который нарекли в народе предзимником. Потянулись короткие серые дни, похожие друг на друга, леса стоят полупустые, «грустя по птичьим голосам». Но — Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл — и вот сама Идет волшебница зима. Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов; Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки зимы. А. Пушкин Начинает зиму декабрь. Он завершает год и прибавляет стужи. Его в народе прозвали «студень», «стужайло», «многоснежный». Но капризна и переменчива погода в декабре: выпавший снег смывается неожиданным дождем, и вновь сильные ветры наметают снежные сугробы. Зимы бывают разными, и год на год не похож. Даже в течение одной недели часто меняется погода. От этого меняется и наше настроение. Когда выпавший снег полежит-полежит, порадует нас своей белизной и красотой и вдруг растает, бывает грустно, тоскливо. Но вот опять повалил густой, пушистый снег. И нам становится радостно, весело, празднично. Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. И под утро снегом Поле забелело, Точно пеленою Все его одело. Темный лес, что шапкой Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко, непробудно... Божьи дни коротки, Солнце светит мало, — Вот пришли морозцы — И зима настала. И. Суриков На безлюдный простор Побелевших полей Смотрит весело лес Из-под черных кудрей. Словно рад он чему, — И на ветках берез, Как алмазы, горят Капли сдержанных слез. Здравствуй, гостья-зима! Просим милости к нам Песни севера петь По лесам и степям. Есть раздолье у нас, — Где угодно гуляй: Строй мосты по рекам И ковры расстилай. Нам не стать привыкать,— Пусть мороз твой трещит. Наша русская кровь На морозе горит. И. Никитин Поет зима — аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка, Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака. А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна... С. Есенин Ночью в полях, под напевы метели, Дремлют, качаясь, березы и ели, Месяц меж тучек над полем сияет, Бледная тень набегает и тает. Мнится мне ночью: меж белых берез Бродит в туманном сиянье Мороз. И. Бунин Вот как по-разному зима поет свои песни: то морозную, звонкую, то разгульную, метельную, то тоскливо-унылую, печальную. Поэты, художники, композиторы чувствуют зиму, ее настроение и рассказывают нам о зиме. Поэты — в словах, композиторы — в звуках, художники — в красках. Давайте-ка и МЫ попробуем разгадать некоторые напевы зимушки-зимы. Но послушаем еще отрывок из рассказа писателя Г. Скребицкого о волшебстве Зимы. «...Растянула Зима по небу серые тучи и стала покрывать землю свежим пушистым снегом. В один день все кругом разукрасила. Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке. Ходит Зима по горам, по долам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам — то тут, то там свою волшебную картину исправит. Заглянула Зима в лес. „Уж его-то я разукрашу: солнышко как глянет, так и залюбуется!" Обрядила она сосны и ели в тяжелые снеговые шубы, до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно. А внизу под ними, словно детишки, разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их Зима тоже в белые шубки одела. И на рябинку, что у самой опушки растет, белое покрывало натянула. Так хорошо получилось! На концах ветвей гроздья ягод висят, точно красные серьги из-под белого одеяла виднеются... Раздвинуло солнышко сизую тучку... А под его ласковым взглядом все еще краше становится. Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зеленые огоньки зажглись на земле, на деревьях, на кустах. А подул ветерок... в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки. Чудная получилась картина! Пожалуй, лучше и не нарисуешь! Любуется солнышко картиной Зимы...— глаз оторвать не может...» Вот какую прелестную картину нарисовала зимушка-зима. А сейчас посмотрим картину о зиме, которую написал художник Иван Иванович Шишкин. (Открывает стенд с картиной «Зима» и дает детям время рассмотреть ее внимательно.) Так о чем же нам рассказал художник? Да, о зиме в лесу. Что покорило, удивило и порадовало его? Красота зимнего заснеженного леса, укутанного толстым слоем пушистого снега. Какой же это лес? Да, это старый, дремучий, непроходимый лес, еще говорят — «еловый бор». Почему мы решили, что это старый дремучий бор? Посмотрите на ели. Что можно о них сказать? Какие они? Огромные, с мощными толстыми стволами, ветви начинаются высоко наверху. Это лесные богатыри. А чуть дальше что мы видим? Частый лес, чащобу — не продерешься сквозь нее. А что мы видим_ на земле? Что лежит под снегом? Огромные стволы упавших старых деревьев. Кое-где стволы елей уже наклонились, но еще не упали. А есть ли тут маленькие елочки и кусты? Да, они чуть виднеются из-под снежных шубок. Как вы думаете, почему художник нарисовал лес так, что мы даже не видим верхушек деревьев? Что больше всего привлекло его внимание? Да, снег в этом еловом бору! Как вы думаете, где стоял художник, когда писал картину? Он стоял очень близко к деревьям, поэтому и не видел их верхушек, а видел только стволы. На первом плане перед ним была поляна с поваленными деревьями, покрытыми пушистым снегом, а чуть вдали виднелся просвет между елями, где в бело-желтоватой пелене большие ели видны от макушки до основания. Так почему же художник хотел обратить наше внимание на то, что находится внизу,— на заснеженную поляну? Внизу все погружено в тень. Посмотрите на цвет снега. Какой он? Да, необыкновенный: коричневато-белый, кремовый — это от коричневых стволов деревьев. А там, где глубокие тени, он еще и голубоватый. Только вдалеке, в просвете между деревьями, луч солнца осветил запушенные ели, окрасив снег в слегка желтоватые тона. Этот просвет дает нам возможность увидеть более светлую даль и понять, что вся поляна погружена в тень. Холодно, морозно, и кажется, что все в этом лесу застыло, замерло. И только теплые коричневые тона стволов елей говорят о том, что лес заснул, но он живой. Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна... С. Есенин Видите ли вы здесь живое существо? Приглядитесь внимательно. Видите ли вы кого-нибудь в этом сонном лесу? Вот какую еще загадку нам загадал художник. Нашли? Это птица на ветке, кажется, что она тоже заснула. А сейчас посмотрите на картину и подумайте, много ли цветовых тонов использовал художник. Так какие же загадки нам загадала зима, а художник подметил? Цвет снега зависит от цвета окружающих его предметов. Снег может создавать ощущение спокойствия, тишины, неподвижности. Красив укрытый пушистым толстым ковром снега зимний лес, хотя нет в нем ничего яркого, броского. Какая же по настроению эта картина? Шумная или тихая, спокойная или громкая, звонкая? Да, картина тихая, спокойная, негромкая. Тишина! — шепнула белая поляна. Тишина! — вздохнула, вея снегом, ель. За стволами зыбь молочного тумана Окаймила пухлую постель... С. Черный Полюбуемся еще на картину, послушаем и насладимся тихой песней морозного дня. (Включает отрывок из пьесы А. Вивальди «Зима».) Понравилась вам музыка? А что ощутили вы? Похоже это чувство на то, которое навевает картина? (Беседа с детьми.) Сегодня мы увидели, услышали и почувствовали, как красиво нам рассказали поэты, писатель, композитор, художник о своем настроении, навеянном красотой и напевами зимы. 2-я часть. Сравнивание картин «Зима» И. И. Шишкина, «Сказка инея и восходящего солнца», «Февральская лазурь» И. Э. Грабаря. Дети свободно сидят перед стендом с картинами (открыта только «Зима» И.Шишкина). Воспитатель. Дети, мы уже вели разговор о том, какая у нас бывает зимушка-зима, и даже разгадали тайну картины Ивана Ивановича Шишкина «Зима». Посмотрите на картину и постарайтесь вспомнить, какую? (Дает время.) Да, мы узнали еще один секрет живописцев: на цвет снега влияет цвет окружающих его предметов, состояние погоды. Поэтому художник нарисовал не белый снег, а коричневатый, кремовый. Так на цвет снега повлиял коричневый цвет стволов елей. Художник использовал немного цветовых тонов, поэтому картина вызывает ощущение тишины, умиротворенности, спокойствия морозного дня, заснеженного и как будто уснувшего леса. Сегодня мы рассмотрим еще две картины, где тоже есть свои загадки. Послушайте, о чем я вам расскажу. Как-то раз художник Игорь Эммануилович Грабарь зимой приехал на дачу, чтобы писать зимние пейзажи. Он уже не первый день ходил с этюдником и рисовал понравившиеся ему места. Но вот однажды, проснувшись рано утром и выглянув в окно, он ахнул! Что за сказочная, необыкновенной красоты картина открылась перед ним! Скорее, скорее писать, пока это чудо не исчезло! Ему хотелось петь и танцевать от радости! Он схватил краски и стал писать, а зимушка-зима бродила вокруг него и тихонько напевала свою нежную, завораживающую песню. Посмотрим же на эту картину. (Открывает картину «Сказка инея и восходящего солнца», дает детям время вглядеться в нее.) А почему? Что вас так порадовало? Расскажите. (Предлагает 2—3 детям высказаться.) Вот какие красивые слова вы нашли, чтобы рассказать о своем впечатлении от картины! Да, мы как будто очутились зимой в сказочном, волшебном саду, где расцвели необыкновенные деревья! А как вы узнали, что это березки? По ажурным опущенным инеем веточкам, каскадом спускающимся вниз. Каждая тоненькая веточка покрыта снежным инеем, и создается ощущение, что эта сказочная бахрома -— необыкновенной красоты цветы. Это громкая картина или нежная, мягкая, легкая? Каков основной тон картины? Неяркий розовато-сиреневый, розовато-голубоватый, холодный. А как вы думаете, почему художник выбрал такую гамму цветов? Потому что это восход холодного желто-лимонного солнца в морозный день, оно своими лучами окрасило снег в розово-сиреневые холодные тона, и иней на ветках вдруг загорелся, заискрился, засверкал розовато-сиреневыми блестками. Небо у горизонта стало лимонно-желтым от солнца, а снег — зеленоватым, голубовато-сиреневым. Разукрасилась Зима... На уборе бахрома Из прозрачных льдинок, Звездочек-снежинок. Вся в алмазах, жемчугах, В разноцветных огоньках. Льет вокруг сиянье, Шепчет заклинанье: «Лягте, мягкие снега, На леса и на дуга, Тропы застелите, Ветви опушите!» М. Пожарова Что вам хотелось делать, глядя на эту картину? (Ответы детей: петь, танцевать, легко и плавно кружась, нарисовать такую же чудесную картину.) А вам приходилось в жизни видеть деревья, покрытые инеем? Как бы вы назвали эту картину? Художник Игорь Эммануилович Грабарь назвал ее «Сказка инея и восходящего солнца». Он услышал нежную, радостную и изящно-волшебную песню зимы и передал ее в своей картине. А сейчас посмотрите на другую картину этого же художника. Она называется «Февральская лазурь». Какую мелодию зимы здесь услышал художник? Расскажите, что вы чувствуете, глядя на эту картину? (Выслушивает 2—3 детей.) Да, это февраль — конец зимы, ее последний праздник! Праздник лазоревого, ясного и чистого неба с яркой бездонной синью в вышине. Солнце высветило жемчужную белизну березок и кружево ветвей, устремленных к нему. Рыхлый снег в его лучах стал розоватым, с глубокими синими тенями от берез. Кажется, что и сам воздух звенит от чистоты и прозрачности. Да, это яркая, звонкая, радостная, громкая, праздничная прощальная песнь уходящей зимы. Послушайте, как об этом рассказал композитор Петр Ильич Чайковский. (Включает отрывок пьесы «Февраль. Масленица» из цикла «Времена года».) Что вы слышали в музыке? Доставила вам радость эта мелодия? Мы с вами увидели, услышали, как художники, поэты, писатели, композиторы передали разные напевы зимушки-зимы: то тихие, спокойные, то громкие, звонкие, то грустные, печальные. А сейчас вы возьмете краски и нарисуете свою песню о зиме. Подумайте, о какой зиме вы хотите рассказать. Постарайтесь и краски подобрать такие, чтобы мы поняли ваш замысел. |