Главная страница
Навигация по странице:

  • Материалы.

  • Занятие.

  • Осень может быть разной (рассматривание и сравнивание пейзажных картин «Золотая осень» И. И. Левитана и «Октябрь» Е. Е Волкова)

  • Предварительная работа.

  • Луг, уставленный душистыми скирдами (рассматривание картины Б. Щербакова

  • Подготовительная работа.

  • Библиотека программы детство Н. А. Курочкина дети и пейзажная живопись. Времена года


    Скачать 0.82 Mb.
    НазваниеБиблиотека программы детство Н. А. Курочкина дети и пейзажная живопись. Времена года
    Дата23.12.2019
    Размер0.82 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаKurochkina_Deti_i_peyzazhnaya_zhivopis.doc
    ТипДокументы
    #101823
    страница7 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   15

    Лес в осеннем уборе

    (рисование по замыслу)

    Цели. Развивать образное мышление детей, творческое во­ображение, эмоциональную отзывчивость на созданный писате­лем литературный образ Осени-художницы и желание созда­вать в рисунке осенний лес. Развивать художественные навыки, умение замыслить пейзаж и найти средства выразительности для создания образа леса в осеннем уборе (цвет и цветосочетания, рисунок объектов пейзажа, их выстроенность в картине).

    Закрепить навыки и умения создания эскиза простым каранда­шом, рисования акварелью.

    Материалы. Акварель, вода, кисти, альбомный лист бумаги, палитра, простой карандаш.

    Подготовительная работа. Наблюдения за осенними из­менениями в природе во время экскурсий, по возможно­сти — прогулки в осенний лес. Рисование деревьев, кустов.

    Занятие. В первой части занятия дети свободно усажива­ются перед воспитателем на ковре, во второй — рисуют за мольбертами.

    Воспитатель. Дети, сегодня у вас очень интересное задание: вы, как художники, будете рассказывать красками про лес в осеннем уборе. А каким можно нарисовать лес? Да, можно нарисовать разные деревья: и лиственные (березу, дуб, рябинку, клен, осинку), и хвойные (ель, сосну), малень­кие и большие, молодые и старые, разнообразные кусты, цветы. Можно нарисовать полянку с цветами и двумя-тремя деревьями, можно — болотце с кустами, тропинку в лесу. Постарайтесь придумать что-то свое, интересное. И про небо не забудьте рассказать, какое оно осенью. Подумайте, как вы расположите рисунок на листе бумаги, что будет близко нарисовано, а что — дальше. Но самое главное, не забудьте, что вы рисуете осенний лес. Каждое дерево осень украсила по-разному. Значит, нужно подобрать такие крас­ки, чтобы сразу нам было понятно, что это про осень рас­сказано. Я хочу вам прочитать о том, как художница Осень расписывала лес. Это отрывок из рассказа писателя Г. Скребицкого «Четыре художника».

    «...Для своей работы Осень взяла самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.

    Березы и клены она покрасила лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит.

    Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди поляны столетний дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает. Думает Осень: «Нужно богатыря в медную кованую бронь одеть». Так и обрядила старика.

    Глядит: неподалеку, на самом краю поляны, густые, раз­весистые липы в кружок собрались, ветки вниз опустили. „Им больше всего подойдет тяжелый убор из золотой парчи".

    Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему: кого одела в желтый наряд, кого в ярко-крас­ный. Одни только сосны да ели не знала она, как разукра­сить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их и не ра­зукрасишь. Пусть какими были летом, такими и останутся.

    Вот и остались сосны да ели по-летнему темно-зелеными. И от этого еще ярче, еще наряднее сделался лес в своем осен­нем уборе...

    Спешит, торопится Осень, все новые и новые краски на­ходит она для своей картины. Серыми тучами покрывает небо.

    Выглянуло солнышко из-за сизой тучки, и под его лас­ковым взглядом сразу посветлела, заулыбалась хмурая кар­тина Осени. Словно золотые монетки, заблестели на голых сучьях последние листья берез. Еще синее стала река...

    Смотрит красное солнышко, глаз оторвать не может. Чуд­ная получилась картина».

    Интересно придумала Осень, какие деревья в какой цвет расписывать. Вот и вы сейчас постарайтесь придумать кра­сивую картину осеннего леса. Сначала подумайте, возьмите простой карандаш и сделайте легкий набросок — эскиз, на­метьте, где и что у вас будет находиться на листе бумаги: где линия горизонта, а может быть, ее совсем не будет, где небо, где земля, что будет находиться на переднем плане, близко, что — дальше.

    После того как сделаете эскиз, можно рисовать красками. Приступайте к работе.

    Дети становятся за мольберты. Можно включить негром­кую музыку, соответствующую настроению золотой осени («Осеннюю песнь» П. И. Чайковского из цикла «Времена го­да»). По окончании работы воспитатель читает стихотворе­ние Е. Трутневой «Ходит-бродит осень». Затем предлагает и детям прочитать стихотворения про золотую осень. вы задумавшегося человека? Задумчивый — это какой? (От­веты детей.) Да, это тихий, о чем-то размышляющий, что-то вспоминающий человек, спокойный, неподвижный, груст­ный или улыбающийся про себя. А об осени как это можно рассказать? Да, с помощью цвета — подобрать такие краски, чтобы все почувствовали грусть, печаль, тишину. Какие дни бывают самыми грустными? (Ответы детей.) Когда нет со­лнышка, небо в тучах или идет дождь, пасмурно, но очень тихо, как будто все замерло, заснуло. Вот сейчас вы поду­маете, про что будете рисовать, а тема такая: «Грустные дни поздней осени». Придумали? (Ответы детей.) О поздней осени в городе, парке, лесу. Это может быть небольшой пей­заж или широкие просторы. И погода может быть разная: дождь, туман, серый денек.

    Сегодня мы будем рисовать акварелью, используя способ ри­сования по сырому листу бумаги. Вы уже с ним знакомы. Сна­чала нужно сделать легкий эскиз композиции. Вы помните, что карандашом нужно касаться бумаги легко, иначе линии будут видны сквозь акварель. Итак, сделаете эскиз, затем возьмете влажную ватку и слегка смочите лист бумаги. Потом на палит­ре составьте цвет неба и прорисуйте его кистью по влажной бу­маге. После этого рисуйте землю и все, что на ней. Не забудьте, что цвет должен быть неяркий, негромкий, и его лучше соста­вить вначале на палитре. Когда работа подсохнет, можно кое-где ярче прорисовать находящиеся на первом плане предметы.

    Подумайте, о чем будете рисовать, и приступайте. (Мож­но включить негромкую музыку соответствующего настро­ения: Ц. Кюи «Осень» или П.Чайковский «Осенняя песнь» из цикла «Времена года».)
    Осень может быть разной

    (рассматривание и сравнивание пейзажных картин

    «Золотая осень» И. И. Левитана

    и «Октябрь» Е. Е Волкова)

    Цели. Развивать у детей интерес к пейзажной живописи, способность сопереживать настроению художественного произведения, желание любоваться им, высказывать личные оценки и суждения, соотносить увиденное на картинах с соб­ственным настроением и опытом восприятия природы.

    Развивать способность видения единства содержания и средств художественной выразительности живописи (рису­нок, цветосочетания, композиция). Учить, анализировать и сравнивать художественные произведения не только по со­держанию, но и по языку живописи. Формировать умение последовательно рассматривать художественную картину, сопоставлять настроения, переданные средствами живописи, музыки, поэзии. Закреплять знания детей о пейзаже как жанре живописи, обогащать словарь эстетическими, искусствоведче­скими терминами. Упражнять детей в видении цветовой гам­мы картины и подборе красок к ней.

    Предварительная работа. Наблюдение на прогулках за се­зонными изменениями в природе, экскурсии в парк, разучивание стихотворений об осени А. Пушкина, И. Бунина, С. Дрожжина. Рассматривание картины «Золотая осень» И.Левитана. Чтение рассказа «Солнечный свет осени» (по В. Корабельникову) В. В. Волина, сб. «В гостях у природы», СПб., 1997.

    Материалы. Репродукции картин «Золотая осень» И.Левитана, «Октябрь» Е. Волкова. Музыкальное сопровождение: грамзапись пьесы «Октябрь. Осенняя песнь» из цикла «Вре­мена года» П. Чайковского. Изобразительные материалы: гуашевые краски, кисти, вода, палитры, бумага.
    Занятие. На стенде вывешены две картины (открыта только «Золотая осень»). Дети садятся перед стендом. Отдельно подго­товлены столы с изобразительными материалами. В первой

    части занятия дети рассматривают картины, во второй — рабо­тают за столами.

    Детям дается время для рассматривания картины.

    Воспитатель. Дети, сегодня мы будем рассматривать картины о природе. Кто помнит, как называются такие карти­ны? Да, пейзаж. Вот мы и поговорим о пейзаже. Перед нами картина. Кто скажет, как она называется и кто ее написал? (От­веты детей.) Да, мы уже видели этот пейзаж. Написал его ху­дожник Исаак Ильич Левитан. А называется картина «Золотая осень». О чем нам хотел рассказать в этой картине художник? (Ответы детей.) Да, о красоте осенней природы. Какое настро­ение она у вас вызывает? (Ответы детей.) Радостное, веселое, бодрое. Помните, как удивительно точно и красиво сказал об этой поре Александр Сергеевич Пушкин:

    Унылая пора!

    Очей очарованье!

    Приятна мне твоя прощальная краса.

    Люблю я пышное природы увяданье,

    В багрец и в золото одетые леса,

    В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

    И мглой волнистою покрыты небеса,

    И редкий солнца луч, и первые морозы,

    И отдаленные седой зимы угрозы.

    А как художник рассказывает нам о красоте осени? (От­веты детей.) Да, красками, цветом. Какие основные цвета использовал художник Левитан в своей картине? Эти цвета яркие или тусклые? Радостные или грустные? (Ответы де­тей.) Мы с вами знаем тайну цвета. Оказывается, он бывает теплым и холодным. Теплый цвет — это такой, как солнеч­ный лучик, который прикасается к нашей руке. Поэтому теплые цвета нам кажутся солнечными, радостными. А хо­лодный — как холодная льдинка: хочется ее рассмотреть, а она тает в руке. Такой цвет представляется загадочным, та­инственным, немножко грустным. Каких цветов больше в этой картине? (Ответы детей.) Да, теплых. Назовите эти цвета. (Ответы детей.) А сколько оттенков желтого цвета увидел в природе и изобразил художник? Давайте попробу­ем найти их на картине. (Дети находят, показывают указкой желтые тона и называют их: светло-желтая, лимонного цвета, оранжево-красная листва; желто-зеленая, побурев­шая увядающая трава.) Какие теплые цвета вы еще заме­тили? (Ответы детей.) Да, теплый коричневый. С чем мож­но сравнить этот теплый коричневый цвет? Он похож на цвет хлеба с румяной корочкой. Цвет увядающей травы, высушенной солнцем за лето, зеленовато-бурый, коричне­ватый, тоже выглядит теплым. Вот эти яркие, теплые цвета и создают ощущение радости, праздничности, нарядности. Природа торжествует, празднует и прощается с нами перед холодной зимой.

    Какие цвета предупреждают нас о приближении холодных дней? (Ответы детей.) Когда мы смотрим на краски реки, неба, некоторых прибрежных кустов, далекого изумрудно-зеленого поля озимых, у нас возникает ощущение холода. Настроение от этого меняется. Появляется легкая грусть — «Унылая пора! Очей очарованье!»

    Давайте теперь послушаем, как композитор Петр Ильич Чайковский языком музыки рассказывает нам о другой поре осени. (Звучит отрывок из цикла «Времена года» — пьеса «Октябрь».)

    Понравилась вам музыка? А как о ней можно красиво сказать? Какая она по характеру? (Ответы детей.) Да, тихая, нежная, плавная, грустная, печальная — вот какие красивые вы нашли слова! Сейчас я прочитаю стихи, а вы подумайте, о какой поре осени говорит поэт.

    Стоят леса полупустые,

    Грустя по птичьим голосам.

    Слова роняя золотые,

    Проходит осень по лесам.

    Уже позванивают льдинки,

    Уже прохладна синева,

    Уже висят на паутинке

    Ее прощальные слова.

    Догадались, о какой осени говорит поэт? (Ответы детей.) Да, композитор и поэт рассказали нам языком музыки и слова о поздней осени. А что можно сказать об этой карти­не? (Открывает картину Е. Волкова «Октябрь».) Картина как будто загадала нам загадку. Эту тайну мы должны раскрыть.

    Я вам немного ее приоткрою: нам помогут краски, которые использовал художник, чтобы передать состояние осени грустной, уходящей. Посмотрите на картину внимательно и запомните ее основной цветовой тон. Какого цвета на кар­тине больше всего? (Ответы детей.) Да, в картине преобла­дают серо-коричневые холодные тона. Где они присутствуют? Серый — это цвет неба, хмурого, словно нависшего над землей; цвет реки чуть темнее, чем цвет неба. Серые тона присутствуют и на земле, вливаются в коричневые тона уст­лавшей ее листвы. Расскажите о коричневых тонах. Какие оттенки коричневого вы видите? (Ответы детей.) Да, вол­шебная кисть художника словно соткала необычайный осен­ний ковер. Мы видим густой коричневый цвет, похожий на цвет шоколада или кофе. А вот тон чуть светлее — разбавлен белилами, — как кофе с молоком. Вот листва красновато-коричневого оттенка, можно сказать, «ржавого». А здесь цвет зеленовато-коричневый, как цвет горчицы, — горчич­ный цвет. Какое у вас настроение вызывает эта картина? Такое же, как «Золотая осень»? (Ответы детей.) Такую осень увидел художник и передал нам свое чувство с помощью красок. Поздняя осень — тихая, задумчивая, загрустившая — тоже очень красива!

    А теперь давайте поиграем в стихи-загадки. Прочитайте стихотворение об осени, а мы будем отгадывать, к какой кар­тине это стихотворение больше всего подходит. (Дети читают стихи А. Пушкина, И. Бунина, С. Дрожжина и др.) Молодцы! Вы знаете замечательные стихотворения об осени! Итак, мы с вами увидели, как художники используют цвет, чтобы рас­сказать, какая она разная, осень. Художники показали нам не только красоту природы, но и рассказали о чувствах, ко­торые осень у них вызвала, и этими чувствами они щедро поделились с нами.

    А сейчас мы поиграем в игру «Подбери палитру к понра­вившейся картине, а мы отгадаем». Садитесь за столы, там вы найдете все для рисования. Внимательно еще раз рассмотрите картины, выберите ту, которая вам больше понра­вилась, и положите на палитру ее основные цвета, чтобы мы все узнали картину. (Дети выполняют работу.)
    Луг, уставленный душистыми скирдами

    (рассматривание картины Б. Щербакова «Луг, уставленный душистыми скирдами» и последующее рисование)

    Цели. Вызвать у детей эстетические переживания и вос­поминания об экскурсии на луг, желание рассказать в ри­сунке об увиденном.

    Продолжать работу по формированию художественного восприятия пейзажной картины. Учить создавать художест­венно-выразительный живописный образ скошенного осен­него луга с душистыми скирдами сена, используя для этого цвет и цветовые сочетания, рисунок, композиционное по­строение изображения. Закрепить навыки и технику исполь­зования акварели, палитры, умение составлять осеннюю цветовую гамму.

    Материалы. Альбомные листы бумаги, акварель, кисти, палитры, репродукция картины Б. Щербакова «Луг, устав­ленный душистыми скирдами».

    Подготовительная работа. Экскурсия на луг, где есть стога сена, беседа об увиденном. Чтение стихов об осени, пение песен.

    Занятие. Дети рассаживаются за столы, на которых все приготовлено для рисования.

    Воспитатель. Дети, где мы с вами вчера были? (От­веты детей.) И что же нас там удивило, порадовало? Да, мы увидели скошенное поле, все уставленное душистыми скирдами сена. Люди готовятся к зиме и запасают корм для животных — коров, овец, коз, лошадей. А помните, как ароматно пахло сено? Мы чувствовали запах сухой травы, цветов. А какого цвета было скошенное поле? Да, светло-желто-зеленое. А цвет стогов? (Ответы детей.) Темнее — буро-зеленовато-коричневый. Я сейчас покажу вам картину художника Бориса Щербакова, который тоже побывал на таком лугу, увидел, какие большие скирды сена приготови­ли люди. Ему понравился этот пейзаж, и он его нарисовал. (Открывает картину.) Давайте полюбуемся этим произведе­нием. (Дети рассматривают картину.) Расскажите мне об этой картине. Какое чувство она вызывает у вас? Почему? (Ответы детей.) Какого цвета в картине много? Сине-серо­го, синего, бело-серого — это холодные тона. Небо с на­висшими сине-серыми тучами занимает большую часть кар­тины. Луг нарисован светло-зеленовато-коричневыми тонами с рыжеватыми оттенками. На нем более темными буро-зе­леновато-коричневыми пятнами выделяются огромные скир­ды сена, они тянутся друг за другом, уменьшаясь к гори­зонту. Стога на переднем плане закрывают собой другие, стоящие слева и справа. В центре — открытое пространст­во, вдали — ряд стогов, которые нам кажутся совсем не­большими. Холодное небо и теплые коричневато-зеленые тона луга, скирд сена создают ощущение поздней осени, грусти, печали. Обратили вы внимание на небо в левой части картины? Как художник показывает нам, что это поздняя осень? Да, птицы собираются в стаи, чтобы лететь в теплые страны. До чего же хороша картина! Художник изобразил совсем немного — луг да скирды сена, кусочек реки, но какие дали он перед нами открыл! Показал, как красива наша земля, как много на ней таких прелестных уголков! (Читает стихотворение А. К. Толстого.)

    Ой стоги, стоги,

    На лугу широком!

    Вас не перечесть,

    Не окинуть оком.

    Ой стоги, стоги,

    В зеленом болоте,

    Стоя на часах,

    Что вы стережете?

    Попробуйте и вы сегодня, как художники, рассказать о том, что видели, каким был наш луг, уставленный душис­тыми скирдами. Но прежде чем рисовать красками, сделайте набросок-эскиз карандашом, наметьте, где и что у вас будет нарисовано. Не забудьте, что простым карандашом нужно рисовать легко, чтобы он не просвечивал сквозь акварель. Затем на палитре подберите цвет для луга, для скирд, для неба. Ну а теперь приступайте к работе.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   15


    написать администратору сайта