Главная страница

билеты по русской литературе. Билеты по Русской литературе. Билет 1 3 Билет 2 5 Билет 3 9


Скачать 286.87 Kb.
НазваниеБилет 1 3 Билет 2 5 Билет 3 9
Анкорбилеты по русской литературе
Дата13.04.2022
Размер286.87 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаБилеты по Русской литературе.docx
ТипДокументы
#471927
страница24 из 31
1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   31

Билет № 30


Творчество В. Г. Распутина

В произведениях Валентина Распутина действие почти всегда происходит в деревне. Его главными героями в большинстве случаев являются "старинные старухи" - хранительницы того древнего, исконного, безвозвратно уходящего из жизни.

Сюжет каждого произведения В. Распутина связан с испытанием, выбором, смертью. Так, в повести "Последний срок" говорится о последних днях жизни старухи Анны и о ее детях, собравшихся у постели умирающей матери. Смерть не только высвечивает характеры всех персонажей, но и в первую очередь самой старухи. Действие "Живи и помни" происходит в победном 1945 году, когда главному герою повести - Андрею Гуськову не хотелось умирать на фронте и потому он пошел на дезертирство. В центре внимания Распутина стоят нравственные и философские проблемы, вставшие как перед самим Андреем, так и перед его женой Настеной. В трагическом "Прощании с Матерой" описываются затопление для нужд ГЭС острова, на котором расположена старая сибирская деревня и последние дни его жителей - стариков и старух, решивших остаться там. В повести автор обостряет вопрос о смысле жизни, о соотношении нравственности и прогресса, о смерти и бессмертии.

Во всех трех повестях он им создаются образы русских женщин, носительниц нравственных ценностей, его философского мироощущения народа. Их можно сравнить с шолоховской Ильиничной и солженицынской Матреной, развивающих и обогащающих образ сельской праведницы. При этом всем им присуще чувство чрезвычайной ответственности за происходящее, чувство вины без вины, осознание своей нерасторжимой связи с человеческим и природным мирами.

Носителям народной традиции во всех повестях Распутина противостоят те, кого можно назвать "обсевками".

Подобно другим писателям-"деревенщикам", писатель видит истоки бездуховности в социальной действительности, которая лишила человека чувства хозяина, сделав его винтиком и исполнителем чьих-то решений. С другой стороны Распутин предъявляет высокие требования к самой личности. Для него совершенно неприемлемы индивидуализм, пренебрежение такими народными национальными ценностями, как Дом, труд, могилы предков, продолжение рода. В прозе писателя все эти понятия обретают материальное воплощение и описываются в лирико-поэтической манере.

В творчестве Валентина Распутина как никогда выражен трагизм авторского мировосприятия.

Однако писатель верит в духовное здоровье русского народа. Свою веру он передает в сакральных, "языческих" внутренне, образах-символах (солнца, царского лиственя, таинственного зверька).

В дальнейшем творчество писателя претерпело ряд стилевых изменений. В небольших рассказах "Век живи - век люби" и "Что передать вороне?" Распутин, развивая уже освоенные им психологические и символические художественные приемы, преодолевает границы подобия жизни за счет использования иррациональных ситуаций, говорит о таинстве человеческого бытия, о связи самых различных явлений с законами Космоса, о стремлении человека выйти за пределы обыденной жизни и о его ответственности за духовное и физическое падение.

С другой стороны, публицистический пафос превалирует в рассказах "Век живи - век люби", "Не могу-у" и особенно в повести "Пожар". Однако шофер Иван Петрович Егоров - главный герой повести - не является лишь рупором авторских идей. Это персонаж, характерный для Распутина - человек совестливый, не столько обвиняющий земляков, сколько казнящий себя. Трагедия помогла ему преодолеть нравственную усталость и отбросить слабодушную мысль об отъезде. В открытом для читателя финале повести, автор дает понять, что жизнь продолжается и его герой, выйдя из обрушившегося на него испытания еще более закаленным, будет продолжать бороться.

Билет № 31


Драматургия 1960-2000-х

Драматургия рассматриваемого периода развивалась по тем же тематическим линиям, что и проза. Главенствующую роль играли проблемы нравственности и гуманизма. Среди пьес 60-х годов наибольшей популярностью пользовались пьесы в большинстве своем камерного плана с психологической разработкой характеров действующих лиц: «Иркутская история» A. Арбузова, «Все остается людям» и «Палата» С. Алешина «Ленинградский проспект» И. Штока, «Стряпуха» А. Софронова, «Мой дядя Миша» Г. Мдивани, «Вдовец» А. Штейна, «Проводы белых ночей» B. Пановой.

На первый план выходит изображение отдельной личности, действующей в разных ситуациях. При этом авторы не забывают всякий раз отметить влияние на становление характеров героев социальных сторон жизни, семейных и производственных отношений, исторических истоков. Вопрос борьбы с западной идеологией ставится в пьесах «Эмигранты» и «Лабиринт» А. Софронова. Как отголоски предыдущих эпох следует расценивать появление историко-философских трагедии И. Сельвинского «Человек выше своей судьбы», М. Карима «Не 6pocaй огонь, Прометей!», А. Левады «Фауст и смерть», Д. Зорина «Вечный источник», названный автором «трагедийным представлением».

Драматурги стремятся постигнуть социальное и духовное своеобразие современных жизненных процессов. Основной пафос поисков направлен на конкретную личность, на тот социальный тип, который бы лучше всего выражал суть времени – на представителей инженерно-технического персонала, студенчества руководителей предприятий, преподавателей и медиков, работников сферы культуры. В основном на бытовую сторону жизни обращал внимание Р. Радзинский («104 страницы про любовь»), В. Розов («В день свадьбы»), А. Володин («С любимыми не расставайтесь», «Старшая сестра»), А. Арбузов («Жестокие игры»).

Социально-психологическая и морально-этическая сущность характера уходила на второй план в произведениях о революции и ее вожде В.И. Ленине. В отличие от драм на эти же темы 20-30-х годов, в пьесах нового периода меньше стало героической патетики и романтики, а больше – вопросов проблемного характера. Сказывался здесь опыт сценических решений режиссеров и обнаруженные новые архивные данные. При этом драматичность и героика времени в целом оставалась. Для преимущественного большинства пьес на эти темы характерна документальная основа. В таком ключе пишет Н. Погодин («Третья, патетическая»), М. Шатров («Шестое июля», «Так победим!», «Синие кони на красной траве»). Погодинская пьеса завершала трилогию о В.И. Ленине -первая часть «Человек с ружьем» (1936), вторая – «Кремлевские куранты» (1939).

Почетное место в репертуаре многих театров занимали историко-революционные драмы. Меньший успех падал на долю пьес публицистического характера: «Три минуты Мартина Гроу» Г. Боровика, «Третье поколение» Н. Мирошниченко, «Рок-н-ролл на рассвете» Т.Колисниченко и В. Некрасова. Основной недостаток перечисленных пьес кроется в излишней риторичности и открытой дидактике.

В 70-х годах в репертуары многих театров вошли пьесы на производственную тему, отличающиеся от пьес подобного рода предыдущего периода: здесь не было конфликтов, связанных с образами «правильных» директоров-коммунистов с изобретателями-новаторами и бездушными чиновниками, авралами и их преодолениями, выполнениями и перевыполнениями планов. Конфликты нового времени больше касались научно-технического прогресса, профессионализма рабочего человека и инженерного работника, нравственного климата в цехах и на заводе в целом. В свете сказанного показательны пьесы «Человек со стороны» И.М. Дворецкого, «Сталевары» Г.К. Бокарева, «Из жизни деловой женщины» А. Гребнева, «Протокол одного заседания» А.И. Гельмана.

1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   31


написать администратору сайта