Главная страница
Навигация по странице:

  • 16 Объяснить, что такое анти-ведические школы древнеиндийской философии (джайнизм, буддизм, чарвака-локаята).

  • 17 Раскрыть проблему философии жизни (Зиммель, Дильтей). Интуитивизм Бергсона.

  • 18 Сформулировать философскую картина мироздания в древнекитайской философии. Учение даосизма.

  • 19 Дать общую характеристику досократической философии Древней Греции.

  • 20.Характеризовать мировоззрение: понятие, структура. Типы мировоззрения.

  • 21.Характеризовать понятие: сознание - высшая форма отражения действительности. Сознание и язык.

  • Философия ответы. Билет 1 Сформулировать проблему первоначала в натурфилософии древних греков


    Скачать 135.63 Kb.
    НазваниеБилет 1 Сформулировать проблему первоначала в натурфилософии древних греков
    Дата27.12.2022
    Размер135.63 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия ответы.docx
    ТипЗакон
    #865829
    страница3 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    15 Сформулировать понятие бытия в философии.

    Согласно Пармениду, бытие существует, оно непрерывно, однородно и совершенно неподвижно. Ничего другого, кроме бытия нет. Значительное внимание проблеме бытия уделял Платон, который своим творчеством внес существенный вклад в ее разработку. Бытие отождествляется Платоном с миром идей, которые выступают подлинными, неизменными, вечно существующими. “То бытие, — спрашивает Платон, — существование которого мы выясняем в наших вопросах и ответах, — что же оно, всегда неизменно и одинаково или в разное время иное?

    Мировоззренческое освоение идей бесконечного и непреходящего существования мира является сложной задачей, так как противоречит непосредственному житейскому опыту человека. Но, именно собственный опыт человека в мире пробуждает раздумья о «вечности и времени», пространственно-временных границах или бесконечности мира. Итак, можно выделить первый аспект проблемы бытия. Корень, смысл проблемы в противоречивом единстве непреходящего бытия природы как целого и приходящего бытия вещей, состояний природы, человеческих существ. Попытки решить данную проблему приводили философов к мысли, что бытие мира как целого неотделимо от бытия в мире всего, что существует.

    Из этого размышления следует второй аспект проблемы бытия, связанный с вопросом о единстве мира. Его можно сформулировать так: мир существует как непреходящее единство вне и независимо от воли и сознания человека. Очевидность существенных различий между вещным и духовным, природой и обществом, между людьми, заставляло человека искать единства.

    Из этого вытекает третий смысловой аспект философской проблемы бытия: мир вообще (и все, что в нем существует) именно во внутренней и объективной логике существования и развития, то есть реально, предпослан сознанию и действию конкретных индивидов, конкретных поколений людей. Можно сказать, что бытие есть совокупная реальность как она есть для отдельных индивидов и поколений

    Общий вывод: мир в целом и все, что в нем существует, есть действительность, которая имеет внутреннюю логику своего существования, развития и реально предзадана сознанию, действию отдельных индивидов и отдельных людей.

    16 Объяснить, что такое анти-ведические школы древнеиндийской философии (джайнизм, буддизм, чарвака-локаята).

    Неортодоксальные школы (настика — атеист), не берущие древние «Веды» за основу своей философии. К ним относятся Буддизм, Чарвака-Локаята, Вед-Джайнизм. Приверженцы данной школы считаются атеистами, но джайская и буддийская школа все-таки исповедуют астику, так как верят в продолжение жизни после смерти.

    Буддизм — философия этой школы провозглашена официальной религией. Основатель — Сиддхартха, которого прозвали Буддой, т.е. просветленный. В основе философии школы лежит путь просветления, достижение нирваны. Это состояние полного покоя и невозмутимости, освобождение от причин возникновения страданий и боли, от внешнего мира и мыслей, с ним связанных.

    Чарвака (Локаята) — школа основана на мудрости учений о том, что все сущее состоит из воздуха, воды, огня и земли, т.е. четырех стихий, в различном сочетании. После смерти, при распадении этих элементов, они присоединяются к своим собратья в природе. Школа отрицает существование любого другого мира, кроме материального.

    Джайнизм — название школа получила по прозвищу своего основателя — Джина, жившего в IVв до н.э. Главный тезис заключается в вере в Таттва. Это сущность, материал для создания всего строения мира — душа (джива) и все, что ей не является (аджива) — материальное окружающее человека. Душа вечна, и у нее нет создателя, она существовала всегда и она всемогуща. Цель учения — образ жизни человека, отказавшегося от низменных страстей — полный аскетизм и послушание учителю, победившему собственные страсти и способному научить этому других.

    17 Раскрыть проблему философии жизни (Зиммель, Дильтей). Интуитивизм Бергсона.

    Философия жизни, иррационалистическое философское течение конца 19 – начала 20 вв., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как некую интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи. Ф. ж. явилась выражением кризиса классического буржуазного рационализма. Она выступила против господства методологизма и гносеологизма в идеалистической философии 2-й половины 19 – начала 20 вв. (неокантианство, позитивизм).

    «Исторический» вариант Ф. ж. (В. Дильтей, Г. Зиммель,) исходит в интерпретации «жизни» из непосредственного внутреннего переживания, как оно раскрывается в сфере исторического опыта духовной культуры. Если в др. вариантах жизненное начало рассматривается как вечный неизменный принцип бытия, то здесь внимание приковано к индивидуальным формам реализации жизни, её неповторимым, уникальным культурно-историческим образам. При этом Ф. ж. оказывается не в состоянии преодолеть релятивизм, связанный с растворением всех нравственных и культурных ценностей в потоке «жизни», истории. Характерное для Ф. ж. отталкивание от механистического естествознания принимает форму протеста против естественнонаучного рассмотрения духовных явлений вообще, что приводит к попыткам разработать специальные методы познания духа (герменевтика у Дильтея и концепция понимающей психологии, морфология истории у О. Шпенглера и т.п.). Антитеза органического и механического предстаёт в этом варианте Ф. ж. в виде противопоставления культуры и цивилизации.

    18 Сформулировать философскую картина мироздания в древнекитайской философии. Учение даосизма.

    Даосизм – это религия, в основе которой лежит учение о «дао» - пути достижения гармонии. Дао – это начало всего и основным его правилом является следование своей судьбе («потоку жизни») без сопротивления, а иногда и просто плывя по течению. Главным постулатом даосизма является принцип равновесия и взаимосвязи мужского начала «ян» и женского начала «инь». Даосизм считается одной из древнейших исконно китайских религий. Предположительно он был основан в начале VI века до н.э. древнекитайским философом Лао-Цзы. Считается, что он обладал магическим даром, с его рождением связано множество невероятных слухов, самым распространённым из которых является то, что он родился от луча света.

    Даосизм предлагает путь, пройдя по которому можно достичь гармонии между «инь» и «ян». Священной книгой даосизма, если так можно назвать этот философский трактат, является «Дао дэ цзин», авторство которой приписывают ЛаоЦзы. В книги описывается устройство мира, где главной движущей силой является «дао». С помощью Дао можно достичь бессмертия (долголетия), которое очень ценится у китайцев.

    В основе всего пути «дао» лежит энергия «ци». Очень часто даосы называют энергию «ци» – «жизненной силой», которая сопоставима с кровью в организме человека. Без нее не выживет ни один живой организм во вселенной.

    Техника «тай-цзицзюань» стала основой всех китайский восточных единоборств, так как с её помощью можно обеспечить концентрацию энергии «ци», для того чтобы уметь противостоять противнику с помощью сил неба и земли.

    19 Дать общую характеристику досократической философии Древней Греции.

    Досокра́тики — условное, принятое уже в Новейшее время, название древнегреческих философов раннего периода (VII—V века до н. э.), а также их преемников IV в. До н. э., творивших вне русла аттической сократической и софистической традиций. Может использоваться также лишь в хронологическом значении (что не вполне верно, так как некоторые из причисляемых к ним являлись современниками Сократа). Сочинения досократиков известны только по фрагментам, сохранившимся в виде цитат у позднейших античных авторов.

    Несмотря на то, что термин «досократики» — новоевропейского времени, стереотипы, в нём заложенные, восходят к Платону и Аристотелю

    Сами античные авторы, задававшиеся вопросом об историческом начале философии, указывали как на её родоначальников на фигуры семи мудрецов. Один из них, Фалес Милетский, со времени Аристотеля считается первым философом Греции. Он — представитель милетской школы, к которой также принадлежали Анаксимандр, Анаксимен, ФерекидСиросский, Диоген Аполлонийский и др.

    За ней следует школа элеатов, занимавшихся философией бытия (ок. 580—430 гг. до н. э.). К ней принадлежали Ксенофан, Парменид, Зенон Элейский, Мелисс. Одновременно с этой школой существовала школа Пифагора, занимавшаяся исследованием гармонии, меры, числа, к которой наряду с другими принадлежали Филолай (кон. V в. До н. э.), врач Алкмеон (ок. 520 г. До н. э.), теоретик музыки, философ и математик АрхитТарентский (ок. 400—365 гг. до н. э.). Её приверженцем был также скульптор Поликлет Старший (кон. V в. До н. э.).

    Великими одиночками являются Гераклит, Эмпедокл и Анаксагор. Демокрит, с его энциклопедически всеохватывающим мышлением, вместе со своим полулегендарным предшественником Левкиппом и демокритовской школой, является завершением досократовской космологии. К этому же периоду можно отнести и ранних софистов (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик).

    В то же время, отмечается условность приведённого выше ставшего традиционным объединения мыслителей досократического времени, тем более искусственна попытка выделить общие у них элементы учения.

    Досократики традиционно подразделяются на представителей ионийской философии (Милетская школа, Гераклит, Диоген Аполлонийский), италийской философии (пифагорейцы, элеаты) и атомистов. Иногда к досократикам ошибочно причисляют и софистов, но это не совсем корректно, так как большинство софистов были современниками Сократа и он с ними активно спорил. Кроме того, учение софистов сильно отличается от учения досократиков. В целом для восточной, ионийской, традиции характерны эмпиризм, интерес к многообразию материально-вещественного бытия космоса; для западной, италийской, традиции более характерен интерес к формальному, — числовому и структурному, — аспекту вещей.


    20.Характеризовать мировоззрение: понятие, структура. Типы мировоззрения.

    Мировоззрение – это система обобщенных взглядов на мир (природа, человек, общество), фиксирующая отношение человека к миру, формирующая идеалы, жизненные ценности, программу социального поведения. Мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Иными словами, это способ человека осваивать окружающий мир и самого себя посредством осознания собственного места в окружающем мире.

    Структура мировоззрения. Сложности при анализе мировоззрения связывают с тем, что мировоззрение имеет общие черты у всех людей, но у каждого все же есть собственный оттенок.

    В структуре мировоззрения профессор Радугин А.А. выделил четыре основных компонента:

    Познавательный компонент – состоит, в первую очередь, из знаний, полученных самым разнообразным способом – повседневных, профессиональных или научных. Это конкурентно-научная и универсальная картина мира, в которую включены индивидуальные и общественные знания в систематизированной и обобщенной форме.

    Ценностно-нормативный компонент базируется на различных ценностях, идеалах и убеждениях. Он состоит из верований и норм, которыми должны регулироваться межличностные и общественные отношения. Ценностями обычно считают свойства какого-либо предмета и явления, направленные на удовлетворение желаний людей. В систему ценностей включены представления о смысле жизни, счастье и несчастье, добре и зле. Разработана определенная иерархия ценностей. Социальные нормы, подразделяющиеся на моральные, религиозные и правовые, которые являются следствием устойчивой и повторяющейся оценки человеком собственных отношений с окружающими людьми.

    Эмоционально-волевой компонент – это эмоциональная окраска ценностей, убеждений, верований, а также психологическая установка на готовность действовать в соответствии с ними.

    Практический компонент – это реальная готовность человека действовать, поступая определенным образом в конкретных обстоятельствах.

    Несмотря на то, что перечисленные компоненты есть у каждого человека, они по-разному соотносятся у конкретного человека, что и порождает особые, характерные только для него индивидуальные черты.

    Исторические типы мировоззрения — это такие типы, которые имели место в разные периоды человеческое истории. Как правило, выделяются четыре исторических типа мировоззрения: мифологическое, религиозное, научное и философское. Каждое из них имеет характерные черты, а также свои плюсы и минусы, подвергающиеся критике в каждом из последующих этапов.

    Типы мировоззрения с точки зрения исторического процесса:

    Мифологическое

    Религиозное

    Научное

    Изначально именно мифология была фундаментом, на котором держалась система ценностей в обществе. Она стала одним из факторов, определяющих поведение людей. Мифологичность предполагает эмоционально-образное видение действительности и наделение ее фантастическими свойствами. Эмоциональный опыт в древности превалировал над рациональным (его человечеству попросту не хватало) и отражал боязнь человека перед непознанным, необычным, незнакомым. Невозможность грамотно выстроить причинно-следственные связи порождала необходимость объяснять природные и социальные явления, обращаясь к фантастике.

    Когда первобытность как принцип построения жизни отошла на второй план, на смену мифу пришла религия. В отличие от мифологии, она принесла с собой догматизм, четко сформулированную систему ценностей и правил. Появились образцы «правильного» и «неправильного», «хорошего» и «плохого», «дозволенного» и «недопустимого». Теперь глубинные вопросы человеческого существования (о происхождении, рождении и смерти) искали свое разрешение в вере в сверхъестественное.

    Позже возникает философия, призванная структурировать и систематизировать различные взгляды на мир, общество и человека. На первый план выходят разум, последовательность мысли, логика, аргументация.

    Все три типа проявляются и в современной действительности. Они отражаются в том, как мы относимся к тем или иным аспектам существования, взаимоотношениям.

    Характерные черты:

    Мифологический

    Обобщенные представления о природе и обществе; выстраивание духовной связи между поколениями, стремление к преемственности, передаче опыта; регулирование поведения человека по отношению к окружающим людям и пространству; распределение социальных ролей и функций.

    Религиозный

    Приверженность традициям, обычаям; создание устойчивых моральных ориентиров; идея объединения человечества; генерация духовных ценностей; контроль общественных отношений с помощью догматов, обладающих исключительным авторитетом; обобщение общечеловеческого опыта в формате учений.

    Философский

    Систематизация общих представлений о мире; определение места и роли человека в мироздании посредством разума; нахождение принципов взаимодействия людей с действительностью.

    Обыденный

    Удовлетворение базовых потребностей; создание определенных моделей поведения, базирующихся на здравом смысле и грамотном распределении ресурсов; установление направления развития индивидуальных способностей, особенностей, интересов.

    Научный

    Формирование фундамента для ориентации индивида в действительности; описание причинно-следственных связей, определяющих природу реальности; регулирование деятельности социума на базе рационального опыта; просвещение; устранение предрассудков; структуризация, отказ от стихийного изучения мироздания.

    Гуманистический

    Признание личности важнейшей ценностью; установление прав и свобод; создание обществом платформы для совместного развития людей.

    21.Характеризовать понятие: сознание - высшая форма отражения действительности. Сознание и язык.

    Сознание является свойством высокоорганизованной материи — мозга человека, продуктом и необходимой стороной трудовой деятельности и существующей на ее основе общественной жизни. Сознание имеет социальную природу, хотя и существует через сознание отдельных индивидов, составляющих общество. Каждый индивид через язык, средства труда, способы деятельности овладевает накопленным обществом опытом и передает обществу свой индивидуальный опыт, воплощая его в создаваемых духовных и материальных ценностях. Внешний мир отражается в сознании человека в виде идеальных образов, возникающих в результате его взаимодействия с миром. Используя эти образы, содержащуюся в них информацию о тех или иных свойствах и связях предметов и явлений внешнего мира, человек достигает понимания того, что происходит вокруг него. Понимание происходящего является необходимым условием ориентации человека в окружающей действительности. Опираясь на правильное понимание действительности, знание тех или иных ее необходимых сторон и связей, человек как бы заглядывает в будущее, воспроизводит в виде идеальных образов то, чего еще нет, но что должно произойти вследствие тех или иных воздействий на нее. На основе этого опережающего отражения действительности он ставит соответствующие цели и подчиняет им свое поведение, свои действия. Целеполагание, таким образом, составляет важнейшую функцию сознания. Опережающее отражение действительности лежит в основе не только целеполагания, но и творческой, преобразующей деятельности сознания, являющейся важнейшей стороной его сущности. Возникнув в процессе труда, предполагающего преобразование действительности в соответствии с потребностями общества, сознание не только отражает существующее положение вещей, но и создает в виде идеальной модели, становящейся содержанием цели, новое, несуществующее в действительности, а также идеальный план материальной деятельности, реализующей эту цель, превращая ту или иную реальную возможность в действительность.

    Таким образом, сознание имеет творческий характер, позволяет активно воздействовать на окружающий мир, преобразовывать его в соответствии с потребностями общества. Будучи необходимой стороной практической деятельности, сознание, однако, не сливается с ней. Практика является материальным процессом. Что же касается сознания, то оно по своей природе идеально, оно — отражение, снимок, копия действительности и построенная на основе этого отражения модель процесса творения и его результата, а также фактор, осуществляющий контроль за ходом творчества, постоянно соотносящий производимые субъектом действия и их результаты с указанной моделью. Некоторые авторы, не учитывая данного обстоятельства, включают в сознание трудовую деятельность, процесс целенаправленного изменения объективной действительности и тем самым смешивают материальное с идеальным. Наблюдается также тенденция обеднения и искажения содержания понятия «сознание», которое сводится к свойству отражения объективной действительности. Несомненно, отражение относится к числу важнейших свойств сознания. Но, будучи важнейшим, основным свойством, оно не раскрывает его специфики, не отличает его от форм отражения, проявляющихся на низших ступенях организации материи. Наоборот, оно выражает то общее, что связывает человеческое сознание с отражательными процессами, свойственными материальным образованиям живой и неживой природы.

    В философии понятия сознания и языка тесно связаны, а это говорит о том, что узнать внутренний мир человека можно, проанализировав то, что он говорит и как. Сознание неразрывно связано с языком, и возникает одновременно с ним. Отсюда следует, что между языком и сознанием есть определенные взаимоотношения. Язык выступает способом существования сознания. Связь сознания с языком проявляется в том, что возникновение и формирование индивидуального сознания возможно в том случае , если человек включен в мир словесного языка. Вместе с речью индивид усваивает логику мышления, начинает рассуждать о существовании мира и себя. Чем богаче содержание духовного мира , тем больше ему нужно языковых знаков для его передачи. Язык так же древен, как и сознание. Язык во взаимосвязи с сознанием представляют органическое единство, не исключающее и противоречия между ними.Прежде всего, язык выступает как средство общения, передачи мыслей, т.е выполняет коммуникативную функцию. Мысль представляет собой идеальное отображение предмета и поэтому не может быть ни выражена, ни передана без материального обрамления. А в роли материальной, чувственной оболочки мысли и выступает слово как единство знака, звучания и значения, понятия. Речь представляет собой деятельность, сам процесс общения, обмена мыслями, чувствами и т.п., осуществляемый с помощью языка как средства общения.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта