Главная страница
Навигация по странице:

  • 54. Дать понятие: Древнеиндийская философия, (общий обзор). Индуизм и буддизм.

  • 55. Сформулировать проблему основного вопроса в философии.

  • 56. Раскрыть проблему: Философии как мировоззрения

  • Философия составляет теоретическую основу мировоззрения

  • 57. Раскрыть проблему: движения материи. Формы движения материи.

  • 58. Объяснить, что такое Человек: проблемы сущности и смысла жизни.

  • Смысл жизни, смысл бытия

  • 59. Дать понятие: Софисты и Сократ. Значение Сократа в истории философии.

  • 60. Дать понятие: Мир идей Платона. Учение о душе. Проблема построения идеального государства.

  • Философия ответы. Билет 1 Сформулировать проблему первоначала в натурфилософии древних греков


    Скачать 135.63 Kb.
    НазваниеБилет 1 Сформулировать проблему первоначала в натурфилософии древних греков
    Дата27.12.2022
    Размер135.63 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия ответы.docx
    ТипЗакон
    #865829
    страница9 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    53.Дать понятие позитивизма и основные этапы его развития.


    Позитивизм - философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. В своем развитии Позитивизм прошел три этапа, сохраняя при этом некоторые основные особенности, которые и позволяют говорить о нем как о едином направлении философской мысли

    Этапы:

    1. первый позитивизм - Подлинное знание может быть получено только из специальных наук. Выведение из фактов действительности их скырытых причин – законов природы, разработка логики и научной методологии

    2. второй позитивизм (махизм, или эмпириокритицизм) - Теория «нейтральных элементов опыта». Изучение процесса образования научных понятий на базе чувственного опыта, исследование психологии научной деятельности и разработка научной методологии

    3. неопозитивизм - Логический анализ: создание идеального языка науки. Анализ знания через возможность выражения его в языке, разработка логики и научной методологии

    4. постпозитивизм - Обращается к истории науки, изучает вопросы, как возникает новая теория, каковы критерии сравнения конкурирующих научных теорий различия между наукой и научной философией. Формирование теорий развития знания


    54. Дать понятие: Древнеиндийская философия, (общий обзор). Индуизм и буддизм.

    Древнеиндийская философия-совокупность философских теорий всех индийских мыслителей, древних и современных, индусов и неиндусов, теистов и атеистов.

    Индийская культура является одной из самых древних в истории человеческой цивилизации. В ее рамках была создана оригинальная философия, оказавшая большое влияние на творчество крупнейших мыслителей Нового и Новейшего времени как в самой Индии, так и за ее пределами, в частности, в Западной Европе. В истории древнеиндийской философии обычно выделяют три периода: ведический (1-я пол. I тыс. до н.э.), эпический (2-я пол. I тыс. до н.э.) и классический (с I тыс. н.э.).

    Буддизм -- религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни. Термин «буддизм» был создан европейцами в XIX веке. В настоящее время некоторые исследователи и буддийские деятели определяют буддизм как «науку о сознании».

    Четыре Благородные Истины:

    • 1. Существует дуккха («всё есть дуккха») -- страдание (не вполне точный перевод в духе христианского понимания). Более точно под дуккхой понимают: неудовлетворённость, беспокойство, тревожность, озабоченность, страх, глубокую неудовлетворенность непостоянством, «неполноту», фрустрацию.

    • 2. У дуккхи есть причина (тришна или жажда: чувственных удовольствий, существования или несуществования, изменения, а также желание, основанное на ложном представлении человека о неизменности своего «Я»).

    • 3. Существует возможность освободиться от дуккхи (прекратить действие её причины).

    • 4. Существует путь, который ведёт к избавлению от дуккхи (восьмеричный путь, ведущий к нирване).

    Индуимзм -- одна из индийских религий, которую часто описывают как совокупность религиозных традиций и философских школ, возникших на Индийском субконтиненте и имеющих общие черты.

    Индуизм уходит своими корнями в ведийскую, хараппскую и дравидийскую цивилизации, из-за чего его называют древнейшей в мире религией. В отличие от авраамических религий, у индуизма не было своего основателя, в нём отсутствуют единая система верований и общая доктрина. Индуизм представляет собой семейство разнообразных религиозных традиций, философских систем и верований, основанных на монотеизме, политеизме, панентеизме, пантеизме, монизме и даже атеизме. Типичными для индуизма можно признать такие религиозные положения, как дхарма, карма, сансара, майя, мокша и йога.

    55. Сформулировать проблему основного вопроса в философии.

    Основной вопрос философии — метафилософская и историко-философская концепция в марксистской философии, согласно которой основной проблемой философии на протяжении всей её истории является вопрос об отношении сознания к материи, мышления к бытию, духа к природе.

    Это вопрос не только о соотношении бытия и сознания, а вопрос о соотношении человека, природы и мышления – трех систем. Философы по-разному трактуют эти системы, их соотношение, местонахождение и вовлеченность мышления в движение. Так, Платон считает, что идеи находятся вне вещей, по мнению Аристотеля, – идеи находятся в действительности, по мнению Канта, – мышление в голове человека, а Гегель утверждал, что идеи перемещаются – в природу, далее в человека и возвращаются в исходное состояние Абсолютной Идеи. (Горелов А.А.) Такая постановка вопроса является традиционной, однако существуют различные мнения философов относительно основного вопроса философии.

    Существует две стороны основного вопроса философии, над которым размышляют философы – онтологическая и гносеологическая. Первая сторона – онтологическая – подразумевает определение первичности бытия и сознания. Вторая сторона – гносеологическая – вопрос о познаваемости, то есть вопрос о том, как соотносятся наши мысли и окружающий мир, верны ли наши представления о мире, в состоянии ли мы познавать мир?

    Решение основного вопроса философии предопределяет поляризацию философских учений, их принадлежность к одному из двух главных направлений в философии - материализму или идеализму. Те философы, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, составили идеалистический, лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма

    Основной вопрос философии остается неразрешенными теряет свою актуальность. Философы утверждают, что основной вопрос философии может измениться, и главной проблемой станет вопрос о существовании человека, его самоидентификации, поиска смысла жизни и счастья. Основной вопрос философии формировался исторически и мог быть четко поставлен лишь в новое время.

    56. Раскрыть проблему: Философии как мировоззрения
    Мировоззрение – это совокупность знаний, принципов, оценок, взглядов, которые составляют общие представления человека о мире в целом, о месте человека в этом мире, о том, какими нормами должны руководствоваться люди в своем поведении, и т. д.

    В мировоззрении принято выделять такие элементы, как:

    гносеологический – познавательный элемент мировоззрения, который включает в себя представления об устройстве мира в целом, о причинах и движущих силах природных и общественных процессов;

    аксиологический – оценочный элемент, включающий в себя представления о том, что есть добро и зло, что такое хорошо и плохо, как следует оценивать действия и поступки и каким нормам они должны соответствовать;

    морально-волевой – это все, что формирует готовность к действию: потребности, стимулы, личностные установки и ориентации, мотивирующие на поступки;

    праксиологический(поведение согласно взглядам)

    Всякая философия — это мировоззрение, т.е. совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Из всех форм знания именно философия является наиболее универсальной, глубокой и разносторонней духовно-информационной системой.

    Философское знание обеспечивает максимум условий для формирования самых емких по содержанию и разнообразных по форме систем целостного восприятия мира. Самая первая функция философии — представлять и выражать мировоззрение.

    Философия составляет теоретическую основу мировоззрения:

    философия — это высший уровень и вид мировоззрения, это системно-рациональное и теоретически оформленное мировоззрение;

    философия — это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение;

    философия — это система основополагающих идей в составе общественного мировоззрения.

    57. Раскрыть проблему: движения материи. Формы движения материи.

    Движение материи — это процесс взаимодействия противоположностей, составляющих внутреннее содержание различных изменений, смены качественных состояний.

    Движение материи:

    • возникает из самой материи (из заложенных в ней противоположностей, их единства и борьбы);

    • всеобъемлюще (движется все: отталкиваются и притягиваются атомы микрочастицы; идет постоянная работа живых организмов — работает сердце, система пищеварения, осуществляются физические процессы — движутся химические элементы, движутся живые организмы, движутся реки, осуществляется круговорот веществ в природе, постоянно развивается общество. Земля, другие небесные тела движутся вокруг своей оси и вокруг Солнца (звезд); звездные системы движутся в галактиках, галактики — во Вселенной; в обществе тоже наблюдаются изменения на всех его уровнях: даже мышление человека представляет собой движение мысли);

    • постоянно (существует всегда; прекращение одних форм движения замещается возникновением новых форм движения).

    Движение представляет собой единственный способ существования материи, ее атрибутивное качество. Мысль о том, что движение имеет абсолютный характер, не отрицает его относительности в том смысле, что изменение одного объекта можно зафиксировать лишь относительно другого объекта, и появление новых систем и свойств объектов можно заметить только при сравнении с ранее существовавшими системами и свойствами.

    Формы движения материи — основные типы движения и взаимодействия материальных объектов, выражающие их целостные изменения. Каждому телу присуще не одна, а ряд форм материального движения. В современной науке выделяются три основные группы, которые в свою очередь имеют множество своих специфических форм движения.

    В соответствии с этими требованиями и данными современной науки выделяются три основные группы форм движения материи:

    • в неорганической природе;

    • органической (живой) природе;

    • обществе.

    Высшим этапом развития материи на Земле является человеческое общество с присущими ему социальными формами движения. Эти формы движения непрерывно усложняются с прогрессом общества. Они включают в себя всевозможные проявления целенаправленной деятельности людей, все социальные изменения и виды взаимодействия между различными общественными системами -- от человека до государства и общества в целом. Проявлением социальных форм движения служат и процессы отражения действительности в мышлении, которые основываются на синтезе всех физико-химических и биологических форм движения в мозгу человека.

    Между, всеми формами движения материн существует тесная взаимосвязь. Она обнаруживается прежде всего в историческом развитии материи и в возникновении высших форм движения на основе относительно низших.

    58. Объяснить, что такое Человек: проблемы сущности и смысла жизни.

    Человек— высшая ступень эволюции живого, объект и субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Человек прошел процесс сложной биологической, культурной и социальной эволюции. Сущностным его признаком является деятельность, предполагающая осознание личностных и общественных потребностей, выдвижение целей и их реализацию. В разнообразных видах деятельности оттачивается преобразующее мастерство человека, углубляется познание окружающего мира и самого себя, происходит развитие науки, техники, технологии.

    К «вечным» философским проблемам относятся проблемы сущности человека, смысла его жизни, системы жизненных ценностей, степени свободы и меры ответственности за свою судьбу и другие.

    Смысл жизни, смысл бытия — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.

    В двадцатом веке философы особенно интересовались проблемами ценности человеческой жизни и выдвигали разные теории и концепции. Теории ценностей были также теориями смысла жизни. То есть смысл и ценность жизни человека, как понятия, отождествлялись, поскольку значение одного переходило в другое.Ценность определяется практически одинаково во всех философских течениях и отсутствие ценности также объясняют тем, что человек безразличен и его не интересуют в жизни никакие различия между категориями добра и зла, истиной и ложью. Когда человек не может, определить ценность, или не знает, какими из них в собственной жизни ему руководствоваться, значит, он потерял себя, свою сущность, смысл жизни.

    Проблема сущности человека находится в центре философского учения о человеке. Это объясняется тем, что раскрытие сущности входит в само определение любого предмета и без этого вообще невозможно вести разговор о его функциях, значении, существовании и т.д. Философы усматривали отличие человека от животного и объясняли его сущность, используя различные специфические качества человека.

    Человек есть существо и производящее, и разумное, и культурное, и нравственное, и политическое, и т.д. одновременно. Он аккумулирует в себе в большей или меньшей степени весь спектр общественных отношений и таким образом реализует свою социальную сущность.


    59. Дать понятие: Софисты и Сократ. Значение Сократа в истории философии.
    Софистаминазывали учителей красноречия и мудрости, которые странствовали, переезжая из города в город. Софисты выступали на праздниках, произносили торжественные речи, надгробные речи, восхваление кого-либо, панегирики городу и т.д. Софисты преподавали риторику, логику, грамматику и другие дисциплины.

    Внимание софистов было обращено на социальные вопросы человека и на проблемы, возникающие между аудиторией и оратором в процессе коммуникации. Софисты стремились научить убедительности и в этом порой доходили до абсурдности. Они считали, что можно (и нужно) доказать или опровергнуть всё, что угодно в зависимости от интересов и потребностей человека и от ситуации, в которой он находится. Таким образом, софисты порой были абсолютно безразличны к истинности в своих доказательствах или опровержениях того или иного факта.

    ФилософСократ (469—399 гг.) считается одним из величайших философов. Во многом Сократ расходился с софистами, отвергая их познавательный нигилизм. По Сократу, ораторское искусство является поваренным искусством и характерно для души. Ораторское искусство призвано потакать прихоти толпы. Ораторы в своих речах не затрагивают вопросы о справедливом и должном. Сократ пытается вести поиск объективной истины и справедливости. Путь поиска заключается в правильном рассуждении. Сократ уделяет внимание вопросу: будет ли человек знать, что же такое справедливость в процессе обучении риторике.

    • 1.Софисты считали, что истина относительна: все истинно в зависимости от того, как посмотреть.

    • 2.Сократ полагал, что истина абсолютна: есть только один абсолютный ответ на любой вопрос.

    • 3.На вопрос, что есть красивое, софисты отвечали: красивый конь или красивое дерево. Сократ искал красоту саму по себе, которая ни с чем не сравнима.

    В истории философии, пожалуй, нет более известной и значимой фигуры, чем Сократ. Уже в древности он стал в сознании людей воплощением мудрости, идеалом мудреца, поставившего истину выше жизни. Образ Сократа-мыслителя был положен в основу многих литературных произведений. Отношение к Сократу было различным в различные времена, для одних он был великим философом, для других - скучным моралистом, для третьих - политическим реакционером.Сократ запомнился истории реформатором теоретической и практической философии. Аристотель отметил, что именно Сократ основал научную методологию в форме индуктивного рассуждения и определения.

    60. Дать понятие: Мир идей Платона. Учение о душе. Проблема построения идеального государства.

    Платон — первый идеалист в истории философии. Он считал, что кроме видимого физического мира существует невидимый, где содержатся идеальные формы всех вещей. Философ применял свою теорию об идеях не только к материальным объектам, но и к этическим принципам, таким как справедливость, добродетель, благо. Он считал, что в нашем мире можно найти лишь несовершенные копии этих понятий.

    Составной частью идеалистической философии Платона является учение о душе. Душа выступает в качестве начала, посредствующего между миром идей и чувственных вещей. Душа существует прежде, чем она вступает в соединение с каким бы то ни было телом. В своем первобытном состоянии она составляет часть мирового духа, пребывает в премирном пространстве, в царстве вечных и неизменных идей, где истина и бытие совпадают, и занимается созерцанием сущего.

    Платон привнес в философию много нового, основные его концепции связаны с идеей сверхчувственного мира. Сверхчувственный мир выступает как некое надфизическое пространство, которое неизвестно для натурфилософов. Сверхчувственный план бытия, по Платону, включает мир идей (эйдосов) или форм. Идеи не существуют как ментальные понятия, которые формируется в уме человека, они – самостоятельные сущности, существующие в себе и для себя в иерархической системе. 

    Книга Платона «Государство» стало последней. В ней он изложил достаточно ясно теории идей или форм. Кратко говоря, первый класс воздерживался от желаний, второй характеризовался смелостью и мужеством, третий – мудростью. У правителей не может быть частной собственности, кроме совершенно необходимого. Государство ставит своей целью создать счастье для всех. Богатство и бедность вредны в одинаковой степени в идеальном государстве Платона.

    По мнению Платона, справедливость состоит в том, чтобы каждый наилучшим образом выполнял свою собственную работу, и не вмешивался в чужие дела и не претендовал на чужое место. Государство устроено справедливо, если каждый – торговец, воин и правитель – выполняет свою собственную работу, не вмешиваясь в работу других классов.
    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта