Главная страница

Философия ответы. Билет 1 Сформулировать проблему первоначала в натурфилософии древних греков


Скачать 135.63 Kb.
НазваниеБилет 1 Сформулировать проблему первоначала в натурфилософии древних греков
Дата27.12.2022
Размер135.63 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаФилософия ответы.docx
ТипЗакон
#865829
страница6 из 11
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

27. Обьяснить, что такое этика Канта. Анализ его (категорического императива)

Этические взгляды И. Канта основываются на тех же положениях, что и теория познания, и его философская система в целом. Этика Канта оказалась более доступной для понимания современников и получила достаточно широкое признание, хотя некоторые обвиняли ее автора в субъективности, в формализме и др.

В основе этики Канта лежит идея автономии человеческого разума в области практических действий. Человек — это разумное существо, которое самостоятельно; точно так же, как в теории познания человек диктует природе законы ее функционирования, так и в области практических действий человек абсолютно самостоятелен. Никто и ничто, кроме его самого, не можем влиять на его действия и на его нравственный выбор, от которого эти действия зависят.

И. Кант подчеркивает такие сущностные характеристики человека, как разум, свобода, независимость, и поэтому этику Канта иногда называют «автономной этикой», чтобы подчеркнуть, что это этика субъектов свободных, разумных и независимых. Эту этику называют еще и «этикой субъективной мотивации». Именно субъект деятельности оценивает ценность своих действий, и именно мотивы субъекта деятельности склоняют его волю к тому или иному поведению, поступку. Кант считал, что нравственный человек руководствуется в своем поведении доброй волей, т. е. нравственным может считаться тот, кто руководствуется мотивом творить добро.

В этике И. Кантом создана уникальная теория нравственности и сформулирован основной закон этики — категорический императив. Поставлен вопрос о значении демократии и права не только в каждом отдельном обществе и государстве, но и в международных отношениях. И. Кант выдвинул также весьма гуманную гипотезу о движении человечества к всеобщему вечному миру как в силу объективной невыгодности войны по экономическим соображениям, так и в силу осознания человечеством необходимости их запрета посредством соответствующего международного права.

Взаимосвязь основ категорического императива (в особенности, второй и третьей) представляет собой базу отношений между социумом и человеком, между государством и его гражданином. Первая же основа является абсолютным нравственным требованием, состоящим в осознании человеком своего долга перед самим собой и другими людьми, основывающегося на свободной и разумной воле. Ведь любая вещь в мире, как говорит исследователь, обладает относительной ценностью; лишь только разумная и свободная личность ценна сама по себе.

Мораль категорического императива содержит причину в самой себе, а не является результатом чего-либо. Философ возвышает её над миром, отделяет от множества жизненных связей и противопоставляет реальной действительности, ведь она говорит не о том, что есть на сегодняшний день, а том, как должно быть. И настоящее уважение к личности – это нравственная основа морали и права. Но в реальной жизни это практически невыполнимо, т.к. в человеческой природе присутствует, как говорит Кант, «изначальное зло» — это эгоизм, стремление лишь к собственному счастью, себялюбие и т.п.

Но, в любом случае, отличие категорического императива от любой подобной предшествующей теории заключается в том, что основа нравственности зиждется не только на счастье и пользе человека, но ещё и в требованиях его разума и принципе гуманизма, который наиболее ярко выражается в «золотом правиле» нравственности.

28. Философская антропология ( общая характеристика)

Возникновению философской антропологии представляла прежде всего, предпринятая немецким историком и философом Вильгельмом Дильтеем (1833-1911) попытка . критического переосмысления человеческой всеохватывающей философской системы, в которой учение выступало лишь как ее частный фрагмент. Дильтей же, противоположность такой позиции, именно науку о человеке и мире человека - культуре считает самостоятельной наукой и универсальным типом знания, по отношению к которому все другие типы и формы знания носят произвольный характер. В философии XX в. сложились многообразные образы человека, исходя из которых предполагалось, что человеческое измерение должно быть понято исходя из него самого, из его жизненного мира. Несмотря на внешнюю пестроту, а иногда и внутреннюю противоречивость философских антропологических построений ХХ в., объединяющим их началом является особый интерес к вопроросу об определении человека, к поиску его сущностных параметров. Какие бы измерения человеческого опыта ни затрагивались – экзистенция, жизнь, спасение, душа, дух и т. д. – все они вопрошают о главном - что есть человек. Этот вопрос всегда открыт с точки зрения философской антропологии XX-XXI вв., ибо человек в своем существовании всегда возможность, проект, он есть лишь в той мере, в какой делает себя тем, что он есть. В философской антропологии XX в. прослеживаются два основных подхода: первый восходит к Ницше (парадигма жизни), второй - к Кьеркегору (парадигма существования, или экзистенции). В рамках первого подхода человек рассматривается как витальное (жизненное) существо, а значит, представляет собой в конечном счете часть природного процесса. С точки зрения второго подхода, фундаментальной антропологической характеристикой является экзистенция.

29. Основные проблемы гносеологии

Процесс становления гносеологии как относительно самостоятельной науки начался с XVII века, завершение этого процесса произошло в ХХ веке.

Гносеология (теория познания) – философская наука, в которой изучаются проблемы природы познания и его возможности. В гносеологии исследуются вопросы, представляющие огромную значимость для человечества. Познаваем ли мир? В каких формах осуществляется познание? Как знания об окружающем мире связаны с этим миром? Что такое истина и заблуждение? Что выступает критерием достоверности знания?

В истории европейской философии  проблемы гносеологии были представлены  по-разному. Длительное время гносеологическая проблематика не выделялась в качестве самостоятельной области философских исследований. Это характерно было для античной и средневековой философии. В эпоху Возрождения она также не имела самостоятельного значения. И только в философии Нового времени гносеологическая проблематика подчиняет себе все другие проблемы.

Первая проблема гносеологии - выяснение природы самого познания, выявление основ и условий познавательного процесса. Переводя эту проблему для понимания в более упрощенное русло, можно поставить вопрос: а почему, собственно, ум человека ищет объяснений происходящего? Безусловно, ответов может более чем достаточно: по причине практической, в силу потребностей и интересов и т. д. В этом отношении любопытна мысль, высказанная В.П. Алексеевым: "... при превышении определенного уровня сложности система, чтобы вести себя адекватно окружающей среде, должна начать предугадывать ход будущих событий.Но не менее важна и вторая часть проблемы - выяснение условий познавательного процесса. К условиям, при которых возникает познавательный феномен, относятся:

природа (весь мир в его бесконечном многообразии свойств и качеств);   

человек (мозг человека как продукт той же природы);   

форма отражения природы в познавательной деятельности (мысли, чувства). 

Если все три компонента в наличии и во взаимосвязи, феномен познания возникает. В противном случае говорить о познании проблематично.

Вторая проблема гносеологии - определение конечного источника знаний, характеристика объектов познания. Эта проблема распадается на ряд вопросов: Откуда черпает познание свой исходный материал? Что такое объект познания? Какие бывают объекты познания? Говоря об источнике познания, мы можем с достаточным основанием утверждать, что внешний мир доставляет, в конечном счете, исходную информацию для обработки. Под объектом познания обычно в широком смысле понимается то, на что направлено познание - материальный мир (природный и социальный), окружающий человека и включенный в сферу деятельности людей и их отношений.

30. Сущность философии Гегеля и его Диалектический метод

Диалектика Гегеля — это особый диалектический метод аргументации, он опирается на противоречивый процесс между двумя противоборствующими сторонами (которые зависят от обсуждаемого предмета); кажущиеся парадоксы соединяются с целью прийти к абсолютной истине. Этот метод использовал немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель.

Формулировка диалектики Гегеля представляет собой трёхступенчатый процесс — движение от тезиса к антитезису, и затем к синтезу. Процесс начинается с чёткого определения понятия (тезиса), потом переходит к его противоположности (антитезису). Затем оба понятия переплетаются и решаются, из чего вытекает универсальное решение (синтез).

Из всего вышесказанного вытекает первый и важнейший закон диалектики Гегеля: закон единства и борьбы противоположностей. Именно существование противоположностей заставляет мир естественным образом развиваться. Противоречия между противоположностями постепенно накапливаются и выливаются в масштабные изменения.

Гегелевская триада и три закона диалектики позволяют получить первое примерное представление о диалектической логике как науке о развитии. В своих книгах «Наука логики», «Малая логика»Гегель гораздо более подробно описал механизмы действия диалектического развития.

Есть чистое бытие и чистое ничто. Переход одного из низ в другое называется становлением. Но в ходе становления есть механизмы развития нового и препятствия новому. Это называется «моменты становления».

Переход ничто в бытие называется возникновением. Переход бытия в ничто в становлении есть прехождение.

Постепенно происходит «снятие становление» и возникает некое новое бытие. Это новое бытие, имеющее новые определенные качество называют «налично сущее»или «нечто». Налично сущее, выражая единство наличного бытия и определенности, отвечает сразу на два вопроса: «Что?» и «Какое?».

Например, становление в истории обозначает открытую борьбу классов, наций и т.п. По окончанию этой борьбы возникает наличное бытие, к примеру, капиталистическое общество.

Это лишь начала диалектики. До сих пор, спустя 200 лет мало кто может похвастаться пониманием этой философии. Диалектика Гегеля очень сложна и требует к себе особого внимания.

31. Философия лингвистического анализа

Лингвистическая философия, лингвистического анализа философия, философия обыденного языка, направление аналитической философии. 

Возникло в 1930-х гг. и получило развитие в Великобритании (Г. Райл, Дж. Остин, Дж. Уисдом, М. Макдональд и др.). Известное влияние имеет также в США (М. Блэк, Н. Малькольм и др.), в Австралии и в скандинавских странах. Будучи одной из школ неопозитивизма, Лингвистическая философия отрицает мировоззренческий характер философии и считает традиционные философские проблемы псевдопроблемами, возникающими в силу дезориентирующего влияния языка на мышление. В отличие от сторонников др. разновидности аналитической философии — т. н. логического анализа философии, представители Лингвистической философии расматривают задачу «философа-аналитика» не в том, чтобы реформировать язык в соответствии с некоторой логической нормой, а в детальном анализе действительного употребления естественного разговорного языка с тем, чтобы устранять недоразумения, возникающие вследствие неправильного употребления языка. В частности, согласно Л. ф., такой анализ приводит к выявлению причин постановки философских проблем, которые будто бы возникают в результате неправомерного расширения обыденного словоупотребления. Возражая против любых проявлений техницизма в философии, связанного с использованием специального понятийного аппарата, и отстаивая «чистоту» употребления естественного языка, Л. ф. выступает в качестве решительного противника сциентизма в философии, в частности сциентизма логических позитивистов.Впервые идеи Л. ф. получили своё выражение в 1930-е гг. в т. н. кембриджской школе последователей Дж. Мура и позднего Витгенштейна. С конца 1940-х гг. большое влияние приобретают представители т. н. оксфордской школы (Г. Райл, Дж. Остин, П. Строусон и др.), которые подчёркивают разнообразие языковых явлений, способов употребления языковых выражений, выступая против всяких тенденций к унификации языка. Несмотря на несостоятельность Л. ф. как философского течения в целом, исследования представителей Л. ф. содержат некоторые результаты по анализу логич. структуры обыденного языка и изучения его семантических возможностей.

32. Философия Аристотеля. Метафизика. Учение о душе

Философия метафизики Аристотеля считает, что каждый человек по своей внутренней организации стремится к знанию, а знание мыслитель отожествляет опыту, который в свою очередь получается из ощущения окружающего мира и запоминания, то есть чувств и памяти. А высшим знанием, ценным само по себе – мудростью, Аристотелевское учение о метафизике называет понимание первоначал и основ мира, выведенное из общих знаний, которые получаются умениями чувствовать и запоминать феномены мира. В своём учении о метафизике Аристотель называет первоначалами перечисленные ранее суть бытия, материю как источник, цель как универсальную форму движения и назначение всякого существующего.

В своих сочинениях Аристотель критикует представителей милетской и других концепций философии за концентрацию на каких-либо источниках материи, а также критикует материальных богов древней Греции. А первопричины мыслитель связывает с пониманием сущностей – истинных значений чего-либо, независимо от их состояний и отношений к ним. Он заявляет, что философия - это наука о истине, то есть изучении сущностей, а всякое знание должно служить познанию этих сущностей, то есть, первопричин. А также Аристотелевская метафизика формулирует проблему сущностей, связанную не только с их познанием, но и установлением их наличия вообще; причём сущности он отводит и к физическому, то есть материальному, и к идеальному, в том числе символьному – словам и числам.

Метафизика Аристотеля
развивает основные идеи сущностей как основ причинности, то есть причина, это начало чего угодно, читай одна из первооснов, высказанных мыслителем – цель существующего. Классифицируя умозрительное знание, Аристотель делит его на философию, математику и теологию. А самым достоверным знанием называет основанное на чувстве, то есть ощущении материальных объектов, то есть, метафизика Аристотеля - это объективный рационализм в своём исконном учении. А материальные формы сущностей мыслитель делит на отделённые мыслью и познаваемые чувственно как они есть.

Далее Аристотель рассуждает о вопросах единства и частного, где общее, в том числе и сущности, ставит под сомнение. А также размышляет о формах движения, временности и постоянства – бесконечности и конечности. А свои выводы Аристотель сводит к теологической метафизике с понятием «нус», или божественном движителе, который сам остаётся неизменным и статичным, но влияет на каждую первопричину и сущность в организационном стремлении к благу всего и порядку в всём. Далее мыслитель рассуждает о сути уничтожимости, смерти и принципиальной теоретической вечности и возвращается к причинности движения. Сущность Аристотель дополняет понятиями качество и количество, отношение и страдание, место и действие. В ходе этих изысканий Аристотель приходит в своей метафизике к выводу, лежащему в поле логики – имея возможность и положенную всему сущностную причину (цель), всякое становится действительностью, то есть из сущего с возможностью движется в сущее с действительностью.

А всё, что подвержено изменению – материально. В последнем томе в связи с недавним выводом Аристотель критикует эйдосы Платона, называя из множащими реальность и аргументируя это тем, что вечные эйдосы не могут нормально отражать суть временного материального.

33. Натурфилософия Древних греков ( Демокрит, Эпикур)

Следующим этапом в становлении и развитии науки было появление и развитие древней философии, или натурфилософии.

В рамках древней философии был высказан ряд научных идей, которые при своем дальнейшем развитии сыграли важную роль в развитии науки вообще и физики в частности. Натурфилософия появилась почти одновременно в Индии, Китае и Древней Греции. На последующее развитие физики оказала главным образом влияние древнегреческая натурфилософия, поэтому в основном остановимся на ее рассмотрении. Древнегреческая натурфилософия возникла в VI в. до н. э. Это было время расцвета древнегреческого рабовладельческого общества, создавшего условия для ее возникновения и развития.

Натурфилосо́фия (от лат. — природа) — исторический термин, обозначавший (примерно до XVIII века) философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания.

Натурфилософия возникла в античную эпоху как попытка найти «конечные причины» и фундаментальные закономерности природных явлений. В cредние века натурфилософия развивалась главным образом со времени поздней схоластики. Яркими представителями её являлись такие мыслители, как Фома Аквинский и Альберт Великий.

Эпикур

В дальнейшем это философское направление продолжает развивать древнегреческий философ Эпикур (341—270 гг. до н. э.) и, наконец, римский философ и поэт Лукреций (ок. 99 или 95—55 гг. до н. э.). Демокритом, по свидетельству древних, было написано около 70 сочинений, ни одно из которых не сохранилось до нашего времени. Ничего, кроме трех яисем, не сохранилось и из сочинений Эпикура. Зато до нашего времени дошла целая поэма Лукреция «О природе вещей», в которой подробно изложено учение древних атомистов. Помимо этого, о взглядах Левкиппа — Демокрита — Эпикура имеются свидетельства древних философов, по которым можно составить достаточно полную картину их учения.
Демокрит

Итогом развития материалистических представлений о мире стало атомистическое учение Демокрита (ок. 460 — 370 гг. до н. э.). Он считал, что объективно существуют атомы и пустота. Бесконечное число атомов наполняет бесконечное пространство — пустоту. Атомы неизменны, постоянны, вечны. Они движутся в пустоте, соединяются между собой и образуют бесконечное число миров. Атомы отличаются друг от друга по форме, величине, порядку и положению. Развитие мира, по Демокриту, совершается закономерно и причинно обусловлено. Однако, отстаивая идею естественной причинности и необходимости, Демокрит отрицал случайность.

34. Объяснить, что такое основная проблематика русской философии 19-нач. 20 вв.

Развитие русской философии второй половины XIX столетия было обусловлено рядом существенных факторов. К ним можно отнести динамичное формирование новых экономических отношений (капитализма), дальнейшее становление национального самосознания народа, социальные реформы в России, рост уровня образования российского населения, а также подъем освободительного движения в стране. Кроме того, на русскую философию оказывало влияние развитие зарубежной философской мысли.

Таким образом, характер и специфику отечественной философии обусловило прежде всего бурное социальное развитие России последних полутора столетий. Этот этап развития русской философской мысли, условно названный «современной отечественной философией», вполне логично разделить на три периода. Первый из них характерен углублением демаркации между материализмом и идеализмом в России (конец XIX — начало XX в.). Второй период (20-80-е годы XX столетия), в частности, ознаменован разделением русской философии на советскую и зарубежную. Третий период. начавшийся в конце XX в., отражает кризисные явления российского социума, захлестнувшие страну на рубеже тысячелетий; этот период отличает поиск новых идеологических, научных, этических оснований российского миропонимания.

В целом же отечественная философская мысль в ходе развертывания исторического процесса страны за эти полтора века становится все более «масштабной» и «профессиональной», приобретает признание за рубежом, оказывает существенное влияние не только на мировоззрение России, но и на мировую философию.

Со второй половины XIX в. в русской философии появляются развернутые законченные философские системы. Динамичное развитие отечественной и зарубежной науки, стремительный рост авторитета русской литературы и искусства, существенные сдвиги в социальной структуре общества повлияли на все стороны жизни России. В том числе это способствовало углублению философского понимания бытия, привело к дифференциации философского знания.

В конце XIX в. среди образованного слоя России, прежде всего, интеллигенции, стало утверждаться и набирать силу материалистическое понимание мира. В связи с этим повысилась активность представителей российской общественности, отстаивающих идеалистические позиции.

В философии это выразилось в образовании двух направлений — материалистического и идеалистического.

35. Сформулировать философские взгляды Маркса и Энгельса.

Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895) считали человека частью природы и ее продуктом. Специфичность бытия человека, отличие человека от животного в их отношении к материальному миру, к природе проявляются в труде. Человек имеет дело не только с предметами природы, он обязательно использует орудия труда, систему знаний и другие продукты человеческой деятельности.

Одно из важнейших открытий, сделанных К. Марксом и Ф. Энгельсом, – материалистическое понимание истории. Идеи и теории не могут служить причинами исторических изменений реальности, они лишь отражают объективную реальность и могут быть применены только тогда, когда в этой реальности создаются благоприятные возможности.

На основе материалистической концепции истории Маркс и Энгельс сформировали учение об идеологии. Идеология отражает действительные противоречия исторического процесса, но в тех их проявлениях, когда господствует отчуждение, когда действительные отношения переворачиваются с ног на голову.

Главный фундаментальный принцип философской системы Маркса и Энгельса – принцип практики. Практика – это процесс труда в единстве социально-исторических условий, его функционирования и носит общественный характер.

Цель познавательных усилий – достижение истины. Истина – соответствие мысли, наших знаний о мире самому миру, объективной деятельности. Маркс и Энгельс учили, что любая истина объективна. Абсолютная истина недостигаема, поскольку мир бесконечен и неисчерпаем.

Практическая проверка истинности знаний может носить многообразные формы в соответствии с особенностями тех сфер знаний, которые требуют проверки. Такой формой может быть непосредственная реализация замысла в природной и социальной реальности. В науке формой практической проверки является эксперимент. Эксперимент – форма материального взаимодействия вещей, при котором они искусственно становятся человеком в определенные взаимоотношения, и на основе этих взаимоотношений выявляются их те или иные свойства.

36. Характеризовать понятие: идеализм и материализм -два основных направления в философии.

Материализм – направление, признающее основой, первоначалом всех вещей материю или материальное начало, а сознание – вторичным, производным от материи, которая никем не сотворена и существует вечно.

Рассмотрим основные формы материализма.

1. Древний материализм. Для характеристики этой формы материализма необходимо раскрыть содержание философских взглядов следующих материалистов:

- Философия милетской школы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр).

- Философия Демокрита.

2. Механистический материализм – возникает в ХУШ веке. Все явления объясняются им с помощью законов классической механики Ньютона. В основе подобной картины мира лежало мировоззрение машинной цивилизации ХУП-ХУШ вв., когда образ простого механизма переносился на описание устройства мира в целом. Не случайно символом этого времени и одновременно моделью мира становится часовой механизм, в котором предопределено поведение любых составляющих его частей. Примеры: животное – машина (автомат, не имеющий души); человек – машина, обладающая душой и умением мыслить; Вселенная – машина как часовой механизм.

В качестве иллюстрации механистического материализма следует дать характеристику идей представителей французского материализма ХУШ века: Дени Дидро (1713-1784), Жюльена Оффрэ де Ламетри (1709-1751), Пауля Гольбаха (1723-1789), Клода Гельвеция (1715-1771).

3. Диалектический материализм– название философии марксизма. В качестве иллюстрации этой формы материализма необходим рассказ о философских взглядах Маркса, Энгельса, Ленина.

ИДЕАЛИЗМ И ЕГО ВИДЫ.

Представители идеализма предлагают иной, чем материалисты, вариант решения вопроса о том, что первично – материя или сознание?

Идеализм – философское направление, признающее первоосновой мира идеальное, духовное начало (Бог, Дух, Мировая Воля, Абсолютная идея, человеческое мышление, ощущения). Материальное, телесное – это продукт или способ проявления идеального.

Идеализм как философское направление возникает около 2,5 тысяч лет назад. Но сам термин «идеализм» появился в начале 18 века. В 1702 году немецкий ученый и философ Лейбниц писал о Платоне, как о самом крупном идеалисте древности.

Идеализм существует в двух формах: объективный идеализм; субъективный идеализм.

Объективный идеализм - философское направление, признающее первоосновой мира сверхчеловеческое духовное начало. С точки зрения объективного идеализма мир (материя), человек и его сознание рассматриваются как проявление или порождение какого-то высшего, сверхчеловеческого духовного (идеального) мирового начала.

Содержание объективного идеализма необходимо раскрывать на примере взглядов Платона, как основателя объективного идеализма; философских идей Г. Гегеля, представителей такого религиозного философского течения, как неотомизм.

Субъективный идеализм – точка зрения, считающая, что вещи существуют не сами по себе, независимо от человеческого сознания, а лишь потому, что их воспринимают чувствами, ощущениями. Это учение, признающее первоосновой мира человеческое сознание, ощущения человека.

Содержание субъективного идеализма необходимо раскрывать на примере философии Дж. Беркли (1684 – 1753) – основателя субъективного идеализма.

37. Сформулировать философское осмысление современного психоанализа. Фрейд и неофрейдизм.

Психоанализ – особый метод терапии в практике лечения неврозов, основы которого были заложены З. Фрейдом. На базе психоанализа возник ряд научный течений в психологии и психиатрии ХХ в.

Основным объектом исследования в психоаналитической философии является психика человека. Она рассматривается как имеющая собственную природу, закономерности функционирования и развития, не сводимые к свойствам физического мира. Центральное место в психоаналитической философии занимает учение о бессознательном.

Зигмунд Фрейд (1856-1939) – австрийский психиатр и психолог. Ввел понятие «бессознательное» («Оно»), которое стоит за множеством наших действий: фантазии, сны, оговорки и т.д. В снах Фрейд различал два основных слоя. Первый - это явное, открытое содержание, именно его пересказывает человек, увидевший сон. Второй – скрытое, т.е. слой, представляющий подлинное содержание сна, и его правильное понимание требует специальных усилий, применение метода психоанализа.

Человеческая психика хранит в себе следы всех событий, всех желаний человека, которые он имел за свою жизнь. Большая часть желаний и влечений не прошедших цензуру нашего «Я», т.е. оказались несовместимыми с этическими требованиями, которые человек осваивает в процессе социализации, находятся в подсознании. Наиболее активно социализация проходит в юности, поэтому в это время сознание наиболее активно вытесняет идущие позывы от инстинктов. Особое место среди запретных инстинктов занимает сексуальное влечение (либидо), которое общество оценивает как постыдное, греховное. Подобные влечения вытесняются из области сознания и заменяются (сублимируются) чем-то более «пристойным» с точки зрения общества (религия и искусство). Отсюда невинные образы в снах интерпретировались Фрейдом как символы либидо.

В основе человеческой природы лежит ряд «влечений», инстинктов. Основные из них это инстинкт жизни (влечения Эроса) и инстинкт смерти (влечение Танатоса).

Неофрейди́зм— направление в психологии, развившееся в 20—30-е годы XX века из фрейдизма, основанное последователями Зигмунда Фрейда, принявшими основы его теории, но в котором ключевые понятия психоанализа Фрейда были переработаны, например, на основе постулата о социальной детерминированности психики человека.

Последователи Фрейда (представители неофрейдизма) считают, что ведущую роль в положении человека играют общественно-культурные воздействия. То есть они сосредотачивают свое внимание на социальных и культурных процессах. По их мнению, именно эти процессы оказывают существенное влияние на возникновение внутриличностных конфликтов индивида. В основе всех теоретических построений этого направления лежат понятия бессознательного и принципиальной конфликтности отношений личности и общества.

Основными представителями неофрейдизма являются Г. Салливан, К. Хорни и Э. Фромм.

38. Сформулировать понятие: Философия экзистенциализма. Ж.П. Сартр. А Камю. Н. Бердяев.

Экзистенциализм (лат. exsistentia – существование) – философия, которая в качестве подлинного изначального бытия признает только само переживание человеком своего существования. Переживание человеком своего существования есть бесспорная и подлинная непосредственная данность, присущая ему в качестве экзистенции – ощущения человеком своего живого присутствия в мире и в отношениях с миром.

Экзистенциализм привлекает своей озабоченностью, глубокой искренностью чувств и выстраданных оценок того мира, в котором оказывается индивид, а также анализом самочувствия человека, помещенного в различные социальные ситуации, в том числе в ситуации между жизнью и смертью, здоровьем и болезнью, обретением близких и их потерей, свободой и несвободой и т.п. Главная его проблема – отчуждение индивида от общества. Человек уникальное духовное существо, способное к выбору своей судьбы. Экзистенциализм исходит из того, что «пограничные ситуации» действительно заставляют людей задумываться о смысле и содержание своей жизни, переоценивать свои ценности.

Философия Ж.П. Сартра.

Основная проблема экзистенциональной философии Жана-Поля Сартра (1905 – 1980) – проблема выбора.

Центральным понятием сартровской философии является «для-себя-бытие».

«Для-себя-бытие» - высшая реальность для человека, приоритетность для него прежде всего его собственного внутреннего мира. Однако полностью осознать себя человек может только через «для-другого-бытие» - различные взаимоотношения с другими людьми. Человек видит и воспринимает себя через отношение к нему «другого».

Важнейшим условием жизни человека, ее «стержень», основание активности – свобода.

Вместе с проблемой свободы возникает проблема ответственности. Человек ответственен за все, что он совершает, за самого себя («Все, что со мной происходит, - мое»).

Единственное, за что человек не может отвечать, - это за свое собственное рождение. Однако во всем остальном он полностью свободен и должен ответственно распоряжаться свободой, особенно при экзистенциональном (судьбоносном) выборе.

Философия А. Камю.

Альберт Камю (1913 – 1960) сделал главной проблемой своей экзистенциональной философии проблему смысла жизни.

Главный тезис философа – жизнь человека в сущности бессмысленна.

Большинство людей живет своими мелкими заботами, радостями, от понедельника до воскресенья, из года в год и не придает своей жизни целенаправленного смысла. Те же, кто наполняют жизнь смыслом, тратят энергию, мчатся вперед, рано или поздно понимают, что впереди (куда они изо всех сил идут) – смерть, Ничто. Смертны все – и наполняющие жизнь смыслом, и не наполняющие. Жизнь человека – абсурд (в переводе – не имеющая оснований).

Камю приводит два главных доказательства абсурдности, безосновательности жизни:

соприкосновение со смертью – при соприкосновении со смертью, особенно близкой и внезапной, многое, ранее казавшееся важным для человека, - увлечения, карьера, богатство – теряет свою актуальность и кажется бессмысленным, не стоящим самого бытия; соприкосновение с окружающим миром, природой – человек беспомощен перед существующей миллионы лет природой («Я чувствую запах травы и вижу звезды, но никакое знание на Земле не может мне дать уверенность, что мир мой»).

В итоге смысл жизни, по Камю, находится не во внешнем мире (успехах, неудачах, взаимоотношениях), а в самом существовании человека.

39. Сформулировать философские взгляды на человека С. Кьеркегора.

Серен Кьеркегор (1813–1855) – датский философ, предшественник экзистенциализма.

Основная позиция философии Кьеркегора – абсолютная свобода личности. Он освобождал личность от каких-либо зависимостей: от природных связей, общественных влияний и других отношений, которые связывают человека с другими людьми. Только освободившись от всего внешне существующего, человек может обрести ту индивидуальность, которая определяет его как личность.

Свобода – это свобода решения выбора «или – или». Сделав выбор, «душа остается наедине с собой, уединяется от всего мира и созерцает в отверзых небесах самое Вечную Силу» (то есть Бога).

Кьеркегор выдвигает свою, качественную, диалектику, которая должна учитывать лишь качественные неисчисляемые и невыразимые предпосылки, так как они являются интимно-личностными переживаниями. К ним, прежде всего, относится страх как начальная характеристика бытия, противопоставляемая свободе. Страх выражает сущность личности, ее свободу перед лицом смерти. Он – интимнейшее переживание и является истинным существованием личности. Истинное существование личность не может передать никому другому, а неистинное может разделить с другими.

Качественная диалектика рассматривает основой личности иррациональное содержание, определяемое через отношение личности к Богу. По Кьеркегору, на пути к Богу человек проходит три стадии существования: эстетическую, когда человек живет лишь переживаниями минуты, этическую, когда он живет заботой о будущем, религиозную, когда живет ощущением вечности.

На эстетической стадии человек в силу отчаяния и неудовлетворенности отказывается от дальнейшего познания и обретения истины своего существования, достигая тем самым цельности и остроты эмоционального наслаждения. Однако на этой стадии еще нет истинного отчаяния. Истинное отчаяние приходит лишь на этической стадии. Это отчаяние приводит человека к религиозной стадии, на которой он осознает религиозное значение своей личности.

40. Сформулировать философские взгляды Абая.

Казахская философия определяется исторической судьбой казахского народа, его менталитетом, характером мировоззренческих проблем в разные периоды его исторического развития. Началом казахской философии можно обозначить философию казахского просвещения 19 века. Данная философия формировалась под воздействием Востока и русской просветительской мысли, т.к. после присоединения Казахстана к России менялось мышление казахов, их уклад жизни, этнические традиции. Социальные противоречия в жизнидеятельности казахского народа критически осмысливались и великим поэтом Абаем Кунанбаевым (1845-1904гг.)

Как сын своего народа, Абай взял лучшее от многовековой культуры казахского народа и обогатил эти сокровища благотворным влиянием русской культуры. Философская направленность поэта, прежде всего, проявляется в его поэтическом творчестве. Он поэт-сатирик, обличитель. Его стихи носят просветительский характер: есть стихи-притчи, стихи-назидания . Но во всех произведениях звучит основная мысль: любовь к человеку и природе – это ключ к философии Абая

Основная цель знания по Абаю – очеловечивание человека. «Не раскрыв для себя видимых и невидимых тайн вселенной, не объяснив всего себе, человеку не стать человеком». Абай был первым казахским поэтом, который выбрал путь самосознания и самопознания, главенствующими признаками которого были гуманизм и просвещение.

Можно констатировать: его духовность- это выражение Вселенского мироздания Души… И чтобы постигнуть ее, нам еще очень много надо работать над собой.

Абай считал, что первое достоинство философа – мудрость, которая и завтра будет озарять, греть своими лучами людей.

41. Дать понятие материи. Основные Свойства и структурные уровни организации материи.

Понятие материи является основополагающим в философии и естествознании. Слово «материя» в переводе я латинского означает «вещество». Природа материи вызывала интерес еще у античных исследователей, тогда же возникли первые представления о том, что такое материя.

Вывод о том, что материя – это физическая реальность, а не конкретное вещество, был сделан в 17-18 вв., в период, когда происходит отделение математических, естественных и общественных наук от философии.

Важнейшими атрибутами являются структурность и системная организация, которые и составляют основу современных представлений о материи.

Существуют различные виды систем - органические и неорганические системы.

Так же системы могут быть открытыми и закрытыми, а по степени организации простыми и сложными. . С точки зрения направления развития системы могут быть прогрессивными и регрессивными.

Вселенная, окружающий мир и человек – это неорганический, биологический и социально организованный порядки материи. Каждая из этих систем имеет отличающиеся друг от друга структурные уровни:

Микромир, макромир и мегамир

В качестве особого вида организации материи общество может существовать исключительно благодаря деятельности людей. Этим объясняется то, что производственная деятельность человека является предельной субстанциональной основой общества. Благодаря производственной деятельности общество получает возможность удовлетворения своих потребностей и воспроизводства себя.

Таким образом, структурная организация, системность является главным способом существования развития материи, способом ее развития.

42 Сформулировать философское учение о сознании.

Под сознанием следует понимать только тот пласт субъективности, который поддается контролю воли. В общем смысле сознание определяется как целенаправленное отображение действительности, на основе которого осуществляется регулирование поведения человека. Подобное представление сложилось не сразу. На протяжении длительного времени сознательные и бессознательные проявления человека не различались, а само сознание часто отождествлялось только с одним аспектом – интеллектом, мышлением.

Сознание трудно определимо в качестве точного предмета научной или философской рефлексии, поскольку оно выступает и объектом, и субъектом этой рефлексии, постигает самое себя в собственных терминах и значениях. 

Существенной чертой сознания является избирательность: его содержание есть результат индивидуального выбора. Это означает, во-первых, что не все ценности и знания, выработанные в культуре, входят в структуру индивидуального сознания; а во-вторых, те, что входят, приобретают индивидуальную форму и наполняются личностным смыслом.

Из признания социальной природы сознания следует важный вывод о его характере и свойствах. Сознание диалогично, оно есть совместное с другими знание. Процесс сознания можно рассматривать как внутренний диалог "я" и "ты". При формировании сознания ребенка этот диалог осуществляется через внешнее взаимодействие с родителями, сверстниками и т.п. У взрослого человека диалог становится внутренним механизмом сознательного процесса, "другой", "ты" выступает в качестве внутреннего оппонента.Философия Нового времени полностью отождествила сознание, познание и мышление.

43 Дать понятие диалектики. Основные принципы и законы.

Диалектика представляет собой некое выступление кого-либо, в котором происходит детальный анализ и разбор вопроса. Отличительная черта диалектики заключается в том, что в процессе подобных выступлений, основная задача автора — «довести дело до конца», другими слвами, прийти к логическому и понятному для всех умозаключению.

У Диалектики, как и у другого научного явления, есть свои признаки. Главными и основополагающими принципами диалектики являются:

принцип всемирной связи;

принцип развития;

принцип системности;

принцип причинности;

принцип историзма.

Основные законы диалектики были сформулированы немецким философом и одним из творцов немецкого идеализма — Гегелем

Закон диалектики — это независимая, устойчивая и необходимая взаимосвязь между субъектами внутри общества. Законы диалектики имеют отличительные свойства от прочих наук, своей многогранностью и всесторонностью, так как они распространяются практически на любую область и устанавливают неявные источники процесса развития — инструменты преобразования от старого к новому.

Существует 3 основных закона диалектики, к которым относятся:

Единство и борьба противоположностей.

Превращение количества в качество.

Отрицание.

Я перечислил основные законы и принципы диалектики. В принципе любые процессы диалектики можно сопоставить с шахматной партией двух гроссмейстеров, которая может длиться вечно. По моему мнению, данное понятие находится на рубеже науки, искусства, моральных принципов, а также религии и при этом человек применяющий методы диалектики может очень изящно маневрировать среди вышеуказанных областей, отстаивая свою точку зрения44

44. Сформулировать проблему бытия в истории философии.

Как и любая философская проблема, проблема бытия осмысливается в контексте культуры своего времени.

Первые представления о бытии как о философской проблеме в европейской философии были сформулированы древнегреческим философом Парменидом. Понятие бытия обозначало у него всеобщее свойство мира просто быть, поэтому бытие рассматривалось им как неизменное, неподвижное, вечное

Гераклит, напротив, отрицал неизменное бытие и признавал лишь постоянно меняющийся мир.

Платон, продолжая и развивая линию Парменида, перевел рассмотрение понятия бытия в плоскость его истинности, т.е. определения того, что есть бытие, а не каков его характер. Платон признавал истинным бытием мир вечных объективных идей.

Аристотель в своем учении о бытии систематизировал результаты предшествующих философов, логически проанализировав понятия, раскрывающие смысл бытия. Он ввел ряд новых и значимых для позднейшей онтологии тем: бытие как действительность, бытие как единство противоположностей, бытие как божественный ум, и ряд других.

Особое место в разработке проблематики бытия занимали многочисленные доказательства бытия Бога. Понятие абсолютного, подлинного бытия в христианской философии отождествлялось с Богом. Важнейшей темой становится проблема отношение Бога и сотворенного им мира

Учение Хайдеггера о бытии представляет собой попытку экзистенциального анализа человеческого существования во всей полноте его бытия, хотя сам Хайдеггер не считал себя экзистенциалистом.

Идеи Хайдеггера оказали большое влияние на разработку проблем бытия в экзистенциальной философии.

По мнению многих современных философов, человеческое бытие не существует в автоматическом, раз и навсегда заданном режиме. Быть человеком – это значит постоянно находиться в человеческом режиме, там, где живут все человеческие вещи – благо, добро, любовь, честь, ум. Все они держатся только на волне человеческого усилия.

45 Дать понятие: социокультурная обусловленность средневековой христианской философии.

Трансформация античной философии в средневековую неотъемлемым образом связана с возникновением христианства и с превращением его идеологии в господствующую. В этой ситуации, являясь по сути своей антисистемой эллинистических ценностей, христианство могло радикально прервать развитие философской мысли (по крайней мере в западном ареале цивилизации). Однако этого не произошло. Изучая историю философию нельзя не обратить внимания на это обстоятельство. 

Быть человеком -- значит жить, постоянно устремляясь к Богу, памятуя о нем и в радости, и в горестях, непрерывно чувствуя его присутствие. Поэтому цель человека в христианстве -- богообщение и богопознание. Все остальные моменты человеческого существования, включая познание мира, должны быть подчинены задачам богопознания, спасения души.

Разногласия возникали при обсуждении вопроса о том, способствует ли рациональное познание продвижению христианина по пути богопознания, или же, наоборот, лишь отвлекает его от поиска спасительной истины. В какой-то мере можно утверждать, что противопоставление веры и разума есть противопоставление христианства и язычества, поэтому решение этого вопроса имело огромное значение для всей христианской мысли.

В то же время происходило осознание всей могущественности античной философии с ее рациональностью, поэтому для христианства античная философия выступала в двух аспектах. Жесткая критика, так как это язычество и соблазн ухода в ересь. Попытка синтеза неких античных установок с христианскими. Христианство научилось использовать терминологию и методологические установки античной философии в собственных целях: для разъяснения собственных позиций и для рационального доказательства христианского вероучения перед критикой языческого мира. Таким образом, синтез христианского и языческого мировоззрения имел отношение к формированию рационального доказательства христианских положений.

46 Сформулировать проблему метода в философии Ф. Бэкона

В эпоху Нового времени была актуальна проблема познания. В это время начал зарождаться научный, эмпирический метод познания, достигающийся опытным путем.

Характерной чертой философии Нового времени был антропоцентризм, ставший основой поведения и познавательной активности человека. Основоположник методологии познания - Фрэнсис Бэкон, последний философ эпохи Возрождения и первый мыслитель Нового времени.

Мудрецы средневековья видели истину в Боге и искали ее в письменах прошлого, пантеизм прошлого находил истину в Боге и искал в мире, а Бэкон видел истину в мире и призывал искать ее в природе. В своих работах Бэкон провозгласил принцип эмпиризма как основы учения о познании мира. Для эмпиризма характерно взаимодействие двух источников получения знания - органов чувств человека и разума.

А также разработал индуктивный метод. Суть индуктивного метода заключается в получении общего знания о мире путём изучения многообразия явлений и процессов. Бэкон полагал, что индукция является оптимальным методом познания. В индукции он видел новый путь возрождения науки, при этом критикуя дедукцию. Но в то же время индукция Бэкона не исключает дедукцию. Это пример противоречивости философии Бэкона, который показательно характеризует двойственность той эпохи.

Таким образом, Бэкон в познании отдает предпочтение опыту, а не разуму. Разум подвергается критике за многочисленные заблуждения, которые мешают объективному истинному познанию. Правильным научным методом, по Бэкону, является не дедукция, не имеющая никакого отношения к реальной жизни, оторванная от опыта, а индукция, с помощью которой можно проникнуть в тайны природы.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


написать администратору сайта