Философия ответы. Билет 1 Сформулировать проблему первоначала в натурфилософии древних греков
Скачать 135.63 Kb.
|
8. Сформулировать концепцию «осевого времени» в философии К. Ясперса. Теория осевого времени, впервые введенная Карлом Ясперсом, является концепцией осмысления цельности, единства и неделимости истории. «Осевое время» по Ясперсу - духовный прорыв, связанный с серьезными изменениями в мировоззрении человека. В осевое время произошло открытие того, что позже стало называться разумом и личностью Изменения были настолько велики, что философ говорит об интеллектуальной революции и возникновении нового типа человека. Этот «новый человек» принципиально отличался от человека древних цивилизаций: обладал рациональным типом мышления; формировал рефлективное отношение к жизни, возникает интерес к самопознанию; изменил типичные представления о мироустройстве. «Осевое время» включает в себя почти весь период первого тысячелетия до н.э. Это время открытий, появления первых философских трактатов, великих книг, гениальных мыслителей, таких как Конфуций и Лао-Дзы, Гомер, Гераклит, Платон, Архимед, Заратустра. В это время люди познают самих себя и пределы своих возможностей. Человек осознает бесконечность мира и свою беззащитность перед ним. Он начинает желать свободы и спасения, думает о сотворении всего сущего. Возникшее в осевое время новое понимание мира сводится к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним как будто внезапно открывается ужас мира и собственная беспомощность. Человек начинает искать новые пути, требует для себя освобождения и спасения. Осознав свои границы, он ставит перед собой высшие цели, относящиеся к области абсолютного. Все это происходило посредством постоянной рефлексии, началась духовная борьба, в ходе которой каждый старался убедить другого, передавая свои идеи и опыт. Однако именно в эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, которые и сегодня продолжают определять жизнь людей. Этот процесс заставил многих пересмотреть, подвергнуть анализу все традиции, обычаи, убеждения, которые были бессознательно приняты раньше. Можно выделить основные черты осевого времени: осевое время знаменует собой исчезновение великих культур древности и переоценку их завоеваний; закладываются духовные основы культуры, действующие до сего дня; хотя осевое время хронологически ограничено, исторически оно становится всеохватывающим, так как народы, не воспринявшие идей осевого времени, остались на уровне доисторического существования, другие же, напротив, включены в орбиту истории. Таким образом, осевое время ассимилирует все остальное и благодаря ему мировая история обретает структуру и единство. 9. Раскрыть проблему истины в познании. Понятие объективной, абсолютной, относительной истины. Конкретность истины. Критерии истины. Истина — это объективное знание, которое соответствует объекту познания и отражает его реальные качества и свойства. Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины. Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Абсолютная истина — это исчерпывающие достоверные знания о природе, человеке и обществе, знания, которые никогда не могут быть опровергнуты. Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определённому уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания, зависящие от определённых условий, места и времени их получения. Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна: связана с определённым местом, временем, обстоятельствами. Критерии истины: Соответствие законам логики, соответствие ранее открытым законам той или иной науки, соответствие фундаментальным законам, простота, экономичность формы, практика. Практика играет роль главного критерия при определении истинности знаний. Практика — целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте. У практики есть определенные формы существования: Научно-экспериментальная форма — направлена на преобразование природы и общества. Материально-производственная форма — направлена на преобразование только природы. Общественно-политическая форма — направлена на преобразование общества в целом. Характерные черты практики: Источник познания: практическими потребностями были вызваны к жизни существующие ныне науки. Основа познания: человек не просто наблюдает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его → происходит наиболее глубокое познание тех свойств и связей материального мира, которые были бы просто недоступны человеческому познанию, если бы оно ограничивалось только простым созерцанием, пассивным наблюдением. Практика вооружает познание инструментами, приборами, оборудованием. Цель познания: человек для того и познаёт окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности. Критерий истины: пока какое-то положение, высказанное в виде теории, концепции, простого умозаключения, не будет проверено на опыте, не претворится в практике, оно останется всего лишь гипотезой. 10. Объяснить проблему пространство и время, атрибуты материи. Материя обладает многочисленными свойствами: несотворимость, неуничтожимость, познаваемость, неисчерпаемость строения и т.д. Но среди них есть такие, без которых она не может существовать. Эти свойства называются атрибутами. К ним относятся движение, пространство, время. Каждому структурному уровню материи соответствует специфическая форма пространства и времени. Пространство - форма бытия материи, выражающая протяженность составляющих ее объектов, их строение из элементов и частей. Пространство нашего мира имеет три измерения, а потому его называют трехмерным. Оно является необходимым условием существования устойчивых систем, состоящих из двух тел. Если бы наше пространство имело больше размерностей, то планеты не смогли бы двигаться по замкнутым орбитам, а значит, не было бы планетных систем. Время - форма бытия материи, выражающая длительность протекания процессов, последовательность смены состояний в ходе изменения и развития материальных систем. Человек научился измерять время, сравнивая различные процессы с одним, выбранным за образец. Но человеку свойственно и интуитивное чувство времени. В нас как бы встроены "биологические часы". Здесь нет ничего сверхъестественного, так как, человек - закономерный итог развития галактики, а потому может "чувствовать" ее ритмы. Медики открыли, что наши внутренние органы работают с разной степенью интенсивности в разное время суток. Древние цивилизации воспринимали время как повторяющийся цикл, в котором особой ценностью обладало прошлое, хранящее необходимые для жизни навыки и знания. Г.В. Лейбниц рассматривал пространство как порядок сосуществования тел, а время — как порядок отношений и последовательность событий. Это понимание составило сущность реляционной концепции пространства и времени, которая полагала, что пространство и время — это особые отношения между объектами и процессами и вне них не существуют. 11. Сформулировать философию Гегеля: система объективного идеализма. Гегелевская система объективного идеализма состоит из трех основных частей. В первой части своей системы - в "Науке логики" Гегель изображает мировой дух (называемый им здесь "абсолютной идеей") таким, каким он был до возникновения природы, т. е. признает дух первичным. Идеалистическое учение о природе изложено им во второй части системы - в "Философии природы". Природу Гегель как идеалист считает вторичной, производной от абсолютной идеи. Гегелевская идеалистическая теория общественной жизни составляет третью часть его системы - "Философию духа". Здесь абсолютная идея становится по Гегелю "абсолютным духом". Таким образом, система взглядов Гегеля носила ярко выраженный идеалистический характер. Существенная позитивная особенность идеалистической философии Гегеля состоит в том, что абсолютная идея, абсолютный дух рассматривается им в движении, в развитии. Учение Гегеля о развитии составляет ядро гегелевской идеалистической диалектики и целиком направлено против метафизики. Особенное значение в диалектическом методе Гегеля имели три принципа развития, понимаемые им как движение понятий, а именно: переход количества в качество, противоречие как источник развития и отрицание отрицания. В этих трех принципах, хотя и в идеалистической форме, Гегель вскрыл всеобщие законы развития. Впервые в истории философии Гегель учил, что источником развития являются противоречия, присущие явлениям. Мысль Гегеля о внутренней противоречивости развития была драгоценным приобретением философии. Он считал, что история общества завершится конституционной сословной прусской монархией, а венцом всей истории философии он объявил свою идеалистическую систему объективного идеализма. Гегель высказал мысль о закономерностях общественного прогресса. Гражданское общество, государство, правовые, эстетические, религиозные, философские идеи, согласно гегелевской диалектике, прошли длинный путь исторического развития. Если идеалистическая система взглядов Гегеля носила консервативный характер, то диалектический метод Гегеля имел огромное положительное значение для дальнейшего развития философии, явился одним из теоретических источников диалектико-материалистической философии. 12. Раскрыть проблему чувственного познания и его формы. Чувственное познание - это форма познания, связанная с осмыслением чувственных данных, но несводимая к ним. Оно основано на познавательных способностях человека, связанных с органами чувств. Слово «чувственный» многозначно, оно ассоциируется не только с ощущением, но и с чувством , как проявлением эмоций. Что касается достоверности чувственных образов, их соответствия вещам и их свойствам, отметим следующее. Одни и те же предметы вызывают у разных людей неодинаковые ощущения, на что обратили внимание скептики. Субъективность ощущений обусловлена физиологическими различиями органов чувств отдельных людей, их эмоциональным состоянием и другими факторами. Но было бы ошибочным абсолютизировать субъективную сторону познания, считая, что в ощущениях и восприятиях объективного, не зависящего от человека содержания, отражающего действительность. Если бы это было так, то человек вовобще не смог бы ориентироваться в окружающем его мире. Чувственное познание, включая момент субъективного, имеет объективное, не зависимое от человека содержание, благодаря которому органы чувств дают в основном верное знание о действительности. Ощущения, восприятия, представления — это субъективные образы объективного мира. Чувственное познание имеет три основные формы: Ощущение - это чувственный образ отдельного свойства предмета - его цвета, формы, вкуса и т.д. Целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств, называется восприятием. Восприятия образуются на основе ощущений, представляя собой их комбинацию. Яблоко, например, воспринимается как комбинация ощущения его формы, цвета, вкуса. . Представление — результат прошлых воздействий предмета на органы чувств, воспроизведение и сохранена образа предмета при его отсутствии в данный момент. Важную роль в формировании представления играют память и воображение, благодаря которым мы можем представить место, где были раньше, событие, описанное в рассказе собеседника или в книге. Восприятие - это целостный, чувственный образ предметов полученных посредством наблюдения. Восприятие существует в сознании как форма активного синтеза разнообразных проявлений предметов и процессов, неразрывно связанная с другими познавательными действиями. Таким образом, чувственное познание дает знание об отдельных свойствах и предметах действительности. Чувственное познание дает знания об отдельных предметах и их свойствах. Обобщить эти знания, проникнуть в сущность вещей, познать причину явлений, законы бытия с помощью только органов чувств невозможно. Это достигается с помощью рационального познания. 13. Раскрыть проблему рационального познания и его формы. Рациональное познание — это особый способ получения информации, который по своей сути опирается на сведения, получаемые человеком с использованием разума. Основной особенностью рационального познания является возможность проникновения в истинную сущность предметов, вещей и явления с точки зрения логики. Благодаря использованию рационального мышления в значительной степени можно расширить имеющиеся границы чувственного познания, поскольку большая часть логических цепочек являются недоступными для чувственного познания. Между чувственным и рациональным познанием существует неразрывная связь. Было установлено, что осязание развивает другие органы чувств, формирует умственные способности. Философы-рационалисты отдавали предпочтение разуму, благодаря которому, подчеркивали они, человечество овладевает истинными знаниями. Представители этого направления пришли к выводу о существовании неких врожденных идей, или задатков мышления, независимых от чувственного познания. Рациональное познание, опосредовано знаниями, полученными с помощью органов чувств, и выражается в основных логических формах: понятиях, суждениях и умозаключениях, отражающих общее, существенное в предметах. Познающий человек не может ограничиться лишь «восприятием данного», т.е. чувственным познанием. Он стремится проникнуть глубже в суть веще, скрытую от непосредственного взора. И он может это сделать, используя свою способность мыслить. На основе обобщения знаний об отдельных предметах и их свойствах рационального мышление формирует понятие о свойствах. Оно способно формировать абстракции высокого порядка, содержащие знания о наиболее общих свойствах и отношениях действительности. Мышление неразрывно связано с языком. Понятия, суждения, умозаключения выражаются в определенных языковых формах: словах и словосочетаниях, предложениях и их связям. Язык — это знаковая система, выполняющая функцию формирования, хранения и передачи информации в процессе познания действительности, средство общения между людьми. Рациональное познание имеет три основные формы: Понятие. Наименование конкретного объекта изучения, который в обязательном порядке должен иметь некоторые характеристики, которые их описывают. Определение должно быть довольно точным, а также не нести в себе субъективных и оценочных характеристик. Суждение. Данная категория используется для создания определенной связи между различными понятиями. Суждение по своей сути является некоторой законченной мыслью, которая может быть истиной, ложью или оставаться нейтральной. Чтобы мысль можно было охарактеризовать, как суждение, она должна состоять из трех частей: субъект суждения, предикат и связка. Умозаключение. Наиболее сложный и высший уровень рационального познания. Умозаключение – это правильные выводы из имеющихся суждений. Сложность заключается в необходимости подтверждения истинности данного умозаключения, а также необходимости обрабатывать большое количество суждений. Как итог, стоит отметить, что рациональное и чувственное познание являются частью одного целого. Вся информация, которая поглощается чувственным познанием, впоследствии проходит обработку рациональной частью, что позволяет выделить и сформулировать конкретные определение, законы, принципы и общую картину мира. При этом для структуризация всей информации, которая анализируется рациональным знанием, требуются данные, которые собирают органы чувств. Наиболее ярким примером успешного совместного функционирования чувственного и рационального познания является интуиция. 14 Раскрыть проблему философских аспектов в решении глобальных проблем. Выделяя специфику философского мышления глобальных проблем, отметим наиболее важные, присущие только этой форме познания особенности, вытекающие из основных функций философии. Во-первых, философия, формируя мировоззрение, задает определенные ценностные установки, которые во многом определяют направленность человеческой деятельности. Таким образом реализуются ее мировоззренческая и аксиологическая функции философии. Во-вторых, отсутствие целостного представления о сложных системах, исследуемых различными науками, является серьезным препятствием на пути взаимодействия различных дисциплин. В этом отношении методологическая функция философии, обобщающие теории, которые возникают в ее недрах, оказываются принципиально необходимыми, ибо способствуют интеграции научного знания. В-третьих, философия дает возможность в историческом контексте объяснить общественные явления и процессы, она формулирует наиболее общие законы развития общества и природы и потому в исследовании глобальных проблем нацеливает на понимание их как закономерного явления, органически связанного с общественным прогрессом. Появление глобальных проблем, таким образом, рассматривается не как случайность или проявление слепого фатума, заранее обрекающего человечество на гибель, а как результат объективного процесса противоречивого развития человеческой истории. В-четвертых, с философских позиций представляется возможным увидеть общую тенденцию развития глобальных проблем, динамику их взаимодействия и взаимообусловленность, в которой они находятся. В-пятых, философия выполняет культурологическую функцию тем, что она дает возможность развить культуру теоретического мышления. Изучение истории философии различных народов позволяет также знакомиться с их культурой, в отрыве от которой ни одна из проблем, стоящих перед этим народом, не может быть решена. В-шестых, результатом целостного видения естественно-исторического процесса и диалектического подхода к его толкованию является возможность более четкой ориентации в стремительно растущем потоке научной информации по глобальным проблемам. В-седьмых, философия ставит вопросы смысла жизни человека, смерти и бессмертия, что перед лицом угрозы со стороны глобальных проблем приобретает особое значение и актуальность. |