Философия ответы. Билет 1 Сформулировать проблему первоначала в натурфилософии древних греков
Скачать 135.63 Kb.
|
72) Сформулировать эволюцию понятия опыта в философии Нового времени (Ф.Бэкон, Дж.Локк, Дж. Беркли) Эмпиризм — это важнейшее направление философии, признающее чувственный опыт единственным источником истинного знания. Мысли и разум, по мнению приверженцев эмпиризма, лишь комбинируют материал, который перерабатывается органами чувств, не внося ничего нового. Течение философской мысли зародилось в Англии на фоне изменений, которым подвергалась наука. Специфика и особенности новых научных методологий привели к возникновению эмпирической познавательной традиции, опирающейся на то, что знание может исходить только из опыта. Основными представителями этого течения философской мысли являются Ф. Бэкон, Дж. Локк, Т. Гоббс. Основоположником эмпиризма в философии является английский историк и философ Фрэнсис Бэкон. Термин «эмпиризм» происходит от греческого и переводится как «опыт». Таким образом, эмпиризм объясняет окружающий мир и его явления с позиций опыта, полагая, что знание можно добыть исключительно опытным путем. Фрэнсис Бэкон был сторонником строгого доказательного научного подхода, основанного на анализе данных, полученных опытным путем. В основе научного знания, по Бэкону, лежат эксперимент и индукция как метод обработки полученных данных. Бэкон предлагал двигаться от частных, полученных в ходе эксперимента наблюдений к более общим выводам.Он считал правильным положить принципы эмпиризма в основу дальнейшего развития наук. Также одним из ярких представителей эмпиризма является английский философ Джон Локк. Локк решительно заявлял, что никаких «врожденных идей» у человека нет, а знания получаются исключительно из опыта. Локк исповедовал первичность ощущений перед разумом, однако при этом придавал огромное значение воспитанию. Главным воспитательным фактором он считал окружающую среду и наглядные примеры действий и поступков, которые будут видеть дети. Это даст нужный опыт, чтобы юноша стал настоящим джентльменом.В числе прочего он считал важным делать ставку на интерес и любознательность детей и обеспечить тесную взаимосвязь разных аспектов воспитания: физического, трудового, интеллектуального, религиозного, нравственного. Джордж Берклисчитал, что «весь материальный мир является обманом чувств человека». Обман этот, по Беркли, непроизвольный и предопределенный первоначальными представлениями, «возбужденными в душе человека Богом». Беркли казалось удивительным, что люди считают, будто «дома, горы, реки имеют существование, естественное или реальное, которое отличается от того, как это все воспринимает их разум».В итоге Беркли делает вывод о существовании Бога, или, как он его называет, «бесконечного Духа», порождающего некое ощущение окружающей действительности в сознании людей. 73) Объяснить проблему смысла жизни человека в современных философских системах. Общество современного типа нацелено на накопление материального богатства, именно его количество связывается с человеческим счастьем, полнотой бытия. В обществе потребления материальные вещи носят статусно-престижный характер. В то же время нарастает «экзистенциальный вакуум», когда несмотря на количество материальных благ, человек не может выделить свой смысл жизни, ощущает пустоту в душе. Общество потребления контролирует каждый шаг, каждый выбор человека, заставляя его поступать так, как велит мода, реклама. Современное общество формирует новый взгляд на человека как на гиперактивного и успешного, выживающего в условиях дикой конкуренции, с приклеенной улыбкой к лицу. Он обладает престижными вещами (дорогой одеждой, техникой и т.д.), которые ему надо постоянно обновлять для поддержания своего статуса. При этом давно подмечено – при таком отношении вырабатывается безразличие к тому, что окружает человека, к тем самым вещам. Человеку все меньше хватает времени, он постоянно мчится, стараясь все успеть.Сосредоточившись на материальных вещах, на удовлетворении низших потребностей, человек в рамках современного «общества изобилия» утрачивает смысл жизни. Потеря смысла жизни ведет к равнодушию человека как к другим людям, так и к обществу в целом. Много внимания смыслу жизни уделили экзистенциалисты. С точки зрения многих представителей этого течения, жизнь человека представляет собой абсурд, которые не имеет никаких внешних целей, ориентиров, а потому в ней нет и смысла. Создать смысл жизни может лишь сам человек, формируя для себя свои собственные ценности, наполняя красками равнодушную реальность. Шопенгауэр считал жизнь человека проявлением некой мировой воли. Человеку только кажется, что он поступает в соответствии с им самим принятым решением, в то время как им руководит чужая воля. Эта мировая воля абсолютно безразлична к людям, она бессознательна, поэтому человек брошен на ее произвол и вынужден терпеть многочисленные невзгоды. Жизнь в таком понимании – это ад, в котором глупец гонится за наслаждением и приходит к разочарованию, мудрец же, осознавая неизбежность бед, обуздывает свои желания. Сократ всю свою жизнь посвятил самопознанию. Он был уверен, что целью человеческого существования является философствование. Он был занят познанием себя через испытания и говорил о том, что преодоление барьера неведения ведёт к осознанию, что в мире существует добро и зло, прекрасное и безобразное, истина и ложь. Согласно воззрениям Аристотеля, счастье – это цель всех поступков человека и смысл человеческого бытия. Мышление и познание сравнимо с занятием искусством, поскольку это тоже дарит наслаждение и позволяет познать себя и мир. То же самое можно говорить и о научной деятельности, здесь подразумеваются добродетели, которые развиваются в человеке, для познания и подчинения разуму страстей. 74) Объяснить, что такое, общественное сознание и его структура. Диалектическая взаимосвязь общественного и индивидуального сознания. Общественное сознание — это собранная воедино масса идей, взглядов и оценочных суждений, характерных для конкретного социума в масштабе понимания им собственного бытия. Следовательно, к формам общественного мышления можно отнести: Политическое сознание, представляющее собой систематизированные знания и суждения, позволяющие социуму понять сферу политики. Политическое сознание является основой для других форм общественного сознания, отражая не только политические, но и экономические интересы различных слоев общества. Оно активно влияет на социум, затрагивая все области общественной жизнедеятельности, включая жизнь отдельных его представителей. Правовое сознание является совокупностью знаний и оценочных суждений, относящихся к осознанию социумом права и его применения. Эта форма сознания немыслима в отрыве от политики, в ней проявляются связанные с политической активностью интересы различных групп, входящих в состав общества. Помимо этого, и само правосознание оказывает прямое влияние на политическую и экономическую сферы Нравственное сознание — сложившийся исторически перечень моральных принципов, призванных регулировать взаимоотношения между отдельными индивидуумами, а также между конкретным человеком и социумом и др. На него возлагаются преимущественно регулятивные функции по осуществлению своеобразного контроля над общественной жизнью. Эстетическое сознание отражает окружающую нас реальность посредством набора сложных переживаний, связанных со сферой прекрасного и возвышенного, трагичного и комичного и т.д. Оно формирует общественный вкус. Религиозное сознание представлено опытом людей в области их отношения к высшим силам и ощущения связи с ними.Являясь сознанием мировоззренческого типа, оно существенно влияет на все стороны жизни своего носителя. Естественнонаучным сознанием называют систему подтвержденных и научно обоснованных знаний о природе, людях и социуме. Такой тип сознания представляет собой одну из важнейших характеристик любой цивилизации. Экономическое сознание отражает накопленные обществом знания об экономике и экономических потребностях социума, формируемых конкретной экономической реальностью. Под экологическим сознанием понимается совокупность сведений о взаимоотношениях между природой и людьми, данные отношения являются результатом общественной деятельности человека. Эта форма сознания формируется целенаправленно, в результате воздействия на индивидуума ряда государственных, информационных и социальных институтов. Индивидуальное сознание — духовный мир отдельного человека, а общественное — духовная жизнь общества, идеальная сторона исторического развития народа, человечества. Общество не обладает сознанием в том же смысле, в каком им обладает отдельный человек: оно не имеет своего надличностного мозга. Вместе с тем между индивидуальным и общественным со знанием нет твердых границ. Напротив, между ними происходит постоянное взаимодействие. элементы общественного мышления постоянно проникают в сознание отдельного человека и трансформируются в нем уже в элементы собственного сознания данного индивидуума, формируя его собственное мышление. А значит, и индивидуальное сознание человека также всегда является продуктом общественного сознания. индивидуальное и общественное сознание тесно и неразрывно связаны, они не только постоянно влияют друг на друга, но и взаимно дополняют друг друга. 75) Раскрыть сущность казахского просвещенияи социально-политические взгляды Ш.Уалиханова. Философия Просвещения - исторический этап в развитии мировой философии.Впервые человек стал рассматриваться с позиции единства общего и частного, общественных и личных интересов. Родоначальником этой философии по праву считается ЧоканУалиханов, он первый дал научное описание происхождения казахов как этноса. В системе общественно-политических, философских и просветительских взглядов Ч.Уалиханова ведущуюроль играла идея общественного прогресса, которую он проводил во всех своих работах. Ч.Уалиханов был философом-просветителем, а просвещение являлось политической идеологией, философией и культурой, зарождавшейся в преддверии капиталистических отношений. Будучи патриотом, он постоянно стремился защищать права своего народа, верил в его историческое будущее и связывал его с просвещением. Ч.Уалиханов гневно протестовал против злоупотреблений колониальных властей, царской администрации в национальных окраинах. Ученый утверждал, что общественный прогресс прежде всего заключается в повышении материального благосостояния народа, улучшении экономического положения людей. Рассматривая данную проблему с просветительских позиций, он писал: "Для нормального роста и развития народа необходимы прежде всего свобода и знание… Выходит, что прежде всего надо учить". Для казахского общества середины 19 века этот призыв к просвещению и мел огромное прогрессивное значение, поскольку он означал, прежде всего, получение светского образования и воспитания. При создании школ для казахских детей, он считал необходимым руководствоваться принципом народности в воспитании и обучении. Мировоззрение Чокана таково, что оно включает в себя и материальное, и религиозное начало. Он был сыном своего народа и призывал не к отмене ислама, а к просвещению народа, к изучению им священных религиозных, в частности мусульманских книг и восточной духовности в целом. По своим социально - политическим взглядам он ближе к демократии. Идеалом его выступает казахская демократическая республика. Мировоззрение Ч. Валиханова может быть охарактеризовано как пантеизм, представляющий собой своеобразное сочетание материализма и идеализма, соотношения материального и природного, духовного и божественного. Проблему бытия общества он понимает с позиции натурализма и географического детерминизма. Человек выступает у него природно -духовным существом, на формирование которого большое влияние оказывает социальная среда. Главная особенность казахской философии - ее космоцентризм, неразрывная связь человека и космоса - нашли отражение и в его твочестве. |