Философия ответы. Билет 1 Сформулировать проблему первоначала в натурфилософии древних греков
Скачать 135.63 Kb.
|
22. Характеризовать китайскую философию. Конфуций и его философско-этическое учение. Китайская философия является частью восточной философии. Её влияние на китайскую, японскую, корейскую, вьетнамскую культуры равнозначно влиянию древнегреческой философии на Европу. Своими корнями философия Древнего Китая уходит в глубокое прошлое и насчитывает более двух с половиной тысячелетий. Китайская философия, это абсолютно самостоятельная философия, которая имеет принципиальные отличия от западной, т.к. в период своего становления не испытывала влияния никаких иных духовных традиций. Существуют две характерные особенности философии Древнего Китая — это культ предков и взаимодействие мужского и женского начал. Согласно древним верованиям, в момент сотворения всего живого Вселенная находилась в состоянии хаоса. Лишь после рождения двух духов Инь и Ян произошло упорядочение Вселенной и разделение ее на два единства – небо и землю. Мужское начало ян взяло под покровительство небо, а женское начало инь – землю. Древнекитайская философия базировалась на нескольких учениях, которые имели много общего, и отличались лишь в деталях мировоззрения. Наиболее важными и значимыми в культуре Древнего Китая стали два направления – конфуцианство и даосизм. Конфуцианство – особая общественная этика, политическая идеология, научная традиция, образ жизни, иногда рассматривается как философия, иногда — как религия. Конфуцианство не утратило своей актуальности и по сей день. Основателем этой школы стал великий китайский мыслитель Конфуций, который видел смысл жизни в проявлении гуманизма, человеколюбия, благородства, а также в неукоснительном соблюдении ритуалов и правил поведения. В центре его учения находился человек, его поведение, нравственное и умственное развитие. Конфуцианство затрагивало и управление государством. Древний мыслитель крайне негативно относился к насаждению строгих законов, полагая, что они все равно будут нарушаться. Разумное правление может осуществляться только на основе личного примера. Даосизм основал философ Лао-Цзы. Дао – это путь, всеобщее начало и всеобщий конец. Согласно учению Лао-Цзы, вселенная является источником гармонии, и благодаря этому каждое живое существо прекрасно только в своем естественном состоянии. Основная идея даосизма – это не-деяние. Человек только тогда обретет свободу и счастье, когда будет жить в гармонии с природой, вдали от мирской суеты, отказавшись от материальных ценностей и живя в простоте. Долгое время Китай находился под властью идей конфуцианства. Он формировали патриархальную вертикальную структуру общества: во главе страны — император, который подчиняется великому небу, во главе семьи или клана — отец, которому подчиняется сын. Самое старшее поколение — от шестидесяти лет — наиболее традиционно. Средняя возрастная категория сохраняет отголоски патриархата, разбавленного коммунистической идеологией. Молодое поколение — люди до тридцати пяти лет — выросло в другом, открытом Китае. Для китайцев важна эмпатия, как проявление человеколюбия конфуцианства. Так же важна история неформальных отношений, или гуаньси, когда люди разговаривают про ценностные ориентиры, устанавливают личностный контакт. Даже в структуре деловых переговоров у китайцев принято, чтобы официальная встреча переходила в ужин и неформальное общение. Конфуций – это один из величайших философов древнего Китая, создавший социально-этическое учение, принципы которого лежали в основе административной системы Китая на протяжении более чем двух тысяч лет. Кун-Фу-Цзы, более известный в европейской традиции как Конфуций жил в древнем Китае на рубеже VI - V веков, но н.э. Данный период известен в истории Китая как эпоха воинствующих царств, когда вся поднебесная была разделена на множество самостоятельных царств ведущих постоянных конфликты друг с другом и претендующих на право объединения всего Китая под своим началом. В это непростое время происходит настоящий расцвет китайской философской мысли и формируются ее основные течения: даосизм, конфуцианство, маоизм, легизм. Потребность в философском переосмыслении настоящего была крайне велика, Китаю требовался новый взгляд на его судьбу, на проблемы взаимоотношения между людьми, на строение государства и общества, по этой причине все перечисленные концепции значительное внимание уделяют социально-этическим вопросам, либо полностью посвящены им. Конфуций происходил из знатного аристократического рода, однако в раннем детстве его отец погиб, и мать воспитывала сына в одиночку, так что будущий философ познал все тяготы положения беднейших слоев общества. Однако происхождение и воспитание, высокая образованность открывали перед ним значительные перспективы и Конфуций с помощью старательной службы постепенно продвигался по административно-карьерной лестнице. Царившие в современном ему Китае порядке совершенно не удовлетворяли Конфуция, отмечавшего повсеместное падение нравов, хаос и разруху, бесплодные войны и конфликты. По мнению Учителя китайскому обществу требовалось нравственное обновление, источником которого должны были выступить добродетели старины, нормы и правила патриархального Китая, тех взаимоотношений, которые выстраивались в рамках семьи. Занимая должности крупных сановников Конфуций неоднократно предпринимал попытки реализации и продвижения в жизнь своих философских идей, однако раз за разом наталкивался на непонимание и сопротивление правителей. Великий Учитель много путешествовал по стране, поступая на службу то к одному, то к другому правителю, однако ему до конца жизни так и не удалось реализовать свои идеи на практике. Тем не менее учение Конфуция приобрело значительную популярность в народе, особенно среди отпрысков различных благородных семей которые стекались со всего Китая к нему в качестве учеников. Главной целью своего учения Конфуций видел воспитание и нравственное преображение населения, в первую очередь его высших слоев – правителей, аристократии, а также создание гармоничных социальных отношений. Для этого им был создан нравственный идеал человека, к которому должен стремиться, и которому должен соответствовать каждый, в особенности тот, кто наделен значительной властью, т.е. правители, вельможи и чиновники. Эту концепция получила название цзюнь-цзы – «благородный муж». Благородный муж должен был обладать рядом нравственных качеств: «Сяо» - сыновья покорность, «Жэнь» - человеколюбие, «Ли» - соблюдение ритуалов, «И» - долг, «Чжи» - разумность, «Синь» - благонадежность. Сяо является одной из центральных категорий концепции цзюнь-цзы. Поскольку Конфуций рассматривал все государство в качестве единой семьи с верховным отцом-правителем, то социальные отношения внутри государство строились на системах вертикального соподчинения, при которых более младшие должны были выказывать сыновью почтительность более старшим, и сами в тот же момент являлись старшими, по отношению к еще более младшим членам общества. Конфуций верил, что когда каждый начнет относиться к окружающим как членам своей семьи настанет гармония в обществе и разрыв между крестьянством и правящей элитой исчезнет. Не менее важным качеством является жэнь. Жэнь – это гуманизм в самом широком его понимании, включающий в себя и милосердие, и доброту, и справедливость, и человеколюбие, и понимание и многое другое. Список качеств, охватывающих жэнь невероятно велик, в связи с чем данной добродетели достичь крайне сложно, однако она обязательна для всякого истинного правителя. Ли – это этическая категория предполагающая неукоснительное соблюдение правил и ритуалов, нравственно предписанных образцов поведения во всех жизненных ситуациях для каждого члена общества от крестьянина до царя. И – это долг, который благородный муж, познавший жэнь сам накладывает на себя из сознания своих обязанностей. Чжи понимается как разумное, сознательное отношение к жизни, себе, обществу и нравственным правилам, не бездумное следование, но разумное подчинение. Синь или благонадежность – это своеобразное вместилище всех добродетелей цзюнь-цзы, точка его завершенности. Социальная концепция Конфуция Конфуция рассматривал общество как большую семью, отношения в которой между социальными группами должны строится не на насилии и произволе, но на нравственных правилах. Конфуций отрицал силовые методы решения проблем в любом направлении, он отрицал даже внешнюю экспансию, полагая что отдаленные народы могут быть приведены под власть истинного правителя исключительно путем культурной экспансии, распространения и привития им нравственно-этических ценностей. В отношении правителя, являвшегося сыном Неба, как высшего проявления космического закона, и одновременно отцом своего народа, Конфуций выдвигал два требования, на которых должно было основываться его правление – это принципы переписывания имен и «правитель должен быть правителем». Переписывание имен предполагало, что каждая вещь, каждое сословие и каждый человек должен обладать тем именем, которые соответствует ему, отражает его сущность, поскольку в Китае имени(наименованию) объекта придавалось особое значение и несоответствие имени его сущности могло навлечь значительные беды. Принцип «правитель должен быть правителем» вытекал из предыдущего и предполагал, что правитель должен оправдывать свое имя и быть превосходным во всех областях и добродетелях. 23.Сформулировать сущность прагматизма. Прагматизм Ч. Пирса и У. Джемса. «Инструментализм» Дж. Дьюи. Прагматизм – это философское течение, возникшее в США в конце 19 века. Основная идея, суть или концепция прагматизма заключается в следующем утверждении: «Любая идеология, суждение или утверждение, могут считаться верными лишь в том случаи, если они работают удовлетворительно и несут практическую ценность. Все остальные непрактичные идеи, не стоят внимания, и должны быть отвергнуты. Прагматизм – это точка зрения, которая нацелена на рассмотрение практических последствий и реальных эффектов от тех или иных действий. Другими словами, можно сказать, что прагматизм – это определенное мировоззрение, суть которого заключается в том, чтобы оценивать вещи, идеи или поступки только с точки зрения их практичности и целесообразности. Концепция прагматизма по своей сути базируется на шести основных критериях, это: Принцип полезности; Вера в демократию; Взаимосвязь мысли и действия; Метафизика; Эпистемология; Аксиология. Принцип полезности. Это основополагающий принцип, на котором базируется вся теория прагматизма и именно он входит в основное определение. Суть данное принципа заключается в том, что реально важны только те вещи, которые несут практическую пользу. Вера в демократию. Так как философия прагматизма поддерживает концепцию гуманизма, то это непременно ведет к приверженности демократии, ведь именно с ней они достаточно близки во взглядах на общечеловеческие ценности. Тем не менее концепция прагматизма отрицает наличие вечных ценностей. Значение подобных ценностей способно меняться с течением времени и изменением действующей парадигмы восприятия. Взаимосвязь мысли и действия. Концепция прагматизма воспринимает мысль как неотъемлемо часть действия. Метафизика. Прагматики воспринимают материальный мир как единственный и истинный. Человеческая личность считается высшей ценностью. Человек является социальным существом, и его развитие возможно только в обществе. Для него, этот мир представляет собой сочетание разных элементов, где истина может меняться. Так к примеру, прагматизм может допускать существование Бога, если вера в его существование полезна для развития общества в данном периоде времени. Эпистемология. Прагматизм рассматривает опыт как источник достижения знаний. Человек получает знания через деятельность и идеи на основе опыта. Прагматики рассматривают экспериментальные методы как лучший способ получения знаний. Аксиология. Прагматизм не верит в вечные ценности. Человек сам создает ценности. Прагматики рассматривают последствия как основу для выбора всех типов ценностей. Принцип прагматизма, сформулированный Пирсом и лежащий в основе всей его философской доктрины, гласит, что для достижения ясности в наших мыслях о каком-нибудь объекте надо только выяснить, какие возможные последствия практического характера этот объект может содержать в себе. А функция философии состоит в выяснении того, какая нам разница, если истинна та, а не иная формула мира. Таким образом, теории становятся инструментами, а не ответами на загадки. Философию прагматизма можно назвать мировоззрением «американского образа жизни». В течение нескольких десятилетий она господствовала в США, можно сказать, даже на бытовом уровне. Прагматизм Пирса основывался на теории познания, разработанной им в противовес рационализму Декарта. Он встал на защиту права на иррациональное, вступил в борьбу с рационализмом и предпринял попытку уравнения религиозной спекуляции с научным исследованием. Прежде всего Пирс отвергает принцип универсального сомнения Декарта как исходной предпосылки философствования — на том основании, что человеку вообще не дано избавиться от предрассудков. И философ не составляет здесь исключения. «Поэтому этот исходный скептицизм будет простым самообманом, а не действительным сомнением…» При этом Пирс не оспаривает возможности и правомерности сомнения как такового в обычной жизни человека, если для этого имеются основания. В отличие от Пирса, Джеймс широко использует понятие истины. «Истина» выступает у него как синтетическое понятие, обозначающее различные аспекты прагматистского подхода. Напр., с трактовкой прагматизма как метода улаживания философских споров связано определение истины как посредника (миротворца), который готовит людей к изменениям в будущем и одновременно не дает им резко порывать с прошлым. Истина представляет собой как бы программу будущих действий по изменению реальности. Кроме того, истина для Джеймса – это то, что случается, происходит с идеей: это «драгоценное орудие действия», а слова, выражающие истины, инструментальны в нашем опыте. В то же время истина есть родовое название для всех видов ценностей, действующих в опыте. Даже в абстрактной сфере логики и математики истина, по Джеймсу, сохраняет свою ценностную, направляющую функцию. Эпистемический аспект понятия истины схватывается в определении истинных идей как тех идей, которые мы можем усвоить, подтвердить, подкрепить и проверить. Ложные же – те, с которыми мы этого проделать не можем. Причем истина не обязательно является непосредственно верифицируемым верованием. Потенциальные процессы проверки, отмечает Джеймс, могут быть столь же верными, как и актуальные. Он предлагает называть «истинной» идею, начинающую процесс проверки, а «полезной» – выполнившую свое предназначение в опыте. Мы изначально должны верить в истинность своих идей – это «окупится». Все приведенные разъяснения понятия истины объединяет понимание ее как процесса, или характеристики, человеческой деятельности. Джеймс говорил, что чисто объективных истин, при установлении которых никакой роли не играло бы субъективное удовлетворение от сочетания старых элементов опыта с новыми, нигде нельзя найти. Прагматизм отвергает философское обожествление истины как чего-то статичного, неизменного, отделенного от практически ориентированного мира нашего опыта. Он выступал против абсолютизации трактовки истины как «соответствия» действительности. Прагматизм Джеймса не принимает эту трактовку потому, что для него действительность не является чем-то готовым и законченным, а находится в процессе постоянного становления и ожидает своего завершения, в том числе и от будущего. Основу действительности составляет, во-первых, сам поток ощущений. Во-вторых, в действительность включаются отношения между ощущениями. Джеймс считает это положение чрезвычайно важным и отличающим его позицию от позиции британских эмпиристов. Традиционные эмпиристы были неспособны ответить на критику их идеалистических оппонентов и объяснить, откуда берутся отношения между элементами чувственного опыта. Перенося отношения в пределы самого опыта, Джеймс избегает необходимости прибегать к каким-либо внеопытным (трансцендентальным) источникам отношений. Именно поэтому он и называет свой эмпиризм «радикальным». Два вида отношений складываются в рамках опыта. Это прежде всего изменчивые отношения места и времени, носящие внешний характер. Большинство отношений ощущений именно таковы, но возможны еще и внутренние (сущностные) отношения, коренящиеся в природе самих соотносящихся объектов. Область внутренних отношений, однако, ограничивается сферой логики и математики. Только в этих пределах можно говорить об истинности как согласованности (когерентности) наших понятий. Джеймс критиковал английских и американских неогегельянцев, считавших, что все отношения являются внутренними. В-третьих, в действительность включается совокупность прежних истин, с которыми должно считаться каждое новое исследование. Благодаря этому опыт имеет непрерывный характер. Он подчеркивает, что различие между «мыслями» и «вещами», между «познающим» и «познаваемым», а также между «субъектом» и «объектом» следует рассматривать в терминах внешних отношений между элементами нашего опыта. Прагматизм допускает как единство, так и разъединение частей опыта. С точки зрения плюралиста Джеймса, части реальности связываются внешним образом. Вещи соотносятся различными путями, но никакая из них не доминирует над остальными. Поэтому плюралистический мир больше похож на федеративную республику, чем на империю или королевство философов-монистов. Исходным для Джеймса является понятие опыта. Субъективность и объективность суть функциональные атрибуты опыта. В этой связи он критиковал традиционные противопоставления духа и материи, души и тела. Джеймс отмечал, что философы измыслили особую субстанцию под названием «сознание». Прообразом духа (сознания), считал он, был обычный процесс дыхания. Поэтому вместо рационалистического «я мыслю» можно было бы сказать «я дышу». Джеймс при этом указывал, что он отрицал только субстанциональность сознания, но не отрицал его функционального значения. Эта функция – познавательная. Признав наличие «чистого опыта», познание можно будет трактовать как особый вид внешних отношений между элементами опыта. В своей философии религии (которая фактически является и психологией религии) Джеймс придерживался сформулированных им прагматистских принципов. Вера людей в то, что Бог существует, может быть истинной, если само утверждение о существовании будет обозначать те духовные потребности людей, которые религиозная вера могла бы удовлетворить. Джеймс, который не отдавал предпочтения ни одной из конфессий, подчеркивал сугубо личностный характер подлинных религиозных верований людей. Особый интерес у него как у исследователя вызывали описанные в различных источниках случаи мистического озарения, экстремальные факты проявления религиозного чувства. Он и сам дает тонкие описания эмоциональной жизни верующих, «энергетического» подъема, испытываемого при приобщении к религии. Инструментализм Дьюи сформировал концепцию научного метода как инструмента благополучной и удачной жизнедеятельности человека, в процессе достижения своих целей. Инструментализм представляет собой философский метод, который считает продукты человеческого сознания, - а именно этические и эстетические идеи, теории и т.д., - средствами приобщения к миру, вносящими в него определённость и порядок. Они способствуют процессу «понятности» окружающей среды для жизни человека. Данные понятия формируют так называемый «инструментарий», который человек осваивает в процессе своей жизни, воспитания, образования, что ведёт к практическому решению их дальнейших проблем. Таким образом, инструментализм становится необходимом компонентом и методом такого направления, как прагматизм. Выдающимися представителями прагматизма являются Ч. Пирс, У. Джеймс и Дж. Дьюи. В философии науки инструментализм обретает автономность в качестве интерпретатора языка науки, функций и развития научных концепций. Характеристика и критерии инструментализма. Основным критериям инструментализма относится то, что вне практической деятельности людей все онтологические рассуждения о бытии, мире не имеют вещественного содержания. Мир, как практический феномен, имеет огромный спектр ситуаций и опыта с определёнными временно-пространственными рамками. Орудием в этом случае выступает мышление, который помогает человеку действовать в различных ситуациях, решает возникшие проблемы и регулирует все необходимые процессы. Он противостоит неопределённости бытия. Следовательно, идеи, понятия будут иметь ценность, когда они максимально эффективно гарантируют практический успех. Инструментализм отвергает наличие фундаментального эмпиризма познавательной деятельности, так называемых «чистых данных». Факты познаются лишь с идеями, теориями, которые выступают как схемы деятельности. |