Главная страница
Навигация по странице:

  • Дать понятие: Философия эпохи французского Просвещения.

  • Деистическое ; атеистическо-материалистическое ; утопическо-социалистическое (коммунистическое ). Деизм.

  • Атеистическо-материалистическое. Атеисты

  • Утопическо-социалистическое (коммунистическое) направление.

  • Дать понятие: Теория познания И. Канта.

  • 71. Сформулировать социально-философские взгляды Маркса и Энгельса.

  • Экзаменационные вопросы по философии 2022 г. 71) Сформулировать социально-философские взгляды Маркса и Энгельса.

  • Философия ответы. Билет 1 Сформулировать проблему первоначала в натурфилософии древних греков


    Скачать 135.63 Kb.
    НазваниеБилет 1 Сформулировать проблему первоначала в натурфилософии древних греков
    Дата27.12.2022
    Размер135.63 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия ответы.docx
    ТипЗакон
    #865829
    страница10 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Дать понятие: Философия Нового времени: проблема метода (сенсуализм, эмпиризм, рационализм).

    Развитие философии нового времени начинается в эпоху раннего Возрождения. Именно в этот период вся культура западной Европы начала трансформироваться под влиянием зарождающегося капитализма.Эти изменения проявились, прежде всего, во взглядах на науку. Она стала рассматриваться как главное средство рационализации практики и даже как основа житейской мудрости. Следовательно, такая ориентация на науку не могла оставить философию незатронутой. В силу этого развились несколько направлений в методе познания, поскольку развитие знаний может происходить либо в форме экспериментальной науки, основанной на опыте, либо в форме теоретических систем, подчиненных строгим правилам логического вывода. Под методом понимается путь познания, и проблемы метода- проблемы познания истины. В итоге философия нового времени дает три основных пути решения этой проблемы: сенсуализм, рационализм и эмпиризм. Давайте для начала разберем сенсуализм.

    Сенсуализм – философская концепция, в основе которой истина познается через чувства. Главный принцип сенсуализма: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах». Сенсуализм был представлен в философии англичанина Джона Локка, концепция философии которого была отражена в трактате– «Опыт о человеческом разумении». Локк считал, что человек рождается с чистым сознанием, и это сознание наполняется ощущениями, которые Локк называет идеями. Под идеями понимается то, что воспринимается «душою в себе самой или является непосредственным объектом восприятия, мышления или интеллекта», ум же только складывает эти идеи, но не производит их самостоятельно. Но как можно оценить достоверность восприятие реальности через чувства? Джон понимал субъективность чувств, не смотря на доверие к ним, и поэтому разработал концепцию первичных и вторичных качеств: к первым относятся пространственно-временные характеристики объектов, это к примеру фигуры, величины, а к вторичным – их субъективное преломление. Сюда же относятся цвет, запах и вкус.

    Эмпиризм – это философская концепция, в основе познания которой лежит опыт.Родоначальником этой концепции является Фрэнсис Бэкон – английский философ, политик и писатель. Основные принципы нового метода были изложены им в трактате «Новый Органон», в котором он, выступая за тесную связь науки с практикой, выдвигает свой знаменитый тезис «Знание – сила».Эмпиризм не исключает важности чувственного восприятия для процесса познания, но настаивает на тесном союзе чувств и разума. Он утверждает то, что чувства – недостаточная основа познания – чувства либо искажают действительность, либо же они отказывают человеку в постижении истины. Эмпиризм провозглашает необходимость активности субъекта познания: нужно познавать природу не простым наблюдением, но и экспериментировать с ней – задавать вопросы, вмешиваться в природные процессы, и даже если это необходимо – разрушать.

    И наконец, рационализм. Рационализм – это философская концепция, основу познания и критерий истины усматривающая в разуме. В философии Нового времени рационализм представлен в философии Р. Декарта, французского философа и математика, и его основные идеи были представлены в трактатах «Рассуждение о методе» и «Начала философии».Как и Ф. Бэкон, Р. Декарт выступал с критикой устаревшего схоластического метода мышления, был озабочен проблемой достоверности знания. Декарт искал признаки достоверности познания в сфере самого знания, в его внутренних характеристиках. Р. Декарт разработал следующие правила своего метода. Первое из них – правило интеллектуальной интуиции. В основе познания лежат истины, которые являются очевидными и не требуют доказательства. Чтобы увидеть эти истины, Р. Декарт предложил процедуру универсального сомнения: только то, что выдержит проверку сомнением, в чем нельзя усомниться, и будет основой, фундаментом последующих построений. Единственная истина, в которой, как оказалось, человеческий разум не может усомниться, это факт самого сомнения. Достоверность своего существования, таким образом, человек обнаруживает не через свое тело, не через внешний мир, а через акт мышления: «Я мыслю, следовательно, существую». Второе правило – правило анализа: разделять сложные проблемы на простые.Третье правило – правило дедукции: располагать свои мысли в порядке, начиная с простейших, абстрактных, и доходить до наиболее сложных, конкретных. И наконец, четвертое правило – правило полноты и последовательностивыводов: в процессе мышления не пропускать никаких логических ступеней, делать все выводы, которые только можно получить.

    Учитывая вышеизложенное можно сделать вывод о том, что каждое решение проблемы рассматривает свою концепцию, не исключая при этом и другие, и лишь рассматривая познание с разных точек зрения может родиться истина.

    1. Дать понятие: Философия эпохи французского Просвещения.

    Деизм – философское течение, на котором основана философия французского, согласно которому бог является творцом мира, но при этом не вмешивается в закономерное течение событий.Французская философия развивалась под влиянием идей о необходимости изменения существующего общества, его нравов, политики и быта. путем распространения идеи добра, справедливости и научных знаний. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий, выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство.Французские мыслители высказывали идеи материализма. На протяжении долгого времени французские просветители подвергали жестокой критике институты традиционного общества: монархию, сословную структуру общества, церковь и сложившуюся систему воспитания.  Провозглашались новые социальные идеалы, самым главнымиз которых была свобода.

    Можно выделить три основных направления в философии того времени. Деистическоеатеистическо-материалистическоеутопическо-социалистическое (коммунистическое).

    1. Деизм.

    Сторонники этого направления прежде всего отвергали идею личного Бога; не соглашались с пантеизмом (отождествление Бога и Природы); видели в боге первоначало, причину всего сущего; отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей, Его какое-либо влияние на ход истории, окружающий мир после его сотворения. Одним из представителей этого направления был Вольтер. В своих произведениях он подвергал критике феодальные отношения и клерикальное мировоззрение.Бог Вольтера, создавший Вселенную, но не имевший никакого отношения ни к чудесам, ни к таинствам, отличался от Бога правоверных католиков. Опираясь на философию Локка и законы Ньютона, Вольтер в работах «Философские письма» «Философский словарь», «Трактат о метафизике» и других сочинениях подошел к идее о вечности и несотворенности материи, ее активном существовании и вечном движении. Согласно его взглядам, сознание является атрибутом материи и зависит от строения тела. Вольтер считал, что главная задача – утверждение в человеческой жизни принципов разума, справедливости и гуманности.

    1. Атеистическо-материалистическое.

    Атеисты отвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических и естественно-научных позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму. Самым ярким представителем этого течения был Дидро. Вместе с Вольтером Дидро оказал наибольшее влияние на современную ему общественную мысль. В работах «Философские принципы», «Мысли об объяснении природы» Дидро отстаивал идеи о материальности мира, о единой, вечной, несотворенной материи как объективной реальности, существующей вне и независимо от человеческого сознания. Отвергая дуализм, считал материю единственной субстанцией, обладающей внутренним противоречием. Согласно его учению, природа находится в вечном движении и развитии, сущее погибает в одной форме и возникает в другой. Он высказал мысль, что сознание – это свойство высокоорганизованной материи. Дидро отрицал сотворение мира, божественное происхождение сознания и бессмертия души.

    Утопическо-социалистическое (коммунистическое) направление. Первым коммунистом-теоретиком и практиком считается Франсуа Бабеф, который главным социальным злом считал частую собственность и разделение общества на антагонистические классы; считал лучшим общество, где нет классового деления, частной собственности, где существует полное экономическое и политическое равенство; был убежден, что достижение такого общественного устройства возможно только революционным путем. Бабеф стал первым философом-коммунистом, который попытался на практике осуществить свои идеи. Им была проделана работа по подготовке вооруженного восстания. Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости.

    Можно сделать вывод, что философы того времени провели громадное переосмысление мировоззренческой проблематики и принципов социальной жизни людей, что привело к свободе мысли и улучшению естественных прав человека. Произошло утверждение философского разума, как высшую форму инстанции при решении всех вопросов, которые волнуют людей.

    1. Дать понятие: Теория познания И. Канта.

    Иммануил Кант – это основоположник немецкий философской классики. В его деятельности можно выделить два абсолютно разных периода. В ранний, так называемый «докритический» период, Кант рассматривал естественнонаучные проблемы, в частности, сформулировал гипотезу о возникновении Солнечной системы через сгущение космической пыли, выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас, а также изучал роль приливов и отливов на нашей планете.Второй этап: начинается примерно с 1770-80ых – в этот период Кант занимается процессами познания, а также размышляет над общефилософскимипроблемами бытия, познания, человека, нравственности, права и эстетики.С 1781 года Кантом был опубликован ряд работ: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения», в заглавиях которых был один общий термин «критика», означающий исследование границ и возможностей разума в главных сферах духовной жизни, то есть в познании, нравственности и эстетической оценке.В своей теории познания Кант рассуждает над проблемой – как, исходя из субъективности, из человеческого сознания, можно прийти к объективному знанию?Именно таким образом и был сформулирован знаменитый вопрос – «Что я могу знать?». Кант считает основной целью своей философии – осуществить ту самую критику чистого разума. Философ пытается выяснить, что чистый разум может и чего он не может, каковы его основания и как рождаются его принципы.Аналитические суждения всегда априорны: опыт для них не нужен, поэтому апостериорных аналитических суждений не бывает. Априорные суждения, согласно Канту, входят в состав математики и естествознания. Благодаря априорности, эти суждения содержат всеобщее и необходимое знание, то есть такое, которое невозможно извлечь из опыта; благодаря синтетичности, такие суждения дают прирост знания. Кант считает, то если наше познание начинается с опыта, то его связь — всеобщность и необходимость — не из него. Эту связь он относит к необходимой априорной деятельности разума. Выявление этой деятельности разума в отношении опыта Кант называет трансцендентальным исследованием.Канта можно назвать догматиком, т.к. он не разделял безграничной веры в силы человеческого разума. Он первым указал, что для обоснования возможности знания следует исходить из того, что не наши познавательные способности соответствуют миру, а мир должен сообразовываться с нашими способностями, чтобы могло состояться познание в принципе. То есть, наше сознание не может догматически познавать мир. Мир сообразуется с возможностями нашего познания - разум является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте. Опыт, фактически, синтез того чувственного содержания («материи»), которое даётся миром (вещей в себе) и той субъективной формы, в которой эта материя (ощущения) постигается сознанием. Единое синтетическое целое материи и формы Кант и называет опытом, который по необходимости становится чем-то только субъективным. Именно поэтому Кант различает мир как он есть сам по себе — вещь-в-себе, и мир как он дан в явлении, то есть в опыте. Можно выделить два уровня формообразования предмета. Это априорные чувства – пространство и время. Все чувства осознаются нами в формах пространства и времени, и тем самым опыт чувства становится чем-то необходимым и всеобщим.

    Благодаря категориям рассудка связываются данности созерцания – т.н. рассудочный синтез.

    Таким образом вещь-в-себе непознаваема, т.к. познаваемо лишь то, что является предметом опыта. Она является условием предметов опыта (или их причиной), поэтому вещь в себе является причиной самой себя, т.е. полагает сама себя. Вещь-в-себе противоположна явлению, т.е. трансцендентна, но, с другой стороны, она, как условие явлений, связана с этими явлениями в единстве, и в этом смысле, любой объект раздваивается на вещь в себе и явление: вещь в себе стоит как бы за явлением.

    71. Сформулировать социально-философские взгляды Маркса и Энгельса.

    Созданная Карлом Марксом в содружестве с Фридрихом Энгельсом марксистская философия явилась своеобразным порождением немецкой классической философии.Другая ее особенность в том, что философия у Маркса и Энгельса оказалась тесно связанной с политэкономией и теорией социализма — на основе переосмысления классической английской политэкономии. Их учение занимает особое место в истории социологии. В его основе лежит диалектико-материалистическое понимание исторического процесса.Данное учение получило название марксизм, что созвучно с одноименным философом.Марксистская теория общества придерживается философской и идеологической ориентации, нужно признать, что она содержала множество важных идей, которые так или иначе обогатили общественную мысль XIX века.Именно в маркизме отражаются социально-философские взгляды этих философов.

    К самым важным положениям социологической теории марксизма можно отнести следующие:

    1.Общество понимается как социальная система, которая включает в себя ряд подсистем – моральную, правовую, экономическую, политическую и другие. При этом экономическая подсистема играет ведущую роль. Системообразующим компонентом социальной системы является способ производства, который определяет ее качественную характеристику;

    2.Общественное бытие и общественное сознание диалектически взаимодействуют. Последнее выступает в качестве отражения социальной практики людей, разных видов их совместной деятельности. Таким образом объясняется природа, сущность и содержание общественного сознания

    3.Социальный конфликт является источником общественного процесса и поступательного развития общества. Марксисты интерпретируют социальный конфликт не как временное или локальное явление, а как органический и постоянный компонент общественной жизни. Маркс и Энгельс, показывая положительную роль конфликтов в жизни общества, сумели заложить основы конфликтологическо-социологического направления.

    4.Личность в теории марксизма является носителем общественных отношений. Маркс и Энгельс полагали, что личность является не только объектом воздействия социальной среды, но и активным субъектом ее преобразования. Таким образом, посредством изучения механизма взаимодействия личности и общества, ученые сумели раскрыть то, что его характер является исторически обусловленным.

    Экзаменационные вопросы по философии 2022 г.

    71) Сформулировать социально-философские взгляды Маркса и Энгельса.

    Марксизм возник и развивался в Германии. Двумя создателями марксизма были К. Маркс и Ф. Энгельс, каждый из которых внёс свой вклад в марксистскую философию. Карл Маркс разрабатывал в первую очередь философское и экономическое учение, а также политические документы. Энгельс - исторические сочинения, а также учение о диалектических закономерностях в природе и в естествознании.

    материя (всё материальное, включая природу и всё, что на её основе создал человек) первична, а сознание человека - вторично. Причём первая определяющим образом влияет на второе, общественное бытие определяет общественное сознание: духовная жизнь человека, его идеи и представления зависит от жизни материальной, от уровня развития экономики и от места, которое данный человек занимает в обществе.

    согласно марксизму, практика является наиболее глубинной основой человеческого мира. Сущность человека - его практическая деятельность - труд, производство (человек не просто «находится» в природе, но и практически преобразовывает, изменяет её). Практическая деятельность, производство, труд - вся предметная деятельность человека по преобразованию окружающего их мира (то, что даёт природа, и то, что уже создано другими людьми) и самих себя, в процессе которой возникают отношения между людьми и происходит познание мира. Маркс и Энгельс выделяли два вида деятельности: «обработка природы людьми» (материально-производственная деятельность) и «обработка людей людьми» (социально-преобразующая деятельность).

    экономический детерминизм: основу общественного развития составляет деятельность людей в сфере материального производства т.е. экономические отношения определяют все другие общественные отношения - правовые, политические, религиозные, нравственные и др. Общество возникает с появлением орудий труда, человек отличается от животных тем, что создаёт условия своего существования посредством орудий труда. Основа любого человеческого общества - добывание средств к жизни.

    Разделение на классы Маркс считал исторической несправедливостью, которая возникает при появлении частной собственности (так возникает неравенство: сразу у одних собственности оказывается больше, а у других - меньше) и должно быть ликвидировано в идеальном коммунистическом обществе.
    К. Маркс выделял два направления прогресса человеческого общества:
    1) экономический прогресс (он представляет собой содержание, сущность истории): конфликт между производительными силами и производственными отношениями, которые проявляется в виде классового конфликта
    2) социально-политический прогресс (он обусловлен экономическим прогрессом и является формой общественного развития): конфликт между основными классами общества

    Диалектический материализм («диамат») в большей степени обязан своим появлением Фридриху Энгельсу, учение которого стало теоретическим ядро марксизма. Если для Маркса диалектика была методом понимания истории и общества, то Энгельс применил её к исследованию природы. Диалектика, писал Энгельс, дает естествознанию понимание законов природы и ее общих связей. «Диалектика - отмечал Энгельс - есть не что иное, как наука об общих законах движения и развития природы, общества и мышления».

    Энгельс раскрыл ряд определенных закономерностей, связанных с первобытным обществом, античным и феодальным. Он определил, что общество развивается не только в связи с проводимой политикой, с картиной мира и привитым мировоззрением, но и с экономическими формациями, которые составляют основу жизнедеятельности любого общества. Энгельс значительный период времени уделил вопросу взаимоотношения экономики, политики и идеологии. Он подчеркивал, что необходимо раскрыть большое воздействие на жизнь социума отдельных классов, их борьбы за господство над всем обществом. Именно Энгельс разработал основу учения о литературе и искусстве в марксистском обществе.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта