Главная страница
Навигация по странице:

  • Билет 38.Функционально-смысловой тип речи повествование; виды повествований.

  • Повествование

  • Билет 39. Редактирование повествовательных текстов. Основные недостатки и способы их устранения.

  • Билет 40. Функционально-смысловой тип речи рассуждение. Виды рассуждений.

  • Рассуждение-объяснение

  • Билет 41. Редактирование рассуждений. Основные недостатки и способы их устранения

  • СТИЛИСТИКА 4 СЕМЕСТР. Билет История и теория стилистики. Основные понятия


    Скачать 0.54 Mb.
    НазваниеБилет История и теория стилистики. Основные понятия
    АнкорСТИЛИСТИКА 4 СЕМЕСТР.docx
    Дата05.03.2018
    Размер0.54 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСТИЛИСТИКА 4 СЕМЕСТР.docx
    ТипДокументы
    #16242
    страница18 из 20
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20
    частью с определенной целью – здесь добавление о наличии цели излишне.
    4. Затрудняющая понимание смысла образность, например:
    Телевидение – пробный камень закрепленной в Конституции свободы мнений
    (сравнение телевидения с камнем достаточно двусмысленно).


    5. Неясность, вызванная плохим пониманием предмета или неудачным
    выбором речевых средств для оформления мысли: Радиовещание –
    «великолепнейший аппарат коммуникации общественной жизни» (Бертольд
    Брехт, перевод).


    6. Наличие редких слов и терминов в определяющей части:
    Инт е рф е р о н – с у б ст а н ц и я , п о л у ч а ем а я и з ч е л о в е ч е с к и х
    соединительнотканных клеток.
    7. Отрицание в определяющей части: Электронная музыка – музыка,
    получаемая только из нетрадиционных инструментов.
    8. Тавтологическое определение – понятие не должно определяться
    через однокоренное слово, которое, в свою очередь, не получает внятного
    определения или адресует к исходному понятию, например: Катализ –
    изменение скорости реакции химического превращения посредством
    катализаторов. Катализаторы – наиболее важные катализаторы:
    платина, никель, медь, кобальт, кислоты, активированный уголь или медь.
    Катализ биохимических процессов происходит при помощи энзимов (врез
    «Технический словарик»).

    9. Несоответствие стилевой принадлежности определения общему
    стилю текста, например наукообразная дефиниция в популяризаторской
    статье.
    В некоторых случаях предпочтительнее вообще отказаться от
    малоупотребительного слова, и тогда необходимость в определении отпадает
    сама собой.

    Билет 38.Функционально-смысловой тип речи повествование; виды
    повествований.
    Функционально-смысловые типы речи (ФСТР) – коммуникативно-обусловленные типизированные разновидности монологической речи, к числу которых традиционно относятся описание, повествование и рассуждение.

     

    Развитие функциональной стилистики, специальное обращение ученых к проблеме ФСТР, привлечение в качестве объекта исследования всего многообразия общественно значимых функциональных разновидностей речи привело к вычленению подтипов внутри ФСТР, выделению новых типов речи (к основным следует отнести предписание и констатацию – типы речи, характерные в первую очередь для официально-деловых текстов), к существенным уточнениям первоначальных представлений лингвистов о системе ФСТР и ее функционировании в русском языке. В результате того что цели и задачи общения в разных сферах коммуникации различны, неодинаковыми оказываются и процессы эволюции типов речи в русском литературном языке, и современные характеристики каждого ФСТР. Специфика функциональных разновидностей языка обусловливает вариативность проявления в различных текстах одних и тех же ФСТР – вплоть до их функционально-смысловой трансформации.

     

    Процесс коммуникативного развития личности невозможен без формирования теоретически четкого представления о функционально-смысловой типологии речи, без выработки умения анализировать текст с точки зрения его принадлежности к определенному типу, умения создавать тексты в соответствии с коммуникативно-функциональными, логико-семантическими, композиционно-структурными, лексико-грамматическими характеристиками того или иного ФСТР.
    Повествование – ФСТР, предназначенный для изображения последовательного ряда событий или перехода предмета из одного состояния в другое. Например:

    «И доктору Старцеву, Дмитрию Ионычу, когда он был только что назначен земским врачом и поселился в Дялиже, в девяти верстах от С., тоже говорили, что ему, как интеллигентному человеку, необходимо познакомиться с Туркиными. Как-то зимой на улице его представили Ивану Петровичу; поговорили о погоде, о театре, о холере, последовало приглашение. Весной, в праздник – это было вознесение, – после приема больных, Старцев отправился в город, чтобы развлечься немножко и кстати купить себе кое-что. Он шел пешком, не спеша (своих лошадей у него еще не было), и все время напевал… В городе он пообедал, погулял в саду, потом как-то само собой пришло ему на память приглашение Ивана Петровича, и он решил сходить к Туркиным, посмотреть, что это за люди…» (А.П. Чехов. Ионыч);

    «Пришла весна, зацвели мать-и-мачеха и незабудки, под коричневыми корнями леса явились подснежники, а в соседнем доме неожиданно расцвел Кот. Подснежниками заголубели котовьи усы, мать-и-мачехой и листом черемухи зазолотели глаза, а на лапах и на груди объявились белые вербные сережки. Разукрашенный, цветущий, полеживал он на новой траве, посиживал на старом заборе, блистал глазами на крыше сарая. Я все ждал, что на хвосте у него объявится какой-нибудь тюльпан весенний, особенный, котовий, но тюльпан не появлялся…» (Ю. Коваль. Весенний кот).

     

    На первом плане в содержании повествовательных фрагментов текста – порядок протекания действия. Каждое предложение обычно выражает какой-либо этап, стадию в развитии действия, в движении сюжета. Большую роль играет временная соотнесенность сказуемых, которая может проявляться и как их временная однотипность, и как временная разнотипность. Основную смысловую нагрузку выполняют обычно глаголы совершенного вида, приставочные и бесприставочные (поселился, представили, поговорили, отправился, пообедал, погулял, решил и т. д.; пришла, зацвели, расцвел, заголубели, зазолотели и др.), которые обозначают действия предельные, сменяющиеся. Для повествования характерна конкретная лексика (доктор, больные, лошади, город, сад; лес, подснежники, кот, усы, лапы). Ход событий акцентируется посредством обстоятельств времени (только что, как-то зимой, весной, в праздник, после приема больных, потом).

     

    По использованию синтаксических построений и типов связи предложений повествование противопоставлено описанию, что проявляется, в частности, в следующем: 1) в различии видо-временных форм глаголов – описание строится в основном на использовании форм несовершенного вида, повествование – совершенного; 2) в преобладании цепной связи предложений в повествовании – для описания более характерна параллельная связь; 3) в употреблении односоставных предложений – для повествования нетипичны номинативные предложения, безличные предложения, широко представленные в описательных контекстах (более подробно о языковых средствах, характерных для описания и повествования см.: Нечаева, 1999).

     

    Повествование – тип речи, функционирующий прежде всего в художественных текстах и оформляющий рассказ о событиях, система которых составляет сюжет произведения. В художественно-изобразительной речи (художественных произведениях, текстах некоторых жанров публицистики – репортажа, очерка, информативно-экспрессивных заметок, текстах-рассказах в разговорном стиле) органично сочетаются элементы описательности и повествовательности. Описание включается в повествование для наглядно-образного представления героев, места действия.

    Билет 39. Редактирование повествовательных текстов. Основные недостатки и способы их устранения.


    Повествование. Цель и построение.
     Повествование – самый распространенный и самый естественный вид изложения материала. Это рассказ о событиях в той последовательности, в которой они происходили. Повествование обычно состоит из: узловых моментов, то есть основных событий в их продолжительности; представления о том, как происходила смена этих событий (как происходил переход из одного состояния в другое).Помимо этого практически каждое повествование имеет свой ритм и интонацию.

    Редактор обязан проверить, насколько верно автор выбрал узловые моменты, чтобы они правильно отображали события; насколько автор последователен в изложении их; продумана ли связь этих основных моментов между собой.

    Синтаксическая структура повествования – это цепочка глаголов, поэтому центр тяжести в повествовании  переносится со слов, относящихся к качеству, на слова, которые передают движения, действия, то есть на глагол.

    Способы повествования. Выделяются два способа повествования: эпический и сценический. Эпический способ – законченный рассказ о событиях и действиях, уже происшедших, о результате этих действий. Чаще всего встречается в строгом, научном изложении материала (напр. повествование о событиях Великой Отечественной войны в учебнике истории). Сценический способ, напротив, требует, чтобы события излагались наглядно, смысл происходящего на глазах читателя раскрывался через жесты, движения, слова действующих лиц. При этом внимание читателей обращается на подробности, частности (напр. повествование А.С.Пушкина о зимней вьюге: «Мчатся тучи, вьются тучи… Невидимкою луна освещает снег летучий…»).

    В настоящее время некоторые исследователи выделяют в современной повествовательной художественной прозе особый способ изложения материала, называя его уже не сценическим, а кинематографическим. Говоря, что при этом способе темп повествования стремителен, воплощается предельно лаконично в конкретно-зрительной форме. Нам представляется, что все же это разновидность сценического способа повествования, так как пушкинское повествование не менее «кинематографично» и лаконично, нежели проза современных писателей.

    Позиция автора и авторская речь в повествовании. Авторская речь в повествовании крайне редко бывает нейтральной, голос автора выполняет определенные функции в повествовании, особенно если речь идет о публицистических жанрах, так как в них личность автора и степень его участия в происходящих событиях играют важнейшую роль (напр. , в жанрах репортажа или интервью, в которых повествование ведется от первого лица). Поэтому редактор должен обратить внимание на то, чтобы в общем контексте произведения голос автора в повествовании выполнял свои функции.

    Наиболее часто встречающийся недостаток в построении повествования: перегруженность его  мало значащими фактами и подробностями. Редактор должен помочь автору убрать случайные детали, второстепенные факты, которые могут отвлечь читателя от существа повествования. При этом важно помнить, что значимость того или иного события определяется не его продолжительностью, а его важностью по значению или для последовательности изложения событий.

    Билет 40. Функционально-смысловой тип речи рассуждение. Виды рассуждений.

    В речевом общении люди не только повествуют о чем-то или описывают что-нибудь, не только спрашивают или побуждают к действию, но и рассуждают, доказывая что-либо. Доказательства используются и в устном общении, и в письменной речи.

    Рассуждением называется такой тип речи, который характеризуется особыми отношениями между входящими в его состав суждениями, образующими умозаключение, и специфической языковой структурой, зависящей не только от причинно-следственной логической основы рассуждения, но и от смыслового значения выводного суждения.
    Рассуждения бывают трех видов: рассуждение-объяснение, рассуждение-доказательство, рассуждение-размышление.  
    Рассуждение-объяснение предполагает, что главное утверждение текста истинно, поэтому нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса. Главная задача текста заключается в раскрытии содержания тезиса. 
    При построении текстов-рассуждений-доказательств следует опираться на 
    следующие правила: 
    1.              Доказательство и объяснение строятся по одной схеме: экспозиция – вопрос – ответ на вопрос (тезис) – доказательство – тезис – выводы. 
    2.              После тезиса в доказательстве естественным является вопрос почему?, после тезиса в объяснении вопрос почему? Кажется искусственным и неуместным. 
    3.              После тезиса в объяснении используется, как правило, слова и выражения  типа:  оказалось..., дело    в  том...,    что..., вот…, почему.., вот..., например..., об этом свидетельствует такие факты, как выяснилось... 
    4.              Схема рассуждения-доказательства и рассуждения-объяснения на практике довольно часто реализуется в сокращенном виде: иногда опускается вопрос, часто отсутствуют выводы, нередко нет экспозиции. Во всех случаях пропуск объясняется тем, что рассуждение является понятным и без пропущенных компонентов «идеального» рассуждения, так как все эти пропущенные компоненты легко домысливаются или подразумеваются. Таким образом, обязательными частями рассуждения являются тезис и его доказательство. Экспозиция, проблемный вопрос, выводы могут либо
    присутствовать в тексте, либо отсутствовать. 

    Размышление представляет собой один из видов текстов-рассуждений и строится, как правило, в вопросно-ответной форме. В таком рассуждении вопросы могут получать отражение в тексте. А могут и не получать. 
    Рассуждение-размышление включает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, сопоставить или противопоставить, указать причинно-следственные отношения, ограничить, расширить или обобщить и т.д. 
    Текст-размышление   строится   по   общей   для    всех   видов рассуждения схеме, но в отличие от доказательства и объяснения содержит в себе не один вопрос и ответ, а систему вопросов и ответов, следовательно, дополняющих и обусловливающих друг друга:

    - экспозиция (подведение к проблемному вопросу);
    - система проблемных вопросов и ответы на них;
    - выводы.

    Билет 41. Редактирование рассуждений. Основные недостатки и способы их устранения
    Объектом рассмотрения в рассуждении является какая-либо мысль проблемного характера. Рассуждение ориентировано на представление логики развития этой мысли, на выявление процесса получения нового знания, и соответственно целью рассуждения служит возникновение новых сведений, которые обоснованы и доказаны.

    ​Выделяют несколько основных видов рассуждения.

    Логическое доказательство - обоснование выдвинутого тезиса аргументами, истинность которых ранее установлена. Логической формой связи тезиса с аргументами, а также аргументов между собой является демонстрация. Н.М.Сикорский писал о работе над рассуждением: «При разборе рассуждений делают упор на структурную зависимость между их посылками и выводами. Если в рассуждении что-то доказывается, проверяют истинность значения аргументов» [Сикорский 1980 : 217].

    По направленности воздействия аргументы традиционно делят два вида:

    1) рациональные аргументы, они же «аргументы к делу», они же логические - факты, документы, статистические данные (бесспорные и небесспорные); заведомо истинные суждения, принятые обществом; причинная зависимость; аналогия;

    2) иррациональные аргументы, они же «аргументы к человеку», они же психологические - апелляция к чувствам, к основным страхам; апелляция к пользе; апелляция к здравому смыслу; ссылки на авторитеты, безусловные для адресата.

    По силе воздействия (качеству) аргументы дифференцируют как:

    а) исчерпывающие – обнаруживаются редко, потому что полностью обосновывают тезис. Чаще всего исчерпывающий аргумент единичен и он настолько силен, что делает ненужным дальнейшее рассуждение;

    б) главные – непосредственно связаны с тезисом, предъявляются при любой возможности;

    в) спорные – в зависимости от занимаемой позиции могут быть использованы как в поддержку тезиса, так и для опровержения его;

    г) произвольные – сами нуждаются в доказательстве.

    Умозаключение (силлогизм) - это выдвижение общей посылки, затем частной и переход от них к выводу Все дети должны учиться в школе [общая посылка]. Петрову девять лет [частная посылка], следовательно, он ученик [вывод].

    Энтимема – сокращенный силлогизм, в котором отсутствует одна из трех составляющих его частей (чаще всего изымают общую посылку) Петрову девять лет, значит, он ученик.

    Аналогия – рассуждение, построенное на основе подобия фактов и ситуаций. Для создания корректной аналогии необходима не только логика, но и воображение.

    Объяснение – рассуждение, в котором известен вывод, но не известны посылки, из которых он проистекает. Их устанавливают исходя из собственного опыта, эрудиции и интуиции. Объяснение не претендует на единственно правильную трактовку предмета речи, оно лишь указывает на возможность предлагаемого вывода.

    Рассуждения строятся на основе дедукции или на основе индукции. В первом случае говорят о прямом рассуждении, основанном на аналитическом развертывании мысли: от общего к частному, от рода к виду, от целого к частям, от формулировки тезиса к аргументам. Прямое рассуждение используется, если адресант уверен в нейтральности или благожелательности адресата. Во втором случае речь идет об обратном рассуждении, представляющем синтетическое развитие мысли: от частей к целому и т.д. Оно предпочтительно, если адресант предполагает неполное приятие или даже отторжение излагаемой позиции адресатом.

    Заметим, что с точки зрения логики как абсолютно надежные оцениваются только дедуктивные рассуждения, а индуктивные и рассуждения по аналогии характеризуются как правдоподобные (вероятностные). ​

    Наиболее распространенными недостатками рассуждения являются:

    1. Хаотичное построение, например: Если сравнить европейскую культуру с домом, то христианство можно было бы назвать фундаментом. Ибо христианство оказало решающую роль на развитие искусства, науки и ремесел. А поскольку христианские монахи с давних пор занимались виноделием, неудивительно, что именно в виноградарских районах нашей страны находится большинство памятников церковной архитектуры. Выбранная здесь схема рассуждения является одновременно индуктивной и дедуктивной: за тезисом следует аргумент, связанный со следующим аргументом, но уже относящимся к другому тезису. Обычно выбирают какой-нибудь один способ рассуждения: от общего (тезиса) к частному (аргументам) или от частного (примеров) к общему (тезису-выводу).

    2. Банальные рассуждения, не приводящие к появлению новых знаний, например: Чистая речь нужна нам, как чистый воздух. Нужна для того, чтобы легче жилось и дышалось. В этом случае следует применить правку-сокращение.

    3. Отсутствие логической связи между аргументами и тезисом. Читатель не только воспринимает такое доказательство как неубедительное, но и ощущает отсутствие связности в тексте, например: Иоганн Ибах обладал тонким чутьем подспудных сдвигов. Эпоха Просвещения пробудила интерес к экспериментированию, к техническим проблемам. Юность и отвага котировались чрезвычайно высоко. Людвигу ван Бетховену и Фридриху Гегелю было по 24 года, Наполеону Бонапарту и Александру фон Гумбольдту исполнилось 25. 28-летний Иоганн Ибах, взявшись за создание нового, ударно-клавишного, музыкального инструмента, угадал веяние времени. Причинно-следственная связь между коммерческим чутьем и возрастом совсем не очевидна. Не спасает доказательство и ссылка на отвагу, поскольку к творческой отваге примешана храбрость полководца. А аргумент об интересе к техническим проблемам вообще выглядит чужеродным в этом контексте.

    4. Ошибки в аргументах: «предвосхищение вывода», «поспешное обобщение» при индуктивном рассуждении; выбор ошибочной аналогии.

    5. Противоречие в аргументах.

    6. Наличие избыточных аргументов и фактов. Необходимый для доказательства информационный минимум - от 3 до 5 аргументов, 3-5 цифр, 3-5 фамилий или 3 иллюстрации. Каждый аргумент разбирается подробно в так называемом «гомеровом порядке»: сначала достаточно убедительный (средней силы), затем правдоподобный (слабый) и, наконец, самый сильный. Оставшийся материал хоть и называется полезным, зачастую им лучше пожертвовать, поскольку он все равно не запоминается и только усложняет восприятие целого. Рассмотрим пример: Экономические реформы 90-х годов прошлого века привели страну к социальной катастрофе. Школа в Красноуфимске Свердловской области. Гардеробщица получает 80 рублей в месяц. Уборщица - 90. Рабочий по обслуживанию здания (столяр, плотник, стекольщик, сантехник, грузчик - все в одном лице) - 120 рублей. Учитель начальных классов - 190. Проездной билет в автобусе стоит 80 рублей. Прожиточный минимум в стране составляет 432 рубля в месяц. Нужны ли комментарии? Здесь первые три аргумента можно отвергнуть сразу: зарплата гардеробщицы, уборщицы и рабочего не показательна для оценки справедливости оплаты труда в школе. Убедительнее было бы сравнить зарплату учителя с тем, сколько он тратит в месяц на транспорт, чтобы добраться на работу, и добавить данные о прожиточном минимуме.

    7. Неравноценность аргументов по силе, при устранении слабых и ненадежных остается единственный аргумент. В подобных случаях не рекомендуется предварительно называть число аргументов и в ходе рассуждения проводить между ними границы. Следует помнить, что единственный аргумент обычно в расчет не принимается. Например: Композитор Игорь Крутой признается, что... многие считают: выступить в «Песне года» возможно, лишь сотрудничая с ним. Нелестную легенду Игорь Яковлевич опровергает двумя утверждениями. В финале «Песни года» исполняется около 50 вещей, его перу принадлежат как правило 5 - 6. А поверят в его беспристрастность или нет, ему неважно: «Я-то знаю, что я хороший».

    8. Невнятные уподобления, противоречивые сравнения, избыток экспрессивных средств оформления мысли, например: Немецкое научно-исследовательское общество в значительной степени делает свою поддержку зависящей от качества, так как равномерное распределение материальных средств по принципу лейки ни в коей мере не способствует достижению выдающихся результатов (можно только догадываться, что такое «принцип лейки»). Рациональная аргументация обычно выигрывает, если ее подкрепить иррациональной, т.е. основанной на образном (сравнение в тексте, рисунок или фотография под текстом) или эмоциональном воздействии (восклицания, вопросы, градации, выбор эмоционально окрашенной лексики, отбор фактов, вызывающих сильные чувства). При этом образность не должна подменять доказательство.

    9. Излишняя лаконичность либо многословие аргументации.

    10. Неправильное расположение аргументов (стандарт: в начале аргумент средней силы, в середине – слабый, в конце сильный)

    11. «Переход на лица» – отказ от обсуждения тезиса для обсуждения оппонента.
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20


    написать администратору сайта