Главная страница

БИЛЕТЫ Теория языка. Билет Предмет и задачи теории языкознания как методологической дисциплины. Внутренняя структура языкознания как науки. Понятие о внешней и внутренней лингвистике. Структура внешней лингвистики


Скачать 268.66 Kb.
НазваниеБилет Предмет и задачи теории языкознания как методологической дисциплины. Внутренняя структура языкознания как науки. Понятие о внешней и внутренней лингвистике. Структура внешней лингвистики
Дата03.05.2022
Размер268.66 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаБИЛЕТЫ Теория языка.docx
ТипДокументы
#508812
страница3 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Философские концепции соотношения языка и мышления


- концепции, отождествляющие язык и мышление,

- концепции, трактующие язык и мышление как не связанные друг с другом сущности,

- концепции, трактующие язык и мышление как разные, но неразрывно связанные друг с другом сущности;

- концепции, рассматривающие различные формы мышления в их отношении к языку,

- концепции, рассматривающие соотношение логических и языковых категорий.
Точки зрения ученых:

- Неопозитивисты Р.Карнап, М.Шлик, Л.Витгенштейн отождествляли логику (то есть мышление) с синтаксисом. Поскольку же языки разных народов имеют разный синтаксис, то и мышление этих народов оказывается разным.

- Л.Блумфильд понимает язык как набор сигналов-реакций на физиологические потребности организма. Мышление как особый феномен отрицается. При таком подходе проблемы язык и мышление просто не существует.

- Другие философы полагали, что в конечном итоге язык и мышление - две независимые сущности, и что выражение мышления посредством языка лишь искажает мышление (Рассел, Шопенгауэр, Дюринг).

- Признание тесной связи между языком и мышлением является одним из основных положений материалистического языкознания. По Марксу и Энгельсу, язык и мышление развились на базе труда, они возникли и развивались одновременно, язык служит для общения, он выражает, материализует, “отягощает” мышление.

Виды мышления

Ряд ученых рассматривают вопрос о соотношении языка и мышления, исходя из идеи о множественности форм мышления.

Психология различает три типа мышления:

1) образное (мышление образами, внеязыковыми формами, наибольшей силы достигает у людей художественно-творческого труда: живописцев, скульпторов, писателей и пр.)

2) техническое (отражение в сознании производственно-технических процессов и объектов, принципов их устройства и работы с использованием технических образов и оперированием этими образами).

3) понятийное (оперирует понятиями, которые образуются посредством процессов обобщения (этим в первую очередь понятийное мышление отличается от образного и технического), протекает в языковых формах, есть только у человека).
Различают также:

- абстрактное мышление (мышление отвлеченными понятиями) и конкретное (практическое, образное, наглядно-действенное).

Л.С.Выготский полагал, что существует «речевое мышление» (то есть связанное с речью) и мышление неречевое, куда он относил инструментальное и техническое мышление.

Акад. Б.А.Серебренников, кроме абстрактного мышления, выделял еще наглядное, образное, практическое, лингвокреативное, авербально-понятийное, поисковое и редуцированное мышление.

Относительная самостоятельность языка и мышления

Исследования нейрофизиологов позволяют признать относительную самостоятельность мыслительной и языковой деятельности человека. Стало понятно, что хотя эти виды деятельности протекают в одном мозгу, они протекают в разных его отделах, по-разному взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом.

Доказательства:

1) Ситуация «мук слова», когда есть желание высказать возникшую, еще не очень ясную мысль, но подходящие слова на ум не приходят, а может быть, их и вообще нет в языке. Тот смысл, который конструируется в аппарате мозга говорящего, не привязан» к определенной форме языкового выражения. Т.е. при говорении и письме действует механизм подбора слов к уже в основном готовой мысли, которая сформирована в сознании до ее языкового оформления. В нашем мозгу имеет место не пустота, а концепт, образ, который «ищет» себе форму языкового выражения.

2) Многие мысли, существующие в сознании конкретного человека, вообще никогда не выражаются им словесно, поскольку они не предназначены для сообщения. Так, человек крайне редко вслух сообщает кому-либо о своих сиюминутных планах, физиологических потребностях, личных симпатиях и антипатиях к тому, что он видит в данный момент вокруг себя и мн. др.

3) Для выражения большинства мыслей, которые могут возникнуть по разным поводам у конкретных людей, просто нет готовых языковых единиц.

4) При чтении текста на иностранном языке, при переводе с иностранного языка часты случаи, когда мы прекрасно поняли смысл, но затрудняемся передать его на своем родном языке.

5) Дети до двух-трех лет понимают обращенную к ним речь взрослых, мыслят в рамках своего интеллектуального развития, но языком еще не владеют.

6) В какой форме протекает мышление глухих? Необученный глухой мыслит в той мере, в какой он видит, действует и чувствует, т. е. на основе образного и практического мышления. Обученный глухонемой мыслит с помощью жестовых и графических образов.

Серьезные аргументы в пользу относительной автономности мыслительной и языковой деятельности в последние десятилетия предложила когнитивная лингвистика. Этот отдел науки о языке путем анализа семантики лингвистических элементов изучает пути познания (когниции) человеком окружающего мира.

Когнитивная лингвистика широко обсуждает категорию концептосферы человека – области знаний, составленных из концептов как ее единиц. Концепт – это глобальная мыслительная единица, представляющая собой квант структурированного знания.
Единицы языка и единицы мышления

В мышлении, языке и речи следует различать логические, номинативные и коммуникативные единицы.

В качестве логических единиц мышления выделяются понятие, суждение, логическое единство (умозаключение) и полискепсис (множество логических единств или умозаключений).

В качестве номинативных единиц языкаслово, словосочетание, предложение, логико-синтаксическое единство и текст.

В качестве коммуникативных единиц речи соответственно номинативным - лексема, синтагма, высказывание, абзац, речевой отрезок (речема).

Все единицы трех категорий обусловлены диалектическими переходами и соотнесенностью друг с другом.

Вывод: язык часто характеризуют как орудие, инструмент мышления, а взаимосвязь языка и мышления как их единство.
Билет 12.

Когнитивная парадигма лингвистических исследований. Единицы и понятия когнитивной лингвистики. Концепт как базовое понятие когнитивной лингвистики. Типология концептов. *ЦЦ в билете – это Цырена Цыцыковна

Когнитивная лингвистика выделяется в составе когнитологии (когнитивизма) – новой науки о знаниях (возникла в середине 60-х г). Когнтитология – «наука о мышлении», стержнем которой является «направленность на получение знания о знании, и в фокусе ее внимания находятся многочисленные проблемы, связанные с получением, обработкой, хранением, извлечением и оперированием знаниями, относящиеся к его накоплению и систематизации, его росту, ко всем процедурам, характеризующим использование знания в поведении человека и, главное, в его мышлении и процессах коммуникации».

С развитием когнитивистики происходило становление когнитивной лингвистики как особого и самостоятельного направления науки о языке.

По мнению некоторых исследователей, например В. И. Шаховского, когнитивная парадигма – самостоятельная научная парадигма, которая на современном этапе развития сосуществует в науке о языке одновременно с антропоцентрической (доминирующей), функциональной, коммуникативной, текстоцентрической, прагматической и др. А в работах Е.С. Кубряковой: когнитивная парадигма существует внутри макропарадигмы антропоцентрической лингвистики.

Узкое и широкое понимание когнитивной лингвистики (далее КЛ)

Представители КЛ: Дж. Лакофф, Р. Лангакер, Е.С. Кубрякова, Н.Н. Болдырев, А.П. Бабушкин и др.

У истоков КЛ в узком понимании стоит генеративная (порождающая) грамматика Ноама Хомского (много занимался детской речью и внутренней речью). Ученый признавал существование некоего «языкового органа», языка мозга как генетически передающегося психоневрологического механизма, к-ый определяет контуры фонологических, грамматических и семантических параметров языка, а в процессе созревания обеспечивает порождение и восприятие текстов. Конечным результатом исследований, по замыслу Хомского, должен стать ответ на вопрос о том, каким образом человек усваивает язык: т.е. описание тех структур сознания, которыми оперирует человек в своей речевой деятельности»=> генеративная грамматика – это не теория языка, а теория усвоения языка.

КЛ в узком смысле занимается «системным описанием и объяснением механизмов человеческого усвоения языка и принципами структурирования этих механизмов», ставит перед собой задачи:

  • выявить механизмы языковой, в частности, семантической памяти (ментальный механизм освоения языка);

  • описать (и исчислить) механизмы речетворчества;

  • описать (и исчислить) механизмы понимания (интерпретации) речи/текста.

Эти проблемы пересекаются с традиционными проблемами психолингвистики (КЛ вообще междисциплинарна: на вопросы о природе разума, об осмыслении опыта, о механизме языковой памяти лингвист не может ответить без обращения к психологии, философии, антропологии и компьютерологии).

КЛ в широком смысле изучает язык как инструмент знания. Рассматривая говорящего и слушающего как «систему переработки информации», КЛ стремится объяснить, какова в этой системе «ментальная репрезентация языкового знания и как это знание "когнитивно” перерабатывается, т.е. какова "когнитивная действительность”».

Язык и мышление (вопрос КЛ)

Объектом КЛ является не язык как отвлеченная система и структура, но человек как homologuens, как субъект когнитивной способности и когнитивных процессов. Языковая деятельность – на вершине, а в основании лежат такие предпосылочные когнитивные способности (модули), к-ые не имеют прямого отношения к языку, но без которых сама языковая когниция невозможна: построение образов, получение новых знаний на основании имеющихся сведений, составление и реализация планов и т.п.

КЛ по-новому пытается решить вопрос о языке как форме мышления, о возможности/невозможности неязыковой формы мысли , о соотношении языковых и неязыковых форм в структуре памяти (внутренний лексикон и ментальный лексикон: внутренний - форма собственно языкового знания, ментальный - форма НЕязыкового знания; «совокупность знаний о мире, группирующихся "вокруг” слова», состоящая из разного рода концептов и концептуальных структур, часть которых имеет привязку к языковым формам, но ими не исчерпывается).

Место когнитивного направления в современной лингвистике (вслед за Е.С. Кубряковой): КЛ меняет понимание языка как предмета науки, «органично включая в само представление о языке» сведения о том, что такое память, что такое восприятие, на каких принципах организована концептуальная (или когнитивная) система (или ментальное пространство) в нашем сознании.

Единицы и понятия (термины) когнитивной лингвистики:

Концепт (базовое понятие), концептуализаци, категоризация, семантическое пространство, гештальт, прототип, фрейм, сценарий, перцептивный образ и др.

Раскроем некоторые.

Концептуализация (собирание признаков объекта) – важнейший ментальный процесс, связанный с познанием мира и обработкой полученного знания, направленнный на собирание всех ощущений, всей информации об отдельном предмете или понятии во всей его многокачественности (связано с концептом).

Категоризация (объединение единиц) – «подведение вещи, явления, процесса под определенную категорию и признание ее членом этой категории»; итог классификации окружающего мира. Как работает: мы, сталкиваясь с новым для нас предметом, мысленно относим его к тому или иному классу явлений на основе тождества или сходства или и в случае необходимости называем его, используя имя концепта. Т.е. в нашем сознании мелькает что-то вроде следующего: я вижу предмет Х (или его изображение) и вижу, что он такой же, как и Р (или: что он очень похож на Р), поэтому я могу считать, что Х есть то же, что и Р, и могу дать Х имя Р.

С процессом категоризации связано понятие прототипа. П - "лучший"(яркий) представитель классификационной категории (эталон), с которой у человека, носителя определенной культурной традиции, ассоциируется сама категория как таковая.

Концепт (далее К)

Концепт (лат conceptus) – центральное (базовое) понятие КЛ в ее широком понимании (т.е. обращенной к неязыковым знаниям).

Разработкой теории К. занимаются и другие области лингвистики: линг-вокультурология , психолингвистика. Отсюда возникает большое количество трактовок термина К. (расплывчатость понятия), который С. Г. Воркачёв называет «зонтиковым» («покрывает» предметные области нескольких научных направлений).

Немного истории К.

Термин К. имеет долгую историю, неоднократно подвергался переосмыслению (и до сих пор). Имя «концепт» родилось в длительном средневековом споре ученых-схоластов о природе «универсалий», т.е. обобщённых понятий.

Концептуалисты – сторонники направления схоластической философии, основанного Петром Абеляром, – доказывали, что универсалии не существуют в виде физических явлений (как утверждали сторонники реализма), но и не являются только «сотрясениями воздуха» (как характеризовали их сторонники крайнего номинализма), а представляют собой продукт познавательной деятельности человека, т.е. концепт.

К. в понимании Абеляра – логико-лингвистические категории, образующие мост между миром мысли и миром бытия. Т. о, К. в средневековой философии – общее представление о предмете, явлении или реалии. К. не отождествлялся с понятием, как это делалось в последующей логико-философской традиции (понятие рассудочно и связано с рациональным знанием (пониманием), К. – производное возвышенного духа, разума, способного творчески воспроизводить смыслы).

Разработка К. в философском плане связана с именем английского священника, теолога и философа Уильяма О́́̀́̀ʹккама, жившего и творившего в XIII – XIV вв.

*У нас в стране

История формирования понятия «концепт» – с конца 19. – нач. 20 в. Приоритет в постановке проблемы и разработке основных положений будущего направления принадлежит русскому философу С.А. Аскольдову-Алексееву. Опубликовал в 1928 г в сборнике «Русская речь» статью «Концепт и слово» .В последующие годы понятие К. не закрепилось в российском научном лексиконе и проблема не изучалась вплоть до 70-80-х гг.

Одним из первых основательный подход к изучению проблемы К. в отечественной лингвистике представил Р.И. Павиленис: К. – «некие абстрактные сущности, объективное содержание мыслительного процесса, которое м/б передано от одного индивида к другому, нечто общее для всех или большинства носителей естественного языка».

Новый этап в развитии концептуального направления в отечественной лингвистике начался с 90-х годов. Понятие К. выстояло в конкурентной борьбе с такими понятиями, как «лингвокультурема», «мифологема», «логоэпистема»…

Определение К.

В современной научной литературе существует много метафорических определений термина К.: это и «многомерный сгусток смысла», и «смысловой квант бытия», и «ген культуры» и «некая потенция значения» и т.д. Понятный образ (предложенный ЦЦ): К – слово-космос (или файл (папка) на компьютере, в котором есть всё!).

Употребляя термин К., разные авторы, в зависимости от того, какую область знания они представляют, на каких методологических позициях стоят и какие цели преследуют, вкладывают в данный термин часто весьма разные смыслы: «у каждого исследователя концептов есть «концепт концепта». (Ниже приведу полностью только некоторые определения К. разных исследователей: ЦЦ говорила, что можно озвучить вообще одно опред-е, к-ое Вам нравится – выберете что-нибудь).

Можно выделить следующие подходы к определению К. (выделены ЦЦ):

1. Философский подход (В. В. Колесов, Н. Д. Арутюнова). По Колесову, К. - «зародыш, зернышко первосмысла, …из которого произрастают в процессе коммуникации все содержательные формы его воплощения в действительности».

2. Культурологический подход является основным в работах Ю.С. Степанова: К. - с одной стороны, – это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. И, с другой стороны, – это то, посредством чего человек – рядовой, обычный человек, не “творец культурных ценностей” – сам входит в культуру..

3. Сторонники логико-семантического подхода (Д.С. Лихачев, Е.С. Кубрякова, А.П. Бабушкин, Н.Ф. Алефиренко и др.) считают, что концепт не возникает непосредственно из значения слова, а является результатом столкновения значения слова с личным и народным опытом человека.
1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта