Философия. Философия_ответы. Билеты для кандидатского экзамена по истории и философии науки в группе Хмелевской
Скачать 2.28 Mb.
|
Наука понимается как традиция. Прошлые достижения, лежащие в основе этой традиции, и выступают в качестве парадигмы. Чаще всего под этим понимается некоторая достаточ- но общепринятая теоретическая концепция типа системы Коперника, механики Ньютона, кислородной теории Лавуазье и т. п. В рамках нормальной науки ученый настолько жестко запрограммирован, что не только не стремится открыть или создать что-либо принципиально новое, но даже не склонен это новое признавать или замечать. Кун показал, что традиция является не тормозом, а, напротив, необходимым условием быстрого накопления знаний. Признание той или иной теоретической концепции означает постоянные попытки осмыс- лить с её точки зрения всё новые и новые явления, реализуя при этом стандартные способы анализа или объяснения. Это организует научное сообщество, создавая условия для вза- имопонимания и сопоставимости результатов, и порождает ту «индустрию» производства знаний, которую мы и наблюдаем в современной науке. ИДЕАЛЫ И НОРМЫ НАУКИ — регулятивные идеи и принципы, выражающие пред- ставления о ценностях научной деятельности, её целях и путях их достижения. Соответ- ственно двум аспектам функционирования науки — как познавательной деятельности и как социального института — различают: 1. познавательные идеалы и нормы, которые регулируют процесс воспроизведения объ- екта в различных формах научного знания; 2. социальные нормативы, которые фиксируют роль науки и её ценность для обществен- ной жизни на определённом этапе исторического развития, управляют процессом ком- муникации исследователей, отношениями научных сообществ и учреждений друг с другом и с обществом в целом и т.д. Познавательные идеалы и нормы реализуются в следующих основных формах: идеалы и нормы 1. объяснения и описания, 2. доказательности и обоснованности знания, 3. построения и организации знаний. В совокупности они образуют своеобразную схему метода исследовательской деятельности, обеспечивающую освоение объектов определенного типа. На базе познавательных идеалов и норм формируются специфические для каждой науки конкретные методы эмпирического и теоретического исследования её объектов. Идеалы и нормы науки исторически развиваются. В их содержании можно выделить три взаимосвязанных уровня смыслов, выражающих: 1. общие характеристики научной рациональности, 2. их модификацию в различных исторических типах науки, 3. их конкретизацию применительно к специфике объектов той или иной научной дис- циплины. Первый уровень представлен признаками, которые отличают науку от других форм по- знания (обыденного, искусства, философии, религиозно-мифологического освоения мира и т.п.) В разные исторические эпохи природа научного знания, процедуры его обоснования и 162 стандарты доказательности понимались по-разному. Однако то, что научное знание отлично от мнения, что оно должно быть обосновано и доказано, что наука не может ограничивать- ся непосредственными констатациями явлений, а должна раскрывать их сущность — эти нормативные требования выполнялись и в античной, и в средневековой науке, и в науке Нового времени, и в науке XXв. Второй уровень содержания идеалов и норм исследования представлен исторически из- менчивыми установками, которые характеризуют тип научной рациональности, стиль мыш- ления, доминирующий в науке на определённом историческом этапе её развития. Наиболее яркой реализацией этого идеала была Евклидова геометрия. При сопоставлении способов обоснования знания, господствовавших в средневековой науке, с нормативами исследования, принятыми в науке Нового времени, обнаруживает- ся изменение идеалов и норм доказательности и обоснованности знания. В соответствии с общими мировоззренческими принципами учёный средневековья различал правильное зна- ние, проверенное наблюдениями и приносящее практический эффект, и истинное знание, раскрывающее символический смысл вещей, позволяющее через чувственные вещи мик- рокосма увидеть макрокосм, через земные предметы соприкоснуться с миром небесных сущностей. Поэтому при обосновании знания в средневековой науке ссылки на опыт как на доказательство соответствия знания свойствам вещей в лучшем случае означали выявление только одного из многих смыслов вещи, причём далеко не главного. В процессе становления естествознания в конце XVI–XVIIвв. утвердились новые иде- алы и нормы обоснованности знания. Эксперимент стал рассматриваться как важнейший критерий истинности знания. Наконец, в содержании идеалов и норм научного исследования можно выделить третий уровень, в котором установки второго уровня конкретизируются применительно к специ- фике предметной области каждой науки (математики, физики, биологии, социальных наук и т.п.) Например, в математике отсутствует идеал экспериментальной проверки теории, но для опытных наук он обязателен. В физике существуют особые нормативы обоснования развитых математизированных теорий. Они выражаются в принципах наблюдаемости, со- ответствия, инвариантности. Эти принципы регулируют физическое исследование, но они избыточны для наук, только вступающих в стадию теоретизации и математизации. 3.2 Основные модели взаимосвязи философии и науки: редукцио- нистская, антиинтеракционистская, диалектическая. Механизм и формы взаимосвязи философского и конкретно-научного зна- ния. Ссылки: Раз , Два Антиинтеракционизм — концепция соотношений философии науки, согласно которой философия и наука настолько различны по своим целям, предметам, методам, что между ними не может быть никакой внутренней взаимосвязи (представители экзистенциализма, философии культуры, философии ценностей, философии жизни и др.) Каждый из этих типов знания развивается по своей внутренней логике, и влияние философии на науку, как и обратно, может быть только чисто внешним, иррелевантным или даже вредным для них обеих. Философия — не научна, наука — не философична — так можно сформулировать кредо антиинтеракционизма. Диалектическая концепция соотношения философии и науки — учение о взаимоотноше- нии философии и науки, согласно которому они представляют собой качественно различ- ные по многим параметрам виды знания, однако внутренне взаимосвязаны между собой и активно используют когнитивные ресурсы друг друга в процессе функционирования и 163 развития каждого из них. Это доказывается всей историей их развития и взаимодействия. Конкретным выражением внутренней взаимосвязи философии и науки является, с одной стороны, наличие слоя философских оснований у всех фундаментальных научных теорий, а с другой — слоя частно-научного знания, используемого в философской аргументации и построениях. Граница между философским и конкретно-научным знанием является ис- торически подвижной и относительной. Однако она всегда имеет место, благодаря струк- турированности сознания и наличия в нём различных типов и слоев знания и ценностей. Философия выполняет по отношению к частным наукам интерпретативную, оценочную и общекультурную адаптивную функции. И это связано с тем, что наука есть органическая часть культуры, а с помощью философии культура рефлектирует себя как целое и свои основания. Вторым конкретным выражением необходимости внутренней взаимосвязи философии и науки является разработка такой кентавровой(https://www.youtube.com/watch?v=pa h IvM 7AiY ?)).(, , , , , , , , .), (, , , , , , , , .) Две разновидности редукционистского подхода: натурфилософия и позитивизм. Натурфилософия до середины XIX в. пользовалась почти всеобщим признанием не толь- ко философов, но и учёных (основной труд И. Ньютона по классической механике назывался «Математические начала натуральной философии»). «Философия — наука наук», «Фило- софия — царица наук», «Любая частная наука суть прикладная философия» — согласно данным формулам, «всеобщие истины» философии по гносеологическому статусу выше ис- тин наук. Философия первична по отношению к науке, в первую очередь, естествознанию как с точки зрения генезиса («философия — мать всех наук»), так и в плане функциониро- вания, ибо философские идеи онтологически более фундаментальны в сравнении с самыми общими естественнонаучными теориями. Сегодня рецидивы чисто логического выведения и обоснования научных теорий из философских концепций встречаются крайне редко. Другой весьма распространенной концепцией взаимосвязи науки и философии является позитивистская. В лозунгах «Наука — сама себе философия», «Физика, берегись метафи- зики» выражена установка на самодостаточность науки и его независимость от философии («метафизики») как всеобщей теории бытия и познания. Сформулированная и обоснован- ная впервые в 30-х годах XIX в. французским философом О. Контом позитивистская кон- цепция свидетельствовала не только об усилении роли науки в европейской культуре Нового времени, но и о стремлении общества резко ускорить научно-технический прогресс. Науке нужно было предоставить большую свободу, онтологическую и методологическую автоно- мию не только по отношению к религии (в основном достигнутую к началу XIX в.), но и к философии («вторая волна» идеологического освобождения науки). Согласно позитиви- стам, польза от тесной связи с философией для науки проблематична, а вред несомненен. Для научных теорий единственным, пусть и не абсолютно надежным, критерием их истин- ности должна быть только степень их соответствия данным опыта, результатам системати- ческого наблюдения эксперимента. Как показала новейшая история науки, позитивистская концепция, хотя и отражает на- учную практику многих успешно работающих учёных (как правило, не знающих сколько- нибудь глубоко философию и тем не менее получающих блестящие эмпирические и теоре- тические результаты), в целом является ложной. Прежде всего потому, что большинство создателей научных концепций XX века (Эйнштейн, Бор, Гейзенберг, Борн, Вернадский, Винер, Пригожин и др.) сознательно использовали когнитивные ресурсы философии и при выдвижении, и при обосновании новых исследовательских программ, демонстрируя необ- ходимость и эффективность обращения учёных к профессиональным философским изыс- каниям. Возвращаясь к Диалектической концепции. Характер внутреннего взаимоотношения философии и частных наук имеет диалекти- 164 ческую природу, являя пример диалектического противоречия, стороны которого одновре- менно предполагают и отрицают, а потому необходимым образом дополняют друг друга в рамках некоего целого. Таким целым выступает человеческое познание со сложившимся в нём исторически разделением труда, имеющим под собой оптимизационно-адаптивную экономическую основу эффективной организации человеческой деятельности. В этом труде познания окружающей действительности философия акцентирует в своем предмете моделирование всеобщих связей и отношений мира и человека ценой абстрагиро- вания от познания частного и единичного. Наука же направляет свою когнитивную энергию на познание частного предмета, изучая его во всех деталях и структурных срезах. Наука сознательно ограничивается познанием отдельного, относительно которого возможно эм- пирически собирать, количественно моделировать и контролировать достаточно полный и потому впоследствии используемый практически объем информации. С точки зрения позна- ния действительности как целого, и философия, и частные науки одинаково односторонни. Но объективная действительность как таковая безразлична к способам её познания челове- ком, она суть единство всеобщего, особенного и единичного. Всеобщее в ней существует не иначе, как через особенное и единичное, а единичное и особенное — не что иное, как прояв- ление всеобщего. Поэтому адекватное познание действительности — что составляет высшую теоретическую и практическую (биологически-адаптивную) задачу человечества — требует дополнения и «взаимопросвечивания» результатов философского и частнонаучного позна- ния. В отличие от натурфилософского и позитивистского редукционизма, стремления под- чинить науку философии в первом случае и философию науке — в другом, диалектическая концепция настаивает на равноправии философии и науки как взаимодействующих систем знания, на когнитивной привлекательности каждой из них, на уважительном и партнерском отношении между ними (минусы и плюсы каждого стоят друг друга). Несмотря на то, что сейчас наука и философия отделены друг от друга и кажется, что наука прекрасно обходится без философских учений, на самом деле вся научная деятель- ность насыщена философскими принципами и предположениями. Научный поиск вообще невозможен без поддержки со стороны «живой», работающей философии, которую исполь- зует любой ученый в своей деятельности, осознает он это или не осознает. Великий немецкий философ и ученый Г.В.Лейбниц указывал, что философией пропитана буквально вся чело- веческая деятельность, что огромная масса понятий пришла из философии и что «именно из них состоят почти все наши рассуждения, и не только теологи и философы, но и поли- тики и врачи после каждого третьего слова вынуждены употреблять нечто метафизическое и выходящее за пределы физических ощущений» По материалам Раганяна Г. 3.3 Структура научного знания. Эмпирический уровень и его осо- бенности. Теоретический уровень и его особенности. Метатео- ретический уровень и его особенности. Выше бьша описана и проанализирована общая уровневая структура научного знания в от- влечении от особенностеи содержания и структуры различных областеи научного знания. Однако, как известно, общее никогда не существует в реальности в чистом виде, а только в особенных формах своего проявления. Эта истина верна и по отношению к реальнои струк- туре научных дисциплин, принадлежащих разным областям научного знания. Рассмотрим кратко структурные особенности строения научного знания в разных областях науки. Структура знания в естественных науках. Структура знания в развитых естественных науках имеет уровневую организацию и состоит из четырёх основных уровнеи — чувствен- 165 ного знания, эмпирического знания, теоретического знания, метатеоретического знания. Чувственное знание — данные наблюдения и эксперимента над объектами природы и экспериментальными ситуациями. Эмпирическое знание — обобщённое описание данных наблюдения и эксперимента в виде множества фактов и эмпирических законов. Теоретическое знание — логически-системное описание своиств, отношений и законов опрелённого множества идеальных объектов (материальных точек, идеального газа, абсо- лютно чёрного тела, абсолютно изолированных систем и т.д.). Метатеоретическое знание — общенаучные законы и принципы (частнонаучная или об- щенаучная картины мира, элементы парадигмальнои теории для даннои дисциплины) и философские основания даннои науки или дисциплины. Интерпретативное знание — множество предложений (определений), связывающих эле- менты различных уровнеи научного знания путем их отождествления (идентификации). Математическое знание — язык математических теорий, используемыи в естественных науках для количественного описания и обработки массива чувственных данных, форму- лировки фактов, законов, принципов, преобразований, фундаментальных констант, систем измерения величин и т.д. Структура знания в математических науках. Структура знания в математике имеет уровневую организацию и состоит из четырех основных уровнеи: математических проблем и задач, содержательных математических тео- рий, формализованных математических теорий, метаматематических построений, включа- ющих в себя иногда и определенные философские основания. Структура знания в технонауках. Технонауки — совокупность технических, технологи- ческих, инженерных, строительных, медицинских и других дисциплин. Структура научного знания в этих науках имеет отличную от естествознания сетевую, горизонтальновертикаль- ную организацию. Эта сеть состоит из семи основных блоков: 1. онтологического знания; 2. метрологического; 3. модельно-проективного; 4. эмпирического; 5. теоретического; 6. обыденного; 7. метатеоретического. Онтологическое знание — описание свойств и отношений артефакта («вещи») — машины, механизма, строительной конструкции, инженерного сооружения, технологического процес- са, архитектурного сооружения, продукта питания, нового лекарства и др. Метрологическое знание — описание измерительной техники, приборов, эталонов, систем единиц и способов измерения, методов обработки результатов измерений и др. Модельно-проективное знание — теоретические модели будущих артефактов, их описа- ние, математические расчеты на функциональность, надежность, безопасность и эффек- тивность и др. Эмпирическое знание — описание данных наблюдений и эксперимента над опытными об- разцами артефактов, их систематизация и графическое оформление, формулировка фактов и законов поведения и функционирования образцов и др. 166 Теоретическое знание — описание свойств, отношений и законов идеальных объектов как теоретических репрезентантов артефактов, формулировка законов их функционирования и изменения, методы обоснования и проверки теоретических утверждений и др. Обыденное знание — совокупность инструкций и предписаний по использованию машин, механизмов, технологий, соблюдения правил безопасности и др. Метатеоретическое знание — фундаментальное знание из естественных и социально- гуманитарных наук, математические теорий, философские принципы и основания, эти- ческие, экономические и экологические регулятивы и ограничения, оценки социального и практического характера и др. Структура знания в социальных науках. Структура знания в социальных науках имеет уровневую организацию и состоит из четырех основных уровнеи: 1. чувственного знания; 2. эмпирического знания; 3. теоретического знания; 4. ценностного знания, включающего в себя и философские основания. Чувственное знание — наблюдения и восприятия социальных систем и взаимодеиств, практической деятельности, общественных отношен, истории общества. Эмпирическое знание — обобщённое описание данных социальных наблюдении и вос- приятии с помощью эмпирического языка социальных наук, их первичной логической си- стематизации и количественного описания (социальные факты и законы). Теоретическое знание — частные и общие социальные теории, имеющие целью теоретиче- скую репрезентацию социальных фактов и эмпирических законов общества, их логическое обоснование и оценку с позиции определенной ценностной шкалы. |