Главная страница

Благ ое се рд це


Скачать 1.97 Mb.
НазваниеБлаг ое се рд це
Дата22.02.2022
Размер1.97 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаBlagoe_serdce LAMA.doc
ТипДокументы
#370378
страница4 из 25
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ

ПРОПОВЕДЬ БЛАЖЕНСТВА Матфея 5:1-10


Увидев народ, Он взошел на гору; и когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. (Матфея 5:1-10.)

- Когда я читаю эти строки, первым делом мне приходит на ум следующая мысль. Этот отрывок, очевидно, утверждает, что люди, которые, отправляясь в свой жизненный путь, желают взвалить на себя трудности и страдания на этом пути, будут вознаграждены за свою самоотверженность. Когда речь идет о той терпимости, которая требует смиренного приятия трудностей, боли и страданий, не следует впадать в заблуждение, считая, будто из таких духовных наставлений следует, что страдание - это что-то прекрасное, что страдание - цель наших поисков. Нет нужды говорить, что я совершенно не согласен с таким мнением. Я верю, что цель нашего существования - поиск счастья, поиск смысла удовлетворения от наших поисков и находок. Однако смысл испытаний трудностями, болью и страданиями состоит в следующем: человек осознает, что надо реально смотреть на жизненные невзгоды и извлекать из них пользу.

Если задуматься над природой страдания, мы обнаружим, что есть некоторые виды страдания, которые приводят к разумным решениям и, таким образом, могут быть преодолены. Как только мы это поймем, мы начинаем искать решения проблемы и средства справиться с ними. Но существуют и другие типы страдания, которые неизбежны и непреодолимы. В таких случаях важно добиться такого состояния ума и сознания, которое позволит справиться со страданием с учетом реальных обстоятельств. В этом случае человек способен принять возникающие трудности. Это служит нам защитой - и необязательно от физической реальности страдания, но и от ненужного, дополнительного психологического бремени борьбы со страданиями.

Один из самых действенных способов справиться со страданием указан в «Путеводителе по жизненному пути Бодхисаттв»: если проблема предполагает выход, решение, нет нужды ломать над ней голову. Если же нет выхода или решения, то все равно не стоит беспокоиться!

Стихи из Проповеди Блаженства указывают на принцип казуальности, то есть причинности. Вместо того чтобы пользоваться санскритским техническим термином карма в библейском контексте, здесь предлагается общий принцип причинности, который перекликается с доктриной кармы. Эти стихи означают, что если вы поступаете определенным образом, тогда вы получите определенный результат, а если ваши поступки не соответствуют определенным правилам, вы получите совсем другой результат. Поэтому здесь очевиден принцип причинности и следствия.

Хотя не во всех основных духовных традициях говорится о причинности в смысле множества жизненных циклов, во всех прослеживается центральная мысль - послание, основанное на этом принципе. Это означает, что если вы творите добро, вы получите желаемый результат, а если ваши дела несут зло, результат для вас будет нежелательный. Эта фундаментальная этическая мысль присутствует, в той или иной форме, во всех основных духовных традициях.

Попутно отмечу, что весьма любопытно проследить удивительные стилистические сходства между христианскими и буддийскими священными текстами. В предисловии к Проповеди Блаженства сказано, что когда Иисус увидел собравшуюся толпу, он взошел на гору, сел и так далее. Это очень напоминает начало некоторых сутр, священных текстов буддистов. В буддийских сутрах говорится, что в определенное время Будда приходит в определенное место, где его окружают ученики, он садится и начинает свою проповедь. Таким образом, есть сходство в том, как разворачивается действие в этих текстах.

Одним из самых трудных понятий, о которых мы ведем речь, особенно для буддистов, является концепция божественного бытия, Бога. Разумеется, эту концепцию можно рассматривать как нечто невыразимое, как нечто, что находится за пределами языка и концептуальности. Но на теоретическом уровне человек должен признать, что понятия Бога и Творения - это отправная точка сближения буддистов и христиан. Что же касается меня, я верю, что у буддизма и христианства есть общие аспекты, а также общие точки для обсуждения.

Например, если взять природу всех естественных обстоятельств, то с точки зрения здравого смысла каждое событие должно иметь причину и должны быть определенные условия и основания, приводящие к этому событию. Это касается не только жизни отдельного человека, но и всей вселенной. Все мы согласны с тем, что ничто не происходит беспричинно как во вселенной, так и в нашей жизни. Тогда возникает вопрос: если это так, если наше существование имеет причину, равно как и существование самой вселенной, тогда где находится эта причина? А если рассуждать дальше и предположить, что и причина тоже должна иметь свою причину, тогда мы получим бесконечный регресс.

Чтобы разрешить этот вопрос бесконечного регресса, следует постулировать некое начало - Творца - и согласиться с особенностями этого Творца, а именно: он независим, самосозидателен, всемогущ и не нуждается ни в какой причине. Принятие концепции начала - это один вариант решения проблемы бесконечного регресса.

Если постулировать существование такого Творца и далее рассмотреть процесс эволюции с момента Большого Взрыва и всю вселенскую мистерию, то естественно и разумно наделить Творца всемогуществом. Кроме того, рассуждая о природе вселенной, мы видим, что в ней царит совсем не хаос и не случайность. Там чувствуется изначальный порядок, изначальный причинный принцип. Таким образом, и здесь приходится наделить Творца неким всезнанием - ведь весь процесс творения был явно запланирован. С этой точки зрения все создания в каком-то смысле являются проявлением этой божественной силы. Можно сказать, что Творец есть высшее, а его творение относительно, то есть эфемерно. В таком случае Творец есть абсолютная и высшая истина. Но я не знаю, что скажут на это христианские теологи!

Когда лично я думаю об идее Творения и о вере в небесного Творца, я понимаю, что для человека главным выводом из этого постулата является чувство мотивации - чувство безотлагательной необходимости совершенствоваться, стремиться стать этически дисциплинированной личностью. Вера в Творца придает нашему существованию смысл и стимул к развитию моральных принципов.

Именно так я понимаю суть христианской теологии!
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


написать администратору сайта