Благ ое се рд це
Скачать 1.97 Mb.
|
БЛАГ ОЕ СЕ РД ЦЕ ВСТУПЛЕНИЕ……………………………………………………….………………………….……3 СТРЕМЛЕНИЕ К ГАРМОНИИ………………………………………………………………... ……6 ЛЮБИТЕ ВРАГОВ ВАШИХ………………………………………………………………………..11 НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ ………………………………………………………………………….16 БЕСПРИСТРАСТИЕ…………………………………………………………………………………24 ЦАРСТВИЕ БОЖИЕ…………………………………………………………………………………26 ПРЕОБРАЖЕНИЕ……………………………………………………………………………………38 МИССИЯ СЛУЖЕНИЯ……………………………………………………………………...............40 ВЕРА…………………………………………………………………………………………………..49 ВОСКРЕСЕНИЕ……………………………………………………………………………………...52 ХРИСТИАНСКИЙ КОНТЕКСТ ЧТЕНИЯ ЕВАНГЕЛИЯ ………………………………………..59 ГЛОССАРИЙ ХРИСТИАНСКИХ ТЕРМИНОВ…………………………………………………...71 БУДДИЙСКИЙ КОНТЕКСТ………………………………………………………………………..82 ГЛОССАРИЙ БУДДИЙСКИХ ТЕРМИНОВ………………………………………………………90 ПРИМЕЧАНИЯ……………………………………………………………………………………..101 БИОГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ…………………………………………………………………..104 ВСТУПЛЕНИЕВ сентябре 1994 года в Лондоне Его Святейшество Далай-лама провел Семинар Джона Мейна [1], ежегодное духовное мероприятие в честь ирландского монаха Джона Мейна, основоположника общества, практикующего христианскую медитацию. На этом Семинаре представители Международного общества христианской медитации попросили Далай-ламу прокомментировать самые важные для любого христианина тексты - канонические Евангелия. «Благое Сердце» предоставляет читателю возможность познакомиться с этим интереснейшим диалогом между христианством и буддизмом, позволяющим расширить понимание обеих духовных традиций. В самом начале Семинара Далай-лама успокоил слушателей, что он ни в коем случае не хочет «посеять семена сомнения» у христиан по поводу их веры. Он постоянно советовал собравшимся углубить понимание собственных традиций и больше ценить их; он отмечал, что человеческие чувства и культуры человечества слишком разнообразны, чтобы говорить о едином пути к Истине. Неоднократно он мягко, но решительно отвергал мнение, что буддизм и христианство - это разные языки, выражающие одни и те же основные представления. Что касается этических норм и упора на сострадание, братство и всепрощение, здесь он признавал сходство. Но поскольку буддизм не признает Бога-Творца или личного Спасителя, он предостерегал тех, кто называет себя «буддисты-христиане», и напоминал, что не надо пытаться «приставить голову яка к туловищу овцы». В своей вступительной речи Далай-лама говорил о важности самых разных форм диалога между религиями, но при этом он сказал, что, по его мнению, самый эффективный диалог - это не обмен умными рассуждениями, а откровенный разговор участников с позиции их вероисповедания, то есть обмен опытом. В прошлом последователи различных конфессий зачастую ограничивали свою религиозную деятельность практикой и исследованиями лишь собственных ритуалов и верований. Сегодня мы открываем для себя знания и традиции различных религиозных школ, но при этом не собираемся принимать их как свои. Межрелигиозный диалог позволяет не только внушить нам хорошее отношение к людям других вероисповеданий, но и лучше понять нас самих, раскрыть новые, глубинные уровни нашего сознания, с которого открывается широкий вид на истину через всеобщий опыт. Диалог делает нас более совершенными людьми. Успех диалога в первую очередь зависит от атмосферы дружбы во время общения друг с другом на разных языках. Даже в рамках родного языка разные диалекты и термины становятся причиной непонимания между беседующими, и Семинар стал примером того, как надо слушать друг друга. Некоторые терминологические поясненияЧеловек называет себя буддистом или христианином не только потому, что он исповедует ту или иную религию, но и потому, что так он поступает и думает. Таким образом, есть христиане, которые ближе к буддизму, чем сами буддисты, поскольку они более серьезно относятся к своим обязанностям или острее чувствуют и воспринимают непостоянство вещей. И есть буддисты, которые превосходят христиан на их собственном поле, потому что не только говорят о милосердии, но и постоянно его практикуют. На этом уровне настоящей религиозности личный опыт и благость важнее, чем объективные системы веры и философские или теологические детали. Для иных большое удовольствие поговорить, например, о Трех Драгоценностях Буддизма (Triratna) и сравнить это понятие с Троицей; или обсудить, выражает ли термин Дхармакая христианский Святой Дух. Однако такая философская беседа не всегда имеет отношение к поведению или к точкам зрения собеседников. Анитьята (непостоянство), духкха (страдание), анатман (отрицание существования души), дхармата (собственная природа), шуньята (пустотность) и татхата (истинная природа) можно назвать параллелями таких христианских терминов, как бедность, воздаяние, отказ от себя в Христе, простота, Дух и таинство [2]. Одна из буддийских притч предупреждает нас не тратить энергию духовной практики на теорию ради самой теории - нельзя приблизиться к нирване, если ты достиг философской ясности и получил кратковременное удовольствие, но не познал самого себя. В этой притче Будда отвечает на упрек Малункьяпутты [3] в том, что он (Будда) не дал знаний о гипотетических, умозрительных вещах. Будда сказал: если в человека попала отравленная стрела, есть ли смысл вопрошать, кто пустил стрелу, откуда она прилетела и каким ядом она отравлена? Не разумнее ли как можно быстрее вытащить стрелу? В Евангелии есть сцена, где Иисус, будучи в сильном волнении, поднимает глаза к небу и благодарит Отца за то, что Он открыл тайну своего Царствия простым и неграмотным людям и скрыл ее от людей ученых и «мудрых» [4]. Святой Павел укоряет ранних христиан за бесконечные споры по поводу слов и за то, что они рвут на себе волосы, когда, не находя нужных слов, входят в раж [5]. Он сам говорит о безумии Креста и даже с учеными греками избегает философских аргументов. Для него авторитет - Дух, а не логическое красноречие. «Мы разрушаем софистику, - с гордостью говорит он, - и всё, что возвышает свой дерзкий голос против учения Бога». В принципе взгляды буддистов и христиан одинаковы. Есть опыт и есть размышления об опыте. Если, как утверждают обе религии, ты собираешься размышлять, убедись по крайней мере в том, что ты размышляешь непосредственно о своем собственном опыте, а не о чьем-то размышлении по поводу чьего-то размышления о... и так далее. Нирвана и Царствие Божие - это не взаимозаменяемые термины, хотя и тот и другой обозначают некое событие в жизни, а не посмертный опыт. Спасение и освобождение также не совсем синонимы, хотя оба указывают на цель человеческой жизни, требующую усердия и самопожертвования. И буддисты, и христиане должны сами трудиться для достижения этой цели. Препятствия или пороки, встречающиеся на пути - обусловленные их личностью, а также коллективной кармой или грехом, - в экзистенциальном смысле одинаковы, но концептуально различны. В конце концов обуянный гордыней или гневом буддист ничем не отличается от горделивого или гневливого христианина. |