Благ ое се рд це
Скачать 1.97 Mb.
|
ПРЕОБРАЖЕНИЕЛуки 9:28-36 «После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел он на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия: Явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Петр же и бывшие с Ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его, и двух мужей, стоявших с Ним. И когда они отходили от Него, сказал Петр Иисусу: «Наставник! Хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну Тебе, одну Моисею и одну Илии», - не зная, что говорил. Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас, говорящий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный: Его слушайте». Когда был глас сей, остался Иисус один. И они умолчали и никому не говорили в те дни о том, что видели». (Луки 9: 28-36.) - В этом отрывке говорится о некоторых моментах, которые опять же можно считать общими для основных мировых религий. Они включают в себя возможность испытать мистический опыт видения и значение таких метафор, как радуга и облака [19]; правда, в контексте данного текста из Евангелия смысл этого сюжета может несколько отличаться по причине того, что здесь Иисус обладает уникальностью как Сын Божий. Но в целом с буддийской точки зрения, когда практикующий достигает высокой степени реализации в своей духовной эволюции, такое преображение может проявляться также и на физическом уровне. Подобные истории о Будде встречаются в сутрах. Как и в Евангелии, эти истории начинаются с того, что Будда находится в определенном месте в определенное время. Его ученики - как правило, два главных ученика, Шарипутра и Маудгальяна, - замечают физические изменения в облике Будды. От его тела исходит сияние, и улыбка освещает его лицо. Тогда один из учеников спрашивает Будду: «Я вижу в тебе изменения. Что они означают? В чем их причина? Какие мысли у тебя в голове? Скажи нам». Эти притчи напоминают отрывки из Евангелия, где говорится о Преображении. Явление двух пророков, Моисея и Илии, также совпадает со многими мистическими эпизодами в буддийской литературе, в которых человек сталкивается лицом к лицу с историческими личностями. Такие случаи называются чистыми видениями. Иногда это могут быть реальные контакты на мистическом уровне, а в других случаях это встречи с иными существами, которые принимают облик или физическую форму этих исторических личностей. Такие контакты могут иметь место. Чтобы понять подобные таинственные явления, надо иметь базовое понимание феномена эманации. Например, степень автономии какой-то эманации зависит от уровня духовной реализации человека, который создает эманацию и называется соответственно эманатор. На более низком уровне эманация, созданная человеком, в значительной мере контролируется самим эманатором примерно так же, как это делает компьютер. С другой стороны, когда человек достиг высокой духовной реализации, существа, так сказать, эманированные могут быть практически автономными. В одном буддийском тексте говорится о том, что эманация, созданная полностью просветленным существом, также обладает высокой степенью автономии. Однако это не значит, что эманация представляет собой некое реальное, живое существо. В каком-то смысле это есть создание высокоразвитого разума. Например, в монастырях существуют четыре главных правила, одно из которых гласит: не убий. И в определении убийства оговаривается, что объектом убийства является живой человек, а не эманированное существо, то есть эманированные личности не считаются реальными, живыми людьми. Даже в наше время люди испытывают мистические видения. У некоторых были случаи, когда они входили в контакт с великими наставниками Индии и Тибета. Я тоже хотел бы испытать такой мистический опыт, но, увы, мне не повезло! А ведь у меня есть вопросы, которые я мог бы задать при такой встрече! К примеру, если бы у меня было мистическое видение и я встретился с выдающимися индийскими учителями прошлого, я бы встал на сторону ученого - стал своего рода адвокатом дьявола - и задал бы кучу вопросов! Несмотря на то, что люди, достигшие высокой степени самореализации, имеют возможность эманироваться и проявляться в разных формах, это не значит, что каждый способен воспринимать эту картину и ощущать их присутствие. Чтобы человек мог осознать такие видения, ему необходима определенная степень духовной зрелости, восприимчивости и открытости. Например, в том эпизоде, где Петр видит Моисея и Илию, если бы с Христом были другие люди, они, возможно, не увидели бы пророков. Если вероятны такие явления эманации, естественно задуматься об их механике. Каким образом можно объяснить эти случаи? В буддийском контексте с точки зрения тантры, которая представляет собой эзотерический аспект тибетского буддизма, можно объяснить эти явления исходя из динамики тонких энергий, называемых прана. Посредством различных медитативных техник практикующий может подняться на высокий уровень контроля над психологическими энергиями. В системе сутр, не относящейся к тантризму, объяснение этих явлений может быть основано, скорее, на силе концентрации, или силе медитации. Откровенно говоря, здесь присутствует большая тайна, и я недостаточно компетентен, чтобы подробно говорить об этом. Я чувствую, что эта сфера требует дополнительных исследований и экспериментов. Подобные воображаемые встречи происходят на самых разных уровнях, их можно разделить на три основных типа. Первый связан с мистическим, интуитивным уровнем, на котором встреча нереальна и неосязаема, но, скорее, напоминает ощущение или интуицию присутствия. Второй тип - встречи более осязаемые, но происходят они не на сенсорном уровне, а на ментальном, или концептуальном. Третий тип предполагает самую осязаемую реальность и сенсорный опыт. Это уже похоже на то, будто вы видите реального человека собственными глазами. Поэтому последний тип можно считать более реальным, чем два первых. Похожий феномен наблюдается в мистических видениях на священном озере Ламо Лацо в Тибете [20]. Я даже слышал, что такое случалось и с иностранными туристами. Но когда озеро обозревают одновременно десять человек, возможно, что у каждого будет свое видение. Или даже возможно, что все десятеро увидят одно и то же. В некоторых случаях удавалось даже сфотографировать эти образы. Почему эти явления такие разные? Это большая тайна. Но какое-то объяснение должно быть. В некоторых отрывках из Евангелия встречается слово судьба. И мне интересно, существует ли в христианстве вера в то, что у каждого человека своя судьба, которую он обязан выполнить. Отец Лоуренс: Да. У каждого своя судьба, но в конечном счете каждый должен разделить бытие Бога. Далай-лама: Можно ли, учитывая определенные обстоятельства, говорить, что судьба человека может меняться и эволюционировать? Отец Лоуренс: Да. Потому что человек свободен принять эту судьбу, или «призыв», или не принять. Существует связь между судьбой и свободной волей. Далай-лама: В буддийском контексте не употребляется слово «судьба», но есть понятие кармы, близкого эквивалента христианской судьбы. Хотя карма предполагает определенную степень вынужденности, она также не исключает некоторых условий, необходимых для ее осуществления. Как я отметил ранее, существуют конкретные образы, например, облака и радуга, общие для многих религий. Разумеется, есть научное объяснение феномена радуги: влажность, температура и тому подобное. Но мне всегда было интересно понять те виды радуги, которые не связаны с разнообразием текстуры цвета, но представляют собой чистый, белый свет в виде прямой линии, а не дуги. Вот это весьма интересный феномен! В тибетском буддизме образ радуги выполняет две функции. Первая: радуга часто ассоциируется с прорицанием, удачей и везением. Кроме того, радуга часто служит иллюстрацией иллюзорной и несубстанциальной природы всех вещей и событий. Интересно отметить, что в данном отрывке из Евангелия упоминается о голосе, звучащем с небес. А в буддийских учениях есть похожие случаи, когда голос звучит как бы ниоткуда. В Тибете широко бытует вера в то, что в VII веке, во время правления царя Лхатотори, некоторые буддийские наставления приходили с неба. Есть школы, где утверждается, что этого не может быть, что наставления пришли к нам из Индии. Но если бы в те времена стало известно, что священные тексты пришли из Индии, тогда люди не стали бы их почитать. Поэтому укоренился миф об их небесном происхождении, который играет особую роль в духовной традиции. |