Главная страница

Благ ое се рд це


Скачать 1.97 Mb.
НазваниеБлаг ое се рд це
Дата22.02.2022
Размер1.97 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаBlagoe_serdce LAMA.doc
ТипДокументы
#370378
страница14 из 25
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   25

ХРИСТИАНСКИЙ КОНТЕКСТ чтения Евангелия на семинаре «Благое Сердце»

Отец Лоуренс Фримэн


Восемь отрывков из Евангелия, выбранных для Семинара, отражают стиль автора каждого из четырех канонических Евангелий: Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а также весь спектр христианского понимания Иисуса: его учение, природу, силу, проистекающую из его знания Отца и, наконец, краеугольный камень христианской веры - его Воскресение. По объективным причинам пришлось оставить в стороне другие, не менее важные для христиан эпизоды Евангелий, например, Причастие. Выбор текстов был обусловлен желанием дать репрезентативный срез христианской веры и показать характерные параллели и различия, которые в диалоге могут дать пищу для размышления о священном опыте медитации в рамках двух конфессий и традиций.

В этом разделе представлен краткий христианский контекст каждого евангельского отрывка, прокомментированного Далай-ламой. Он даст людям, не очень знакомым с Евангелиями, исходную точку, с которой можно лучше понять особенности и язык текста. Но главным в книге, конечно, является буддийская точка зрения и комментарии Его Святейшества. Обсуждение каждого из восьми отрывков Евангелия указано в содержании.

Я постарался избежать технических подробностей в кратких вступлениях к евангельским текстам, исключительно богатых смыслом. Любой диалог, базирующийся на таких отрывках, будет событием уникальным и даст возможность буддистам и христианам откровенно высказаться о своей вере и ее тонкостях. Готовясь к чтению евангельских текстов, Далай-лама говорил, что не имеет намерения бросить вызов христианству или подорвать его устои. Напротив, он представил христианам углубленное и ясное объяснение веры, а буддистам дал возможность более широкого и позитивного понимания другой традиции. Практическая задача диалога состояла не в том, чтобы дать окончательные ответы, а в том, чтобы обрести более глубокое видение Истины, которая заключает в себе и наполняет собой все сущее и в конечном счете, как сказал Иисус, освобождает нас от страха и невежества.


ЛЮБИТЕ ВРАГОВ ВАШИХ Матфея 5:38-48


«Вы слышали, что сказано: «око за око, зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя с правую щеку твою, обрати к нему и другую; И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Вы слышали, что сказано: "люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего". А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. Да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный».

Христианский контекст


Матфей рассказывает о Нагорной Проповеди в начале своего Евангелия, самого первого из четырех Евангелий, которые надо читать не как историческую хронику, но как образец причастности к Воскресению в историческом контексте. Поэтому Евангелия следует понимать в свете Воскресения. Слово «евангелие» (по-гречески evangelon) означает «благая весть».

Автор каждого Евангелия, или евангелист, подходит к жизни и к учению Иисуса с конкретной точки зрения, рассчитанной на конкретную аудиторию. Это объясняет расхождения между Евангелиями, которые, в сущности, были устными (на арамейском языке) преданиями, прежде чем были записаны на греческом языке. Например, Евангелие от Матфея, по всей вероятности, было написано для группы иудеев-христиан примерно 70 лет спустя после смерти и Воскресения Иисуса.

Здесь представлен отрывок из Нагорной Проповеди Иисуса, которая описана во всех Евангелиях, а буддистам она напомнит проповедь Будды в Оленьей роще. Иисус произнес Нагорную Проповедь при большом скоплении народа и изложил в ней суть своего религиозного и этического учения. Например, он подчеркнул необходимость перейти от внешнего соблюдения ритуалов к настоящей религии сердца.

В первой части этого отрывка Иисус наставляет своих учеников не мстить тем, кто причиняет им зло. Эта мысль прямо противоположна древнему закону мести, который бытовал на Ближнем Востоке. Иисус идет еще дальше - говорит, что не надо противиться причиняющим вам зло. В традиционном для иудеев стиле преувеличения он акцентирует эту мысль, добавляя, что мы должны подставить другую щеку и отдать просящему все, чего он хочет. Ученикам было сказано: не просто уступайте, но и отдавайте свое.

Упоминание о рубашке и верхней одежде будет убедительнее, если знать, что в те времена у палестинского простолюдина были только эти два предмета одежды.

Принцип непротивления и уступки выражен как нельзя яснее. Тем не менее в христианской истории было немало объяснений этому наставлению.

Во второй части отрывка идет речь о любви к врагам. «Сосед» - это тот, кто живет в вашем селении или рядом с вами. «Враг» может означать того, кто причиняет вам зло, или просто чужака или чужеземца. Поэтому недостаточно любить «вашего соседа»: такая любовь не есть реализация полного человеческого потенциала быть «как Бог».

Раннехристианские мыслители утверждали, что Бог стал человеком для того, чтобы человек стал Богом. В учении Иисуса говорится, что мы становимся «детьми божьими», если любим всех людей так же беспристрастно, как их любит Бог. Благоволение Бога не имеет границ, таким же должно быть благоволение человека. Еврейское слово, соответствующее понятию благоволение, или добросердечие, здесь означает «цельность» или «совокупность». И любовь к врагам обеспечивает целостность человеческой жизни.

«Мытари» - сборщики налогов, сотрудничавшие с римскими властями, которые правили оккупированной Иудеей, - это аналогия с китайскими оккупантами Тибета.
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   25


написать администратору сайта