НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ Матфея 5:116 «Увидев народ, Он взошел на гору; и когда сел, приступили к Нему ученики Его, И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить на Меня; Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечник, и светит всем в доме. Так-де светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».
Христианский контекст Этот отрывок из начала Нагорной Проповеди можно назвать Проповедью Блаженства. Здесь изложены наставления Иисуса о природе благословения и счастья как составной части целокупной библейской традиции, в которой подчеркивается, что добродетельность и настоящее счастье идут рядом, рука об руку. Греческое слово макариос (makarios) означает и «блаженный», и «счастливый». В восьми Заповедях Блаженства Иисус объясняет истинную природу человеческого благополучия. Они в чем-то парадоксальны и выражают еще не законченную моральную революцию в природе человека. Поэтому Царство Божие одновременно находится и «здесь», и «еще не наступило».
Выражение «нищие духом» относится и к материальной нищете мира, которой был особенно озабочен Иисус, и к всеобщей человеческой зависимости от Бога. Если мы знаем, что мы не самодостаточны, но взаимозависимы и несем ответственность друг за друга, тогда мы «нищие духом», то есть «знаем, как нам нужен Бог». В этом смысле речь идет также об отсутствии чувства собственничества, или о беспристрастном отношении к окружающему. «Плачущие» блаженны, потому что в сегодняшнем мире испытывают оторванность от Бога. Здесь «плач» относится не только к внешним страданиям, но и к природе человеческого состояния вообще, когда эта природа пытается реализоваться. Утешение - состояние спасения или освобождения. «Кроткие» наследуют землю. Непротивление - лучший путь к преодолению зла. «Земля» необязательно означает эту, сегодняшнюю жизнь. Зло всегда разрушает само себя. Его неизбежное поражение коренится в его конечности. Кротость торжествует, потому что она бесконечна. Любовь к правде и справедливости дает истинное счастье. Жажда правды означает соединение своей воли с волей Бога. Она неотделима от сострадания в реальной жизни. Милость к окружающим делает человека милосердным. Два из нескольких проявлений Милости в Новом Завете предназначены людям бедным и прощающим своих врагов. «Чистые сердцем» увидят Бога. Чистота сердца - это способность видеть реальность, не искаженную эгоизмом. Это отличается от ритуальной религиозной чистоты и даже от «моральной чистоты» в общепринятом смысле. «Миротворцы» - дети Бога. Примирение с врагами - христианское деяние, часто упоминаемое в Евангелиях. Миротворцы обладают божественной природой, как пишет Святой Петр в одном из писем, потому что природа Бога заключается в том, чтобы внести мир и единение туда, где раздор и разделение. Ребенок наследует бытие родителя. Иисус уверяет своих последователей, что страдание, принятое «за правое дело», будет щедро вознаграждено. Здесь речь идет о соблюдении дисциплины. Индивидуальное страдание христианина соотносится с его личным путем, ведущим к Иисусу. Первые христиане также составляли преследуемое меньшинство.
Наконец Иисус говорит своим последователям о том, как важна их роль в мире: быть солью земли, то есть реальностью и светом Истины. Их миссия заключается в том, чтобы быть увиденными и услышанными в своих деяниях, основанных на осознании исконного добросердечия человеческой натуры - благого сердца.
БЕСПРИСТРАСТИЕ Марка 3:31-35 «И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его. Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя. И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои? И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои. Ибо, кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат и сестра и матерь».
|