Благ ое се рд це
Скачать 1.97 Mb.
|
ВОСКРЕСЕНИЕИоанна 20:10-18 «И так ученики опять возвратились к себе. А Мария стояла у гроба и плакала; и когда плакала, наклонилась во гроб и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало Тело Иисуса. И они говорят ей: жена! Что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказавши сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! Что ты плачешь? Кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! Если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она обратившись говорит Ему: Раввуни! - что значит: Учитель. Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему; и к Богу Моему и Богу вашему. Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа, и что Он это сказал ей». (Иоанна 20: 1018.) - Этот отрывок как нельзя лучше уместен, чтобы прочитать его на заключительном занятии нашего Семинара. Паринирвана Будды, или конечная нирвана, считается последним значительным актом в его жизни, и в этом отрывке, как мне представляется, заложен аналогичный смысл. Для тех, кто верит в повторное рождение, неважно, о чем идет речь: о смерти или о переселении душ. Повторное рождение может случиться только после смерти. Сегодня мы уже коротко говорили, что в большинстве крупных мировых конфессий жизнь их основателей свидетельствует о том, как важно принять страдания и правильно оценить их. Во время утренней дискуссии отец Лоуренс упомянул, что отец Беде Гриффите говорил о различиях между физическим телом, тонким телом и духовным телом, ассоциирующимся с Иисусом. Перед смертью тело Иисуса было физическим телом; во время Воскресения, прежде чем вознестись к Отцу, он находится в тонком теле, а после восхождение переходит в духовное тело. В буддизме широко обсуждаются различные типы воплощения - тонкое, ментальное и духовное тело. Но существует большая разница между тем, как тонкое тело Иисуса описано в Евангелии, и его описанием в буддийских текстах, где речь идет о разных уровнях воплощения в ходе духовной человеческой эволюции, начиная с уровня обычного человека до состояния полного просветления, между тем как в случае Иисуса мы имеем дело с необыкновенным существом, Сыном Бога. Поэтому здесь нет постадийного процесса. Иисус Христос не проходит по ступеням духовных преобразований. Разве не так? Отец Лоуренс: Нет, Воскресение - это не реинкарнация. Далай-лама: Мы не говорим о реинкарнации. Мы говорим о человеке, практикующем духовность. По мере развития даже у обычного человека физическое воплощение становится все тоньше и тоньше. Отец Лоуренс: Перед смертью Иисус предстает ученикам и миру в одном облике, а после смерти - в другом. В своем историческом присутствии в мире, например во время встречи с Марией, его облик может быть узнаваем. Надо обладать новым уровнем восприятия, чтобы узнать Иисуса в новом воплощении. В Евангелии говорится о промежуточной стадии между его смертью и Воскресением, а затем Восхождением, а нынешнее присутствие Иисуса в мире отличается от описанного - сегодня он проявляет свое присутствие в виде Святого Духа. Далай-лама: Мы и в буддизме наблюдаем расхождение взглядов на понимание конечной нирваны Будды. Одна из школ - главным образом древнеиндийская школа Вайбхашика - утверждает, что нирвана Будды является концом его существования. Его появление было историческим фактом, значит, и его уход также был историческим фактом: жизнь Будды началась и закончилась. Конечная нирвана напоминает момент угасания пламени. После того как пламя погаснет, наступает полное, абсолютное «ничто». Прекращается даже сознание Будды. Последователи школы Вайбхашика считают, что сознание имеет конец, хотя и не имеет начала. Его существование может прийти к концу. Тогда возникает вопрос: если это так, какой смысл буддистам поклоняться Будде? Зачем это нужно, если Будды больше нет? Ответ заключается в следующем: Будда достиг полного просветления, потому что аккумулировал в себе великие добродетели и усовершенствовал свою мудрость за счет бесчисленного множества эонов. За время своей жизни он развил в себе сильное альтруистическое намерение быть полезным и служить всем людям. В мире остаются и эта мощная энергия, и эта высшая истина. Они дают нам основание поклоняться Будде. Но что касается Будды как исторической фигуры, ее больше нет. Между тем такая точка зрения не разделяется многими другими буддийскими школами, в том числе тибетским буддизмом. Согласно традиции тибетского буддизма, состояние Будды, или полное просветление, следует понимать в смысле доктрины трех кая, трех Тел Будды. С этой точки зрения Будда Шакьямуни был исторической личностью - жил в конкретное время, в конкретном месте и контексте и в конкретной среде, - и его конечная нирвана в Кушинагаре была реальным историческим событием. Но сознание и поток разума Будды продолжают существовать и являются вездесущими. Будда прекратил существование в излучающей форме человеческого существа, но продолжает присутствовать в форме Самбхогакаи, то есть как состояние совершенного присутствия. Он продолжает излучать и проявлять себя в разных формах, наиболее доступных и благодатных для людей. Таким образом, хотя Будда Шакьямуни перестал существовать как историческое лицо, присутствие Будды не прекращается. Продолжая эту мысль, можно сказать так: сознание не имеет ни начала, ни конца. Для практикующего буддиста конечная нирвана Будды имеет символическое значение, потому что последние слова, произнесенные Буддой, касались доктрины непостоянства и преходящей природы всех вещей. Он сказал, что все вещи и все события имеют конец. Еще он сказал, что тело полностью просветленного существа - Будды, или Татхагаты, - также непостоянно и подчиняется тем же законам. С этими словами он покинул мир. То есть для буддиста конечная нирвана Будды, исторический факт его ухода, лишний раз подчеркивает важность принципа непостоянства. Меня особенно заинтересовали слова Иисуса: «Я еще не восшел к Отцу Моему», и я хотел бы знать, как христианская теология объясняет Восхождение. Отец Лоуренс: Еще раньше Иисус в Евангелии от Иоанна говорит: «Я знаю, откуда Я пришел, и знаю, куда я иду». Он рассказывает о своей жизни и своей миссии, как о возвращении к своему началу. Он не раз напоминает: «Я пришел от Отца Моего...» Его Восхождение - это воссоединение его полностью развитой человечности со своим истоком в Отце, в Боге. В каком-то смысле Восхождение можно назвать полным соединением божественности и человечности Иисуса. Далай-лама: В буддизме предполагается особая связь между эманацией и излучающей силой и считается, что эманация приходит к концу, выполнив свое предназначение. Дело в том, что эманация снова возвращается в свой источник, хотя в некоторых случаях она может исчезнуть по собственной воле. Например, в случае с историческим Буддой Шакьямуни после его конечной нирваны физическое тело Будды осталось на месте и было кремировано, и все это видели. Практикующий буддист сказал бы так: сознание Будды, трансцендентный разум Будды, вернулся в состояние Дхармакаи. В некоторых буддийских текстах есть ссылки на другой феномен: высокоразвитые духовные существа способны уходить в разные чистые пространства, не теряя своего физического тела. Отец Лоуренс: В христианском смысле можно понять Воскресение как чудесный и вдохновляющий акт проникновения в суть бытия. Я считаю, что христианское понимание Воскресения также предполагает космический масштаб. Иисус - воплощение Бога в человеческом облике, и он приходит в мир через Слово Бога, Творение, или космос. После смерти человеческой формы Иисуса становится понятным, что произойдет со всем космосом. Человеческая, телесная форма Иисуса со всей ее физической энергией возвратилась в исток вселенной, то есть к Богу. Это когда-нибудь случится и с космосом. Все в космосе происходит от Бога и является эманацией Бога, поэтому должно вернуться к Богу. Поэтому я полагаю, что в Воскресении христианин видит обратную трансформацию материи в свое исходное состояние. Это произошло с телом Иисуса в его физической форме - тело, разум и дух, - но это и предсказание того, что произойдет когда-нибудь, в конце времен, со всем космосом. Ваше Святейшество, мы приближаемся к заключительному занятию нашего Семинара, и я выражу мнение всех присутствующих, если скажу, что нам понадобятся две жизни - даже больше, чем две! - чтобы осознать то, что мы услышали от вас. Я задам вам вопросы от отдельных участников или групп. Эти вопросы пришлось отсортировать по типологическому признаку, поскольку некоторые имеют отношение к одной и той же теме. Еще я хотел бы выразить, как это было в начале семинара, уважение к тибетскому народу, который вы представляете и воплощаете, и заверить вас в нашей искренней поддержке вашему делу мира и справедливости. Один вопрос касается идеи священного пространства и святой земли. Он связан с вашими предыдущими комментариями о паломничестве. Вы говорили о благотворности посещения различных святых мест, и здесь вопрос такой: что, по-вашему, делает то или иное место святым? Далай-лама: Мне кажется, место становится святым за счет силы духовного человека, который там живет. Энергия духовной реализации человека в каком-то смысле «заряжает» географическое место, придает ему особую энергетику; затем, в свою очередь, это место может «заряжать» тех, кто туда приходит. Во-вторых, святые места выполняют важную функцию, особенно те, что связаны с жизнью основателей крупных религий. Когда туда приходят последователи конкретной религии, они получают возможность размышлять о примере, который преподают великие духовные учители, и, вдохновляясь этим, получают шанс следовать этому примеру. Отец Лоуренс: Как, по-вашему, полезно ли верующим разных конфессий совместно совершать паломничество? Далай-лама: Да. Я как раз занимаюсь таким проектом и считаю, что эта практика приносит огромную пользу. Отец Лоуренс: Следующий вопрос, возможно, не совсем по теме, потому что касается христиан и буддистов, представителей других традиций - нетибетцев, - которые остро воспринимают нужды Тибета и скандальное безразличие Запада к тибетской проблеме. Как, каким духовным или иным путем могут христиане и буддисты, а также верующие других конфессий помочь вам в этом смысле? Далай-лама: Проблема свободы Тибета неразрывно связана со свободой вообще и с выживанием духовности в Тибете; она касается всего мира. Если в таких условиях выживет исконная духовность Тибета, я думаю, это станет мощным положительным фактором для блага не только тибетцев, но и всего китайского народа. С этой точки зрения можно говорить об особой роли, которую должны играть другие верующие и религиозные организации - одним словом, все люди, которые верят в ценность духовности. Мне кажется, это будет хорошей поддержкой нашего дела. Отец Лоуренс: Для многих - я бы сказал, для большинства присутствующих - повседневная практика медитации служит самым действенным способом развить в себе чувство сострадания и служить благородному делу Тибета. Мы получим новый импульс, если вы посоветуете, как не сойти с пути повседневной медитации. Некоторые, живущие в городе и испытывающие нагрузку современной жизни, считают, что медитировать очень трудно. По этой причине в помощь практикам и было создано Общество христианской медитации. Но все равно остаются определенные трудности в медитации для тех, кто живет не в монастыре, - правда, иногда и для тех, кто находится в монастыре! И мы просим как-то вдохновить нас и объяснить, что нужно для того, чтобы с еще большей эффективностью заниматься медитацией. Далай-лама: Если человеку действительно интересно расти духовно, нельзя отказываться от медитации, потому что это ключ к успеху. Простая молитва или одно лишь желание не дают большого эффекта для внутреннего духовного изменения. Единственный путь к развитию пролегает через постоянную медитацию! Конечно, вначале будет нелегко. Могут появиться трудности, и энтузиазм может исчезнуть. Иногда в самом начале бывает слишком много энтузиазма, а потом, несколько недель или месяцев спустя, он иссякает. Необходима постоянная, целенаправленная практика и стремление к цели. Отец Лоуренс: В чем заключаются основные способы, которые могут помочь разочаровавшемуся человеку? Далай-лама: Надо постоянно размышлять и взвешивать все «за» и «против» медитации. Надо осознать благотворность, ценности и эффективность медитации, с одной стороны, и негативные моменты отказа от нее - с другой. Постоянно сравнивая эти моменты, человек сохраняет в себе энтузиазм. На нашей планете более пяти миллиардов людей, их весьма приблизительно можно разделить на три категории: верующие и духовные практики, неверующие и отрицательно относящиеся к религии, а к третьей категории относятся, те, кто необязательно занимается религиозной практикой, но к религии относится положительно или лояльно, то есть те, кто находится в состоянии индифферентности. Но все три типа людей, по сути своей, одинаковы в том, что у каждого есть врожденный инстинкт быть счастливым и преодолеть страдания. Если практикующий или верующий нуждается в точке отсчета, он не должен оглядываться на третью группу - ему надо сравнивать себя со второй категорией, с теми, кто против религии, кто не только не верит, но и считает религию ненужной и ложной. Вы должны смотреть на таких людей и понимать, какой образ жизни приносит больше радости и счастья. Разумеется, в некоторых аспектах могут показаться более успешными люди, которые любым путем стремятся к своей цели, но в конечном счете жизненный успех оценивается качеством осмысленной жизни и присутствием мира в душе человека. Жизнь, лишенная духовности, оставляет мало места для внутреннего покоя. Посмотрите на руководителей бывшего СССР и нынешнего Китая: они тоже, как и все остальные, хотели быть счастливыми! Но у них был свой путь и свой метод и они считали религию отравой. Люди из другой, первой категории тоже стремятся к счастью, но своим путем они сделали религию. К ним я отношу настоящих практиков, а не тех, кто просто называет себя верующим и исполняет религиозные обряды, так как религия не занимает большого места в их жизни. Сравнивая эти две категории, мы убедимся, что в жизни искренних практиков больше счастья, покоя и мира. Даже в обществе такие люди пользуются большим доверием и уважением. Подобные размышления помогут вам понять, как важно включить в вашу жизнь религию и какую-то форму духовности. Таким образом вы упрочите свои убеждения. Также полезно время от времени сверять собственный опыт с религиозными сочинениями, чтобы не сразу, а постепенно увидеть, что значит настоящая духовность. Чем сильнее ваши убеждения, тем больше у вас энтузиазма и больше сил двигаться вперед. Так должно быть, но, к сожалению, в реальном мире мы наблюдаем противоположную картину. Если у вас есть навязчивая идея или желание чего-то добиться, конечно, ваша мотивация усиливается. Например, политик, нацеленный на то, чтобы его выбрали, часто отдает всего себя для достижения цели. Он ведет предвыборную кампанию, переезжает с места на место и при этом стареет на глазах! Вот к чему это приводит. Похожая самоотверженность присутствует у бизнесменов, чья единственная цель - деньги и прибыль. Они хотят этого так яростно, что готовы отдать все на свете, чтобы добиться своего. Так в принципе должен поступать и духовный практик, но мы не знаем таких практиков, которые в такой степени рвутся к своей цели! Я считаю так: чем яснее вы видите цель, к которой стремитесь, тем сильнее будет ваше желание достичь ее и ваша мотивация. С самого начала очень важно иметь в виду, что духовное развитие - дело нелегкое и требует много времени. Если вы слишком многого ожидаете и надеетесь добиться радикальной трансформации за короткое время, тогда это верное предвестие вашей неудачи! Иными словами, следует быть внутренне готовым к длительной работе. Отец Лоуренс: Можете сказать, насколько долог этот процесс? Далай-лама: Ответ на такой вопрос для буддиста обусловлен бесчисленным количеством эонов, в сравнении с чем годы и месяцы - всего лишь миг. Короткая жизнь - миг! Сотня лет -оже миг! А когда мы измеряем время в масштабе эонов, это на деле помогает развить сильную мотивацию; впрочем, к данному вопросу это не относится: главное для человека - оставаться добродетельным в течение всей своей жизни. Отец Лоуренс: Мы, христиане, верим, что Святой Дух оказывает свое действие не только на христиан, но и на всех людей, которые ищут истину. Возможно, многие согласятся со мной в том, что Святой Дух делает то же самое, что и вы, Ваше Святейшество, и ваши соратники монахи, и простые тибетцы, когда несете мудрость Тибета на Запад и являете примеры сострадания, всепрощения и благородства за счет своих лишений и страданий. Я думаю, визиты Вашего Святейшества в эту и другие западные страны служат великим даром всему христианству. Вы даете западным людям, которые утратили духовный пыл и желание духовного роста, возможность понять и увидеть религию в новом свете. Можете вы объяснить, почему в современном мире мы растеряли это чувство истинной религиозности и духовной практики, несмотря на то что сегодня у нас больше досуга и свободного времени, лучше здоровье и бытовые условия, чем раньше? Далай-лама: Может быть, в ваших монастырях и есть досуг, но за их стенами, особенно в городах, жизнь протекает очень быстро, как песок в песочных часах, и у человека нет времени остановиться. В беседе с одним моим другом я сказал, что если взглянуть на городскую жизнь, кажется, будто каждый аспект в жизни человека рассчитан как винтик, который должен точно войти в нужное отверстие с резьбой. В каком-то смысле мы потеряли контроль над своей собственной жизнью. Чтобы выжить, нам приходится скрупулезно следовать заданной схеме и навязанному ритму. Отец Лоуренс: Что вы скажете, Ваше Святейшество, по поводу фразы, которую я слышал много раз, разговаривая с людьми о медитации: «Я хотел бы медитировать, но, к сожалению, слишком занят»? Далай-лама: Что касается вашего вопроса, я хотел бы рассказать другую версию притчи о двух монахах - учителе и ученике. Однажды учитель, чтобы подбодрить ученика, сказал: «Когда-нибудь мы непременно пойдем на пикник». Несколько дней спустя он забыл о своих словах, и ученик напомнил учителю о том обещании. Учитель ответил, что он слишком занят и пока не может отправиться на пикник. Прошло много дней - никакой прогулки не предвиделось. Ученик снова напомнил ему: «Когда же мы сходим на этот пикник?» Учитель ответил: «Не сейчас. Я очень занят». И однажды ученик увидел, как несут хоронить мертвеца, а учитель спросил его: «Что там происходит?» «Там один бедняга отправился на пикник», - ответил ученик. Дело в том, что если не уделить какое-то время тому, к чему вы стремитесь, у вас всегда найдутся другие заботы и вы постоянно будете заняты. Отец Лоуренс: Я хочу сказать несколько слов, Ваше Святейшество, в заключение нашего Семинара, после чего попрошу сестру Эйлин высказать мнение всех участников. Вопервых, я благодарю вас от всей души, которая есть великая тайна для всех нас. Но в глубине души я знаю: мы благодарим вас за то, что вы нам дали, и за то, что сделали для нас возможным. За эти несколько дней я начал понимать, что мы присутствуем на историческом событии, которое стало возможным в первую очередь благодаря вашему мужеству и вашей удивительной открытости. Вы щедро уделили нам драгоценное время в вашем графике и рискнули исследовать незнакомые вам тексты. Когда я слушал ваши комментарии к нашим Священным Писаниям, меня поразил тот факт, что ваша мудрость, интуиция и чувство истины, полученные в лоне буддизма, дали нам возможность глубоко и ясно увидеть многие моменты наших священных текстов и осознать их по-новому. Мне кажется, это стало возможным, потому что мы вам доверились во всем, что есть у нас самого дорогого и святого. Наше доверие получило отклик: вы с глубочайшим почтением обращались с нашими святынями. И за это мы тоже говорим вам спасибо. То, как вы вместе с нами исследовали наши Священные Писания, послужило всем нам хорошим уроком ненасилия. Вы могли бы комментировать эти тексты в общих чертах и поверхностно, и это было бы ваше право! Но вместо этого вы в полной мере и в то же время с удивительной деликатностью использовали мудрость, проницательность, интеллект и духовную силу. Это замечательный урок ненасилия, который мы будем долго помнить. Когда мы разбирали разные эпизоды из Евангелий и закончили сегодня эпизодом Воскресения - фундаментальной тайной нашей конфессии, - я чувствовал, что мы пользовались языком, мышлением и образами, общими для наших культур. Итак, мы завершаем наш Семинар и готовимся к межрелигиозному празднику, получив доступ к иным формам выражения - песнопениям, музыке и танцам, а также словам, - которые перенесут нас в другие масштабы истины. Но, как я уже сказал, ваше искусство мышления и речи привело нас в восхищение, и я не считаю это окончанием наших исследований. Я надеюсь и молюсь о том, чтобы Ваше Святейшество согласился продолжить этот разговор. Я хочу поблагодарить вас не только от имени Международного общества христианской медитации, но и от имени нашей церкви и нашего ордена. Я думаю, этот Семинар продемонстрировал, что различные религиозные традиции могут вступить в откровенный диалог, чтобы не просто выявить поверхностные сходства, но и совместно искать истину. Мы можем идти параллельными путями, но объединенными одним духом. Мы, христиане, осознали свою роль как служителей веры. Иисус называет себя в Евангелии не господином и не хозяином, но слугой. Он говорит: «Я пришел к вам как слуга». В прошлом многие его последователи об этом забывали. В некоторых исторических периодах многие христиане, да и сама Церковь, стремились к временной власти - политической или религиозной - над другими народами, используя империализм или иные формы авторитаризма. И мы признаемся в этих грехах. Но вы также помогли нам понять природу смирения, роль христианства и наше собственное понимание самих себя как учеников и служителей. И мы готовы к повседневной работе ради единства религий. Наконец я хотел бы поблагодарить многих людей, которые помогли провести этот Семинар: обслуживающий персонал, киногруппу и особенно нашего координатора Клема Совэ, который приехал из Канады восемь недель назад и сразу включился в работу. И последнее, но не самое меньшее по значению, - кстати, я не собираюсь вас рассмешить, - я хочу поблагодарить вашего переводчика Туптена Джинпа. А теперь прошу сестру Эйлин сказать еще несколько слов. Сестра Эйлин: Ваше Святейшество, я не знаю, что добавить к словам отца Лоуренса, но как представитель одной из групп я хочу сказать, что нашу благодарность выразить просто невозможно. Вы поделились с нами мудростью вашей культуры и традиции и тем самым помогли нам увидеть, как много значит ясность и глубина ума. И мы чувствуем в себе зов к тому же. Вы учили нас не только словами, но и вашим присутствием и вашей безграничной любовью и состраданием. Это слово отныне имеет для меня новый смысл! Я знаю, что эта встреча изменила мою жизнь и, я уверена, жизнь многих присутствующих здесь. Мы говорим, что христианские Священные Писания - это живое Слово Бога. Мы можем читать и перечитывать их и не находить в них особого значения, кроме старой, давно известной истории. Но есть еще и Святой Дух, которая ведет нас по верному пути. Если приложить усилия, слова снова оживают и приобретают новый, глубокий смысл. Слушая ваше чтение Евангелий, я чувствовала, что слова Иисуса все глубже проникают в меня, и я уверена, то же самое чувствовали все присутствующие. Жаль, что мы не можем отблагодарить вас тем же и обсуждать вместе с вами ваши священные тексты. Здесь не раз звучали слова великой боли за те ужасы, что переживает ваш народ. Я как гражданка США стыжусь за мое правительство, которое не приходит к вам на помощь. Но могу вас заверить, что мой голос не будет одиноким. Кто-то здесь сказал, что это был большой праздник, что мы вкусили пищи, поэтому можем жить дальше. Отныне наша жизнь станет лучше благодаря общению с вами. Я не знаю, встретимся ли мы снова, выпадет ли мне новый шанс быть рядом с вами, но я верю, что мы будем вместе с вами во время молитвы и медитации. Скоро мы уедем отсюда и расстанемся, но всегда будем встречаться в этом месте общности нашего сознания. Короче говоря, я выражаю вам, Ваше Святейшество, огромную благодарность за ваше присутствие. С вами будут наши молитвы и добрые пожелания, наша благодарность и благословение всего задуманного вами. Я закончу словами Томаса Мертона: «В центре нашего бытия есть место чистого света, место, не запятнанное грехом и иллюзией». Еще раз благодарю вас за то, что вы дали нам возможность увидеть такое место чистого света в вашем сердце. Далай-лама: Я хотел бы выразить мою радость провести вместе с вами несколько бесценных дней. За это время окрепла моя дружба с отцом Лоуренсом. Я хочу также воспользоваться возможностью выразить глубокое удовлетворение за заботу, сочувствие и поддержку моей работы, моей страны и моего народа. Эти чувства были выражены вами от всего сердца, со всей искренностью. Это меня порадовало и глубоко тронуло. Благодарю вас. Я также выражаю огромную благодарность всем, кто участвовал в наших чтениях и дискуссиях. Хотя то, что я говорил на Семинаре, было спонтанным и не совсем убедительным, вы слушали меня с неподдельным вниманием, и я очень тронут. И если за эти дни вы извлекли хоть какую-то пользу из того, что было здесь сказано, или просто от участия в Семинаре, я буду считать, что свою задачу выполнил. Теперь мое последнее слово ко всем: пожалуйста, сделайте так, чтобы ваша бесценная жизнь всегда была наполнена большим смыслом. |