Благ ое се рд це
Скачать 1.97 Mb.
|
Идеал БодхисаттвыИдеалом Бодхисаттвы является главный буддийский принцип, вошедший в буддизм через Махаяну. Бодхисаттва, «тот, кто стремится к Пробуждению, - это альтруист великого мужества. Бодхисаттвы-люди, которые, несмотря на возможность достичь личного освобождения, предпочитают взвалить на свои плечи миссию освобождения от страданий других людей. Сострадание Бодхисаттвы безгранично и распространяется на всех, невзирая на всяческие различия. Бодхисаттва - друг, слуга и духовный родственник для всех людей. Глубина искреннего сострадания Бодхисаттвы выражается разными способами, в том числе через визуальные искусства. В тибетской культуре самым известным примером бесконечного сострадания можно назвать легенду о Тысячеруком Ченрециге, Бодхисаттве Сострадания, в которой говорится, что сострадательная забота Ченрецига обо всех людях была настолько безграничной, что он говорил так: имей я тысячу рук и тысячу глаз, все равно я не смог бы исполнить желания всех живущих на земле. И благодаря мощи его однонаправленных стремлений однажды он получил тысячу рук и тысячу глаз. Его образ до сих пор остается важным религиозным символом для последователей буддизма Махаяны. Сострадание Бодхисаттвы к людям нельзя воспринимать чисто эмоционально. Это чувство не обусловлено привязанностью и не основано на эгоистических соображениях, к примеру, таких, как мысль о том, что быть сострадательным - это хорошо для здоровья и благополучия человека. У Бодхисаттвы это чувство спонтанно возникает из ощущения чужих страданий и простого признания того факта, что другие люди - такие же чувствующие существа, как и он сам. Другими словами, бывает чувство связи с людьми и глубокой симпатии к ним, но оно свободно от личной привязанности. В нем нет ни привязанности, ни равнодушия. Конечно, такого сострадания можно добиться только упорной, целенаправленной практикой, где ключевая роль отводится интуитивному проникновению в суть. Интуиция - опытный кормчий, управляющий капризным кораблем. В текстах Махаяны говорится, что Бодхисаттва приходит к просветлению благодаря своему состраданию и своей интуиции и выходит за пределы мира изменчивой реальности. Можно сказать по-другому: Бодхисаттва ведет корабль средним курсом между одиночным покоем несуществования и бесконечным потоком становления. Первый этап пути Бодхисаттвы называется «создание героического мотива». Это и есть торжественный обет Бодхисаттвы двигаться к полному просветлению, чтобы освободить от страдания других людей. Этот обет вытекает из глубоко прочувствованного сострадания ко всем живым существам и из твердого убеждения в благородном желании посвятить свое существование благу других людей. Причем такое убеждение Бодхисаттвы должно быть настолько сильным, чтобы он был готов, если необходимо, пройти бесконечное число жизненных циклов, чтобы выполнить желания хотя бы одного человека. Это хорошо выражено в следующей молитве, кстати, одной из тех, что чаще всего использует Далайлама: До тех пор, пока пребывает пространство И пока остаются в нем люди, Пусть и я пребуду с ними И избавлю их от страданий. Как только появится этот «героический», или самоотверженный, мотив, Бодхисаттва переходит к практике шести совершенств и четырех средств. Он должен сделать эту практику главнейшей целью своей жизни. Для такой личности религиозная практика не может быть просто другим аспектом жизни - она должна быть для него самой жизнью и единственной целью жизни. Во многих классических текстах Махаяны рассказывается о жизненном пути Бодхисаттвы. Возможно, самое известное и, несомненно, самое влиятельное из них - сочинение Шантидевы «Путеводитель по жизненному пути Бодхисаттвы» [24]. Шантидева - индийский буддийский поэт, живший в седьмом веке, считающийся выдающимся святым в традиции Махаяны. Это сочинение стало образцовым справочником по изучению и практике идеала Бодхисаттвы в Тибете. Всякий, кто слышал выступления Далай-ламы, имел возможность заметить, насколько сильно повлияла эта книга на мышление и деяния Его Святейшества. Читатель этой книги также отметит свободу и спонтанность, с какими Далай-лама ссылается на этот знаменитый махаянистский текст. Роль интуицииРанее мы уже говорили, что согласно буддизму развитие интуиции - это ключ к освобождению. Для буддиста религиозная жизнь проходит в стремлении к совершенному просветлению. Поскольку наше непросветленное состояние, как считается, вызвано фундаментально ошибочным восприятием и нашего собственного «Я», и окружающей реальности, тогда для процесса просветления абсолютно необходимо понять их истинную природу. Это, однако, не означает, что здесь требуется только знание. Составной частью нашей жизни должно стать понимание сути вещей. Другими словами, надо понять суть вещей настолько глубоко, чтобы коренным образом изменить свое бытие. Такое интегральное знание называется «мудрость», и его источником может быть только понастоящему спокойный ум. В буддизме это называется «союз спокойного ума и проникновенной интуиции». В начале своих комментариев на Семинаре Далай-лама назвал эти два аспекта буддийского созерцательного пути «аналитической медитацией» и «медитацией погружения». Второй аспект соединяет ум с избранным объектом, а первый исследует его глубинную природу. Для настоящего практика эти аспекты должны сочетаться в едином акте познания. Что касается настоящей природы понимания «сути вещей», в буддизме, еще в Древней Индии, появились четыре философских школы. Школа Вайбхашика, отрицая существование перманентного, неизменного «Я», принимает существование неделимых единиц реальности, называя их «дхармы». Эту концепцию отрицает школа Саутрантика, но признает реальность как объективные, неделимые атомы и единицы времени. Школа Читтаматра отвергает всякую объективную базу материального мира и считает, что единственной реальною вещью является разум. А в школе Мадхьямака все это является простыми постулатами, и они отвергаются на том основании, что эти точки зрения представляют собой овеществление того, что в действительности не существует. Согласно этой точке зрения, истинная природа всех вещей и событий - пустота, то есть все вещи и события не обладают исконным существованием или идентичностью. Эта пустота и есть истина, высшая реальность и конечный статус вещей и событий, а дверь к освобождению и духовной свободе открывает только интуитивное проникновение в эту глубокую пустоту. Традиция тибетского буддизма придерживается той точки зрения, что школа Мадхьямака представляет вершину буддийской философской мысли и стоит ближе других к благородному молчанию Будды. Одним из самых больших парадоксов буддизма можно назвать связь между его безусловным акцентом на рациональный подход и фундаментально молчаливой природой его высшего духовного видения. Учение Мадхьямаки о пустоте продолжает развитие этой концепции. Самые известные представители этой ветви - Нагарджуна (основатель школы Мадхьямака во втором веке), Арьядева (основной ученик Нагарджуны), Чандракирти (основатель школы Прасангика, подразделения школы Мадхьямака; шестой век) и Шантидева (автор «Путеводителя по жизненному пути Бодхисаттвы »). |