Христианский контекст Воскресение Иисуса - основа христианской веры. Ни в одном из Евангелий не описан момент Воскресения. Но в каждом рассказывается о посмертном появлении Иисуса перед учениками в телесной форме - как тонкое или духовное тело. Жизнеописание Иисуса во всех четырех Евангелиях основано на этом духовном опыте Воскресения.
Во всех Евангелиях Иисус после своей смерти сначала является женщинам. У евангелиста Иоанна первой из женщин его увидела Мария Магдалина, ученица Иисуса и, согласно традиции более раннего Евангелия, раскаявшаяся блудница. Первая встреча с Вознесшимся Иисусом вызывает смятение, непонимание и даже полное недоверие среди учеников, несмотря на то, что Иисус предупредил их о своем Воскресении «через три дня». Три дня - библейский символ, обозначающий полный, законченный цикл времен.
Мария Магдалина вглядывается в пустоту могильной пещеры и видит двух «ангелов». Ангелос по-гречески значит «посланец». Но Мария не признает в них посланцев. Когда же они ее спрашивают, почему она плачет, она вместо ответа спрашивает, где тело Иисуса. Потом она оборачивается и видит Иисуса, стоящего рядом. Он тоже спрашивает, почему она плачет. Она принимает его за садовника и просит сказать, куда он подевал тело Иисуса. Тогда Иисус называет ее по имени, и она узнает Иисуса и называет его «Учитель».
Тот факт, что он назвал ее по имени, перекликается с ранним отрывком Евангелия от Иоанна, где Иисус сравнивает себя с хорошим пастырем, который знает по имени каждую из своих овец. В библейской традиции имя человека обозначает его настоящее «Я». Чтобы узнать Вознесшегося Иисуса, надо знать его Истинное «Я».
Иисус говорит ей, чтобы она к нему не прикасалась - ведь он еще не взошел к Отцу. Прежняя форма отношений с Иисусом пришла к концу. На последней ступени своей жизни он должен возвратиться к своему истоку. Восхождение произошло сорок дней спустя после Воскресения. Но Иисус обещал оставаться со своими учениками до скончания времен. Сегодня христиане воспринимают Иисуса как присутствующего и «там», и «здесь».
Иисус говорит Марии, что он сейчас вознесется к своему и ее Отцу, к своему и ее Богу. Это наминает заявление Иисуса, сделанное им ученикам незадолго до своей смерти. Он сказал, что видит в них не своих слуг, а своих друзей, так как он поделился с ними всем, что узнал от своего Отца. Поэтому христиане верят, что в единении с восславленной, преображенной человечностью Иисуса мы все можем обрести его особенные отношения с «Отцом» - «обрести природу Бога».
В результате рождения, жизни, смерти, Воскресения и Восхождения Иисуса произошли онтологические изменения в человеческой природе, которые реализуются в каждом человеке, когда мы переживем все стадии нашей жизни, вместив его опыт в наш собственный.
На доктринальном и философском уровне диалога значение Воскресения состоит в том, что оно свидетельствует о единственности Иисуса. Единственность не надо путать с исключительностью. Его единственность не исключает другие проявления Истины, но в христианской вере Иисус является самопроявлением Бога в человеческом облике. Это также свидетельствует об истинной природе человека, о его полном самопроявлении в божественной бесформенности, а также о его абсолютной способности к жизни, сознанию и единству с Богом.
Воскресение, однако, имеет особое значение еще по одной причине: оно показывает, что самый глубокий человеческий страх, страх смерти, основан на иллюзии. Смерть не есть конец жизни, а окончательные вступление в полноту жизни как единение с бытием Бога.
ГЛОССАРИЙ ХРИСТИАНСКИХ ТЕРМИНОВ Августин Гиппонский (354-430). Рожденный в Африке святой Августин из Гиппойя, один из самых выдающихся христианских теологов. Автор сочинений «О Граде Божьем» и «О вере» (City of God and Confessions). Так же как английский монах святой Элред из Риво, испытал влияние учения Цицерона о дружбе, как отражение связи между человеческой и божественной любовью. См.: Элред Риво; Цицерон.
Ад. Два значения: у евреев - место для мертвых, у греков - место для наказания. В христианстве понимается как удаление от Бога, и символ ада - огонь. Согласно Вероучению, Христос «спустился в ад», что символизирует связь прежних поколений с его Воскресением, а также окончательное спасение всех душ.
Ангелы. Ангелы - духовные существа, встречающиеся в большинстве древних религий; служат посредниками между высшими сферами и миром людей. Название происходит от греческого angelos, «посланник», хотя в некоторых случаях в Библии они представляют собой непосредственное проявление Бога. Кроме того, считается, что ангел дается каждому человеку при рождении. Существуют сложные теории, касающиеся небесной иерархии ангелов, которую можно интерпретировать как этапы развития человеческой души.
Апостолы. Двенадцать апостолов, призванных Иисусом и ставших его первыми учениками, символизируют двенадцать племен Израиля. Слово апостол происходит от греческого «тот, кто послан».
Апофатический. Подход к рассуждению о Боге и мистическом опыте, проистекающем из непознаваемости, трансцендентности и невыразимости Бога и всего опыта Бога. «Через любовь мы можем познать Его, но никогда не мыслью» («Облако Незнания» -The Cloud of Unknowing). См. Катофатический.
Бенедикт Нурсийский (умер в 580 г.). Все сведения о жизни святого Бенедикта содержатся в полулегендарном рассказе в Книге Четвертой «Диалогов» святого Григория Великого. Его гуманизм и рассудительность выражены в его «Правилах для монастырей». См.: Правила святого Бенедикта.
Бернар Клервоский (1090-1153). Святой Бернар из Клерво осуществил реформу монастырской жизни и стал одной из самых влиятельных личностей Европы. В его сочинениях виден глубокий ум и мистическое проникновение в поэзию Священного Писания.
Библия. Происходит от греческого слова «книга». Библия - собрание различных книг по истории, пророчествам, законам и поэзии. Христианским дополнением к библейскому корпусу стали четыре Евангелия и Послания Нового Завета. См.: Евангелия; Новый Завет: Священные Писания.
Бог. Означает абсолют в бытии, значении, истине и жизни. У апостола Иоанна Бог - это любовь. С философской точки зрения в формулировке святого Амброзия Бог нечто большее, чем можно себе представить, и в таком качестве невыразим и недоступен для концептуализации или объективации. Высшая таинственность и непознаваемость Бога подтверждается тем, что в христианском мистическом учении Бога можно познать только посредством любви, но не мысли. Христианское проникновение в личную природу Бога отражено в Троице; Бог есть единство трех «лиц» Отец, Сын и Дух Святой, - которые равны, равным образом вечны и бесконечно присутствуют в единении друг с другом. Все, что говорится о Боге, представляет собой приблизительную метафору, если нельзя обойтись без слов или образов, и здесь возникает опасность их буквальной интерпретации. По мнению Фомы Аквинского, средневекового создателя самой полной системы христианской теологии, значение слов, которыми мы говорим о Боге, исконным образом отличается от значения тех же самых слов, употребляемых в повседневной жизни. См.: Отец; Святой Дух; Перевоплощение; Сын; Троица.
Божественное Чтение (Lectio divina). Монастырская практика неторопливого, медитативного чтения Священного Писания; насыщает и разум, и сердце и готовит читателя к углубленной молитве. См. Священные Писания.
Вера. Способность видеть то, что не видно ни разуму, ни глазу. Способность человека к трансцендентному восприятию.
Вечная жизнь. В христианстве вечная жизнь не означает бесконечное, тягостное времяпрепровождение; это невременная, фактическая, существующая еще до появления всех дуальностей жизнь, даже прежде появления дуальности начала и конца.
Вознесение. Сорок дней спустя после своего Вознесения Иисус окончательно покинул мир воспринимаемой формы и возвратился в сверхчувствительную реальность Бога в своей абсолютной человеческой реальности тела, разума и духа. Это называется Вознесением к Небесному Отцу (см.: Деяния Апостолов 1:9).
Вознесшееся Тело Иисуса. По словам апостола Павла, это не прежнее физическое тело Иисуса, а «новое, духовное тело». Поэтому оно свободно от всех материальных и ментальных обстоятельств; оно не исчезло, но изменилось после смерти. Можно сказать так: новая, или восславленная, телесная форма Иисуса, существующая своей собственной правотой, действует и проявляет себя в других измерениях: например, как присутствие Христа в Евхаристии в виде хлеба и вина; как присутствие рядом с его учениками, что дает основание говорить о Церкви как о Теле Христовом; а также как часть материальной вселенной, в которой было сотворено вто-роелицо Троицы, воплотившееся в Иисусе. См.: Христос; Святой Дух; Воскресение; Сын; Троица.
Воплощение. Будучи истоком, наставником и целью всего сущего, Бог выражает себя во всех формах реальности. Перевоплощение в христианстве - это физическое и психологическое принятие человеческой природы и человеческого сознания предвечным Сыном Бога, вторым лицом Троицы. В определенный момент истории человеческая и божественная природы соединились в одном человеке. Значение, цель и последствия этого единственного в своем роде события стали центральными для самосознания человека и смысла человеческой истории. С самого начала, что касается Воплощения, христианская теология считает, что Бог стал человеком для того, чтобы человек мог стать Богом. Единственное в своем роде самопроявление Бога в Воплощении приобретает огромный смысл, но не принижает другие пути поиска абсолютной истины или другой религии, где тайна Бога не является тайной. См.: Христос; Иисус; Логос; Сын.
Воскресение. Принцип возрождения через смерть; в таком качестве фигурирует в природных циклах, а также в пасхальном цикле смерти и вознесения Иисуса. В конкретном значении - полное вознесение Иисуса к безграничной жизни на третий день после Распятия. Фундаментальный принцип христианской веры и сердцевина самых ранних евангельских проповедей Иисуса, хотя авторы Евангелий расходятся на этот счет.
Личность Вознесшегося Иисуса воспринимается уже не во плоти, а в Духе. Воскресение - главный опыт христианской жизни и веры, так как это событие является предвестием судьбы каждого человека в его трансформации - достижение полноты бытия в лоне божественной жизни. См.: Крест; Вечная жизнь; Вознесшееся Тело Иисуса.
Грех. Буквально в греческом языке «отсутствие печати». Это то, что отдаляет человеческое сознание от истины. Как результат самообмана и себялюбия, грех содержит в себе свое собственное наказание (Бог никого не наказывает), но он имеет и личные, и социальные причины. В рассуждениях о понятии греха возникает вопрос о свободной воле (в связи с человеческими склонностями), что заставляет нынешних моралистов и теологов выработать новый язык для разговора о грехе, о котором думают все, но понимают его поразному. В свете современной психологии теологи в большей мере, чем прежде, признают роль подсознательного в грехе. См.: Суд; Первородный Грех; Епитимья; Искупление; Спасение.
Григорий Великий (около 540-604). Святой Григорий Великий, богатый римлянин, жертвовавший деньги на бедных и основавший несколько монастырей, в один из которых он вступил. В 590 году он стал папой и значительно укрепил позиции Церкви в смутные времена. Он послал святого Августина Кентерберийского вместе с другими монахами обратить в христианство англичан. Проникновенными словами сетовал на трудности совмещения духовной жизни с должностью администратора, с большой симпатией относился к монастырской жизни и дал на этот счет полезные рекомендации в книге «Правила святого Бенедикта», которая стала своего рода справочником для Западной Церкви. Написал много трудов; в своих «Диалогах» собрал источники и сведения, в том числе мифические, о жизни и чудесах святого Бенедикта, причем эта книга имеет ценность не столько как фактологическое описание исторических событий из жизни Бенедикта, сколько как глубокое проникновение в суть теологии и духовности святого. См.: Бенедикт Нурсийский; Правила святого Бенедикта.
Григорий Нисский (около 330-95). Святой Григорий Нисский, брат святого Василия и современник святого Августина, один из каппадокийских отцов-мистиков. Его учение о Троице, Перевоплощении и других главных христианский верований, которые он связывал с внутренней жизнью молящегося и с мистическим смыслом Священного Писания, отличается большой оригинальностью.
Гриффите, отец Беде (1906-1993). Англичанин, автор книг «Золотая струна», «Соединение Востока с Западом» и других сочинений; последние сорок лет жизни провел в своем ашраме в Индии, пророчествуя о скором духовном диалоге между Востоком и Западом. В последний раз Беде Гриффите встречался с Далай-ламой в Австралии в апреле 1992 года.
Дева Мария. Мать Иисуса, высоко чтимая христианами, начиная с евангельских времен. С пятого века принцип ее вечной непорочности озаряет уникальную личность Иисуса. Титул «Матерь Божия» и более поздняя доктрина ее телесного Успения и ее безгрешности свидетельствуют о теологическом и символическом значении этого образа, особенно в католичестве и православии. Католическая церковь даже пыталась ограничить рамки поклонения Деве Марии, но с каждым поколением верующих ее образ и значение приобретают все новые аспекты. См. Иисус.
Десять Заповедей. Согласно Исходу (20:1-17) и Второзаконию (5:6-21), Десять Заповедей, или Декалог, были открыты Моисею на горе Синай. Некоторые ученые датируют их седьмым веком до P. X., эпохой образования кочевых или оседлых общин Израиля, но есть серьезные основания отнести их в более раннюю эпоху. Десять Заповедей составляют ядро библейских этических принципов; в них говорится и об отношениях людей с Богом (поклонение Богу и отказ от идолопоклонства), и о взаимных человеческих отношениях (половое и экономическое равноправие). См. Моисей.
Евангелисты. Обычно так называют авторов четырех канонических Евангелий. Это слово происходит от греческого «благая весть».
Евангелия. Четыре ключевые канонические книги Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Существуют «апокрифические евангелия», и множество других первоисточников утрачены. Все четыре Евангелия практически совпадают в описании основных моментов жизни и учения Иисуса из Назарета в свете Воскресения. Но каждое Евангелие, написанное для конкретной аудитории, имеет свои особенности, что касается акцента и интерпретационной окраски повествования. См.: Блаженства; Библия; Новый Завет; Священные Писания; Нагорная Проповедь.
Евхаристия. Буквально "благодарение». Евхаристия, или Месса, - это христианский вариант еврейской Пасхи, которую отмечал Иисус на Последней Вечери; символ космического жертвоприношения. Евхаристия празднуется по-разному в разных христианских традициях и по-разному понимается теологами; но общей для всех вариантов является главная идея «поминовения» связи Христа со всеми поколениями людей. У католиков Христос реально присутствует в хлебе и вине, а также в самой вере присутствующих во время ритуала. Святое Причастие - ритуальное действо, в котором участники ощущают сопричастность с Христом через освященный хлеб и вино. См.: Последняя Вечеря; Воскресение; Вознесшееся тело Иисуса; Причастие.
Епитимья. Очистительная дисциплина самопознания, посредством которой человек признает свои ошибки, компенсирует вред, причиненный людям, и принимает решение впредь не допускать таких поступков и избегать эгоизма, который их порождает. См.: Суд; Грех.
Заповеди Блаженства. От греческого слова makarios, что означает и «благословенный», и «счастливый». Часть Нагорной Проповеди, в которой речь идет о человеческом понимании Царствия Божьего и о христианском «совершенствовании». См.: Евангелия; Царствие Божие; Новый Завет; Священные Писания; Нагорная Проповедь.
Иерусалим. Возник предположительно в 3000 году до P. X. В христианской истории известен как место Распятия и Воскресения Иисуса приблизительно в 33 году после P. X. Священный город для мусульман, христиан и иудеев и мощный современный символ религиозной конвергенции.
Иисус. В христианском понимании Иисус символизирует доступную и благую человеческую природу Иисуса из Назарета. Христос - титул, который ему дан в его Воскрешенной жизни и который расширяет и углубляет наше понимание его божественной природы. Согласно христианской вере, он был всецело человеком и всецело Богом - то есть в нем нет никакой половинчатости. Равновесие и интеграция человеческой и божественной природы Иисуса служат предметом дискуссии в христианстве. Теологические выводы и даже разные типы христианского образа жизни отражают расхождения относительно такого равновесия. Разнообразие терминов, посредством которых в христианстве описывается Иисус, проистекает из доктрины, объединяющей в его человеческой личности две разные природы - человеческую и божественную. Поэтому к нему можно обратиться как к Господину и как к Брату, между тем сам он говорит о себе, используя простые образы. Называя себя Сыном Человеческим, он имеет в виду нечто большее, чем «конкретную личность». Ни разу он не назвал себя Богом, хотя ясно, что за ним стоит опыт единения с Богом, которого он по-родственному называет Отец. А себя он называет пастырем, дверью, светом, хлебом жизни, вином и так далее. Во время Последней Вечери он говорит своим ученикам: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Иоанна 15:15). См.: Христос; Отец; Перевоплощение; Последняя Вечеря; Логос; Сын; Троица.
Илия (IX век до P. X.). Еврейский пророк, который отстаивал традицию поклонения Иегове, несмотря на распространение языческих культов в Израиле. Он также сурово порицал социальную несправедливость и ратовал за внутреннее возрождение. Последующие поколения верили, что его возвращение станет предвестием к освобождению Израиля. Были времена, когда Иисуса считали вторым пришествием Илии.
Инвербация. Процесс, в котором священные слова из Писания во время углубленного чтения и размышления превращаются в живую часть сущности читателя. Для этого читатель должен вникнуть в Священное Писание таким образом, чтобы мышление и чувство в своих сферах стали бессознательным процессом.
Инструменты благих деяний. В главе 4 своих «Правил» святой Бенедикт перечисляет 72 инструмента благих дел, начиная от «не привыкай много болтать» до «молись за своих врагов в любви Христа». Он призывает монахов непрестанно, днем и ночью, держать в руках эти «инструменты духовной мощи» и говорит, что монастырь - это мастерская, где делаются такие дела. С практической точки зрения инструменты благодеяний Бенедикта можно сравнить с буддийским принципом средств, которыми пользуется мастер. См.: Бенедикт Нурсийский; Правила святого Бенедикта.
Иоанн. Святой Иоанн, четвертый евангелист и предполагаемый автор трех Посланий Нового Завета и Апокалипсиса, один из самых близких учеников Иисуса, присутствующий рядом с ним вместе со своими братьями, Иаковом и Петром, в важные моменты, например во время Преображения. По традиции Иоанна называют «возлюбленным учеником», который преклонился к Иисусу на Последней Вечери. Его Евангелие отличается выраженным символизмом в описании жизни Иисуса, глубоким ощущением могущества Иисуса и ярким изображением его человеческих эмоций и реакций.
Искупление. Освобождение от эгоистической власти греха и изоляции посредством любви. См.: Епитимья; Грех.
Катофатический. Подход к теологии и мистическим писаниям как дополнение к апофатическому подходу. Основывается на том, что говорить о Боге можно лишь по принципу аналогии. Слова о Боге имеют значение, отличное от тех же слов, употребляемых в повседневной жизни. См. Апофатический.
Крест. Символизирует смерть Иисуса через распятие - обычный способ казни преступников в Римской империи. В свете Воскресения трагедия Креста считается приготовлением к излучению целительной, спасительной энергии Духа. Посредством метафор объясняется, какую роль играет Крест в этом «акте спасения»: искупление, жертвоприношение, самоотверженность, подчинение Истине. Одно из объяснений гласит, что это было замещающее наказание, обращенное Богом на своего Сына, за грехи Адама, и в течение многих столетий оно получило не совсем желательное распространение в исторической теологии Креста. Образ, который сегодня часто предпочитается другим толкованиям, имеет, скорее, психологическое, чем мифологическое свойство: Крест представляет собой силу проекции и попытку «эго» отрицать истинное «Я». Но при всей той убедительности, с какой Крест дает возможность личной идентификации, его космическое значение остается тайной и его надо рассматривать исключительно в связи с Воскресением, откуда проистекает его значение. См.: Воскресение; Спасение.
Крещение. Христианский ритуал инициации путем погружения в воду или обрызгивания водой во имя Троицы. Его может проводить любой человек и, при необходимости, без внешних процедур. Крещение - это символ: весь жизненный опыт христианина идентифицируется с жизнью, смертью и Воскресением Иисуса; то есть это своего рода начало нового образа жизни. Изначально ритуал крещения означал выбор жизни для взрослого человека, а со временем его стали использовать и для младенцев.
Логос. В переводе с греческого - «слово» или «разум». Древнегреческий философский термин, употребляемый христианами применительно ко второму лицу Троицы. Первым его использовал святой Иоанн в своем Евангелии: «В начале было Слово» (Иоанна 1:1). Евангелист описывает Логос как извечный созидательный принцип, воплотившийся в Иисусе из Назарета. Позднее христианские мыслители увидели в связи Логоса с Сыном способ совместить христианство с нехристианскими конфессиями. См.: Христос; Перевоплощение; Сын; Троица; Слово Бога.
Лука. Святой Лука, согласно традиции, врач, человек благородного происхождения и спутник апостола Павла в миссионерских путешествиях. Его Евангелие - третье по счету, возможно, написано в 64 году после P. X. Лука отмечает, что он собирал материал у свидетелей и очевидцев служения Иисуса, но в его Евангелии чувствуется сильное влияние Евангелия Марка, а также другого широко известного источника, которое ученые называют просто буквой «Q». В Евангелии от Луки акцентируется универсальность значения Иисуса и настойчиво подчеркиваются достоинства людей отверженных. Кроме того, Лука описывает женщин, фигурирующих в жизни и в служении Иисуса, с необычным для той эпохи уважением.
Любовь. Это слово может означать дружескую любовь, любовь как желание и любовь Бога. Агапе (agape), божественная или неэгоистичная любовь, о которой говорит Иоанн: «Бог есть Любовь».
Мария Магдалина. Евангельский персонаж, ученица Иисуса, героиня многих легенд, отождествляется с грешницей, которая умащала ноги Иисуса (Луки 7:37) и из которой он изгнал семь бесов (Луки 8:20). Она стояла вместе с Марией, матерью Иисуса, рядом с Крестом; потом она обнаружила, что гроб пуст, и увидела появление воскресшего Иисуса и в тот же день она первой узнала его.
Марк. Святой Марк, спутник апостола Павла в миссионерских путешествиях, позже находился в Риме вместе с апостолом Петром, который, согласно традиции, передал ему записи, ставшие основой Евангелия. Евангелие от Марка, возможно, использовали Матфей и Лука. Оно написано по-гречески и является самым коротким и наименее «стилистически совершенным» из всех Евангелий. При этом благодаря простому, безыскусному повествованию о жизни Иисуса оно чаще всего используется в публичных чтениях или на религиозных праздниках.
Матфей. Святой Матфей, один из двенадцати апостолов; Евангелие, носящее его имя, традиционно, начиная со второго века, приписывается именно ему. Однако достоверных данных на этот счет не имеется, как и в случае со всеми учеными аргументами относительно датировки и авторства Евангелий. В Евангелии от Матфея (10:3) он назван сборщиком налогов («мытарем»). Это Евангелие, прежде считавшееся самым ранним, подчеркивает связь учения Иисуса с Еврейским законом, который Иисус, по мнению автора, исполняет; в нем также говорится о первенстве Петра среди апостолов.
Мейстер Экхарт (1260-1327). Немецкий доминиканец, известный своими проповедями на тему мистической интуиции; умер во время судебного процесса над еретиками. Он учил о «единственности» Бога в традициях Платона, но прямо связывал этот принцип с христианской Троицей. По мнению Экхарта, Бог «воспроизводит» себя в качестве второго лица Троицы и присутствует в каждом человеке.
Мертон, Томас (1915-1968). Монах-траппист, поэт и автор широко известной автобиографии «Гора семиярусная» (1948), которая сделала его глашатаем современного мира. Его личная эволюция привела его к диалогу с Востоком и к непримиримой борьбе против войны во Вьетнаме. В конце жизни он удалился в уединенный скит возле монастыря Гефсемани в штате Кентукки, где писал о молитве, мире и социальной справедливости. Он умер во время встречи азиатских «созерцателей» в Бангкоке.
Милость. Ощутимая, но невыразимая концептуально энергия божественной созидательности и любви, присутствующая в каждом атоме Творения и в каждый момент человеческого сознания, действует в природе и через природу, но не вопреки ей. Милость - это непосредственная помощь в деле освобождения и спасения, которую Бог оказывает людям посредством перипетий собственной жизни. Начиная с Августина, теологи спорят по поводу ее смысла и ее связи с принципом свободной воли. В частности, католики считают таинства средством получения Милости, но существуют разные интерпретации касательно того, как это происходит и что требуется от человека, соблюдающего этот ритуал таинства. См. Причастие.
Моисей. Великий законодатель Израиля в эпоху рабства израильтян; ему была поручена божественная миссия вывести свой народ в Землю Обетованную, которую он увидел издалека после сорокалетних скитаний по пустыне, но на эту Землю он так и не ступил - умер в пустыне Моав. По преданию, Моисей написал Пятикнижие (пять мифических и юридических сочинений, вошедших в Библию). В христианстве он символизирует Закон, в котором впервые в истории сформулирован договор людей с Богом. Он считается предвестником Христа, который освободит человечество от рабства греха и приведет людей в Землю Обетованную Царствия Божьего. См.: Царствие Божие; Десять Заповедей.
Нагорная Проповедь. Духовное учение о Царствии Божьем и об образе жизни, который необходим для того, чтобы его достигнуть или войти в него. Иисус произнес эту Проповедь в самом начале своего публичного служения; она записана в трех Евангелиях в вариантах, слегка отличающихся друг от друга. У Луки это происходит на равнине, а не на горе. В Проповеди говорится о христианской этике, основанной на предощущении Царствия Божьего, она включает в себя Заповеди Блаженства и Молитву Богу. Это особенно ясно выражено в Евангелии от Матфея, главы 5-7. См.: Заповеди Блаженства; Евангелия; Царствие Божие; Новый Завет; Священные Писания.
Николай Кузанский (1410-1464). Немецкий кардинал и философ. Главное сочинение De
Doctora Ignorantia содержит идею, связанную с мыслью о том, что истина, будучи абсолютно простой, непознаваема человеческим интеллектом, ее можно познать только посредством «незнания», поэтому она находится за пределами разума. В Боге собраны все противоречия: «не один и не два, а три, бесконечно малый и настолько же великий, здесь и повсюду».
Новый Завет. Евангелия и Послания Нового Завета составляют два основных компонента первых христианских Священных Писаний. В Евангелиях рассказывается о жизни и учении Иисуса в свете его Воскресения и Вознесения. В Посланиях апостолов Павла, Иоанна, Петра, Якова и в Послании к евреям изложены основы христианской теологии в виде назидательных писем к настоятелям ранних церквей в Коринфе, Риме и Эфесе. См.: Библия; Евангелия.
Ориген (около 185-254). Ученик великого Клемента Александрийского. Несмотря на политические потрясения, в которых он принимал участие, много писал о библейской критике и духовных материях, например о молитве. Подчеркивая тройной уровень значения Священного Писания (буквальный, моральный и аллегорический), он дал ключ к пониманию Библии будущим поколениям христиан, для которых чтение Священного Писание само по себе является зачастую встречей с мистикой. В философском плане он был человек милосердный: утверждал, что в конечном итоге все создания, включая дьявола, будут спасены любовью Бога.
Отец. Главное лицо в Троице; часто понимается как непознаваемый и бесконечно трансцендентный аспект Бога, «...который пребывает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может...» - так пишет апостол Павел в первом Послании к Тимофею (6:16). Сын - образ Отца; поэтому в Евангелии Иисус говорит, что он и Отец - одно (Иоанна 10:30), что тот, кто действительно видел его, видел и Отца (Иоанна 14:9). Термин «Отец» отражает патриархальную природу древнего мира. Сегодня теологи феминистского толка указывают на его метафорический смысл. См.: Бог; Святой Дух; Перевоплощение; Сын; Троица.
Отцы-пустынники. Так называют основателей христианского монастырства, которые стали первыми отшельниками, а позже - в период между IV и V столетиями - создали свои общины в египетской пустыне. Иоанн Кассиан (около 360-435) из монастыря в Марселе распространил их учение на Западе. Святой Бенедикт в книге «Правила» рекомендует монахам «беседы» Кассиана в качестве основного элемента для духовного формирования.
Павел. Святой апостол Павел (первоначально Савл из Тарса) обратился в последователя Христа по пути в Дамаск, куда он направлялся, чтобы расправиться с одной из раннехристианских сект, возникших в иудаизме. После встречи не с историческим Иисусом, а с Вознесшимся Христом он стал «апостолом язычников» и объездил и обошел почти весь средиземноморский мир, пока не умер мученической смертью в Риме примерно в 65 году после P. X. Он считается самой выдающейся личностью в истории христианства. Своими Посланиями (собраны в Новом Завете) он заложил фундамент, на котором построена христианская теология. Центральной в его видении Христа является доктрина Вечно Пребывающего Духа, а также Космического Христа и радикальная свобода в Духе от всех внешних религиозных или внутренних психологических ограничений. Послание апостола Павла к эфесянам написано им в тюрьме; помимо практических рекомендаций ранним христианским общинам, в нем отчетливо видно его глубокое проникновение в мистическую и космическую суть Христа.
Папа Иоанн Павел II. Поляк по рождению, Его Святейшество Иоанн Павел II вступил на римский престол (первым папой был Святой Петр) в 1979 году. Для его папства характерен акцент на социальной справедливости и традиционных католических ценностях: морали, догматики и иерархии.
Первородный грех. Нигде этот грех не описан лучше и убедительнее, чем в истории грехопадения Адама и Евы (Книга Бытия 2), ставшей универсальным мифом. В отличие от прошлых времен он больше не считается историческим фактом. Однако, как и всякий миф, он помогает объяснить существующее положение вещей. Человеческая бесчеловечность, отсутствие свободы и неудачные попытки человека реализовать свой потенциал - вот симптомы «грехопадения» в человеческой природе, за которое в принципе некого осуждать. Этот миф иллюстрирует индивидуальное духовное развитие - переход из недифференцированного состояния младенчества во взрослую жизнь. В социальном смысле именно последствия «первородного греха», например угнетение детей или расовая ненависть, объясняют взаимозависимость поколений. В контексте библейской истории Творения и искупления идея Первородного Греха представляет собой внушающий надежды диагноз человеческих слабостей и болезней. См.: Суд; Епитимья; Грех.
Петр. Святой Петр, главный апостол Христа, названный Иисусом «камнем», на котором будет воздвигнута его церковь. Слово «камень», ставшее именем Петра, имеет двойное значение в греческом языке. Петр отрекся от Христа и покинул его во время ареста и суда над Иисусом, после чего горько раскаялся в этом поступке. После Вознесения Иисуса Петр стал во главе апостолов и их предстоятелем. Был казнен в Риме в 64 году после P. X. во время антихристианских преследований в царствование императора Нерона. Существуют археологические находки, подтверждающие, что Базилика святого Петра в Риме построена на его могиле. Последняя Вечеря. Последний ужин Иисуса со своими учениками накануне его смерти; традиционно ассоциируется с ритуальной иудейской Пасхой. Христиане особенно вспоминают это событие в Чистый Четверг перед Пасхальным Воскресеньем. Перед этим Иисус вымыл ноги своим ученикам и умастил их в знак дружбы. Эта трапеза также упоминается ежедневно или периодически (в зависимости от христианской традиции) во время Евхаристии, где хлеб и вино приобретают сакраментальную реальность физической и духовной целостности Вознесшегося Иисуса. См.: Апостолы; Евхаристия; Вознесшееся Тело Иисуса.
Правила святого Бенедикта. Написаны святым Бенедиктом Нурсийским (умер около 580 г.) для монахов; несколько столетий служили самым авторитетным документом, касающимся христианской жизни, не считая Библии: здравая, размеренная и умеренная организация жизни включает в себя все потребности тела, разума и духа, служит балансом индивидуальных и социальных факторов, на первом месте в ней стоит любовь как созидательная и гармонизирующая сила человеческих и общественных отношений. Они и сегодня продолжают вдохновлять людей в их повседневной жизни. См. Бенедикт Нурсийский.
Практика. Греческий термин; использовался в христианской мистической теологии отцами-пустынниками, обозначал практические дела и дисциплину, необходимые для того, чтобы следовать путем самосовершенствования и дисциплинированности. Важный элемент в учении о духовной жизни.
Преображение. Событие, описанное как исторический факт в трех синоптических Евангелиях (Матфея, Марка и Луки). В присутствии трех самых верных учеников Иисус был объят физическим светом и явился перед ними в обществе Моисея и Илии. Тогда же он предупредил учеников о своей близкой мучительной смерти. Это событие отмечается ежегодно 6 августа и считается большим праздником католической церкви. См. Моисей.
Присутствие. Еврейское слово, обозначающее непреходящую славу Бога, shekhinah; всеобъемлющее присутствие, которое воспринимается во всех формах человеческого опыта.
Причастие. В обычном смысле - внешний признак милосердия, присущего человеческой природе; в конкретном значении - один из семи основных ритуалов, многие из которых совпадают с ритуалами, используемыми христианами для утверждения святости жизни. См. Милость.
Путь. Греческое «ходос» (hodos); выражает значение Иисуса как моста между человечеством и Богом, а также образ жизни, обусловленный верой. Ранние христиане назывались «идущие по Пути», а их общины - «Новый Путь».
Рай. Обитель Бога и всех, кто духовно очистился при жизни. С библейской точки зрения представляется как место, расположенное выше небес, но его основное значение связано, скорее, с духовным опытом, чем с географическим пространством. Путь человека в рай можно понимать как постепенный процесс, и все Творение когда-нибудь, в конце времен, окажется в Райской Обители Творца.
Распятие. См. Крест.
Сатана. Воплощение и персонификация зла в иудейско-христианской традиции и мифологии. В мифе о Грехопадении змей интерпретируется как Дьявол, в философской трактовке страдания в библейской Книге Иова этот персонаж уже появляется на сцене физически. Вплоть до новых времен теологи много спорили по поводу природы греха, который стал причиной падения Люцифера с самой высоты ангельской иерархии. Современная интерпретация в меньшей степени говорит об абстрактной проекции зла из сферы человеческой ответственности, хотя такой подход не отрицает вероятности автономных сил, находящихся в человеческой душе. См.: Первородный Грех; Искупление; Спасение; Грех.
Святое Причастие. См. Евхаристия.
Святой Дух. Третье лицо Троицы; христианское проникновение в реальность Бога; заступник или советчик, которого Иисус обещал прислать в мир после своей смерти и Воскресения. Святой Дух фигурирует в библейском мышлении начиная с Творения, когда он (кстати, ему часто приписываются женские характеристики) носился над водами Хаоса; он проявил себя во время Крещения Иисуса, облекши его властью и благословив на служение людям. Святой Иоанн пишет, что после Воскресения Иисус вдохнул Святой Дух в своих учеников. Святой Дух также идентифицируется с личным духом Иисуса как второго лица Троицы. Святой Дух происходит от Отца и Сына, поэтому его можно понимать как любовь Бога, или как лишенный дуальности дух божественной единичности или сущности, пребывающей бесформенным образом во всех формах существования. См.: Крещение; Христос; Отец; Бог» Троица.
Священные Писания. Во всех религиях существует различие между первичными писаниями (например, откровение или учение основателя) и вторичными писаниями, служащими комментариями к первым. Первичные христианские писания собраны в Новом Завете, но, кроме того, они считаются дополнением и заключением еврейской Библии, или Ветхого Завета. В продолжение многих столетий комментарии к Писаниям, например, созданный Отцами Церкви за первые шесть веков христианства, образовали основной корпус христианских теологических и мистических рассуждений. См.: Блаженства; Библия; Евангелия; Новый Завет; Нагорная Проповедь.
Слово Бога. Центральное библейское понятие, означающее самопроявление Бога через дарование жизни, обновление, исцеление и созидательный «Логос». Для христиан Иисус - человеческое воплощение этого действенного Слова Бога. См.: Библия; Lectio divina; Логос; Священные Писания.
Созерцание. Согласно Фоме Аквинскому, созерцание - это «простая радость от истины». Во многих школах христианской духовности предлагаются дополнительные пути достижения радости. Созерцание можно понимать как уход за пределы мысли и образа к соединению и любви.
Спасение. В христианском понимании исцеляет (спасает) человеческую природу ущербную или исковерканную, и восполняет связь с человеческой природой Иисуса; эта связь позволяет ей полностью войти в божественное бытие. Таким образом, разделяющие людей и Бога раны лечатся силой объединяющей любви. См.: Христос; Иисус; Любовь.
Суд. От греческого «кризис». Иисус говорит, что он пришел не судить мир, а спасти его. Бог не судит; грех содержит в себе свое собственное осуждение и наказание. Когда люди прощают друг друга, в них проявляется божественность. См.: Епитимья; Грех.
Сын. Означает отношение второго лица Троицы к первому лицу: Сын изначально вышел из Отца, основы бытия. Следуя его греческой идентификации с Логосом, Сына можно сравнить с пуру-шей в индийской теологии. Сын - принцип Творения и средство познания Истины; в определенный момент в материальном мире он воплотился в Иисуса. См.: Христос; Отец; Бог; Святой Дух; Перевоплощение; Иисус; Логос; Троица.
Творец. Краеугольная доктрина сотворения Вселенной посредством свободной воли БогаТворца; центральный принцип иудейской и христианской веры. Бог одновременно поддерживает и совершенствует Творение в самом акте творения, так как время и пространство являются также «творениями», в которых Бог присутствует, но остается безграничным. Наука дает свою квалификацию образности, в какой выражена эта доктрина, - как миф из Книги Бытия, - но не вступает с ней в открытый конфликт. Человеческая креативность рассматривается как участие и отражение в великом акте Творения.
Троица. Выражает христианское восприятие природы Бога не как отдельную монаду, но как сопричастность в любви, переживаемую в таинстве трех лиц - Отца, Сына и Святого Духа, - которые имеют одну и ту же природу и в которых «живет и движется и пребывает» все сущее в мире. См.: Христос; Отец; Бог; Святой Дух; Перевоплощение; Иисус; Логос; Сын.
Фарисеи. Одна из многих еврейских общин, особенно активных в Израиле во времена Иисуса. Название происходит от еврейского слова «отделенные». Они были знатоками и толкователями Закона, что позволяло достичь компромисса в делах, где правота была не на первом месте. Иисус осуждал их, и они стали его врагами. После разрушения Иерусалима в 70 году после P. X. об этой секте нет никаких сведений.
Фома Аквинат (1225-1274). Фома Аквинский, выдающийся католический теолог и философ, чей шедевр интеллектуальной архитектуры и систематики Summa Theologica оказал решающее влияние на современную христианскую мысль. Это сочинение написано в виде комментариев к Аристотелю и Библии и касается всех основных сфер христианской практики и верования.
Христос. Слово Христос происходит от греческого «помазанник», по-еврейски мессия. Первоначально это был титул, позже стал вторым именем Иисуса из Назарета, учитывая, что его ученики видели в нем исполнение еврейских ожиданий Мессии, или Спасителя, Израиля. Его личность стала универсальной в позднехристианской концепции Космического Христа. Последователи Иисуса впервые названы «христианами» в Антиохии в первом веке после P. X. См.: Воплощение; Логос; Сын.
Царствие Божие. Царствие, или Царствование, Бога от греческого слова basileia. Его корни - в еврейской концепции могущества Бога на «небесах», которого на земле никто не видит. Иисус модифицировал эту идею и сделал акцент на внутренней жизни, которая определяет возможность «вхождения в Царствие». Царствие находится и внутри нас, и среди нас (Луки 17:21). В этом термине, помимо мистического значения, есть также социальный и эсхатологический смысл. В Царствии Божием все люди равны, там царит справедливость. Это также встреча с конечностью человеческой жизни.
Цицерон (143-106 до P. X.). Римский философ, написал трактат «О дружбе», где обобщил классические мысли о дружбе; оказал большое влияние на позднехристианских авторов, в частности святого Элреда из Риво и святого Августина. См.: Элред из Риво; Августин Гиппонский.
Элред из Риво (1109-1167). Святой Элред из Риво, английский аббат-цистерцианец и теолог, известный своим основанным на учении Христа проникновением в сущность любви. Испытал сильное влияние сочинения Цицерона «О дружбе », что касается связи между человеческой и божественной любовью; автор «Зеркала милосердия» (Mirror of Charity). См.: Августин Гиппонский и Цицерон.
|