поурочка. T0007160 поурочка 7 класс. Чернов поурочные разработки по всеобщей
Скачать 1.51 Mb.
|
У р о к 5. Мир художественной культуры ПросвещенияЦели и задачи: сформировать представление о художествен- ных стилях, господствовавших и сформировавшихся в странах Европы в эпоху Просвещения; познакомить с наиболее выдаю- щимися произведениями литературы и искусства этой эпохи; раз- вивать умение работать с различными источниками информации и использовать их при подготовке ответов на вопросы. Планируемыерезультаты:оценить влияние идей Просве- щения на литературу и искусство; обосновывать свои суждения; давать определения понятий; работать с дополнительными источ- никами информации; развивать межпредметные связи с курсом литературы, мировой художественной культуры; осуществлять рефлексию своей деятельности; осознавать уровень и качество усвоения учебного материала; уважать всемирное историческое наследие, культуру разных народов. Оборудование:учебник; иллюстрации и таблицы к уроку. Типурока:урок открытия нового знания, рефлексия. Ход урокаМотивационно-целевой этапИдеи Просвещения и культ человеческого разума не могли не оказать влияния на литературу и искусство. Господствую- щим художественным направлением в XVIII в. стал классицизм. Идеальным эстетическим образцом мастера классицизма счи- тали античное искусство. Как мы помним, преклонение перед Античностью было одним из главных отличительных черт еще культуры Возрождения. Затем широкое распространение приоб- рел художественный стиль барокко, отличавшийся подчеркнутой вычурностью, обилием декора и чуждый античному стремлению к гармонии и упорядоченности. Но с распространением рацио- нализма и культа разума интерес к культурному наследию Антич- ности и Возрождения вновь вырос. Творцы эпохи классицизма создавали произведения литерату- ры и изобразительного искусства на основе строгих канонов, при- званных демонстрировать стройность и логичность мироздания. Впрочем, классицизм не был единственным художественным направлением в Европе XVIII в., в эту эпоху продолжало царствовать барокко (в начале столетия), а в конце века возникли сентимента- лизм и романтизм, отвергавшие культ разума и упорядоченности. Что представляли собой наиболее выдающиеся произведения классицизма и других течений в европейской культуре XVIII в.? Как отразился в них дух эпохи? Об этом мы поговорим на сего- дняшнем уроке. ПланурокаЛитература. Живопись. Музыка и архитектура. Введение в новый материал(Демонстрация и анализ таблицы.) Основные направления в культуре Европы XVIII в.
Работа по теме урокаЛитература Распространенным литературным жанром в эпоху Просве- щения становится философский роман – произведение, в худо- жественной форме иллюстрирующее те или иные философские концепции. К этому жанру относятся «Персидские письма» Мон- тескье и «Эмиль, или О воспитании» Руссо, отрывки из которых мы читали на предыдущих уроках. В XVIII в., как и в предыдущую эпоху, был популярен жанр драматургии. До середины столетия господствовал классицизм с присущей ему детальной регламентацией сюжета и его оформле- ния. Пьеса состояла из пяти актов, события в ней разворачивались в один день и в одном месте, в финале добродетель торжествовала, а порок терпел поражение. Главные действующие лица, как пра- вило, были однозначно положительными или отрицательными. Со временем все больше драматургов стали отходить от этих канонов. К концу XVIII в. возник и сразу же стал популярен жанр мещанской драмы, где главными героями были представители простонародья или даже слуги (по канонам классицизма слуги могли быть только второстепенными персонажами), а сюжет строился вокруг проблем частной жизни, демонстрации чувств и страданий главных героев, заставляющих зрителей сопережи- вать им. Отказ от канонов классицизма происходил не только в драма- тургии. В 1770-е гг. среди молодых немецких писателей возникло течение «Буря и натиск», отвергавшее свойственный классициз- му культ разума в пользу чувств, предельной эмоциональности и сильных страстей. Роман одного из представителей этого те- чения Иоганна Вольфганга Гете «Страдания юного Вертера», повествующий о несчастной любви, произвел столь сильное впечатление, что был запрещен во многих странах. Ведь многие прочитавшие роман молодые люди кончали жизнь самоубий- ством, следуя примеру его главного героя. Движение «Буря и на- тиск» стало истоком двух новых литературных течений, пришед- ших на смену классицизму, – сентиментализму и романтизму. Работая с материалом на с. 58–62 учебника, заполните пропуски в таблице (см. с. 37), посвященной выдающимся литературным произведениям XVIII в.*. Попробуйте сформулировать общие идеи, содержащиеся во всех указанных произведениях, при всем различии их сюжетов, жанров и взглядов авторов. (Примерный ответ.В произведениях, созданных в век Про- свещения, проявлялись: интерес к человеческой личности; уважение к человеку независимо от его социального про- исхождения.) ЖивописьЕвропейская живопись XVIII в. отличалась многообразием стилей и жанров. Для классицизма в живописи был характерен гражданский пафос, черпающий вдохновение в сюжетах из античной истории * Здесь и далее в таблицах и схемах обозначенные курсивом слова учащиеся должны вписать самостоятельно.
и мифологии. Один из наиболее ярких представителей этого на- правления – французский художник Жан Луи Давид, впослед- ствии стал активным участником Великой французской револю- ции и создателем целого ряда портретов ее выдающихся деятелей. В живописи, ориентированной на придворные круги и выс- шую аристократию, прежде всего во Франции, господствовал стиль рококо, отразивший нравы галантного века с его культом изящества, уюта и атмосферы вечного праздника. Основной те- мой творчества других живописцев стало изображение жизни и быта представителей низших сословий, стремление отразить их простые и искренние чувства и переживания. В английской живописи получил распространение жанр со- циальной сатиры, наиболее выдающимся представителем кото- рого стал Уильям Хогарт. – Ознакомьтесь с информацией о живописи эпохи Просве- щения, представленной на с. 62–66 учебника, выполните задания и ответьте на вопросы. Описание каждой из этих картин содержится в учебнике. Определите их названия и авторов. (Учитель демонстрирует репродукции картин Антуана Ватто «Затруднительное предложение», Жана Батиста Шардена «Воз- вращение с рынка» и Жака Луи Давида «Клятва Горациев».) Как вы полагаете, почему французские просветители кри- тически оценивали придворную живопись эпохи Людовика XV (например, Дени Дидро писал, что картины Франсуа Буше «изящны, но лживы и лишены вкуса»)? Две из этих картин относятся к стилю рококо, одна – к классицизму, а две нельзя прямо причислить ни к одному из ху- дожественных направлений. Определите, какая картина к какому направлению относится. (Учитель демонстрирует репродукции картин Луи Андре Га- бриэля Буше «Смерть Катона Утического», Жана Оноре Фраго- нара «Качели», Томаса Гейнсборо «Корнардский лес», Франсуа Буше «Фонтан любви» и Жана Батиста Греза «Разбитые яйца».) (Примерныйответ.К стилю классицизм относится картина Луи Андре Габриэля Буше, к стилю рококо – картины Жана Оно- ре Фрагонара и Франсуа Буше. Работа Жана Батиста Греза – это жанровая живопись. Произведение Томаса Гейнсборо создано в стиле классической натуралистической голландской школы живописи.) Познакомьтесь с циклом картин Уильяма Хогарта «Модный брак», первую из которых мы уже видели на предыдущем уроке. Что, по вашему мнению, является объектом сатиры художника? (Учитель демонстрирует репродукции всех шести картин се- рии «Модный брак».) Музыка и архитектураЗаданиедляработывгруппах.Разделитесь на две группы. Ра- ботая с § 5–6 учебника, каждая группа подготовит и представит сообщение. Перваягруппа– жизнь и творчество наиболее выдающихся европейских композиторов XVIII в. (с. 66–68 учебника). Вторая – развитие европейской архитектуры в этот период (с. 68–69 учебника). ВопросыдляпервойгруппыОдно из самых знаменитых произведений этого компо- зитора связано с оперой, в основу сюжета которой легла пьеса, чью первую постановку называли предвестием Вели- кой Французской революции. О каком композиторе, какой опере и пьесе идет речь? Музыка одного из трех наиболее выдающихся немецких композиторов XVIII в. не относилась к Венской классиче- ской школе и получила широкое признание только после его смерти. О каком композиторе идет речь? Этот немецкий композитор был убежденным поклонником Великой французской революции, в идеалах которой нашел вдохновение для многих произведений. О каком компози- торе идет речь? ВопросыдлявторойгруппыКакая из этих церквей построена в классическом стиле, а какая – в стиле барокко? (Учитель демонстрирует фотографии Пантеона в Париже и Карлскирхе в Вене.) Какой из этих интерьеров создан в стиле классицизма, а ка- кой – в стиле рококо? (Учитель демонстрирует фотографии галереи-библиотеки особняка Сайон-хаус в Лондоне и Овального салона отеля «Суб- из» в Париже.) Почему стиль барокко был наиболее широко распространен в католических странах и почему в XVIII в. он стал менее популярен, чем в предыдущем столетии? Подведение итогов урока– Прочитайте вывод к § 5–6, представленный на с. 69 учебника. В чем выразилось творческое переосмысление идеалов Возрождения деятелями культуры эпохи Просве- щения? РефлексияПодведем итоги нашей работы. Предлагаю вам оценить свою работу на уроке, продолжив следующие фразы: Я могу оценить свою работу на уроке… (от 0 до 10 баллов). Я понял(а), что… Мне было трудно выполнять задания…, потому что… Сегодня я работал(а)… Я могу оценить свою работу в группе… (от 0 до 10 баллов). Сегодня я могу себя похвалить за… Я могу похвалить свою группу за… (Каждый ученик завершает по одной фразе.) Домашнее заданиеПрочитать § 5–6. Выполнить задания 1–3 рубрики «Проверьте себя». |