Возрастная психология. Абрамова Г. С._Возрастная психология. Что такое возрастная психология 4 Глава 2 в которой коечто о прогрессе 42 оглавление 1241 Абрамова Г. С
Скачать 4.11 Mb.
|
Я, власти, создающей мощное, организованное психологическое поле Мы, где нет проблемы психологической дистанции, где каждый человек включен в жизнь других, как часть в целое, как деталь в уст- ройство машины, работающей по заданной программе. Де- таль и часть имеют смысл только тогда, когда есть целое - мы, другие. Иначе она теряет право на возможность быть. Страдание - признак сопротивления власти, признак на- личия другого, стремящегося к сохранению своей целостно- сти, своей неоднозначности, своей возможности... Сила этого сопротивления приближается к возвышенному значению страдания, к принятию его человеком как своеобразной пла- ты за собственное Я, за возможность иметь это Я, за возмож- ность проявлять его в отношении с другими людьми через дистанцию с ними, даже с самыми любимыми и единственны- ми, единение с которыми не означает исчезновения Я, а при- водит к его полному проявлению и развитию. И эта возможность быть собой становится реальностью отношений с другими людьми, реальностью отношения к себе, если она содержит обобщенное представление о человеке как долженствование, обращенное к самому себе. Это долженст- вование идеала, долженствование будущего, которые невоз- можны без настоящего, невозможны без прошлого. Этот иде- ал, этот образ человека конкретен, хотя это конкретность не предмета, а чувства, не конкретность ощущения, а скорее конкретность предчувствия себя как возможного. Если эта конкретность пропадает или не появляется у человека вообще, то о его жизни говорят, что он живет без руля и ветрил. Слу- чайность, зависимость, сиюминутность всех его проявлений не оставляют впечатления глубины. О таких людях даже и говорят прямо - неглубокий, поверхностный человек, ветре- ный человек. Я бы сказала, что это человек настоящего вре- мени, человек, чья перспектива рождается на миг восприятия и исчезает вместе с этим свершившимся мигом, закончившим- ся в следующее же мгновение. Для меня - это человек без идеала, без идеального, которое придает глубину жизни, свя- зывая ее во время индивидуальной жизни, наполняя ее пере- живаниями, которые есть поиск и построение себя, своих от- ношений с другими людьми, своих отношений с миром. Обобщенность и одновременно конкретность идеала про- являются в том, что он и переживается в качествах своих или 120 другого человека. Поговорите сами с собой о своем будущем, поговорите с друзьями о том, как они понимают ценность че- ловека, сама речь подскажет, что она почти не содержит глаго- лов, она будет включать прилагательные, говорящие о качестве не вполне конкретно. Прислушайтесь к ответам на вопрос: «Она (моя возможная спутница жизни) обязательно будет доброй, обаятельной, умной, самостоятельной, скромной...» И много-много других слов, таких же прекрасных и... неопре- деленных. Неопределенных до точного содержания, неопреде- ленных до точного восприятия, но определенных в чувстве, определенных в сюжете перспективы. Качество надо узнать, соотнести свое ожидание с реальным, фактическим, осущест- вить некое усилие по воплощению своего ожидания идеала в отношениях с конкретным человеком в конкретных обстоя- тельствах жизни - своей и его. По-разному происходит эта встреча со своим идеалом, с собой возможным, с собой новым, неожиданным и узнавае- мым. Очень остро эта встреча происходит при смене социаль- ной роли, при появлении в жизни человека новой социальной роли, которая требует ответа на конкретный вопрос: «Как быть?» Определенность этого «как» и в роли руководителя, и в роли подчиненного, и в роли мамы, папы, дедушки и ба- бушки... Как себя вести, что думать, если не находишь в себе ожидаемых чувств, или вдруг обнаруживаешь в себе далеко не те чувства и мысли, которые ожидал, «хорошо зная себя»? Знаменитые и не всегда понятные слова о поиске себя при- обретают вполне конкретный и наполненный смысл, когда надо строить отношения, устанавливать психологическую дистанцию с конкретным человеком, реагировать на свои непривычные чувства. Да мало ли переживаний возникает в тех случаях, когда неопределенность идеального, правильного и заранее целесообразного встречается с неповторимыми ин- дивидуальными условиями решения задачи по проявлению и развитию своего Я каждым из нас. Хотелось коротко, и потому, конечно, неполно, показать, что социальные роли, из которых складывается наше еже- дневное поведение, - это только форма, которую каждый сам наполняет живым содержанием. В конечном счете оно будет таким, какого мы заслужили своими делами, чувства- ми, мыслями и идеалами. Умение жить в согласии с самим собой не предполагает эгоизма или цинизма, это согласие основывается на любви к себе, о котором говорил Э.Фромм, характеризуя парадокс че- ловеческого существования, который состоит в том, что «чело- 121 век должен одновременно искать и близости, и независимо- сти; общности с другими - и в то же время сохранения своей уникальности и особенности». Осуществление себя приводит к поиску гармонии своих чувств и мыслей, своих возможностей и своих желаний, тогда в этой гармонии человек и переживает полноту жизни. Гар- мония не может быть вечной, она преходяща, в этом ее маги- ческое, энергетическое свойство. Устремляясь к ней в поисках идеала, человек обращается к высшему из своих чувств - чув- ству прекрасного. Гармония и красота! Эти слова хотелось бы писать с большой буквы. Но думаю, что их сокровенный смысл дает возможность говорить о них как о способах изме- рения идеального мира человеческой мечты и надежды. Кра- сота и гармония - всеобщие способы конструирования иде- ального, так как в мышлении о них - в мышлении о красоте и гармонии - человек приближается к конкретному воплоще- нию абсолютного - своей общности с миром, и не только с миром людей, но со всей природой. Вот почему идеал всегда содержит в себе такое требование - требование гармонии и красоты, которые никогда не могут быть достижимы однаж- ды и навсегда. Красота чувств, красота мыслей, красота действий и по- мыслов человека возможна и осуществима тогда, когда чело- век, стремясь к ней, не делает ее целью. Соответствие самому себе порождает красоту как искренность и естественность. Так солнце дарит нам тепло, а зима - мороз, не вызывая при этом удивления или негодования по их поводу. Великое искусство быть собой дано каждому из нас как возможность прожить жизнь красиво и гармонично, в соот- ветствии со своей природой, не разрушая своим присутствием красоты и гармонии других жизней, да и своей собственной. «Опасность чистосердечия состоит в том, что оно в конце концов создает в человеке те самые свойства, в которых он признается. Сказав: "Я честолюбив и завистлив", - ты уже чувствуешь, что имеешь право быть таковым, и, увенчанный нимбом откровенности, твой порок превращается в доброде- тель» (Андре Моруа). Глава Э МЫ ТАК ПОХОЖИ, ИЛИ ДРУГИЕ - ЭТО... Душа ребенка равно сложна, как и наша, полна по- добных противоречий, в тех же трагичных вечных бо- рениях: стремлюсь и не могу, знаю, что надо и не умею себя заставить. Я.Корчак Когда я сейчас читаю стихи, мне кажется, что они обо мне. Неужели люди уже чувствовали и даже сумели выра- зить словами то, что происходит со мной? Запись в дневнике девочки-подростка Уже в пять-шесть месяцев мы хорошо разбираемся в лю- дях: при виде одних заливаемся плачем, а к другим тянемся с открытой и дружелюбной улыбкой. Когда становимся взрос- лыми, умеем прочитать о другом целую повесть по выраже- нию лица, по походке, и очень доверяем своему впечатлению. Хотя на этот счет и существует общеизвестная мудрость: «Встречают по одежке, провожают по уму». Большинство из нас при оценке и восприятии другого че- ловека вольно или невольно сравнивает его с уже знакомыми людьми. При этом сравнению помогают эталоны поведения: «кисейная барышня», «чудак», «рубаха-парень», «провинциал», «интеллектуал», «самодур» и тому подобное. Если задаться специальной целью, то таких эталонов поведения можно на- считать очень много (они зафиксированы и в соответствую- щих значениях слов). Эти эталоны организуют наше воспри- ятие другого человека, помогают предвидеть его поведение и поступки. Но неужели все многообразие неповторимых чело- веческих индивидуальностей можно классифицировать, по- догнать под какие-то эталоны? Каждый человек уникален, о каких эталонах может идти речь? Вспомните, сколько раз, оценивая и обсуждая поступки людей, вы говорили: «Не ожидал от тебя (или даже себя) этого», «Ну от этого все можно было ожидать...» Значит, при оценке поведения вы обращались к каким-то правилам, которые вы или ваши знакомые недостаточно строго и точ- но соблюдали. «Он ведет себя, как ребенок», «Да ты стал совсем взрос- лым» - это тоже оценка поведения, основанная на нашем зна- нии и его нормах. Часто мы не отдаем себе отчета об этих нормах, однако следуем им строго и неукоснительно. Нару- шение нормы иногда тоже бывает своего рода нормой, пере- ходом к другому типу поведения. Помните у Пушкина: 124 Пустое «вы» сердечным «ты» Она, обмолвясь, заменила. И все счастливые мечты В душе влюбленной возбудила. Пред ней задумчиво стою; Свести очей с нее нет силы, И говорю ей: «Как вы милы!» И мыслю: «Как тебя люблю!» Как складываются и меняются нормы человека? Это боль- шой и сложный вопрос. Ответ на него содержится в анализе происхождения и развития человеческой психики. В психологической литературе можно встретить доста- точно много типологий человеческого поведения. Работы А.Ф.Лазурского, Н.Д.Левитова, Е.А.Климова, В.С.Мерлина, Б.Г.Ананьева, А.Б.Ковалева, В.Н.Мясищева и других рас- крывают различные закономерности человеческого поведе- ния. Существует много классификаций типов человеческого поведения в психиатрии и психопатологии. Все они позволя- ют оптимистически смотреть на проблему понимания другого человека и на проблему понимания самого себя, что тоже немаловажно в деле воспитания, так как позволяет увидеть в поведении своего ребенка те черты, которые свойственны вам, и оценить или переоценить (в соответствующих случаях) их по достоинству. В этом смысле достойно внимания признание дедушки, который стал дедушкой в сорок лет, и только когда через десять лет появился третий внук, признался: «Вместе с внуками пришло понимание самого себя, я в них вижу свои качества. Как жалко, что не сумел увидеть этого в дочках!» Надо сказать, что такое признание было подготовлено и тем, что с появлением внуков дедушка стал больше интересоваться психолого-педагогическими знаниями и, по его признанию, с большим опозданием прочел Я.Корчака, В.А.Сухомлин- ского, А.С.Макаренко и новые книги Д.Варга, Ш.А.Амона- швили, Д.Б.Эльконина и других. Желание читать возникло из потребности быть полезным своим внукам, быть интересным для них, быть нужным. В одной из статей о типологии личности, написанной из- вестным советским психологом К.А.Абульхановой-Слав- ской, которая предлагает новый принцип типизации, а сле- довательно, и новую точку зрения в понимании психологи- ческих особенностей, написано: «Характер совпадений внеш- них и внутренних тенденций (гармонический, противоречи- вый, разобщенный, разорванный и тому подобное) обнару- живает движущие силы жизни личности. Способность более 125 индивидуальным и более типичным образом отразить и выразить общественные тенденции, соотнестись с более ча- стными и более сущностными их них, способность превра- тить эти тенденции во внутренние движущие силы и на этой основе включиться в общественную жизнь, организовать личную жизнь - это диалектическое основание типологии личности»'. Типология противоречий становится для автора основани- ем для классификации поведения. Одна группа противоречий связана с объективными условиями жизни человека, и они будут различны по степени возможности их разрешения в жизни одного человека. Другая группа противоречий опреде- ляется особенностями жизни самого человека, теми способа- ми, которыми он свою жизнь организует, - это его жизненная позиция и осуществление ее, то есть жизненная линия. Примером первой группы противоречий является смена места в коллективе - руководитель становится рядовым, выход на пенсию, тяжелая болезнь. В решении этих проти- воречий и проявляются жизненная линия и жизненная пози- ция человека. Вторая группа противоречий проявляется в тех ситуациях, где человек должен перестраивать свое отношение к миру, к людям: потеря близкого человека, муки совести, чувство ви- ны, безысходность, одиночество и так далее. Эти группы противоречий существуют в детской жизни. Например, рождение второго ребенка в семье становится для ребенка-первенца объективными обстоятельствами из- менения положения в семье. Поступление ребенка в детский сад или в школу - это тоже изменение объективных условий его жизни. Госпитализация во время болезни, отсутствие долгое время кого-то из родных, смена места жительства, даже покупка новой мебели могут выступать для ребенка как изменение объективных условий его жизни, порождаю- щих противоречия. Перестройка отношения к миру для ребенка связана преж- де всего с развитием его чувств и эмоций, с глубиной этих чувств. Например, бессмысленно требовать от малыша мук совести по поводу стычки со сверстниками, даже если он по- царапал им лицо или руки. Но для старшего школьника такое требование не только уместно, но и желательно, так как спо- собствует развитию чувств. 'Абульханова-Славская К.А. О путях построения типологии лич- ности//Психологический журнал. - М., 1983.-Т.4.-№ 1.-С. 14-29. 126 В разрешении противоречий проявляются жизненная ли- ния и жизненная позиция человека, для взрослого достаточно сформированная, а для ребенка - формулирующаяся. По характеру жизненной позиции автор выделяет следую- щие типы поведения людей: - преобладание внутренних противоречий; преобладание противоречий между внутренними и внешними условиями жиз- ни; направленность на разрешение объективных противоречий; - преобладание противоречий, связанных с повышением или понижением ценностного уровня жизни; приобретение новых ценностей или сдача уже имеющихся ценностей; - повышение или понижение ценностного уровня жизни одновременно связано с уровнем ее легкости или трудности; - разобщенность, единство или противоречивость спосо- бов поведения; - позиция личности характеризуется соотношением (или преобладанием одной из тенденций) объективной необходи- мости в действиях и активности как инициативы личности. Жизненные линии описываются такими характеристиками: - последовательность - непоследовательность; - расширение или сужение жизненной линии при возраста- нии трудностей жизни; - масштаб и повторяемость жизненных противоречий. При этом существует несколько типичных способов раз- решения противоречий в жизни человека. К ним есть смысл присмотреться внимательнее, так как они как устойчивый способ поведения складываются сравнительно рано и могут быть уже выделены в поведении детей-дошкольников. Спосо- бы эти таковы: готовность к трудностям или уход и избегание их; принципиальность в решении противоречий; способность довести их до позитивного разрешения или поверхностность, иллюзорность решения; способность длительно выдерживать противоречия. Как мы учим ребенка выходить из противоречия: «Отойди, не связывайся! Возьми что-нибудь полегче» или «Ничего, постарайся, сделай еще раз. Терпение и труд все перетрут», или сами сделаем за него, а потом еще и хвалимся: вот, мол, как хорошо сделал наш сын или дочка. А может быть так: «Давай помогу, вместе мы сделаем хорошо и быстро»? В та- ком случае мы ярко видим конфликт, затруднение ребенка в объективных условиях действия. Но можем ли мы помочь? Да и всегда ли понимаем, что требуется наше участие, когда речь идет о внутреннем конфликте? Сколько надо любви и терпе- ния, умения и желания понять ребенка, чтобы в изменениях 127 его поведения увидеть конфликт и помочь ему выйти из него с честью. Андрей резко невзлюбил своего младшего брата Алешу, стал агрессивен по отношению к нему, ревнив и упря- мо не слушал никаких разговоров взрослых о том, что Алеша маленький, что ему нужно уступать, что с ним надо делиться, защищать его и так далее. Понять природу конфликта помог понять сам Андрей, который почти ежедневно спрашивал мать: «Мама, я всегда, всю жизнь буду старше Алеши?» Лю- бой формой положительного ответа он был, кажется, неудов- летворен. Вопросы повторял часто и словно ждал какого-то другого ответа. Однажды он спросил: «Мама, почему, что младшим прощается, старшим не прощается?» Когда мать ответила, он снова с грустью повторил свой вопрос об Алеше. Тогда мать и догадалась, что в своих суждениях о поступках детей Алеша практически всегда выступал в положительных тонах, был как бы эталоном для старшего, что, безусловно, заставляло последнего чувствовать себя ущемленным. Тем более что в дошкольном возрасте проблема старшинства под- час очень волнует детей; она как бы мерило значимости чело- века, особенно сверстника или младшего ребенка. Выход из конфликта был найден: Алешу перестали ставить в пример старшему, на время прекратили их встречи и постарались создать положительный образ их друг для друга. Со временем конфликт был исчерпан, и дети снова стали миролюбиво от- носиться друг к другу. Внутренние конфликты детей неизбежно возникают, ко- гда они сталкиваются с проблемой жизни и смерти, с чувст- вом одиночества, бессилия, неразделенной любви, которая может прийти к нашим взрослым детям как одна из больших бед в жизни человека. Научить ребенка искать опору в этих конфликтах не только в других людях, но и в самом себе, можно и должно. Через разрешение конфликтов человек выражает себя, свою жизненную позицию, отношение к себе, то есть самовыражает- ся. По мнению К.А.Абульхановой-Славской, способ выраже- ния является типологическим признаком личности и определя- ется тем, какой акцент делается в нем на внешние и внутренние побуждения к действиям. (Внешние побуждения - это объек- тивные противоречия, а внутренние - это внутренние противо- речия.) В самовыражении проявляется то, какой тип противо- речий наиболее важен для человека: противоречия самовыра- жения, нравственные противоречия или какие-либо другие. Типологический характер и способы самовыражения прочиты- ваются, например, в таких поэтических строчках Р.Тагора: Высокомерия полна тростинка: ей озеру дарована росинка. Откликнется эхо на все, что услышит кругом: оказаться оно не желает ничьим должником. Жасмин, взглянув на солнце в день погожий, сказал душистым языком: «Когда же наконец я стану тоже таким большим цветком!» Маленький цветок лежал в пыли - он искал дорогу, по которой улетела бабочка. Такими бывают люди... Я рассказала только о некоторых закономерностях в поведении людей, которые обобщены в форме научного знания, в литературно-художественных обра- зах. Наверняка у каждого из вас есть своя типология людей, которая тоже выделяет какие-то закономерности и по-своему проверена на истинность. Мы не только сами стремимся понять нашего ребенка, но и учим его понимать других людей, учим правильно судить о людях, учим видеть достоинства и недос- татки других, а тем самым приближаем ребенка к сложнейшей проблеме понимания самого себя. И как важно, чтобы это по- нимание началось с положительного отношения к самому себе - это путь, по которому пойдет развитие человеческого достоинства. В.А.Сухомлинский писал о том, что не надо бо- яться слов, любовь к самому себе - это не самолюбие, а гор- дость, чистая вера в доброе начало в самом себе. Литература и должна пробуждать достоинство в человеке, интерес и уваже- ние ко всему внутреннему, человеческому и в другом, и в себе. Стремление понимать других людей и себя, оценивать, со- поставлять их действия и поступки проявляются в поведении ребенка очень рано. Ему еще нет и трех лет, а он допытывает- ся у взрослых: - Почему все звери хотели съесть Колобка, они плохие? - А бывают добрые волки? - Это какая тетя приходила, она хорошая? - Среди немцев все плохие фашисты или нет? - Почему Андрюша превратился в плохого? Исследования отечественных психологов А.А.Бодалева, М.Е.Анкундиновой, Р.А.Максимовой и других показывают, что уже в дошкольном возрасте у ребенка формируется обоб- щенное знание о других людях. Первоначально оно основано только на ситуативных фактах, очень неустойчиво, может быстро меняться. Дети трех-четырех лет скорее дают оценку действию человека, чем его качествам: «Тетя хорошая, она со |