Главная страница

женственность у Достоевского. Женственность у Достоевского Краюшкина. Cпецифика женских характеров в романах Ф. М. Достоевского


Скачать 431 Kb.
НазваниеCпецифика женских характеров в романах Ф. М. Достоевского
Анкорженственность у Достоевского
Дата19.09.2021
Размер431 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЖенственность у Достоевского Краюшкина.doc
ТипДокументы
#233929
страница11 из 12
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

К заключению



В данной работе мы попытались исследовать несколько типов женских характеров у Достоевского.

Женская природа у Достоевского почти всегда двойственна.

Читая произведения Достоевского, невозможно не заметить, что в женской природе его героинь неизменно присутствуют как божественное, так и демоническое начала, и потому им присуще непрерывное колебание между двумя полюсами: добро – зло, ярость – смирение, беспредельность – кротость.

Однако, как мы уже могли убедиться, помимо характеров пограничных, находящихся в состоянии раздвоенности, неопределённости, в произведениях Достоевского присутствуют и только положительные, и только отрицательные героини. Однако всех их объединяет одна черта: в основе их психологии лежит страдание.

Страдая и мучаясь в неблагополучном мире, женщины Достоевского пытаются обрести любовь и гармонию, и, как правило, героини со счастливой судьбой у писателя присутствуют в меньшинстве.

Все женские образы Достоевского идеологизированы, несут в себе некий символический смысл, являют собой воплощение идеи.

Несмотря на главенство мужского начала и мужской идеологии в произведениях Достоевского, женское начало у него настолько сильно, что можно говорить о духовной власти героинь. Эта духовная власть может быть как положительной, так и отрицательной. В первом случае она заставляет главных героев «ожить»,перевоплотиться, «воскреснуть» для новой жизни (Соня Мармеладова, Софья Андреевна Долгорукая).

Если же эта власть отрицательна, герой так или иначе гибнет, физически или духовно. Такими героинями являются Настасья Филипповна, Лиза Дроздова, Катерина Ивановна («Братья Карамазовы»). Они являются воплощением красоты и любви, одновременно олицетворяя собой дьявольский соблазн. В этом случае они оказываются более сильным источником зла, чем мужчины-носители идеологии зла, так как их красота – смертельное оружие.

У женщин Достоевского стихии бессознательного и подсознательного играют большую роль, отсюда и является загадочное поведение, взрывные поступки, вихрь эмоций. Б. Вышеславский назвал тот душевный хаос, ищущую необъятную силу, безбрежность натуры, которые присущи героиням Достоевского, «русской стихией»: «И все его женщины неистовы и исступлённы и готовы резать себя на части и терзать ради оскорблённой гордости, ради любви и ради воображаемого подвига. Разве не все они живут в буре и беспорядке? Волнуются до страдания? Бросаются в искания и странствия, в чудовищные уклонения и эксперименты?»264. Некоторые женские образы, таким образом, навсегда остаются для читателя неразгаданными. Таковы героини романа «Братья Карамазовы» Катерина Ивановна и Лиза Хохлакова.

Существуют у Достоевского и персонажи, в которых действует только природное, инстинктивное начало в несколько утрированной форме. Этими героинями являются Лизавета Смердящая («Братья Карамазовы»), Марья Тимофеевна Лебядкина («Бесы»), Лизавета Ивановна («Преступление и наказание»). Как правило такие героини не способны противостоять мировому злу и потому гибнут. Эти персонажи олицетворяют собой вечно женственное жертвенное начало.

Помимо героинь, приносимых в жертву, у Достоевского есть и женские образы, воплощающие женственность «хищную», одновременно детски-капризную и коварную, инфернальную. Мотив, присутствующий в описании этих образов – мотив соблазнения и соблазна. К этому типу героинь можно отнести Грушеньку («Братья Карамазовы»), Настасью Филипповну («Идиот»).

Достоевский нам представляет и иной тип женских характеров, сочетающий властность, самодовольство и честолюбие с абсолютным бессилием перед любым проявлением природного начала. Поступками этих героинь чаще всего движет разум. К ним мы могли бы отнести Катерину Ивановну («Братья Карамазовы»), Аглаю Епанчину («Идиот»). Этот тип героинь представляют и женщины среднего возраста, такие как Варвара Петровна Ставрогина («Бесы»).

Самым невероятным в своей инфернальности типом женщин, на наш взгляд, являются старухи Достоевского. Они способны совершать самые неожиданные и нелепые поступки. Они могут «войти в горящую избу», притаиться тихонько в углу, укусить за палец, могут внезапно появляться и исчезать в разных местах как Марфа Петровна Свидригайлова в «Преступлении и наказании». Однако старухи у Достоевского являются олицетворением судьбы главного героя или героя, который про них рассказывает. Возможно также, что они вводятся автором в повествование с целью создать у читателя впечатление присутствия демонического начала в сюжете произведения.

Однако как бы главные герои Достоевского не отзывались о женщинах и какие бы сюжетные функции ни несли его героини, роли женщины в произведениях Достоевского отведено весьма значительное место. Женщина часто даже «подавляет» мужчину.

Как заметил Н.А. Бердяев, «Myжcкoe нaчaлo oкaзывaeтcя бeccильным пepeд жeнcким нaчaлoм. Cтaвpoгин бeccилeн пepeд Лизoй и Xpoмoнoжкoй. Bepcилoв бeccилeн пepeд Eкaтepинoй Hикoлaeвнoй, Mышкин бeccилeн пepeд Hacтacьeй Филиппoвнoй и Aглaeй, Mитя Kapaмaзoв бeccилeн пepeд Гpyшeнькoй и Eкaтepинoй Ивaнoвнoй»265.

Самыми же значимыми чертами женского характера, по Достоевскому, являются Софья Андреевна Долгорукая («Подросток») и Соня Мармеладова («Преступление и наказание»). Именно они по мысли автора являются «душой мира». Они являются эталоном женщины у Достоевского. Именно им дано было воскресить к жизни главного героя. Несомненно, они занимают в творчестве Достоевского важнейшее место.


Библиография



  1. Daly S. Эволюция образа Марьи Тимофеевны Лебядкиной в романе «Бесы» (от черновиков к окончательному тексту) // Graduate essays on Slavic language and literature. Pittsburgh, 1997. Vol. 10. С. 75-81

  2. Акелькина Е.А. Женская беллетристика как новый культурный феномен в журналах Ф.М. Достоевских «Время» и «Эпоха» // Общество. Гендер. Культура: Материалы международной научно-практической конференции. Омск, 2001. Ч. 2. С. 52-55

  3. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского.// О русских классиках. М., 1993. С. 160-170

  4. Бердяев Н.А. Откровение о человеке в творчестве Достоевского.// Русская мысль. Кн. 3-4. М.-П., 1918. С. 32-59

  5. Брегова Д. История одной любви. М., 2000

  6. Булгаков С.Н. Русская трагедия// О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов. М. 1990. С. 195.

  7. Волынский А.Л. Достоевский. Критические статьи. Спб., 1906.

  8. Вышеславцев Б. Чувство греха. // Слово. 1990. №12. С. 53-59

  9. Гарин И.И. Многоликий Достоевский. М., 1997

  10. Достоевский Ф.М. ПСС в 30-тт. М., «Наука».

  11. Жеребкина И.А. Подчиниться или погибнуть: парадоксы женской субъективации в русской культуре конца ХIХ века // ОНС: Общественные науки и современность. М., 2002. №3. С. 164-171

  12. Жиркова М.А. Два письма: Татьяны Лариной и Лизы Хохлаковой. Пушкин и Достоевский // Пушкинские чтения-99. СПб., 1999. С. 17-20

  13. Касаткина Т.А. «Ценою жизни ночь мою…»: Пушкинская цитата в «Идиоте» Достоевского // Московский пушкинист. М., 1998. №5. С. 16-21

  14. Касаткина Т.А. Второстепенный персонаж? // Начало: Сб. работ молодых учёных. М., 1993. Вып. 2. С. 88-100

  15. Касаткина Т.А. Святая Лизавета // Социум. М., 1993. № 30/31. С. 67-69

  16. Кашина Н.В. Эстетика Ф.М. Достоевского. М., 1989

  17. Киносита Т. Понятие «красоты» в сфере идей эстетики Достоевского // Достоевский: Материалы и исследования. СПб., 1994. Т. 11. С. 96-101

  18. Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. М., 1974

  19. Криницын А.Б. Исповедь подпольного человека. К антропологии Ф.М. Достоевского. М., 2001

  20. Кудрявцев Ю.Г. Три круга Достоевского. М., 1991

  21. Лаут Р. Философия Достоевского. М.: 1996

  22. Левина Л. А. Некающаяся Магдалина, или почему князь Мышкин не мог спасти Настасью Филипповну // Достоевский в конце ХХ века. М., 1996. С. 343-368

  23. Миллер О. Ф. Русские писатели после Гоголя. Т.1. И.С. Тургенев. Ф.М. Достоевский. СПб.-М., (б.г.). С. 176

  24. Мифологический словарь. М.: 1991

  25. Мошинская Р.П. «Верите ли вы в привидения?» // Новое литературное обозрение. М., 1993. №3. С. 202-203

  26. Новикова Е.Г. Соня и софийность: (Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») // Достоевский и мировая культура: Альманах. М., 1999. №12. С. 89-98

  27. Одиноков В. Г. Русские писатели ХIХ века и духовная культура. Новосибирск.: 2003

  28. Попова А.В. «Женский портрет в романах Ф.М. Достоевского «Идиот» и «Братья Карамазовы». Деп. рукопись. М.: 1992

  29. Попова А.В. Женские образы романа «Братья Карамазовы» в оценке журнальных статей второй половины ХIХ века: (к проблеме восприятия современниками) // Актуальные проблемы лингвистики и журналистики. М., 1992. Ч. 2. С. 271-283

  30. Попова И.М. «Женственное» в творчестве Е.И. Замятина и Ф.М. Достоевского // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. Тамбов, 1997. Вып. 1. С. 54-59

  31. Ригина Т.Ю. Мастерство портрета в романах Ф.М. Достоевского. Дис. … канд. Филол. наук. М., 1983.

  32. Русские сказки. М., «Русский язык», 1984

  33. Сараскина Л.И., Ставрогина В.П. Гипотеза о прототипе // Достоевский и современность. Старая Руса, 1996. С. 106-118

  34. Селезнёв Ю.В. В мире Достоевского. М., 1980

  35. Смирнов С. Исповедь земле.// Смирнов С. Древнерусский духовник. М., 1913. С. 274

  36. Соловьёв о Достоевском //Литературная учёба. М., 1989. № 5. С. 132-134

  37. Соловьев С.М. Изобразительные средства в творчестве Ф.М. Достоевского. М.: Советский писатель, 1979.

  38. Старыгина Н.Н. Русский роман в ситуации философско-религиозной полемики 1860-1870-х годов. М., «Языки славянской культуры», 2003

  39. Телегин С. М. Философия мифа. М., 1994. С. 46

  40. Фокин П. «Женский вопрос» в «Дневнике писателя» 1876-1877 гг. Ф.М. Достоевского // Преображение. М., 1998. №6. С. 29-33

  41. Хомяков В.И. Одна из типологических разновидностей женских образов в произведениях Достоевского, Чехова и Федина (Соня Мармеладова – Душечка – Анна Тимофеевна) // Творчество А.П. Чехова. Ростов-на-Дону, 1984. С. 113-119

  42. Черненко Т.Ю. Мифологические основы образа Сони Мармеладовой в романе Ф.М Достоевского «Преступление и наказание» // Религиозные и мифологические тенденции в русской литературе ХIХ века. М., 1997. С. 137-140

  43. Яшенькина Р.Ф. Традиции Г. Клейста и особенности поэтики женских характеров в романах Ф.М. Достоевского «Идиот» и «Братья Карамазовы» // Проблемы метода и поэтики в зарубежной литературе ХIХ-ХХ веков. Пермь, 1995. С. 56-65




1 Достоевский Ф.М. ПСС в 30-тт. Т. 14. С. 212

2 Достоевский Ф.М. ПСС в 30-тт. Т. 13. С. 363

3 Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского // О русских классиках. М. 1993. С.161.

4 Жеребкина И. «Прекрасная Дама» (к вопросу о конструктах женской субъективности в России) «Чего Хочет Женщина?» - «Изобретение истерии». М. 2003. Интернет

5 Достоевский Ф.М. ПСС в 30-тт. Т. 8. С. 31-32.

6 Достоевский Ф.М. ПСС в 30-тт. Т.8. С. 484.

7 Достоевский Ф.М. ПСС в 30-тт. Т. 8. С. 119-120.

8 Там же. С. 144.

9 Там же. С. 289.

10 Там же. С. 504

11 Волынский А.Л. Достоевский. Критические статьи. СПб. 1906. С. 48.

12 Достоевский Ф.М. ПСС в 30-тт. Т. 8. С. 382.

13 Достоевский Ф.М. ПСС в 30-тт. Т. 8. С. 380.

14 Там же. С. 175-176.

15 Там же. С. 177.

16 Там же. С. 380.

17 Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского // О русских классиках. М. 1993. С. 161.

18 Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского // О русских классиках. М. 1993. С. 160.

19 Достоевский Ф.М. ПСС в 30-тт. Т. 8. С. 304.

20 Там же. С. 363.

21 Там же. С. 380.

22 Достоевский Ф.М. ПСС в 30-тт. Т. 8. С.490.

23 Там же. С. 491.

24 Достоевский Ф.М. ПСС в 30-тт. Т. 8. С. 134.

25 Там же. С. 473.

26 Там же. С. 379.

27 Там же. С. 361.

28 Достоевский Ф.М. ПСС в 30-тт. Т. 8. С. 144.

29 Там же. С. 137.

30 Там же. С. 141.

31 Там же. С. 142.

32 Там же. С. 138.

33 Там же. С. 32.

34 Там же. С. 68.

35 Там же. С. 176.

36 Достоевский Ф.М. ПСС в 30-тт. Т. 8. С. 58. Курсив мой.

37 Там же. С. 35-36.

38 Там же. С. 60.

39 Там же.

40 Там же. С. 62-63.

41 Достоевский Ф.М. ПСС в 30-тт. Т. 14. С. 75.

42 Там же. С. 109.

43Достоевский Ф.М. ПСС в 30-тт. Т. 14. С. 136.

44 Там же.

45 Там же. С. 137.

46 Там же. С. 136.

47 Там же. С. 137.

48 Достоевский Ф.М. ПСС в 30-тт. Т. 14. С. 137.

49 Вышеславцев Б. Чувство греха // Слово. № 12, 1990. С. 54.

50 Достоевский Ф.М. ПСС в 30-тт. Т. 14. С. 143.

51 Там же. С. 138.

52 Там же. С. 139.

53 Достоевский Ф.М. ПСС в 30-тт. Т. 14. С. 139.

54 Там же. С. 140.

55 Там же.

56 Там же.

57 Там же. С. 317

58 Там же. С. 74.

59 Там же. С. 101.

60 Достоевский Ф.М. ПСС в 30-тт. Т. 14. С. 74.

61 Там же. С. 19.

62 Там же. С. 142-143.

63 Там же. С. 315.

64 Там же. С. 318.

65 Там же. С. 319.

66 Достоевский Ф.М. ПСС в 30-тт. Т. 14. С. 311.

67 Там же. С. 321.

68 Там же.

69 Там же.

70 Достоевский Ф.М. ПСС в 30-тт. Т. 14. С. 323.

71 Там же.

72 Там же. С. 324.

73 Там же. С. 388.

74 Достоевский Ф.М. ПСС в 30-тт. Т. 15. С. 186.

75 Достоевский Ф.М. ПСС в 30-тт. Т. 15. С. 33.

76 Достоевский Ф.М. ПСС в 30-тт. Т. 14. С. 395-396.

77 Там же. С. 418.

78 Достоевский Ф.М. ПСС в 30-тт. Т. 15. С. 100.

79 Там же. С. 5.

80 Достоевский Ф.М. ПСС в 30-тт. Т. 15. С. 188.

81 Там же. С. 189.

82 Достоевский Ф.М. ПСС в 30-тт. Т. 8. С. 157.

83 Там же. С. 266.

84 Там же. С. 34.

85 Там же. С. 271.

86 Там же. С. 273.

87 Достоевский Ф.М. ПСС в 30-тт. Т. 8. С. 283.

88 Там же. С. 69.

89 Там же. С. 205.

90 Достоевский Ф.М. ПСС в 30-тт. Т. 8. С. 423-424.

91 Там же. С. 436.

92 Там же. С. 283.

93 Там же. С. 358.

94 Там же. С. 391.

95 Достоевский Ф.М. ПСС в 30-тт. Т. 8. С. 471.

96 Там же. С. 472.

97 Там же. С. 473.

98 Там же.

99 Там же. С. 472.

100 Там же. С. 473.

101 Достоевский Ф.М. ПСС в 30-тт. Т. 8. С. 474.

102 Там же. С. 475.

103 Там же. С. 69.

104 Достоевский Ф.М. ПСС в 30-тт. Т. 14. С. 103.

105 Там же. С. 133.

106 Там же. С. 75.

107 Там же. С. 104.

108 Там же. С. 105.

109 Достоевский Ф.М. ПСС в 30-тт. Т. 14. С. 106.

110 Там же. С. 170.

111 Там же. С. 143.

112 Там же. С. 108.

113 Достоевский Ф.М. ПСС в 30-тт. Т. 14. С. 172. Курсив мой.

114 Там же.

115 Там же. С. 175.

116 Там же. С. 172.

117 Там же. С. 94.

118 Достоевский Ф.М. ПСС в 30-тт. Т. 14. С. 173.

119 Там же. С. 174-175.

120 Достоевский Ф.М. ПСС в 30-тт. Т. 15. С. 122.

121 Достоевский Ф.М. ПСС в 30-тт. Т. 15. С. 122.

122 Там же. С. 180.

123 Там же. С. 181.


124 Достоевский Ф.М. ПСС в 30-тт. Т. 8. С. 358.

125 Там же. С. 478.

126 Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского // О русских классиках. М. 1993. С.161.

127 Булгаков С.Н. Русская трагедия // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов. М., 1990. С. 202.

128 Достоевский Ф.М. ПСС в 30-тт. Т.10. С. 88.

129 Там же. С. 88-89.

130 Там же. С. 399.

131 Там же. С. 400.

132 Там же. С. 87.
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


написать администратору сайта