Главная страница
Навигация по странице:

  • Цели национально-ориентированных молодежных организа- ций.

  • Система задач национально-ориентированных молодежных ор- ганизаций.

  • Национально-ориентированные молодежные организации и фашизм.

  • Национально-ориентированные молодежные организации и большевизм.

  • История молодежных движений. Д. А. Астафьевмолодежные движения россии


    Скачать 1.32 Mb.
    НазваниеД. А. Астафьевмолодежные движения россии
    АнкорИстория молодежных движений.pdf
    Дата03.05.2017
    Размер1.32 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория молодежных движений.pdf
    ТипУчебное пособие
    #6809
    страница3 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
    Тема 3
    МОЛОДЕЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
    РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ
    1. Национально-ориентированные молодежные организации.
    2. Гражданско-аполитичные молодежные организации.
    3. Молодежные организации религиозного характера.
    4. Русские молодежные организации в Западной Европе (Германия, Англия,
    Франция, Бельгия).
    5. Русские молодежные организации в Югославии и Болгарии.
    6. Русские молодежные организации в Греции и Турции.
    7. Русские молодежные организации в Китае и Маньчжурии.
    8. Русские молодежные организации в США и Австралии.
    3.1 Национально-ориентированные молодежные организации
    В 1920 −1930-е гг. в среде русского зарубежья роль идеологии была как никогда высока. Большинство молодежных движений объединялись общей целью – гармоническое развитие молодого поколения в условиях эмиграции. Но пути к достижению ее существенно отличались, а эми- грантское общество 1920 – 1930 гг., − период наибол ьшей общественно- политической активности, не смогло создать единую молодежную орга-

    31
    низацию. Вследствие этого важно рассмотреть идеологические основы молодежных движений, на которых базировалась их деятельность.
    Цели национально-ориентированных молодежных организа-
    ций. К организациям Национально-ориентированным можно отнести такие молодежные движения, как Союз русского сокольства, Нацио- нальная организация витязей, Национальная организация русских раз- ведчиков, Содружество «Восход», Союз Его Высочества князя Никиты
    Александровича, Мушкетеров, Национальный союз нового поколения,
    Союз младороссов и Союз юных фашистов «Авангард».
    Идеологически данные организации объединяло признание опреде- ляющей роли национализма, но цели работы, прописанные в их уставах выявляли между ними существенные отличия.
    Так, лидеры русского сокольства за рубежом создавали организа- цию, стремившуюся «развивать дух и тело человека в направлении не- престанного совершенствования на пользу своего Отечества».
    Цели Национальной организации витязей состояли в привлечении, объединении и воспитании русских детей и молодежи под девизом «За
    Русь, за веру!»»
    Национальная организация русских разведчиков свою цель видела в
    «сохранении русской молодежи в денационализации» и отождествляла себя с «потешными» Петра I – прообразом патриотических организа- ций молодежи: «Пример этого детища Петрова особенно важен в пере- живаемое ныне время, когда юной русской душе угрожает небывалая раньше опасность. Ответом на это должно быть следование начинанию нашего первого Императора».
    Содружество «Восход» образовалось как «самостоятельная и не- зависимая группа русских мальчиков», имевшая цель «дать хороших приятелей, честных друзей его членам, а вместе с тем хорошую нрав- ственную обстановку, с которой с пользой будут достигаться задачи».
    «Старший друг содружества» П.Ф. Никитин вспоминал: «Мы крепко соединились вместе, чтобы не офранцузиться, чтобы не забыть нашу
    Родину и нашу веру».
    При этом в отличие от иных организаций, восходцы подчеркивали и рекреационные функции своего общества, о чем, например, говорит девиз Содружества − «Вера, Родина, Единение, Веселье».
    Таким образом, соколы, витязи, разведчики и восходцы представ- ляли собой участников умеренных национально-ориентированных ор- ганизаций, цели деятельности которых не выходили за рамки борьбы с «ассимиляцией» в условиях вынужденного проживания в зарубежье.

    32
    Союз мушкетеров именовался «русской национально-мыслящей организацией молодежи, старающейся применить свои силы на благо
    Родины». Целями Союза виделись борьба с большевизмом и «установ- ление законной национальной власти на территории бывшей Русской
    Империи».
    Образование и деятельность Союза юных фашистов − «Аванграда» диктовались стремлением «свергнуть еврейскую коммунистическую диктатуру над Российской страной» и «создать Новую Национально-
    Трудовую Великую Россию, Россию для россиян».
    Движение младороссов ставило перед собой две цели: 1) «сплотить все преданные России молодые силы», 2) подготовить их «как борцов за спасение и возрождение Родины и будущих полезных государственных, общественных и частных деятелей и работников». Союз преследовал также третью, далеко идущую цель – установить в России новый строй, основанный на началах национализма, социальности и монархизма.
    Под национализмом представлялась «любовь к Российской Имперской
    Нации, состоящей из многочисленных народов, имеющих равные пра- ва на самобытное развитие», но при ключевой роли «русских народов» в укреплении и защите государства. Под социальностью понималось
    «стремление к осуществлению в политическом, социальном, экономи- ческом и бытовом строе национальной жизни начал справедливости».
    Монархизм, провозглашаемый младороссами, выражался в «беззавет- ной преданности природному Российскому Императору, олицетворяю- щему Нацию».
    Согласно ряду исследований движение младороссов на определен- ном этапе своего развития оказалось подконтрольным органам ГПУ. При- держиваемся той же точки зрения. Поскольку идеология организации ме- нялась стремительно, то говорить о ней как о национальном молодежном движении было бы справедливо, имея ввиду младороссов 1920-х гг.
    Национальный союз нового поколения ставил перед собой следую- щие цели: 1) зародить сочувствие в широких массах зарубежья к делу борьбы с большевизмом, 2) создать и умножить подготовленные кадры движения.
    У союза имелась общая глобальная цель – устройство националь- ной революции в России.
    Так, движения мушкетеров, новопоколенцев, юных фашистов и младороссов (в первые годы существования) объединяло стремление к активной борьбе с большевизмом, что позволяет отнести их к боевым национальным молодежным организациям.

    33
    Система задач национально-ориентированных молодежных ор-
    ганизаций. Идеологи русского сокольства за рубежом определили три первостепенные задачи.
    1. Физическое и духовное развитие русских людей для поддержания в них бодрости.
    2. Борьба с «отнародованием».
    3. Воспитание кадров русских сокольских деятелей.
    Второстепенные сокольские задачи делились на две основные ка- тегории:
    1) воспитательные
    2) общественные
    Ключевыми составляющими воспитания в русском сокольстве за рубежом были развитие национального самосознания и сокольской дисциплины. Для поднятия национального самосознания в молодеж- ной среде сокольские вожди разработали целый комплекс задач, вклю- чавший: а) ознакомление членов организации с историей, ку льтурой, геогра- фией и национально-историческими стремлениями России; б) изучение национальных особенностей русской нации, ее быта, нравов и уклада жизни.
    Основными задачами сокольства как общественной организации являлись:
    а) пропаганда сокольской деятельности в эмигрантской среде;
    б) налаживание братских отношений со славянскими народами.
    Задачи Национальной организация витязей были направлены на
    «привлечение русского юношества к служению России, вере право- славной по мере сил и возможности, и на развитие в нем гражданского самосознания, дисциплины, физической выносливости, здоровья и на объединение его на почве самодеятельности и ответственности».
    Работа «витязей» осуществлялась по четырем направлениям:
    1) воспитательному,
    2) культурно-просветительному,
    3) религиозно-православному,
    4) патриотическому.
    Содержанием воспитательной части программы были: а) развитие безупречной честности, ответственности, самоотвер- женности, дисциплины, верности и чистоты в мыслях и поступках; б) развитие чувства внимания и заботливости, взаимной поддержки, братского милосердия, сострадания и сочувствия к ближнему;

    34
    в) подготовка к самостоятельной жизненной борьбе через всесто- роннее физическое воспитание, выносливость, неприхотливость, через развитие природных способностей, трудолюбия и самодеятельности.
    В рамках культурно-просветительного направления предусматрива- лось ознакомление с историей России, ее культурой, искусством, вели- кими людьми и подвигами их, бытом, народным творчеством, географи- ей, народами России, экономическими богатствами и возможностями и природой.
    Особое значение придавалось религиозно-православному направ- лению, включавшему: а) р азвитие правильного сознания своего долга в отношении церкви; б) выработку характера на началах христианской любви к ближне- му, беззаветной преданности православной церкви и освоения ее уче- ния как основы жизни.
    Главная задача патриотиченского воспитания была сформулирована следующим образом: развитие сознательного чувства любви и предан- ности своему Отечеству России и веры в его лучшие стороны.
    Содружество «Восход» выделяло две первоочередные задачи: само- воспитание и самообразование, благодаря которым успешно будет воз- растать христианская и патриотическая душа юноши-эмигранта.
    В статуте восходцев круг задач значительно расширялся и включал в себя: а) знакомство с учением и историей православной церкви; б) совместное посещение богослужений; в) совместная исповедь и святое причастие; г) знакомство с житиями святых; д) чтение русских писателей и поэтов; е) знакомство с биографиями великих русских людей; ж) знакомство с русским искусством и музыкой; з) изучение истории и географии России; и) лекции, беседы о развитии хар актера и о сохранении здоровья; к) экскурсии, игры и спорт.
    Задачами Союза младоросов являлись:
    – работа об образовании русских людей за границей,
    – получение ими государственных и политических знаний,
    – забота о воспитании молодежи в духе православной веры, любви к Родине, братской дисциплины и рыцарской чести.
    Антибольшевистская направленность боевых национальных моло- дежных организаций в полной мере отражалась в системе их задач.

    35
    Задачи Национального союза нового поколения, были двух типов:
    – для деятельности в СССР
    – для работы в эмиграции
    В СССР планировались:
    а) ведение физической борьбы с коммунистической властью; б) дезорганизация и моральное разложение врага; в) повсеместное создание национальных настроений и претворение их в конкретные формы борьбы, обусловливаемые общим планом и так- тическими соображениями.
    В русском зарубежье перед организацией стояли следующие основ- ные задачи:
    а) борьба с фактопоклонством, материалистическими и эволю- ционно-пассивистскими теориями; б) воспитание в эмигрантских массах идейного и активного нацио- нализма; в) подготовка сильных волей и знаниями культурных и нравствен- но дисциплинированных деятелей национального движения и создание кад ров революционных бойцов; г) тесное единение и согласование со всеми антикоммунистически- ми организациями.
    В своей деятельности в зарубежье «новопоколенцы» определили также ряд других задач, выделяя внешнюю и внутреннюю работу.
    Задачами внешней работы являлись : а) пропаганда идей союза; б) привлечение к работе по содействию в союзе; в) привлечение к работе в союзе; г) создание национально-активных настроений.
    Внутреннюю работу определяли следующие задачи: а) организация национально-политической подготовки; б) организационная работа (организация публичных выступлений, поддержка связей между отдельными группами союза, выполнение со- юзных заданий); в) идеологическая работа (оформление, развитие и аргументация мировоззрения новопоколенцев).
    Союзом мушкетеров назывались пять главных задач:
    1) Привлечение национально мыслящих людей;
    2) Политическая подготовка;
    3) Военная подготовка;
    4) Работа совместно со всеми антико ммунистическими организа- циями для проведения своей главной цели в жизнь;

    36 5) Расширение деятельности союза в связи с задачами и каждым текущим моментом в периодах времени и путях подхода к своей цели.
    Национально-ориентированные молодежные организации
    и фашизм. В среде молодежных организаций популяризировалась фашистская идеология, к которой национально настроенная русская эмиграция пришла по причине резкого неприятия враждебного им со- циализма и «принесшего неисчислимые страдания и унижения» либе- рализма.
    Союз русского сокольства, заинтересовавшись национальной иде- ологией, культивировавшейся в Германии, Италии, Испании и Порту- галии, наиболее благосклонно воспринял испанский и португальский фашизм. Не случайно ряд воспитанников сокольства добровольцами участвовали в гражданской войне в Испании, в борьбе не за чужую страну, а за «белую идею». К германскому национал-социализму у со- колов был исключительно прагматический подход. Лидеров русского сокольства особенно привлекала система воспитания. В частности, в статье председателя Союза соколов Р.К. Дрейлинга отмечалось:
    «Строевое и боевое обучение, лагеря, поездки по колониям, – все это укрепляет здоровье, делает выносливым и стойким. С другой стороны, формируется национальное сознание, чувство чести, собственного до- стоинства, лояльности».
    Импонировала соколам и военная реформа Германии, согласно которой все мужчины 17 – 45 лет регулярно занимались физической и военной подготовкой: русские сокола к этой чисто военной реформе в
    Германии не могут отнестись без внимания. Наоборот, должны исполь- зовать этот пример.
    Деятели русского сокольства, внимательно следившие за разви- тием молодежного дела в различных странах, обращали внимание на положение во Франции, где 50 % молодежи не способны были носить оружие, увеличивалась детская дефективность, наблюдалось «падение нравственности и разгул пьянства». В качестве положительного приме- ра приводилась Германия, где гимнастический союз «Turnburd» насчи- тывал 45 096 обществ и 3 580 000 членов.
    Внутренняя политика Германии соколами если не приветство- валась, то объясняла реакцию на период пережитых немцами разо- рительных платежей, еврейского засилья, потерей национального лица, связанного с отсутствием мощной вооруженной силы, которая в прежние годы стояла на страже государственного и народного до- стоинства.

    37
    Вместе с тем христианское мировоззрение соколов было далеко от расовой гордости, «оттесняющей мысль о смирении и покорении Бо- жьей Воле» и вместо этого «устанавливающей «историческую волю германского народа».
    Соколы признавали высокие результаты, достигнутые немцами и итальянцами в воспитании патриотизма и здоровья нации, но отмеча- ли, что только следование по путям русской культуры даст возможность будущей национальной России проявить в кратчайший срок те высокие достижения, на которые она будет способна после долгих лет страдания и духовного очищения, и что эти достижения будут руководимы высо- кими идеалами Христова учения и православ ия.
    Со стороны младороссов восприятие фашистской идеологии меня- лось. Если в 1933 г. приветствовалась победа Гитлера, а опыт фашизма назывался «первым шагом на пути к новому миру», то со временем в стане младороссов происходило переосмысление фашистских идей. В
    1938 г. лидеры союза отмечали, что сама идеология за пять лет силь- но мутировала и уже являлась не той, которую они приветствовали в начале 1930-х гг. Младороссы также подчеркивали, что называя себя фашистами, считали это движение «спиритуалистическим и идеалисти- ческим», «направленным к социальной правде в мировом масштабе»;
    «движение, чуждое расового эгоизма, противоположное по духу и на практике герма нскому национал-социализму».
    Наиболее близкими к фашистской идеологии (кроме «Аванагарда»
    К.В. Родзаевского) были русские разведчики во главе с полковником
    П.Н. Богдановичем. Стремясь «сберечь чувство национального самосо- знания и достоинства», они не скрывали отрицательного отношения к мировому скаутизму англизированного типа во главе с Баден-Пауэлом и публиковали материалы об успехах национальных молодежных движе- ний Италии и Германии.
    В 1934 г. в «Разведчике» была напечатана любопытная статья «Коло- низуемая Франция» (в нынешнее время название имеет вполне опреде- ленный смысл), в которой говорилось о возмущении части французского общества засилием чуждого французам английского скаутизма. В том же номере «разведчики» рекомендовали ознакомиться с трудом Ю.Н. Лукина
    «Масонство в русском скаутизме»: «вопрос, который волновал и волнует не одного русского молодого человека, желающего разобраться в том, по какой дороге ведет его скаутизм и по какой дороге сам скаутизм идет».
    В 1935 г. «разведчики» обратили внимание на книгу «Моя борь- ба», содержавшую «ряд интересных мыслей о воспитании», которые,

    38
    по их мнению, русским руководителям «полезно продумать и сделать соответствующие выводы». В частности, приводились высказывания
    А. Гитлера о школе, которая «должна дать государству средства для развития национальной гордости в молодежи», о массовом физиче- ском вырождении, из которого в стране не может появиться выда- ющаяся личность, а «масса вырожденцев не будет способна понять ее». Подводя итог, в статье о «Моей борьбе» лидер «разведчиков» П.
    Богданович выражал восхищение Гитлером, Муссолини и Пилсуд- ским, «апостолами всепоглощающей любви к своему отечеству» и
    «законченными образцами того, каким должен выглядеть истинный патриот».
    Схожую позицию к фашизму занимали идеологи витязей, за что
    YMCA предъявила им обвинение «в интегральном национализме». В ответ на это «витязи» заявили: «Мы желали быть, прежде всего, рус- скими и жить только для России; в этом, очевидно, и заключается наше ужасное преступление – интегральный национализм».
    Воззрения лидеров «витязей» привели к необходимости порвать связи с Русским студенческим христианским движением в 1934 г. и создать качественно новое молодежное движение. Вот что касательно данной проблемы, писал Н.Ф. Федоров: «Наше сотрудничество с РСХД было тяжелым и болезненным. Мы думали найти в нем моральную под- держку, мы думали, что лучше силы соединять, чем дробить, но с само- го начала обозначилась идейная борьба на почве непризнания Движе- нием того времени национальной устремленности зарубежной нашей молодежи».
    Национально-ориентированные
    молодежные
    организации
    и большевизм. Идеологическая работа большинства молодежных движений национального воспитания подразумевала культивацию не- нависти к большевизму. Однако некоторые организации, несмотря на антагонизм к большевис тскому интернационалу, старались рассмотреть социалистическую систему в России «без гнева и пристрастия».
    Союз русского сокольства в связи с «особыми условиями деятель- ности» определял специальные задачи, главной из которых и являлась
    «борьба с поработителями русского народа и разрушителями русского государства».
    В идеологическом аспекте соколам предписывалось:
    а) проведение деятельной пропаганды, основанной на определен- ных данных об истинном положении русского народа в СССР, ведущей- ся как в среде русской эмиграции, так и в среде иностранцев;

    39
    б) ознакомление с материалистической идеологией своих врагов и их методов борьбы.
    Также предусматривалось, когда наступ ит время, с оружием в руках вступить в борьбу с внешними и внутренними врагами национальной
    России и русской нации.
    Члены Союза мушкетеров, известного своей антибольшевистской направленностью, решительно выступали против втягивания себя в идеологические споры со всеми антикоммунистическими партиями, на- правляя все силы и энергию на борьбу с III Интернационалом.
    На присяг е мушкетеры торжественно обещали все свои силы и по- мыслы отдать на дело освобождения Родины от правительства больше- виков.
    Схожую позицию занимал и Национальный союз нового поколения, признававший коммунистическое правительство СССР «действующим во вред России» и считавший необходимым в случае вооруженного столкнов ения СССР с какой-либо державой усилить в единении с рус- ским народом революционную борьбу с коммунистическим правитель- ством.
    Содружество «Восход» старалось не затрагивать политических тем, но неизбежно приходило к необходимости периодически высказывать- ся в отношении к большевизму. Так, посвящая работу над альбомом по русской истории памяти цесаревича Алексея Николаевича, восходцы заявляли, что «не преследуют этим узко-политическую цель», однако подчеркивали: в революцию 1917 года и в большевицкое время тысячи русских детей были злодейски за мучены и невинно убиты тираниче- ской властью. Первым таким мучеником является Наследник Цесаре- вич, чистый и святой образ русского мальчика.
    В среде национальных молодежных движений одна организация выбивалась из антикоммунистической канвы. Это был Союз младорос- сов, взгляды на большевизм которого значительно эволюционировали.
    Первоначально организация, подобно подавляющему большинству эмигрантских объединений, заняла исключительно непримиримую позицию в отношении к «красному правительству», но уже во второй половине 1920-х гг. лидеры движения начали присматриваться к совет- ской системе правления и особенно к развитию молодежного дела. Так, в частности, Союзом многое было взято из комсомольской модели ор- ганизационного строительства в деле образования собственной партии.
    Первыми серьезными «симптомами» сближения младороссов с большевиками стала резкая антизападная риторика. В 1928 − 1929 гг.

    40
    можно было прочесть характерные высказывания А.Л. Казим-Бека:
    «Младоросскость отвергла индивидуализм как замаскированный гром- кими словами эгоизм, как фарисейство... Мы не только европейцы. Мы русские! И этого как раз не могут простить нам европейские шовини- сты».
    В первой половине 1930-х гг. младороссы уже признавали успе- хи социалистического строительства в России, приветствуя создание
    Беломорканала, Магнитки, Депрогэса и даже рост и «механизацию»
    Красной Армии. С началом гражданской войны в Испании на действия советского правительства Союз младороссов смотрел с позиции явных доброжелателей: ...политика вмешательства в испанские дела может привести к катастрофе саму страну. В то время как России необходимо беречь свои силы и достояние – преступно тратить эти силы, это до- стояние на поддержку каких-то остервенелых анархистов.
    В 1937 г. Союз младоросов нашел «положительные стороны» в ста- линской конституции.
    Все это резко контрастировало с общим тоном эмигрантских газет и журналов. Сами младороссы, объясняя свою позицию и понимая воз- мущение, заявляли о своем желании гордиться успехами Родины и ощу- щать себя частью ее «удивительного бытия».
    Касательно сталинского правления, отмечалось следующее: «Мы приветствовали победу Сталина над Троцким. Мы приветствовали пя- тилетки. А когда нам возражали, что это достигается чудовищными усилиями, жертвами, ценой страданий, когда нам говорили, что Сталин готовит силы для похода на мир, мы отвечали, что не важно, что думает
    Сталин. На мировой революции он свернет себе шею, а зав оды оста- нутся».
    Более того, младоросскими лидерами возлагались надежды на «мо- лодых коммунистов» − В.М. Молотова, А.А. Жданова и А.А. Андрее- ва, − как на молодых преемников Сталина, с которыми «можно будет иметь дело».
    У остальных национально-ориентированных молодежных органи- заций стремление к решительной борьбе с большевизмом сохранялось до самого начала Второй мировой войны. Так, в 1938 г. в связи с 700-ле- тием Батыева нашествия русскими соколами отмечалось: «Нынешнее поганое иго еще страшнее татарского. Батый не уничтожал веру, он не разрушал уклада русской жизни, он не помешал возрождению страны после ее разорения; он хоть и редко, но постигал красоту духа и муже- ство побежденных».

    41
    В результате планомерной антибольшевистской идеологической подготовки значительная часть контингента Национальной организа- ции русских разведчиков, Национальной организации витязей, Союза русского сокольства, Союза мушкетеров, Национального союза ново- го поколения и Авангарда с роспуском данных организаций (в связи с началом войны) воевала в рядах воинских формирований Германии и
    Японии.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта