Главная страница
Навигация по странице:

  • Идеологические трансформации гражданско-аполитичных мо- лодежных организаций.

  • Молодежные организации русского зарубежья и тема масонства.

  • 3.3 Молодежные организации религиозного характера

  • 3.4 Русские молодежные организации в Западной Европе (Германия, Англия, Франция, Бельгия) Русские молодежные организации Германии.

  • Русские молодежные организации Англии.

  • Русские молодежные организации Франции.

  • История молодежных движений. Д. А. Астафьевмолодежные движения россии


    Скачать 1.32 Mb.
    НазваниеД. А. Астафьевмолодежные движения россии
    АнкорИстория молодежных движений.pdf
    Дата03.05.2017
    Размер1.32 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория молодежных движений.pdf
    ТипУчебное пособие
    #6809
    страница4 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
    3.2 Гражданско-аполитичные
    молодежные организации
    Цели и задачи гражданско-аполитичных молодежных органи-
    заций. Молодежные организации гражданского воспитания были пред- ставлены Национальной организацией русских скаутов, Костровыми братьями и многочисленными студенческими союзами. На ранних ста- диях развития (1920-е гг.) эти движения объединялись идеологией «об- щечеловеческих ценностей», заявляли об аполитичности и стремлении адаптировать русскую молодежь в условиях эмиграции.
    Цели и задачи скаутских молодежных движений 1920 – 1934 гг. конкретно нигде не были сформулированы. Неопределенности добав- лял девиз Национальной организации русских скаутов − «Помни Рос- сию». Некоторую ясность вносили связи скаутов и костряков с круп- ными международными организациями: Всемирным скаутским бюро и
    YMCA. Идеология русских скаутских молодежных движений в целом была созвучна идеологии данных образований.
    Костровое братство было образовано при международном Христи- анском союзе молодых людей (подведомственном YMCA). В харбин- ском журнале «Рубеж» отмечалось, чт о костряки наряду со скромно- стью и отсутствием каких-либо узких рамок пронизаны стремлением к развитию чувства патриотизма и желанием помочь ближнему. Эти размытые формулировки наиболее близки к тому, чтобы именоваться целями русской скаутской организации.
    Главные цели студентов русского зарубежья определялись не только их стремлениями к образовательной и просветительной деятельности, но также и патриотическими позывам. На первом Съезде русского сту- денчества было отмечено: в России необходимы будут не только техни- ческие работники, но и граждане в полном смысле слова, а не пассив- ные обыватели.

    42
    В связи с этим предписывалось «интенсивно развивать политиче- скую мысль в рядах студенчества в вопросах, касающихся блага и жиз- ни родины».
    В уставе Союза русских студентов-эмигрантов в Польше было про- писано, что целью организации является оказание моральной, матери- альной и правовой поддержки русскими студентам и лицам, желающим получить высшее образование, и представляет собой объединение на почве защиты их духовных, культурно-национальных и религиозных интересов.
    Лаконично сформулировал цели Русский студенческий союз в Гер- мании, указавший в качестве таковых защиту: а) академических, б) эко- номических, в) правовых, г) общественных, д) культурных интересов его членов.
    Согласно уставу Общеказачьей студенческой станицы, целью орга- низации являлось объединение русских студентов-казаков и крестьян
    Донской области, продолжающих образование в высших учебных за- ведениях Чехословакии, на почве защиты их духовных, культурно- национальных, академических, правовых и материальных интересов.
    Для достижения поставленных целей Станица определила ряд задач по внешней работе, предусматривавшей налаживание связей с различ- ными русскими и иностранными учреждениями, а также с русским и иностранным студенчеством, и внутренней деятельности, включавшей устройство лекций, докладов, спектаклей, концертов, клубов для своих членов, библиотек, касс взаимопомощи и т.п.
    Христианское общество русских студентов ставило основной зада- чей «изучение русской национальной куль туры, в целях укрепления ду- ховной связи с ней, которая легко может порваться в тяжелых условиях за границей».
    Подобного рода задачи ставили перед собой и ряд других студен- ческих организаций, а Демократический союз в Брно добавлял к ним также обязательство «пропагандировать с помощью лекций и докладов основы демократизма».
    Идеологические трансформации гражданско-аполитичных мо-
    лодежных организаций. Очевидная слабость идеологической работы русских скаутов приводила к образованию на базе скаутских отрядов новых молодежных движений. Ситуация изменилась в 1934 г., когда по предложению А.М. Шатерника, начальника «одиночек» отдела русских скаутов в Болгарии, в идеологические постулаты Национальной органи- зации русских скаутов были внесены существенные изменения. «Глав-

    43
    ный представитель национального течения в русском скаутизме», как в воспоминаниях его называли коллеги-инструкторы, А.М. Шатерник со- ставил новый устав, изменив название организации на НОРС-Р (Нацио- нальная организация скаутов-разведчиков). Также был заменен старый и «не для всех понятный» клич «Помни Россию!» на новый «За Рос- сию!» Цели русских скаутов выявляли национально-патриотическую и религиозную направленность организации. Они были сформулированы следующим образом:
    – развитие и укрепление религиозного чувства и духовного миропо- нимания по учениям святых отцов Православной церкви;
    – развитие и укрепление самоотверженной преданности Отече- ству – России;
    – гармоническое (душевное и физическое) воспитание подрастаю- щего поколения России;
    – подготовка кадров активных, волевых и внутренне дисциплиниро- ванных работников и строителей новой России, жертвенно преданных национальному делу.
    Следует особенно отмети ть, что новый устав был принят старшим русским скаутом О.И. Пантюховым. Новый идеологический курс рус- ских скаутов противостоял идеологии всемирного скаутского движе- ния, основанной на принципах интернационализма и «конфессиональ- ного безразличия». Тем не менее, Национальная организация русских скаутов-разведчиков оставалась во Всемирном скаутском бюро до
    1945 г.
    Почти все студенческие организации изначально объявляли себя аполитичными, подчеркивая, что политических целей не преследуют и политической деятельностью не занимаются, декларируя незави- симость от политических партий и группировок. В отдельном пункте устава Объединения русских эмигрантских студенческих организаций подчеркивалось, что Правлению Объединения запрещалось пользо- ваться материальной поддержкой со стороны политических партий.
    Однако, когда руководители Союза русских студентов в ЧСР, объе- динявшего почти всю студенческую молодежь Праги, объявляли о сво- ей аполитичности, со стороны несогласных с такой постановкой вопро- са это вызывало подозрения в желании «сохранить в студенчестве почву для влияния реакционных кругов эмиграции».
    В Югославии, напротив, единогласно была принята резолюция, в ко- торой российскими студентами выражалась уверенность, что централь- ный исполнительный орган объединенных студенческих организаций в

    44
    работе «будет руководствоваться национальным чувством и сознанием своей ответственности перед исторической государственностью и буду- щим великой России».
    Активная общественно-политическая жизнь русской эмиграции
    1920 – 1930-х гг. не могла не притягивать часть студенческой молодежи.
    Вследствие этого в студенческом движении сеялся раздор: студенческие союзы обвиняли друг друга в предательстве интересов студенчества, отсутствии студенческого духа, связях с политическими организациями и т.п. Это привело к образованию в Германии и Чехословакии демо- кратических студенческих союзов, пользовавшихся информационной и финансовой поддержкой местных либеральных организаций.
    Со временем политические проблемы усилились на почве отно- шения студенческой молодежи к советской власти. Здесь следует от- метить, что вопреки декларировавшейся аполитичности, крупнейшие студенческие союзы в уставах заявляли о своем враждебном отноше- нии к власти большевиков. В пункте первом устава Союза русских студентов-эмигрантов в Польше, в частности, указывалось, что Союз как эмигрантская организация «стоит на платформе непризнания совет- ской власти», а Союз русских студентов в Германии называл себя ор- ганизацией, «не признающей существующей ныне в России советской власти».
    Когда русским эмигрантам стала очевидна стабилизация советской власти (во всяком случае, в сравнении со временем Гражданской войны и первыми годами правления большевиков), в идеологии многих сту- денческих организаций начали появляться сменовеховские мотивы. Это углубило раскол в русском студенческом движении. Некоторые союзы избавлялись от сменовеховцев, о чем, к примеру, красноречиво свиде- тельствует письмо Союза русских студентов в Чехословакии, разослан- ное всем членам организации:
    Правление доводит до вашего сведения, что постановлением прав- ления от 19 декабря 1925 года впредь до утверждения общим собранием исключены из числа членов Союза Осокин, Гермониус и Галяев, как перешедшие на платформу признания советской власти и лояльного к ней отношения.
    В сменовеховство обратился Союз российских студентов в Берлине.
    В 1926 г. им было получено открытое письмо от Союза русских студен- тов в Польше, в котором указывалось, что Союзу «немыслимо остаться на аполитичной позиции в отношении советской власти, как системы классовой, системы террора». Такую аполитичность инициативная

    45
    группа по организации Союза русских студентов в Польше называла
    «малодушием», а решение Союза российских студентов в Германии –
    «позорным».
    В заключении отмечалось: «В тяжелые дни изгнания мы, русские студенты в Польше, не находим возможным ограничить свои цели и стремления только устроением своей личной академической жизни… ибо личной жизни без жизни родины быть не может».
    Молодежные организации русского зарубежья и тема масонства.
    Идеология скаутских и ряда студенческих организации, а также их связи с крупными иностранными образованиями нередко вызывали обвинения в масонстве. Особенно остро эта тема стояла в 1930-е гг., когда другие молодежные движения и общества пропагандировали идеи фашизма.
    Так, публицист Е. Вершинин отмечал, в частности, что в Югосла- вии, где проходила ожесточенная борьба с православием католицизма и масонства («союзных сил»), подлинное лицо скаутизма открывалось через принятую им символику: «На многих изданиях скаутов изобра- жен рыцарь, поражающий дракона (вместо св. Георгия на коня усадили скаута). Что это? Случайность? О, далеко нет!».
    Далее автор указывал на речь руководителя русского скаутства, пол- ковника О.И. Пантюхова, обращенную в 1917 г. к скаутам всего мира:
    «Каждому из нас следует теперь порадоваться (в начале русской рево- люции) и приложить все усилия… смело вступить в бой с тем страшным чудовищем-змеем, имя которому деспотизм, насилие и зло. Как говорит предание, св. Георгий мужественно вступил в бой с грозным чудищем, чтобы спасти от гибели беззащитную девушку… Не находите ли вы, что свобода, равенство и братство – вот имена спасенной девушки».
    Неудивительно, что русские скауты в 1941 г. заменили лилию на изображение св. Георгия Победоносца на щитке из романовских цвет- ков. В статье газеты «Воскресенье», посвященной данному событию, говорилось: «Мы с радостью констатируем решительный пересмотр руководителями русского скаутского движения ряда чуждых русскому юношеству и не отвечающих духу времени установок, принятых от ан- глийской воспитательной системы «скаутинг».
    Реакции Всемирного скаутского бюро на закрепление «националь- ного статуса» русской скаутской организации не последовало, что, очевидно, было связано с военным временем. Однако в 1945 г. русские скауты из Бюро были исключены.
    В масонстве часто обвинялся и Христианский союз молодых лю- дей – дочерняя организация международной Христианской ассоциации

    46
    молодых людей (YMCA). К примеру, в 1918 г. в парижском журнале
    «Русский солдат-гражданин», издаваемом ХСМЛ, о гибели императора
    Николая II писали с восторгом, допуская такие выражения, как «зато те- перь он на своем месте» и заключая: «Так исчез человек, царствование которого переполнило чашу страданий русского народа…»
    Цели деятельности ХСМЛ в среде русской молодежи и среди скау- тов открыто провозглашались печатными органами. Руководитель этой организации, С. Стронг, в сентябре 1926 г. писал, что социальные, эко- номические и политические идеи «проникают в души молодых людей, собирающихся вокруг огней YMCA».
    Нельзя не отметить, что Ассоциация являлась активнейшим прово- дником интернационализации, или «глобализации» в сегодняшней тер- минологии. По сведениям парижской газеты «Возрождение», в США
    YMCA агитировала за дипломатическое признание большевиков, под- черкивая, что у них положительные стороны преобладают над отрица- тельными. Неудивительно, что Архиерейский собор Русской зарубеж- ной церкви запретил молодежи состоять в организациях, связанных с
    YMCA. Владыка харбинский Мефодий писал: «Юношество, входя в идейное общение с ХСМЛ и пользуясь благами Союза, не может не под- чиняться его идеологии и не воспринять в себя зачатков конфессиональ- ного безразличия».
    В Маньчжурии в связях с масонством подозревались костровые братья. Впрочем, доказательная база, в основном, опиралась на сим- волику. Харбинский исследователь-публицист и глава местного от- дела разведчиков Ю.Н. Лукин обращал внимание на знак Кострового братства». Первоначально в качестве такового использовался обрат- ный треугольник, но когда протест эмигрантской массы стал грозить гибелью всему делу ХСМЛ, когда молодежь потянулась к националь- ным идеалам и символам, провозглашенным в эмиграции патриоти- ческими группами молодежи, тогда ХСМЛ отрекся от треугольника и дал опекаемым им детям… масонский крест. Из-под креста виден нижний конец лилии масонского скаутизма. Она и ленточка с обще- масонским девизом «Будь готов!» по-прежнему говорит вниматель- ному наблюдателю одним своим видом о масонской сущности орга- низации»
    Тем не менее, в идеологии скаутов периодически звучали некие «на- циональные мотивы», имевшие, скорее, цель удержать сомневавшихся в патриотическом деле НОРС. Так, в приказе № 132 от 31 мая 1924 г.
    О.И. Пантюхов подчеркивал, что скаутам опротивели слова «интерна-

    47
    циональное», «международное», отмечая: «как все это понятно в отно- шении издерганной, болезненной души русского беженца».
    Приказ заканчивался следующими словами: «Пусть русские скауты знают, что наша Национальная организация русских скаутов идет неиз- менно своим национальным русским путем».
    3.3 Молодежные организации
    религиозного характера
    Молодежные организации религиозного воспитания были пред- ставлены, прежде всего, Русским студенческим христианским движе- нием и кружками духовного самосовершенствования.
    Русское студенческое христианское движение цели и задачи своей организации видело в объединении верующей молодежи для служения православной церкви и привлечении к вере атеистов, в помощи своим членам выработать христианское мировоззрение и в подготовке защит- ников церкви и веры, способных вести борьбу с современным атеизмом и материализмом.
    Две основные задачи, близкую и отдаленную, выделил один из духовных лидеров Русского студенческого христианского движения
    Н.А. Бердяев: близкая заключалась в духовной помощи молодежи, на- ходившейся в рассеянии; отдаленной задачей назывался возможный возврат в Россию, где молодым людям предстояло столкнуться с насаж- денным безбожием. В связи с этим философом отмечалось, что лишь за рубежом «может быть создана примерная организация молодежи, кото- рая может быть перенесена внутрь России».
    Подобно ряду других молодежных организаций, связанных с
    YMCA, Русское студенческое христианское движение стало мишенью для нападок со стороны правых кругов эмиграции. Тем не менее, лиде- ры и движущая сила РСХД, крупные деятели русского зарубежья стара- лись вести работу в духе православия, а не интернационального христи- анства (исходя из названия организации). Так, богослов А.В. Карташев в докладе, посвященном Пшеровскому съезду молодежи, говорил о не- обходимости «образовать приходские организации и небольшие право- славные ячейки, которые впоследствии могли бы сплотиться в единое православное братство, освящающее все уголки общественной жизни».
    Однако идеология всеобщего православного братства не получи- ла распространения среди кружков РСХД и столкнулась с идеологией интерконфессиональности, исходившей от YMCA. К примеру, члены

    48
    пражского библейского кружка при изучении Священного писания могли пользоваться только указаниями Ассоциации, а на собраниях нельзя было повесить иконы, «чтобы не соблазнить неверующих». Тем не менее, весьма примечательно, что вопреки воле YMCA на четвер- том съезде РСХД 1926 г. к официальному наименованию Движения было решено добавить в скобках «Объединение православных братств и кружков».
    3.4 Русские молодежные организации в Западной Европе
    (Германия, Англия, Франция, Бельгия)
    Русские молодежные организации Германии. В Германии, несмо- тря на высокую численность русского населения в начале 1920-х гг., традиционные молодежные организации (скаутство и сокольство) были ничтожно малы. После исчезновения социально-культурного феноме- на «русского Берлина» и отъезда во Францию и другие страны пода- вляющего большинства эмигрантов, Германия, тем не менее, оставалась одним из важнейших центров идейно-политической и общественной жизни русской эмиграции. Вследствие этого с особым размахом дей- ствовали русские студенческие объединения и молодежные движения политического характера. Следует отметить, что в стране существовала упрощенная система регистрации, с огласно которой требовалось лишь предоставление устава общества и списка правления.
    Русские молодежные организации Англии. В Англии русское мо- лодежное дело развивалось слабо. На родине скаутского движения рус- ское скаутство в лучшие годы насчитывало чуть больше 40 человек. Это объяснялось несколькими причинами.
    Во-первых, русская колония страны, рассредоточенная в различных населенных пунктах, была невелика (около 3 тыс. человек). Наиболее компактная группа проживала в Лондоне. Во-вторых, первые подвиж- ки в организации молодежных формирований появились лишь в конце
    1920-х гг.: к этому времени русские дети подверглись значительной ас- симиляции и практически не владели русским языком.
    Единственный отряд русских скаутов возник в Лондоне под руко- водством скаутмастера В. Барачевского, врача В.А. Перрота и В. Волко- вой (жены адмирала Н.А. Волкова).
    Подавляющее большинство русского населения Англии ассимиля- ция совершенно устраивала, никакой поддержки скаутам не оказыва- лось.

    49
    Русские молодежные организации Франции. Самой масштабной в Западной Европе в 1920 – 1930-е гг. была русская эмиграция Франции.
    Подавляющее большинство эмигрантов занимали низшие рабочие ме- ста (водители такси, официанты, почтальоны, заводские рабочие) или нанимались в Иностранный легион. Тем не менее, в стране наблюдал- ся высокий уровень общественно-политической активности русской общины, что не могло не отразиться на состоянии молодежного дела.
    Закон о молодежных организациях во Франции предусматривал при основании общества подачи заявления в префектуру департамента с указанием названия, задач, местонахождения общества, а также имен, профессии и места проживания руководящего состава.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта