Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.1 Зарождение первых молодежных организаций в России

  • 2.2 Развитие скаутского движения в России

  • 2.3 Возникновение коммунистических союзов молодежи. ВЛКСМ и его деятельность

  • 2.4 Всесоюзная пионерская организация им. В.И. Ленина. Участие молодежи в деятельности добровольных обществ (ДОСААФ, ОСВОД, ООП и др.)

  • История молодежных движений. Д. А. Астафьевмолодежные движения россии


    Скачать 1.32 Mb.
    НазваниеД. А. Астафьевмолодежные движения россии
    АнкорИстория молодежных движений.pdf
    Дата03.05.2017
    Размер1.32 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория молодежных движений.pdf
    ТипУчебное пособие
    #6809
    страница2 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
    Тема 2
    МОЛОДЕЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ:
    ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ
    1. Зарождение первых молодежных организаций в России.
    2. Развитие скаутского движения в России.
    3. Возникновение коммунистических союзов молодежи. ВЛКСМ и его деятель-
    ность.
    4. Всесоюзная пионерская организация им. В.И. Ленина. Участие молодежи в
    деятельности добровольных обществ (ДОСААФ, ОСВОД, ООП и др.).
    2.1 Зарождение первых молодежных
    организаций в России
    Первое русское гимнастическое общество с неофициальным назва- нием «Сокол» было основано при активном участии В.А. Гиляровского в 1883 г. в Москве; впоследствии в него вошли Л.Н. Толстой и А.П. Че- хов. В 1887 г. директор Первой Тифлисской гимназии Л.Л. Марков пригласил на должность инструктора по гимнастике чешского сокола
    Ю. Грумлика, работа которого нашла логическое продолжение в рамках образованного в 1900 г. в Тифлисе первого общества с официальным названием «Русский сокол».
    Международное движение соколов было задумано и организацион- но оформлено ещё в конце XIX века чешским доктором философии и эстетики Мирославом Тыршем, который задумывал движение как все- мирный союз молодых славян, основанный на постоянном совершен- ствовании своего тела и своего духа на пользу своего народа. Русские соколы воспитывались на основе верности своему народу и соответ- ственно своими задачами определяли: а) физическое и духовное вос- питание русских людей и поддержание в них бодрости; б) борьбу с их денационализацией; в) создание кадра русских сокольских деятелей.
    В короткое время русские соколы снискали себе доверие у народа, а их организация стала весьма популярной у русской молодёжи, это при- том, что помимо Союза русского сокольства в России было ещё движе- ние русских скаутов.
    В 1901 г. на проходившем в Праге всесокольском слете присутство- вали представители русского педагогического персонала и делегаты гимнастических обществ. На последних сильное впечатление произве-

    15
    ли «здоровые идеи и бодрая работа соколов». После слета последовали приглашения чешских соколов на гимнастическую работу в России.
    В стране одно за другим стали появляться гимнастические обще- ства, работавшие по «сокольской» системе. Однако в связи с быстрым распространением движения по России возникла острая нехватка ин- структорского состава. Частично данная проблема решалась организа- цией в Чехии курсов для инструкторов, но развитие движения тормози- лось его полулегальным статусом на территории России.
    С приходом П.А. Столыпина развитие русского сокольства вышло на новый уровень. Русско-японская война и революция 1905 г. приве- ли к упадку духа населения, подверженного влиянию революционных идей, и движение соколов, пропагандировавшее физическое и нрав- ственное развитие личности, выглядело весьма уместным. В конце
    1907 г. сокольство получило государственное благословение, в его ряды торжественно вступили П.А. Столыпин и его сын Аркадий.
    В 1908 – 1914 гг. возникли новые сокольские общества: в Москве,
    Каменец-Подольске, Екатеринославе, Егорьевске, Харькове (1908),
    Чернигове, Полтаве (1909), Воронеже, Орле, Новороссийске, Таганро- ге, Сычеве, Новочеркасске (1910).
    С 1908 г. в Бахмуте (с 1924 г. – Артемовск) инспектором народных училищ Екатеринославской губернии А.А. Луцкевичем осуществлялась допризывная подготовка школьной молодежи, для чего был организован
    «отряд потешных». В 1910 г. А.А. Луцкевич был приглашен в Царское
    Село для представления императору. В результате ознакомления Нико- лая II с работой инспектора отряд «потешных» получил наименование
    «1-й народный класс военного строя и гимнастики Его Императорского
    Высочества Государя Наследника Великого Князя Алексея Николаеви- ча». При полках и боевых кораблях появились новые отряды «потеш- ных», которые периодически навещал император с наследником.
    1910 г. был образован Союз русского сокольства во главе со старо- стой А.С. Гижицким, заместителем М.А. Султан-Крым-Гиреем и при- нят первый устав единой организации. В 1912 г. русские соколы в со- ставе 617 человек приняли участие в самом массовом всесокольском слете, превратившимся в «грозную манифестацию всего славянства».
    Непременность почтительного отношения к Богу роднит скаутов с другой молодежной организацией России − Российским христианским обществом молодых людей «Маяк». Общество было зарегистрировано в 1905 году в качестве отделения Международного союза молодых хри- стиан.

    16
    По инициативе американского гражданина Дж. Стокса в России ра- боту Общества организовывал имперский чиновник барон П.Н. Нико- лаи, что придавало Обществу серьезный общественный вес. Так же как и движения скаутов и соколов, Общество молодых студентов-христиан пользовалось широчайшей поддержкой народа, ведь не имея государ- ственных дотаций, оно располагало значительными помещениями, солидным бюджетом и техническими возможностями. Провозглашая целью своей работы содействие молодежи «в достижении нравствен- ного, умственного и физического развития», Общество всеми силами пропагандировало христианские ценности в светской жизни. В работе
    Общества в качестве попечителей принимали участие лучшие русские философы того времени.
    При том Общество, само будучи общественным по форме и хри- стианским по культуре, было вне политики. Благотворительные вечера и просветительские лекции, общественно-познавательные занятия и социальные мероприятия, культурно-исторические вечера и научно- популярные чтения − всем этим занималось Общество. Всем, кроме политики. Руководители Общества часто говаривали про свою органи- зацию, что она «представляет из себя для скучающих − клуб с полез- ными, приятными и нравственными средствами времяпрепровождения, для одиноких − домашний уют и товарищескую семью, для ищущих знаний − неисчерпаемый источник их, для слабых физически − место укрепления здоровья, для слабых духовно − источник бодрости и нрав- ственного самосовершенствования» (из обращения Христианского со- юза молодых людей к молодёжи Петрограда, 1917г.). Общество первым в экономической истории новой России стало выполнять роль моло- дёжной биржи труда, организовывая в своих отделениях для молодежи
    «бюро для приискания занятий, определяющее и предлагающее места: конторщиков, корреспондентов, писцов, бухгалтеров и помощников их, артельщиков и приказчиков разных специальностей». Важно отметить, что работу предлагалось делать далеко не последнюю, не черную.
    Все поступления финансов в Обществе были индивидуально- добровольные, мероприятия же − всеобще-бесплатные. Это вызывало особое уважение к рабочим сотрудникам Общества, число которых рос- ло так же стремительно, как и число членов самого Общества. Подавля- ющая часть Общества работала на общественных началах − бесплатно.
    Обществу принадлежала также идея агитационных поездов и пароходов,
    − именно на них проводились просветительские чтения и благотвори- тельные вечера, благодарность за проведение которых молодым христи-

    17
    анам высказывал сам Патриарх Тихон: «Христианским союзом молодых людей предпринят ряд мероприятий и учреждений, поставивших своей целью вносить оздоровление в нравственную атмосферу русской жизни, проповедовать Слово Божие и, воздерживаясь от политики, содейство- вать культурно-просветительному и экономическому благобыту русских людей... В сочувствии всему, что может послужить на духовную и мате- риальную помощь нашему русскому народу, мы преподаем совершите- лям сего благого дела свое молитвенное благословение, испрашивая им у Господа Его помощи к успешному осуществлению его».
    Мировая война стала первой серьезной поверкой для младохристи- ан и скаутов. Это и понятно − подъем патриотического настроения не мог не передаться молодым: все соколы, скауты и молодые христиане развернули деятельность по созданию санитарных отрядов, госпиталь- ных дружин, отделений международного Красного креста и много дру- гого. И за такой работой, доказывая не на словах, а на деле верность
    Богу, Родине и Государю, молодежное движение России вошло в водо- ворот революционных событий.
    2.2 Развитие скаутского движения в России
    В России скаутинг зарождается в 1909 г. Основатель российского скаутского движения – полковник Олег Иванович Пантюхов (c 1919 г. имевший титул Старший Русский Скаут). Первый скаутский костёр был зажжён 30 апреля 1909 г. в Павловском парке. По другим данным, пер- вая скаутская рота была основана в 1909 г. в Бахмутском уезде Екатери- нославской губернии (ныне – г. Артемовск, Донецкая область Украины).
    Именно для этой организации по распоряжению императора Николая II
    Генеральным штабом Российской армии был сделан перевод «Скаутин- га для мальчиков» Р. Баден Пауэлла. После этого разведчество в России начинает активно развиваться. В 1915 г. в Киеве был создан первый от- ряд юных разведчиц (гёрлскаутов). К осени 1917 года насчитывалось 50 тысяч скаутов в 143 городах.
    В 1915 г. Николаем Адуевым был написан гимн скаутов – «Будь готов!», положенный на музыку редактором журнала «Вокруг света»
    Владимиром Поповым, являвшимся начальником первого Московско- го отряда скаутов (последнему также принадлежат слова и музыка по- пулярной скаутской песни «Картошка», известной в СССР под видом пионерской песни). В том же 1915 г. Попов создал первый в мире музей скаутинга, а в следующем году организовал отряд речных скаутов.

    18
    Один из первых скаутских отрядов «Легион юных разведчиков» был создан преподавателем латыни первой Петербургской гимназии
    Василием Григорьевичем Янчевецким (будущим писателем Яном).
    Гимназия находилась на углу Кабинетской (теперь – Правды) и Иванов- ской (нынешней Социалистической) улиц, отряд был создан из числа её учеников.
    После Октябрьской революции скаутское движение распадается.
    Если в областях, занятых белыми, сохранялся традиционный скаутинг, придерживавшийся патриотической и антисоветской позиции (многие скауты были участниками антисоветского подполья; ряд руководителей скаутских организаций в Крыму и на Украине был арестован ЧК и рас- стрелян), на советской территории наблюдались попытки в той или иной форме соединить скаутскую организацию с революционной идеологи- ей («пионерское» движение Иннокентия Жукова и «юкистское» дви- жение – «юных коммунистов-скаутов», принявших галстуки красного цвета). Наконец, существовало и принципиально аполитичное движение
    «лесных братьев» – следопытов леса, продолжавших туристически- натуралистские традиции с опорой на книги Сетон-Томпсона.
    Однако комсомол, видя в скаутах своих соперников, резко отрица- тельно относился ко всем этим формам и уже в 1919 г. объявил им войну.
    Скаутинг был объявлен реакционным, буржуазным и монархическим явлением. Особенно усилились гонения с начала 1922 г., когда было принято решение о создании детской коммунистической организации, перенявшей ряд внешних форм скаутинга. После этого скаутские орга- низации в Советской России были запрещены. С ребят-скаутов срывали символику, «прорабатывали» на собраниях; пионеры избивали их и до- носили на них в ОГПУ. Наиболее стойкие из скаутских организаций до- тянули до весны 1923 г., когда в мае прошел последний скаутский слёт у села Всехсвятское под Москвой. Участники слёта шли в форме и со знамёнами. Слет был разогнан, а организаторы его арестованы.
    В апреле 1926 г. ОГПУ произвело массовые аресты скаутов (было арестовано около 1000 скаутских руководителей, отправленных глав- ным образом в Соловецкий лагерь). Скаутские организации, однако, некоторое время продолжали существовать в подполье, как, например
    «Братство костра», члены которого пели:
    Нас десять, вы слышите, десять!
    И старшему нет двадцати,
    Нас можно, конечно, повесить,
    Но надо сначала найти!

    19
    Подпольные скауты продолжали поддерживать отношения со скау- тами эмиграции и Пантюховым до 1927 г.
    В результате в СССР осталось только пионерское движение, которое было построено на основе скаутинга. Однако за рубежом продолжали свою деятельность тысячи русских скаутов, создавших Национальную организацию русских скаутов (НОРС) под руководством Пантюхова.
    Русских скаутов можно было найти в Западной Европе, Австралии,
    Южной и Северной Америке.
    В 1990 г. скаутское движение было официально разрешено. Нача- лось возрождение русского скаутинга.
    Приблизительная численность российского скаутинга на 2007 г. –
    30 000 человек. Сейчас в России нет единой скаутской организации.
    Среди самых крупных российских организаций можно назвать: Ор- ганизацию российских юных разведчиков, Национальную организа- цию русских скаутов, Русский союз скаутов, Российскую ассоциацию девочек-скаутов, Братство православных следопытов.
    В настоящее время скаутинг имеет более 38 миллионов членов в 217 странах и территориях, представленных через несколько скаутских ассо- циаций на международном уровне. Последнее время очень существен- ным становится движение традиционного скаутинга. Скаутские органи- зации объединены во Всемирную организацию скаутского движения.
    Воспитание в скаутинге ведется при помощи скаутского метода.
    Основа скаутского метода заключается в следующем.
    Воспитание на основе обещания. Каждый участник добровольно берет на себя обязательство соответствовать тому образу, который за- ложен в обещании и законах. А именно – осознание своего долга перед
    Богом, гражданского долга и долга перед самим собой.
    Патрульная система или система микрогрупп.
    Личный рост участников (стимулирующие и развивающие програм- мы) – специальные программы, призывающие участников к самосо- вершенствованию, через развитие, выполнение гражданского и духов- ного долга, через участие в местных, региональных, национальных и международных проектах. Применение новых и старых форм, таких, как специальности, разрядная система, проектная деятельность, цикло- вые игры и пр.
    Деятельность на природе. Постоянная практика самоутверждения и развития с помощью активной деятельности на природе, при прове- дении всевозможных разовых форм, традиционных, пионеринга – ис- следовательской деятельности.

    20
    Традиции (заложенные в начале движения, дополняемые самими участниками).
    «Обучение через дело» – метод, привнесённый в начале прошло- го века из педагогики, когда основой обучения подразумевалось обяза- тельное претворение теории в практику.
    Поддержка взрослых. Генеральная задача для придания организации динамично развивающегося и общественного характера. Система руко- водства микрогруппами и курсы различных уровней, международный об- мен опытом, ротация руководителей, ступеньки роста, звания, должности.
    Девиз скаутов – «Будь готов!» (англ. Be Prepared); по-английски он сокращается до первых букв так же, как фамилия основателя движения скаутов (B.P.).
    Происхождение этой фразы связано с исходным патриотическим характером движения скаутов. Баден-Пауэлл писал 12 февраля 1908 г. в журнале «Бойскаутинг»: «Будьте готовы умереть за свою страну, если потребуется; так что когда настанет момент, выходите из дома с уверен- ностью и без раздумья о том, убьют вас или нет».
    2.3 Возникновение коммунистических союзов молодежи.
    ВЛКСМ и его деятельность
    Комсомол (сокращение от Коммунистический союз молодежи), полное наименование Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи (ВЛКСМ) политическая молодёжная организация в СССР.
    ВЛКСМ работал под руководством Коммунистической партии
    Советского Союза. Российский коммунистический союз молодёжи
    (РКСМ) был создан 29 октября 1918 г., в 1924 г. РКСМ было присвоено имя В. И. Ленина – Российский Ленинский коммунистический союз мо- лодёжи (РЛКСМ), в связи с образованием Союза ССР (1922 г.) комсомол в марте 1926 г. был переименован во Всесоюзный Ленинский коммуни- стический союз молодёжи (ВЛКСМ).
    В 1977 г. в комсомоле состояло свыше 36 миллионов граждан СССР в возрасте 14 − 28 лет.
    Февральская революция 1917 г. способствовала увеличению общественно-политической активности молодёжи. Начали появляться молодёжные организации рабочих «Труд и свет» и другие, члены ко- торых ориентировались на социалистические партии. В 1917 г. в Пе- трограде организационно оформился ориентирующийся на большеви- ков Социалистический союз рабочей молодёжи (ССРМ). Появление в

    21
    различных городах молодёжных большевистских организаций вызвало необходимость создания общероссийской структуры – Российского коммунистического союза молодёжи (РКСМ). 29 октября – 4 ноября
    1918 г. прошёл I Всероссийский съезд союзов рабочей и крестьянской молодежи, на котором было провозглашено создание РКСМ.
    Первые нагрудные значки комсомола появились в 1922 г., в центре значка располагалась надпись КИМ (Коммунистический интернацио- нал молодёжи), надпись ВЛКСМ появилась на значках только в 1945 г., а свой окончательный вид значки ВЛКСМ (с профилем В. И. Ленина) приобрели только в 1958 г.
    По мнению Бориса Бажанова, личного секретаря Сталина в 1930-х гг., основателем комсомола был Лазарь Шацкин:
    – Это он придумал комсомол и был его создателем и организатором.
    Сначала он был первым секретарем ЦК комсомола, но потом, копируя
    Ленина, который официально не возглавлял партию, Шацкин, скрыва- ясь за кулисами руководства комсомолом, ряд лет им бессменно руково- дил со своим лейтенантом Тархановым.
    Очень скоро комсомол остался единственной в РСФСР, а затем и в
    СССР политической молодёжной организацией. Через структуру этой организации осуществлялось идеологическое воспитание молодежи и реализовывались политические и социальные проекты. ВЛКСМ по- зиционировался как «помощник и резерв» КПСС. Под руководством комсомола в 1922 г. была создана детская политическая организация:
    Всероссийская, а позже – Всесоюзная пионерская организация.
    Во время массовых репрессий 1937 – 1938 гг. были арестованы и расстреляны многие руководители ВЛКСМ: О.Л. Рывкин, Л.А. Шац- кин, Е.В. Цейтлин и другие. Генеральный секретарь ЦК ВЛКСМ
    (1928 – 1931 гг.) Александр Мильчаков, проведший 15 лет в сталинских лагерях, вспоминал:
    – Л. Каганович однажды завёл такой разговор: «Перечислите мне всех первых секретарей ЦК комсомола, где они?» Я сказал: «Раз вы спрашиваете, стало быть, знаете, где они». Последовал перечень фами- лий, оказалось, что все они арестованы – Рывкин, Шацкин, Цейтлин,
    Смородин, Чаплин…
    Комсомол был создан партией большевиков для осуществления ши- рокомасштабных действий. В октябре 1918 г. в РКСМ – 22 100 членов.
    Спустя два года, к 3-му съезду комсомола, − 482 тысячи. До двухсот тысяч комсомольцев участвовали в борьбе против интервентов и бело- гвардейцев.

    22
    В 1930 г. комсомол взял шефство над всеобучем, выступил ини- циатором создания двухгодичных вечерних школ для малограмотных.
    Комсомол объявил поход молодежи в науку. В 1928/29 гг. по комсомоль- ским путевкам пошли учиться на рабфаки 15 тыс. человек, на курсы по подготовке в вузы – 20 тысяч, в вузы и техникумы – 30 тыс. В
    1934 г. рабочая прослойка среди студентов достигла 48 %. По инициа- тиве комсомола родилась новая массовая форма технического обучения рабочих – техминимум. «Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество», – с такими словами обратился В. И. Ленин к делегатам
    3-го съезда РКСМ.
    В 1941 г. в СССР было более 10 млн комсомольцев. Около 1 млн. членов ВЛКСМ перед войной стали «Ворошиловскими стрелками», более 5 млн сдали нормы ПВХО, по военной топографии и другим во- енным специальностям. Они и стали «Молодой гвардией» и «Юными мстителями». Три с половиной тысячи стали Героями Советского Со- юза, три с половиной миллиона были награждены орденами и медаля- ми. Специальные подразделения из девушек-комсомолок насчитывали в своих рядах более 200 тысяч пулеметчиков, снайперов и специалистов других специальностей. За свои боевые заслуги в борьбе с немецко- фашистскими захватчиками орденами и медалями были награждены
    100 тысяч девушек, 58 из которых получили звания Героев Советского
    Союза.
    Это действительно массовая организация, которая имела колоссаль- ное влияние во всех сферах жизни: промышленности и экономики, об- разовании и науке, культуре и искусстве, спорте, организации досуга. К началу 1970-х гг. выходит 131 комсомольская газета разовым тиражом
    16,6 млн экземпляров, в том числе одна всесоюзная – «Комсомольская правда». Комсомольские журналы, комсомольское издательство «Мо- лодая гвардия», премия Ленинского Комсомола. Роль комсомола – это восстановление разрушенной войной страны, освоение целины, строи- тельство БАМа.
    В дальнейшем социальная база ВЛКСМ постепенно расширялась, и в 1960 – 1980 гг. XX в. в ВЛКСМ принимались практически все уча- щиеся общеобразовательных школ. В поздние годы СССР членство
    ВЛКСМ фактически являлось необходимым атрибутом для успешной карьеры молодого гражданина. Комсомол стал не просто массовым, а практически всеобщим. Это почти неизбежно вело к организационной размытости, к тому, что членство в ВЛКСМ перестало восприниматься

    23
    как почет и ответственность одновременно. В последние годы совет- ской власти комсомол окончательно превратился в бюрократическую систему, полностью соответствующую общей бюрократической систе- ме последних лет СССР.
    ВЛКСМ состоял из республиканских организаций отдельных со- юзных республик (кроме РСФСР), региональных (областных, краевых и т. д.) и первичных организаций. Как и в КПСС, в ВЛКСМ главным органом являлся ЦК (Центральный Комитет), избираемый высшим орга- ном – съездом. Формальным же лидером являлся первый секретарь ЦК.
    На прошедшем 10 – 19 апреля 1990 г. XXI съезде ВЛКСМ было объявлено о преобразовании ВЛКСМ РСФСР в РСМ. В то же время из ВЛКСМ выделилось движение молодёжи «Коммунистическая ини- циатива» (ДМКИ), организационное собрание которого состоялось 2 октября 1990 г.
    27 – 28 сентября 1991 г. прошёл XXII Чрезвычайный съезд ВЛКСМ, объявивший историческую роль ВЛКСМ исчерпанной и распустивший организацию. РСМ и другие республиканские молодёжные организа- ции продолжили существовать как независимые национальные моло- дёжные организации соответствующих республик, входивших в состав
    СССР. В этих условиях члены ВЛКСМ – участники ДМКИ (Маляров,
    Сохонько, Возняк, Езерский и другие), не входившие ни в РСМ, ни в другие республиканские организации, провозгласили своё движение, самостоятельно развивавшееся в рамках ВЛКСМ, правопреемником общесоюзной организации и создали оргкомитет по возрождению
    ВЛКСМ. Впоследствии они провели восстановительный съезд ВЛКСМ.
    Этот возрождённый ВЛКСМ стал первой коммунистической молодёж- ной организацией на территории бывшего СССР. Примерно в это же время начали появляться новые немногочисленные молодёжные ком- мунистические организации, в частности, Всесоюзная молодая гвардия большевиков, ориентирующаяся на ВКПБ Н. Андреевой (созданная в
    1992 г.).
    В 1993 г. большинство организаций возрождённого ВЛКСМ прого- лосовали за федеративный принцип построения ВЛКСМ. Тогда и поя- вилась необходимость в воссоздании Российского коммунистического союза молодёжи (РКСМ). Во второй половине 1990-х гг. из РКСМ вы- делились такие молодёжные организации, как Революционный комсо- мол – РКСМ(б) (в 1996 г.), ставший молодёжной организацией РКРП –
    РПК и Союз коммунистической молодёжи Российской Федерации (в
    1999 г.), созданная как молодёжная организация КПРФ.

    24
    Также в течение 1990-х и 2000-х гг. продолжался процесс форми- рования различных молодёжных организаций коммунистической на- правленности. Так, в частности, в 1998 г. молодёжное крыло «Трудовой
    России» Виктора Анпилова стало молодёжной организацией «Авангард красной молодёжи». В 2005 году троцкисты, не участвующие в деятель- ности коммунистических партий и склонные к сотрудничеству с более радикальными анархистами, организовали Социалистическое движе- ние «Вперёд» (СД «Вперёд»).
    Условно коммунистические организации современной России мож- но разделить на те, которые действуют при коммунистических партиях
    (СКМ РФ при КПРФ, РКСМ(б) при РКРП – РПК, ВМГБ при ВКПБ), и независимые от политических партий (РКСМ, АКМ, СД «Вперёд»).
    Последние более активно участвуют в блоках и коалициях с различ- ными политическими силами, в частности c такими, как Левый фронт,
    Институт проблем глобализации, Институт глобализации и социальных движений, движение «Автономное действие». Процесс формирования новых коммунистических молодёжных организаций отражает ситуа- цию в коммунистическом движении, находящегося в затяжном кризисе, и поиск коммунистической молодёжью новых организационных форм и методов работы.
    Коммунистической партией Российской Федерации создан ряд мо- лодежных организаций, являющихся в современной России аналогом прошлых молодежных движений:
    Российский коммунистический союз молодежи (РКСМ);
    Революционный Коммунистический союз молодёжи (большеви- ков) – РКСМ;
    Союз коммунистической молодёжи Российской Федерации – СКМ
    РФ.
    2.4 Всесоюзная пионерская организация им. В.И. Ленина.
    Участие молодежи в деятельности добровольных обществ
    (ДОСААФ, ОСВОД, ООП и др.)
    Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина – массо- вая детская коммунистическая организация в СССР. Была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 г., с тех пор 19 мая отмечается как День пионерии. До 1924 г. пионерская ор- ганизация носила имя Спартака, а после смерти Ленина получила его

    25
    имя. Происходит от скаутского движения, однако отличалась от него по существенным аспектам: система носила всеохватывающий государ- ственный характер и ставила своей целью идеологическую индоктрина- цию детей и их воспитание в качестве граждан, полностью преданных коммунистической партии и Советскому государству.
    В странах англосаксонской культуры пионер (англ. pioneer) – солдат-разведчик или сапер. В США «пионеры» – первопроходцы, осваиваившие новые земли в ходе колонизации Дикого Запада.
    Истоки пионерского движения лежат в скаутинге. В 1917 г. в России существовала относительно разветвленная сеть детских скаутских ор- ганизаций; всего скаутов было около 50 тысяч. В условиях наступившей
    Гражданской войны скауты помогали разыскивать беспризорных детей, организовывали отряды детской милиции и оказывали социальную по- мощь. При этом на территориях, контролировавшихся советской вла- стью, скаутское движение распалось на несколько направлений.
    Так, если Московский отряд В.А. Попова старался оставаться на традиционных принципах Баден-Пауэлла, то в ряде городов (Петрогра- де, Казани и др.) возникли объединения так называемых «Лесных бра- тьев» – следопытов леса; наконец, в скаутизме возникли просоветские тенденции. Их наиболее видным выразителем был скаутский лидер
    РСФСР и Дальневосточной республики Иннокентий Жуков (бывший секретарь общества «Русский скаут»), призывавший создать Всемирное рыцарство и Трудовое братство скаутов на базе труда, игры, любви друг к другу и всему миру, призывая к тесному сотрудничеству скаутизма с комсомолом.
    Параллельно существовало и течение «юкизма» (ЮК-скауты, то есть «юные коммунисты-скауты») прямо пытавшееся объединить принципы скаутизма с коммунистической идеологией. Идея созда- ния «ЮК-скаутов» принадлежит большевистскому функционеру Вере
    Бонч-Бруевич. Комсомол, однако, обвинял «юковцев» в том, что они не проводят реального коммунистического воспитания, и коммунисти- ческая идея служит им лишь формальным прикрытием для прежнего
    «буржуазного» скаутизма.
    Едва возникнув, комсомол объявил войну скаутизму (включая юкизм), видя в нём своего соперника. Уже на съезде РКСМ 1919 года было принято решение о роспуске скаутских отрядов.
    Одновременно в коммунистических кругах стала ощущаться необ- ходимость создать собственную, коммунистическую организацию для работы с детьми. Идея была сформулирована Н.К. Крупской, которая в

    26 20-х числах ноября 1921 г. несколько раз в разных местах выступила с докладом «О бойскаутизме» (доклад был вскоре опубликован брошю- рой под заглавием «РКСМ и бойскаутизм»), в котором предложила ком- сомолу взять на вооружение скаутские методы и создать детскую орга- низацию, «скаутскую по форме и коммунистическую по содержанию».
    Руководители комсомола, крайне негативно относившиеся к скау- тизму, первоначально восприняли эти идеи настороженно. Однако после выступления Крупской на бюро ЦК РКСМ (29 ноября) для об- суждения вопроса «О применении скаутизма для воспитания рабочей молодёжи и детей» была создана специальная комиссия. В комиссию был представлен подробный доклад И. Жукова. 10 декабря 1921 г. по докладу комиссии было принято положительное решение Бюро, нача- лись поиски конкретных организационных форм.
    В начале 1922 г. была выдвинута идея о применении скаутских ме- тодов не среди комсомольцев, а среди детей и создания детского ком- мунистического движения (ДКД). И. Жуков предложил для новой орга- низации название «пионеры» (заимствованное из скаутской практики).
    Символы её представляли собой несколько видоизменённые скаутскую символику: красный галстук (вместо зелёного; он использовался уже
    «юковцами»), белая (вместо зелёной) блуза, скаутский девиз «Будь го- тов!» и скаутский же ответ на него «Всегда готов!»
    От скаутизма в пионерской организации сохранились игровые фор- мы воспитательной работы с детьми, организация детей по отрядам, ин- ститут вожатых, сборы у костра, элементы символики (например, три лепестка лилии скаутского значка в пионерском значке заменили три языка пламени костра, три конца ставшего красным пионерского гал- стука стали означать три поколения: пионеров, комсомольцев и комму- нистов). Сохранился также скаутский призыв «Будь готов!» с изменени- ем его направленности на борьбу за освобождение рабочих и крестьян всего мира.
    2 февраля 1922 г. бюро ЦК РКСМ разослало местным организаци- ям циркулярное письмо о создании детских групп при комсомольских ячейках. 4 февраля соответствующее решение было принято Москов- ским комитетом РКСМ. С этой целью было создано особое бюро, один из членов которого, бывший скаутмастер Валериан Зорин, 12 февраля организовал детскую группу в I Коммунистическом интернате имени
    III Интернационала (в Замоскворечье). Отряд, названный по-скаутски
    «Юные разведчики», вскоре распался, и Зорин переключился на орга- низацию детей на заводе «Каучук».

    27 13 февраля другой бывший скаутмастер и член РКСМ, 19-летний
    Михаил Стремяков, организовал отряд «юных пионеров» в школе фабрично-заводского ученичества (фабзавуче) имени Н. А. Борщевско- го при бывшей типографии Машистова на Красной Пресне. Эта по- следняя группа обычно считается первым пионерским отрядом (при той же типографии Стремяков в апреле начал издавать пионерский журнал
    «Барабан», а впоследствии стал первым редактором газеты «Пионер- ская правда»).
    2 марта при ЦК РКСМ было создано временное бюро детских групп с задачей разработать устав, который и был представлен в мае II Все- российской конференции ВЛКСМ.
    Принятая 19 мая резолюция гласила: «Принимая во внимание на- стоятельную необходимость самоорганизации пролетарских детей,
    Всероссийская конференция поручает ЦК разработать вопрос о детском движении и применении в нём реорганизованной системы «скаутинг».
    Учитывая опыт Московской организации, Конференция постановляет распространить этот опыт на тех же основаниях на другие организации
    РКСМ под руководством ЦК». Было создано бюро по работе среди де- тей из 7 человек, из них 4 – бывшие скаутмастеры.
    На протяжении 1922 г. возникают пионерские отряды в целом ряде городов и селений. 3 декабря первые пионерские отряды появились в
    Петрограде. Четыре первых отряда были созданы из Российского от- ряда юных разведчиков. Произошло это событие в клубе старой и моло- дой гвардии (Театральная площадь, дом № 14).
    В октябре 5-й Всероссийский съезд РКСМ постановил объединить все пионерские отряды в детскую коммунистическую организацию
    «Юные пионеры имени Спартака». 21 января 1924 г., в день смерти Ле- нина, решением ЦК РКСМ организации было присвоено имя Ленина, а в марте 1926 года установлено официальное название – Всесоюзная пионерская организация им. В. И. Ленина (сохранявшееся за организа- цией до конца её существования).
    Первоначально пионерские организации создавались местными ячейками РКСМ при предприятиях, учреждениях и в деревнях. Пио- нерские организации в школах, то есть независимо от места житель- ства, стали создаваться в 1923 г. (под названием «форпостов» и «баз»); они объединяли пионеров разных отрядов и использовались в борьбе за «новую школу» (фактически – в установлении коммунистического контроля над школой, в одинаковой степени в отношении учащихся и преподавателей).

    28
    В 1929 г. началась перестройка организации по школьному принци- пу (класс – отряд, школа – дружина). Она приняла такие размеры, что
    ЦК ВКП(б) особым постановлением от 21 апреля 1932 г. осудил «по- пытки ликвидировать пионерское движение путём слияния его со шко- лой, а также извращения, пропагандирующие передачу воспитательных функций школы пионерскому движению». Однако заметных практиче- ских результатов это постановление не имело.
    В своем классическом виде Всесоюзная пионерская организация объединяла в СССР республиканские, краевые, областные, окружные, городские, районные пионерские организации. Формально Положение о всесоюзной пионерской организации гласило, что основой органи- зации является дружина, которая создается в школах, детских домах и школах-интернатах при наличии не менее 3 пионеров. В дружинах, на- считывающих более 20 пионеров, создаются пионерские отряды, объе- диняющие не менее 3 пионеров. В детских домах и пионерских лагерях могли создаваться разновозрастные отряды. Отряд, насчитывавший 15 и более пионеров, делится на звенья. Фактически же, как указывалось, пионерские отряды (делившиеся в свою очередь на звенья во главе с звеньевыми) объединяли учеников одного класса, а дружины – учени- ков одной школы.
    В 1980-х гг. структура организации претерпела некоторые измене- ния – между пионерами и комсольцами было создано новое звено – старшие пионеры (фактически пионеры перед вступлением в комсо- мол). Внешним отличием было ношение значка, сочетающего элементы комсомольского и пионерского. Теоретически старшие пионеры долж- ны были продолжать ношение красного галстука, однако многие стара- лись носить «взрослые» галстуки.
    Всесоюзная пионерская организация руководилась Всесоюзным ленинским коммунистическим союзом молодёжи (ВЛКСМ), который контролировался КПСС. Все советы пионерских организаций работа- ли под руководством соответствующих комитетов комсомола. Съезды и конференции комсомола заслушивали отчёты советов пионерских орга- низаций, давали оценку их деятельности. Председателей, заместителей и секретарей советов пионерских организаций от Центрального до рай- онного утверждали пленумы соответствующих комитетов комсомола.
    Базой организационно-массовой и инструктивно-методической работы с пионерами и пионерскими кадрами были многочисленные
    Дворцы и Дома пионеров и школьников, другие внешкольные учрежде- ния. Комитеты комсомола обеспечивали пионерские дружины кадрами

    29
    старших пионерских вожатых, осуществляли их подбор, расстановку, повышение квалификации и воспитание. Первичные комсомольские организации направляли в пионерские дружины отрядных вожатых, подбирали руководителей кружков, клубов, секций, других объедине- ний по интересам, помогали им в организации жизни пионерских кол- лективов.
    Высший орган дружины, отряда, звена – пионерский сбор. Сбор от- ряда принимал школьников в пионерскую организацию, предлагал со- вету дружины рекомендовать достойных пионеров в ряды ВЛКСМ, пла- нировал работу, оценивал деятельность совета отряда, звеньев, каждого пионера. Сбор дружины избирал совет дружины, сбор отряда – совет отряда, сбор звена – звеньевого. Советы дружины и отрядов выбирали председателя совета дружины и отряда. Во Всесоюзной, республикан- ских, краевых, областных, окружных, городских, районных пионерских организациях формой самоуправления пионеров являлись пионерские слёты, которые проводились раз в 5 лет (всесоюзные и республикан- ские) или один раз в 2 – 3 года (краевые, областные, окружные, город- ские и районные). Городские (районные) советы пионерской организа- ции создавали пионерские штабы из представителей всех пионерских дружин города. В городских штабах собиралась наиболее активная часть пионерской организации, её самая деятельная элита.
    После распада СССР в России силами общественных инициатив- ных групп и энтузиастов на общественных началах поддерживается идеологическая деятельность пионерского движения, нося чисто сим- волический характер. Одной из такой организацией является КПРФ.
    Подавляющее большинство как сторонников, так и противников со- ветского строя с ностальгией вспоминают свое участие в пионерском движении и высказываются за возвращения пионерской организации в школы на государственном уровне. В октябре 2010 г. Дмитрий Медве- дев высказался, что не против возрождения пионерского и комсомоль- ского движения в России, но на уровне общественной организации, без идеологической её составляющей и без участия государства. Одной из таких организаций с 2008 – 2010 гг. было движение Мишки.
    Молодежь также активно участвовала в деятельности доброволь- ных обществ (ДОСААФ, ОСВОД, ООП и др.).
    ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту) России – общероссийское добровольное, самоуправляемое общественно-государственное объединение, цель которого – содей- ствие укреплению обороноспособности страны и национальной безо-

    30
    пасности. До 1991 г. ДОСААФ СССР – Всесоюзное ордена Красного
    Знамени добровольное общество содействия армии, авиации и флоту, массовая оборонно-патриотическая организация трудящихся, цель ко- торой содействие укреплению обороноспособности страны и подготов- ке трудящихся к защите социалистического Отечества.
    ОСВОД (аббревиатура – «Общество спасения на водах») – добро- вольная массовая общественная организация, имеющая целью охрану жизни и здоровья людей на водоёмах, в том числе предупреждение несчастных случаев, содействие обучению населения (с детского воз- раста) плаванию и способам спасания; помощь спасательным служ- бам; упорядочение использования маломерных судов судоводителями- любителями; создание новых образцов и усовершенствование существующей спасательной техники, участие в разработке проблем спасания на водоёмах и проч.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта