Главная страница
Навигация по странице:

  • D o u g L e m o v Д у г Л е м о в

  • Мастерство учителя. D o u g l e m o v


    Скачать 4.72 Mb.
    НазваниеD o u g l e m o v
    Дата31.05.2022
    Размер4.72 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаМастерство учителя.pdf
    ТипДокументы
    #560838
    страница1 из 28
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

    Эту книгу хорошо дополняют:
    Искусство обучать
    Джули Дирксен
    Искусство объяснять
    Ли ЛеФевер
    От знаний к навыкам
    Дуг Лемов, Эрика Вулвей и Кейти Ецци

    TEACH LIKE
    A CHAMPION
    49 Techniques that Put Students on the Path to College
    D o u g L e m o v

    Д у г Л е м о в
    МАСТЕРСТВО
    УЧИТЕЛЯ
    Проверенные методики выдающихся преподавателей
    И з д а т е л ь с т в о « М а н н , И в а н о в и Ф е р б е р »
    М о с к в а , 2 0 1 4
    Перевод с английского Оксаны Медведь

    УДК 378.147
    ББК 74.026
    Л44
    Издано с разрешения John Wiley & Sons, Inc.
    На русском языке публикуется впервые
    Лемов, Д.
    Мастерство учителя. Проверенные методики выдающихся преподавателей / Дуг Лемов ; пер. с англ. О. Медведь. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 416 с.
    ISBN 978-5-00057-170-5
    Если вы учитель, желающий улучшить успеваемость учеников, прочитайте эту книгу. Если же вы руководитель, преследующий ту же цель, закупите эту книгу для своей школы! Она поможет каждому преподавателю повысить педагогическое мастерство, потому что описанные в ней методы, применяемые самыми успешными учителями, способен освоить каждый, а опробовать их можно сра- зу после прочтения. Вопросы в конце каждой главы помогут вдумчиво проанализировать материал и перспективы его использования на практике.
    УДК 378.147
    ББК 74.026
    Все права защищены.
    Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
    Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс
    Л44
    © John Wiley & Sons, Inc., 2010
    © Перевод на русский язык, издание на русском языке.
    ООО «Манн. Иванов и Фербер», 2014
    ISBN 978-5-00057-170-5

    7
    ОГЛАВЛЕНИЕ
    Введение. Искусство и инструменты эффективного преподавания
    17
    Часть I
    Становление мастерства учителя: основные методики
    Глава 1
    Влияние больших ожиданий на успеваемость
    49
    Методика 1. «Отказ не принимается»
    50
    Методика 2. «Правильно есть правильно»
    58
    Методика 3. «Не останавливаемся на достигнутом»
    64
    Методика 4. «Форма имеет значение»
    71
    Методика 5. «Не оправдываться»
    76
    Глава 2
    Планирование — гарантия высокой успеваемости
    85
    Методика 6. «Начинать с конца»
    85
    Методика 7. «4 M»
    89
    Методика 8. «Разместить на видном месте»
    94
    Методика 9. «Кратчайший путь»
    95
    Методика 10. «Двойной план»
    96
    Методика 11. «Нарисовать карту»
    98
    Глава 3
    Структурирование урока и сам урок
    103
    Методика 12. «Зацепка»
    108
    Методика 13. «Назвать этапы»
    111
    Методика 14. «Доска = бумага»
    118
    Методика 15. «Перемещаться»
    121
    Методика 16. «Разбить информацию на части»
    125
    Методика 17. «Коэффициент»
    130

    8
    Мастерство учителя
    Методика 18. «Проверка на понимание»
    137
    Методика 19. «Практика, практика и практика»
    146
    Методика 20. «Выходной билет»
    148
    Методика 21. «Высказать мнение»
    149
    Глава 4
    Как увлечь учеников уроком
    153
    Методика 22. «Холодный обзвон»
    154
    Методика 23. «Вопрос — ответ»
    170
    Методика 24. «Лапта»
    179
    Методика 25. «Время ожидания»
    182
    Методика 26. «Все пишут»
    185
    Методика 27. «Вегас»
    189
    Глава 5
    Создание сильной культуры в классе
    195
    Методика 28. «Вводная процедура»
    203
    Методика 29. «Делаем сейчас»
    204
    Методика 30. «Экономичное перемещение»
    207
    Методика 31. «Скоросшиватель»
    211
    Методика 32. SLANT
    212
    Методика 33. «По моему сигналу»
    213
    Методика 34. «Сигналы “Можно встать?”»
    216
    Методика 35. «Знаки поощрения»
    218
    Глава 6
    Формирование и поддержка высоких ожиданий в отношении поведения
    223
    Методика 36. «100 процентов»
    224
    Методика 37. «Что делать»
    236
    Методика 38. «Сильный голос»
    242
    Методика 39. «Делаем еще раз»
    253
    Методика 40. «Внимание к деталям»
    257
    Методика 41. «Порог»
    259
    Методика 42. «Без предупреждений»
    262
    Глава 7
    Воспитание характера и укрепление доверия
    267
    Методика 43. «Позитивное обрамление»
    268
    Методика 44. «Точная похвала»
    276

    Оглавление
    9
    Методика 45. «Мягкость/строгость»
    280
    Методика 46. «J-фактор»
    281
    Методика 47. «Эмоциональное постоянство»
    286
    Методика 48. «Объясняй все»
    288
    Методика 49. «Ошибка — это норма»
    289
    Глава 8
    Как повысить темп урока
    293
    Смена темпа
    295
    Четкие линии
    297
    Все руки
    298
    Дорога каждая минута
    300
    Предвкушение
    301
    Часы на службе у учителя
    302
    Глава 9
    Как побудить учеников мыслить критически
    305
    «Спрашивать поочередно»
    308
    «От простого к сложному»
    310
    «Слово в слово (никаких “Заменить и подменить!”)»
    311
    «Четко и кратко»
    312
    «Имейте вопросы про запас»
    314
    «Число попаданий»
    316
    Часть II
    Как научить учащихся читать с максимальной пользой: важнейшие навыки и методики
    Глава 10
    Как каждому учителю стать учителем чтения
    321
    Глава 11
    Базовые принципы
    337
    Глава 12
    Понимание текста
    359
    Заключение. Конец — это только начало
    395
    От автора
    399
    Об авторе
    403

    11
    ПРЕДИСЛОВИЕ
    Легендарного тренера в прошлом, а ныне потрясающего спортивного комментатора
    Джона Мэддена по праву считают знатоком профессионального футбола: он спосо- бен непревзойденно, мастерски объяснить все, что происходит на поле, вплоть до от- дельных передач. Вспомните только, с каким энтузиазмом он рисует оси координат и чертит сложные линии диаграмм футбольных матчей! Дуга Лемова можно с уверен- ностью назвать Джоном Мэдденом профессионального преподавания. За последние десять лет Дуг посетил уроки в сотне классов по всей стране, просмотрел тысячи ча- сов видеозаписей работы учителей и проанализировал их методики, подойдя к этому делу с бóльшим энтузиазмом и вниманием к деталям, нежели любой другой исследо- ватель за всю историю американского образования.
    Дуг занимался (и занимается) этим систематически и в высшей степени целена- правленно. Он составил и изучил огромное количество диаграмм и графиков. Так вот, его графики с двумя переменными (на оси Y представлен средний показатель успеваемости школы, на оси Х — индекс благосостояния семей ее учеников) неиз- менно дают линию регрессии, четко указывающую на прямую зависимость экзаме- национных баллов учащихся от уровня доходов их родителей, и от почтовых индек- сов их места проживания. Будь Дуг социологом, он, скорее всего, сделал бы вывод, что большинству детей из небогатых семей, даже живущим в США, стране поистине неограниченных возможностей, по собственному опыту известно: демография — это судьба.
    Однако Дугу Лемову довелось работать и простым учителем, и директором школы, в которой ученики из малоимущих семей одержали решительную победу над собствен- ной судьбой, и он в своих исследованиях всегда ищет и находит более оптимистичную информацию ради выполнения гораздо более важной миссии. Дуг ведет непримиримую борьбу за равные возможности в области образования. Педагога-исследователя инте- ресуют не столько линии регрессии, сколько тот факт, что лишь очень немногие точки в правом верхнем углу точечных диаграмм расположены на несколько стандартных

    12
    Мастерство учителя отклонений выше мест, отведенных для них прогнозом специалистов. Этими точками обозначены общедоступные школы, в которых в основном учатся дети, получающие бесплатные или льготные обеды и в то же время сдающие экзамены и тесты успеш- нее своих гораздо более обеспеченных сверстников. За последние десять лет Лемов объездил все эти школы. Он находил наиболее результативно работающих учителей и буквально дневал и ночевал в их классах, наблюдая за мельчайшими деталями их работы: как они здоровались с учащимися, как раздавали и собирали тетради, как про- водили опрос, как ждали ответа на заданные вопросы. Все это исследователь самым тщательным образом фиксировал.
    Надо сказать, выводы Дуга Лемова поражают своей простотой и оптимизмом: они несут отличную новость для всех, кто трудится в области среднего образования. Нет,
    Дуг не нашел магического алхимического рецепта для смешивания обучающих «зе- лий» и не выделил ДНК мощной учительской харизмы, но, что гораздо важнее, не об- наружил и подтверждения пагубной лжи, якобы наиболее эффективные учителя доби- ваются отличных результатов просто потому, что им попались лучшие, старательные и способные ученики. Нет, Лемову много раз встречались педагоги, которые всегда тщательно готовились к урокам и изначально многого ожидали от учеников. Кроме того, это были высококвалифицированные профессионалы, использовавшие тщатель- но отобранные инструменты и целенаправленно, шаг за шагом строившие и укрепляв- шие в своих классах нужные культурно-обучающие системы.
    Благодаря встрече с этими людьми Дуг понял, что преподавание — занятие куда более сложное, нежели, скажем, домашний ремонт, которым он тогда занимался по вы- ходным, но в этой профессии, по сути, очень много от ремесла, которому можно на- учить и научиться. А величайшим открытием педагога-исследователя стало выявление общего набора инструментов, с помощью которых лучшие учителя превращали свои классы в истинные храмы учебы.
    Для начала Лемов присвоил этим методикам имена и систематизировал их, на- пример: «Сильный голос», «Позитивное обрамление» и другие, — создав в итоге собственную систему наиболее эффективных обучающих приемов. В основанной мной некоммерческой организации Uncommon Schools, занимающейся управлени- ем чартерными (независимыми) школами, директором которой работает Дуг (он от- крывает чартерные школы в городах Рочестер и Трой), за последние пять лет дан- ная система пересматривалась и менялась более 25 раз. Эти коррективы вносились

    Предисловие
    13
    в результате постоянных наблюдений за работой учителей-«звезд» и усовершенство- вания исходной концепции.
    Одним из первых и, несомненно, успешных шагов Лемова на этом пути стала практика записи уроков на видео. Он использовал эти записи в качестве своего рода
    «окон», через которые «подсматривал» в классы, где преподавали наиболее эффектив- ные учителя. Благодаря этому он смог выделить микрометодики, отличающие рабо- ту этих педагогов от работы большинства их коллег. Если Джон Мэдден, анализируя матч, демонстрирует в замедленной съемке повтор блокировки броска защитником, то Лемов может показать вам, например, как опытный учитель буквально вытягивает из ученика правильный ответ.
    К настоящему моменту методики и видеоматериалы Лемова использовались в под- готовке сотен учителей Uncommon Schools. Кроме того, наша организация и сам Лемов подготовили тысячи педагогов и сотни руководителей других школ, которые в свою очередь обучили десятки тысяч учителей. Система Лемова стала настоящим путево- дителем для наиболее эффективных преподавателей по всей стране. Предложенные им термины: «Сильный голос», «Позитивное обрамление», «100 процентов» и многие другие — все прочнее входят в лексикон учителей — новичков чартерных школ. Сегод- ня у нас реализуется новая программа подготовки учителей под названием Teacher U, созданная совместными усилиями Uncommon Schools, фонда KIPP
    *
    и Achievement
    First
    **
    . С ее помощью мы обучаем следующее поколение педагогов-профессионалов использованию инструментов, вошедших в систему Лемова.
    На протяжении целого ряда лет отдельные наработки Дуга передавались учителями из рук в руки в виде потрепанных пачек бумаг или «пиратских» PDF-файлов, словно революционные листовки или самиздатовская литература. Многие из нас уговаривали
    Дуга опубликовать свой труд и открыто поделиться своими выводами и идеями с тремя миллионами американских учителей, которым, без сомнения, это принесет огромную пользу. И вот наконец я счастлив сообщить, что вы держите в руках итог его (и наших) усилий — эту книгу обязательно следует прочитать всем педагогам, которые хотят, чтобы каждая секунда, проведенная ими в классе, приносила реальные плоды; кото- рые мечтают освоить навыки, позволяющие ученикам достигать значительных высот
    * Knowledge Is Power Program — программа «Знание — сила», общенациональная сеть общедоступ- ных школ, осуществляющих подготовку учащихся к колледжу. Прим. пер.
    **
    Организация, управляющая чартерными школами в ряде штатов США. Прим. пер.

    14
    Мастерство учителя в жизни; которые хотят, чтобы благодаря их работе демография перестала определять судьбу наших детей и страны.
    В отличие от Джона Мэддена, Дуг Лемов — скорее университетский профессор, чем футбольный тренер: он далеко не так громогласен и никогда не «работает на пу- блику». И в то же время сквозь каждую страницу этой книги просвечивает его искрен- няя любовь к учителям и ничуть не меньший, чем у Мэддена, энтузиазм по отноше- нию к своему делу. Дуг сделал педагогам поистине бесценный подарок — прекрасный набор инструментов, используя который можно добиться огромного успеха (конечно, если усердно трудиться) в этой величайшей в мире профессии.
    Норман Аткинс,
    основатель и CEO программы Teacher U; основатель, в про-
    шлом CEO и председатель правления Uncommon Schools;
    соучредитель и бывший содиректор академии North Star;
    бывший соисполнительный директор фонда Robin Hood

    Посвящается Майку и Пенни Лемовым,
    моим первым в жизни учителям

    17
    ВВЕДЕНИЕ
    ИСКУССТВО
    И ИНСТРУМЕНТЫ
    ЭФФЕКТИВНОГО
    ПРЕПОДАВАНИЯ
    Эффективное преподавание — это искусство. В любом виде искусства — будь то живопись, скульптура, литература — великие мастера, превращая сырье (холст, ка- мень, чернила) в бесценные достояния человечества, используют, помимо знаний и навыков, базовые инструменты. И возникающая при этом алхимия поистине пора- зительна, ибо инструменты эти часто кажутся со стороны чем-то на редкость про- стым и обыденным. Кто из нас, глядя на зубило, молоток и напильник, представляет себе Микеланджело, высекающего с их помощью статую Давида из бесформенного куска мрамора?
    Великое искусство всегда опирается на овладение и применение основополагаю- щих навыков, которым каждый художник обучается индивидуально во время усердной учебы. Сначала вы учитесь просто бить молотком по долоту, а со временем совер- шенствуете этот навык, поняв, под каким углом следует наносить удар и насколько сильным он должен быть. А спустя годы, если результат вашего труда оказывается

    18
    Мастерство учителя в музее, посетители, с восторгом глядя на него, горячо обсуждают, к какой школе или направлению искусства относится ваше творение. И куда менее вероятно, что они за- думываются над тем, какое мастерство в применении банального долота и молотка потребовалось для воплощения видения творца. Многие люди способны создавать в своем воображении поистине уникальные шедевры, но только те, кто освоил и раз- вил нужные ремесленные навыки, могут воплотить свое видение в жизнь. За каждым художником стоит ремесленник. Конечно, далеко не всякий человек, научившийся ловко управляться с долотом, создаст статую Давида, но тот, кто так и не освоил этот инструмент, вряд ли сумеет сделать что-то более впечатляющее, чем нанести беспоря- дочные насечки на каменную глыбу.
    На первых курсах учебы в колледже я поехал за границу и в музее Пикассо в Бар- селоне увидел школьные тетради великого художника. Больше всего мне запомнились наброски на полях. Заметьте, это были не альбомы для рисования, а самые обычные тетрадки, какие ведет каждый ученик, — простые записи школьных уроков. Но рисун- ки на полях запечатлели то лицо какого-то учителя, то руку самого Пикассо с каранда- шом, в идеальной перспективе, с безупречными линиями и тенями. Признаться, я всег- да считал Пикассо королем абстракции и символизма, которому вовсе не обязательно уметь точно и реалистично изображать действительность. Но наброски, заполнявшие поля страниц его школьных тетрадей, ясно говорили о том, что художник с самого дет- ства оттачивал базовые навыки рисовальщика, что он испытывал потребность в раз- витии основополагающих навыков. Он был сначала ремесленником и только потом художником, о чем свидетельствует и тот факт, что, согласно одному из источников, за свою жизнь Пикассо оставил после себя целых 178 альбомов с рисунками и на- бросками. Именно в результате усердного овладения базовыми инструментами ремес- ла — и благодаря этому — великий художник стал тем, кем стал.
    Эта книга посвящена базовым, рабочим инструментам педагогики, без которых не достичь успеха в самой важной части этой деятельности. Я говорю о преподавании в бесплатных средних школах, в первую очередь расположенных в центральных ча- стях крупных городов с беднеющим населением; в школах, где учатся дети из небога- тых, порой неблагополучных семей, к сожалению, зачастую изначально не имеющие больших жизненных перспектив. В этих учебных заведениях цена ошибки особенно велика, а трудностей и проблем — огромное множество. Тамошним учителям прихо- дится работать в сложнейших условиях, потому что все проблемы и просчеты нашего

    Искусство и инструменты эффективного преподавания
    19
    общества проявляются в этих школах ярче, чем где бы то ни было, и во всех возможных ипостасях, но именно в этой среде возможна — и действительно встречается — вели- кая алхимия, способная коренным образом изменить жизнь учеников. К сожалению, это происходит крайне редко и, как правило, без особых фанфар. Но у небольшой гор- стки истинных энтузиастов своего дела, у лучших учителей и дальновидных директо- ров, которым удается создавать классы и целые школы, широко распахивающие перед учениками «окна возможностей», это получается постоянно, и результат их усилий весьма стабилен. Если вы читаете эти строки, значит, вы учитель, желающий отто- чить свое профессиональное мастерство, и моя цель — снабдить вас инструментами, которые позволят вам раскрывать потенциал и таланты учеников независимо от того, сколько школ или учителей не добились особых успехов на этой ниве.
    Много лет проработав в городских бесплатных государственных школах в самых разных должностях — учителя, методиста, консультанта, администратора, — я не- однократно имел бесценную возможность наблюдать за работой учителей-мастеров, причем зачастую в условиях, которые выбили бы из седла большинство их коллег. Эти выдающиеся мастера своего дела изо дня в день делали и делают то, что тысячи клику- шествующих социальных программ давно провозгласили невыполнимой задачей, — устраняют разрыв в уровне успеваемости детей из богатых и бедных слоев населе- ния; превращают трудных учеников в целеустремленных личностей, верящих в свой успех; заново переписывают уравнение жизненных возможностей. И хотя каждый из этих учителей неповторим и уникален, для их подхода к преподаванию характерен ряд общих элементов. После долгих лет наблюдений и знакомства с трудами Джима
    Коллинза, автора получивших высочайшее признание книг «Построенные навечно»
    *
    и «От хорошего к великому»
    **
    , я начал составлять перечень того, что делают великие учителя, уделяя особое внимание приемам и методикам, отличающим их не от слабых, а от просто хороших учителей. Как отмечает Коллинз, это намного важнее и показа- тельнее, чем то, чем великий учитель отличается от плохого или посредственного, так как эти выводы позволяют составить своего рода дорожную карту, указывающую нам путь к совершенству. С годами мой список увеличивался, дополнялся новыми темами
    *
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28


    написать администратору сайта