Главная страница

Мастерство учителя. D o u g l e m o v


Скачать 4.72 Mb.
НазваниеD o u g l e m o v
Дата31.05.2022
Размер4.72 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаМастерство учителя.pdf
ТипДокументы
#560838
страница14 из 28
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   28
Sit up).
Слушать (Listen).
Задавать вопросы и отвечать на них (Ask and answer questions).

Создание сильной культуры в классе
213
Кивать (Nod your head).
Следить за говорящим (Track the speaker).
Некоторые школы используют вариации методики SLANT, например STAR: сидеть прямо (Sit up), следить за говорящим (Track the speaker), задавать вопросы и отвечать на них (Ask and answer questions) и уважать окружающих (Respect those around you).
Или S-SLANT ― дополнительная S означает улыбаться (Smile).
Одно из главных преимуществ такого акронима в том, что он резко ускоряет про- цедуру управления учениками. Учитель может напомнить им, что надо быть внима- тельными и готовыми к учебе, произнеся одно-единственное слово ― SLANT. Быстро и эффективно. Больше того, при необходимости SLANT можно разбить на части. На- пример, можно напомнить детям об S или о T. В наиболее эффективных и подготов- ленных классах эта аббревиатура глубоко укореняется в учебном лексиконе и превра- щается в существительное («Так, а где наш SLANT?») и глагол («Класс, убедитесь, что вы SLANTите»).
Поскольку SLANT — чрезвычайно важная часть любого по-настоящему эффектив- ного урока, учитель может подумать и о внедрении невербальных сигналов, которые позволят подкреплять нужное поведение и по мере необходимости корректировать си- туацию, не прерывая объяснения или опроса. Например, сложив руки на груди, вы на- поминаете детям, что надо сидеть прямо, а показав двумя пальцами на глаза — о том, чтобы они не забывали внимательно следить за говорящим.
МЕТОДИКА 33
«ПО МОЕМУ СИГНАЛУ»
Ни один тренер в мире не позволит игроку выйти на поле без шлема или ловить фаст- бол
*
без перчаток. А бегун может и не надеяться на победу, если к началу забега он стоит на старте в кроссовках с развязанными шнурками. Точно так же следует отно- ситься к процессу обучения: каждый ребенок к началу урока должен сидеть с книгами
*
Фастболл (Fastball) — прямая подача мяча в бейсболе, при которой упор делается на скорость по- лета мяча, наиболее распространенный тип подачи. Прим. ред.

214
Мастерство учителя и тетрадями на парте и ручкой или карандашом в руке. Вы должны ожидать этого от них на каждом уроке, каждый день. Тренер не начинает тренировку с того, что велит подопечным завязать шнурки — они являются в нужном виде. И вам не следует про- сить учеников подготовиться к занятию, когда урок уже начался. Используя методику
«По моему сигналу», расскажите им, что надо сделать, чтобы подготовиться к уроку, а потом следите, чтобы они делали это каждый день.
Как добиться полной готовности класса к началу урока
Предельно четко объясните, что должны иметь ученики к началу урока.
1.
Со- ставьте небольшой список (не больше пяти пунктов), который уже не будет меняться:
тетради на партах;

парта свободна (от всего не относящегося к уроку);

карандаши отточены и наготове (в пенале);

домашнее задание выложено (в правом верхнем углу парты).

Директор академии North Star Джеймс Верилли использует для этого, как он их называет, ученические «рабочие станции», или просто «станции», специально разработанные им для вводной рутинной процедуры. На стене его класса висит диаграмма, указывающая, как нужно разложить материалы на парте к началу урока: книги в верхнем левом углу, тетрадь с домашним заданием в верхнем правом, чистый лист бумаги по центру. И более ничего.
Установите временной лимит.
2.
Четко определите, когда ученики должны пол- ностью подготовиться к уроку. Если вы не сформулировали это предельно од- нозначно, ваши усилия привлечь к ответу нерадивых, скорее всего, приведут лишь к отговоркам вроде «да ведь я уже делаю» или «как раз собирался все достать».
Используйте стандартные дисциплинарные меры.
3.
Выберите не слишком жест- кое, уместное в данной ситуации наказание, которое сможете использовать без особых колебаний, скажем лишение каких-то незначительных привилегий или участие в подготовке класса к уроку. Ученик, не готовый к уроку, может,

Создание сильной культуры в классе
215
например, потерять заработанные ранее очки или должен будет в обеденный перерыв наточить все карандаши в лотке для письменных принадлежностей или прийти на продленку за десять минут до начала занятий, чтобы проверить, что там все готово.
Тем, кто до начала урока честно признается, что не совсем к нему готов, пре-
4.
доставьте все необходимое (карандаши, бумагу) без каких-либо санкций. Меж- ду тем, чтобы сознательно явиться на урок без карандаша, и тем, чтобы непо- средственно перед уроком обнаружить, что он сломался или что случайно забыт в классе математики, — большая разница. Заранее определить и признать, что у тебя нет всего, что нужно иметь ученику, — часть подготовки к уроку. Дайте детям стимул брать на себя ответственность за полную подготовку и обеспечь- те им доступ к необходимым инструментам без каких-либо дисциплинарных мер — при условии что они признались в своей неготовности до начала уро- ка. Можно, например, держать наготове коробку с наточенными карандашами, из которой дети могут взять один в обмен на сданный сломанный. Положи- те стопку чистой бумаги на свой стол. Ученики смогут воспользоваться всем этим в рамках методики «Вводная процедура». Однако, после того как урок на- чался, к тем, кто к нему не подготовился, следует применить дисциплинарные взыскания.
Включите в рутинную процедуру домашнее задание.
5.
Домашнее задание — са- мое важное из всего того, что делает большинство учащихся без непосредствен- ного наблюдения учителя. Его нельзя оставлять без внимания. Постарайтесь сделать домашнее задание неотъемлемой частью рутинной процедуры, которой дети следуют, готовясь к учебному дню. Непременно проверяйте его в начале каждого урока. И введите отдельные дисциплинарные меры для тех, кто его не выполнил (чаще всего ребенок выполняет несделанное задание после уроков или вместо игр в спортзале).

216
Мастерство учителя
МЕТОДИКА 34
СИГНАЛЫ «МОЖНО ВСТАТЬ?»
Школьный туалет — последнее прибежище необращенных. Если дать детям такую возможность, некоторые ученики (особенно те, кто меньше всего может себе это по- зволить) найдут огромное множество способов как можно больше времени находиться вне класса, особенно на тех уроках и в те моменты, когда их присутствие наиболее же- лательно. Найдутся и ловкачи, для которых долгая, неспешная прогулка до карандаш- ной точилки становится поистине уникальным шансом продемонстрировать характер перед одноклассниками. Подобные действия отнюдь не способствуют эффективности учебного процесса в классе. Иными словами, если наиболее предприимчивые из ва- ших учеников имеют возможность вставать со своих мест в неподходящее время или по собственному усмотрению, они могут очень сильно отвлекать от учебы других детей.
Больше того, управление просьбами о посещении туалета и другими подобными — обоснованными и не обоснованными, одобренными и не одобренными в итоге учите- лем — тоже отвлекает класс от дела. Обсуждение, кто и когда пойдет следующим, съе- дает драгоценные минуты урока. К тому же вы рискуете тем, что в наиболее важный момент обсуждения, когда вы задали самый важный вопрос, в воздух взметнется рука ученика, которому вдруг срочно потребовалось выйти. Ваша мысль собьется, импульс урока будет потерян. Короче говоря, вы просто не можете позволить себе не разрабо- тать набор сигналов для бытовых потребностей школьников, особенно требующих, чтобы они встали с мест. Вам необходимы специальные сигналы «Можно встать?».
Проследите за соответствием данной системы следующим важным критериям:
учащиеся должны иметь возможность послать сигнал о просьбе выйти, оставаясь

на месте;
учащиеся должны иметь возможность просигнализировать об этой просьбе

жестом;
сигналы должны быть конкретными и однозначными, но достаточно сдержанны-

ми, чтобы не отвлекать остальной класс от учебного процесса;

Создание сильной культуры в классе
217
вы должны иметь возможность управлять как просьбами детей, так и своей от-

ветной реакцией на них, не прерывая учебного процесса (например, кивнуть или показать пять пальцев, подразумевая под этим «можно, но через пять минут»);
вы должны четко определить, какими именно сигналами и жестами будет поль-

зоваться класс, и вывесить их описание на стене, чтобы ученики в любой момент могли свериться с вашими требованиями; постоянно следите за тем, чтобы ис- пользовались только эти сигналы, и реагируйте только на правильные сигналы и жесты.
Опишу несколько доказавших свою эффективность сигналов, «подсмотренных» мной в лучших классах.
«Можно выйти в туалет?» — поднятая рука с двумя скрещенными пальцами.

«Мне нужен новый карандаш» — ребенок поднимает карандаш и ждет, когда ему

дадут другой. Вообще держать наготове наточенные карандаши, чтобы ученики брали их сами либо их выдавал учитель в обмен на сломанные или затупившие- ся, — намного правильнее, чем позволять детям точить их. Этот метод действует быстрее и менее разрушительно сказывается на учебном процессе. Но если вы уверены, что хотите позволить детям самим точить карандаши, попробуйте такой жест: руки сжаты в кулаки, прижаты друг к другу, и один кулак делает круговые движения, будто точится карандаш.
«Мне нужна салфетка» — рукой пощипать нос.

«Мне нужно встать с места» (например, чтобы поднять упавшую на пол вещь) —

поднятый палец, совершающий вращательное круговое движение.
Имеет смысл продумать также четкие правила, регламентирующие, когда детям позволяется посылать вам сигналы «Можно встать?». Например, вы вряд ли хотите видеть сигнал о необходимости выйти в туалет в самые важные моменты урока. Пра- вильнее всего изначально позволить посещение туалетной комнаты только в опреде- ленные периоды урока, скажем в последние 15 минут. Можно также увязать степень свободы учеников с применяемой вами системой управления поведением. Например, если в вашем классе для отслеживания поведения каждого ребенка используются цвет- ные карточки (зеленые, желтые, красные), как это делается во многих американских

218
Мастерство учителя школах, можно предоставить «зеленым» право просить разрешение выйти из класса в любое время кроме первых пятнадцати минут урока, а «желтым» — только в послед- ние десять минут.
Далее, используя систему, ограничивающую учащимся доступ к туалетной комна- те, вы непременно будете получать «срочные заявки», как обоснованные, так и фаль- шивые, к которым тоже надо быть готовым. Хорошее решение — ввести отдельный чрезвычайный сигнал о необходимости выйти в туалет, который ученики смогут ис- пользовать, тогда когда это не одобряется исходными требованиями. Детям придется
«покупать» право обращаться к вам с подобной просьбой в чрезвычайной ситуации.
Например, можно позволить им приобрести это право за решение двадцати математи- ческих задачек или за десять минут работы по классу (мытье парт, сбор мусора).
МЕТОДИКА 35
«ЗНАКИ ПООЩРЕНИЯ»
Не забывайте также, что эффективные системы и рутинные процедуры позволяют сде- лать преподавание более продуктивным благодаря умелому использованию публичной похвалы. Знаки поощрения(их еще называют «кричалки» и «подбодрилки») адресу- ются ученикам, которые сделали что-то особенно хорошо, добились каких-то поистине выдающихся результатов. Никто из нас не равнодушен к похвале, к толпе, болеющей за нас и подбадривающей для новых свершений. Постарайтесь сделать так, чтобы все это имело место и в вашем классе, вдохновляло и доносило до детей нужную идею — это один из самых результативных приемов любого учителя. Разве есть награда луч- ше за то, что ты попытался ответить на трудный вопрос, за настойчивость, за готов- ность признать собственную ошибку или за объяснение одноклассникам, как решить заковыристую задачку, чем публичная похвала класса? Сумев добиться того, чтобы ваши ученики привыкли постоянно и последовательно, громко и кратко, не дольше пары секунд, выражать восторг своим особо отличившимся товарищам, вы создадите культуру, повышающую ценность достижений и напряженных усилий, не жертвуя при этом ни порядком в классе, ни драгоценным учебным временем. Ваши дети слышат команду — например, «Два притопа в честь Имани!» — и реагируют автоматически

Создание сильной культуры в классе
219
и оглушительно: все ноги в унисон топают дважды (и только дважды), и класс тут же возвращается к работе.
Главное — потратить некоторое время и с самого начала обучить детей раздавать знаки поощрения так, как требуется: решительно, быстро и с энтузиазмом. Научите класс делать это в соответствии с критериями, перечисленными ниже.
Скорость.

Класс должен уметь реагировать на вашу команду о раздаче знаков поощрения буквально через одну секунду. Если вы говорите «Два хлопка в честь
Дэвида», а дети реагируют медленнее, чем надо, найдите время, чтобы обучить их делать это правильно, практикуясь снова и снова и ускоряя этот процесс: «Ребята, хлопаем тем, кто сделал что-то действительно замечательное, поэтому я хочу слы- шать ваши хлопки сразу же, как только это случилось. Давайте-ка повторим еще разок и посмотрим, можем ли мы уложиться в одну секунду». Кроме того, сам знак поощрения тоже должен быть быстрым — не только потому, что вы не можете позволить классу зря тратить время, но и потому, что нет ничего более расхола- живающего, нежели публичный восторг, который начинается мощно, но быстро сходит на нет. Знак поощрения должен быть кратким и ровным по интенсивности и длиться не более пяти секунд. Далее следует немедленный возврат к работе.
Простота (даже примитивность).

Многие учителя считают, что знаки поощре- ния должны быть вербальными и непременно доносить до класса некую идею.
А между тем эти знаки обычно лучше всего работают, если базируются на жесте и звуке, особенно на взрывном, ударном звуке. Когда их применение не предпола- гает активного использования устной речи, они с меньшей вероятностью быстро наскучат детям — их «период полураспада» больше, потому что они не содержат фраз, имеющих тенденцию скоро изнашиваться. Краткое «Ого-го»!» будет жить вечно, а фраза вроде «Ему прямая дорога в колледж!», скорее всего, быстро уста- реет (что не замедлит сказаться на ее восприятии детьми). Кроме того, в прими- тивном групповом шуме есть что-то на редкость притягательное. Дети вообще обожают шум и ритм. Некоторые, дай им шанс, будут с удовольствием топать и хлопать по любому поводу. Используйте эту природную страсть. Убедитесь, что знаки поощрения включают в себя простое движение и контролируемый, но пол- ный энтузиазма шум, например топот ногами и хлопки руками.

220
Мастерство учителя
Универсальность.

В раздаче отличившимся знаков внимания должен участвовать весь класс. И это ваша задача — максимально четко донести до детей, чего вы от них ожидаете, и следить за соблюдением этого правила.
Энтузиазм.

Все должно быть интересно и весело. Надо, чтобы это был перерыв, короткий и увлекательный, в тяжелой работе. Не поддавайтесь искушению сде- лать процедуру излишне «взрослой» — знак поощрения не должен пространно повествовать о ценностях или выражать персональное кредо, согласованное с об- щей миссией. Пусть он будет немного глуповатым, несуразным. В конце концов, он предназначен для подкрепления моментов, в которые ученики продемонстри- ровали серьезность и ответственность. Знак поощрения — это восклицательный знак, а не само предложение. Просто постарайтесь, чтобы он был достаточно ин- тересным и веселым и чтобы дети хотели присоединиться к этому действу. Мож- но, например, позволить отличившемуся ученику самому выбрать для себя знак поощрения из числа используемых в вашем классе.
Эволюция.

Пусть ученики сами предложат идеи для методики «Знаки поощрения».
В дальнейшем они наверняка будут с большим энтузиазмом обновлять эти систе- мы свежими и яркими идеями, принимая в этом активное участие, ведь они при- думывали их сами. Если дети постоянно изобретают новые интересные знаки, они никогда не наскучат им, не превратятся в надоевшую обязаловку.
Предлагаю шесть любопытных идей для реализации методики «Знаки поощрения» в классе (большинство из них я позаимствовал у великих учителей, которые, в свою очередь, позаимствовали их у своих учеников или придумали с их помощью).
«Отличный удар». Вы говорите: «Ну-ка, поздравим Кларис “Отличным уда-

ром”». Дети делают вид, будто подбрасывают мяч и бьют по нему битой. Затем они прикладывают ладошку к глазам, будто смотрят, как он летит далеко вдаль.
А потом долю секунды имитируют шум толпы, приветствующей удачный удар отбивающего.
«Газонокосилка». Вы говорите: «Предлагаю поздравить Джейсона “Газонокосил-

кой”». Дети делают движение, будто включают косилку, и имитируют звук заве- денного двигателя, даря «виновнику торжества» быструю улыбку. После этого класс возвращается к работе.

Создание сильной культуры в классе
221
«Американские горки». Вы говорите: «Ребята, такой ответ заслуживает “Амери-

канских горок”!» Дети кладут ладошки перед собой и, не отрывая их от парты, трижды быстро ударяют по ней. Звук «бум-бум-бум» (обязательно только три раза) имитирует звук тележки аттракциона, взлетающей в верхнюю точку «горок». За- тем они трижды кричат «У-у-у! У-у-у! У-у-у!», имитируя звук тележки, стреми- тельно летящей вниз с высоты.
«Руки». Вы говорите: «Джимми, имеешь право поиграть в “Руки”». Джимми вы-

крикивает: «Две руки!» Дети дважды щелкают пальцами обеих рук, повторяя при этом: «Да, да!» Затем Джимми выкрикивает: «Одна рука!» Дети дважды щелкают пальцами одной руки, напевая ту же песенку. И наконец, Джимми кричит: «Без рук!» Дети ровно одну секунду делают незамысловатые импровизированные дви- жения корпусом.
«Острый перец». Вы говорите: «За такой ответ не жалко и “Острого перца”». Дети

берут в руки воображаемый острый перец, болтая им у рта. Затем якобы откусыва- ют кусочек и ровно одну секунду шипят: «Ш-ш-ш».
«Два прихлопа, два притопа». Вы говорите: «“Два прихлопа, два притопа” для

Джимми П.». Дети дважды хлопают в ладоши и дважды оглушительно топают ногами, после чего дружно возвращаются к работе.
РАЗМЫШЛЕНИЯ И ПРАКТИКА
1. Напишите поэтапный сценарий для пяти самых важных рутинных про- цедур в вашем классе. Сформулируйте свои ожидания.
2. Нарисуйте плакат с перечислением всего, что должны иметь ваши уче- ники, чтобы быть полностью подготовленными к началу урока. Повесьте его на стене. Перед каждым уроком старайтесь указывать на него детям
(возможно, жестом).

222
Мастерство учителя
3. Составьте список из трех наиболее распространенных просьб детей на ваших уроках. Выберите подходящие невербальные сигналы, с помо- щью которых они могли бы высказать эти просьбы. Подготовьте плакат с описанием этих сигналов. В течение одной недели старайтесь указывать на плакат и просить ученика вернуться на место, если он не попросил раз- решения как следует и не получил вашего позволения жестом. Не всегда выполняйте просьбы учеников, высказанные в важнейшие периоды урока.

223
ГЛАВА 6
ФОРМИРОВАНИЕ
И ПОДДЕРЖКА
ВЫСОКИХ
ОЖИДАНИЙ
В ОТНОШЕНИИ
ПОВЕДЕНИЯ
До сих пор мы говорили о методиках, используемых талантливыми учителями для достижения высоких показателей успеваемости и для того, чтобы сделать классы местом целенаправленного и скрупулезного обучения детей. Конечно, это глав- ная цель школьного образования. И все же все методы из первых глав этой книги не слишком помогут учителю, если он не сумел сформировать в классе четких ожи- даний в отношении поведенческих стандартов. Это одна из главных обязанностей педагога — наведение порядка и создание в классе атмосферы взаимного уваже- ния, способных защитить права всех учащихся. Я очень надеюсь, что, даже если

224
Мастерство учителя вас не радует перспектива прослыть «слишком строгим» учителем, вы абсолютно и беспрекословно признаёте важность высоких стандартов поведения в классе. На- деюсь также, что методы, описанные в этой главе, может освоить и начать приме- нять каждый учитель и что их можно адаптировать с учетом тысяч индивидуаль- ных стилей.
МЕТОДИКА 36
«100 ПРОЦЕНТОВ»
Если говорить о проценте учеников, которые должны выполнять все требования и рас- поряжения учителя в классе, вариант тут один, и только один: 100 процентов. А если вы не достигли этого показателя, ваш авторитет может быть в любую минуту оспорен в зависимости от ситуации и мотивации. Ученикам приходится постоянно спрашивать себя: что он имел в виду? Это требование для всех? Настроен ли я сегодня выполнять указания учителя?
Утверждение, что стопроцентное выполнение указаний в классе — это не цель, а стандарт, для многих звучит поистине ужасающе, как призыв к излишней сурово- сти и требовательности, как некий властолюбивый план битвы сил воли, как фунда- мент для создания класса, одержимого идеей послушания, класса, главная и практи- чески единственная заслуга которого — жесточайшая дисциплина. Однако в классах учителей-мастеров наблюдается совершенно противоположная картина. Эти про- фессионалы добиваются полного соответствия поведенческим стандартам благодаря утонченным методам и теплому, позитивному тону общения с детьми. Они действу- ют четко и организованно; их ученики всегда выполняют их требования, по сути, даже не задумываясь об этом. Культура подчинения учителю в их классах носит по- зитивный характер и, самое главное, практически невидима. Эти две характеристики не просто могут быть частью класса, в котором всегда царит максимальный поря- док, ― это обязательные условия. Дисциплина, в основном позитивная и невидимая
(то есть вошедшая в привычку), пожалуй, единственный жизнеспособный вариант дисциплины в школе.

Формирование и поддержка высоких ожиданий в отношении поведения
225
КЛЮЧЕВАЯ ИДЕЯ
«100 ПРОЦЕНТОВ»
Если говорить о проценте учеников, которые должны выполнять все требования и распоряжения учителя в классе, вариант тут один, и только один: 100 процентов.
А если вы не достигли этого показателя, то ваш авторитет может быть в любую минуту оспорен в зависимости от ситуации и мотивации.
Учителя-мастера регулярно добиваются стопроцентного послушания четко, реши- тельно и практически незаметно для детей, а педагоги, которые не уделяют этой задаче достаточно внимания, зачастую даже не осознают, какая доля учащихся выполняет их требования и в какой мере. Многие учителя, не сумевшие приблизиться к стопроцент- ному стандарту, просто перестают замечать, создана ли в их классе атмосфера полного послушания. И исправление этой ситуации — первый шаг к формированию в классе высоких ожиданий в отношении поведения учеников. Чтобы держать власть в своих руках, действуя строго, но справедливо, вы должны четко понимать, как дети реагиру- ют на ваши указания и требования. Иначе говоря, первым делом надо начать обращать внимание на это.
Однажды утром учительница третьего класса захотела обратиться к своему классу.
Она подняла руку в привычном жесте призыва к молчанию: дети в ответ тоже должны были поднять руки, показывая свою готовность слушать. И в то утро приблизительно три четверти класса так и поступили. В классе воцарилась тишина, вполне достаточ- ная для того, чтобы учительница могла говорить и быть услышанной.
Должна ли она была начать свою речь?
Многие учителя, возможно даже большинство, так бы и поступили, однако этим они оставили бы без внимания тот факт, что четверть учеников не выполнили абсолют- но четкого и точного указания. Некоторые возразят: «Ну и что? Чем они мешают? Надо же двигаться дальше». В данной ситуации мы имеем дело с молчаливым согласием, то есть попустительством. Если упомянутая выше учительница хочет донести до детей

226
Мастерство учителя идею, что невыполнение четкого распоряжения просто недопустимо, ей не следует на- чинать речь до тех пор, пока руку не поднимут все ученики.
Тут есть один тонкий, но весьма существенный нюанс. Если бы учительница просто призвала ребят к тишине, она вполне могла бы продолжать урок, как только в классе стало достаточно тихо, однако в нашем примере от детей требовались две вещи: утихомириться и отреагировать на сигнал учителя. Это сделали не все, поэто- му учительнице, прежде чем продолжать, следовало подождать и, используя приемы методики «100 процентов», как можно быстрее и позитивнее добиться абсолютного выполнения своего требования.
Но, прежде чем обсудить, как это делается, стоит подумать зачем. Продолжение урока без стопроцентного выполнения указаний чревато тем, что в классе может сфор- мироваться высокотоксичная культура типа «распоряжения учителя выполняют толь- ко хорошие дети». В результате ученики рассматривают непослушание как вполне воз- можную альтернативу поведения. Они начинают выбирать, что лучше ― подчинение учителю или свобода, которой наслаждаются их необремененные условностями одно- классники? Как вы понимаете, выбор обычно делается в пользу второго, и во многих классах культура несоблюдения правил быстро распространяется и на тех, кто прежде в этом замечен не был. Кроме того, если учитель позволяет не выполнять несуще- ственные требования, то позже, когда ему понадобится непременно добиться полного послушания, ему либо придется умолять класс, понижая свой авторитет, либо всту- пать в открытое противоборство с некоторыми, скорее всего, самыми непослушными учениками. Иными словами, он будет укреплять непродуктивные ожидания. Это очень плохой вариант развития событий, но большинство педагогов оказываются в таком не- завидном положении задолго до того, как осознают этот прискорбный факт.
Я выбрал пример учительницы, поднявшей руку в знак того, что она требует ти- шины, потому что этот жест часто используется — или, лучше сказать, неправильно используется, — а также потому, что он наглядно демонстрирует, как легко и просто начать игнорировать непослушание учащихся.
Учительница из нашего примера одновременно выдвинула классу два требова- ния — по сути, два требования, не обязательно связанных между собой. У ее учени- ков было четыре возможных варианта реакции: поднять руку, но не утихомириться; за- молчать, не подняв руку; поднять руку и замолчать и, наконец, не сделать ни того, ни другого. Включение в команду поднятой руки означает увеличение числа переменных

Формирование и поддержка высоких ожиданий в отношении поведения
227
и, следовательно, большее количество результатов, которые необходимо учесть педаго- гу. Вполне вероятно, требование поднять руку помогает достичь тишины и внимания класса, но наша учительница должна была хотя бы спросить себя: а не существует ли менее затратного способа достичь этой цели? Располагаю ли я временем, которое можно потратить прямо сейчас на достаточно эффективное управление сразу двумя перемен- ными соответствия моим требованиям? Ей, например, стоило подумать, не разумнее ли потребовать от детей просто сесть тихо и прямо, глядя на нее, чтобы показать, что они готовы слушать. Без поднятия рук. В этом случае ученики тоже выполнили бы рутин- ную процедуру, а у самой учительницы была бы возможность проверить соответствие ее требованию взглядом. Однако визуальный контроль посредством зрительного кон- такта выглядел бы намного тоньше и снял бы проблему граничного послушания (то есть на грани с неповиновением). Кроме того, этот прием работает быстрее и, скорее всего, лучше готовит детей к другим жизненным ситуациям — ведь в жизни внимательность проверяется чаще всего именно зрительным контактом с собеседником.
Как видите, существует множество причин, по которым, начав серьезно относить- ся к тому, выполняют ли учащиеся ваши распоряжения, вы, вполне возможно, пере- смотрите свои требования, и — в идеале — эффективность управления процессами в вашем классе должна резко повыситься. Но какой бы путь вы ни выбрали, первым делом начните сами предельно серьезно относиться к своим командам. Если вы о чем- то просите, дети обязаны это выполнить.
Описанный выше пример выносит на повестку дня и второй аспект послушания в классе. Учителю необходимо достичь не только стопроцентного выполнения своих требований — таковой же должна быть и проверка исполнения распоряжений. Если учитель мирится с граничным послушанием, особенно на глазах других детей, это, как правило, тоже сказывается на культуре класса крайне негативно. Требуя, чтобы ученики подняли в знак готовности руки, учительница из нашего примера формирует конкретные ожидания — не важно, осознаёт ли она этот факт, — в отношении того, что должно быть сделано далее и в каком объеме выполнение требования будет счи- таться достаточным. Ученики же, сознательно либо подсознательно, задаются при- мерно такими вопросами:
Можно ли просто приподнять руку?

Можно ли не отрывать локоть от парты?


228
Мастерство учителя
Нет ли какого-нибудь способа сделать, что от меня требуют, и при этом никому

не показаться ботаном?
Можно ли поднять руку на минимальную высоту и продемонстрировать одно-

классникам, что я только посмеиваюсь над учительницей и просто считаю, что публично выказывать ей свое неуважение не стоит моих драгоценных сил и времени?
Ответ на все эти вопросы должен быть отрицательным. Вам надо донести до детей следующую идею: «Все, что мы тут делаем, мы делаем, как требуется, потому что это по- могает нам подготовиться к учебе в коллед- же». Совершенство должно войти в привыч-
ку:все, что вы делаете, должно делаться как следует, и самый простой способ достичь этого заключается в том, чтобы каждый раз делать все, как надо. Если учительница включила поднятие руки в свои ожидания, она должна всегда стоять на своем. Возмож- но, серьезно задумавшись, подходит ли этот прием для конкретных обстоятельств, она решит, что это требует непомерно больших затрат времени и сил. Чем серьезнее вы относитесь к проблеме послушания, тем чаще и основательнее задумываетесь над вопросами справедливости, обоснованности и ло- гичности своих команд. В конечном счете наиболее жизнеспособная форма выполнения требований в классе предполагает, что и учащиеся, и учитель четко воспринимают это как упражнение, призванное помочь детям достичь успеха в учебном процессе, а не как возможность для педагога продемонстрировать им свое влияние.
В лучших классах детей целенаправленно обучают правильному выполнению ру- тинных процедур и ритуалов. Им нужен предельно четкий сигнал, что учитель просит их утихомириться и сосредоточиться, а учитель должен иметь возможность увидеть и услышать, что его услышали и поняли. Но при этом необходимо также, чтобы ваш сигнал прошел испытание на соответствие конечной цели обучения.
Наиболее жизнеспособная
форма выполнения требова-
ний в классе предполагает, что
и учащиеся, и учитель четко вос-
принимают это как упражнение,
призванное помочь детям до-
стичь успеха в учебном процес-
се, а не как способ для педагога
продемонстрировать им свое
влияние.

Формирование и поддержка высоких ожиданий в отношении поведения
229
ПРИНЦИПЫ СТОПРОЦЕНТНОГО ПОСЛУШАНИЯ
Обеспечить последовательное и постоянное соблюдение требований и послушание в классе способны три принципа. Они чрезвычайно важны не только для обеспече- ния стопроцентного выполнения указаний, но и вообще для создания долгосрочного здорового климата в классе, для поддержки высоких темпов работы и для того, что- бы успеваемость неизменно оставалась в центре внимания. Главное правило полного овладения методикой «100 процентов» — принцип наименее агрессивного вмешатель- ства из всех возможных.
Используйте наименее агрессивную форму вмешательства
Ваша цель — достичь стопроцентного выполнения своих требований. Только тогда учебный процесс даст нужные результаты. И ваше вмешательство при этом должно быть максимально быстрым и незаметным.
Достижение этой цели за счет посто- янных, съедающих массу времени переры- вов, в течение которых учитель старается добиться того, чтобы все ученики делали, что требуется, по иронии судьбы сказыва- ется на учебном процессе крайне негатив- но. Это запускает в действие смертельную спираль: любое вмешательство с целью максимального сосредоточения людей на задаче в итоге приводит к тому, что зада- ча на время перестает решаться и все какое-то время бездельничают. Трудные ученики, те, кого сложнее всего заставить работать, принимаются озираться вокруг, выискивая, чем бы заняться. И происходит катастрофа. Иными словами, любое вмешательство в учебный процесс должно быть максимально быстрым и незаметным.
Ниже представлен список возможных вмешательств. Настоятельно рекомендую как можно чаще использовать варианты из его верхней части. К тем, что замыкают список, следует прибегать как можно реже.
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   28


написать администратору сайта