Главная страница
Навигация по странице:

  • Включаем-выключаем.

  • Единая цель.

  • Только хором и вместе.

  • Мастерство учителя. D o u g l e m o v


    Скачать 4.72 Mb.
    НазваниеD o u g l e m o v
    Дата31.05.2022
    Размер4.72 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаМастерство учителя.pdf
    ТипДокументы
    #560838
    страница13 из 28
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   28
    Элементы театрализованного представления.

    Актеры и исполнители часто меняют и тон и темп, то понижая голос, чтобы подчеркнуть ту или иную мысль, то повышая его; говоря то очень медленно, то очень быстро. Все это использует и Майк
    Методика «Вегас» используется
    не ради блеска и развлечения.
    Она не только позволяет по-
    вышать успеваемость в целом,
    но и помогает эффективнее
    достигать ежедневных целей
    обучения.

    190
    Мастерство учителя
    Таубман из академии North Star, читая и обсуждая с учениками разные произведения.
    Например, при обсуждении «Басни о крысолове» Майк попросил детей определить ее мораль. И надо признать, в исполнении Таубмана мораль басни была совершенно оче- видна, особенно в резюме финала, которое учитель использовал, чтобы помочь классу осмыслить произведение. Сначала он говорил быстро и громко, а на последних секун- дах рассказа — на словах «Крысолов увел детей и спрятал их в темной пещере…» — сделал акцент. К концу повествования Таубман сильно замедлил темп и понизил голос, а последнее слово, навсегда, вообще произнес медленным театральным шепотом, раз- бив его на части: «На-все-гда». Когда учитель закончил свое «представление», в классе на пару секунд воцарилась мертвая тишина, а затем взметнулись почти все руки. Каждый хотел объяснить, чему учит это произведение. Простенькие элементы шоу, включенные учителем в пересказ басни, успешно вовлекли учеников в процесс обсуждения.
    Включаем-выключаем.

    Дэвид Беркли из Бостонской приготовительной чар- терной школы оживил изучение прямых дополнений, позволяя детям выкрикивать
    «О-о-о!» и «А-а-а!» всякий раз, когда упоминается эта часть речи. Дополняя учебный процесс этим «вегас»-элементом, Беркли объяснял детям: «Мы будто бы пользуемся краном. Его то включают, то выключают. Вот и вы будете по моему сигналу включать его, а когда я скажу — выключать».
    Таким образом, обсуждение предложения «Мама положила ребенка в кроватку» на творческом уроке Беркли может выглядеть примерно так:
    Беркли: Глагол у нас положила, а в конце предложения идет словосочета- ние в кроватку. Что это, Чарльз?
    Чарльз:
    Обстоятельство места.
    Беркли:
    А между ними, Шайна? Что между ними?
    Шайна:
    Прямое дополнение.
    Класс:
    О-о-о! А-а-а!
    Беркли:
    Верно, Шайна. Это, конечно же, самое настоящее прямое дополнение!
    Класс:
    О-о-о! А-а-а!

    Как увлечь учеников уроком
    191
    Беркли:
    А теперь Стивен Джонс, скажи-ка Шайне, с какой частью речи сочетается прямое дополнение? [«О-о-о!» и «А-а-а!»]
    Стивен:
    Оно сочетается с переходным глаголом.
    Беркли:
    [Делает жест, имитирующий закрытие крана, — сигнал, что с «О-о-о!» и «А-а-а!» пока покончено.] Молодцы. И каков же пе- реходный глагол в этом предложении, Летти?
    Решающее значение в данном случае имеет заключительная часть. Играть, конеч- но, всегда весело, но, если бы игра продолжалась весь урок, она отвлекала бы детей от работы и мешала учителю, ибо каждый раз, когда он произносил бы словосоче- тание «прямое дополнение», его перебивали бы криками. Вам нужна веселая игра, начало и конец которой жестко контролируете вы, а не монстр, живущий своей соб- ственной жизнью. Вы можете возвращаться к ней по ходу урока, но для этого вам не- обходим полный контроль над ней. Правильно использовать прием «Вегас» следует так: игра начинается, всем весело, а потом по четкому сигналу все заканчивается. Игра не должна возобновляться у вас за спиной; ученики не должны петь или выкрики- вать что-то, пока им этого не позволили. В противном случае это надо пресечь быстро и решительно.
    Единая цель.

    Прием «Вегас» всегда имеет конкретную цель обучения, которая должна совпадать с целью урока, или, в наиболее смелом проявлении, способствовать повторению пройденного ранее, но похожего материала. Беркли, например, восполь- зовался этой методой, чтобы ввести элемент игры и шоу в изучение темы прямых до- полнений, но цель его заключалась в том, чтобы помочь ученикам разобраться, как эта часть речи используется в предложениях. Его прием способствовал достижению этой цели, а не отвлекал от нее.
    Только хором и вместе.

    При использовании методики «Вегас» все участники
    «представления» одновременно поют одну и ту же песенку или выполняют одни и те же действия. И каждый ученик должен четко знать правила. Если это песенка, каждый должен знать ее слова. Если речь идет об игре в таблицу умножения, дети должны знать, когда вставать, как играть, что делать, если проиграл. И все обязаны неуклонно эти правила выполнять. Если вы позволяете детям петь любую песню, какую им взду- мается, или галдеть, проблемы вам обеспечены.

    192
    Мастерство учителя
    В тему.

    При любом виде групповой деятельности участники могут неявно выра- жать свое презрение к ней самой либо к ее лидеру, действуя контрпродуктивно и даже деструктивно: петь намеренно не в такт или слишком громко, излишне усердствовать и кривляться в танце, даже использовать непристойные жесты. Правильное примене- ние методики «Вегас» предусматривает бдительный и жесткий контроль. Как только действие отклоняется от темы, необходимо немедленно принять меры для исправления ситуации и восстановить стандарты качества. При желании можете воспользоваться со- ветами относительно того, как это сделать. Они описаны далее, при обсуждении мето- дик, предназначенных для управления поведением: «Что делать» (методика 37), «Дела- ем еще раз» (методика 39), «Позитивное обрамление» (методика 43), « 100 процентов»
    (методика 36) и «Сильный голос» (методика 38).
    РАЗМЫШЛЕНИЯ И ПРАКТИКА
    1. Многие мои коллеги считают, что из всех методик, описанных в этой кни- ге, самая эффективная и быстрее всего формирующая в классе нужную культуру — «Холодный обзвон». Почему, как вы считаете?
    2. Возьмите план одного из ближайших уроков и проработайте его, отметив три фрагмента, когда было бы полезно использовать методику «Холод- ный обзвон». Продумайте соответствующие вопросы и впишите их в план урока. Продумайте также, каких учеников вы будете опрашивать данным способом.
    3. Возьмите тот же план урока и доработайте его, включив два коротких цикла «Вопрос — ответ». Заранее подготовьте вопросы. Постарай- тесь выбрать вопросы всех пяти уровней и обратите особое внимание на команду-сигнал, которую будете использовать.
    4. Доработайте урок дальше, на этот раз определив момент, когда все уче- ники, прежде чем начать обсуждение вопроса, должны будут сформули- ровать свой ответ в письменной форме. Продумайте, на чем они будут писать и чего именно вы от них ожидаете. (Намерены ли вы собрать их работы? Насколько полным должен быть ответ?)

    Как увлечь учеников уроком
    193 5. Составьте краткий список того, что должны делать или о чем должны ду- мать ваши ученики, пока вы используете методику «Время ожидания».
    Напишите два-три пятисекундных сценария, которые сможете применять в учебном процессе для закрепления продуктивных моделей поведения в классе и приучить самого себя делать паузу, ожидая ответа учеников.

    195
    ГЛАВА 5
    СОЗДАНИЕ СИЛЬНОЙ
    КУЛЬТУРЫ В КЛАССЕ
    Методы, описанные в главе 5 (как и в главах 6 и 7), направлены на создание в классе необходимой культуры обучения. Они помогают правильно оборудовать помещение, превратить его в место, где учащиеся усердно трудятся, правильно себя ведут, фор- мируют характер и работают с максимальной отдачей. Но прежде чем говорить о кон- кретных методиках создания сильной культуры в классе, используемых учителями- мастерами, стоит разобраться, что это такое и какие факторы ее определяют в первую очередь. Этот вопрос сложнее, чем кажется на первый взгляд, и методики, о которых вы скоро узнаете, приобретают больший смысл и важность, если изучать их в контек- сте того, из каких конкретных элементов складывается школьная культура.
    ПЯТЬ ПРИНЦИПОВ КУЛЬТУРЫ КЛАССА
    Формирование в классе культуры, способствующей уверенному движению детей к со- вершенству, требует от учителя освоения навыков в пяти аспектах взаимоотношений с учениками. Эти пять аспектов, или принципов, часто путают друг с другом и валят в одну кучу. Одни педагоги не видят между ними никакой разницы, а другие исполь- зуют их названия наобум и взаимозаменяемо. А между тем каждый учитель должен быть уверен, что максимально полно воплотил в своем классе все эти пять принципов.

    196
    Мастерство учителя
    Следовательно, стоит уделить некоторое время тому, чтобы провести между ними чет- кую грань.
    ПЯТЬ ПРИНЦИПОВ ШКОЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
    Дисциплина.
    Управление.
    Контроль.
    Влияние.
    Вовлеченность.
    Дисциплина
    Большинство людей, произнося слово дисциплинировать, имеют в виду процедуру управления системой дисциплинарных мер и наказаний. Я же предпочитаю использо- вать это слово так же, как Рональд Морриш в своей замечательной книге With All Due
    Respect («Со всем уважением») ― в качестве термина, описывающего процесс обуче- ния правильному способу делать что-то либо, а также состоянию, в котором человек может сделать что-то правильно. Этот смысл заложен и в глаголе самодисциплиниро-
    вать, то есть уметь заставить себя делать дело правильно и до конца, — и в существи- тельном дисциплина в значении «комплекс идей или метод мышления» (как, напри- мер, академическая дисциплина). Данный факт акцентирует наше внимание на том, что в основе определения дисциплины ле- жит обучение — обучение учеников пра- вильному и успешному способу делать то или иное дело.
    К сожалению, учителя часто со-
    всем не тратят времени на то,
    чтобы целенаправленно, шаг
    за шагом, учить детей тому, ка-
    кое поведение в классе позволя-
    ет гарантировать успех в учебе.

    Создание сильной культуры в классе
    197
    Они забывают об этом элементе учебного процесса, невзирая на то что он самым тесным образом связан с их собственным определением сути их профессиональной деятельности. Они стараются обучить детей тому или иному материалу, но далеко не всегда — привычкам и процессам, помогающим стать успешными учениками и, со- ответственно, членами общества. Они создают системы вознаграждений и наказаний, помогающие выработать у учащихся ответственное отношение к учебе. Они призы- вают детей прилагать для этого максимальные усилия исходя из того, что изначально отлично известно, как этого достичь. К сожалению, учителя часто совсем не тратят времени на то, чтобы целенаправленно, шаг за шагом, учить детей тому, какое поведе- ние в классе позволяет гарантировать успех в учебе. Вместо этого они предполагают, что ученики давно усвоили все это на предыдущих уроках, либо вообще сомневаются, что ребенку стоит специально рассказывать, как себя вести, как сидеть в классе, как делать записи, выполнять указания учителя и многое другое. Однако, как говорит мой коллега Дуг Маккарри, «если дети не выполняют ваших распоряжений, скорее всего, это объясняется тем, что вы их этому не научили».
    Учить дисциплинируя — значит предварительно инвестировать силы и время в обу чение своих подопечных тому, как быть эффективным учеником, а для этого, понятно, требуется планирование. Как ваши ученики должны сидеть, выстраиваться в шеренгу, входить в класс, делать записи? Вам придется вкладывать немало сил и вре- мени в масштабные практические занятия, а в рамках планирования четко и безогово- рочно определять, какие действия и поведение будут считаться достаточно хорошими для соответствия стандартам. Однако результаты всех этих усилий и предварительных инвестиций в данном направлении бывают поистине потрясающими, потому что, как оказывается, очень многие дети пребывают в «пограничной зоне» школьной культуры: они хотят и готовы делать то, чего от них ожидают, но их надо этому научить.
    Управление
    А вот управление действительно представляет собой процесс усиления и укрепления нужной поведенческой модели посредством применения системы дисциплинарных мер и вознаграждений. Иными словами, довольно часто мы, произнося слово дис-
    циплинировать, на самом деле имеем в виду управление, то есть принятие тех или иных дисциплинарных мер. Некоторые учителя считают, что этим все и ограничива- ется, причем может показаться, что у них есть для этого весьма веские основания. Без

    198
    Мастерство учителя четких и слаженных управленческих систем эффективно работающий класс действи- тельно невозможен. Однако управление — элемент школьной культуры с наиболее за- метными краткосрочными результатами, в силу чего многие не видят его особенно существенной зависимости от других четырех элементов и серьезных ограничений в случае их отсутствия. Благодаря правильному управлению процесс обучения в ори- ентированных на успех классах действительно становится более целенаправленным и эффективным, и это, конечно же, очень и очень важно. Однако без остальных че- тырех составляющих позитивной школьной культуры хорошее управление попросту невозможно. Без них управление, даже с применением наилучших систем, в конечном счете страдает от постоянно снижающегося «добавочного дохода»: чем больше вы ис- пользуете управление, тем менее оно эффективно.
    Если школа или отдельные педагоги чрезмерно полагаются на управление, возни- кает фатальная спираль: ученики теряют чувствительность к дисциплинарным мерам и, стремясь получить вознаграждение, становятся беспринципными и неразборчивы- ми в средствах. Со временем для достижения аналогичного или даже меньшего эффек- та требуется все больше и того и другого. Ученики начинают неплохо переносить все бóльшие дозы, а все бóльшие дозы, в свою очередь, сигнализируют им либо о том, что учитель в полном отчаянии, либо о том, что они трудные дети и неудачники. Валюта управления продолжает обесцениваться, процесс становится все менее рациональным и все более негативным.
    По-настоящему сильный менеджмент — не только позитивный, но и необходимый компонент эффективной школьной культуры, однако эффективное управление работа- ет только в комбинации с другими четырьмя элементами — в противном случае оно быстро перестанет быть эффективным. Учите детей поступать правильно, а не просто устанавливайте дисциплинарные меры на случай, если они поступают неправильно.
    Чтобы добиться успеха на этой ниве, учитель должен уметь воздействовать на уча- щихся, убеждая их делать то, что надо, независимо от дисциплинарных мер, а также вдохновлять их и вовлекать в позитивную работу. Кроме того, каждый учитель строит с учащимися взаимоотношения иного рода — не подразумевающие ни вознагражде- ний, ни дисциплинарных мер и показывающие детям, что они небезразличны ему на- столько, что он постарался увидеть в них личности. И он признаёт, что они отличные менеджеры своего класса, отчасти благодаря навыкам, приобретенным в результате обучения.

    Создание сильной культуры в классе
    199
    Контроль
    Контроль — это способность заставить кого-то делать то, что вы просите, независимо от дисциплинарных мер и наказаний. Для многих людей это вообще бранное слово; некоторые же убеждены, что контролировать кого-то в корне неправильно, недемо- кратично, что это насилие и принуждение. И, по мнению многих, намерение контро- лировать других особенно предосудительно для педагога, потому что учить — значит помогать людям думать самостоятельно. Однако, если добавить совсем чуть-чуть кон- текста, становится очевидно, что мы все в той или иной мере контролируем действия других людей — и это правильно, особенно если ты учитель. Позитивный, просве- щенный контроль невероятно полезен во многих отношениях: таким образом педагог добивается того, что класс задается вопросами почему и как в процессе прочтения ро- мана или новеллы. Он заставляет учеников не верить в утверждения, не подтвержден- ные доказательствами. Он способен убедить детей работать, ценить учебу и уважать сверстников.
    По сути, я могу предложить вам собственное определение контроля: способность побуждать кого-то выбирать делать то, что вы говорите, без применения дисциплинар- ных мер. Заметьте, что данная трактовка не подразумевает отсутствия субъективности в тех, кого вы убеждаете делать то, что вам надо. Они ведь могут выбирать. Контролиро- вать — это всего лишь уметь просить человека о чем-то способом, резко повышающим вероятность того, что он согласится это сде- лать. Если вы читали что-либо из пока еще совсем новой области бихевиористской эко- номики, например увлекательнейшую кни- гу Кэсса Санстейна и Ричарда Талера Nudge:
    Improving Decisions About Health, Wealth, and Happiness («Толчок к правильному вы- бору: здоровье, финансы и благополучие»), вам известно, что ни один выбор не бывает абсолютно нейтральным. Если вы смотрите человеку в глаза и говорите твердо и четко, то осуществляете над ним контроль. Если смиренно отводите взгляд и говорите
    Учителя, способные контроли-
    ровать класс, добиваются успеха
    потому, что осознают мощь язы-
    ка и взаимоотношений: они тре-
    буют твердо и уверенно, но при
    этом уважительно, вежливо,
    а зачастую и ласково. Они пока-
    зывают, что свято верят в своих
    учеников.

    200
    Мастерство учителя умоляющим тоном, ни о каком контроле не может идти речи. Все остальные способы просить или требовать чего-либо непременно входят в континуум между этими двумя экстремальными точками. Тут важно отметить, что значение, в котором я использую по- нятие контроля в этой главе, ограничено узким кругом социальных и поведенческих взаимодействий в школьном классе, например когда дети, повинуясь указанию учителя, садятся на свои места.
    Наибольший парадокс контроля заключается в том, что это нечто большее, чем необходимое зло. Нередко он выступает поборником и защитником свободы. Мне это известно как родителю. Я могу позволить своим детям бежать впереди меня по тро- туару, самостоятельно исследуя мир, только если прежде научил их переходить улицу
    (то есть если они знают, что у обочины надо остановиться и посмотреть по сторонам).
    Больше того, я должен быть уверен, что, если они приблизятся к краю дороги, на кото- рой неожиданно появится автомобиль, и я прикажу им остановиться, они сделают это мгновенно и обязательно. То есть в дополнение к другим инструментам я должен кон- тролировать своих чад, иначе меня нельзя будет считать эффективным родителем — ни в деле их защиты, ни в деле предоставления им благоприятных возможностей для роста и развития. И чем больше у меня власти и авторитета для осуществления долж- ного контроля, тем больше свободы я могу предоставить своим детям.
    Учителя, способные контролировать класс, добиваются успеха потому, что осозна- ют мощь языка и взаимоотношений: они требуют твердо и уверенно, но при этом ува- жительно, вежливо, а зачастую и ласково. Они показывают, что свято верят в своих уче- ников. Они заменяют неопределенные и негативные команды вроде «утихомирьтесь» конкретными и конструктивными, например: «Пожалуйста, сядьте на места и начните писать в тетрадях». Их действия свидетельствуют о ясности, целеустремленности, ре- шимости и искренней заботе об учениках. Если учитель способен убедить учеников сделать то, что поможет им добиться результата, значит, он выполняет свою работу.
    А дисциплинарные меры он оставляет на момент, когда без них уже не обойтись. И вы сделаете большой шаг в деле подготовки к успеху, научившись не испытывать вну- треннего противоречия по поводу обязанности осуществлять над кем-то контроль.
    Влияние
    В идеале все учителя должны быть связаны со своими учениками тесными узами и вдохновлять их на то, чтобы каждый из них искренне стремился к цели, которой

    Создание сильной культуры в классе
    201
    старается достичь класс. Способность вдохновлять детей на то, чтобы они верили в себя, хотели добиться успеха и усердно трудились ради этого, руководствуясь лич- ными, внутренними мотивами, — это и есть влияние. Это очередной шаг за рамка- ми контроля. Контроль заставляет учащихся делать то, что вы им говорите. Влияние убеждает их захотеть сделать это частицей самих себя, понять, постичь и принять.
    Убеждая ребенка поверить в себя — то есть хотеть вести себя позитивно, — вы дей- ствуете менее явно и заметно, чем когда требуете от него хорошо себя вести. И это мощнейшая движущая сила прогресса и успеха, ибо вера в себя возможна лишь в том случае, если ребенок сам хочет этого и если это реально. И происходит это уже без вас, без вашего управления процессом. Как показывает история любой поистине мощной идеи, от демократии до религии, вера — один из самых сильных и долгосрочных мо- тиваторов. И если влияние есть процесс укрепления веры, то максимальное усиление влияния должно быть четкой и первостепенной целью каждого учителя, желающего сформировать в классе нужную культуру.
    Вовлеченность
    Учителя, мастера своего дела предоставляют своим ученикам массу возможностей заинтересоваться, увлечься чем-то, погрузиться во что-то с головой. Они занимают детей продуктивной, позитивной деятельностью и практически не оставляют им вре- мени на то, чтобы даже подумать о чем-то контрпродуктивном. Слишком уж многое представляется их учащимся важным, интересным и достойным того, чтобы сосредо- точить на этом свою энергию.
    Чем бы их дети ни занимались, они делают это позитивно, что производит мощней- ший вспомогательный эффект. Среди идей Карла Маркса была одна не совсем ясная, но довольно глубокомысленная и прозорливая идея базиса и надстройки. Суть ее в том, что убеждения и духовные ценности народа («надстройка» общества) вторичны по от- ношению к «базису» (повседневные реалии жизни). Иными словами, то, что вы делаете в течение всего дня, определяет то, во что вы верите, а не наоборот. Данная идея вполне применима к ежедневной роли ваших учеников, которую они играют в школе. Кто они — хозяева своего класса? Чернорабо- чие? Крепостные? Ремесленники? Счастли- вые предприниматели? Ежедневные быто- вые взаимо действия в значительно большей
    «Иногда изменения приходят
    извне!»

    202
    Мастерство учителя мере определяют, во что дети верят и что ценят в школьной жизни, чем наоборот. Люди поступают (либо вынуждены поступать) определенным образом и только потом нахо- дят своим поступкам идеологические обоснования.
    На эту тему писали и говорили и другие мыслители, хоть и не столь витиевато и многословно, как Маркс. Или вспомните, например, вышедший в 1990 году фильм
    «Мои голубые небеса»
    *
    , в котором бывший мафиози (Стив Мартин) учит пуританина- полицейского, поставленного над ним надзирать в рамках федеральной программы защиты свидетелей (Рик Моранис), как находить удовольствие и радость в повсед- невной жизни. Затащив Мораниса в примерочную, Мартин уговаривает его купить шикарный костюм и через шторку поучает: «Иногда изменения приходят извне!»
    Так вот, дети часто меняются именно таким способом. Они понимают, что им что-то нравится, и начинают действительно испытывать энтузиазм. Они видят, что работа их увлекает, и начинают думать о себе как о продуктивных, полезных членах общества. Они начинают верить в это и намного чаще действуют и поступают соот- ветствующим образом. Учителя-мастера занимают учеников продуктивной деятель- ностью не просто для того, чтобы у тех не оставалось времени отвлечься от задачи, а чтобы через некоторое время они начали относиться к себе как к личностям, за- нятым позитивной деятельностью. Для этого необходимы искренняя заинтересован- ность и вовлеченность.
    Синергия пяти принципов
    Методики, описанные в следующих главах, в разной степени базируются на всех пяти аспектах школьной культуры, которые мы только что обсудили. Некоторые из них больше зависят от одних принципов, другие от других, но поскольку синергия всей пятерки серьезно усиливает любую из этих методик, мудрый учитель в идеале за- действует все пять принципов. Учитель, применяющий только один-два принципа, не способен создать в классе яркую, живую культуру. Например, если он использу- ет контроль, забывая о дисциплине, его ученики так никогда и не научатся работать самостоятельно — им всегда будут нужны четкие указания других людей. А если учитель не контролирует учащихся, а все проблемы с успеваемостью старается ре- шить исключительно посредством применения дисциплинарных мер (управление),
    *
    Речь идет о комедии Герберта Росса. Прим. ред.

    Создание сильной культуры в классе
    203
    он злоупотребляет ими, приучает к ним детей и снижает их чувствительность к этим мерам как на своих уроках, так и на уроках других преподавателей. Учитель, который умеет увлечь класс и повлиять на него, но игнорирует контроль и управление, создаст яркую, но неэффективную культуру, где некоторым ученикам позволено по желанию самоустраняться от участия в учебном процессе. А учитель, забывающий при этом о дисциплине, не сможет надлежащим образом подготовить детей к успешной жизни за пределами микрокосма класса, потому что у них не будет достаточной практики и знаний о том, как и впредь сохранять нужные привычки и развиваться как личности и образованные люди.
    В методиках, описанных в моей книге, в разной степени задействуется один или более из этих пяти принципов ― например, методика 38 «Сильный голос» базируется в основном на контроле, а методика 44 «Точная похвала» — на влиянии. Но в мето- диках, о которых вы прочтете далее в этой главе, основной акцент делается на дисци- плине, а также системах и рутинных процедурах, составляющих скрытый фундамент любой школьной культуры.
    МЕТОДИКА 28
    «ВВОДНАЯ ПРОЦЕДУРА»
    Первая рутинная процедура, от которой зависит культура класса, — начало урока. Это действительно рутинная процедура, независимо от того, понимаете вы это (и целена- правленно над ней работаете) или нет. В отличие от методики 41 «Порог» (см. главу 6), используемой перед тем, как дети входят в класс, и сфокусированной на предваритель- ном установлении конкретных норм поведения и ожиданий, цель «Вводной процеду- ры» — в том, чтобы, поприветствовав учителя и рассевшись по местам, ученики вы- брали эффективную, продуктивную и способствующую обучению модель поведения.
    И чтобы это вошло у них в привычку.
    Типичная «Вводная процедура» начинается с того, что учащиеся входят в класс и разбирают комплекты заданий со столика у двери. В некоторых случаях, особенно в начальных классах, материалы могут быть уже разложены по партам. Вот несколь-

    204
    Мастерство учителя ко рекомендаций, позволяющих максимально повысить эффективность этой части вводной процедуры.
    Лучше, чтобы ученики сами разбирали комплекты со стола, а не учитель раздавал

    их у двери. Второй подход только тормозит процесс и вынуждает вас работать в многозадачном режиме в то время, когда вам следует сосредоточиться на уста- новлении в классе конкретных поведенческих ожиданий и налаживании взаимо- отношений с учениками. И конечно, первый метод значительно эффективнее, чем когда учитель раздает комплекты заданий уже рассевшимся по местам детям, что отнимает еще больше времени.
    Ученики должны четко знать, кто где сидит. Если дети слоняются по классу и ищут,

    куда бы сесть, или на ходу обдумывают этот вопрос («Сесть мне рядом с ним или не стоит? Еще подумает, что я с ним заигрываю…») — это яркий пример пустой траты времени и энергии. Распределите места заранее либо позвольте ученикам сделать это самим. Но на уроке каждый должен сидеть на своем месте.
    Как бы вы ни требовали от учеников поступать с выполненным домашним зада-

    нием (сложить в специальную корзину, положить на передний левый угол своего стола, передать его вам или что-нибудь другое), они должны делать это каждый день одинаково и без лишних подсказок.
    Используйте методику «Делаем сейчас» (мы обсудим ее следующей главе) каждый

    день и всегда одинаково: на доске или в комплекте заданий. Цели урока, повест- ку дня и домашнее задание на следующий день нужно каждый день перечислять на одном и том же этапе урока. Класс должен знать это и ожидать этого.
    МЕТОДИКА 29
    «ДЕЛАЕМ СЕЙЧАС»
    Входя в класс, ученики никогда не должны задумываться над тем, что они должны делать. Более того, нельзя, чтобы у них даже появилась возможность сделать вид, буд- то они этого не знают. Вам надо, чтобы дети точно знали, что надо делать. Эти две цели — класс должен точно понимать, чем нужно заниматься, и у учеников не должно

    Создание сильной культуры в классе
    205
    быть ни единого шанса оправдаться за то, что они отвлеклись от нужного курса, — и стали логическим фундаментом методики «Делаем сейчас», которая заключается в коротком действии, написанном на доске или ожидающем учеников на их партах, когда они входят в класс.
    Использование методики «Делаем сейчас» означает, что фактически дети начина- ют работать еще до начала урока. Они продуктивно настроены каждую минуту и го- товы выполнять все ваши инструкции, как только вы начнете их давать. Они провели подготовительный комплекс мероприятий и теперь нацелены на то, что будут делать дальше.
    Чтобы обеспечить эффективность данной методики, позволяющей резко повысить результативность обучения, необходимо добиться ее соответствия четырем важней- шим критериям.
    Ученики должны уметь выполнять требования, изложенные в рамках мето-
    1. дики «Делаем сейчас», без каких-либо дополнительных указаний и подсказок учителя и обсуждения с одноклассниками. Надо признать, некоторые учителя неправильно понимают цель этой методики и используют ее явно дефектный вариант, требующий постоянных объяснений, что и как делать: «Итак, класс, как вы видите, сегодня утром список “Делаем сейчас” предписывает нам ре- шить несколько типичных задач на вычисление площади фигур. Надеюсь, все помнят, что задачи данного типа решаются посредством такого действия, как умножение». Это противоречит одной из ваших целей — выработать у детей самоуправляемую привычку к продуктивному труду.
    Упражнение должно занимать не более трех-пяти минут.
    2.
    Упражнение должно предполагать, что, выполняя его, дети приложат ручки
    3. к бумаге, то есть его итог должен быть письменным. Это не только заставит учащихся напрячься, но и поможет учителю лучше следить за ними по ходу дела — ведь он получает возможность четко видеть, заняты ли они работой
    (а они видят, что он это видит).
    Упражнение должно предварять урок конкретного учебного дня (например, если
    4. вы собираетесь обсуждать то или иное произведение в рамках «Делаем сейчас», попросите учеников составить три предложения о том, как бы они поступили

    206
    Мастерство учителя на месте главного героя) или повторять материал недавнего урока (скажем, дети практикуются в освоенных ими недавно арифметических действиях).
    Кроме того, эффективность этой методики зависит от последовательности и под- готовки. Если задание «Делаем сейчас» изо дня в день не размещается одним и тем же способом в одном и том же месте, ученики могут заявить, что не знали, что делать, причем зачастую отговорка звучит вполне правдоподобно. Это не значит, что вы обя- зательно должны писать задание на доске. Но если вы решили сделать так, лучше на- пишите его заранее большими буквами на листе бумаги и прямо перед заходом детей в класс прикрепите к доске клейкой лентой или магнитом. Это позволит вам сэконо- мить драгоценные секунды учебного времени.
    Предположим, учитель английского языка в пятом классе решил воспользоваться этой полезной методикой для повторения новых слов, выученных детьми на преды- дущей неделе. Поскольку одна из целей в данном случае состоит в том, чтобы дать ученикам шанс выполнить работу самостоятельно, учитель заранее создал прецедент, указывая, что они могут и должны при необходимости пользоваться своими записями.
    Он повесил на доске плакат такого содержания.
    В своих тетрадях...
    1.
    Дайте определение слова scarce (дефицитный).
    2.
    Объясните, почему оно означает не просто мало, а очень-очень малое количе-
    ство чего-либо.
    3.
    Используйте новое слово в предложении.
    4.
    Назовите имя существительное, образованное от этого прилагательного.
    Еще пример, на этот раз из урока математики.
    1.
    Вычислите ширину прямоугольника площадью 104 квадратных сантиметра с дли-
    ной 13 сантиметров. Покажите свою работу.
    2.
    Назовите возможные размеры как минимум двух других прямоугольников с та-
    кой же площадью, но другими показателями ширины и длины.

    Создание сильной культуры в классе
    207
    МЕТОДИКА 30
    «ЭКОНОМИЧНОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ»
    ПЕРЕМЕЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ
    Быстрые и рутинные перемещения, совершаемые учениками без многословных пояс- нений учителя, то есть экономичные перемещения, — важнейший компонент любого высокоэффективного урока. Под перемещениями я понимаю краткие периоды, во вре- мя которых учащиеся переходят с места на место или меняют один вид деятельности на другой. Например, когда они выстраиваются в шеренгу, чтобы отправиться в столо- вую. В целом на все это у учеников уходит довольно много времени — от этого никуда не деться. Конечно, перемещения в средней школе (скажем, когда ученики перед кон- трольной убирают с парт все лишнее) отличаются от перемещений в начальной школе
    (например, когда дети выстраиваются в шеренгу). Но они имеют место на всех уров- нях школьного образования и оказывают огромное, хоть зачастую не до конца понятое и признанное, влияние на учебный процесс, особенно непосредственно до и после перемещения. Сумев всего на минуту сократить каждое из десяти перемещений, в среднем ежедневно совершаемых учениками в течение двухсот учебный дней, вы сэкономите за год почти 35 часов учебного времени. Проще говоря, продлите свой учебный год на целую неделю.
    Получается, что мы много говорим и пишем о необходимости увеличения вло- жения ресурсов в систему государственного образования, а между тем каждый учитель имеет вполне реальный шанс резко увели- чить самый дефицитный и важный ресурс, который только можно купить за деньги.
    Нередко оказывается, что время, впустую потраченное на неорганизованные переме- щения, особенно важно. Зачастую эти ми- нуты определяют, завершите вы урок на нужной, увлекательной ноте или вам не хва- тит на это времени. А значит, вы не сможете должным образом закончить важнейшие
    Неорганизованные переме-
    щения служат приглашением
    к беспорядкам и конфликтам,
    которые продолжают разрушать
    рабочую атмосферу в классе
    и после начала урока.

    208
    Мастерство учителя итоговые виды деятельности, например резюмировать или кратко повторить урок или нормально объяснить домашнее задание. Лишившись трех последних минут урока, вы зачастую ухудшаете весь урок в целом. Кроме того, неорганизованные перемещения служат приглашением к беспорядкам и конфликтам, которые продолжают разрушать рабочую атмосферу в классе и после начала урока. Короче говоря, за беспорядочные, неорганизованные перемещения нам приходится платить непомерно высокую цену.
    А поскольку упорядоченными и быстрыми их можно сделать только при условии по- следовательного использования эффективных процедур, учителя должны постоянно практиковать класс в этом деле — каждый раз одинаково, до тех пор пока у детей не выработается соответствующая привычка.
    К концу первой недели в школе каждый ребенок должен знать и понимать такие процедуры, как, например, перейти на другое место в классе или снова занять свое; он должен делать это в нужный момент без дополнительных распоряжений учителя.
    В эффективных классах такие перемещения занимают не более тридцати секунд, за- частую намного меньше. Если и вы хотите добиться столь впечатляющих результатов, начните с составления карты маршрута. Существует только один оптимальный путь, по которому должен идти каждый ученик, если ему надо выйти из класса, если его вы- звали к доске и так далее. Первоклашки с самого начала должны каждый раз ходить по одному и тому же маршруту. И практиковаться в этом под вашим бдительным оком часто и по многу раз в день. Вполне вероятно, ваш инстинкт подсказывает, что это лишь пустая трата времени, однако все обстоит как раз наоборот. Относитесь к такой практике как к ценным инвестициям. Инвестировав дополнительные пять–десять ми- нут в первые несколько дней пребывания первоклашек в школе, вы сэкономите за год не один учебный час.
    Обучайте класс эффективным перемещениям постепенно, по одному этапу за один раз. Один особенно эффективный способ сделать это заключается в присваивании эта- пам названий. Например, вы объявляете третьеклассникам: «На счет раз, пожалуйста, встаньте и отодвиньте стулья. На счет два повернитесь лицом к двери. На счет три займите свое место в шеренге». Вскоре вам будет достаточно просто назвать номер соответствующего действия. В результате вы получаете весьма ценную возможность контролировать темп перехода, замедляя его, если нужно сделать упор на результате и призвать учеников к большей ответственности, и ускоряя, когда дети больше готовы к самостоятельности. В конце концов можно будет отказаться и от номеров. Вы просто

    Создание сильной культуры в классе
    209
    говорите классу: «Когда я говорю идем, вы выстраиваетесь в шеренгу», — и следите за тем, как дети сами проходят все нужные этапы. Как правило, для окончательного закрепления этой процедуры требуется несколько недель.
    Другой эффективный способ обучить класс экономичным перемещениям — метод, который называют «позиционным перемещением» или, если предполагается переход в другое помещение, «прогулка от точки к точке». Вы определяете место или действие, а ученики идут к этой точке и останавливаются, например: «Дойдите, пожалуйста, до конца коридора и там остановитесь». Главное ― что, командуя ученикам пройти определенный этап перемещения, вы заранее устанавливаете не только его начальную, но и конечную точку, благодаря чему процесс никогда не выйдет из-под контроля. Вы знаете, что ученики дойдут только до конца коридора. И если они будут вести себя не- достаточно тихо, вы сможете сразу их вернуть, вместо того чтобы смотреть, как они заворачивают за угол и скрываются с глаз, выходя из сферы вашего влияния, не говоря уже о контроле.
    Этот и другие методы поэтапного обучения имеют вполне конкретные цели ― ско- рость и упорядоченность. Вам надо, чтобы класс реагировал и действовал быстро.
    Следует признать, учителя, ослепленные успехом контроля, часто забывают об этом важном аспекте. Они подолгу задерживаются на каждом этапе перемещения, делая их медленными и максимально упорядоченными, а все потому, что это дает им ощу- щение полного контроля над ситуацией. Чтобы ставить перед учениками сложную за- дачу и определять для них конкретные цели, а также самому приучаться не забывать о важности быстроты перемещений, практикуйтесь с часами, а лучше с секундоме- ром. Постоянно старайтесь добиться того, чтобы класс шевелился хоть немного бы- стрее: «Вчера мы сделали это за шестнадцать секунд, а сегодня давайте постараемся уложиться в двенадцать!»
    Контролируйте также, о чем ученики говорят во время перемещений. Если это происходит достаточно быстро, дети просто не могут сохранять полное безмолвие и тишину, следовательно, вам нужно следить за тем, чтобы они не спорили и не ссори- лись, и постоянно настраивать их на максимально четкие действия и конструктивное общение.
    В качестве альтернативы можете последовать примеру Султаны Нурмухаммад из Приготовительной чартерной школы «Лидерство», ученики которой во время пе- ремещений поют. Однажды утром я наблюдал, как они стояли за партами и кто-то

    210
    Мастерство учителя из детей затянул речовку, которую тут же подхватили остальные. Это была адаптиро- ванная версия командного гимна Университета Индианы. В ней пелось о готовности всегда выполнять домашние задания и напряженно трудиться. К концу песни дети, в идеальном порядке обойдя ряды парт и распевая во все горло, заняли каждый свое место в шеренге и стройными рядами переместились в зону для чтения. Закончилась речовка после того, как класс расселся на ковре. Переход прошел максимально ор- ганизованно, четко по команде учителя и в отличном настроении. А уже через пять секунд начался урок. Конечно, ученики Султаны еще детсадовцы, и, возможно, вы ду- маете, что детям постарше вряд ли стоит петь, перемещаясь в школе с места на место.
    Но вспомните об армии, о том, что солдаты на маршах обычно поют бодрые песни.
    Так они поддерживают боевой дух и сосредоточенность на поставленной перед ними задаче.
    И наконец, вам нужно постоянно следить за тем, чтобы дети неуклонно соблюдали установленные правила. Если кто-то из них вдруг решит проверить, обязательно ли ему выполнять ваши требования, он должен четко понять, что обязательно. Особенно эффективную поддержку в освоении методики экономичных перемещений обеспечи- вает методика 39 «Делаем еще раз» (см. главу 6), так как в процессе ее применения вы всегда находитесь в середине какого-то дела, которое можно попробовать сделать сно- ва, а также потому, что перемещения представляют собой идеальное время для укре- пления групповой ответственности детей.
    ПЕРЕМЕЩЕНИЕ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ
    Потребность в эффективных перемещениях (и большинство правил) относится в равной мере как к людям, так и к материалам. С самого начала инвестируйте в обуче- ние детей правильному выполнению этой операции. Используйте секундомер и мно- го практикуйтесь. Экономьте время для учебного процесса, превратив переходные периоды в быструю и гладкую процедуру. Предлагаю пару дополнительных правил для раздачи и сбора тетрадей, контрольных работ, книг и прочих учебных материалов в классе.
    Лучше собирать и раздавать материалы по рядам слева направо, а не с последних

    парт на первые. Тогда детям не придется разворачиваться на стульях на 180 гра- дусов — действие, создающее превосходную почву для личного взаимодействия

    Создание сильной культуры в классе
    211
    учеников, которое учителю трудно заметить и которым трудно управлять. Кроме того, если ученик развернется на 180 градусов, он окажется к вам спиной.
    Раздавайте материалы группами: сначала ученикам, сидящим в начале каждого

    ряда; от них — всем остальным, сидящим в том же ряду.
    МЕТОДИКА 31
    «СКОРОСШИВАТЕЛЬ»
    Надо признать, некоторые свободы школь- ников нами явно переоценены, например свобода терять тетрадь или делать записи на неряшливых обрывках бумаги, которые в конце концов валяются кучей на дне уче- нического рюкзака. Демонстрируйте уче- никам важность того, чему вы их учите, побуждая создавать системы для хранения, организации и возврата к выученному ими материалу. Для этого и предназначена ме- тодика под названием «Скоросшиватель». У детей должно быть специальное место для хранения бумаг, лучше всего скрепленных с помощью скоросшивателя. В идеале учителю следует предоставить его самому и, возможно, даже потребовать, чтобы дети оставляли работы и другие бумаги в классе. Так вы избежите того, что работы потеря- ются или повредятся по дороге в школу или из нее. Ученики могут забрать домой все, что им потребуется в конкретный день, в специальных домашних папках, лучше всего определенного цвета, чтобы и вы, и родители могли легко определить, что это такое.
    Каждый раз в конце учебного дня ребенок складывает то, что ему может понадобиться этим вечером, в папку, а все остальное оставляет в классе в скоросшивателе.
    Кроме того, установите определенный формат для организации бумаг в скоросши- вателе, чтобы все использовали одну и ту же систему, а вы могли в любой момент убе- диться, что при необходимости каждый может найти все, что нужно. Можно, например, присваивать всем материалам конкретные номера, которые ученики внесут в оглав- ление, например: 37: записи о согласовании подлежащего и сказуемого; 38: рабочая
    Демонстрируйте ученикам важ-
    ность того, чему вы их учите,
    побуждая создавать системы для
    хранения, организации и воз-
    врата к выученному материалу.

    212
    Мастерство учителя тетрадь с упражнениями на согласование подлежащего и сказуемого; 39: домашние задания на тему согласования подлежащего и сказуемого и так далее.
    Теперь, говоря классу: «Если не помните ответ, сверьтесь со своими записями», — вы точно знаете, что нужные записи есть у каждого ученика, и даже можете подска- зать, где именно в скоросшивателе их можно найти: «Они должны быть под номером тридцать семь». И наконец, так вы будете уверены, что учащиеся располагают полным пакетом материалов для подготовки к тестам и контрольным: «Чтобы подготовиться к предстоящей контрольной, вам нужно забрать домой материалы из скоросшивате- ля — номера с тридцать второго по сорок пятый».
    И непременно выделите на работу со скоросшивателем специальное время на уро- ке: «Пожалуйста, добавьте номер тридцать семь — записи о согласовании подлежаще- го и сказуемого — в оглавление и по моему сигналу вложите листки в скоросшивате- ли. Я хочу услышать звук их открывания на счет три».
    МЕТОДИКА 32
    SLANT
    Каким бы потрясающим и важным ни был ваш урок, если ученики не следят вни- мательно за вашим рассказом, не сидят прямо и спокойно и не ведут себя как актив- ные слушатели, вы попросту толчете воду в ступе. Многие учителя и школы проводят с учениками учебную пожарную тревогу и тщательно следят за тем, чтобы все дети знали, где в конце учебного дня их ждет нужный автобус, но редко думают о том, как обучить их навыкам и правилам поведения, которые помогут им сконцентрироваться на учебе.
    Я объединил пять ключевых правил поведения, которые позволяют учителю мак- симизировать внимательность учащихся, в акроним SLANT (пионерами его использо- вания были школы, первыми вошедшие в KIPP).
    Сидеть прямо (
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   28


    написать администратору сайта