Главная страница
Навигация по странице:

  • Объединение с другими методиками вовлечения учеников в учебный про- •цесс.

  • Мастерство учителя. D o u g l e m o v


    Скачать 4.72 Mb.
    НазваниеD o u g l e m o v
    Дата31.05.2022
    Размер4.72 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаМастерство учителя.pdf
    ТипДокументы
    #560838
    страница12 из 28
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   28
    Регулирование момента называния имени.

    Методика «Холодный обзвон» мо- жет варьироваться и в зависимости от того, когда именно учитель называет имя вызы- ваемого ученика. Наиболее распространенный и часто самый эффективный подход — задать вопрос, сделать паузу и затем назвать имя учащегося. Например: «Сколько будет трижды девять, [пауза] Джеймс?» Использование такой последовательности — вопрос, пауза, имя — гарантирует, что каждый ученик слышит вопрос и во время паузы начи- нает готовиться ответить на него.
    Поскольку дети знают, что «Холодной обзвон» вероятен, но не знают, кого вы вы- зовете, на вопрос, скорее всего, ответят все.
    Просто озвучит ответ один из них — тот, кого выберете вы. Для приведенного выше примера это означает, что в паузе между вопросом и именем каждый ученик клас- са умножит три на девять. А вот если вы сначала называете имя, в знании таблицы
    Использование такой последо-
    вательности — вопрос, пауза,
    имя — гарантирует, что каждый
    ученик слышит вопрос и во вре-
    мя паузы начинает готовиться
    ответить на него.

    Как увлечь учеников уроком
    167
    умножения будет упражняться только один ученик. Разница между этими двумя сце- нариями — 25 учеников отвечают на вопрос, а один озвучивает ответ, или один от- вечает, а остальные 24 просто за ним наблюдают — настолько очевидна, что первый, без сомнения, следует сделать подходом по умолчанию при проведении большинства
    «Холодных обзвонов».
    Впрочем, бывают ситуации, когда полезно сначала назвать имя ученика, чтобы подготовить его к участию в учебном процессе и повысить вероятность успешного ответа. Этот подход особенно эффективен при работе с учениками, которые не при- выкли к «холодным обзвонам»; с детьми, испытывающими трудности при обработке лингвистической информации, а также с теми, кто не совсем хорошо говорит на языке преподавания. Наиболее гипертрофированная форма данного приема состоит в том, что учитель заранее предупреждает учащегося, что на предстоящем уроке, скорее все- го, вызовет его, и даже рассказывает, о чем собирается спрашивать. Это можно сделать наедине (учитель говорит ученице перед уроком: «Знаешь, Джамала, я сегодня соби- раюсь попросить тебя рассказать, как ты решила задачу из домашнего задания. Будь готова!») или публично («Сейчас Пол ответит нам на этот вопрос, а потом ты, Карен, объяснишь, почему он ответил именно так»).
    Еще в одной ситуации стоит назвать имя ученика перед вопросом: если вам нужно донести до класса определенную информацию. Например, если вы решили прекратить использовать методику 23 «Вопрос — ответ» (далее в этой главе), которая предпола- гает, что дети отвечают на вопросы хором, сначала назовите имя и лишь затем задайте вопрос. Это даст классу возможность понять, что методика «Вопрос — ответ» уже не используется, и, следовательно, вы сможете избежать ненужного, контрпродуктив- ного момента, когда некоторые дети по-прежнему отвечают хором на вопрос, адресо- ванный уже тому или иному конкретному ученику.
    Объединение с другими методиками вовлечения учеников в учебный про-

    цесс. Методика «Холодный обзвон» прекрасно комбинируется с другими методами.
    Идеальный пример — «Вопрос — ответ»: быстрый, энергичный переход от ответов хором к ответам отдельных учеников и обратно позволяет резко повысить уровень по- зитивной энергии класса. А еще это помогает учителю гарантировать, что в процессе использования подхода «Вопрос — ответ» ученики отвечают не по инерции. Рассмо- трим этот прием на простом примере. Учитель быстро повторяет с детьми таблицу

    168
    Мастерство учителя умножения. Он просит весь класс давать ответы хором, но время от времени переклю- чается на конкретных учеников.
    Учитель:
    Дети, сколько будет девятью семь?
    Класс:
    Шестьдесят три!
    Учитель:
    А девятью восемь?
    Класс:
    Семьдесят два!
    Учитель:
    Хорошо, а теперь ты, Чарли. Девятью девять?
    Чарли:
    Восемьдесят один!
    Учитель:
    Хорошо. А теперь класс!
    Класс:
    Восемьдесят один!
    Учитель:
    Молодцы! Матильда, еще раз — сколько будет девятью семь?
    Матильда:
    Шестьдесят три!
    Переключаясь туда-сюда, вы командуете конкретным ученикам повторить матери- ал и закрепляете правильный ответ, предлагая классу повторить его.
    Еще отлично сочетается с методикой «Холодный обзвон» методика 24 «Лапта»
    (подобнее о ней я расскажу в этой главе). По сути, они очень похожи, так как «Лапта» тоже предполагает ряд быстрых, кратких вопросов. И наконец, есть еще методика 26
    «Все пишут» (о ней тоже пойдет речь в этой главе), которая, по сути, представляет собой подготовку к методу «Холодный обзвон», так как позволяет каждому ученику заранее обдумать вопросы, которые вы скоро предложите им обсудить. Это повышает вероятность высокого качества ответов.
    Как уже говорилось, учителя нередко считают, что вопросы, задаваемые в рам- ках «Холодного обзвона», должны быть простыми. На самом же деле это совсем не так. Вопросы могут и должны быть трудными, заставляющими детей напря- женно думать. Задача отчасти в том, чтобы дети испытывали гордость за то, что смогли экспромтом ответить на столь сложные вопросы. Далее я привожу стено- грамму применения методики «Холодный обзвон» в исполнении Джесси Ректора из кампуса Клинтон Хилл академии North Star. Ректор — исключительный учитель

    Как увлечь учеников уроком
    169
    математики с исключительными показателями успеваемости учеников. В нашей ор- ганизации многие берут с него пример и пользуются его огромным опытом. Сейчас вы увидите, какие трудные вопросы он задает детям. Подумайте, кстати, на все ли вопросы, заданные им в ходе применения методики «Холодный обзвон», сможете ответить вы сами.
    Ректор:
    Я — квадратное поле площадью сто шестьдесят девять квадрат- ных метров. Какова длина одной из моих сторон, Джени?
    Джени:
    Тринадцать.
    Ректор:
    Тринадцать чего? [Обратите внимание: спрашивая ученицу о еди- ницах измерения, учитель использует методику 4 «Форма имеет значение».]
    Джени:
    Тринадцать метров.
    Ректор:
    А теперь я квадратное поле с периметром сорок восемь метров.
    Какова моя площадь, Катрина?
    Катрина:
    Сто сорок четыре квадратных метра.
    Ректор:
    Отлично. Теперь я правильный восьмиугольник со стороной, дли- на которой составляет восемь x плюс два. Какой у меня периметр,
    Тамисс?
    Тамисс:
    Шестьдесят четыре x плюс шестнадцать.
    Ректор:
    Отлично. Я равнобедренный треугольник с двумя углами величи- ной три x каждый. Какова величина моего третьего угла, Анайя?
    Анайя:
    Сто восемьдесят градусов минус шесть x.
    Ректор:
    Молодец, сто восемьдесят градусов минус шесть x. А каков ква- дратный корень из четырехсот, Фрэнк?
    Фрэнк:
    Сто.
    Ректор:
    Нет, квадратный корень из четырехсот не сто. Ребята, помогите ему.

    170
    Мастерство учителя
    Дэвид:
    Двадцать.
    Ректор:
    Совершенно верно, двадцать. Скажи Фрэнку почему.
    Дэвид:
    Потому что, если умножить двадцать на двадцать, будет четыреста.
    Решив использовать методику «Холодный обзвон» в первый раз, вы, возможно, столкнетесь с тем, что ученики будут недоумевать, что происходит, и, в общем, вполне оправданно. Вполне вероятно, им еще не приходилось присутствовать на уроке, на ко- тором опрос ведется таким способом. Возможно, они не сразу увидят связь между этой методикой и своим дальнейшим поступлением в колледж или даже углядят в ней скорее негативную, нежели позитивную для себя ситуацию. В связи с этим на первый раз очень рекомендую заранее подготовить сценарий из нескольких кратких ремарок, в сущности, своего рода небольшую вступительную речь. Она позволит вам объяснить детям, что происходит и почему. Это сделает данное упражнение более рациональ- ным, системным, предсказуемым, а если немного поднатореть в этом деле, и поистине вдохновляющим.
    Саммер Пэйн из Приготовительной школы при колледже Элм-Сити, знакомя детей детсадовского возраста с методикой «Холодный обзвон», использует оригинальный подход. Саммер придумала веселую песенку: «Отвечаем по одному! Тот, кого я на- зову!» И ее детям, как и ученикам Коллин Дриггс, эта методика очень нравится. Если и вы сумеете преподнести ее правильно и позитивно, ваш класс тоже непременно ее полюбит.
    МЕТОДИКА 23
    «ВОПРОС — ОТВЕТ»
    Основной элемент методики «Вопрос — ответ» заключается в том, что учитель задает вопрос, а весь класс хором отвечает. Это звучит просто, но если эффективно исполь- зовать этот метод во всех его вариациях, он может стать на редкость действенным инструментом не только вовлечения учеников в учебный процесс, но и повышения их успеваемости.

    Как увлечь учеников уроком
    171
    Эффективная методика «Вопрос — ответ» позволяет достичь трех основных целей.
    Повторение и закрепление пройденного материала.

    То, что ученики отвечают как группа, гарантирует, что на ваш вопрос может ответить каждый из них. Вашу подачу принимают все, и количество отбитых ударов умножается на 25–30. Есть и другой весьма эффективный способ: один ученик дает уверенный, сильный от- вет, и вы просите класс повторить его. Весь класс повторяет и закрепляет матери- ал, а ученик, давший верный ответ, получает четкое подтверждение, что сказанное им действительно важно.
    Веселая, энергичная атмосфера.

    Эта методика на редкость энергична и активна; она вдохновляет класс. Детям нравится кричать хором или выполнять всем клас- сом какие-то упражнения. Люди вообще любят ощущать себя частью вдохновенно кричащей толпы, это заряжает их энергией. И данная методика способна сделать ваш класс таким же энергичным и активным.
    Закрепление желательной поведен-

    ческой модели. Методика «Вопрос — ответ» несет в себе одну потрясаю- щую скрытую выгоду: ученики как группа раз за разом реагируют на во- прос учителя по его сигналу. В ре- зультате они каждый раз выполняют его требование, причем публично.
    И каждый ребенок убеждается, что все остальные тоже это делают. Вы просите — они выполняют, и так раз за разом. Ученики не видят в этой ме- тодике воспитательного инструмента, а между тем она вводит в привычку четкое, активное и своевременное подчинение; закрепляет его в мышечной памяти детей.
    Тем самым укрепляется власть учителя над классом.
    «Вопрос — ответ» — довольно простая методика, но не следует ее недооценивать, фокусируясь исключительно на наиболее упрощенных формах: например, прося детей
    Ученики не видят в методике
    «Вопрос — ответ» воспитатель-
    ного инструмента, а между тем
    она вводит в привычку четкое,
    активное и своевременное под-
    чинение; закрепляет его в мы-
    шечной памяти детей.

    172
    Мастерство учителя повторять за вами афоризмы и песенки. По сути, существует пять основных типов, или уровней, секвенций, используемых в ее рамках. Они перечислены далее с учетом требуемого в каждом случае умственного напряжения, от меньшего к большему.
    Повтор:
    1. ученики просто повторяют сказанное учителем или завершают нача- тую им знакомую фразу. Тема фразы может быть воспитательной («Кто мы?!
    [Ученики такой-то школы!] Для чего мы здесь собрались? [Чтобы стать об- разованными!]») или учебной («Четырежды четыре… [Шестнадцать!]. Пятью пять… [Двадцать пять!]»).
    Отчет:
    2. учеников, которые уже выполнили задание или ответили на вопрос са- мостоятельно, просят дать отчет («На счет три скажите мне, какой ответ у вас получился в задаче номер три»). Данная версия стимулирует детей к актив- ной дальнейшей умственной деятельности после выполнения предыдущего задания.
    Закрепление материала:
    3. вы закрепляете новую информацию или очень хоро- ший ответ, попросив класс повторить его: «Кто может сказать, как называется эта часть математического выражения? Верно, Трэйвон, это экспонента, пока- затель степени. Класс, как называется эта часть математического выражения?»
    При этом каждый ученик дополнительно и активно взаимодействует с важным новым материалом, а для ребенка, представившего эту информацию, данная методика становится подтверждением важности его ответа («Мой ответ был на- столько важным, что учитель попросил весь класс повторить его»).
    Повторение материала:
    4. учеников просят вспомнить ответы или повторить информацию, которая обсуждалась или упоминалась в классе раньше: «Класс, кого первого встретил Тезей на пути в Афины? А кто был вторым? А третьим?» или «Какое из названных нами слов означает «не иметь чего-либо в достаточ- ном количестве?»
    Решение:
    5. это наиболее сложный в применении прием, использовать его нужно с особой тщательностью. Учитель просит учеников решить задачу и хором на- звать ответ: «Если длина прямоугольника десять сантиметров, а ширина две- надцать, сколько квадратных сантиметров составляет его площадь, класс?»
    Трудность в том, что если группа людей решает ту или иную задачу в режиме

    Как увлечь учеников уроком
    173
    реального времени и отвечает хором вслух, необходимо, чтобы задача имела однозначный четкий ответ. Нужна также высокая степень уверенности, что все ученики смогут ее решить. Иными словами, данная вариация методики «Во- прос — ответ» наиболее сложна и требует от детей наибольшего напряжения умственных способностей, и ученики нередко сами бывают приятно удивлены тем, что умеют решать задачи в режиме реального времени.
    Методика «Вопрос — ответ» работает эффективно в любой ее форме, при условии что отвечают все ученики без исключения. Для этого необходимо заранее запланиро- вать использование конкретного сигнала (команды «Класс!», «Все вместе!», «На раз, два...» или даже невербального сигнала, например когда учитель поднимает указатель- ный палец). Он будет указывать, что вы хотите, чтобы дети ответили на вопрос хором.
    Такой сигнал называется по моей команде. Он проясняет, когда учитель ждет группо- вого ответа, а когда просит класс подождать, пока он не назовет конкретного учени- ка, который будет отвечать. Это действительно чрезвычайно важно. Каждый ученик в классе должен четко знать, является ли заданный учителем вопрос:
    риторическим: «Ведь сорок два поделить на семь, будет пять, верно?»;

    таким, на который должен ответить кто-то один, и сейчас этого человека назовут:

    «Сорок два разделить на семь будет… сколько, Шейн?»;
    таким, для ответа на который ожидается доброволец: «Кто может сказать, сколько

    будет сорок два поделить на семь?»;
    задаваемым в ожидании ответа хором: «Класс, сорок два разделить на семь,

    будет…»
    Кстати, если дети не умеют быстро и точно определять, чего ждет от них учитель в перечисленных выше четырех ситуациях, вы лишаетесь возможности целенаправ- ленно и по собственному усмотрению использовать любую из обсуждаемых здесь ме- тодик. Каждый ученик в каждом конкретном случае будет сам решать, к какой катего- рии относится ваш вопрос (или просто выберет наиболее предпочтительный для него вариант). И тогда вы уже не сможете сами выбирать нужный прием: проверку на пони- мание конкретного ученика с использованием методики «Холодный обзвон», вовлече- ние в ответ всего класса; поощрение тех, что тянет руку; выбор ребенка, который, как

    174
    Мастерство учителя вам кажется, даст наилучший и самый полный ответ; предоставление времени на раз- мышление, прежде чем вы примете ответ, или любой другой из десятка приемов эф- фективного преподавания. Иными словами, учителю необходимо иметь возможность четко показывать ученикам, какого типа ответа он от них ожидает. Кроме того, не сто- ит забывать о ситуации, способной привести в ужас кого угодно: на вечеринке вы раз- говариваете с кем-то, стараясь перекричать громкую музыку, и вдруг музыка затихает, и то, что предназначалось одному человеку, во внезапно воцарившейся тишине слы- шат все. Чтобы ученики активно, с энтузиазмом и без страха попасть в неловкую ситу- ацию участвовали в процессе «Вопрос — ответ», они должны четко знать, когда надо отвечать, чтобы твой голос звучал в унисон со всеми. Они должны быть уверены, что не окажутся единственными, кто нелепо выкрикивает ответ в полной тишине. Таким образом, чтобы методика «Вопрос — ответ» приносила реальную пользу, необходимо использовать надежный и последовательный сигнал и непременно обеспечить стопро- центное участие класса. Хороший сигнал «по моей команде» — ключ к достижению этой цели. Отнеситесь к этому компоненту учебного процесса с должным уважением.
    Как показали мои исследования, учителя-мастера в основном используют пять раз- новидностей сигналов данного типа.
    Первый подход основан на счете, например: «На старт, внимание…», «Раз, два…»,
    «Раз, два, готовы… отвечает тот-то». Его преимущество в том, что вы даете ученикам время на подготовку к ответу, а в классах, где методика «Вопрос — ответ» применяет- ся особо энергично, — на то, чтобы набрать воздуха в легкие и приготовиться влить свой голос в громкий стройный хор. Кроме того, в этом случае вы можете быть уве- рены, что ученики ответят хором и по вашей команде. Следовательно, данный подход особенно эффективен для создания в классе сильной, позитивной культуры послуша- ния. Основанные на счете сигналы весьма полезны и тем, что их можно без проблем прервать, если вы видите, что дети пока недостаточно внимательны или еще не готовы к заданию или вопросу по принципу «Вопрос — ответ». Иначе говоря, счет «Раз, два, готовы… отвечает тот-то» при необходимости можно прервать словами: «Раз, два... нет, я вижу, еще не все готовы». Так вы покажете детям, что они еще не готовы, но под- держите в них предвкушение чего-то интересного, что ждет их впереди. И наконец, учитель может ускорять или замедлять счет, регулируя тем самым темп опроса.
    Творчески подходящий к делу педагог может начать с более длинного счета и по- степенно сокращать его по мере того, как дети все больше привыкают к этому приему.

    Как увлечь учеников уроком
    175
    Тем самым учитель экономит время. Например, «Раз, два, готовы… отвечает тот-то» постепенно превращается в «Раз, два!». Сэкономленная в результате секунда повыша- ет темп опроса и оставляет больше времени на объяснение материала. Возможно, вам это кажется не слишком большой экономией, однако, если сигнал, используемый вами по десять раз в день в течение двухсот дней учебного года, будет короче на одну се- кунду, это сэкономит полчаса учебного времени. А в некоторых классах для ускорения процесса используется даже не укороченная версия команды, а невербальный сигнал.
    Вторая форма сигнала «по моей команде» — групповая команда. Два самых рас- пространенных примера: «Все вместе!» и «Класс!» ― например: «Как мы называем итог сложения чисел… Все вместе!» или «Класс, каков наибольший общий делитель чисел десять и шестнадцать?» Использование общего, собирательного термина для всего класса укрепляет дух коллективизма и напоминает детям, чего вы от них жде- те. Произнося слово «все», вы напоминаете ученикам, что ожидаете общего участия, а если не получаете желаемого с первого раза, то можете повторить его с бóльшим нажимом. Кроме того, учителя-мастера обычно стратегически подходят к месту рас- положения команды — перед вопросом или после него. Спрашивая: «Как мы называем итог сложения чисел? Все вместе!» — вы даете ученикам время выслушать и обра- ботать вопрос, прежде чем на него ответить, особенно если делаете между командой и ответом небольшую паузу. Акцент в данном случае несколько отличается от вариан- та «Класс, как мы называем итог сложения чисел?». Первый вопрос начинается непо- средственно с содержания, а второй — с указания того, кто будет на него отвечать.
    Третий вид сигнала «по моей команде» — невербальные подсказки, жесты: подня- тый указательный палец, отмашка, круговое цикличное движение пальцем и другие. Их главное преимущество — быстрота, а также то, что вам не приходится ни на секунду прерывать урок. При последовательном использовании такие сигналы становятся не- вероятно мощным инструментом, однако их применение сопряжено с определенными сложностями. В частности, следите за стилем команд-жестов. Например, если учитель, призывая класс ответить хором на вопрос, щелкает пальцами, жест может показаться вы- сокомерным, и это будет в корне неправильно. В то же время я лично не раз становился свидетелем того, как учителя применяли этот жест с большим успехом. Далее, используя разные невербальные сигналы непоследовательно и наобум, легко запутать детей, и это наверняка приведет к серьезным долгосрочным проблемам. И все же надо отметить, что многие наиболее эффективные педагоги выбирают именно эту разновидность.

    176
    Мастерство учителя
    В четвертом варианте сигнала «по моей команде» задействована смена тона и гром- кости. Учитель, произнося последние несколько слов предложения, повышает голос и меняет тон, подразумевая вопрос. Ученики распознают подсказку и быстро реагируют на нее. Этот подход — самый сложный из всех описанных на данный момент, и его чаще всего используют неправильно. Как правило, учителя прибегают к нему только после того, как в полной мере освоят более простые варианты. Главное же преимущество дан- ной разновидности заключается в том, что она вписывается в канву урока совершенно
    «бесшовно», быстро и естественно. Однако я не рекомендовал бы применять ее, не от- точив этот навык до совершенства. Кроме того, если вы все же решили им воспользо- ваться, будьте готовы к тому, что на первых порах все пойдет не слишком гладко. На этот случай имейте в запасе какой-нибудь другой сигнал — один из перечисленных выше вариантов. Это будет резерв, которым вы воспользуетесь, если ученики не распознают первого, весьма тонкого и не всегда уловимого сигнала «по моей команде».
    И наконец, последний вид сигнала данного типа — специализированные сигналы.
    Они указывают, что вы рассчитываете на конкретную реакцию класса. Многие учите- ля используют несколько таких сигналов, каждый из которых предполагает свой ва- риант реакции. Например, Боб Циммерли разучивает с учениками песенки, в которых перечисляются все кратные числа до 12. После этого учитель может подавать детям специализированные сигналы. Если он говорит «Семерки на счет два. Раз, два…», уче- ники на мотив популярной песни хором поют: «Семь, четырнадцать, двадцать один, двадцать восемь, тридцать пять, сорок два…» Если он говорит: «Восьмерки на счет два. Раз, два…» ― дети реагируют другой песенкой, с перечислением других чисел.
    А можно, например, научить класс всегда отвечать на сигнал-вопрос «Зачем мы здесь собрались?» словами «Чтобы учиться!». Когда дети запомнят эту связь, вам больше не придется напоминать им, что вы ждете ответа хором («Все готовы?»). Вы просто спросите «Зачем мы здесь собрались?», и они хором дадут нужный ответ. Данная фор- ма сигнала, возможно, самая веселая и интересная и для учителя, и для класса. Есть что-то на редкость энергичное и захватывающее в том, что учитель задает, казалось бы, невинный вопрос, а дети вдруг отвечают на него дружным хором.
    Учителя разработали широкий спектр вариаций, повышающих ценность методики
    «Вопрос — ответ» в разных конкретных ситуациях. Перечислю три особенно эффек- тивных способа ее адаптации.

    Как увлечь учеников уроком
    177
    Объедините «Вопрос — ответ» с методикой «Холодный обзвон» и используйте их

    попеременно. Перемежая ответы хором с ответами отдельных учеников, вы повы- шаете уровень внимательности учащихся и создаете в классе атмосферу позитив- ного напряжения, обусловленного фактором непредсказуемости, благодаря чему урок становится еще интереснее.
    Оживите методику «Вопрос — ответ», попросив отвечать хором отдельные под-

    группы класса, и разработайте для этого специальные сигналы. Например, вызы- вайте попеременно мальчиков и девочек, левую и правую часть класса, сидящих на первых и задних партах. Этот прием делает данную методику еще интереснее и неожиданнее и обеспечивает более полное участие класса в учебном процессе.
    Добавьте жест: например, учитель спрашивает класс, как называется результат за-

    дачи на сложение, и дети, отвечая хором, перекрещивают указательные пальцы и показывают символические «плюсы». Включая время от времени в урок жесты, вы получаете два преимущества. Во-первых, это способ обеспечить некоторую физическую активность класса; дети сосредоточены и находятся в движении; они могут не только говорить, но и делать что-то позитивное. Для особо неусидчивых учеников это огромное облегчение. Во-вторых, благодаря визуальному сигналу, особенно если он не случайный, а отражает правильный ответ (как скрещенные
    «плюсом» пальцы), учитель получает возможность следить за теми, кто уклоняет- ся от ответа или медлит с ним, и точнее оценивать уровень понимания материала разными учениками.
    КЛЮЧЕВАЯ ИДЕЯ
    «ВОПРОС — ОТВЕТ»
    Используйте групповой хоровой ответ — вы спрашиваете, дети отвечают хором — для формирования в классе культуры энергичного, позитивного участия.

    178
    Мастерство учителя
    При правильном, продуманном использовании методика «Вопрос — ответ» способна разом вовлечь всех учеников в захватывающую, энергичную и мотивирующую дея- тельность, заразить энтузиазмом весь класс. Она чрезвычайно полезна как часть бо- лее крупной стратегии вовлечения детей в учебный процесс и обладает позитивным вспомогательным воспитательным эффектом. В частности, эта методика незаметно, но мощно развивает в детях привычку подчиняться требованиям учителя. Участвуя в процессе «Вопрос — ответ», дети привыкают делать то, что им говорит учитель, снова и снова, даже не осознавая того, что они практикуются в этом полезном навыке.
    Однако, надо признать, данная методика чревата определенными рисками и недостат- ками, о которых должен помнить каждый педагог.
    Она позволяет детям, что называется, нахлебничать.

    Если ученик не знает от- вета или не хочет отвечать, то может просто шевелить губами, притворяясь, будто выполняет распоряжение учителя. Если вас это беспокоит, включите в ответ кон- кретный жест, что обеспечит возможность отслеживать участие не только на слух, но и визуально.
    Она не обеспечивает надежной проверки на понимание.

    Дети, не знающие пра- вильного ответа, в атмосфере всеобщего энтузиазма могут без особого труда скрыть этот факт, произнося свой вариант ответа не слишком внятно, повторяя за одноклассниками либо присоединяясь к ответу только на втором-третьем повторении.
    Она укрепляет нужную поведенческую культуру в вашем классе только при усло-

    вии, что эта культура довольно сильна изначально. Если дети видят, что могут без негативных последствий испытывать в процессе опроса терпение учителя, за- тягивая с ответами, дурачась, отвечая слишком громко или не в унисон, то навер- няка будут это делать. Вы должны постоянно следить за ситуацией в классе. Если в ответ на ваш вопрос происходит что-то из вышеупомянутого, непременно сразу исправьте положение тем или иным энергичным и позитивным способом. Напри- мер, скажите: «Я ценю ваш энтузиазм, но мне нужно, чтобы вы отвечали точно по моей команде. Давайте-ка попробуем еще раз».

    Как увлечь учеников уроком
    179
    МЕТОДИКА 24
    «ЛАПТА»
    На протяжении многих десятилетий бейсболисты разогреваются перед матчами и тренировками с помощью довольно простой игры
    *
    .Они разбиваются на группы из четырех-пяти игроков, один берет биту, а остальные размещаются перед отбиваю- щим полукругом в паре метров от него. Один игрок бросает отбивающему мяч. Тот, не ловя, отбивает его битой. Ближайший игрок ловит мяч и, тоже не останавливаясь ни на секунду, опять возвращает его отбивающему, который посылает его очередному игроку. Все происходит предельно быстро. Игроки имеют возможность за короткий период активно попрактиковаться в навыке отбивания мяча. В отличие от формальной тренировки данная игра не предполагает обучения новым навыкам или новой игровой стратегии, но закрепляет уже имеющиеся навыки.
    Одноименная педагогическая методика также базируется на быстро развивающейся ориентированной на группу процедуре, нацеленной на дальнейший анализ знакомой ин- формации и развитие основополагающих навыков. Учитель быстро «посылает» «мячи»- вопросы группе учащихся, а те быстро «отбивают подачу», отвечая на них. Если ответы правильные, учитель обычно не останавливается, чтобы их обсудить, а сразу предлагает другому ученику очередной вопрос. Если же ответ неверный, учитель адресует тот же вопрос другому ребенку, иногда повторно отвечает тот же. Главное ― все должно про- исходить стремительно и энергично. В этом и состоит суть методики «Лапта»: быстрый темп, полная непредсказуемость (как и в игре бейсболистов — никогда не знаешь, кто следующим получит «мяч») и укрепление и повторение основных навыков, в процессе которого каждый ученик имеет множество шансов принять участие в опросе.
    «Лапта» — отличная разминка. Многие учителя считают ее неотъемлемой частью ежедневных устных упражнений, проводимых в начале урока, но эту методику также полезно использовать в качестве своего рода энергичного перерыва в ходе урока, спо- собного быстро расшевелить детей, а также для повторения материала, например что- бы еще раз пробежаться по теме перед контрольной. К тому же это идеальный способ заполнить несколько неожиданно освободившихся минут на уроке или даже на пере- мене чем-то продуктивным и интересным.
    *
    Конечно, в США эта игра называется иначе. Прим. ред.

    180
    Мастерство учителя
    «Лапту» часто путают с методикой «Холодный обзвон», и если вы хотите в полной мере использовать специфические выгоды и преимущества первой методики, полезно прежде всего разобраться, чем они отличаются.
    Во-первых, хотя «Лапта» часто включает в себя «Холодный обзвон», это необя- зательно. При использовании методики «Лапта» вы можете при желании быстро и энергично вызвать добровольцев, которые тянут руку, — либо сразу же, либо сделав короткий перерыв после «Холодного обзвона». Мой опыт подсказывает, что учите- ля намного чаще используют второй вариант. Все начинается c «Холодного обзвона», но, когда класс полностью увлекается процессом и дети, услышав вопрос, активно, часто с большим нетерпением, тянут руки, желая ответить, учитель переходит к мето- дике «Лапта», предусматривающей быстрый опрос всех желающих.
    Во-вторых, при использовании этой методики почти всегда задаются базовые, основополагающие вопросы, часто для повторения уже знакомого классу материала.
    А «Холодный обзвон» может включать в себя вопросы любого уровня сложности и лю- бого типа. Используя эту методику, вы вполне можете задать детям вопрос об основ- ных причинах Гражданской войны в США, но для игры в «Лапту» такой материал не годится. И еще, поскольку «Лапта» часто используется для обзора пройденного ма- териала, учителя нередко меняют тему по ходу опроса. Они могут, например, в тече- ние двух-трех минут задавать вопросы о свойствах четырехугольника, а затем перейти к серии вопросов по координатной геометрии. Причем нередко эти темы не слишком тесно связаны между собой. Скажем, на уроке обществоведения учитель посвящает несколько минут развитию навыков работы с картами, а после этого наскоро пробега- ется по теме первых колоний, которую класс уже прошел.
    В-третьих, «Лапта» — это игра. (Бейсболисты обожают свою версию такой игры именно потому, что относятся к ней как к приятному перерыву в напряженной трени- ровке.) Следовательно, в классе нужно использовать некие сигналы, которые указыва- ли бы детям, что они сейчас сыграют в забавную игру. Можно, например, попросить всех учеников встать или придумать какой-то необычный способ вызывать того, кто должен ответить. Словом, сделать то, чего на уроке обычно не делают. Помните так- же, что на «Лапту» отводится мало времени и эта игра должна иметь четкие начало и конец. Опишу несколько вариантов, которыми учителя успешно подчеркивают раз- влекательность данной методики.

    Как увлечь учеников уроком
    181
    Палочки-выбиралочки.

    Главная «фишка» игры в «Лапту» — непредсказуемость: дети не знают, кто получит очередной «мяч». Но многие учителя идут на шаг дальше и используют специальные средства рандомизации, чаще всего палочки от эскимо, на каждой из которых написано имя ребенка (поэтому они и называ- ются «палочки-выбиралочки») и которые вытаскиваются наугад из коробки. Воз- можны и другие вариации, например генерирование случайных чисел с помощью ноутбука. И учитель обычно действительно вызывает того, кого выбрал инстру- мент рандомизации. Однако, осознают это ученики или нет, вытягивая палочки из коробки, учитель сохраняет за собой контроль над процессом, задавая вопросы тем, кому считает нужным. Вот как формулирует это один из учителей: «Помните, вы, и только вы, знаете, чье имя на самом деле написано на вытащенной палочке от эскимо!» Вы можете вытащить палочку Джона, а вызвать Сьюзен. Надо отме- тить, что вытаскивание палочек имеет один существенный недостаток: на это ухо- дит почти столько же времени, сколько на то, чтобы задать вопрос, следовательно, темп урока замедляется вдвое.
    На победителя.

    Учитель, использующий эту разновидность «Лапты», начинает с того, что предлагает двум ученикам подняться с мест и стоя ответить на вопрос.
    Ребенок, первым ответивший правильно, остается стоять и вступает в единобор- ство с очередным конкурентом. Данный подход несколько проигрывает в непред- сказуемости, но этот недостаток с лихвой окупается преимуществами атмосферы честной товарищеской конкуренции. Используя его, ни в коем случае не забывай- те о других отличительных характеристиках методики «Лапта»: быстром темпе опроса, коротких и простых вопросах на основополагающие темы и ограничен- ном внимании к неправильным ответам. В атмосфере соревнования довольно про- сто допустить излишнюю горячность, даже ситуацию, когда участники начинают отстаивать свои права («Но ведь я же так и сказал!»). Лучшие учителя просто про- должают двигаться вперед, не отвлекаясь на подобные непродуктивные факто- ры. В противном случае класс будет слишком много обсуждать игру, а не играть в нее.
    Можно сесть.

    Этот вариант, как правило, используется в начале урока. Ученики встают, приветствуя учителя, а он, словно перцем, засыпает их быстрыми вопроса- ми. Дети «зарабатывают» право сесть на свое место, правильно ответив на вопрос.

    182
    Мастерство учителя
    В данном случае учитель опять же не обсуждает ответы. Он просто жестом по- казывает, кто может сесть, а кто пока остается стоять. В эту игру можно играть и наоборот: ответившие верно встают и получают право раньше других выйти из класса и, следовательно, оказаться первыми в очереди в буфет.
    Как уже говорилось, поскольку главное преимущество методики «Лапта» в ско- рости, учителя редко прерывают процесс для обсуждения и анализа неправильных ответов. Они могут задать тот же вопрос другому ученику, чтобы тот дал правильный ответ, но практически всегда их цель — быстро и энергично двигаться вперед.
    МЕТОДИКА 25
    «ВРЕМЯ ОЖИДАНИЯ»
    Еще один эффективный способ включить в урок мощь идей тех учеников, которые в ответ на вопрос учителя обычно не тянут первыми руки, — методика «Время ожи- дания». Суть ее в небольшой, в несколько стратегических секунд, паузе между момен- том, когда вы задали вопрос и когда попросили ученика начать отвечать на него. Мэри
    Бадд Роу, профессор педагогики из Университета Флориды, скончавшаяся в 1996 году, провела в этой области исследование, которое показало, что типичный учитель, задав вопрос, делает паузу примерно в одну секунду, после чего ждет ответа еще секунды полторы, не более.
    Данная привычка чревата серьезными проблемами и ограничениями. Дело в том, что ответы, данные учениками в результате таких коротких размышлений, вряд ли будут полными, обдуманными и развернутыми. Кроме того, если вы систематически принимаете ответы всего через секунду после вопроса, это побуждает ребенка, же- лающего проявить активность, поднять руку и сказать первое, что пришло в голову, а не дать наилучший ответ из тех, на которые он способен. И наконец, отказ от вре- мени ожидания резко повышает вероятность того, что вам придется потратить время на обработку неполного и слабого ответа и только потом перейти к обсуждению силь- ного. Это может показаться парадоксальным, однако, тратя время на ожидание ответа и гарантируя тем самым, что он с первого раза получит более качественный ответ, учитель экономит немало учебного времени.

    Как увлечь учеников уроком
    183
    Человеческий разум работает быстро, и дополнительное время, способное резко повысить качество получаемых ответов, может быть совсем непродолжительным. Ис- следования показали, что три–пять секунд дополнительного времени на обдумывание вопроса обеспечивают сразу несколько важных преимуществ.
    Ответы становятся более длинными

    и правильными.
    Уменьшается количество отказов от-

    вечать (количество детей, которые го- ворят: «Я не знаю»).
    Увеличивается количество учеников,

    желающих ответить добровольно.
    Возрастает доказательность ответов.

    Однако, надо признать, для учителя ожидание данного типа — не такая уж про- стая задача, для этого недостаточно просто сделать паузу или сосчитать в уме до трех.
    Во-первых, довольно трудно выработать у себя привычку оставлять время после во- проса, и даже если вы приучите себя к этому — все равно в эти несколько секунд будете просто стоять и ждать, что особой пользы не принесет. Во-вторых, и это еще важнее, ученики не всегда четко знают, как реагировать на вашу паузу, особенно если они бóльшую часть времени учились в школах, где этот прием не использо- вался. Вполне возможно, что ребенок прежде никогда не учился в школе, в которой создана культурная среда, поощряющая размышления, а не лентяйничание и в ко- торой пространство между вопросом и ответом обычно заполняется напряженной умственной деятельностью.
    Если вы только готовите и учите детей мыслить как настоящие ученые и приучаете их к поведенческим моделям, обеспечивающим успех на этом поприще, непременно подумайте о более эффективном использовании методики «Время ожидания» за счет соответствующих комментариев. Учителя, использующие разновидность «Время ожи- дания с комментариями», серьезно повышают сфокусированность и продуктивность этой методики, и она значительно чаще приводит к позитивным результатам, чем при использовании «Времени ожидания» в обычном виде. Эти педагоги четко и конкретно рассказывают ученикам, что тем следует делать с предоставленными тремя секундами
    Человеческий разум работа-
    ет быстро, и дополнительное
    время, способное резко по-
    высить качество получаемых
    ответов, может быть совсем
    непродолжительным.

    184
    Мастерство учителя ожидания, чтобы использовать их максимально продуктивно. Они, по сути, объясняют детям, чего именно от них ждут, говоря, например так.
    «Я хочу видеть больше рук».
    1.
    «Я хотел бы видеть по крайней мере пятнадцать рук, прежде чем мы выслушаем
    2. ответ».
    «Я жду, чтобы кто-то из вас связал этот эпизод с другой пьесой, в идеале
    3. с “Макбетом”».
    «Я дам вам время на размышление, потому что это довольно трудный вопрос,
    4. а ваш первый ответ, скорее всего, не самый удачный».
    «Я вижу, что некоторые из вас напряженно думают и записывают свои мысли,
    5. поэтому дам всему классу еще несколько секунд».
    «Я вижу, что некоторые уже листают главу, чтобы найти нужный эпизод. Это
    6. кажется мне отличной идеей, продолжайте».
    «Мне нужен ученик, который укажет в отрывке место, где можно найти ответ
    7. на этот вопрос».
    «Через десять секунд начинаю принимать ответы».
    8.
    «Так, рук все больше — четыре, пять, семь. Отлично, я вижу, вы действительно
    9. научились рисковать».
    Обратите внимание на разницу в акцентах этих комментариев. Первый просто ука- зывает, что учитель хотел бы вовлечь в работу больше учеников. Второй устанавли- вает групповую цель участия, а благодаря использованию местоимения «мы» ответ на вопрос превращается в коллективный проект. Третий подбрасывает ученикам кон- кретную и полезную мысль, которую стоит обдумать: как обсуждаемый эпизод связан с другим прочитанным ими произведением. Иными словами, как должен выглядеть особенно полный и правильный ответ. Четвертый рекомендует детям еще раз прове- рить себя и подготовить как минимум еще один вариант ответа. В пятом коммента- рии учитель рассказывает детям об одной из практических форм продуктивной рабо- ты в классе (записать свои мысли) и советует применить этот прием тем, кто такого еще не сделал. Данный комментарий четко указывает, как продуктивно использовать

    Как увлечь учеников уроком
    185
    время ожидания. Шестой комментарий предлагает еще один вариант продуктивного употребления времени ожидания для выработки научно обоснованных идей. Это по- вышает вероятность того, что учитель получит от детей продуманные, подкрепленные доказательствами ответы. В седьмом комментарии делается похожий акцент, но уче- ников просят еще и подтвердить, что они провели время ожидания с пользой для от- вета. Восьмой позволяет учителю дать классу дополнительное время на обдумывание ответа (можно и больше десяти секунд), но устанавливает четкий конечный предел.
    В девятом упоминается о позитивном образе действий с целью ввести его в привычку
    (чтобы он начал казаться детям нормой); этим комментарием учитель поощряет уче- ников идти на риск и отвечать, даже если они не совсем уверены в ответе.
    Итак, самые опытные учителя включают в периоды ожидания комментарии, при- званные внедрить и укрепить конкретные поведенческие модели, наиболее продук- тивные для их учеников в этот отрезок времени. Они обучают класс, даже пока ждут ответа на заданный вопрос.
    МЕТОДИКА 26
    «ВСЕ ПИШУТ»
    Недавно я присутствовал на интересном и напряженном уроке литературы в десятом классе в весьма успешной Бостонской коллегиальной средней школе. Ученики обсуж- дали довольно сложный с литературной точки зрения рассказ Тима О’Брайена «Чело- век, которого я убил» из книги «Вещи, которые они несли с собой». Рассказчик (воз- можно, сам О’Брайен) от первого лица повествует о том, что не способен обсуждать с другими людьми убийство врага во время войны во Вьетнаме. И вот в один из куль- минационных моментов обсуждения учительница задала классу сложный и важный вопрос: «А зачем вообще писать о том, что ты не можешь говорить о чем-то, тобой сделанном, и в результате как раз обсуждать эту тему? Зачем говорить о невозможно- сти о чем-то говорить?»
    В тот момент меня одна за другой поразили две вещи: сначала — как же повезло ученикам, которым учитель задает столь сложные вопросы, будучи при этом абсолют- но уверенным в том, что они смогут на них ответить. А сразу после этого — реакция

    186
    Мастерство учителя класса: полная тишина. Ребята смотрели на учительницу, не выказывая ни малейшего желания ответить, и в конце концов она сама весьма умно и убедительно рассказала, что думает по этому поводу. Ее ответ был превосходен, но успешной эту дискуссию никак не назовешь, ведь коэффициент участия оказался низким. Всю когнитивную ра- боту за класс проделала сама учительница.
    Глядя на учеников, бившихся над трудным вопросом, я поразился парадоксу их ис- креннего смятения. Они не закатывали глаза и не глядели с тоской в окно. Они искрен- не хотели ответить, некоторые даже подались вперед, будто ожидая от учительницы какого-то толчка, какой-то полезной идеи. Но потом отводили глаза в надежде, что их не вызовут. Это был весьма показательный момент: учительница задала детям вопрос, явно выходящий за рамки их нынешнего понимания и знания предмета, адресованный людям, подготовленным к учебе в колледже, а наградой ей была полная тишина.
    Существует ли способ обойти этот парадокс? Чтобы понять это, я начал анализиро- вать: что мне самому понадобилось бы, чтобы ответить на трудный и интересный во- прос учительницы. Мне потребовалась бы минута, даже полминуты, чтобы обдумать его и, что еще важнее, набросать свои мысли на бумаге, превратив их в конкретные слова. Располагай я временем, чтобы подумать и начать формулировать свои мысли, у меня появилось бы гораздо больше шансов намного лучше подготовиться к участию в обсуждении, ведь в этом случае мои идеи и выводы оказались бы более обоснован- ными, а я был бы больше в них уверен.
    КЛЮЧЕВАЯ ИДЕЯ
    «ВСЕ ПИШУТ»
    Добивайтесь более активного и полного участия учеников в обсуждении, предостав- ляя им возможность перед ответом сформулировать мысли в письменном виде. Как говорит писательница Джоан Дидион, «я пишу, чтобы понять, что я думаю».

    Как увлечь учеников уроком
    187
    Мне, как и Джоан Дидион, часто приходится писать, чтобы лучше разобраться в своих мыслях. Когда в колледже я не понимал какую-то тему, мне нередко удава- лось разобраться в ней только после того, как я писал соответствующую курсовую или реферат. Только после того, как мысли излагались на бумаге, идеи и выводы кристал- лизовались и объединялись в некую организованную структуру. Теперь, оглядываясь назад, я понимаю, что мое участие в обсуждении произведений на занятиях по лите- ратуре было бы в десять раз успешнее, если бы перед этим я описывал свои мысли.
    Я узнал об этом, в частности, благодаря тому, что один из лучших профессоров, у ко- торых я когда-либо учился, требовал от студентов каждый день кратко формулировать идеи по теме предстоящего занятия в письменном виде. Это был наш входной билет в аудиторию. В группе, где все студенты сначала описывали свои идеи, обсуждение начиналось с того, чем в других аудиториях заканчивалось. А другой мой лучший про- фессор говорил: «Если у вас есть свое мнение, значит, вы в двух шагах от идеи». По- добно многим другим студентам в колледже, я потратил уйму времени на разговоры о собственном мнении, но сегодня могу с уверенностью утверждать, что к правиль- ным выводам и идеям надо приходить, формулируя их в письменном виде.
    Самые опытные и эффективные педагоги добиваются активного и полного участия учеников в обсуждении, предоставляя им возможность перед ответом сформулировать мысли письменно. В этом и заключается суть методики «Все пишут»: учитель просит класс подготовиться к более конструктивному обдумыванию и обоснованному обсуж- дению, кратко и быстро сформулировав главные идеи в письменной форме.
    Если смотреть шире, следует признать, что большинство дискуссий на уроках под- сознательно строятся вокруг ложной посылки, что первые предложенные идеи или первые поднявшие руки ученики создают наиболее благоприятные условия для даль- нейшего продуктивного разговора. Просто задаешь вопрос и вызываешь первого, кто поднял руку. Однако первый ответ далеко не всегда бывает лучшим. Некоторым учени- кам, чтобы выработать достойную идею или почувствовать себя настолько уверенным, чтобы поделиться ею с другими, нужно время. Больше того, если ребенок сразу же уверенно тянет руку, ему, как правило, бывает очень полезно подумать еще немного.
    Методика «Все пишут» обеспечивает как минимум шесть важных преимуществ.
    Позволяет выбрать наиболее интересные и полезные для начала успешного
    1. обсуждения ответы, ведь вы можете подсмотреть идеи учеников, перемещаясь по классу и заглядывая в их тетради.

    188
    Мастерство учителя
    Позволяет просто и естественно провести опрос по методу «Холодного обзвона»,
    2. поскольку вам известно, что все ученики привели свои мысли в порядок. Чтобы начать процесс, достаточно просто спросить: «Что ты написала, Ариэль?»
    Дает шанс участвовать в разговоре каждому ученику, а не только тем, кто спо-
    3. собен и готов сразу тянуть руку.
    Формулировка мыслей в письменной форме оттачивает их. Этот процесс требу-
    4. ет от учеников большого умственного напряжения, вовлекает их в работу, улуч- шает качество их идей и развивает навыки письма.
    Вы устанавливаете стандарты или указываете ученикам направление, которое,
    5. по вашему мнению, особенно плодотворно. Например, можно посоветовать им написать предложение с каким-то сложным новым словом, причем так, чтобы было ясно, чем оно отличается от другого, близкого по смыслу. Или попросить класс описать свои мысли о Капулетти и Монтекки из «Ромео и Джульетты» и помочь ученикам лучше разобраться в том, насколько глубока ненависть двух семей друг к другу, предложив им сформулировать свой ответ словами, которые могли использовать Капулетти, говоря о Монтекки.
    Ученики запоминают в два раза больше выученного материала, если сформули-
    6. ровали его в письменном виде.
    Учитывая все эти несомненные преимущества, очевидно, что учителю следует ис- пользовать любую возможность заставить учеников писать — не только для улучше- ния письменной речи и грамотности, но и для повышения качества мышления, что в свою очередь резко повышает качество дискуссии.
    Эти шесть преимуществ работают как минимум в трех важных направлениях: по- вышают качество идей, обсуждаемых в классе; увеличивают количество учеников, которые примут в участие в дискуссии; и подготавливают их к ней. И кто бы в итоге ни ответил на вопрос, данное упражнение повышает коэффициент участия, потому что заставляет думать над ответом всех учеников, а не только тех, кто примет участие в обсуждении.

    Как увлечь учеников уроком
    189
    МЕТОДИКА 27
    «ВЕГАС»
    «Каждый урок должен немного напоми- нать Вегас», — заметил однажды основа- тель и лидер успешнейшей системы школ
    KIPP Дэйв Левин. «Вегас» — это искра, это момент урока, когда учитель исполь- зует те или иные элементы шоу: музыку, свет, ритм, танец. Эта методика привносит в урок элемент магии. Однако не следует заблуждаться: она используется не ради блеска и развлечения. «Вегас» не только позволяет повышать успеваемость в це- лом, но и помогает эффективнее достигать ежедневных целей обучения. Методика на редкость бодра, оптимистична и позитивна, но обязательно кратковременна и четко сфокусирована. Дело сделано ― и с концом. Назад к серьезной работе.
    «Вегас» может заключаться, например, в тридцатисекундном перерыве, во время которого дети исполнят танец, посвященный глаголам действия, споют песенку о де- лении в столбик или посостязаются в составлении шарад с использованием только что выученного на уроке нового слова. Скажем, в этот момент ученики соревнуются за звание чемпиона пятого класса по нахождению общего знаменателя или царя горы
    «География». Или это рекламная пауза, во время которой класс вспоминает названия всех штатов Среднего Запада. Или инсценировка рассказа, который вы только что прочли и обсудили вполголоса или, напротив, энергично и возбужденно, а лучше и тем и другим способами. Но следует помнить, что такие моменты должны быть тщательно продуманы и использовать их нужно с большой осторожностью. В противном случае они только отвлекут детей от работы и принесут не столько пользу, сколько вред. Опи- шу несколько наиболее рациональных принципов.
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   28


    написать администратору сайта