Мастерство учителя. D o u g l e m o v
Скачать 4.72 Mb.
|
Сделать этапы запоминающимися. Идентифицировав этапы, присвойте им имена (если это, конечно, возможно). Это первый шаг к тому, чтобы они стали Структурирование урока и сам урок 115 запоминающимися и, следовательно, закрепились в памяти учеников. Можно пойти и еще на шаг дальше, придумав с этими названиями забавную историю или мнемони- ческий прием. Одна учительница, чтобы помочь своим ученикам научиться определять значение незнакомого слова или фразы по контексту, разработала следующий набор этапов. Определите общий контекст непонятного слова. О чем, скорее всего, идет речь? 1. О кулинарии? О спорте? О деньгах? О чем-то веселом? О чем-то грустном? Поищите слово в функции приложения, то есть в другой формулировке его зна- 2. чения в другом месте предложения. Найдите слова-связки. 3. И, но и потому что укажут вам, как неизвестное слово соотносится с другими: «Я пытался встать, но сверзился с телеги». «Но» в дан- ном случае четко указывает на то, что «сверзился» — нечто противоположное слову «встать». Больше того, желая сделать эти этапы еще более запоминающимися, чтобы при необходимости ученики могли легко их вспомнить, учительница использовала мнемо- нический прием. Она упрощенно сформулировала каждый этап и составила из первых слов простой запоминающийся акроним, слово CAR (по-английски «автомобиль»): контекст (Context); слово в функции приложения (Apposition); слова-связки (Relational words). А чтобы сделать идею еще более запоминающейся, она придумала фразу-подсказку: «Чтобы собрать подсказки, учись водить авто!» Кстати, использованию этих инстру- ментов креативный педагог обучает учеников с помощью эффективной методики 23 «Вопрос — ответ» (глава 4). Она произносит первую часть предложения, а они до- полняют ее второй. Учительница: Похоже, нам не обойтись без подсказок. А чтобы собрать подсказ- ки… класс?! Ученики: Учись водить авто (CAR)!!! 116 Мастерство учителя Чтобы еще сильнее заинтересовать детей и сделать этапы определения значения незнакомых слов по контексту еще более запоминающимися, учительница придумала целый ряд кратких и понятных метафор. Например, когда в тексте попадается непо- нятное слово, она может сказать: «Ну, кто хочет поводить автомобиль?» или «Кажется, где-то кто-то завел авто?» Интересную вариацию данного подхода использовала Келли Рагин на уроке мате- матики, когда обсуждались все те же правила округления чисел. Педагог определила, что самый важный этап этого процесса — тот, на котором ребенок должен запомнить, что надо делать, если обведенная кружком цифра меньше 4 либо больше 5 (включи- тельно). И написала песенку, чтобы сделать этот этап особенно запоминающимся. По- ется она на мотив известной ковбойской песни. Округляем, округляем, округляем… округляем числа мы, округляем числа мы. Пять и больше? Плюс один! Меньше четырех? Остается прежним! Округляем, округляем… округляем числа мы! Больше того, чтобы процесс запомнился еще лучше и был еще более интересным, Рагин, перед тем как спеть со своими пятиклашками эту песенку, иногда надевает ков- бойскую шляпу. А со временем учительнице стало достаточно просто показать шляпу, чтобы дети тут же вспомнили правило округления. 3. Проработать этапы. При разработке структуры урока чрезвычайно важно при- своить этапам имена и сделать их запоминающимися. Но не менее важно понимать, что сама разработка этапов тоже нередко бывает ключевым компонентом учебного процесса. Так, например, обычно хорошо запоминается урок, построенный на выве- дении правил на основе одной или нескольких аналогичных задач путем структуриро- ванного опроса. Поэтому на первом уроке на тему округления, прежде чем рассказать, что делать при последовательном переносе цифр в следующий разряд при округлении 9,998 до ближайшего десятка, Келли Рагин всегда задает классу трудную задачу, и она становится основой для следующего урока, на котором учительница рассказывает об этапах решения таких задач. И делается это отнюдь не экспромтом. Этапы «ответа», благодаря которым ее ученики приходят к правильному решению таких задач, Рагин планирует заранее. Структурирование урока и сам урок 117 4. Использовать «две лестницы». После того как дети узнают об этапах нового для них процесса, в классе нередко начинают одновременно вестись два параллельных разговора: как решить данную конкретную задачу и как решить любую аналогичную задачу. Иными словами, ученики комментируют процесс либо конкретную задачу, а учитель переключается с одного обсуждения на другое, как, например, в приведен- ном ниже примере на уроке, посвященном умножению дробей. Учитель: И что же мы делаем дальше, Пол? [Процесс.] Пол: Перемножаем числители. Учитель: Хорошо, какие у нас числители? [Конкретная задача.] Пол: Числители тут четыре и один. Учитель: Итак, числителем в нашей задаче будет?.. [Конкретная задача.] Пол: В нашей задаче это будет четыре. Учитель: Хорошо. Теперь ты, Саша. Что мы делаем дальше? [Процесс.] Саша: Мы перемножаем знаменатели. Учитель: А знаменатель у нас?.. [Конкретная задача.] Саша: Знаменатель у нас два. Учитель: И это все, верно, Конрад? [Процесс.] Конрад: Нет, надо еще упростить. Учитель: Прекрасно. И каков окончательный ответ? [Конкретная задача.] Конрад: Окончательный ответ — два. Преимуществом такой динамичной смены ролей — то попросить ученика сосре- доточиться на объяснении процесса, пока тот производит конкретные вычисления, то попросить его произвести математические действия, напоминая при этом об общем процессе, а иногда делать и то и другое — может воспользоваться каждый учитель. Иногда можно попросить одного ученика сконцентрироваться на первом этапе, а дру- гого — на втором. Можно решить задачу самому и попросить учащихся объяснить, 118 Мастерство учителя что вы при этом делали и почему. Или намеренно допустить ошибку и спросить класс, где именно вы ошиблись и как должны были поступить, чтобы получить правильный отчет. Короче говоря, благодаря обучению этапам процесс становится четким и понят- ным, и ему намного проще следовать. МЕТОДИКА 14 «ДОСКА = БУМАГА» Дети в школе изучают не только новый материал и навыки — им приходится учить- ся и тому, как быть учениками, и освоению соответствующих процессов и процедур тоже можно и нужно способствовать благодаря использованию моделей. Один из са- мых сложных и ответственных аспектов приобщения к школьной жизни — обуче- ние фиксированию приобретенных новых знаний и, таким образом, их сохранению. Проще и правильнее всего начать с того, чтобы дети точно переписывали в свои те- традки то, что пишет на доске учитель (отсюда и название этой методики: «Доска = бумага»), и ввести это в привычку. Взрослея, ученики начнут самостоятельно решать, какие сведения и как фиксировать, но для этого им сначала надо научиться абсолютно точно, правильно и автоматически определять, что важно, а что нет. И лучший путь к достижению этой цели — начать с того, чтобы тетрадки или листки, розданные им для ведения записей, были зеркальным отражением ваших выкладок на доске. Вы за- полняете таблицу, и класс заполняет таблицу. Вы рисуете на доске страницу рабочей тетради и говорите: «Я хочу, чтобы страницы ваших тетрадей выглядели точно так же, как записи у меня на доске». На рис. 3.1 вы видите, как одна учительница «оформила» в третьем классе урок, посвященный мышечной системе человека. Ее ученики точно перенесли всю эту информацию в свои тетради и в результате узнали не только то, из каких мышц состоит наше тело, но и как правильно записывать и организовывать новую информацию. А на рис. 3.2 показаны записи ученика из другого класса, которому учитель просто скомандовал «внимательно записывать услышанное на отдельном листе». Структурирование урока и сам урок 119 Мышечная система Мышечная система состоит из мышц и сухожилий. Мышцы тянут кости, заставляя конечности человека двигаться. Мышечная система включает два вида мышц: произвольно сокращающиеся и непроизвольно сокращающиеся. Человек может управлять движением только произвольно сокращающихся мышц. Три примера произвольно сокращающихся мышц: руки кисти мышцы, которые работают, когда вы морщите нос Три примера непроизвольно сокращающихся мышц: сердце веки (моргание) легкие (дыхание) Обычно в человеческом теле 630 мышц. Округляя до сотен — 600. Теперь запишите в тетради предложение, где говорится о самом интересном из из- вестных нам фактов о мышечной системе человека: Наше сердце бьется благодаря сердечной мышце. Перепишите это предложение, включив в него новую информацию: Наше сердце бьется благодаря непроизвольно сокращающейся мышце. Рис. 3.1. Пример образцового ведения записей на уроке 120 Мастерство учителя Рис. 3.2. Пример того, как не следует вести записи на уроке Постепенно дети учатся делать все больше записей самостоятельно, по своему усмотрению. Они заносят в рабочие тетради все более объемные фрагменты инфор- мации, а потом начинают фиксировать ее на отдельных листках, точно копируя то, что пишет на доске учитель. Знакомя детей с навыком ведения записей, тщательно про- ведите их через весь этот процесс; расскажите, как озаглавливать записи, когда пере- ходить на новую строку, как делать подзаголовки и заголовки. Когда ученики научатся выполнять все это на достаточно высоком уровне, постепенно прекращайте напоми- нать им о правилах ведения записей, все чаще позволяйте принимать решения само- стоятельно. Но знайте: на то, чтобы дети могли взять на себя полную ответственность за эту важную часть учебного процесса, порой уходит не один год. Мышцы тянут кости, заставляя конечности человека двигаться. Мышцы Руки Кисти Нос Сердце Легкие Наше сердце бьется благодаря сердечной мышце. Наше сердце бьется благодаря непроизвольно сокраща- ющейся мышце. Структурирование урока и сам урок 121 МЕТОДИКА 15 «ПЕРЕМЕЩАТЬСЯ» Методика «Перемещаться» предполагает целенаправленное передвижение по клас- су на разных этапах урока (кроме этапа «Я», но, поскольку помнить об этом важно с самого начала, я расскажу о данной методике сейчас). Мы, учителя, часто говорим о концепции «контакта» ― педагог приближается к тому или иному ученику, чтобы акцентировать внимание на его личной ответственности за учебу или решить про- блему с поведением, — но при этом ждем, что данный прием будет работать сам собой, словно по волшебству. Учителя знают, что в случае возникновения на уро- ке проблемы им следует приблизиться к ее источнику, но не всегда в полной мере понимают, как использовать эту методику максимально эффективно и что делать, если очевидно, что одного лишь контакта недостаточно. Несомненно, нам следует знать не только о том, как и когда обеспечить тесный контакт с трудным учеником, но и о том, как вообще перемещаться по классу во время урока. Мои рекомендации представлены ниже. Нарушайте границу класса. • Граница вашего класса — это воображаемая ли- ния, которая проходит через всю комнату параллельно доске приблизительно в полу- тора метрах перед ней, обычно там, где стоят первые парты. Многие учителя не любят или не решаются нарушать границу, пересекать этот воображаемый барьер и переме- щаться по классу между рядами. А между тем чрезвычайно важно стараться делать это в первые пять минут каждо- го урока. Вам надо четко показать детям, что вы хозяин этого пространства и при же- лании в любой момент можете переместиться в любую точку класса. Больше того, это необходимо сделать прежде, чем вас к этому вынудит ситуация, скажем потребность в коррекции поведения одного из учеников. Так вы продемонстрируете, что идете, куда хотите, руководствуясь решениями о повышении эффективности учебного процесса, а не необходимостью исправить чье-либо поведение. Поступая иначе, вы сильно ри- скуете, что на территории за «границей» не вы будете хозяйничать, а ваши ученики. Не менее важно перемещаться в глубь класса для установления контакта, только когда в этом возникает необходимость (то есть для решения поведенческих проблем), и ваше действие должно быть всем заметно. По сути, тем самым вы говорите детям, 122 Мастерство учителя что дела у класса идут не слишком хорошо — настолько, что вам пришлось поменять правила своей игры. Кроме того, так вы привлекаете внимание класса к тому, что сде- лаете после того, как пересечете воображаемую границу. В результате неуловимость процесса коррекции поведения, столь важная для исправления ситуации без прерыва- ния учебного процесса (например, с помощью краткого контакта с нарушителем по- рядка), станет практически недостижимой. А постоянно курсируя по всему классу, можно исправить ситуацию незаметно, не прерывая объяснения и ведя себя совершен- но непринужденно, привычно для учеников. Обеспечьте себе полный доступ. • Учителю надо не только «нарушать грани- цу» классной комнаты, но и обеспечить себе полный доступ ко всему этому простран- ству. Вам необходимо иметь возможность в любой момент просто и естественно ока- заться рядом с любым учеником или пере- меститься в любое место класса быстро, легко, не прерывая процесса обучения. Это единственный способ показать де- тям, «кто в доме хозяин». Если вам это не под силу, они быстро определят своего рода «бесполетную зону», где будут чувствовать себя надежно изолированными от вашего влияния. Если вам потребуется передвигать стулья и перетаскивать рюкзаки, чтобы пробраться в какое-либо место классной комнаты, считайте, что вы тут больше не хо- зяин. Если, чтобы оказаться в дальнем углу класса, вам приходится извиняться, про- тискиваясь между стульями, партами и рюкзаками, значит, вы просите у детей раз- решения на это. А это означает, что хозяева этого пространства — они, а не вы. Этого не может позволить себе ни один учитель. Следите, чтобы проходы были широкими и свободными; найдите для рюкзаков и портфелей более подходяще место, чем спин- ки стульев; рассадите детей попарно, чтобы при необходимости можно было в любой момент приблизиться к любому из них. Перемещайтесь активно. • Учителю недостаточно иметь возможность просто при необходимости переместиться в любое место класса — ему надо заставить это пространство постоянно работать. Если вы учите активно (на этапах урока «Я» или Демонстрируйте, что идете, куда хотите, руководствуясь реше- ниями о повышении эффек- тивности учебного процесса, а не необходимостью исправить чье-либо поведение. Структурирование урока и сам урок 123 «Мы»), значит, вы, курсируя по классу, постоянно внедряетесь в процесс как вербаль- но, так и невербально (например, легонько кладете руку на плечо Стивена, чтобы на- помнить о необходимости сидеть спокойно; заглянув в тетрадь Памелы, шепчете ей на ухо «Проверь орфографию»). Трудно представить себе более нелепую ситуацию в классе: учитель целенаправленно движется к ученику в надежде повлиять на его поведение, а дойдя, понимает, что контакт ничего не дал. Введите спокойное личное взаимодействие с детьми по ходу перемещения по классу в привычку — это обеспе- чит возможность для реакции в случае, если контакт с нарушителем порядка не даст нужного результата. Настоятельно рекомендую использовать для этого инструменты, описанные в рамках методик 36–38: «100 процентов», «Что делать» и «Сильный го- лос» (глава 6). Не менее важно использовать в процессе перемещения позитивное подкрепление, вербальное либо невербальное (показать большой палец Майклу, ска- зать «Отлично, Жасмин», заглянув в ее записи), и делать это конструктивно. И нако- нец, при проверке понимания детьми нового материала незаменимо чтение, оценка и реакция на их текущую работу. Это также позволяет задать и поддерживать в классе атмосферу личной ответственности детей за результаты. Оба этих подхода чрезвы- чайно важны для обеспечения должного уровня успеваемости и высоких поведенче- ских стандартов («Подумай-ка еще раз, Чарльз», «Так держать, Джамаль», «Ты про- пустил третий этап, Саша»). Перемещайтесь систематически. • Найдите возможность циркулировать по классу систематически, то есть всюду и обязательно беспристрастно, — но не- предсказуемо. Это не только повышает ответственность каждого ученика за учебный процесс, но и позволяет оказывать особое давление на тех, кто представляет для вас источник наибольших проблем, не показывая этим маленьким неслухам и упрямцам, что их поведение вас тревожит. Если вы командуете детям: «Мне нужно, чтобы все смотрели на меня», — а сами тем временем направляетесь прямиком к Альфонсу, са- мому трудному ребенку в классе, то четко показываете: вы боитесь, что он не выпол- нит вашего требования, и не способны полностью его контролировать. В этой ситуа- ции мальчик, возможно, и выполнит вашу просьбу, но в глубине души с удовольствием поймет, что заставил учителя понервничать. А вот если вы заблаговременно пройде- тесь по каждому ряду, по очереди прося то того, то другого ученика смотреть на вас и на секунду останавливаясь возле детей, чтобы встретиться с ними взглядами, то, 124 Мастерство учителя конечно же, не оставите без внимания и непослушного Альфонса, но при этом не про- демонстрируете ему своего волнения. Конечно, Альфонс вполне может не выполнить вашего распоряжения, и тогда вам придется направиться конкретно к нему, однако, выдвигая свое требование, надо сделать все возможное, чтобы не выделять Альфонса среди других учеников, а для этого нужно передвигаться по классу систематически. Помните, однако, что систематически и предсказуемо — не одно и то же. Если, курсируя по классу, вы всегда следуете какому-то предсказуемому порядку, сообрази- тельный ребенок будет знать, что сейчас вы, скорее всего, подойдете к нему, и научит- ся должным образом реагировать. Так что избегайте использования одинаковой схемы (например, слева направо; по часовой стрелке вокруг классной комнаты и так далее). Варьируйте используемую модель и время от времени непредсказуемо пропускайте одних учеников, уделяя больше сил и времени другим. |